Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки vuca-менеджеров для смарт-систем'

Некоторые аспекты подготовки vuca-менеджеров для смарт-систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТ-СИСТЕМЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / VUCA / SCRUM-МЕТОДЫ / SMART-SYSTEMS / DIGITALIZATION / RISK ANALYSIS / RISK MANAGEMENT / SCRUM-METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова Л.В., Немцев А.Д.

Термин VUCA характеризует эффективность деятельности в неустойчивой, сложной и агрессивной среде. В квалификационной характеристике менеджеров термин "VUCA менеджер", по нашему мнению, означает, что управленец обладает высокой стрессоустойчивостью, гибкостью ума и креативностью, имеет практические навыки управления рисками и владеет инструментами быстрой адаптации своей профессиональной деятельности к нестабильным ситуациям, возникающим в окружающей его инфраструктуре. Возрастающую потребность в специалистах, готовых к быстрой переработке больших объемов информации, многомерному анализу данных и формированию управленческих решений в условиях неопределенности и риска, можно удовлетворить с помощью развития СМАРТ-университетов, деятельность которых основана на идеях цифровизации и информатизации. Целью статьи является обзор современных средств и методов подготовки специалистов в условиях неопределенности и рисков. В статье представлен теоретический анализ средств и методов подготовки кадров в современных условиях цифровизации на основе использования профессиональных стандартов, показана модель формирования менеджера нового поколения (VUCA-менеджера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRAINING VUCA MANAGERS FOR SMART SYSTEMS

The term VUCA has only just begun to appear in the information environment and characterizes sustainable performance in an unstable, complex and aggressive environment. In terms of manager qualifications, it means that the manager is highly stress-resistant, flexible and creative, has practical skills to manage risks and quickly adapt to unstable situations in the surrounding infrastructure. SMART University's activities are based on the ideas of digitalization and informatization, which significantly increases the need for professionals who are ready to quickly process large amounts of information, multi-dimensional analysis of data and the formation of management solutions in the face of uncertainty and risk. The purpose of the article is to review modern means and methods of training specialists in conditions of uncertainty and risks In the article the authors present theoretical analysis of means and methods of personnel training in modern conditions of digitalization on the basis of professional standards. The model of formation of a new generation manager (VUCA-manager) is shown

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки vuca-менеджеров для смарт-систем»

УДК: 65.0 (075.8)

ББК: 65.290

Глухова Л.В., Немцев А.Д.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ VUCA-МЕНЕДЖЕРОВ

ДЛЯ СМАРТ-СИСТЕМ

Glukhova L.V., Nemtsev A.D.

SOME ASPECTS OF TRAINING VUCA MANAGERS FOR SMART SYSTEMS

Ключевые слова: СМАРТ-системы, цифровизация, анализ рисков, управление рисками, VUCA, Scrum-методы.

Keywords: SMART-systems, digitalization, risk analysis, risk management, VUCA, Scrum-methods.

Аннотация: термин VUCA характеризует эффективность деятельности в неустойчивой, сложной и агрессивной среде. В квалификационной характеристике менеджеров термин "VUCA - менеджер", по нашему мнению, означает, что управленец обладает высокой стрессоустойчивостью, гибкостью ума и креативностью, имеет практические навыки управления рисками и владеет инструментами быстрой адаптации своей профессиональной деятельности к нестабильным ситуациям, возникающим в окружающей его инфраструктуре.

Возрастающую потребность в специалистах, готовых к быстрой переработке больших объемов информации, многомерному анализу данных и формированию управленческих решений в условиях неопределенности и риска, можно удовлетворить с помощью развития СМАРТ-университетов, деятельность которых основана на идеях цифровизации и информатизации.

Целью статьи является обзор современных средств и методов подготовки специалистов в условиях неопределенности и рисков.

В статье представлен теоретический анализ средств и методов подготовки кадров в современных условиях цифровизации на основе использования профессиональных стандартов, показана модель формирования менеджера нового поколения (VUCA-менеджера).

