Научная статья на тему 'Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики'

Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1162
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ БАЗА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РФ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / РАБОЧИЕ МЕСТА МЕНЕДЖЕРОВ / DIGITAL ECONOMY / REGULATORY FRAMEWORK / STANDARDIZATION / ACTIVITIES OF MANAGERS / THE PROGRAMME FOR THE DEVELOPMENT / OF THE DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA / CONCEPTUAL APPROACH TO PROVIDING / THE REGULATORY FRAMEWORK FOR THE DIGITAL ECONOMY / AT THE WORKPLACES OF MANAGERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немцев А.Д., Глухова Л.В.

Одной из приоритетных задач менеджмента в современных условиях хозяйствования является обеспечение технологического и кадрового заделов для реализации на рабочих местах поставленных Правительством РФ задач в области развития цифровой экономики страны. Рассматривая подходы к трансформации всех видов деятельности на цифровую платформу можно отметить поэтапность преобразования информационной инфраструктуры за последний период развития рыночных отношений в сторону цифрового трансфера информации, знаний, технологий. Одним из барьеров, препятствующих более быстрому переходу к новым вызовам реальности, является недостаточность подготовки менеджеров, способных на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях решать возникающие задачи цифровизации как в отдельно взятой организации, так и на уровне всей страны. В статье рассмотрены особенности требований нормативной базы, представленные в виде задач, описанных в «дорожной карте», решение которых на рабочих местах менеджеров позволит обеспечить со стороны социума возможность реализации Программы "Цифровая экономика РФ". Предложен подход к подготовке кадров в области менеджмента, направленный на улучшение процессов принятия управленческих решений, способствующий скорейшему претворению в практику производственных отношений решений Правительственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF STANDARDIZATION ACTIVITIES OF MANAGERS IN A DIGITAL ECONOMY

Оne of the priority tasks of management in modern conditions of management is to provide technological and human resources to implement in the workplace the tasks set by the government of the Russian Federation in the development of the digital economy of the country. Considering the approaches to the transformation of all activities into a digital platform, it is possible to note the phased transformation of information infrastructure over the last period of development of market relations in the direction of digital transfer of information, knowledge and technology. One of the barriers hindering the faster transition to new challenges of reality is the lack of training of managers capable at the strategic, operational and tactical levels to solve the emerging problems of digitalization both in a single organization and at the level of the whole country. The article deals with the peculiarities of the requirements of the regulatory framework presented in the form of tasks described in the roadmap, the solution of which in the workplaces of managers will provide the society with the opportunity to implement the program "Digital economy of the Russian Federation". The approach to the training of personnel in the field of management, aimed at improving the processes of decision-making, which contributes to the rapid implementation of the practice of industrial relations decisions of the Government program.

Текст научной работы на тему «Концепция стандартизации деятельности менеджеров в условиях цифровой экономики»

УДК: 65.0 (075.8)

ББК: 65.290

Немцев А.Д., Глухова Л.В.

КОНЦЕПЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Nemtsev A.D., Glukhova L.V.

THE CONCEPT OF STANDARDIZATION ACTIVITIES OF MANAGERS

IN A DIGITAL ECONOMY

Ключевые слова: цифровая экономика, нормативно-регулятивная база, стандартизация деятельности менеджеров, программа развития цифровой экономики в РФ, концептуальный подход к обеспечению нормативной базы цифровой экономики на рабочих местах менеджеров.

Keywords: digital economy, regulatory framework, standardization activities of managers, the programme for the development of the digital economy in Russia, conceptual approach to providing the regulatory framework for the digital economy at the workplaces of managers.

Аннотация: одной из приоритетных задач менеджмента в современных условиях хозяйствования является обеспечение технологического и кадрового заделов для реализации на рабочих местах поставленных Правительством РФ задач в области развития цифровой экономики страны.

Рассматривая подходы к трансформации всех видов деятельности на цифровую платформу, можно отметить поэтапность преобразования информационной инфраструктуры за последний период развития рыночных отношений в сторону цифрового трансфера информации, знаний, технологий. Одним из барьеров, препятствующих более быстрому переходу к новым вызовам реальности, является недостаточность подготовки менеджеров, способных на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях решать возникающие задачи цифровизации как в отдельно взятой организации, так и на уровне всей страны.

