Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ КАК ВАЖНАЯ КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА'

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ КАК ВАЖНАЯ КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Ольга Дмитриевна

Цель исследования - раскрыть сущность управленческой компетентности будущего менеджера в условиях системы высшего образования и цифровизации общества. Процедура и методы. Содержание исследования составляет анализ, сравнение, обобщение и синтез научных точек зрения на понятия «управленческая компетентность», «профессиональная компетентность», «цифровая компетентность». Особое внимание уделено значению перехода общества и системы высшего образования к цифровой экономике. В работе поясняются ключевые инициативы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», приводятся итоги заседания комиссии по образованию Ассоциации менеджеров России, актуализирующие проблему формирования управленческой компетентности и цифровых компетенций будущих менеджеров в отечественной системе высшего образования. Результаты. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости развития цифровых компетенций и управленческой компетентности будущих менеджеров в процессе обучения в вузе. Теоретическая и/или практическая значимость. На основе изучения выделены основные цифровые навыки и предложен способ их внедрения в образовательные программы высшего образования (ОП ВО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE MANAGERIAL COMPETENCE OF A FUTURE MANAGER

Aim. To study the content of future manager’s managerial competence in the conditions of higher education system and the digitalization of the society. Methodology. The main content of the study is the analysis, comparison, generalization and synthesis of scientific views on the concepts of “managerial competence”, “professional competence”, “digital competence”. Particular attention is paid to the significance of the transition to the digital economy and the project “Human Resources for the Digital Economy”. The article presents the results of the meeting of the Education Commission of Russian Managers Association actualizing the problem of developing managerial and digital competences of future managers in the domestic system of higher education. Results. Based on the results of the study, the author concluded that it is necessary to develop future managers’ digital and managerial competencies while studying at a university. Research implications. Based on the study, the main digital competencies are highlighted and a method for their introduction into the educational program is proposed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ КАК ВАЖНАЯ КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА»

УДК 378

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-117-124

цифровые навыки как важная компонента управленческой компетентности будущего менеджера

Корнеева О. Д.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель исследования - раскрыть сущность управленческой компетентности будущего менеджера в условиях системы высшего образования и цифровизации общества. Процедура и методы. Содержание исследования составляет анализ, сравнение, обобщение и синтез научных точек зрения на понятия «управленческая компетентность», «профессиональная компетентность», «цифровая компетентность». Особое внимание уделено значению перехода общества и системы высшего образования к цифровой экономике. В работе поясняются ключевые инициативы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», приводятся итоги заседания комиссии по образованию Ассоциации менеджеров России, актуализирующие проблему формирования управленческой компетентности и цифровых компетенций будущих менеджеров в отечественной системе высшего образования. Результаты. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости развития цифровых компетенций и управленческой компетентности будущих менеджеров в процессе обучения в вузе. Теоретическая и/или практическая значимость. На основе изучения выделены основные цифровые навыки и предложен способ их внедрения в образовательные программы высшего образования (ОП ВО).

Ключевые слова: цифровые навыки, управленческая компетентность, компетенции, менеджмент, менеджер

DIGITAL coMPETENcIEs As AN IMPoRTANT coMPoNENT of THE MANAGERIAL competence of A future manager

O. Korneeva

Moscow Region State University,

24 Veri Voloshinoi ul., Mytrnhshi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To study the content of future manager's managerial competence in the conditions of higher education system and the digitalization of the society.

Methodology. The main content of the study is the analysis, comparison, generalization and synthesis of scientific views on the concepts of "managerial competence", "professional competence", "digital competence". Particular attention is paid to the significance of the transition to the digital economy and the project "Human Resources for the Digital Economy". The article presents the results of the meeting of the Education Commission of Russian Managers Association actualizing the problem of developing managerial and digital competences of future managers in the domestic system of higher education.

© CC BY Корнеева О. Д., 2021.

Results. Based on the results of the study, the author concluded that it is necessary to develop future managers' digital and managerial competencies while studying at a university. Research implications. Based on the study, the main digital competencies are highlighted and a method for their introduction into the educational program is proposed.

Keywords: digital competencies, managerial competence, competencies, management, manager

Введение

В условиях цифровизации общества рынок труда требует от системы высшего образования качественно подготовленных специалистов разных профессий, имеющих цифровые навыки [1; 10]. Внедрение инноваций вызывает необходимость поиска новых подходов к управлению инновационными процессами в организациях [5; 12], в связи с чем при профессиональной подготовке у управленческих кадров нужно сформировывать цифровые компетенции.