Abstract: the term VUCA has only just begun to appear in the information environment and characterizes sustainable performance in an unstable, complex and aggressive environment. In terms of manager qualifications, it means that the manager is highly stress-resistant, flexible and creative, has practical skills to manage risks and quickly adapt to unstable situations in the surrounding infrastructure.

SMART University's activities are based on the ideas of digitalization and informatization, which significantly increases the need for professionals who are ready to quickly process large amounts of information, multi-dimensional analysis of data and the formation of management solutions in the face of uncertainty and risk.

The purpose of the article is to review modern means and methods of training specialists in conditions of uncertainty and risks

In the article the authors present theoretical analysis of means and methods of personnel training in modern conditions of digitalization on the basis of professional standards.

The model offormation of a new generation manager (VUCA-manager) is shown.

Введение

Анализ последних публикаций результатов международных KES-конференций [16] показал, что развитие цифровой экономики привело к потребности цифровизации

деятельности всех бизнес-структур. Возросла необходимость в подготовке кадров новой формации, способных применять новейшие высокотехнологичные продукты и технологии в условиях нестабильной внеш-

ней среды. Это побудило систему образования к становлению и развитию смарт-среды [2-4]. Сюда можно отнести и новые смарт-технологии, и смарт-инфраструктуры, и смарт-организации. Будем рассматривать смарт-организацию как сложную систему, функционирующую в определенной среде и взаимодействующую с другими системами. Данный подход обоснован общей теорией систем, основы которой были разработаны американскими исследователями Л. Берта-ланфи, Р. Калманом, М. Мессаровичем и российскими специалистами А.Н. Колмогоровым, В.М. Глушковым, Н.П. Бусленко и др. и продолжают развиваться в работах [5-7].

Под смарт-организацией мы в дальнейшем будем понимать самообучающуюся организацию, в которой коллектив исполнителей готов к быстрой адаптации к условиям внешней среды, внедрению нововведений и принятию гибких решений (agile) в условиях неопределенности и структурной сложности. Более подробно понятие смарт -организаций и особенности их функционирования, ключевые показатели успешности и эффективности их функционирования в условиях глобализации, а также инструменты менеджмента, позволяющие оценивать динамику уровней развития смарт-организации и их трансформация, показаны в работах [8-10].

Одной из важных функциональных специфик в них является наличие коллектива исполнителей, обладающих креативностью, стрессоустойчивостью, способностью к саморазвитию и адаптации к сложным условиям неопределенности и риска [17-20].

Основные результаты исследования

Появляющиеся методы и практики управления, описанные в работах зарубежных [6-10] и российских авторов [11-14], позволяют говорить о становлении новой парадигмы менеджмента, получившей название "Менеджмент 3.0" [15]. Ее особенностью является прикладное использование методов автоматизированного проектирования и программирования, современных компьютерных технологий управления, получивших название гибких (agile). Это приводит к тому, что специалисты в области

ИТ-технологий все активнее интегрируют свои практики в сферу менеджмента, в частности, проектного менеджмента. В то же время, для оперативного управления многие менеджеры все активнее используют методику scrum. В этой связи значимость подготовки кадров новой формации, обладающих навыками адаптивного управления на основе человеко-ориентированных технологий в интеграции с современным арсеналом компьютерных технологий и риск-менеджмента очевидна. Однако российская действительность такова, что подготовка кадров в настоящее время все еще не является опережающей и не соответствует полностью вызовам внешней среды [16]. Исходя из этого и формируется проблема исследования: как должна быть организована подготовка специалистов в вузе по экономическим специальностям, чтобы в рыночной среде они были конкурентоспособны и востребованы.

Здесь следует учитывать понятие VUCA-реальности. Соглашаясь с выводами М.А. Матушкина [15, с. 92], кратко раскроем значение акронима VUCA, образованного из первых букв слов "нестабильность" (volatility),"неопределенность" (uncertainty), "сложность" (complexity), "неоднозначность" (ambiguity).

