Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЯ / БУДУЩИЕ МЕНЕДЖЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ / КОЛЕСО КОУЧИНГА / ПИРАМИДА ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутусханов Ислам Султанович

Цель исследования - обоснование возможности использования коуч-технологии для формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами. Научная новизна состоит в описании направленности методов коучинга на управление проектами и их применения в формировании универсальной компетенции студентов - разработка и реализация проектов. Результатами исследования является описание применения коуч-технологии для разработки проектов и формирования готовности будущих менеджеров использовать коуч-методы в будущей профессиональной деятельности. Представлено соотношение коуч-методов и разновидностей проектов, показано применение данных методов в рамках дисциплины "Стратегический менеджмент" у студентов 3 курса профессиональной подготовки по направлению 38.03.02 Менеджмент. Обоснована результативность данной технологии на основе сравнительных измерительных процедур у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мутусханов Ислам Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COACHING TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF FUTURE MANAGERS FOR PROJECT MANAGEMENT

The purpose of the study is to substantiate the possibility of using coaching technology to form the readiness of future managers for project management. Scientific novelty lies in the description of the focus of coaching methods on project management and their application in the formation of the universal competence of students - the development and implementation of projects. The results of the study are a description of the use of coaching technology for the development of projects and the formation of the readiness of future managers to apply coaching methods in their future professional activities. The ratio of coaching methods and types of projects is presented, the application of these methods within the discipline "Strategic Management" for students of the 3rd year of professional training in the direction 38.03.02 Management is shown. The effectiveness of this technology is substantiated on the basis of comparative measuring procedures for students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ»

21. Methods Research (Studies in Language Testing, volume 43), Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P, 269-295.

22. McKee, G., Malvern, D., & Richards, B. Measuring vocabulary diversity using dedicated software. Literary and Linguistic Computing, 15(3), 2000. P, 323-337. https://doi.Org/10.1093/llc/15.3.323

23. Omaggio, A. Teaching language in context: Proficiency-oriented instruction. Heinle & Heinle, 1986.

24. Pauw, j. B., Gericke, N., Olsson, D., & Berglund,T. The effectiveness of education for sustainable development. Sustainability, 7(11), 2015. P. 15693-15717. https://doi.org/10.3390/su71115693

25. Pennington, M. Teaching Languages with Computers: State of the Art. (Series in Computer-Assisted Language Learning 1), 1989.

26. Reeve, J,, & Jang, H, What teachers sayand do to support students' autonomy during a learning activity. Journal of Educational Psychology, 98(1),

2006. P. 209-214. https://doi.org/10.1037/0022-0663.98.1.209

27. Stapleton, P., & Shao, Q. Research in language teaching over two decades: A retrospective of the first 20 volumes of Language Teaching Research. Language Teaching Research, 2^(3), 201?. 350-369 p. https://doi.org/10.1177/1362168816688929

28. Tomlinson, B. (Ed.). English language teaching materials: A critical review. Continuum, 2008.

29.Tomlinson, B., &Masuhara, H.The complete guide to the theoryand practice of materials development for language learning. Wiley Blackwell, 2017.

30. Weir, C J, Vidakovic, I & Galaczi, E D Measured constructs: A history of the constructs underlying Cambridge English examinations 1913-2012 (Studies in Language Testing, volume 37), Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

31. Widodo H.P. & Pusporini R. Materials design: English for specific purposes. (ESP), Muenchen. P., 201 O.P.I 47-160.

OJ

tu

О

OJ

M

Q-

Ш ct;

О

ir X

CO

THE USE OF COACHING TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF FUTURE MA NA GERS FOR PROJECT MA NA GEMENT

Mutuskhanov Islam Sultanovich, Postgraduate Student, Senior Lecturer, Grozny State OH Technical University named after Academician M.D. MiHionshchikov, Grozny, Chechen Republic

The purpose of the study is to substantiate the possibility of using coaching technology to form the readiness of future managers for project management. Scientific novelty ties in the description of the focus of coaching methods on project management and their application in the formation of the universal competence of students - the development and implementation of projects. The results of the study ate a description of the use of coaching technology for the development of projects and the formation of the readiness of future managers to apply coaching methods in their future professional activities. The ratio of coaching methods and types of projects is presented, the application of these methods within the discipline "Strategic Management" for students of the 3rd year of professional training in the direction 38.03.02 Management is shown. The effectiveness of this technology is substantiated on the basis of comparative measuring procedures for students.

