УДК: 65.0 (075.8)
ББК: 65.290
Глухова Л.В., Немцев А.Д., Воробьева Т.И.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
Glukhova L.V., Nemtsev A.D., Vorobeva T.I.
STANDARDIZATION OF EDUCATIONAL PROCESSES: SOME PROPOSALS FOR THE DEVELOPMENT OF TRAINING DIRECTION 38.03.02 MANAGEMENT (BACHELOR LEVEL)
Ключевые слова: стандартизация, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, подготовка кадров, виды профессиональной деятельности, компетенции, стандарты.
Keywords: standardization, educational standard, professional standard, personnel training, types of professional activities, competencies, standards.
Аннотация: в условиях нестабильного развития экономики возрастает роль качественного управления различными процессами. Не остается без пристального внимания и образовательная деятельность. О том, как должна сегодня происходить подготовка менеджеров, рассуждают и авторы статьи.
Целью работы является изучение роли стандартизации в процессе подготовки управленческого кадрового потенциала. Акцент на стандартизацию, как деятельность персонала по освоению требований стандартов и применению базовых концепций нормативной и регламентной документации, представленной в рассматриваемых стандартах, является основной идеей данной публикации. Авторы используют совокупность научных подходов: системный, процессный, компетентностный. В работе применяются такие методы системного подхода, как структурный анализ и синтез. Они позволяют обосновать нормативные значения индикаторов, характеризующих достижение цели. Кроме того, авторские выводы опираются на интеграцию проектного и модульного подхода, в которых учитывается проекция используемых стандартов.
В статье представлено авторское видение процесса подготовки менеджеров кафедрой, как самостоятельной структурной бизнес-единицей в вузе будущего. Предлагаемые концептуальные идеи и парадигма развития не являются догмой, а предполагают возникновение дискуссии по рассматриваемым в статье вопросам. Обсуждается приложение стандартов PMBOK, ISO 9001:2015, ISO 21500:2014, а также ФГОС и ФГОС 3++ к процессам образовательной деятельности. Новизна предлагаемых решений базируется на интеграции научных подходов в приложении к процессам подготовки менеджеров в условиях нестабильной внешней среды. Практическая ценность предлагаемых решений состоит в том, что авторами обоснована модель системной оценки показателей развития процесса подготовки специалистов по направлению 38.03.02. Эта модель может быть тиражирована для любого образовательного учреждения.
Abstract: in the conditions of unstable economic development the role of quality management of various processes increases. Educational activity is not without close attention as well. The authors of the article also discuss how manager training should take place today.
The aim of the work is to study the role of standardization in the process of preparing managerial personnel potential. The emphasis on standardization as the activity of personnel to master the requirements of standards and the application of basic concepts of normative and regulatory documentation presented in the standards under consideration is the main idea of this scientific publication.
The authors use a set of scientific approaches: system, process, competence. In the work such methods of system approach as structural analysis and synthesis are used, which allow to formulate normative values of indicators, characterizing the achievement of the goal. In addition, the author's conclusions are based on the integration of the project and modular approach, which takes into account the projection of standards used.
The article presents the author's vision of development of managers training as an independent structural business unit in the university of the future. The proposed conceptual ideas and development paradigm are not a dogma, but suggest the emergence of discussion on the issues considered in the article.
The authors consider the application of standards PMBOK, ISO 9001:2015, ISO 21500:2014, as well as FGOS and FGOS 3++ to the processes of educational activity. The novelty of the proposed solutions is based on the integration of scientific approaches in the application to the processes of training managers in an unstable environment.
The practical value of the proposed author's solutions is that the authors have justified the model of system evaluation of indicators of development of the training process in the direction 38.03.02 on the evaluated indicators. This model can be replicated for any educational institution.
Введение. Вопросам подготовке управленческих кадров во все времена развития экономики уделялось повышенное внимание [1-4]. Это нашло отражение в работах российских [5-11] и зарубежных авторов [12-14]. Сегодня этот вопрос продолжает оставаться актуальным и значимым [15, 16].
В настоящее время подготовка специалистов по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в редакции 2016 г. (№ 7 от
12.01.2016). Стандартом предлагается проводить подготовку бакалавров для трех видов профессиональной деятельности: организационно-управленческая, информационно-аналитическая и предпринимательская. Значительная роль при этом отводится профилирующей кафедре, так как именно она определяет миссию, видение, планирование, контроль и регулирование образовательного процесса.
