Научная статья на тему 'Системный подход к рассмотрению перспективных направлений развития транспортных систем'

Системный подход к рассмотрению перспективных направлений развития транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / SYSTEM APPROACH / TRANSPORT SYSTEMS DEVELOPMENT / DEVELOPMENT AREAS / SYSTEMATIZATION OF THE TRANSPORT SYSTEM ELEMENTS / AN INTEGRATED MODEL OF THE TRANSPORT SYSTEM FUNCTIONING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеченова Л. М.

Цель: Выявление основных критериев эффективности функционирования транспортного комплекса с использованием системного подхода для последующей разработки интегрированной модели оптимизации деятельности транспортной системы на базе предложенных критериев. Методы: Применяются комплексные методы системного анализа и методы формализованного представления систем, а также методы экономико-математического моделирования. Результаты: Обобщены основные направления развития теории систем, а также существующие мнения и концепции различных ученых, которые наиболее релевантны целям проведенного исследования. Предложены критерии эффективности функционирования транспортных систем, систематизированы ее элементы и их взаимодействие, а также разработана интегрированная модель деятельности транспортной системы. Практическая значимость: Представленная модель может быть использована для критического анализа, диагностики и последующей оценки функционирования транспортных систем. С ее помощью можно отслеживать динамику происходящих изменений элементов системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM APPROACH TO ANALYZING THE PROMISING AREAS FOR THE TRANSPORT SYSTEMS DEVELOPMENT

Objective: To identify the main efficiency criteria for the functioning of the transport complex using a system approach for the subsequent development of an integrated model for optimizing the transport system operation based on the proposed criteria. Methods: Complex methods of system analysis and methods of system formalized representation, as well as economic and mathematical modeling methods have been used. Results: The main development areas of systems theory, as well as the existing opinions and concepts of various scientists, which are most relevant to the objectives of this study, have been generalized. Efficiency criteria for transport systems functioning have been proposed, the system elements and their interaction have been structured, and an integrated model of the transport system's activity has been developed. Practical importance: The presented model can be used for critical analysis, diagnostics and subsequent assessment of transport systems functioning. This model allows tracking changes in the system elements over time

Текст научной работы на тему «Системный подход к рассмотрению перспективных направлений развития транспортных систем»

УДК 330.342

Системный подход к рассмотрению перспективных направлений развития транспортных систем

Л. М.Чеченова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Чеченова Л. М. Системный подход к рассмотрению перспективных направлений развития транспортных систем // Бюллетень результатов научных исследований. -2020. - Вып. 3. - С. 109-121. DOI: 10.20295/2223-9987-2020-3-109-121

Аннотация

Цель: Выявление основных критериев эффективности функционирования транспортного комплекса с использованием системного подхода для последующей разработки интегрированной модели оптимизации деятельности транспортной системы на базе предложенных критериев. Методы: Применяются комплексные методы системного анализа и методы формализованного представления систем, а также методы экономико-математического моделирования. Результаты: Обобщены основные направления развития теории систем, а также существующие мнения и концепции различных ученых, которые наиболее релевантны целям проведенного исследования. Предложены критерии эффективности функционирования транспортных систем, систематизированы ее элементы и их взаимодействие, а также разработана интегрированная модель деятельности транспортной системы. Практическая значимость: Представленная модель может быть использована для критического анализа, диагностики и последующей оценки функционирования транспортных систем. С ее помощью можно отслеживать динамику происходящих изменений элементов системы.

Ключевые слова: Системный подход, развитие транспортных систем, направления развития, систематизация элементов транспортной системы, интегрированная модель эффективности функционирования транспортной системы.

Введение

Особенности системного подхода к определению перспективных направлений развития транспортных систем заключаются в основной его концепции: проводить изучение объекта с позиции целостности и взаимосвязанности элементов транспортной системы; комплексности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений внутри транспортной системы. Обобщая направления развития теории систем, а также существующие мнения и концепции различных ученых, можно предположить, что использование в комплексе методов системного анализа и методов экономико-математического моделирования является оптимальным при проведении настоящего исследования. Это обусловлено сочетанием не

только методологических основ теории систем в виде системного анализа, но и возможности применения основных методов синтеза наряду с методами математического моделирования.