Менеджеры любого уровня и звена должны быть профессионалами своего дела, т. к. от них зависит множество факторов, происходящих в организации. Соответственно, менеджер должен быть компетентным в управленческом плане и иметь не только отраслевые навыки. В связи с чем особая роль в подготовке будущих менеджеров ложится на систему высшего образования, а центральное значение имеют положения педагогической теории профессионального образования. С позиции А. М. Федорова и Е. Н. Федоровой, в педагогике профессионального образования компетентностный подход рассматривается с точки зрения профессиональной компетентности как единства содержательной («системный отбор дискретных блоков содержания и оптимизация их последовательности в соответствии с обозначенными целями и задачами каждого этапа обучения»), операционально-деятельностной и оценочно-результативной («совокупность процедур и критериев, наиболее полно характеризующих качество обучения») составляющих [13, с. 76-77].

Особое значение для развития менеджмента как науки управления в сфере об-

разования имеют основополагающие научные разработки первой в нашей стране научной школы управления образовательными системами Т. И. Шамовой и, в частности, посвящённые вопросам формирования и развития управленческой компетентности менеджеров образования 1 [3; 4; 9; 15; 16].

В. Е. Цибульниковой отмечается, что «Управленческую компетентность руководителя школы ... необходимо рассматривать с точки зрения совокупности профессиональных характеристик, позволяющих соответствовать требованиям Профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования), согласно которому директор общеобразовательной организации обязан формировать пути продвижения культуры и ценностей образовательной организации, провозглашать образовательную и трудовую политику по созданию благоприятных и безопасных условий труда для педагогического коллектива школы, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, создавать благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе и др.» [14].

Таким образом, сущность управленческой компетентности заключается в способности осуществлять управленческие функции и принимать грамотные управленческие решения в изменяющемся мире. Цифровые компетенции важны для формирования управленческой компетентности обучающихся: проблема владения

1 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Менеджер 2.0: что важно знать и уметь руководителю цифровой эпохи [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ news/community/422161429.html (дата обращения: 10.09.21).

такими компетенциями актуализировалась в связи с пандемией, проиллюстрировавшей диджитализацию ключевых сфер профессиональной деятельности, в особенности управленческой; также цифровая модель экономических взаимоотношений определяет новые требования к подготовке будущих менеджеров в условиях системы высшего образования.

Основная часть

Характеристика и состав цифровых компетенций

Постоянное совершенствование знаний в области профессиональной деятельности играет огромную роль. На сегодняшний день цифровые компетенции выступают в качестве одного из ключевых требований профессионального роста не только у менеджеров, но и у любого другого специалиста. Понимание содержания и особенностей применения цифровых инноваций, значения цифровых компетенций очень важно для управления компанией в условиях цифровой экономики.

Цифровая компетентность - это совокупность компетенций, помогающих работать в современной цифровой среде и умение применять на практике цифровые технологии.

В ФГОС ВО по программе 38.03.02 «Менеджмент», утверждённой в 2016 г., в результатах усвоения прописаны профессиональные компетенции информационно-аналитической деятельности, однако чётких формулировок, какие именно цифровые компетенции имеются в виду, не обозначено. В образовательном стандарте 2020 г. профессиональные компетенции определяются на основе профессионального стандарта, в котором прописаны знания, умения и соответствующие трудовые действия. Исходя из этого, вуз самостоятельно должен определить профессиональные компетенции. Профессионального стандарта для менеджеров нет. Например, по направ-

лению «Менеджмент» профиль «Маркетинг» есть профессиональный стандарт для маркетолога, где в возможных наименованиях должностей прописан «менеджер по рекламе» и «менеджер по связям с общественностью». В графе необходимых знаний указаны методы использования прикладных офисных программ для выполнения статистических расчётов и для сбора и обработки маркетинговой информации.

Поэтому считаем, что для учебной программы необходимо уточнение, чтобы достигнуть большей эффективности в конце обучения. В частности, в программах бакалавриата, реализуемых в НИУ ВШЭ, прописаны следующие цифровые компетенции, которые должны быть сформированы: «цифровая грамотность», «алгоритмическое мышление» и «программирование», «анализ данных» и «методы искусственного интеллекта». Компаниям нужны кадры, знающие цифровые технологии, а также понимающие, что и как они могут сделать в предпринимательской сфере. Чем больше работников с цифровыми компетенциями будет на разных уровнях, тем выше конкурентное преимущество компании.