Keywords: coaching technology; future managers; project management; timeline; coaching wheel; pyramid of logical !e vels

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.54

s

299

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ

ПРОЕКТАМИ

Цель исследования - обоснование возможности использования коуч- технологии для формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами. Научная новизна состоит в описании направленности методов коучинга на управление проектами и их применения в формировании универсальной компетенции студентов - разработка и реализация проектов. Результатами исследования является описание применения коуч-технологии для разработки проектов и формирования готовности будущих менеджеров использовать коуч-методы в будущей профессиональной деятельности. Представлено соотношение коуч-методов и разновидностей проектов, показано применение данных методов в рамках дисциплины "Стратегический менеджмент"у студентов 3 курса профессиональной подготовки по направлению 38.03.02 Менеджмент. Обоснована результативность данной технологии на основе сравнительных измерительных процедур у студентов.

Ключевые слова: коуч-технология; будущие менеджеры;управление проектами; линия времени; колесо коучинга; пирамида логических уровней.

УДК 378

ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

0 Мутусханов И. С, 2022

МУГУСХАНОВ Ислам Султанович, аспирант, старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Чеченская республика

Введение

Повышение качества профессиональной подготовки будущих руководителей является необходимым условием формирования конкурентоспособной личности управленца на современном рынке труда. Поэтому среди универсальных компетенций будущих бакалавров различных профессиональных сфер в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования выделяются такие, как критическое мышление, разработка и реализация проектов, самоорганизация и саморазвитие [8J. Соответственно, в вузе сегодня важно использовать такие образовательные технологии, которые будут способствовать комплексному и многоаспектному развитию личности студента, формированию его компетенций и значимых личностных черт. Сегодня важно уделять особое внимание формированию готовности будущих менеджеров к управлению проектами, развивать у них мобильность, лидерские качества, способность работать в команде и др. В этой связи применение коуч-технологии, которая интегрирует в себе педагогические и психологические инструменты развития личности, может быть весьма результативным.

В соответствии с целью задачами исследования являются: 1) исследование педагогического потенциала коуч-технологии в профессиональном обучении руководителей; 2) изучение готовности будущих менеджеров к управлению проектами; 3) характеристика методов коучинга, применяемых для формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами.

Анализ теоретических оснований исследования. Для того, чтобы определить ресурсные возможности коуч-технологии и выявить ее педагогический потенциал в работе с будущими менеджерами, обратимся к научным исследованиям, посвященным данной теме.

Стоит отметить, что коучинг нашел применение как в управлении персоналом, так и в организации проектной работы. Так, В.И. Ковалев, К.А. Хатимлянская рассматривают коучинг как инновационный стиль менеджмента персонала в современном глобализированном обществе. Отмечается, что "coaching - это учение, возникшее на пересечении психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта; процесс, направленный на достижение целей в различных сферах жизни" [4, с. 31, Авторы утверждают, что коучинг развивает компании изнутри, позволяет реали-

зовывать инновационные проекты. Интегра-тивный характер коуч-технологии обеспечивает ее направленность на решение целого комплекса задач в организации, поэтому ее применение в обучении позволит будущим менеджерам увидеть потенциал данного инструмента и в дальнейшем апробировать его в своей профессиональной деятельности.

М.В, Савельева раскрывает коучинг как инструмент развития команды, при этом приоритет отдается командному коучингу, который включает в себя четыре этапа: от прояснения запроса до анализа результатов 19]. Так как современный менеджмент ориентирован на командное управление, то коуч-технология раскрывает возможности для формирования эффективных профессиональных команд в организации. Задачей руководителя организации будет грамотное делегирование полномочий и распределение функционала между всеми членами команд.

Эта идея подтверждается и Т.Д. Галкиной, которая предлагает использовать коучинг как инновационный стиль управления персоналом, однако отмечается, что не каждый руководитель может быть эффективным коучем, обладать соответствующими компетенциями. Поэтому рекомендуется создавать в организации сообщество коучинг-менеджеров и периодически проводить для них тренинги [2]. Такое внутриорганизационное обучение, на наш взгляд, обеспечит качество человеческих ресурсов и повысит конкурентоспособность любой организации.

О.Л, Чуланова подчеркивает впечатляющие возможности результатов коучинга, которые были обнаружены еще в конце прошлого века. Автор предлагает использовать коучинг для управления проектными командами, так как он обеспечивает синергетический эффект. Предлагается такой вид, как Agile-коуч, в котором команда действует самостоятельно, а не под управлением коуча [10]. Новые виды коучинга расширяют возможности его применения, повышают уровень ответственности каждого члена команды, а не только руководителя.

Таким образом, становится очевидным, что коуч-технология является инновационным инструментом современного менеджмента, может применяться в формировании команд и разработке проектов. Однако это далеко не все возможности коучинг-технологии, которые существуют на сегодняшний день.

