Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корытова М. А., Шунайлова С. А.

В статье рассматривается экономико-математическая компетентность как один из параметров успешно- сти профессиональной деятельности менеджеров. Дается определение «экономико-математической компе- тентности» в аспекте подготовки будущих менеджеров как интегративная, интеллектуально и личностно обусловленная характеристика личности менеджера, отражающая его способность применять экономические знания и математические методы при решении управленческих задач и повышении их эффективности. Выявлены серьезные ограничения для успешной, качественной экономико-математической подготовки будущих менедже- ров. Сформулированы педагогических условия, которые необходимо выполнить для успешного формирования экономико-математической компетентности будущих управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корытова М. А., Шунайлова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL COMPETENCE FORMATION OF INTENDED MANAGERS

The article deals the economic-mathematical competence as one of the success parameters of professional work of managers. It identifies “economic-mathematical competence” in the aspect of intended managers training as an integrative, intellectual and personal associated characteristic of manager personality, which is reflecting its ability to apply economic knowledge and mathematical methods to decide managerial tasks and to improve their performance. There are major limitations for suc- cessful, qualitative economic-mathematical training of intended managers. The pedagogical conditions as may be necessary met for the successful economic-mathematical competence formation of intended managers are formulated in the article.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ»



УДК 378.1

Корытова М.А.,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа и методики преподавания математики Института естественных и точных наук Южно-Уральского государственного университета

Шунайлова С.А.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики преподавания математики Института естественных и точных наук Южно-Уральского государственного университета

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассматривается экономико-математическая компетентность как один из параметров успешности профессиональной деятельности менеджеров. Дается определение «экономико-математической компетентности» в аспекте подготовки будущих менеджеров как интегративная, интеллектуально и личностно обусловленная характеристика личности менеджера, отражающая его способность применять экономические знания и математические методы при решении управленческих задач и повышении их эффективности. Выявлены серьезные ограничения для успешной, качественной экономико-математической подготовки будущих менеджеров. Сформулированы педагогических условия, которые необходимо выполнить для успешного формирования экономико-математической компетентности будущих управленцев.

Ключевые слова: экономико-математическая компетентность, решение управленческих задач, педагогические условия

Korytova M.,

PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor of Chair of Mathematical Analysis and Methods of Teaching Mathematics of the Institute of Natural and Exact Sciences of the South-Ural State University

Shunaylova S.,

PhD in Pedagogy, Associate Professor of Chair of Mathematical Analysis and Methods of Teaching Mathematics of the Institute of Natural and Exact Sciences of the South-Ural State University

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL COMPETENCE

FORMATION OF INTENDED MANAGERS

The article deals the economic-mathematical competence as one of the success parameters of professional work of managers. It identifies "economic-mathematical competence" in the aspect of intended managers training as an integrative, intellectual and personal associated characteristic of manager personality, which is reflecting its ability to apply economic knowledge and mathematical methods to decide managerial tasks and to improve their performance. There are major limitations for successful, qualitative economic-mathematical training of intended managers. The pedagogical conditions as may be necessary met for the successful economic-mathematical competence formation of intended managers are formulated in the article. Keywords: economic-mathematical competence, managerial tasks decision, pedagogical conditions

Анализируя современные тенденции в системе профессионального образования в области управления, а также состояния самой управленческой практики, мы установили, что высокий уровень экономико-математической компетентности менеджеров, является одним из параметров их успешности и будущего карьерного роста.

Управленческую деятельность относят к сложным социально-психологическим явлениям. В ней ярко проявляются такие качества личности воля и

целеустремленность. При этом менеджеру присущи такие действия как: анализ состояния организации, подготовка и принятие управленческих решений, осуществление контроля за их исполнением. Они невозможны без мыслительных и волевых операций, направленных на достижение поставленной цели.

В Федеральном государственном стандарте подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление», например, есть такая профессиональная компетентность, необходимая

□ш

для осуществления административно-технологической деятельности: «владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5)»[4].