Исследуя историографию теории транспортных систем, необходимо отметить труды С. Г. Струмилина и его понимание сущности транспорта, как одного из факторов социально-экономического развития государства и общества [1], работы И. В. Никольского, которые ориентированы на проблемы взаимосвязи территориально-производственных комплексов и транспортных систем [2]. Ученый-географ А. Геттнер впервые рассмотрел транспортную систему с позиции иерархичности составляющих ее элементов [3]. С. А. Тархов часть работ посвятил изучению истории железнодорожного и общественного транспорта России, транспортных систем городов и организации городского движения [4, 5]. И. В. Белов и В. Г. Галабурда творчески развивают научные идеи своих предшественников в области стратегии ускорения социально-экономического развития государства посредством процесса организации транспортной системы с использованием эффективных и инновационных средств производства на базе научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора и радикальной реструктуризации системы управления экономикой [6]. Научную проблематику в области государственной транспортной политики и регулирования экономических проблем отечественного и зарубежного транспорта, управления транспортными потоками в условиях информатизации перевозочного процесса исследует В. А. Персианов [7, 8]. Производственно-экономический аспект в транспортной науке лежит в основе работ Н. А. Журавлевой, Л. Ф. Казанской, И. М. Гулого, Ю. В. Егорова, Н. Громова, Н. Троицкой, а также А. Д. Хмельницкого, среди научных интересов которых были вопросы развития транспорта, организации транспортного процесса, экологии, безопасности, инноваций и др. [8-18].

Методология исследования

Для оценки состояния транспортной системы и выявления критериев ее эффективного функционирования предлагается использование системного подхода как метода познания структурных элементов, входящих в ее состав. Согласно теории, структура транспортной системы представлена основными элементами, в состав которых входят транспортные организации, сеть, инфраструктура и процессы управления. По нашему мнению, существующий подход недостаточно полно отображает сущность транспортной системы в целом за счет отсутствия детализации иерархичного функционирования составных элементов системы и их связующих компонентов. Организацию транспортно-технологических процессов как одного

из направлений развития национальной экономики исследовал известный деятель науки Л. Б. Миротин, который определял следующие основные направления, характеризующие транспортную систему как единое целое: обеспечение взаимодействия видов транспорта как единой системы и организация согласованного функционирования транспортных систем различных уровней [19]. При их исследовании необходимо дать характеристику сущности взаимодействия с позиции системности, которая основывается на технологическом взаимодействии элементов транспортной системы, что обусловливает существование таких аспектов:

- технология взаимодействия, которая является одним из ресурсооб-разующих факторов транспортной услуги на базе взаимодействия и взаимозависимости элементов транспортной системы с эффектом в виде процесса перевозки грузов и пассажиров. Здесь речь идет прежде всего о взаимодействии физических составляющих технологии перевозки, а именно согласование физических характеристик транспортных средств на этапе планирования либо проектирования. В качестве примера можно говорить о соответствии мощности тяги грузоподъемности подвижного состава или согласовании графика перевозки и пр.;

- оптимизация комплекса системообразующих элементов для наилучшего эффекта, иными словами, совокупное взаимодействие компонентов транспортной системы и оптимальное сочетание возможностей с учетом их ограничений. В данном случае системный подход подразумевает перераспределение транспортной работы между различными видами транспортных средств с учетом их технико-экономических особенностей, инфраструктурной составляющей, географии и прочих элементов, что влияет на тип транспортировки, стоимость услуг по перевозке и времени перевозки.

Таким образом, возникает необходимость повышения эффективности функционирования транспортной системы с учетом критериев эффективности, к которым, на наш взгляд, можно отнести социальные, экономические, технические и критерии времени. Исходя из этого, предлагаем проанализировать предложенные критерии развития транспортных систем [20].

Прежде всего отметим, что транспортная система - составная часть социальной сферы общественного пассажирского и личного видов транспорта. Транспортная коммуникационная сеть обеспечивает территориальную целостность, а также объединяет региональные и районные центры, обеспечивает занятость трудоспособной части общества и повышает качество жизни населения в целом.