В статье рассмотрены особенности требований нормативной базы, представленные в виде задач, описанных в «дорожной карте», решение которых на рабочих местах менеджеров позволит обеспечить со стороны социума возможность реализации Программы "Цифровая экономика РФ". Предложен подход к подготовке кадров в области менеджмента, направленный на улучшение процессов принятия управленческих решений, способствующий скорейшему претворению в практику производственных отношений решений Правительственной программы.

Abstract: от of the priority tasks of management in modern conditions of management is to provide technological and human resources to implement in the workplace the tasks set by the government of the Russian Federation in the development of the digital economy of the country.

Considering the approaches to the transformation of all activities into a digital platform, it is possible to note the phased transformation of information infrastructure over the last period of development of market relations in the direction of digital transfer of information, knowledge and technology. One of the barriers hindering the faster transition to new challenges of reality is the lack of training of managers capable at the strategic, operational and tactical levels to solve the emerging problems of digitalization both in a single organization and at the level of the whole country.

The article deals with the peculiarities of the requirements of the regulatory framework presented in the form of tasks described in the roadmap, the solution of which in the workplaces of managers will provide the society with the opportunity to implement the program "Digital economy of the Russian Federation".

The approach to the training ofpersonnel in the field of management, aimed at improving the processes of decision-making, which contributes to the rapid implementation of the practice of industrial relations decisions of the Government program.

Введение

Под цифровой экономикой понимается система социально-экономических отношений, основанных на использовании цифровых средств коммуникации и новых информационных технологий [1].

Массовое внедрение новых коммуникационных каналов в сферу бизнеса и построение сетевых моделей взаимодейстия бизнес-структур с использованием интернет-ресурсов привело к потребности внедрения систем электронного документооборота во все сферы деятельности и изменило требования к знаниям, умениям и навыкам всех, кто так или иначе связан с обработкой и передачей информации.

Концептуальный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения эффективности деятельности организаций во многих документах трактуется как "циф-ровизация", и это понятие сегодня используется особенно широко. Например, стратегия развития информационного общества в стране на период 2017-2030 годов акцентирует внимание на массовом внедрении инструментов цифрового взаимодействия сложных систем, в частности, интегрированных производственных структур [2-8].

Многими авторами [9-14] цифровиза-ция рассматривается как процесс преобразования и представления различных данных в электронном виде. Нормативная база за последние три года существенно пополнилась новыми руководящими документами, суть которых раскрывает возможности развития и отдельных направлений цифровой экономики, и экономики страны в целом, ее информатизации.

Анализ сущностного содержания и требований «дорожной карты», изложенных в Программе "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее Программа ЦЭРФ) [8] и Программах Социально-экономического развития страны на период до 2030 г.[9], показал, что в них акцентировано внимание на появлении новых понятий и определений, новых стандартов обработки цифровых данных и инструментов их прак-

тической реализации. Так, например, в последнее время используется понятие «Интернет вещей» (1оТ), освоение и внедрение которого в практический менеджмент способствует переходу на новый этап развития Интернет, так как позволяет существенно расширить возможности сбора, обработки и распределения данных, включающих и обработку знаний [15].

В рамках статьи отметим необходимость формирования у практического менеджмента нового понятия - «промышленный интернет вещей», и его дальнейшей интеграции в производственную деятельность. Формирование у менеджеров знаний, умений и навыков применения промышленного интернета вещей будет способствовать качественной организации работы многоуровневой системы мониторинга датчиков и контроллеров, что важно для развития существующих в промышленности Scada - систем. Это позволит формировать и передавать информацию, визуализировать, анализировать и интерпретировать ее современными способами.

В настоящее время практически все крупные промышленные интегрированные структуры имеют потребность модернизации производства и локализации проблем, мешающих развитию процессов цифровиза-ции в производственном менеджменте и, в целом, в стране. В связи с чем актуальным и своевременным является изучение вопросов подготовки менеджеров для цифровой экономики, имеющих навыки практического использования новых инструментов цифро-визации в повседневной деятельности для процессов управления.

Рассмотрим такой подход к подготовке менеджеров, как стандартизация, который сейчас настоятельно требует оценки соответствия требований федеральных государственных стандартов с профессиональными.

Стандартизация деятельности менеджеров

Под стандартизацией понимается процесс применения персоналом нормативных

требований и правил, обеспечивающих качество сбора, обработки, передачи и хранения информации, позволяющих упорядочить существующие информационные потоки и управлять их приложением во всех сферах деятельности, для которых они предназначены, с целью принятия качественных управленческих решений с учетом современных подходов информатизации и циф-ровизации.