Как пишет A.C. Мельничук, коучинг может найти применение и в деятельности преподавателя. Среди достоинств коучинга данным

автором называется множественность форм его использования и адресная направленность. Отмечается, что преподаватель может применять коучинг в рамках учебных курсов, в ходе внеаудиторной индивидуальной учебной работы, при осуществлении творческих проектов. Подчеркивается, что он позволяет "более индивидуализирование и экологично взаимодействовать со студентами" [6, с. 36], По сути, такой множественный эффект позволяет применять коуч-гехнологию в современном вузе не только в учебной, но и во внеучебной работе со студентами,

К примеру, Н.В, Зеленко пишет, что коучинг может использоваться для подготовки будущих педагогов к профессиональному саморазвитию, отмечается, что он меняет роль преподавателя, который помогает осознать студентам свое профессиональное будущее [3]. Таким образом, педагог, использующий эту технологию, уходит от традиционной роли преподавателя, становится мотиватором и помощником для будущих специалистов.

Кроме того, ученымидоказано, что коучинг может использовать для формирования социальной инициативности студентов [11] и формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров [7]. Представленные теоретические основания позволяют утверждать о возможности использования коуч-техноло-гии для повышения эффективности процесса формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами.

Методологическая основа научной работы. Методологическим основанием исследования выступают идеи компетент-ностно-деятельностного подхода. Согласно положениямданного подхода, целесообразно формировать необходимые профессиональные компетенции у студентов, в частности, через учебно-исследовательскую, учебно-практическую и профессионально-практическую деятельность путем развития практических навыков [5]. Наша позиция заключается в том, что коуч-технология содержит в себе воз-мож ности д л я ф о рм и ро ва ни я у б уду щи х мен ед -жеров такой компетенции, как разработка и реализация проектов, что представляет собой готовность к управлению проектами. Данный процесс осуществляется через учебную и профессиональную деятельность. Методами исследования выступили: теоретический (анализ научных источников) и эмпирический (анкетирование студентов).

Нами была разработана анкета, направленная на определение готовности будущих ме-

неджеров к управлению проектами. Данная анкета включала четыре блока вопросов, предполагающих оценку мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности. В исследовании приняли участие 58 студентов третьего курса, обучающихся по направлению профессиональной подготовки "менеджмент" (уровень бакалавриата). В результате анкетирования было выявлено 22% студентов с высоким уровнем готовности, 56,9%- со средним уровнем и 21,1% респондентов с низким уровнем готовности к управлению проектами. Для формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами было принято решение использовать коуч-технологию, так как она обладает признаками оперативности, результативности и рефлективности.

Результаты научного исследования Для повышения эффективности процесса формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами были разработаны рекомендации для преподавателей по применению коуч-технологии на учебных занятиях. В качестве инструментов были предложены методы коучинга, их краткое содержание и основания для применения в различных проектах отражены в таблице 1.

Использовались следующие методы коучин-га: "линия времени", "колесо коучинга'^ "пирамида логических уровней", "Техника У.Диснея" и др. [1]. Рассматривалась возможность их применения для различных видов проектов. Будущим менеджерам предлагалось дать более развернутую характеристику каждого метода и применитьего для того или иного их учебного проекта.

Коуч-технология применялась в рамках дисциплины "Стратегический менеджмент" в течение 5 семестра. Затем будущим менеджерам вновь предлагалось оценить свою готовность к управлению проектами. Была проведена повторная диагностика по той же анкете, что и в начале исследования (табл. 2).

Выявлено, что высокий уровень готовности куправлениюпроектами определён у 39,7% респондентов, средний - у 51,7%, низкий - у 8,6% студентов.Увеличение количества студентов с высоким уровнем готовности и снижение с низким уровнем говорит о положительном влиянии проведённого эксперимента. Таким образом, обнаруживается динамика в уровнях готовности будущих менеджеров к управлению проектами, свидетельствующая о результативности применяемой коуч-техно-логии.

Таблица 1 - Применение коуч-технологии для разработки проектов

№ Название метода Содержание метода Виды проектов (по основаниям!