Транспортная отрасль с позиции экономического развития обеспечивает условия конкурентоспособности национальной экономики, с позиции транзитного потенциала государства, представляет собой совокупность

объемных, качественных и количественных характеристик [21]. Возможность перемещения грузов и пассажиров и удовлетворения потребностей бизнес-единиц и населения в услуге по перевозке прямо зависит от объемных характеристик транспортной системы. Количественные характеристики в виде транспортного тарифа обусловливают конечную стоимость услуги по перевозке. В состав характеристик, ориентированных на качественный уровень предоставления транспортных услуг, включены скорость, своевременность, ритмичность, безопасность, экологичность транспортной системы.

Технический аспект эффективного функционирования транспортной системы предполагает увеличение инфраструктурных мощностей по перевозке существующих и перспективных грузо- и пассажиропотоков с целью удовлетворения существующих и перспективных потребностей.

Современные тенденции развития транспортных систем, несомненно, прямо связаны с инновационными и инвестиционными проектами по модернизации инфраструктурных объектов с целью экономии времени. Инновационные цифровые технологии предопределяют обеспечение конкурентных преимуществ отрасли, повышение уровня координации и коммуникации, оптимизацию используемых ресурсов и реструктуризацию транспортной системы в целом с последующей трансформацией бизнес-процессов и экономическим ростом [22, 23].

Результаты исследования

Для последующей разработки интегрированной модели функционирования транспортной системы постараемся упорядочить ее составные элементы, которые во взаимодействии друг с другом систематизируют предложенные критерии эффективности (рисунок).

Очевидно, что социальный аспект из всех, по нашему мнению, занимает первое место, что связано в первую очередь с безопасностью перевозочного процесса для всех ее участников, с экологическими характеристиками, а также с уровнем развития транспортной системы в целом, пространственной структуры, доступности и потребности в ее услугах. Таким образом, социальным критерием оценки эффективности функционирования транспортной системы является показатель социальной эффективности, который рассчитывается как отношение доходов, полученных в результате эффективного функционирования транспортной системы с учетом ее доступности, безопасности, экологичности и расходов в виде затрат для обеспечения социально-необходимых факторов функционирования транспортной системы:

ЭК соц = ДК соц - РК соц ^ тах .

•Социальный критерий эффективности функционирования транспортной системы

•Экономический критерий эффективности функционирования транспортной системы

•Временной критерий эффективности функционирования у.транспортной системы

•Технический критерий эффективности функционирования транспортной системы

Систематизация элементов транспортной системы и их взаимодействие

Эффективность социального критерия рассчитывается как разница между доходами (ДК соц), полученными в результате эффективного функционирования транспортной системы с учетом ее доступности, безопасности, эко-логичности, и расходами (РК соц) в виде затрат для обеспечения социально-необходимых факторов функционирования транспортной системы.

Эффективность экономического критерия представлена в виде разницы между доходами (ДК эк) и расходами (РК эк), которые возникают в процессе функционирования транспортной системы:

ЭК эк = ДК эк - РК эк ^ max .

В основе экономического критерия эффективности лежат соотношение эффекта от перевозки и затрат на нее, а также степень удовлетворения национальных потребностей в развитии экономики государства, степень удовлетворения коммерческих потребностей, а также суммарная величина внешних и внутренних издержек с позиции реализации экономических, социальных проектов государства и проектов, связанных с национальной безопасностью.

Эффективность технического критерия подразумевает производительность транспортной системы, ее техническое совершенство, степень использования транспортных сетей и представлена в виде разницы между доходами (ДК тех) и расходами (РК тех) для обеспечения пропускной и провозной способностей транспортной системы:

ЭК = ДК - РК ^ max.

К тех ?! К тех К тех

В силу настоящих цифровых и технологических преобразований временной критерий эффективности выделен в отдельный аспект, так как скорость является существенным фактором развития наряду со стоимостью и качеством при выборе оптимального варианта транспортировки [24]:

ЭК = ДК - РК ^ max.

К вр г^ К вр К вр

В основе расчета показателя лежит разница между доходами (ДК вр), полученными в результате внедрения цифровых технологий на транспорте, а также наличия интеллектуальных транспортных систем, которые обеспечивают функционирование информационной обработки и переработки для выбора оптимального решения и последующих действий с целью экономии времени и, как следствие, снижения стоимости транспортной услуги, и расходами (РК вр) в виде капиталовложений для реализации проектов, обусловленных сокращением затрат времени на транспорте.