Вводя понятие «экономико-математическая компетентность», мы ни в коей мере не входим в противоречие со стандартом, мы лишь более широко и глубоко пытаемся ее осознать. Ведь что такое «экономико-математическая компетентность» в аспекте подготовки будущих менеджеров. Мы определяем ее как интегративную, интеллектуально и личност-но обусловленную характеристику личности менеджера, которая отражает его способность применять экономические знания и математические методы при решении управленческих задач и повышении их эффективности. Специалист, обладающий данной компетентностью, обладает не только экономическими и математическими знаниями и умениями, но, самое главное, интеллектуальными способностями и такими качествами личности, как желание и волю применить экономические и математические знания в практике управленческой деятельности, то есть мо-тивационно-ценностными и волевыми качествами.

Рассматривая узко-специализированные компетенции менеджера как составляющие его профессиональной компетенции, необходимо отметить, что данные специальные компетенции, в том числе экономико-математические, формируются специальными знаниями и практическим опытом их применения. Еще одним важным аспектом является их эффективное применение в профессиональной деятельности. Однако понятие профессиональной компетенции в целом значительно шире, в него входят также этические нормы, правила, ценности и убеждения личности [1].

Если мы говорим о компетенциях как о сформированных инструментах того или иного вида деятельности, то компетентность - это уже свойство личности интегрировать и применять выработанные компетенции в своей практической деятельности.

Поэтому профессиональная компетентность неотделима от личностных качеств самого специалиста-профессионала. Так как для него компетентность означает не только способность, но и готовность решать профессиональные задачи, поставленные перед ним [1].

В этой связи интересны работы Ковтуно-вич М.Г., которая включает в условия компетентности на теоретическом уровне развитие когнитивных структур профессиональных знаний, их системность и интегрированность, которые обуславливают зрелость и применимость профессиональных знаний, а с другой стороны, практический уровень компетентности связывает с другими личностными особенностями, опосредуя их стилем саморегуляции: «... знания могут быть оценены через развитие системы

когнитивных структур данной области знаний, особенности мышления будут комплексно выражаться в профессиональных компетенциях, которые во многом зависят от системы когнитивных структур и стиля саморегуляции» [1, с. 104]. Далее Ковтунович М.Г указывает, что «сочетание этих двух факторов будет являться залогом эффективности будущих решений и карьерного успеха менеджера» [1, с. 104]

Кроме того, основываясь на работах Т.А. Корниловой, которая рассматривает принятие решений как «произвольный выбор при осознанной возможности иных альтернатив и иных критериев» [3], мы можем говорить о необходимости создания адекватных экономико-математических моделей, для создания которых необходима конкретизация факторов, определяющих исходные данные для принятия решений. Процесс же моделирования является не только способом непосредственно учебной деятельности в области экономики и математики, но и одним из основных методов научной деятельности. В частности, авторы одного интересного исследования по математическому моделированию принятия управленческих решений, делают вывод о том, что «для снижения неопределенности лицу, принимающему решения (руководителю), необходимо увеличивать полноту представления о вероятностях возможных исходов. Для этого ему нужно учитывать все возможные факторы... Данные показатели можно выразить количественно, и, соответственно, есть возможность их смоделировать» [2]. Этот вывод в полной мере относится к экономико-математическим моделям.

Однако существуют серьезные ограничения для успешной, качественной экономико-математической подготовки будущих менеджеров. Это, во-первых, значительное снижение уровня математической подготовки абитуриентов; во-вторых, выпускники школ испытывают некоторую неопределенность в своей будущей профессиональной деятельности, в большинстве случаев, случайный выбор направлений подготовки при поступлении в ВУЗ; и, наконец, в-третьих, отсутствие у преподавателей экономических дисциплин в ВУЗах специального педагогического образования или хотя бы дополнительного педагогического и психологического образования.

Таким образом, можно констатировать, что состояние подготовки менеджеров в высшей школе вообще и формирование экономико-математических компетенций (на основе которых формируется экономико-математическая компетентность) в частности, не соответствует требованиям современного экономического состояния общества и запросам на новые управленческие кадры.

Мы провели экспериментальное исследование состояния проблемы на базе Южно-Уральского государственного университета. В исследовании приняло участие 428 студента, 43 преподавателя и 22 ра-

ботающих менеджера. Исследование проводилось посредством психолого-педагогического диагностического инструментария: тестирования, анкетирования, группового и индивидуального интервью, групповой дискуссии, самооценки и самоанализа студентов, и пришли к следующим выводам [5]:

1. Преподаватели экономических дисциплин не всегда применяют математические знания студентов для разбора экономических ситуаций, тем более не применяют математические модели для построения экономических прогнозов; преподаватели математических дисциплин, в свою очередь, разбирая математические задачи на экономическом материале, не обращают внимание студентов на экономический смысл получаемых математических моделей.

