Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-DETERMINATION / SOFT SKILLS / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова Лидия Александровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

В статье раскрывается сущность процесса самоопределения в контексте подготовки специалистов менеджеров. Определяются подходы к самоопределению, приводится исследование основных навыков, необходимых для будущего профессионального развития в области менеджмента. Современные подходы к самоопределению предполагают огромные возможности для четкого понимания своего профессионального выбора в процессе построения своей карьеры на любом возрастном этапе своего жизненного пути. В связи с требованиями социально- экономической среды возрастает интерес к новым профессиям в области менеджмента. В процесс профориентационных мероприятий, в рамках освоения ОПОП 38.03.02 по направлению Менеджмент, проходило исследование у обучающихся навыков, которые будут востребованы на рынке труда в будущем. Такими навыками являются: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, работа с людьми. Респонденты определяли важность навыка для будущей профессиональной области и проводили самооценку их сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанова Лидия Александровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZING CAREER GUIDANCE ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY

The article reveals the essence of the self-determination process in the context of training specialist managers. Approaches to self-determination are determined, a study of the basic skills necessary for future professional development in the field of management is provided. Modern approaches to self-determination presuppose great opportunities for a clear understanding of one's professional choice in the process of building one's career at any age stage of one's life path. In connection with the requirements of the socio-economic environment, interest in new professions in the field of management is growing. In the process of career guidance activities, as part of the development of OBOP on 38.03.02 in the direction of Management, a study was carried out of students' skills that will be in demand on the labor market in the future. These skills are: systems thinking, cross-industry communication, project management, multilingualism and multiculturalism, customer focus, work with people. The respondents determined the importance of the skill for the future professional field and conducted a self-assessment of their formation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Кабанова Лидия Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (ННГУ) (филиал, г. Дзержинск);

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрывается сущность процесса самоопределения в контексте подготовки специалистов менеджеров. Определяются подходы к самоопределению, приводится исследование основных навыков, необходимых для будущего профессионального развития в области менеджмента. Современные подходы к самоопределению предполагают огромные возможности для четкого понимания своего профессионального выбора в процессе построения своей карьеры на любом возрастном этапе своего жизненного пути. В связи с требованиями социально- экономической среды возрастает интерес к новым профессиям в области менеджмента. В процесс профориентационных мероприятий, в рамках освоения ОПОП 38.03.02 по направлению Менеджмент, проходило исследование у обучающихся навыков, которые будут востребованы на рынке труда в будущем. Такими навыками являются: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, работа с людьми. Респонденты определяли важность навыка для будущей профессиональной области и проводили самооценку их сформированности.

Ключевые слова: самоопределение, мягкие навыки, профориентационная деятельность.

Annotation. The article reveals the essence of the self-determination process in the context of training specialist managers. Approaches to self-determination are determined, a study of the basic skills necessary for future professional development in the field of management is provided. Modern approaches to self-determination presuppose great opportunities for a clear understanding of one's professional choice in the process of building one's career at any age stage of one's life path. In connection with the requirements of the socio-economic environment, interest in new professions in the field of management is growing. In the process of career guidance activities, as part of the development of OBOP on 38.03.02 in the direction of Management, a study was carried out of students' skills that will be in demand on the labor market in the future. These skills are: systems thinking, cross-industry communication, project management, multilingualism and multiculturalism, customer focus, work with people. The respondents determined the importance of the skill for the future professional field and conducted a self-assessment of their formation.

Keywords: self-determination, soft skills, career guidance.

Введение. Современные подходы к самоопределению предполагают огромные возможности для четкого понимания своего профессионального выбора в процессе построения своей карьеры на любом возрастном этапе своего жизненного пути.

В рамках повышения осознанности к выбору профессии предполагается, что обучающийся должен понимать, какие изменения будут проходить в ближайшем будущем, и какое нужно принять решение для того, что бы измениться и быть готовым принять эти изменения.

Процесс самоопределения -это часть целого научного направления, которое называется «профориентология». Это направление включает в себя теорию и практику профессионального ориентирования, представления о карьере и профессиональном успехе, а также системную профессиональную ориентацию.

Процесс самоопределения охватывает разные возрастные группы, в том числе и возраст обучающихся, которые уже сделали свой профессиональный выбор, определив направление основной профессиональной образовательной программы. На определенном этапе построения своей карьеры, ситуация профессионального выбора у обучающегося может измениться. Изменения могут быть связаны с особенностями и жизненными обстоятельствами, с трудностями в процессе постановки целей в своей будущей карьере, с потерей или отсутствием требуемых компетенций, которые появились на рынке труда.

Традиционно выделяют три подхода к профессиональному самоопределению: социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический [5]. Согласно социально-психологическому подходу внимание обращается на профессиональные ожидания и ценности определенных социальных групп, с которыми идентифицирует себя человек и через соответствие с которыми он должен найти баланс с интересами, ценностями и запросами общества [5].

Обзор исследований в области теорий профессионального определения показывает, что необходимо быстро реагировать на динамически изменяющиеся требования профессиональной деятельности. Профессиональная зрелость определяется как «ориентировка в социальном контексте, понимание законов функционирования профессионального сообщества, открытость новому профессиональному опыту» [9].