В статье под стандартизацией деятельности менеджеров в высшей школе понимается формирование набора новых компетенций, которые должны соответствовать

7,2

27,6

20,3

требованиям Программы ЦЭРФ и существующим уже профессиональным стандартам конкретной предметной области, а также, на наш взгляд, существенно опережать требования образовательных стандартов, заложенные в квалификационную характеристику подготовки управленцев.

Анализ требований к менеджерам, отраженных в Программе ЦЭРФ, показал, что существуют насущные проблемы, мещаю-щие формированию технологического задела развития цифровизации на рабочих местах с целью обеспечения эффективного управления (рисунок 1).

□ Дефицит специалистов в области управления цифровыми технологиями, в том числе для управления информационной безопасностью при организации информационного обмена данными в электронном виде;

□ Недостаточный уровень подготовки управленческих кадров в области информационного менеджмента

П Недостаточный уровень владения компьютерными и сетевыми технологиями, для обеспечения эффективного взаимодействия процессов

□ Недостаточный уровень имеющегося отечественного ПО, обеспечивающего эффективную систему сбора, хранения и представления потребителям актальной и достоверной информации о пространственных объектах

□ Прочее

Рисунок 1 - Анализ проблем, сдерживающих формирование технологического задела

процессов цифровизации

Из рисунка видно, что одной из главных проблем является недостаток специалистов, которые могли бы управлять процессами принятия управленческих решений на рабочих местах пользователей, поскольку не имеют специальных умений и навыков, соответствующих требованиям времени. Необходимо опережать массовую потребность в специалистах, имеющих требуемый набор компетенций. Однако объективная реальность заключается в том, что имеет место значительное опережение развития информационных технологий, средств компьютеризации и коммуникации перед инструментами обучения, и это является одной из проблем высшей школы. Другой же проблемой является недостаток времени для переподготовки и повышения квалификации 1111С, осуществляющих трансферт знаний обучаемым. Не вдаваясь в раскрытие особенностей снятия этих конфликтных ситу-

аций, остановимся на самом процессе подготовке кадров.

Для решения поставленных в Программе ЦЭРФ задач требуется, в первую очередь, обеспечить наличие кадровой составляющей, способной создавать технологический задел. Этим обосновывается актуальность выбранной темы исследования. Принятые в Российской Федерации в 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. Например, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено распространение использования информационных технологий (ИТ) в социально-экономической сфере, в том числе и производственной.

1 По материалам Программы ЦЭРФ, 2017 г.

Нами были исследованы проблемы организации процесса подготовки менеджеров и их соотнесение с выявленными потребностями страны, обозначенными в рамках решения задачи п. 2.1 «Дорожной карты».

Фрагмент «Дорожной карты» [1, с. 3839] с планируемыми сроками ее реализации и формируемыми ключевыми индикаторами показан на рисунке 2.

2 Кадры и образование

Задана

I

Веха

| Срок исполнения

2 1 Разработать н апробировать модели компетенций, обеспечивающие эффективное взаимодействие общества, бизнеса, рынка труда и образования в условиях цифровой ЭКОНОМИКИ

2.2. Разработать механизм независимой аттестации (оценки) компетенций в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики

Сот даны ключевые условия для подготовки кадров цифровой экономики

2.1.1. Отобрана орган изация, отвечающая за разработку п тестирован ие модели компетенций, на ее базе сформирована рабочая |рупна из представителей бизнеса, системы образования и заинтересованных органов власти

2.1.2. Разработана типовая расширяемая структура модели компетенций и перечень компетенций для цифровой экономики, определены базовые компетенции

2.1.3. Сформированы предложения по минимальному набору доступных форматов аттестации, достаточных для пилотного внедрения модели компегенцнй

2.1.4. Определены формы и регламенты апробации и пилотного внедрения модели компетенций в системе образования для различных сегментов рынка груда и (или) для отдельных категорий обучающихся. Приняты нормативные правовые акты, позволяющие провести ее апробацию и пилотное внедрение

2.1.5. Проведено пилотное внедрение, но итогам которою внесены уточнения в модель компетенций, систему их аттестации, подготовлены проекты нормативных правовых актов для широкомасштабного внедрения модели компетенций, сформирован план но реализации системы компетенций в системе образования и рынка труда

2.1.6. Разработан механизм непрерывного обновления (актуализации) модели компетенций

2.2.1. Определена организация, отвечающая за выбор партнеров (операторов) но

атт естации (оценке) граждан по отдельным компетенциям из перечня, разработанного в рамках модели компетенций

2.2.2. На конкурсной основе запушены интернет-сервисы но самооценке гражданами своих компетенций но вопросам цифровой экономики, в том числе бесплатные для оценки базовых компетенции

I квартал 2018 г.