С точки зрения менеджмента, процессы нестабильности и неопределенности должны быть тщательно проанализированы и идентифицированы на возникновение угроз снижения эффективности деятельности команды исполнителей; к ним необходимо подобрать инструменты менеджмента для мониторинга ключевых параметров деятельности бизнес-структуры в условиях рынка. Для снижения сложности и неоднозначности требований внешней среды также требуется инструментарий структурного анализа и синтеза, позволяющий синтезировать модели управления рисками деятельности смарт-системы подготовки кадров.

На рисунке 1 показан процесс формирования обобщенной трудовой функции (ОТФ) и применение профессионального стандарта (ПС 08.018) для подготовки специалистов по управлению рисками.

Рисунок 1 - Модель процесса формирования ОТФ по управлению рисками в отдельных

функциональных направлениях

Слева, на входе, показаны требуемые знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы на базе среднего профессионального образования. Они объединены под общим названием ОТФ "Анализ и оценка рисков". (Данная модель не может быть использована для подготовки на базе средней школы, так как на входе отсутствует наличие требуемых компетенций). Справа, на выходе, отражены сформированные трудовые функции. Стрелками, входящими

снизу, показана обеспечивающая часть. Это работники вуза, занимающиеся подготовкой менеджеров в условиях неустойчивой внешней среды (1111С), база тестовых заданий (БТЗ), в которых содержится набор ситуаций, задач, тестов, обеспечивающих формирование требуемого уровня компетенций по управлению рисками. Модель формирования ОТФ в общем виде показана ниже (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель формирования новых навыков на основе ОТФ профстандарта

На рисунке 3 показан фрагмент сфор- ве банка тестовых заданий (БТЗ). мированности ОТФ (В/01.6-В/04.6) на осно-

□ 31,7

□ Выработка мероприятий по воздействию на риск в разрезе отдельных видов и их экономическая оценка

□ Документирование процесса управления рисками и корректировка реестров рисков в рамках отдельных бизнес-процессов и функциональных направлений

□ Оказание методической помощи и поддержка процесса управления рисками для ответственных за риск сотрудников организации - владельцев риска

□ Разработка методической и нормативной базы системы управления рисками и принципов управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов и функциональных направлений

Рисунок 3 - Фрагмент оценки уровня сформированности ОТФ на основе БТЗ

В период развития цифровых и информационных технологий на одно из первых мест выносится проблема интеллектуализации знаний и формирования базы личностных показателей умений и навыков, позволяющих приобретать дальнейший опыт в направлении поиска и блокировки уязвимостей, возможных отказов и рисков потери важных информационных активов от несанкционированного доступа.

Стандартизация требований к функциональным обязанностям сегодня является той панацеей, которая влияет на снижение уровня риска деятельности бизнес-структур в сложных экономических условиях и полностью соответствует VUCA-реальности. Однако применение требований стандартов к процессам деятельности производственных структур, в частности, к процессам защиты информационных и других активов, явно недостаточно. Что было доказано проведенными исследованиями.

Следует отметить, что только за последние несколько лет появились требования стандартов к формированию терминологической базы основных понятий, имею-

щих прямое отношение к построению компетенций, содержащих набор знаний, умений и навыков в предметной области управления процессами защиты информационной безопасности.

Анализируемый и изучаемый в статье нормативный документ (ГОСТ Р 576282017, [19]) представляет собой методику, опираясь на требования которой возможно достижение целевых показателей, а именно - построение профиля защиты информационной безопасности для бизнес-структур. Будем в дальнейшем под бизнес-структурой понимать производственную структуру, имеющую потребность в обмене информационными потоками через сетевые коммуникации.