На рисунке 1 отражено авторское видение организации процесса обучения бакалавров, существующее в вузе в настоящее время.
Виды профессиональной деятельности
Организационно -управленческая де ятельность (ПК1-ПК8)
Информационно-аналитическая деятельность (ПК9-ПК16)
Предпринимательская деятельность (ПК17-ПК20)
! Базис формирования профессиональных умений и навыков менеджмента :
ч /
___________________________________________________________________^
Рисунок 1 - Авторское видение существующей на кафедре системной подготовки
менеджеров
На данный момент в интернете по- стандарта по направлению подготовки явился проект нового образовательного 38.03.02 «Менеджмент», условно названно-
го ФГОС 3++, который находится в стадии дискуссионного обсуждения различными заинтересованными сторонами и ожидает
своего утверждения. На рисунке 2 отражено авторское видение требований предполагаемого нормативного документа.
Организационно-управленческая
Виды профессиональной деятельности
Информационно-аналитическая
Предпринимательская
Научно -исследовательская
Педагогическая
Финансовая
Базис.
Универсальные компетенции: УК1-УК8 Общепрофессиональные компетенции: ОП1-ОПК5
Рисунок 2 - Авторское видение системной подготовки менеджеров по проектируемому
стандарту ФГОС3++
В новом стандарте увеличилось количество видов профессиональной деятельности и снизилось число общепрофессиональных и универсальных компетенций, а профессиональные компетенции должна формировать сама образовательная организация, ориентируясь на требования стандарта профессиональной деятельности. В этом и состоит ценность новой версии образовательного стандарта: в основе образовательной деятельности находятся требования профессионального стандарта. Поэтому можно считать, что новое видение процесса подготовки кадров в сфере менеджмента должно включать в себя не только требования заинтересованных сторон (стейкхолде-ров), но и требования квалификационных характеристик предлагаемых работодателями должностей. А это значит, что появляется возможность подготовки кадров "на заказ", под конкретную востребованную должность, профессию. Исходя из этого, процесс подготовки бакалавров должен быть скорректирован с учетом появившейся возможности - готовить кадры «на заказ».
При неизменной миссии кафедры уточнена цель, для достижения которой необходимо решать новые задачи: готовить кадры «на заказ». Это в полной мере соответствует принятым Правительством РФ нормативным и регламентным документам, характеризующим развитие страны в период интеллектуализации, информатизации и цифровизации.
В последние годы подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по требованиям ФГОС, где предусмотрен компетентностный подход, цель которого - повышение качества образования. Однако современные требования к результатам освоения основной образовательной программы побуждают педагогов к поиску новых технологий в организации образовательного процесса. Эти новшества должны быть направлены на то, чтобы у обучающихся появилось желание к самостоятельной творческой работе в овладении специальностью. В настоящее время значительное внимание уделяется проектному подходу в различных сферах деятельности. В печати есть примеры практической реализации отдельных элементов этого подхода и в области образования [17, 18]. Полагаем, что надо переходить на проектное обучение, т.е. процесс подготовки специалиста представить в виде проекта. На наш взгляд, проектные технологии (проектный подход) как раз и соответствует переходу к процессу самообучения. Основа проектного подхода - развитие познавательных навыков и критического мышления.
В проектном менеджменте процесс управления проектной деятельностью оценивается с учетом ключевых ограничений по стоимости, содержанию и времени на его реализацию. Качество выполняемых работ в проекте обеспечивается совпадением этих характеристик с плановыми значениями.
Думаем, что это поможет подготовить качественного специалиста, так как и студент, и преподаватель будут участниками этого проекта, выполняя свои определенные функции с необходимым качеством и в определенные сроки. На любом этапе этого проекта будет видно, какие результаты достигнуты, что надо «изменить» для успешного выполнения проекта.
Проектный подход, дополненный компетентностным, на наш взгляд, очень хорошо друг друга дополняют, так как такая организация учебного процесса (процесса подготовки кадров) наилучшим образом позволит выбрать студенту траекторию обучения: для каждого студента разрабатывается индивидуальный план обучения, где будет указано все, чем обучающийся должен овладеть на каждом этапе обучения. Исходя из этого, учебный план должен быть модульным. Тогда индивидуальный план обучения будет формироваться из набора учебных модулей, освоение которых и
Рисунок 3 - Результаты обучения
В результате подготовленный специалист будет обладать именно теми компетенциями, которые необходимо иметь в данный момент времени. Уровень освоения компетенций определенного этапа проекта проверяется с помощью комплексного задания.