2. Как следствие, студенты разделяют экономические и математические знания, отдавая приоритет получению теоретических экономических знаний, так как не понимают и не представляют возможностей математических расчетов и математических моделей в будущей управленческой деятельности.

3. Большинство менеджеров-практиков (в том числе студенты заочной формы обучения), понимая необходимость математических знаний для своей профессии, считают, что математическая подготовка в вузах зачастую является довольно слабой, особенно для студентов-заочников, а преподаватели уделяют недостаточное внимание к развитию у студентов экономико-математических способностей и не уделяют должного внимания ценностно-целевому компоненту применения экономико-математических методов при разработке управленческих решений.

Основываясь на этих выводах, мы сформулировали три педагогических условия, которые необходимо выполнить для успешного формирования экономико-математической компетентности будущих управленцев.

Первым условием должен стать мотивацион-ный аспект, необходимо не только научить студентов, но и показать им значимость применения экономико-математических методов, которые можно использовать при анализе, проектировании и принятии управленческого решения. При этом у студентов должна сложиться потребность в освоении прикладных экономико-математических знаниях, в том числе экономико-математическом моделировании.

Второе условие - методическое - здесь мы ставим акцент на разработке учебно-методических материалов в виде практических заданий по математике и экономике, разработанных на основе межпредметных связей и интеграции естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Третьим условием является освоение студентами опыта работы в проектных командах, целью которых будет являться оценка экономической, социальной и психологической эффективности проектов, стартапов и т.п.

Последнее педагогическое условие очень важно, так как тесно связано со спецификой деятельности менеджера по принятию управленческих решений. Такая деятельность всегда связана с работой в команде, а также направлена на необходимость постоянно оценивать последствия принятых решений.

Список литературы

1. Ковтунович М.Г. Осознанная саморегуляция как показатель когнитивного развития и профессиональной компетентности будущих менеджеров // Съвременното образование: стратегии, направления, ценности / Сборник научни трудове. Отговорен редактор доц. д-р Румяна Танкова. Българска, Пловдив: Университетско издателство «Паисий Хилендарски», 2012. - С. 103 - 114.

2. Ковтунович М.Г., Колпаков В.Ф., Куванов В.В. Поддержка принятия управленческих решений с помощью математического моделирования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2653.phtml (дата обращения: 15.06.2016)

3. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.

4. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 № 1518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2014 № 35294)

5. http://fgosvo.ru/

6. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380404.pdf

7. Шунайлова С.А. Формирование экономико-математической компетенции будущих менеджеров в ВУЗе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук по специальности 13 00 08 теория и методика профессионального образования, Челябинск, 2009.

Reference list

1. Kovtunovich M. Realized self-regulation as an indicator of cognitive development and professional competence of intended managers // Modern education: strategies, directions, values / Collection of scientific papers. Executive editor Rumyana Tankova, Associate Professor, Doctor. Bulgaria, Plovdiv. University publishing office "Paisiy Khilendarski", 2012. P. 103 -114.

2. Kovtunovich M., Kolpakov V., Kuvanov V. Endoresement of managerial decisions making through mathematical modeling [Electronic resource] // Psychological science and education psyedu.ru. 2012. №. 1. URL: http://psyedu.ru/ journal/2012/1/2653.phtml (date of access: 15.06.2016)

3. Kornilova T. Psychology of risk and decision making. M., 2003.

4. Ministry of Education and Science Instruction from 26.11.2014 №. 1518 "About the approval of Federal State Educational Standard of higher education in the line of training 38.04.04 "State and Municipal Management (Master's level)" (Registered in the Russian Ministry of Justice № 22.12.2014 35294)

5. http://fgosvo.ru/

6. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380404.pdf

7. Shunaylova S. The economic-mathematical competence formation of intended managers in a higher education institution. Synopsis of a thesis on competition of a scientific degree PhD in Pedagogy majoring in 13 00 08 "Theory and methodology of professional education", Chelyabinsk, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.