В политической, экономической, социальной сферах на цифровизацию возлагают большие надежды. Отсутствие цифровых компетенций или их недостаточный объём представляет собой сложность на пути цифровизации и внедрения инновационных технологий.

Примером необходимости знаний о цифровизации является программа «Цифровая экономика», которая действует на государственном уровне и требует от пользователей необходимых компетенций при её использовании. Проблема перехода России к цифровой экономике - это разница между количеством подготовленных к работе в новых условиях и потребностью в них. На данный момент, усилия государства направлены на создание современной образовательной среды в вузах. Предполагается, что это поможет сформировать

цифровые компетенции. Для этого разработан федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Главная его задача - это повышение качества образования и подготовка специалистов для цифровой экономики РФ1. Проект включает: дополнительное образование по компетенциям цифровой экономики; подготовку управленцев и команд цифровой экономики; поддержку цифровой грамотности и дистанционной занятости; независимую оценку компетенций цифровой экономики; экспертно-аналитическое сопровождение федерального проекта; базовую модель компетенций и сервисы работы с данными.

К 2024 году по окончании проекта намечено достижение в сфере профессионального образования следующих показателей: 120 000 выпускников вузов в год по направлениям ИКТ, 800 000 выпускников вузов и ссузов в год, обладающих цифровыми компетенциями2.

Таким образом, ключевые компетенции цифровой экономики представляются в профессиональных стандартах в виде цифровых компетенций (наборов умений и знаний для исполнения трудовых функций с использованием цифровых технологий), таких как: коммуникации в цифровой среде, самосовершенствование, креативное мышление, управление информацией (в разрезе формирования политики открытых данных), критическое мышление в цифровой среде.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе работы комиссии по образованию Ассоциации менеджеров России был рассмотрен вопрос важности циф-

1 Экспертно-аналитическое сопровождение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс]. URL: https:// digitalskills.center/ (дата обращения: 10.09.21).

2 Кадры для цифровой экономики. Официальный сайт проекта «Кадры для цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://data-economy. ru/education (дата обращения: 10.09.21).

ровых компетенций. Выделим основные выводы:

1) цифровые компетенции совмещают "soft skills" и узконаправленные "hard skills". Сейчас на первый план выходит не количество получаемой человеком информации, а умение её эффективно применять в профессиональной деятельности.

2) на рынке труда ситуация складывается в зависимости от требований компаний и их целей. Соответственно, университеты должны успевать за их требованиями и вводить в образовательные программы дисциплины, формирующие цифровые компетенции;

3) в целом по стране складывается недостаточно эффективное взаимодействие между образовательными организациями высшего образования и работодателями. Заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ считает, что компании и университеты «должны превращаться в центры модерации и упаковки новых знаний и компетенций, которыми обладает бизнес, и готовить обучающихся так, чтобы те понимали, где будут работать. Ключевым должно стать новое качество взаимосвязи со стейкхолдерами, они должны участвовать во всех этапах образовательного процесса. Необходимо найти новые способы управления и бизнес-модели в образовании, основанные на более эффективном взаимодействии с работодателями» [12].

4) бизнес-лидеры должны принимать участие в разработке содержания образовательных программах.

Формирование цифровых компетенций у обучающихся в вузе зависит и от преподавателя, на которого возлагается ключевая роль в образовательном процессе. Важно, чтобы сегодняшние преподаватели умели работать в информационно-образовательной цифровой среде, использовали средства ИКТ [7].

Таким образом, получается, что процесс обучения и взаимодействия преподавателей и обучающихся существенно трансформируется. Преподаватель уже

не является единственным источником знаний, а больше направляет и сопровождает обучение. А поскольку цифровая экономика и рынок труда требуют от обучающихся высокого уровня цифровых компетенций, то стоит вопрос также и об уровне развития цифровых компетенций у преподавателей вузов. В современном мире преподаватель имеет доступ к интернету, что, следовательно, даёт возможность использовать множество приложений, материалов, цифровых технологий. Это так или иначе сказывается на обучении студентов. Но не все готовы применять средства электронной информационно-образовательной среды. Несмотря на то, что педагог может использовать различные икт-средства, повышение квалификации преимущественно осуществляется в рамках традиционной педагогики [6, с. 112].