В таблице 1 отражены составляющие начального уровня базы знаний, которая должна быть сформирована на этапе изучения методики, описанной в ГОСТ Р 576282017 (Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности) и соответствующей требованиям профессионального стандарта (ПС 08.018).

Таблица 1 - Предпосылки к изучению требований по построению профиля защиты информационной безопасности на предприятии_

Нормативный документ Основное содержание извлекаемых знаний Приобретаемые навыки и опыт деятельности

ГОСТ 15408.1-2012 Знания в области операционного менеджмента и планирования требований к информационной безопасности для каждого конкретного пользователя; создание терминологического словаря в Навыки поэтапного построения профилей защиты информационных активов. Формирование методики создания профиля защиты по информационной безопасности (ПЗИБ). Приобретение опыта поэтапного описания задания по безопасности (ЗЗИБ).

области уровней доверия Формирование навыков определения причинно-следственных связей с целью разработки инструментов менеджмента для оценки соответствия между целями, проблемой и требованиями безопасности

ГОСТ 15408.2-2013 Разработка базы знаний по построению семантической сети "задача-требуемые ре-сурсы-типовое решение". Перечень структурных требований к функциональной обеспеченности для решения задач по информационной безопасности для бизнес-единицы. Перечень требований к аудиту информационной безопасности в разрезе этапов и стадий его проведения Методика построения требований к функциональным компонентам информационной безопасности. Методика определения ресурсов обеспечения ИБ. Методика определения доступа к объектам оценки (ОО). Первичные навыки построения доверительного маршрута

ГОСТ 15408.3-2012 База знаний дефиниций сферы доверия при обеспечении информационной безопасности. Описание оценочных уровней доверия Выбор компонентов доверия. Методики формирования и оценки уровней доверия, предусматривающих верификацию и тестирование (в разрезе различных классов)

На рисунке 4 представлены результаты проведенного опроса выпускников по направлению "Менеджмент организация" (на конец 2017 г. и на конец 2018 г.). Анализ результатов показал недостаточный уровень знаний и сформированности компетенций и навыков построения простейших профилей защиты информационных активов на рабочих местах. Одной из базовых причин явилось отсутствие "стыковок" с требованиями профессиональных стандартов в процессе обучения. Хотя диаграмма оценочных характеристик в 2018 г. показала некоторое улучшение результатов формируемого уровня компетенций у выпускающихся менеджеров (подготовка по специальности "Менеджмент организации") по всем анализируемым параметрам за счет корректировки учебного материала по дисциплинам "Производственный менеджмент", "Информационный менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент".

Политика безопасности

Цели и задачи системы защ иты безопасности

Рисунок 4 - Анализ результатов подготовки кадров к формированию профилей защиты информационной безопасности на рабочих местах

Общий анализ полученных результатов отражает тот факт, что в процессе обучения в высших учебных заведениях формируются базовые понятия назначения систем информационной безопасности, построение политики безопасности, определение угроз и уязвимостей.

В условиях дальнейшей информатизации и цифровизации страны ощущается по-

стоянная нехватка кадров, обладающих в своей профессиональной сфере деятельности навыками идентификации рисков и формировании решений для их снижения на всех этапах функционирования бизнес-структуры. В этой связи отметим необходимость внедрения в учебный процесс подготовки специалистов, вовлеченных в процессы управления на разных уровнях, требований профессиональных стандартов, а также большую роль применения различных стандартов, в том числе и по методике оценки рисков. В совокупности это определяет профиль знаний подготовки специалистов в области защиты информационных активов от несанкционированного доступа и отражает возможный уровень сформированно-сти таких понятий, как "аудит безопасности", задания безопасности, профиль защиты информационной безопасности. Чтобы глубже понять суть этих вопросов и их прямое назначение, роль в обеспечении реализации политики безопасности на предприятии, рекомендуем следующий алгоритм (рисунок 5 а, б). Он построен на основании требований ГОСТ Р 57628 - 2017. Предлагаемая авторская методика соответствует выводам авторов [12-14; 20].