Структурный подход к оценке деятельности кафедры менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ФГОС 3++.
В условиях развития международного рынка образовательных услуг и новых образовательных стандартов, актуальным становится применение стейкхолдер-менеджмента. Владение этим инструментом позволяет иденти-
обеспечит требуемую компетенцию или компетенции у обучающегося. Учитывая это, предлагается (при подготовке менеджеров) перейти к модульному учебному плану и модульным учебным программам. В этом случае компетенции будут формироваться набором определенных модулей учебного плана и учебной программы соответствующего этапа проекта подготовки специалиста, что дает возможность оперативно обновлять информацию (как в отдельных модулях, так и в программе в целом), быстрее реагировать на изменения в сфере труда. Следовательно, уже на стадии подготовки закладывается обратная связь между обучающей организацией и предполагаемым работодателем.
На рисунке 3 схематично представлен процесс подготовки по старому и новому образовательным стандартам. Слева на рисунке показан проектируемый подход нового образовательного стандарта, а справа -применяемый в настоящее время.
Учебные модули Формируемые
дисциплины компетенции
в соответствии с требованиями ФГОС
фицировать и анализировать деятельность стейкхолдеров, управлять ею. Например, большое преимущество в управлении предоставляет построенная карта (Stakeholder Mapping), в которой отмечены уровень импак-та (влияния), уровень вовлеченности и прочие характеристики. Обычно она представлена в виде таблицы, в которой отражено много информации для решения различных задач. Например, для того, чтобы своевременно уточнить стратегию вовлеченности персонала образовательной системы в процесс ее развития или учесть риски возникновения проблемных ситуаций. Поэтому топ-менеджменту вуза необходимо знать требования стандарта
PMBOK и находить им приложение к своей профессиональной деятельности управленца образовательными процессами посредством практического применения гибких технологий Agile [19,20].
Считаем, что внешняя среда, формирующая требования к параметрам качества выпускаемых кафедрой специалистов, определяется следующим составом стейкхолдеров: Министерством образования и науки РФ; Министерством образования Самарской области; работодателями промышленных предприятий, строительных организаций, энергетики, финансов, культуры, образования и других сфер деятельности Самарской области и других регионов; обществом РФ в целом, абитуриентами и их родителями.
Сформулируем миссию кафедры в разрезе рассматриваемых выше вопросов следующим образом:
1. Становление кафедры «центром формирования компетентных специалистов в области менеджмента». Это предполагает достижение следующих целей:
1.1 формирование новых, актуальных для города знаний, умений и навыков, в сфере менеджмента, преобразующих и развивающих город в аспекте интеллектуализации, информатизации и цифровизации;
1.2 воспитание и подготовку для города нового поколения менеджеров, современно мыслящих, способных взять на себя ответственность за принятие управленческих решений, изменять самих себя и систему знаний в процессе постоянного самообразования и самообучения, эксплицировать собственные знания и их трансферт в развитие экономики, двигаясь к намеченной цели в рамках программы Индустрия 4.0.
Применим методы структурного анализа и синтеза [18] и, используя авторский подход,
внесем следующие условные обозначения.
Пусть вероятность (у), с которой будет обеспечена реализация миссии (1), задана на уровне от 99%. Для осуществления миссии (1) необходимо решить две проблемы (1.1 и 1.2), охватывающие анализируемую образовательную среду.
Обозначим требуемую эффективность (Егр) функционирования кафедры в составе существующих проблем (1.1 и 1.2). Вероятность того, что полученная расчетная эффективность будет не менее требуемой, можно описать выражением (1):
Р{Е>Етр) = Р1А-Р12>
Л 100
(1)
р =
где при у=99% и при 11
D О
1.2
будем иметь
P
проб.
= ¡0^99 = ),995
то есть, чтобы миссия кафедры была достигнута с вероятностью 99%, необходимо обеспечить решение каждой из проблем (Р проб) на уровне 99,5%. Тогда структурная схема реализации миссии кафедры будет иметь вид (рисунок 4).