Таким образом, интегрированную модель эффективности функционирования транспортной системы с учетом предложенных критериев можно представить следующим образом:

ЭТрансп.сист = f (ЭКсоц ' ЭКэк' ЭКтех ' ЭКвр ) ^ max .

Обсуждение результатов

Результаты проводимого исследования имеют непосредственное отношение к проектам, определяющим перспективные направления развития транспортных систем и заключаются в возможности оптимизации элементов транспортной системы, их совместимости, управляемости и взаимодействии. Представленная оптимизационная модель дает возможность систематизировать предложенные критерии эффективности транспортной системы, которые возникают в процессе ее функционирования, комплексного развития с учетом совокупности связей и отношений, сложившихся внутри системы.

Проблемам развития транспортных систем посвящены многие работы. Необходимо отметить публикации Национального научно-исследовательского совета США (Research Board Транспорт (TRB)), в которых сформулированы наиболее перспективные пути наряду с возможностями и проблемами развития транспортных систем [25]. В частности, вопросы управления технической революцией на транспорте, рост объемов перевозок, расширение транспортной географии, безопасность транспортной инфра-

структуры рассматриваются с позиции взаимозависимости и взаимовлияния, что соответствует логике проведенного нами исследования.

Системный подход применительно к развитию транспортных систем применяется в работе Д. Хопкинса [26]. Его экономические и социальные аспекты вошли в основу разработанной систематизации элементов транспортной системы.

Анализируя функционирование транспортной системы наряду с использованием традиционных аналитических методов рекомендуется применение методов моделирования систем, с помощью которых отображаются общие взаимосвязи исследуемых элементов. В частности, Т. В. Богачев дает сравнительную оценку состояния транспортных систем с помощью методов нечеткого моделирования [27], системный анализ и моделирование объектов, процессов и явлений транспортной инфраструктуры исследует О. К. Головнин [28]. В работе [29] рассмотрена методика моделирования взаимодействия элементов для улучшения управления транспортными системами и определено, что этот инструмент - наиболее подходящий для разработки представленной оптимизационной модели.

Таким образом, интерес к вопросу оптимизации функционирования транспортной системы свидетельствует о высокой актуальности данной темы.

Заключение

Обобщая главные направления развития теории транспортных систем, а также мнения и концепции различных ученых, можно предположить, что использование именно системного подхода как метода познания является оптимальным при проведении исследований, оценки транспортной системы с целью ее дальнейшего развития и совершенствования. Это обусловлено сочетанием не только методологических основ теории систем в виде системного анализа, но и возможности применять основные методы синтеза, что способствует качественному изучению данного вопроса.

Библиографический список

1. Корицкий Э. Б. Каким быть плану: дискуссии 20-х годов. Статьи и современный комментарий / Э. Б. Корицкий, С. Г. Струмилин. - Л.: Лениздат, 1989. - 224 с. -(Экономика социализма: антология идей).

2. Никольский И. В. Избр. труды / И. В. Никольский. - Смоленск: Ойкумена, 2009. - 332 с.

3. Геттнер А. География. Ее история сущность и методы / А. Геттнер; пер. с англ. Е. А. Торнеус. - М.: Юрайт, 2019.- 490 с.

4. Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей / С. А. Тархов. -Смоленск; М.: Универсум, 2005. - 384 с.

5. Тархов С. А. Пространственные закономерности эволюции транспортных сетей: автореф. дис. ... докт. геогр. наук, специальность: 25.00.24 / С. А. Тархов. - М.: Ин-т географии РАН, 2002. - 46 с.

6. Терёшина Н. П. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Н. П. Те-рёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др.; под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапи-дуса, М. Ф. Трихункова. - М.: Учеб.-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2006. - 801 с.

7. Персианов В. А. Моделирование транспортных систем: комплексные расчеты на ЭВМ и вопросы развития узловых пунктов сети / В. А. Персианов, К. Ю. Скалов, Н. С. Усков. - М.: Транспорт, 1972. - 208 с.

8. Журавлева Н. А. Устойчивое развитие железнодорожного транспорта: взгляд в будущее / Н. А. Журавлева // Развитие экономической науки на транспорте: устойчивость развития железнодорожного транспорта: сб. докл. IV Междунар. науч.-практич. конференции. - СПб.: ПГУПС, 2016. - С. 162-170.