г------------------,

I Подготовительный этап

Изучение требований ГОСТ (15408.1, 15408.2, 15408.3), предъявляемых к построению политики безопасности на предприятиии. Словарь терминов, примеры готовых решений. Идентификация возможных угроз и рисков.

Изучение требований ГОСТР 57628— 2017, предъявляемых к построению профилей защиты информации (ПЗ), заданий по защите информации (ЗЗ), методики оценки объектов оценки (ОО), процесс аудита.

Изучение существующего документа на предприятии "Политика безопасности" и выявление несоответствий требованиям ГОСТР 5728-2017. Анализ несоответствий. Стратегическое и оперативное планирование

Рисунок 5 а) - Фрагмент подготовительного этапа Методики формирования навыков построения профилей безопасности

Основной этап_

Анализ целей безопасности на предприятии. Анализ существующего уровня доверия. Определение проблем безопасности, определение формальных и неформальных требований к безопасности. Оценка существующих рисков и угроз_

Выбор методики анализа угроз. Идентификация и спецификация угроз. Анализ негативных действий. Идентификация и спецификация проводимых политик ИБ. Определение проблем безопасности.

Формирование целей безопасности._

Структурирование угроз безопасности и их классификация по типам. Выявление объектов оценки (ОО). Группировка всех угроз и политик по рубрикам:

а) управление доступом (объекты, атрибуты, операции, правила доступа);

б) управление пользователями (типы пользователей, идентификация, аутентификация);

в) собственная защита 00 (обнаружение сбоев, доверенное восстановление и т.д.);

г) безопасное взаимодействие (установление соединений, свойства соединений, правила);

д) аудит (ведение журналов аудита, реагирование, управление инцидентами, анализ); в) требования к архитектуре (требуемые свойства и ограничения);

ж) другие функции [сюда относится все, не попадающее очевидным образом под рубрики а) - в) - например, доверенный источник времени]._

Рисунок 5 б - Фрагмент основного этапа Методики построения профилей защиты

для предприятия на основном этапе В соответствии с требованиями ГОСТ требований, решение по которым должны предложенный алгоритм направлен на сбор отражаться в Профилях защиты.

Таким образом, документ "Профиль защиты информационной безопасности", сформированный для деятельности производственных структур, содержит следующие виды логически взаимосвязанной информации, созданной в результате поэтапного выполнения алгоритма:

1) формулировку потребности в безопасности, соответствующей выявленной проблеме;

2) описание проблемы безопасности, включающей перечень выявленных угроз со стороны внешней и внутренней среды;

3) "дерево целей" безопасности объектов оценки и "дерево возможных рисков" объектов оценки;

4) логическая связка "Дерево требований" - "Дерево решений", в которой изложены функциональные требования доверия и безопасности, отражающие уровень уверенности предприятия в принимаемых мерах по защите информации.

Приобретенные навыки построения профилей защиты позволят существенно снизить риски возникновения потерь информационных активов на предприятии.

Для оценки рисков подготовки "УЦСА-специалистов в вузе были синтезированы модели (ф.1-ф.4).

Рассмотрим совокупность моделей, использованную нами в качестве механизмов управления информацией, на основании которой происходит подготовка конкурентоспособных специалистов (менеджеров) в комплексе «производство-вуз». Управление заключается в реализации мониторинга и контроллинга системы подготовки кадров и состоит в адаптации имеющегося в ней содержания к требованиям внешней среды.

Модель 1. Модель управления точечным значением на конец службы информационной системы подготовки кадров. Обоснование точечных значений требований к относительным параметрам существенных свойств частей системы по заданному требованию вероятности обеспечения целевого параметра существенного свойства системы в целом находится из условия.

£ 100

(1)

ния, раскрывающие структуру системы обучения, являются ее моделью и отражают целостность этой системы.