R
R
1.1 1.2
Рисунок 4 - Структурная схема обеспечения результата достижения целевых показателей миссии кафедры
В таблице 1 показан фрагмент описания миссии кафедры и исходных данных по ее достижению.
Таблица 1 - Исходные данные для реализации миссии кафедры (фрагмент)
Миссия Проблемы Направления Основные задачи
1 2 3 4
Становление кафедры ентром формирования компетентных менеджеров 1.1 Формирование новых знаний, умений и навыков в сфере менеджмента 1.1.1 ППС должен обладать формируемыми компетенциями 1.1.1.1 Организация проектной деятельности в процессе обучения
1.1.1.2 Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности и новаторству
1.1.1.3 Стандартизация деятельности кафедры
1.1.2 Внедрение новых методов и технологий в учебный процесс 1.1.2.1 Обеспечение высокой компетенции ППС кафедры
1.1.2.2 Создание пособий и учебников для организации дистанционной формы обучения
1.1.2.3 Исследование новых методов и технологий
я
Продолжение таблицы 1
1.2 Подготовка нового поколения менеджеров 1.2.1 Привлекательность для профессорско -преподавательского состава 1.2.1.1 Творческая, хорошо оплачиваемая работа по результатам
1.2.1.2 Возможность постоянного повышения квалификации, карьерный рост
1.2.1.3 Организация экспериментально-производственной базы для исследований
1.2.1.4 Компьютеризация лекций с раздачей тезисов
1.2.2 Привлекательность для студентов 1.2.2.1 Престижность обучения в ОАНО ВО «ВУиТ»
1.2.2.2 Создание на кафедрах НОУ-ХАУ учебной деятельности
1.2.2.3 Создание электронного библиотечного фонда учебной литературы
1.2.2.4 Создание электронных средств доступа для реализации экспортных программ
Аналогично рисунку 4, применяя метод структурного анализа, получим следующие модели управления процессами достижения целевых задач для направления 1.1.1, 1.1.2, выбранных из таблицы (таблица 1). При параллельном соединении структурных элементов схемы модель управления примет вид Ргл= I- 1-^.1л)а-^.1.2)> ,»995.При допущении, что каждый из блоков рав-
нозначен, получим
Р =Р = - 1\-Р~
1 1.1.1 1 1.1.2 У1 •'1.1
1- /Г- 1^995 = ),93.
(2)
Анализируемые блоки (фрагмент), отражающие требования таблицы 1, показаны на рисунке 5.
Рисунок 5 - Примеры структурных моделей реализации миссии кафедры
Набор структурных моделей, представленных ниже, позволяет определить закон, определяющий значения вероятности реализации требований отдельными блоками структурных схем. Тогда для каждого процесса можно определить нормативное требуемое значение, позволяющее контролировать процесс по ключевым индикаторам и управлять ими по ниже приведенным математическим выражениям:
Рщ=РпЛ- \-РиК-РиУРп-Р^ »,959,
Рщ =^31-1- * ',99833
^112 = I- 1-^21X1-^22)1^3 ^ \93-
^122 =^22-1- 1-А1)а-А4)1:Аз ^ ^959;
^124 =Л3 " I- 1-^41)0-^42)1^44 "^43 ^ >,99833.
В таблице 2 показан фрагмент полученного результата.