Исследования в области практики профессионального определения, показывают, что обучающиеся, которые уже сделали свой выбор по направлениям бакалавриата или программам среднего профессионального образования, испытывают трудности в дальнейшем проектировании своих траекторий личностно- профессионального развития и становления своей карьеры [1].

Опросы, проведенные ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России о положения выпускников с высшим (ВО) и средним (СПО) профессиональным образованием, показывают, что уровень трудоустройства по связи

с полученной специальностью у выпускников с ВО не превышает 70%, у выпускников с СПО показатель еще ниже [1]. Это подтверждает и мониторинг трудоустройства, выполненный НИУ ВШЭ [1, 3].

Заканчивая определенный интервал обучения, будущие специалисты не готовы развивать навыки, которые диктует им профессиональное сообщество. Это может быть связано с проблемой потери интереса к выбранной профессии, незнания перспектив развития данного направления и трудностями, связанными с дальнейшим поиском работы [1].

В настоящее время в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», задачей которого является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [6]. В рамках этого направления реализуется проект «Билет в будущее». Цель данного проекта - обучение выбору своей профессии [7].

Областью исследования авторов является профориентационная деятельность, связанная с направлением менеджмент. Автоматизация производственных процессов будет усложняться, поэтому главной задачей управленца будет координация команд, которые будут задействованы в разных проектах и будут работать удаленно. В связи с требованиями социально- экономической среды возрастает интерес к новым профессиям в области менеджмента: координатор программ развития сообществ, координатор производств в распределенных сообществах, проектировщик индивидуальной финансовой траектории, менеджер по управлению он- лайн продажами, персональный бренд-менеджер, менеджер по кросс-культурной коммуникации, тайм -менеджер и т.д. [1].

С изменением профессий изменяются и навыки, которые необходимы для их освоения. Напомним, что гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Традиционно принято отмечать, что профессия «менеджер», предполагает владение этими навыками больше, чем любая другая профессия. Например, управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление, эмоциональный интеллект рассматриваются как профессиональные качества, независящие от специфики работы. Очевидным становится интерес к росту разнообразия данных качеств в области менеджмента сейчас. В настоящее время «менеджерские способности», которые были присущи только этой профессии успешно трансформировались в способности, которые необходимы для освоения других направлений подготовки и получили свое определение.

В качестве предмета исследования авторами были выделены следующие навыки (soft skills), которым, необходимо уделять особое внимание в процессе профориентационной деятельности. Это системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами; мультиязычность и мультикультурность; клиентоориентированность; работа с людьми. Содержание и элементы профориентационных мероприятий должны быть направлены на выявление качеств «будущего» или на проявление интереса у обучающихся к скорой востребованности качеств на рынке труда [1].

Раскроем содержание данных навыков в контексте направления менеджмент, профиль управление человеческими ресурсами, реализуемых на уровне субъект- субъектного взаимодействия и на уровне группового и организационного уровней [2].

Навык системного мышления в области управления человеческими ресурсами предполагает «приверженность системному подходу, а значит управление собой и другими «как системами» в общем контексте всей организации, как всей системы. Профессиональная педагогика будущего связывает этот навык с системной инженерией. Этот подход предполагает, что руководитель должен развивать и прилагать способности, не исключено, что технические, что бы находить сбалансированные системные решения, касающиеся людей, продукта и процесса, которые удовлетворяют потребностям заказчика. Это работа с большим количеством информации и с базами данных внутри организации и во внешней среде [2].

Межотраслевая коммуникация - это понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях. Возрастает значение процесса отбора персонала в организацию, умение управлять разнообразием, уметь объединять людей в процессе работы [2].

По- прежнему, клиенториентированность необходима в работе в области управления человеческими ресурсами. Это навык общения с клиентами, с целью формирования благоприятного имиджа в организации. Содержание профориентационной работы должно включать профессиональные ситуации на выявление навыков привлечения клиента, общения и формирования приятного впечатления о себе.

Навык управления проектами предполагает создание команды под этот проект. Ведение проекта от начала и до конца по основным его этапам.

Изложение основного материала статьи. Цель написания статьи: исследование системы навыков бакалавров менеджеров, влияющих на их будущее самоопределение.

Задачи исследования:

- определить основные навыки, необходимые для будущего профессионального развития в области менеджмента;

- провести рефлексивный опрос- самооценку о степени сформированности навыков у обучающихся.

В процесс профориентационных мероприятий, в рамках освоения ОПОП 38.03.03 по направлению Менеджмент, проходило исследование у обучающихся навыков, которые будут востребованы на рынке труда в будущем. Исследование проводилось у бакалавров первого и четвертого года обучения. Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

- выявление представления о необходимости и востребованности этого навыка в настоящее время;

- самооценка обучающимися сформированности данных навыков.

Авторами были предложены следующие навыки для исследования: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, работа с людьми.