9. Журавлева Н. А. Новая парадигма отраслевой экономической науки / Н. А. Журавлева // Развитие экономической науки на транспорте: сб. тез. I Всерос. науч.-практич. конференции. - СПб.: ПГУПС, 2012. - С. 38-39.

10. Журавлева Н. А. Системный подход к формированию эффективной модели железнодорожной организации / Н. А. Журавлева, В. Г. Карчик // Экономика железных дорог. - 2014. - № 5. - С. 11-27.

11. Казанская Л. Ф. Роль экономики качества в инновационном развитии транспортной организации / Л. Ф. Казанская // Экономика железных дорог. - 2017. - № 1. -С. 33-40.

12. Казанская Л. Ф. Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики страны / Л. Ф. Казанская // Экономика и управление в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», 2017. - С. 55-63.

13. Казанская Л. Ф. Оптимизация системы управления в транспортно-логистичес-кой компании с учетом требований цифровых технологий / Л. Ф. Казанская, А. В. Яшу-нина // Развитие экономической науки на транспорте: создание методологической основы для развития компетенций цифровизации транспортных систем: сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практич. конференции. - СПб.: ПГУПС, 2018. - С. 184-189.

14. Гулый И. М. Транспортно-логистические системы в цифровой экономике: монография / И. М. Гулый. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018.- 201 с.

15. Гулый И. М. Устойчивое развитие железнодорожного транспорта: тенденции, перспективы, новые проекты / И. М. Гулый, Н. В. Сакс // Экономические науки. -2019. - № 172. - С. 27-32.

16. Гулый И. М. Макроэкономическое моделирование оценки экономического роста национального транспортного комплекса в новом технологическом укладе / И. М. Гу-лый // Транспорт Российской Федерации. - 2020. - № 1. - С. 18-21.

17. Егоров Ю. В. Уровень регулирования тарифов и время как факторы развития железнодорожной инфраструктуры / Ю. В. Егоров // Развитие экономической науки на транспорте: скорость как экономическая категория. - СПб.: ПГУПС, 2014. - С. 33-34.

18. Хмельницкий А. Д. Экономика и управление на грузовом автомобильном транспорте: учеб. пособие / А. Д. Хмельницкий. - М.: ACADEMIA, 2006. - 252 с.

19. Миротин Л. Б. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л. Б. Миротин, В. А. Гудков, З. З. Зырянов и др.; под ред. Л. Б. Миротина. -М.: Горячая линия-Телеком, 2010. -704 с.

20. Чеченова Л. М. Анализ современного состояния транспортной системы РФ / Л. М. Чеченова // Развитие экономической науки на транспорте: Экономическая основа будущего транспортных систем: сб. науч. статей VII Междунар. науч.-практич. конференции / под ред. Н. А. Журавлевой. - СПб.: ООО «Ин-т независимых социально-экономических исследований - оценка», 2019. - С. 879-885.

21. Чеченова Л. М. Перспективы развития скоростного железнодорожного транспорта / Л. М. Чеченова, Ю. В. Егоров, Н. В. Волыхина // Транспортные системы и технологии. - 2019. - Т. 5. - № 3. - С. 26-35.

22. Чеченова Л. М. Оценка эффективности проекта развития транспортной организации на базе использования модели имитационных экспериментов / Л. М. Чеченова // Вопросы новой экономики. - 2020. - № 1. - С. 57-62.

23. Чеченова Л. М. Исследование теоретических подходов к определению экономического роста транспортных систем и исследование эволюционных изменений ценности транспортной услуги: монография / Л. М. Чеченова. - СПб.: ООО «Институт независимых социально-экономических исследований - оценка», 2019. - 129 с.

24. Чеченова Л. М. Развитие цифровой экономики на железнодорожном транспорте / Л. М. Чеченова // Развитие экономической науки на транспорте: создание методологической основы для развития компетенций цифровизации транспортных систем: сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практич. конференции, 26 апреля 2018 г. / под общ. ред. Н. А. Журавлевой. - СПб.: ПГУПС, 2018. - С. 362-367.

25. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. - 2018. - Critical Issues in Transportation 2019. - Washington, DC: The National Academies Press, 2019. -DOI: https://doi.org/10.17226/25314

26. Transitions in energy efficiency and Demand / Eds by K. Jenkins, D. Hopkins. -Routledge, 2018. - 280 p.

27. Богачев Т. В. Сравнительная оценка транспортных систем региона с помощью нечеткого моделирования / Т. В. Богачев, Т. В. Алексейчик, В. А. Богачев // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - Т. 4. - № 1. - С. 164-167.

28. Головнин О. К. Системный анализ и моделирование объектов, процессов и явлений транспортной инфраструктуры в технических системах управления движением / О. К. Головнин // Изв. Самарск. науч. центра Российской академии наук. - 2018. - Т. 20. -№ 6-2 (86). - С. 301-310.

29. Dragoicea M. Simulation / M. Dragoicea, T. Borangiu, I. Voinescu // Service interactions modeling for improved management of public transport systems. - 2016. - Vol. 92. -N 3. - Р. 233-250.

Дата поступления: 01.05.2020 Решение о публикации: 28.05.2020

Контактная информация:

ЧЕЧЕНОВА Лиана Мухамедовна - канд. экон. наук, доцент; liana1981-149@mail.ru

A system approach to analyzing the promising areas for the transport systems development

L. M. Chechenova

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Chechenova L. M. A system approach to analyzing the promising areas for the transport systems development. Bulletin of scientific research results, 2020, iss. 3, pp. 109-121. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2020-3-109-121

Summary

Objective: To identify the main efficiency criteria for the functioning of the transport complex using a system approach for the subsequent development of an integrated model for optimizing the transport system operation based on the proposed criteria. Methods: Complex methods of system analysis and methods of system formalized representation, as well as economic and mathematical modeling methods have been used. Results: The main development areas of systems theory, as well as the existing opinions and concepts of various scientists, which are most relevant to the objectives of this study, have been generalized. Efficiency criteria for transport systems functioning have been proposed, the system elements and their interaction have been structured, and an integrated model of the transport system's activity has been developed. Practical importance: The presented model can be used for critical analysis, diagnostics and subsequent assessment of transport systems functioning. This model allows tracking changes in the system elements over time.

Keywords: System approach, transport systems development, development areas, systematization of the transport system elements, an integrated model of the transport system functioning efficiency.

References

1. Koritskiy E. B. & Strumilin S. G. Kakim byt' planu: diskussii 20-kh godov. Stat'i i sovremennyy kommentariy [What the plan should be: discussions of the 20s. Articles and present commentary]. Ekonomika sotsializma: antologiya idey [Economics of Socialism: Anthology of Ideas]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1989, 224 p. (In Russian)

2. Nikol'skiy I. V. Izbrannyye trudy [Selected papers]. Smolensk, Oykumena Publ., 2009, 332 p. (In Russian)

3. Gettner A. Geografiya. Eye istoriya, sushchnost' i metody [Geography. Its history, essence, and methods]. Translated from English by E. A. Torneus. Moscow, Urait Publ., 2019, 490 p. (In Russian)

4. Tarkhov S. A. Evolyutsionnaya morfologiya transportnykh setey [Evolutionary morphology of transport networks]. Moscow, Universum Publ., 2005, 384 p. (In Russian)

5. Tarkhov S. A. Prostranstvennyye zakonomernosti evolyutsii transportnykh setey. Avtoref. Dis. ... dokt. geogr. nauk, spetsial'nost': 25. 00 24 [Spatial patterns of the evolution of transport networks. Abstract of the thesis of Dr. Sci. in Geographies, specialty: 25.00.24]. Moscow, Institute of Geography Russian Academy of Sciences Publ., 2002, 46 p. (In Russian)

6. Teryoshina N. P., Galaburda V. G., Trikhunkov M. F. et al. Ekonomika zhelez-nodorozhnogo transporta. Uchebnik [Railway transport economics. Textbook]. Edited by N. P. Teryoshina, B. M. Lapidus, M. F. Trikhunkov. Moscow, Training and Methodology Centre for Railway Transport Publ., 2006, 801 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Persianov V. A., Skalov K. Yu. & Uskov N. S. Modelirovaniye transportnykh sistem: kompleksnyye raschety na EVM i voprosy razvitiya uzlovykh punktov seti [Transport systems modeling: complex computer calculations and problems of network nodes development]. Moscow, Transport Publ., 1972, 208 p. (In Russian)