Мы согласны с мнением Г. Т. Аюповой о том, что, применяя новые гибкие методы и формы обучения, вузы могут прогнозировать будущие изменения в экономике, обществе и политике [11, с 23].

Заключение

Цифровизация способствует появлению нового знания и технологий, которые требуют внести изменения в образовательный процесс [8]. Требования цифровой экономики заставляют пересматривать образовательные программы ежегодно. Поэтому считаем целесообразным в связи с изменениями в цифровой среде пересматривать каждый год и цифровые компетенции. К сожалению, программы обновлять сложно и лучшим решением, на наш взгляд, было дать возможность их корректировать в процессе обучения. Помимо этого, если будет существовать возможность тесного взаимодействия рынка труда и университетов, как было описано выше, то процесс формулирования будет упрощен. На основе этого университетам нужно будет подстроить обучение под новые требования работодателей.

Если рассмотреть вариант, при котором будут выделены важные и постоянные для будущей работы основные цифровые компетенции, то можно будет разработать соответствующую программу обучения.

Сегодня образование является непрерывным процессом, а цифровые компетенции и навыки повышают ценность человека и значимость его образования. Для этого нужно не только материально-техническое обеспечение в вузах, но и трансформация преподавателей на новый уровень. Это поможет повысить качество подготовки будущих специалистов. Кроме того, необходимо выделить перечень цифровых компетенций для каждого направления в вузе с учётом требований рынка труда или установить единый перечень цифровых компетенций, которые требуются работодателям.

Таким образом, на основе изучения различных источников можно выделить главные цифровые компетенции, в которые входят: информационная грамотность цифрового контента, коммуникация и сотрудничество с помощью цифровых технологий, решение проблем с помощью цифровых технологий, умение применять информационно-коммуникационные технологии и цифровые технологии, знание основ программирования. Изучив рынок вакансий, можно выделить цифровые знания в приоритете у торговых компаний и компаний, с высокотехнологичным производством [2]. Учитывая тенденции современного мира, важна скорость восприятия, обработки информации, а также самообучаемость. С 2021 г. стали необходимы руководители проектов, начальники отделов информатизации и эксплуатации 1Т-инфраструктуры.

Цифровые навыки и компетенции важны не только для индивидуального развития и повышения своей конкурентоспособности, но и для жизни в обществе в целом. Экономические и политические ситуации, а также мир циф-

ровых технологий изменяются слишком же развиваться в разных направлениях,

быстро. Это значит, что профессионалу не только смежных с профессией.

любой сферы нужно будет всегда быть

готовым к освоению новых технологий и Статья поступила в редакцию 23.07.2021.

более совершенных инструментов, а так-

ЛИТЕРАТУРА

1. Асалиев А. М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018. № 6. С. 67-76.

2. Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Цифровые компетенции административно-управленческого персонала: проблемы идентификации и перспективы формирования в условиях цифровиза-ции экономики // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 10. С. 1943-1956.

3. Воровщиков С. Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования. 2007. № 2 (19). С. 27-31.

4. Заславская О. Ю. Целеполагание как эффективный ресурс реализации алгоритма формирования и развития управленческой компетентности учителя информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2013. № 1 (25). С. 51-57.

5. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-об-разованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39.

6. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил: НТИ УрФУ, 2017. 128 с.

7. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. URL: https://1economic.ru/ lib/111073 (дата обращения: 11.09.21).

8. Корнеева О. Д. Проблемы формирования управленческой компетентности // Право и образование. 2021. № 3. С. 128-132.

9. Нечаев М. П. Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации. М.: Академия социального управления, 2017. 148 с.

10. Попов Е. С. Дидковская Я. В. Цифровые компетенции специалистов поколения Y и Z в условиях цифровизации экономики // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г. / под ред. А. П. Багировой. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. Т. 1. С. 58-64.

11. Серкина Я. И. Цифровизация экономики высшего образования: новые вызовы и угрозы // Цифровизация как драйвер роста науки и образования: коллективная монография. Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 20-33.

12. Управление инновационными процессами в организациях / А. В. Желтенков, С. А. Рябиченко, А. Б. Моттаева, О. В. Сюзева, О. М. Толмачёв, А. И. Тихонов, Ю. Н. Барышников, И. А. Кубрак Москва: Ламберт, 2018. 322 с.

13. Федоров А. М., Федорова Е. Н. Становление профессиональной компетентности будущего учителя: ценностно-смысловой аспект // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 75-79.

14. Цибульникова В. Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 168-189.