IV квартал 2018 г. IV квартал 2018 г. IV квартал 2019 г.

IV квартал 2020 г.

IV квартал 2020 г. L квартал 2018 г.

IV квартал 2018 I-

Рисунок 2 - Фрагмент «Дорожной карты» Программы ЦЭРФ

В Программе «Цифровая экономика РФ» особое внимание уделено формированию кадровой составляющей, интеллектуализации знаний. «Знание» - это ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на информации, наиболее значимый актив современной организации. Способность получать, интегрировать, накапливать и применять знания повышает конкурентоспособность [1]. Поэтому интеллектуальная деятельность рассматривается как основная во всех нормативно-регламентных документах Правительства РФ, связанных с социально-экономическим развитием страны [2-6].

Как видим из «Дорожной карты», первое требование заключается в разработке модели компетенций, которые могли бы обеспечить рынок труда востребованными специалистами. Для решения этой задачи на кафедре "Менеджмент организации" были исследованы требования трудовых стандартов и трудовых функций, которые можно было бы соотнести с вызовами Программы ЦЭРФ. Наиболее сложным, на наш взгляд, является реализация пункта 2.1, в котором отражены требования разработки инструментов аттестации формируемых компетенций в рамках системы обра-

зования и программы цифровизации.

В качестве примера рассмотрим требования ФГОС 3+ к подготовке бакалавров по направлению "менеджер". Проанализируем процесс формирования двух профессиональных компетенций (ПК-6 и ПК-7), расшифровка которых показана ниже. Рабочая программа дисциплины "Управление проектами" предусматривает изучение ГОСТ (ГОСТ Р 548692011. Проектный менеджмент), в котором описаны требования к проектному управлению, а также освоение практических умений управления проектами в MS Project и Project Expert, позволяющих сформировать требуемые навыки при решении Case - задач.

В таблицах (Табл.1, Табл.2) показаны фрагменты разработки фонда оценочных средств при обучении дисциплине "Управление проектами". За основу были взяты требования Профессионального стандарта № 609н от 08.09.20141.

1 Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 609н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 N 34197).

Таблица 1 - Уровни формирования компетенций с учетом требований трудовых функций профессионального стандарта (для ПК-6)_

ПК-6 (Способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений) Уровни Описание показателей

ПК-6 соответствует Профессиональному стандарту в разрезе Трудовой функции (ТФ1) "Руководство выполнением типовых задач тактического планирования производства" Код А/01.6, уровень квалификации (6-бакалавр), и Трудовой функции (ТФ2)" Тактическое управление процессами организации производства" Код А/02.6, уровень квалификации (6-бакалавр)

Знать: особенности управления проектом По ТФ (современные методы организации наукоемкого производства и характеристики передовых производственных технологий); По ТФ (знать нормативно-правовые акты и методические материалы по вопросам организации управления производством, производственное планирование) Продвинутый уровень Знать определение проекта и основные требования стандарта ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Знать формулировку понятий: проект, жизненный цикл проекта, задача проекта, результат проекта, свойства проекта, управление проектом, этапы управления проектом, структурное планирование, календарное планирование, сетевое планирование, сетевое управление, оперативное управление, управляемые параметры проекта

Базовый уровень Знать определение проекта и основные требования стандарта ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: структуру проекта, функциональное назначение исполнителей проекта, задачи и свойства проекта, этапы управления проектом, жизненный цикл проекта

Пороговый уровень Знать определение проекта и иметь общие представления о составе исполнителей проекта и его основных этапах. Знать задачи проекта, его жизненный цикл и основные свойства

Уметь: выполнять календарное и сетевое планирование проекта с применением MS Project По ТФ (выполнять оценку производственного потенциала организации с ис-пользовавнием стандартных методик и алгоритмов) Продвинутый уровень Уметь выполнять календарное и сетевое планирование. Уметь самостоятельно осуществлять построение диаграммы Ганта и сетевого графика в MS Project. Выполнять поэтапное структурное планирование. Рассчитывать время раннего и позднего начала каждой работы. Уметь определять вехи, определять критический путь и график загруженности ресурсов