8. Zhuravleva N. A. Ustoychivoye razvitiye zheleznodorozhnogo transporta: vzglyad v budushcheye [Sustainable development of railway transport: A look into the future]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: ustoychivost' razvitiya zheleznodorozhnogo transporta [Development of Economic Science in Transport: Sustainability of Railway Transport Development]. Sbornik dokladov IV Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii [Collection of papers of the IV International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, pp. 162-170. (In Russian)

9. Zhuravleva N. A. Novaya paradigma otraslevoy ekonomicheskoy nauki [New paradigm of sectoral economics]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte [Development of Economics in Transport]. Sb. tez. I Vseros. nauch.-praktich. konferentsii [Collection of theses of the I All-Russia Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2012, pp. 38-39. (In Russian)

10. Zhuravleva N. A. & Karchik V. G. Sistemnyy podkhod k formirovaniyu effektivnoy modeli zheleznodorozhnoy organizatsii [A system approach to the formation of an effective model of the railway organization]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2014, no. 5, pp. 11-27. (In Russian)

11. Kazanskaya L. F. Rol' ekonomiki kachestva v innovatsionnom razvitii transportnoy organizatsii [The role of the quality economy in the innovative development of a transport organization]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2017, no. 1, pp. 33-40. (In Russian)

12. Kazanskaya L. F. Razvitiye vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo transporta kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti natsional'noy ekonomiki strany [Development of high-speed railway transport as a factor increasing the competitiveness of the country's national economy]. Ekonomika i upravleniye v XXI veke: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii [Economy and Management in the 21st Century: Current Issues, Achievements, and Innovation]. Penza, "Nauka i Prosveshcheniye" Publishing House, 2017, pp. 55-63. (In Russian)

13. Kazanskaya L. F. & Yashunina A. V. Optimizatsiya sistemy upravleniya v trans-portno-logisticheskoy kompanii s uchetom trebovaniy tsifrovykh tekhnologiy [Optimization of the management system in a transport and logistics company taking into account the digital technology requirements]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: sozdaniye metodo-logicheskoy osnovy dlya razvitiya kompetentsiy tsifrovizatsii transportnykh sistem [Development of economics in transport: Creation of a methodological basis for the development of competencies for transport systems digitalization]. Sb. nauch. statey IV Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii [Collection of scientific articles of the IV International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2018, pp. 184-189. (In Russian)

14. Gulyy I. M. Transportno-logisticheskiye sistemy v tsifrovoy ekonomike [Transport and logistics systems in the digital economy]. Monograph. Moscow, FGBUN VolNTs (Vologda Research Center) of the Russian Academy of Sciences Publ., 2018, 201 p. (In Russian)

15. Gulyy I. M. & Saks N. V. Ustoychivoye razvitiye zheleznodorozhnogo transporta: tendentsii, perspektivy, novyye proyekty [Sustainable development of railway transport: trends, prospects, new projects]. Economicheskie nauki [Economic Sciences], 2019, no. 172, pp. 27-32. (In Russian)

16. Gulyy I. M. Makroekonomicheskoye modelirovaniye otsenki ekonomicheskogo rosta natsional'nogo transportnogo kompleksa v novom tekhnologicheskom uklade [Macroeco-nomic modeling of the national transport system economic growth assessment in a new technological context]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2020, no. 1, pp. 18-21. (In Russian)

17. Egorov Yu. V. Uroven' regulirovaniya tarifov i vremya kak faktory razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury [Level of tariff regulation and time as railway infrastructure development factors]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: skorost' kak ekono-micheskaya kategoriya [The development of economics in transport: Speed as an economic category]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2014, pp. 33-34. (In Russian)

18. Khmel'nitskiy A. D. Ekonomika i upravleniye na gruzovom avtomobil'nom transporte. Ucheb. posobiye [Economics and management in freight road transportation. Textbook]. Moscow, ACADEMIA Publ., 2006, 252 p. (In Russian)