1 Линия времени На линии времени отмечается срок начала и окончания проекта (дедлайн). На отрезке выделяются этапы, задачи го каждому этапу, конкретные шаги и ориентировочные даты сдачи проекта По длительности: долгосрочные и среднесрочные

2 Колесо поучи ига На колесе в виде секторов выделяются сферы жизни (здоровье, семья, работа, друзья...). Необходимо отметить, как ресурсы этих сфер влияют на успешную реализацию проектов По Ю-багльной шкале определяется степень влияния данных сфер жизни на успешность реализации того или иного проекта. Далее указывается, что необходимо сделать, чтобы каждая сфера стала более продуктивной (поставить мин и-цел и) По сферам жизнедеятельности: экономические. социальные, организационные

3 Пирамида логических уровней Каждый уровень пирамиды (всего пять) имеет определенное название: окружение, поведение, способности, ценности, идентичность. Задаются вопросы, чггобы определить, на каком уровне находится студент. На перевернутой пирамиде (по блокам семья, профессия, общество, планета) анализируется масштабность проекта По составу и структуре: moho-, мульти-, ме га проекты

4 Техника У. Диснея Оценка проекта осуществляется с точки зрения трех субьектов: мечтателя, критика, реалиста. Первые генерируют идеи, реалисты их анализируют и предлагают критикам, которые выявляют недостатки и отдают на доработку реалистам, а те уже - мечтателям По степени сложности: простые, сгихкныв, сверхсложные

Б Шкалирование Предлагается оценить по 10-балльной шкале качество подготовки проекта, сложность, проекта, обеспеченность ресурсами проекта и пр. Любой проект

6 Метод SMART Проект анализируется по следующим критериям: конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, временная ограниченность Любой проект

лений профессиональной подготовки, как разработка и управление проектами.

Таблица 2 - Результаты диагностики после использования коуч технологии

Уровень готовности До После Динамика

эксперимента эксперимента

высокий 22 39,7 + 17,7

средний 55,9 51,7 -5,2

низкий 21.1 8,6 -12,5

Заключение

Профессиональная подготовка будущих менеджеров должна базироваться на современных образовательных технологиях. Применение коуч-технологии позволяет повысить готовность будущих менеджеров к управлению проектами. Проведённое исследование показало, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки "менеджмент", даже будучи на третьем курсе, имеют в основном средний уровень готовности к управлению проектами. В рамках дисциплины "Стратегический менеджмент" использовались различные методы ко-учинга,демомстрировалисьихвозможностидля разработки и реализации проектов различных видов. Данная образовательная технология оказалась результативной. Положительная динамика уровня готовности будущих менеджеров к управлению проектами свидетельствует о возможности применения данной технологии для формирования такой универсальной компетенции у студентов различных направ-

Литература:

1. Аткинсон М. Пошаговая система коучинга / М. Аткинсон, Р.Т. Чоис И Наука и искусство коучинга. - Киев; Максимум, 200$. - 236 с.

2. Галкина Т.Д. Коучинг как инновационный стипь управления персоналом / Т.Д. Галкина // Общество, экономика, управление. -2019,- №4.- №4,-С,64-68.

3. Зеленко Н.6. Коучинг как инновационная технолог ия подготовки будущих педагогов к профессиональному саморазвитию / H.ß. Зеленко, Г.Н. Зеленко Н Проблемы современного педагогического образования. - 2013. -№60-3.- С142-146.

4. Ковалев В.И. Коучинг как инновационный стиль менеджмента персонала в современном глобализирован-ном обществе/ß.И. Ковалев, К. А, Хатимляи ска я //Вестник

евразийской науки. - 2015. - Т. 7. - IM® 6 (31). - С. 1-14.

5. Коломиец О.М. Педагогическая концепция пре-

подавания на основе компетентности о-деяте л ь н ост-ного подхода: дис, ... д-ра пед.наук: 13.00.01 /Коломиец Ольга Михайловна. - М., 2018.- 525 с

6. Мельничук A.C. Коучинг в деятельности преподавателя: специфика, инструменты, трудности восприятия и использования / A.C. Мельничук // Об-разоеательныетехнологии. - 2016. - №4. - С 26-36.

7. Ненашев Д. В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08.-М„ 2009.-159 q

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 570 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент" (с изменениями и дополнениями). - URL:https://ba se.garant.ru/74561312/(Дата обращения: 24.06.2022).

9. Савельева М.Ё. Коучинг как инструмент развития команды / М.В. Савельева // Управленческое консультирование. - 2018. - № 5 (113). - С. 69-76.

10. Чуланова ОЛ. Коучинг и фасилитация как инструменты повышения групповой эффективности в управлении проектными командами / О.Л. Чуланова // Вестник НГУЭУ, - 2019. - №4,- С. 184-196.

11. Шабанов А.Г.Формирование социальной инициативности студентов средствами коучинг-тех-

нологии: дис.... канд. пед.наук: 13.00.01 / Шабанов Артем Геннадьевич.- Новосибирск, 2019. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.