Базовый уровень Уметь описывать иерархию работ по проекту, самостоятельно осуществлять построение диаграммы Ганта и сетевого графика в MS Project. Отражать вехи и формировать на основании диаграммы Ганта график загруженности ресурсов

Пороговый уровень Уметь описывать иерархию работ по проекту и самостоятельно осуществлять на основе плана описанных работ построение диаграммы Ганта и сетевого графика в MS Project

Продолжение таблицы 1

Владеть: навыками работы с нормативной документацией "ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент». Требования к управлению проектом По ТФ (организация работы по тактическому планированию деятельности структурного подразделения, направленному на выявление и использование резервов производства) Продвинутый уровень На основе требований к управлению проектом составлять матрицу ответственности команды исполнителей, матрицу требований к их должностным обязанностям, проектировать ролевые сценарии развития проектного управления

Базовый уровень Разработка матрицы ответственности исполнителей проекта. Формирование справочника квалификационных требований к каждому из исполнителей команды

Пороговый уровень Формирование состава исполнителей проекта и описание требований к знаниям и умениям каждого из исполнителей

Описание уровней сформированности пороговый) показано в таблице 2. компетенции ПК-7 (продвинутый, базовый,

Таблица 2 - Уровни формирования компетенций с учетом требований трудовых функций

профессионального стандарта (для П К-7)

ПК-7 (Владеть навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ) Уровни Описание показателей

ПК-7 соответствует Профессиональному стандарту в разрезе Трудовой функции (ТФ1) "Руководство выполнением типовых задач тактического планирования производства" Код А/01.6, уровень квалификации (6-бакалавр), и Трудовой функции (ТФ2) " Тактическое управление процессами организации производства" Код А/02.6, уровень квалификации (6-бакалавр)

Знать: - особенности контроля этапов конкретного проекта и работ По ТФ (Современные методы организации наукоемкого производства и характеристики передовых производственных технологий) Продвинутый уровень Знать задачи оперативного менеджмента и контролировать: 1) отслеживание фактического графика выполнения работ; 2) сравнение фактического графика с плановым; 3) принятие решений по ликвидации наметившихся отклонений от плана; 4) перепланирование проекта в случае значительных отклонений. Знать особенности контроля простых и суммарных задач проекта в условиях ограничений и установленных связей.

Продолжение таблицы 2

Базовый уровень

Пороговый уровень

Знать особенности контроля задач в условиях ограничений по срокам и исполнителям, контроль связей_

Знать особенности контроля задач в условиях ограничений_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уметь: контролировать сроки выполнения работ в разрезе участников проекта поставленных задач, с использованием современных технологий (MS Project, Proect Expert) По ТФ (выбирать способы организации производства инновационного продукта в условиях рабочей ситуации, планирования и контроля реализации проекта)

Продвинутый уровень

Составлять план контроля. Контролировать сроки выполнения работ в разрезе участников проекта и поставленных задач, с использованием современных технологий (MS Project, Proect Expert), с учетом различных фильтров. Контролировать сроки выполнения суммарных задач и выявлять отклонения фактического срока выполнения работ от планируемого_

Базовый уровень

Уметь самостоятельно выполнять контроль локальных и суммарных задач в условиях ограничений по срокам и исполнителям, контроль связей, используя MS Project_

Пороговый уровень

Контролировать задачи по срокам выполнения, используя MS Project_

Владеть: навыками согласования выполнения конкретных проектов и работ, в соответствии с требованиями ГОСТ и их координации с применением технологий MS Project и Proect Expert

По ТФ (контроль за соблюдением в устанавливаемых нормах требований рациональной организации труда)

Продвинутый уровень

На основе требований ГОСТ Р 54869, технологий MS Project и Proect Expert составить матрицу " Ресурсы-работы" и приложить графики соответствия_

Базовый уровень

На основе требований ГОСТ Р 54869, технологий MS Project и аналитических таблиц формировать графики соответствия выполненных работ всеми членами команды проекта_

Пороговый уровень

На основе требований ГОСТ Р 54869-2011 оценивать согласованность выполнения работ командой исполнителей в разрезе сроков выполнения работ на основе анализа таблиц

На рисунке 3 показан фрагмент требований «Дорожной карты», предъявляемых к п. 2.4. Откуда видно, что для обеспечения кадровой составляющей отведено три года.