Таблица 2 - Система нормативных требований к качеству достижения целевых результатов
Миссия, вероятность обеспечения, % Проблемы, ве-роят-ность решения, % Направления, вероятность достижения результата, % Основные задачи, вероятность обеспечения их решения, %
1 2 3 4
Становление кафедры центром формирования компетентных менеджеров (99) 1.1 Формирование новых знаний, умений и навыков в сфере менеджмента (99,5) 1.1.1 ППС должен обладать формируемыми компетенциями (93) 1.1.1.1 Организация проектной деятельности в процессе обучения (81)
1.1.1.2 Привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности и новаторству (81)
1.1.1.3 Стандартизация деятельности кафедры (96,4)
1.1.2 Внедрение новых методов и технологий в учебный процесс(93) 1.1.2.1 Обеспечение высокой компетенции ППС кафедры (81)
1.1.2.2 Создание пособий и учебников для организации дистанционной формы обучения (81)
1.1.2.3 Исследования новых методов и технологий (96,4)
1.2 Подготовка нового поколения менеджеров (99,5) 1.2.1 При- влекатель-ность для профессор-ско- преподавательского состава (95,9) 1.2.1.1 Творческая, хорошо оплачиваемая работа по результатам (88,2)
1.2.1.2 Возможность постоянного повышения квалификации, карьерный рост (98,6)
1.2.1.3 Организация экспериментально- производственной базы для исследований (98,6)
1.2.1.4 Компьютеризация лекций с раздачей тезисов (88,2)
1.2.2 Привлекательность для студентов (95,9) 1.2.2.1 Престижность обучения в ОАНО ВО ВУИТ (88,2)
1.2.2.2 Создание на кафедрах НОУ-ХАУ учебной деятельности (98,6)
1.2.2.3 Создание электронного библиотечного фонда учебной литературы (98,6)
1.2.2.4 Создание электронных средств доступа для реализации экспортных программ (88,2)
Из таблицы видно, что для каждого пункта определено критериальное значение (в %), которое должно быть достигнуто (норматив). В качестве вывода можно отметить, что стандартизация требований к подготовке кадров, в первую очередь, отражает соответствие всех достигнутых в процессе деятельности показателей нормативным, заложенным в основы процессного управления на стадии планирования.
Стандартизация требований к процессу подготовки кадров.
Стандартизация требований к процессу подготовки кадров в образовательном учреждении в первую очередь направлена на выработку правил и принципов накопления профессиональных знаний и навыков
профессорско-преподавательского состава (ППС). Принципы развития и обучения людей требуют практического применения и передачу собственных знаний и освоенных навыков. Это весьма действенный подход, который требует от ППС наличия таких надпрофессиональных навыков (Soft Skills), как коммуникативность, креативность и других, которые проявляются в готовности быстрого освоения нововведений и адаптации к требованиям внешней среды. В этом аспекте рассуждений именно умение соответствовать требованиям стандартов позволит ускорить процессы адаптации.
В заключение рассмотрим общий вид структурной модели, в которой отражены требования совокупности стандартов, акту-
альных для образовательной деятельности 9001:2015, ГОСТ Р ИСО 21500-2014 (рисунок 6). 3. Требования ФГОС, ФГОС 3 ++
1. Требования стандарта РМВОК. Дадим краткое пояснение по их прак-
2. Требования ГОСТ Р ИСО тическому применению.
ЗАКАЗ на подготовку специалиста
Работодатели
Структурная модель управления подготовкой специалиста
П 1 II П II II II ш
Рисунок 6 - Общий вид структурной модели
На рисунке отражены шесть базовых шагов (обозначены 0-5), которые являются основными этапами обучения (усредненный по времени учебный план подготовки бакалавров). Каждый шаг представлен в виде процесса, поскольку отражает схематично вход и выход, структурное управление, как это было показано выше по тексту, и замкнутую обратную связь, характерную для кибернетических систем. Эта модель полностью соответствует базовым принципам стандарта РМВОК (свод знаний по управлению проектами). Как и в других профессиональных областях, свод знаний опирается на передовой опыт специалистов-практиков интернациональных компаний и крупных организаций США в управлении проектами, которые внесли вклад в разработку данного стандарта. В настоящее время широко применяется шестая версия стандарта РМВОК. В ней усиленно акцентируется внимание на стейкхолдер менеджмент. Руководство РМВоК знакомит с ключевыми понятиями и терминами в области управления проектами, определяет 10 областей знаний проектного управления, жизненный цикл проекта, группы процессов и процессы (в том числе входы, выходы и ак-
тивности в рамках конкретного процесса), определяются внешние и внутренние организационные факторы, окружающие проект или оказывающие влияние на его успех, методы и методики, применяемые в рамках отдельных областей знаний по управлению проектами.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001:2015, ГОСТ Р ИСО 21500-2014 отражают запросы к входам и выходам процессов. Они ориентированы на жизненный цикл продукта или услуги, и мы их требования проектируем на образовательные услуги по подготовке менеджеров. Поэтому и необходимо их обучение и освоение в процессе образовательной деятельности.