Здесь - описание структуры си-

I-

стемы обучения;

Р{7Гг > Т - вероятность обеспечения ее качества функционирования;

у - уровень требования к качеству обучающей системы из внешней среды.

Более подробно процесс получения моделей здесь не описан, а представлен в работах одного из авторов1.

Модель 2. Модель динамики прогнозирования поведения системы во времени, где у(Тн) - регламентарная вероятность обеспечения времени Тн

Р(7Г >71 :)= §{Р;(1)}>

У тн)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

(2)

- функция распределения вероятности обеспечения требуемого относительного параметра существенного свойства каждой части системы во времени

Модель 3. Модель риска, связанного с потерями различного плана. Например, потери знания и оценка остаточных знаний с учетом ограничения временных параметров на конец жизненного цикла системы (или на каждый год, семестр), позволяющая учитывать ожидаемые затраты и предупреждать их.

Если вероятность Q(XRi>1) монотонно увеличивается во времени, то и соответственно затраты (потери функционирования) Z(t,zi) будут изменяться пропорционально изменению вероятности Q(t) системы в целом и ее элементов по выражению

= V

«У г.

а

X

ь

«угь

(3)

Полученные математические выраже-

1 Глухова Л.В. Методология управления инновационной деятельностью предприятий с использованием методов структурного анализа и синтеза: монография. М.: Изд-во института коммерции и права. 2010. - 165 с.

1 =

а

с

5

где а - последовательно соединенные элементы структурной схемы;

Ь - элементы структурной схемы, расположенные в параллельных ветвях структурной схемы;

с - элементы структурной схемы, расположенные последовательно в параллельных ветвях;

ё - элементы структурной схемы, расположенные под стрелкой;

да (1);дь (1)^ (1);(1) - вероятности затрат на замену для ^той группы отказов элементов (частей) системы (в индексах или рублях), расположенных в последовательной цепи, в параллельных ветвях или под стрелкой на время применения объекта до нормативного времени (Тн);

Ъ; - суммарные затраты для ьтой отказной ситуации, для элементов (частей) с индексами (а, Ь, с, d) системы;

Ъ (1, Ъ;) - функция нарастания суммарных за прошедший период затрат потерь функционирования во времени (^ текущего функционирования.

Модель 4. Общая формула для прогнозирования всех затрат в любой интервал времени для любых структурных схем имеет вид

[Ът; 0тРп"1} = £ ^(Г 1 (1) (4)

т=

Учет риска дает возможность отслеживать правильность решения задач подготовки специалистов в любой момент време-

ни и на любом интервале. Это позволяет профессорско-преподавательскому составу кафедры управлять качеством обучения при любом состоянии процесса подготовки специалистов, имея в виду, что пока не появились существенные затраты, их можно предупредить в отведенное для них время.

В работах авторов [17-18] отражена практическая значимость формируемых навыков по управлению рисками для тех специалистов, которые работают в условиях нестабильности, неопределенности и сложности внешней среды. Это подтверждает важность рассматриваемых в статье вопросов, их своевременность и актуальность.

Выводы:

В результате анализа требований профессиональных стандартов к современному рынку специалистов в условиях развивающейся цифровой экономики было выявлено, что при создании компетентностной модели специалиста следует уделять больше внимания идентификации и формированию цифровых (digital skills) и других уникальных навыков, в том числе и управления рисками. Это возможно только при определении логической связи между осваиваемой теорией и практикой в разрезе требований выбранного профессионального стандарта.

Важность полученных выводов для смарт-систем определяется тем, что владение смарт-технологиями требует навыков самообучения и самоорганизации, обеспечения высокого уровня целевого развития организации при минимизации рисков профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глухова, Л.В. Методология управления развитием смарт-организаций на основе инструментов менеджмента // В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XVI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2019. - С. 203-208.

2. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Управление рисками реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 2. № 1. - С. 70-78.

3. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Использование некоторых инструментов риск-менеджмента для управления проектной деятельностью // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 3 (34). - С. 145-155.