15. Шамова Т. И. Управленческая компетентность руководителя образовательного учреждения // Педагогика. 2003. № 6. С. 48.

16. Шарай Н. А., Третьяков П. И. Эффективность как основа оценки управления образовательной организацией // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 55-60.

REFERENCES

1. Asaliev A. M. [Formation of professional competencies of workers for the needs of digital economy]. In: Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Bulletin of the Plekh-anov Russian University of Economics], 2018, no. 6, pp. 67-76.

2. Borovskih N. V., Kipervar E. A. [Digital competences of administrative and managerial personnel: identification problems and prospects of formation in the context of the economy digitalization]. In: Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2019, vol. 13, no. 10, pp. 1943-1956.

3. Vorovshchikov S. G. [Competence approach in education]. In: Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2007, no. 2 (19), pp. 27-31.

4. Zaslavskaya O. Yu. [Goal-setting as an effective resource for the implementation of the algorithm for the formation and development of managerial competence of a teacher of informatics]. In: Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and informatization of education], 2013, no. 1 (25), pp. 51-57.

5. Zeer E. F., Lomovceva N. V., Tret'yakova V. S. [Readiness of university teachers for online education: digital competence, research experience]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2020, no. 3, pp. 26-39.

6. Ignatova N. Yu. Obrazovanie v cifrovuyu epohu [Education in the digital age]. Nizhny Tagil, Nizhny Tagil Technological Institute (branch) of the Ural Federal University Publ., 2017. 128 p.

7. Konstantinova D. S., Kudaeva M. M. [Digital competences as the basis for the transformation of vocational education]. In: Ekonomika truda [Economics of Work], 2020, vol. 7, no. 11. URL: https://1economic.ru/lib/111073 (accessed: 11.09.21).

8. Korneeva O. D. [Problems of the formation of managerial competence]. In: Pravo i obrazovanie [Law and education], 2021, no. 3, pp. 128-132.

9. Nechaev M. P. Upravlenie vospitatel'nym processom v obshcheobrazovatel'noj organizacii [Management of the educational process in a general educational organization]. Moscow, Academy of Social Management Publ., 2017. 148 p.

10. Popov E. S. Didkovskaya Ya. V. [Digital competences of the generation Y and Z specialists in the context of the economy digitalization]. In: Bagirova A. P., ed. Strategii razvitiya social'nyh obshchnostej, institutov i territorij: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 27-28 aprelya 2020 g. [Strategies for the development of social communities, institutions and territories: materials of the VI International scientific and practical conference. Yekaterinburg, April 27-28, 2020]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2020, vol. 1, pp. 58-64.

11. Serkina Ya. I. Cifrovizaciya ekonomiki vysshego obrazovaniya: novye vyzovy i ugrozy [Digitalization of the economy of higher education: new challenges and threats]. In: Cifrovizaciya kak drajver rosta nauki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya [Digitalization as a driver of the growth of science and education: a collective monograph]. Petrozavodsk: New Science Publ., 2020, pp. 20-33.

12. Zheltenkov A. V., Ryabichenko S. A., Mottaeva A. B., Syuzeva O. V., Tolmachyov O. M., Tihonov A. I., Baryshnikov Yu. N., Kubrak I. A. Upravlenie innovacionnymi processami v organizaciyah [Management of innovative processes in organizations]. Moscow, Lambert Publ., 2018. 322 p.

13. Fedorov A. M., Fedorova E. N. [Formation of professional competence of a future teacher: value-semantic aspect]. In: Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2008, no. 11., pp. 75-79.

14. Tsibulnikova V. E. [Convergence, integration and synergism as a methodological triad of value-oriented health-creating management of the teaching staff]. In: Prepodavatel'XXIvek [Teacher XXI century], 2018, no. 2-1, pp. 168-189.

15. Shamova T. I. [Management competence of the head of an educational institution]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 6, p. 48.

16. Sharaj N. A., Tret'yakov P. I. [Efficiency as a basis for assessing the management of an educational organization]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2017, no. 1, pp. 55-60.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Корнеева Ольга Дмитриевна - аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий, Московский государственный областной университет; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga D. Korneeva - postgraduate student, Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корнеева О. Д._Цифровые навыки как важная компонента управленческой компетентности будущего менеджера // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 117-124. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-117-124

FOR CITATION

Korneeva O. D. Digital competencies as an important component of the managerial competence of a future manager. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no. 4, рр. С. 117-124.

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-3-116-124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.