Заключение. Многие исследования отмечают, что потребность в высококвалифицированных менеджерах остается высокой. Дефицит сопровождается ростом требований работодателей к профессиональным требованиям менеджеров, способных профессионально решать проблемы бизнеса. Авторы изложили свой взгляд на решение проблемы подготовки менеджеров на примере отдельной кафедры конкретного вуза. Мы надеемся, что данный материал найдет отражение в дискуссиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глухова, Л.В. Системное управление подготовкой инженера-менеджера: сборник научных работ «Теория и методика профессионального образования» в научно-педагогических исследованиях». - М.: Институт общего образования РАО, 2001. - С. 60-78.
2. Глухова, Л.В. Процессный подход к формированию информационной компетентности инженера-менеджера // Проблемы интеллектуализации образования: материалы международной конференции. 27-28 ноября 2002 г. - Воронеж-Москва, 2002. - С. 84-88.
3. Глухова, Л.В. Формирование личностных качеств инженера-менеджера: сборник научно-методических работ «Теория и практика проектирования и реализации многоуровневой системы профессионально-педагогического образования» - Самара, 2003. - С.199 - 201.
4. Глухова, Л.В. Управление качеством единого образовательного пространства кафедры / Системы обеспечения качества и управления качеством образования в учреждениях профессионального образования. Книга 5: материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 86-103.
5. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Некоторые аспекты подготовки VUCA менеджеров для смарт-систем // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 2. № 3. -С. 22-30.
6. Глухова, Л.В. Методология управления развитием смарт-организаций на основе инструментов менеджмента // В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 203-208.
7. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Использование некоторых инструментов риск-менеджмента для управления проектной деятельностью // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. -№ 3 (34). - С. 145-155.
8. Корнеева, Е.Н., Корнеев, А.А. Современные тенденции развития сферы услуг высшего профессионального образования России [Текст] // Уральский научный вестник. - 2016. - Т. 12. № 2. - С. 3-4.
9. Корнеева, Е.Н., Ишкильдина, С.А. Технологизация деятельности центров опережающей профессиональной подготовки кадров [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2019. № 4 (58). С. 29-35.
10. Корнеев, Е.Н., Данильченко, В.В. Проблемы теории и практики подготовки инновационных менеджеров [Текст] // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. 2. № 1. - С. 50-55.
11. Лыскова, И.Е. Agile-менеджмент в аспекте профессионального развития организации. В сборнике: Управление пространственным развитием Европейского Севера России: социально-экономические, политические и исторические аспекты материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). - 2019. - С. 251-255.
12. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -
2018. - Т. 2. № 1. - С. 165-175.
13. Тарасова, А.Н., Корнеева, Е.Н., Крайнева, Р.К., Гудкова, С.А. Pitfalls and drawbacks in engineering education in Russia // Journal of Applied Engineering Science. - 2019. - №1. - С. 43-51.
14. Теоретические основы структурного анализа и синтеза экономических систем: монография / Л.В. Глухова. - М.: Изд-во ИКиП, 2007. - 122 с.
15. Glukhova, L.V., Syrotyuk, S.D., Sherstobitova, A.A., Gudkova, S.A. Identification of key factors for a development of smart organization. Smart Innovation, Systems and Technologies.
2019. vol. 144. pp. 595-607.
16. Glukhova, L.V., Yarygin, O.N., Syrotyuk, S.D. Qualimetric approach to the evaluation of the knowledge increase level based on the Boolean algebra tools. Baltic Humanitarian Journal, pp. 158-161, vol. 5, № 1(14), 2016.
17. Kaziev, V.M, lyubov' B.M, Tyutrin, N.O, Khizbullin, F.F, Takhumova, V.O. Improvement and modeling of the company's activity based on the innovative kpi system. J. Fundam. Appl. Sci., 2018, 10(5S), 1406-1415.
18. Uskov, V.L. Bakken, J.P., et al.: Building smart learning analytics system for Smart University. In: Uskov, V.L., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.) Smart Education and e-Learning 2017, pp. 191-204. Springer, June 2017. https://doi.org/10.1007/978-3-319-59451-4, ISBN 978-3-31959450-7.
19. Uskov, V.L., Bakken, J.P., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.): Smart Universities: Concepts, Systems, and Technologies, 421 p. Springer (2018). ISBN 978-3-319-59453-8.
20. Uskov, V.L., et al.: Smart pedagogy for Smart Universities. In: Uskov, V.L., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.) Smart Education and e-Learning 2017, pp. 3-16. Springer (2017). https:// doi.org/10.1007/978-3-319-59451-4, ISBN 978-3-319-59450-7.