Ставя перед ППС цель опережения подготовки кадров для рынка труда, следует уже сегодня начинать разрабатывать профиль компетенций и траекторию их развития, не дожидаясь крайнего срока (4 квартал 2020 года), определенного в «Дорожной карте». Базовые компетенции цифровой экономики по дисциплине "Управление проектами", например, можно вычленить уже сегодня и составить требования с знаниям, умениям и навыкам их формирования, как того и требуют вехи 2.4.1 и 2.4.2 (1,2 квартал 2018 г.). Например, использование автоматизированных систем управле-

ния в различных сферах приложения реального сектора экономики является сегодня обычным делом. Это требует от персонала организаций новых знаний и практических навыков общения с инструментами высокотехнологичных производств и компьютерных технологий, формирующих такую компетенцию, как «быстрота адаптации к новым знаниям»1.

1 В рамках менеджмента знаний можно найти такое описание: «знания - информация, подвергшаяся преобразованию в части выделения сущностных зависимостей. Знание само задает контекст описания и является целостным описанием ситуации». Авторы использует категорию «знание» как результаты обобщения информации и установления определенных закономерностей в какой-либо предметной области, позволяющих определять и решать задачи в этой сфере деятельности.

Важную роль в этом играют процессы представления знаний и управления ими. Такую компетенцию можно сформировать, например, рассматривая в качестве Case - задачи постро-

ение собственной модели знаний по изучаемой дисциплине и использования продукционных правил для их извлечения на простейших примерах.

Задача

Веха

Срок исполнения

2.4. Сформировать и внедри] ь в систему образования требования к базовым компетенциям цифровой экономики дли каждого уровня образования, обеспечив их преемственность (с учетом модели комиегенций)

Система образования обеспечивает цифровую экономику компетентными кадрами

2.4.1. Разработаны требования к сформированное! и базовых компетенций цифровой I квартал 2018 г. экономики для всед выпускников и обучающихся системы общего образования

2.4.2. Разработаны требования к сформированное! и базовых компетенций цифровой I] квартал 201Я г, экономики для всех выпускников и обучающихся системы профессионального

образования и дополнительного образования для веех специальностей и направлений подготовки

2.4.3. Федеральные государственные образовательные стандарты актуализированы с [V квартал 2019 г. учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней

образования

2.4.4. С учетом требований к компетенциям цифровой экономики обновлены [V квартал 2020 г. образовательные профаммы всех уровней образования в целях использования в учебной

деятельности, в том числе при государственной итоговой аттестации, общепользовательских и профессиональных цифровых инструментов

2.4.5. Разработана или выбрана информационная система поддержки индивидуального [V квартал 2020 г. профиля компетенций обучающегося

2.4.6. В образовательных ор!-анизациях для каждого обучающегося создан профиль [V квартал 2020 г. компетенций и фиксируегся персональная траектория развитии в соответствии с

правилами, определяемыми уполномоченной на федеральном уровне ор1~аинзацией. Образовательные организации используют технологии электронного образования на основе системы, предусмотренной вехой 2.4.5

2.5.1. Для поддержки перспективных образовательных проектов цифровой экономики [V квартал 2018 г. запущен венчурный фонд на условиях частного и государственного софинансирования

2.5.2. На основе атласа новых профессий разработана система рекомендаций для [V квартал 2018 г. профессиональной ориентации обучающихся, применяемая образовательными

организациями

2 5 Система общего образования работает в интересах подготовки граждан в условиях цифровой экономики

Рисунок 3 - Фрагмент "Дорожной карты". Программа ЦЭРФ

Заключение

Программа ЦЭРФ (Цифровая экономика российской федерации) была утверждена в 28.07.2017 Распоряжением Правительства РФ № 1632-р. В ней отмечено, что цифровая экономика и ее развитие является первостепенным по значимости атрибутом, а обеспечение реализации ее целевых индикаторов является важной задачей менеджмента на разных уровнях экономического управления.

Обеспечение ресурсной базы Программы послужит реализации в стране Стратегии развития информационного общества в РФ на период 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 203 от 17.05.2017 гг.

Цифровая экономика представлена 3-мя уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом. Это:

- рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

В связи с тем, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, то целесообразно рассматривать два нижних уровня.