4. Гугелев, А.В., Семченко, А.А. Цифровые трансформации как необходимый процесс образовательного учреждения в условиях современной глобализации // Вестник СГСЭУ. -2019. - № 2 (76). - С. 15-20.

5. ГОСТ Р 57628-2017. Информационная технология. Методы и средства обеспечения

безопасности. Руководство по разработке профилей защиты и заданий по безопасности/ http://docs.cntd.ru/document/1200146707.

6. Матушкин, М.А. Методы и инструменты управления предприятием в условиях VUCA - реальности // Вестник СГСЭУ. - 2018. - № 5(74). - С. 92-95.

7. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2018. - Т. 2. № 1. - С. 165-175.

8. Тарасова, А.Н., Корнеева, Е.Н., Крайнева, Р.К., Гудкова, С.А. Pitfalls and drawbacks in engineering education in Russia // Journal of Applied Engineering Science. - 2019. - №1. - С. 43-51.

9. Шерстобитова А.А. Снижение рисков в управлении инвестиционным портфелем паевых инвестиционных фондов // Научен вектор на Балканите. - 2017. - № 1. - С. 52-55.

10. Uskov, V.L., Bakken, J.P., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.): Smart Universities: Concepts, Systems, and Technologies, p. 421. Springer, Cham (2018). ISBN 978-3-319-59453-8, https://doi.org/10.1007/978-3-319-59454-5.

11. Serdyukova, N.A., Serdyukov, V.I., Uskov, A.V., Slepov, V.A, Heinemann, C.: Algebraic Formalization of Sustainability Ranking Systems for Evaluating University Activities: Theory and Practice, SEEL2017, Smart Education and Smart e - Learning, Smart Innovation, Systems and Technologies, vol. 75, pp. 459- 474. Springer, Cham (2017).

12. Serdyukova, N., Serdyukov, V.: Algebraic Formalization of Smart Systems. Theory and Practice, Springer Nature, Switzerland, (2018).

13. Uskov, V.L., et al.: Smart university taxonomy: features, components, systems. In: Uskov, V.L., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds.) Smart Education and e-Learning 2016, pp. 3-14, Springer, Cham (2016).

14. Shikhnabieva, T., Beshenkov, S.: Intelligent system of training and control of knowledge, based on adaptive semantic models.// In: Smart Education and e-Learning 2016, pp. 595-603. Springer International Publishing (2016).

15. Burlea, A.S., Burdescu, D.D.: An integrative approach of e-Learning: from consumer to prosumer.// In: Smart Education and e-Learning 2016. Smart Innovation, Systems and Technology, vol. 59, pp. 269-279. Springer International Publishing, Switzerland (2016). https://doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3.

16. Glukhova L.V., Syrotyuk S.D. Smart organizations and mathematical modeling of opportunities for their transition to a higher development level. // In: Bulletin of the Volzhsky University named after V.N. Tatischev, 2018, vol.2, № 3, pp.122-131.

17. Glukhova L.V., Mitrofanova Y.S. Digitalization of economy and the particularities of its application in an integrated facility's activity. // The Bulletin of the Volga Region State University of Service, № 4, 2017.

18. Uskov, V., Bakken, J., Pandey, A.: The Ontology of Next Generation Smart Classrooms. In: Uskov et al. (eds.) Smart Education and Smart e- 6 Learning, 510 p., pp. 3-14 Springer, Cham (2015). ISBN 978-3-319-19874-3.

19. Apello J.Management 3.0 Leading Agile Developers, Developing Agile Leaders, Bostom, MA: Person/Addison-Wesly Professional, 2011.

20. Sherstobitova A.A. Risk-management in economic and financial systems / Sherstobitova A.A., Ajupov A.A., Beloborodova M.A., Sorokina M.G. // International Business Management. -2016. - Т. 10. № 22. - С. 5227-5231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.