19. Mirotin L. B., Gudkov V. A., Zyryanov Z. Z. et al. Upravleniye gruzovymipotokami v transpotno-logisticheskikh sistemakh [Management of cargo flows in transport and logistics systems]. Edited by L. B. Mirotin. Moscow, Goryachaya liniya-Telekom Publ., 2010, 704 p. (In Russian)

20. Chechenova L. M. Analiz sovremennogo sostoyaniya transportnoy sistemy RF [Analysis of the current state of the transport system in the Russian Federation]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: Ekonomicheskaya osnova budushchego transportnykh system [Development of Economics in Transport: The Economic Basis for the Transport Systems Future]. Sb. nauch. statey VII Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii [Collection of scientific articles of the VII International Scientific and Practical Conference]. Edited by N. A. Zhuravleva. Saint Petersburg, Institute of Independent Social and Economic Research Publ., 2019, pp. 879-885. (In Russian)

21. Chechenova L. M., Egorov Yu. V. & Volykhina N. V. Perspektivy razvitiya skorostnogo zheleznodorozhnogo transporta [Prospects for the development of high-speed railway transport]. Transportnyye sistemy i tekhnologii [Transportation Systems and Technology], 2019, vol. 5, no. 3, pp. 26-35. (In Russian)

22. Chechenova L. M. Otsenka effektivnosti proyekta razvitiya transportnoy organi-zatsii na baze ispol'zovaniya modeli imitatsionnykh eksperimentov [Evaluation of effectiveness of the transport organization development project based on the model of simulation experiments]. Voprosy novoy ekonomiki [New Economy Issues], 2020, no. 1, pp. 57-62. (In Russian)

23. Chechenova L. M. Issledovaniye teoreticheskikh podkhodov k opredeleniyu ekonomicheskogo rosta transportnykh sistem i issledovaniye evolyutsionnykh izmeneniy tsennosti transportnoy uslugi. Monografiya [Study of theoretical approaches to defining transport systems economic growth and study of evolutionary changes in the transport service value. Monograph]. Saint Petersburg, Institute of Independent Social and Economic Research Publ., 2019, 129 p. (In Russian)

24. Chechenova L. M. Razvitiye tsifrovoy ekonomiki na zheleznodorozhnom transporte [Development of digital economy in railway transport]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: sozdaniye metodologicheskoy osnovy dlya razvitiya kompetentsiy tsifrovizatsii transportnykh sistem [Development of Economics in Transport: Creation of a methodological

basis for the development of competencies for transport systems digitalization]. Sbornik nauchnykh statey VI Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii [Collection of scientific articles of the VI International Scientific and Practical Conference], April 26, 2018. Under general editorship of N. A. Zhuravleva. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2018, pp. 362-367. (In Russian)

25. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2018. Critical Issues in Transportation 2019. Washington, DC: The National Academies Press, 2019. DOI: https://doi.org/10.17226/25314.

26. Transitions in energy efficiency and Demand. Eds by K. Jenkins, D. Hopkins. Rout-ledge, 2018, 280 p.

27. Bogachev T. V., Alekseychik T. V., Bogachev V. A. Sravnitel'naya otsenka trans-portnykh sistem regiona s pomoshch'yu nechetkogo modelirovaniya [Comparative assessment of transport systems in the region using fuzzy modeling]. Intellektual'nyye resursy - re-gional'nomu razvitiyu [Intellectual Resources for Regional Development], 2019, vol. 4, no. 1, pp. 164-167. (In Russian)

28. Golovnin O. K. Sistemnyy analiz i modelirovaniye ob"yektov, protsessov i yavleniy transportnoy infrastruktury v tekhnicheskikh sistemakh upravleniya dvizheniyem [System analysis and modeling of objects, processes and events of the transport infrastructure in technical traffic control systems]. Izvestiya Samarskogo nauch. tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Proceedings of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2018, vol. 20, no. 6-2, pp. 301-310. (In Russian)

29. Dragoicea M., Borangiu T., Voinescu I. Simulation. Service interactions modeling for improved management of public transport systems, 2016, vol. 92, no. 3, pp. 233-250.

Received: May 01, 2020 Accepted: May 28, 2020

Author's information:

Liana M. CHECHENOVA - PhD in Economic, Associate Professor; liana1981-149@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.