Настоящая Программа ЦЭРФ также сфокусирована на двух нижних уровнях цифровой экономики - базовых направлениях, определяя цели и задачи развития ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры

и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов), основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

Принятые в Российской Федерации в 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. Например, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено распространение использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе и указаны основные сдерживающие факторы, включая дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество

исследований мирового уровня.

Дефицит менеджеров в области управления цифровыми технологиями, в том числе для управления информационной безопасностью при организации информационного обмена данными в электронном виде; недостаточный уровень подготовки управленческих кадров в области информационного менеджмента; недостаточный уровень владения компьютерными и сетевыми технологиями, снижающими эффективность обеспечения взаимодействия процессов Поставщик-Потребитель в условиях развитой цифровой инфраструктуры.

Один из подходов в повышении уровня подготовки менеджеров для цифровой экономики видится в изменении набора дисциплин учебного плана или путем встраивания дополнительных модулей (или путем замены устаревших модулей программы) в рабочую программу обучения (таблица 3).

Таблица 3 - Примерная таблица формирования новых навыков цифровой экономики (фрагмент)_

Уровень ЦЭ, для обеспечения которого требуются навыки, полученные в результате изучения дисциплины Примерное наименование изучаемого модуля дисциплины Основные дидактические единицы Формируемые навыки Сфера рынка труда

Стратегический Интернет вещей и технологии распределенного реестра Интернет вещей, ... Технологии распределенного реестра, «умные контракты», саморегулируемые системы Навыки, обеспечивающие доверие без посредников третьей стороны Интересна государственному и банковскому сектору в первую очередь

Стратегический Технология виртуальной и дополненной реальности Дополненная реальность (AR) в рекламе Моделирование рынков сбыта Реальный сектор экономики

Тактический Промышленный интернет с точки зрения производственного менеджмента Интеллектуальные устройства и ПО Мониторинг параметров ключевых показателей производственного процесса Реальный сектор экономики

В заключении можно добавить, что требуются новые подходы к подготовке менеджеров, дополненные такими обязательными блоками, как формирование знаний, умений и навыков в области ИТ и основ информационной безопасности (ИБ). Так, например, следует проводить больше таких занятий, как вебинары, круглые столы, осуществлять встречу с экспертами в области цифровизации, внедрять в процесс обу-

чения новые дисциплины. Также необходимо ввести в учебный план, например, такие дисциплины, как (условное название): «Новые производственные технологии», «Промышленный интернет вещей и особенности его реализации», «Большие данные и условия их обработки». Разработка этих и других направлений в менеджменте, на наш взгляд, является актуальной и необходимой в условиях цифровой экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная от 28.07.2017. № 1632-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // static.govemment.rmmedia/flles/.. ..pdf/.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р г. Москва «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/16/ infobschestvo-site-dok.html.

3. Распоряжение Правительства РФ № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files//.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365 (дата обращения 10.11.14).

5. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (с изменениями и дополнениями).

6. Стратегия (Меморандум) развития ИТ-индустрии как базиса цифровой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/files/ PWC_strategy_miiting2017.pdf/.

7. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002.

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15232.

9. Алексеев, И.Р. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития электронного взаимодействия / И.В. Алексеев // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2017. - № 4 (10). - С. 42-45.

10. Алексеев, И.Р. Информационное обеспечение системы управления франчайзинго-выми предприятиями // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - №1 (276). - С. 105110.

11. Глухова, Л.В. Концептуальные основы управления интеллектуальным потенциалом предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 1. -С. 117-125.

12. Глухова, Л.В., Митрофанова Я.С. Цифровизация экономики и особенности ее приложения в деятельность интегрированных производственных структур // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Раздел "экономика". - 2017. - С. 4.

13. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Использование некоторых инструментов риск-менеджмента для управления проектной деятельностью // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 3 (34). - С. 145-155.

14. Глухова, Л.В., Немцев, А.Д. Управление изменениями и нововведениями: концептуальный подход к применению инструментов менеджмента качества / Л.В. Глухова,

А.Д. Немцев // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - №2 (26). -C. 21-29.

15. Ковальчук, Ю.А. Высокотехнологичное производство как «новое окно возможностей» / Ю.А. Ковальчук, Н.М. Ищенко // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2016. - №3. - С. 26-33.

16. Петросян, А. Что нужно знать о цифровой экономике и ее перспективах развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3063024 (дата обращения: 14.06.2017).

17. Черных, Ю.В. Стандартизация - основной инструмент инновационного развития // Экономика качества. - 2016. - № 1(13). - С. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.