Рисунок 1. Понимание значимости навыка для освоения профессии менеджера

(Составлено авторами)

На вопрос «Оцените важность навыков, необходимых для будущего самоопределения менеджера», обучающиеся отметили умение работать с людьми, клиентоориентированность, управление проектами (по шкале от 5 до 10). Это связано с тем, что обучающиеся знают область своей профессиональной деятельности, могут объяснить будущие профессиональные ситуации, в которых требуется применение умения работать с людьми, управлять проектами и т.д. Студенты последнего года обучения к выбору важности навыков подошли более осознанно. Они отмечают, что необходимо постоянно совершенствовать навыки в процессе прохождения практик, изучать опыт управленческой деятельности в разных организациях, расширять сферу профессиональных коммуникаций, которые помогают общаться с ведущими консультантами в данной области. Как показал дополнительный опрос студенты первого курса, которые выбрали данное направление в качестве дальнейшего обучения, не считают важными такие навыки, как межотраслевая коммуникация и системное мышление, так как обучающиеся не имеют представления о том, что такие навыки существуют в области изучения профессии, которую они выбрали. (по шкале от 1 до 2). Освоив такие навыки, человек сможет легко переключаться со специализации на специализацию в своей профессиональной сфере или работать на стыке нескольких областей, постоянно расширяя область применения своих компетенций [3].

Стоит отметить, что в выборе данной профессии им помогли экскурсии, мастер-классы, а также олимпиады, проводимые вузом по данному направлению.

2. Самооценка обучающимися сформированности данного навыка.

На вопрос «Оцените по 10 бальной шкале степень сформированности данного навыка у вас», все обучающиеся независимо от курса обучения не отметили ни одного навыка, который, по их мнению, был бы сформирован полностью. Очевиден тот факт, что обучающиеся первого курса, отмечают низкую, по их мнению, сформированность таких навыков, как системное мышление, работа с людьми, межотраслевая коммуникация. Предыдущий график показывает низкую осведомленность о содержании данного навыка и о его востребованности на рынке труда. «Клиентоориентированность», по мнению обучающихся первого курса, относительно других навыков имеет более высокую позицию (шкала от 1 до 3). Дополнительный опрос показал, что многим студентам из числа опрошенных, за последние три года обучения пришлось поработать в организациях сервиса и продаж, где они проходили стажировку за счет организации. Было

отмечено также, что в процессе стажировок работодатель основным требованием в работе ставил ориентированность на клиента, и не выполнять это требование было нельзя. Также большинство обучающихся хотят получать больше информации о профессиональной сфере, где они собираются работать, о развитии и востребованности этих навыков.

Выводы. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Обучающиеся признают значимость таких навыков как: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, но по результатам самооценки, отмечают низкую сформированность данных навыков. Как показал дополнительный опрос, у обучающихся существует профессиональный интерес к выбранной ими области, но этого недостаточно, чтобы выбрать траекторию личного развития. Обучающиеся отметили, что наиболее значимую информацию им бы хотелось осваивать через дополнительные интернет платформы с вебинарами, дополнительные он - лайн курсы, проходить специализированное тестирование и получать профессиональное консультирование о том, какие навыки являются востребованными на рынке труда. По мнению авторов, необходимо создание информационной среды, которая способствовала бы самоопределению будущих бакалавров менеджмента, которая помогла бы согласовать интересы к освоению будущей профессии и объективные потребности рынка труда. Процесс самоопределения затруднен из-за отсутствия системы профориентационной работы. Сами по себе профориентационные мероприятия малоэффективны, и проводятся только на этапе школа- вуз, но они также востребованы и в процессе обучения по уже выбранному направлению. В качестве рекомендаций и предложений по решению проблем может выступать создание центра профориентационной деятельности, где каждая кафедра может выступать представителем своих интересов и интересов студентов в организации профориентационной деятельности с обеспечением психолого- педагогического сопровождения.

Литература:

1. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

2. Атлас новых профессий: http://atlas100.ru/

3. Курбатова А.С., Зайцева С.А. Роль педагогических вузов в решении проблемы рациональной организации профориентационной работы / Вестник Мининского университета. 2020. Том. 8 №3 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1123

4. Пряжников, Н.С. Профориентология: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01541-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ebs.mgppu.ru:5665/bcode/450256 (дата обращения: 22.09.2020).

5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.

6. Проект «Национальное образование» https://edu.gov.ru/national-project/

7. Проект «Билет в будущее» https://bilet.worldskills.ru/about

8. Саляева Е.Ю. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.

Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 69-71.

9. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 109-118. doi:10.17759/chp.2019150411

10. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Калинина Лариса Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих учителей технологии к использованию информационно-коммуникационных технологий. В данной статье рассмотрены понятия «готовность будущих учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий». Особое внимание уделяется работе преподавателей технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Ключевые слова. Уучитель технологии, готовность, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming the readiness of future technology teachers to use information and communication technologies. This article discusses the concept of "readiness of future teachers to use information and communication technologies". Special attention is paid to the work of teachers of the faculty of technology and Economics of the I.Ya. Yakovlev CHPU.

Keywords: teacher of technology, readiness, information and communication technologies, professional activity.

Введение. Одной из характеристик современного общества является использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и образовании.

Изучение современного состояния профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии [2], анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы высших педагогических школ показали, что проблема формирования готовности будущих учителей технологии к использованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.