Научная статья на тему 'Совершенствование нормативной базы в системе управления безопасными железнодорожными перевозками'

Совершенствование нормативной базы в системе управления безопасными железнодорожными перевозками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / CONTROL SYSTEM / LEGAL FRAMEWORK / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанская Л.Ф., Ризакулов Ш.Ш.

Цель: Разработать направления совершенствования нормативной базы в Акционерном обществе «Узбекистон темир йуллари» (АО «УТЙ»), так как в современных условиях отсутствует система управления безопасными перевозками в Республике Узбекистан. Методы: Использованы методы обобщения, группировки, сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, постановки проблем, изучения литературных источников и нормативнозаконодательных документов, результатов деятельности, изучения и обобщения опыта. Результаты: Подробно рассмотрены действующие нормативные документы в АО «УТЙ» по таким направлениям как управление, ресурсы, производственная деятельность, взаимодействие с клиентами. По итогам обзора сделан вывод о том, что управление осуществляется по принципу «управление последствиями», а не «причинами», не вводятся в практику механизмы управления рисками на железнодорожном транспорте и т. д. Проведен сравнительный анализ нормативной базы в области безопасности движения двух железнодорожных компаний: ОАО «РЖД» и АО «УТЙ». Практическая значимость: Разработанные направления развития нормативной базы в области обеспечения безопасных перевозок в АО «УТЙ» позволят выстраивать эффективные системы управления безопасностью движения на основе риск-менеджмента, методология которого позволит своевременно предотвращать наступление транспортных происшествий путем комплексного анализа состояния элементов транспортной системы на основе модели системы менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF LEGAL FRAMEWORK IN SAFE RAILWAY CONTROL SYSTEM

Objective: To develop the ways of improving legal framework in the Joint-stock Company “O’zbekiston temir yo’llari” (AO “OTY”), as under current conditions there is no safe traffic control system in the Republic Uzbekistan. Methods: Generalization and clustering methods, as well as the comparative method, the method of synthesis, system approach and target setting were used. The analysis of literary sources and normative legislative documents, performance results, examination and generalization of obtained experience were also applied in the study. Results: The normative documents currently in force in AO “OTY” were examined in detail. The following sectors were studied: management, resources, production activity as well as customer communications. The survey has shown that control is carried out on the “consequence management” principle, but not the “reasons” principle, risk management framework is not introduced into practice in the sphere of railroad transport, etc. The comparative analysis of the regulatory structure was carried out in the sphere of traffic safety of two railway companies: ОАО “Russian Railways” and АО “OTY”. Practical importance: The elaborated directions for the development of the regulatory structure in the sphere of providing safe traffic in AO “OTY” will allow for organization of effective safe traffic management systems on the basis of risk management. The methodology of the latter will make it possible to prevent traffic accidents in good time by means of comprehensive analysis of components of a transport system based on the system management model.

Текст научной работы на тему «Совершенствование нормативной базы в системе управления безопасными железнодорожными перевозками»

УДК 338.242

Л. Ф. Казанская, Ш. Ш. Ризакулов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНЫМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

Дата поступления: 29.06.2018 Решение о публикации: 17.10.2018

Аннотация

Цель: Разработать направления совершенствования нормативной базы в Акционерном обществе «Узбекистан темир йуллари» (АО «УТЙ»), так как в современных условиях отсутствует система управления безопасными перевозками в Республике Узбекистан. Методы: Использованы методы обобщения, группировки, сравнительного анализа, синтеза, системного подхода, постановки проблем, изучения литературных источников и нормативно-законодательных документов, результатов деятельности, изучения и обобщения опыта. Результаты: Подробно рассмотрены действующие нормативные документы в АО «УТЙ» по таким направлениям как управление, ресурсы, производственная деятельность, взаимодействие с клиентами. По итогам обзора сделан вывод о том, что управление осуществляется по принципу «управление последствиями», а не «причинами», не вводятся в практику механизмы управления рисками на железнодорожном транспорте и т. д. Проведен сравнительный анализ нормативной базы в области безопасности движения двух железнодорожных компаний: ОАО «РЖД» и АО «УТЙ». Практическая значимость: Разработанные направления развития нормативной базы в области обеспечения безопасных перевозок в АО «УТЙ» позволят выстраивать эффективные системы управления безопасностью движения на основе риск-менеджмента, методология которого позволит своевременно предотвращать наступление транспортных происшествий путем комплексного анализа состояния элементов транспортной системы на основе модели системы менеджмента.

Ключевые слова: Система управления, нормативная база, безопасность движения.

*Liliya F. Kazanskaya, D. Eng. Sci., professor, yalifa@inbox.ru; Sherzod Sh. Rizakulov, postgraduate student, sherzod_piter@mail.ru (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) THE IMPROVEMENT OF LEGAL FRAMEWORK IN SAFE RAILWAY CONTROL SYSTEM

Summary

Objective: To develop the ways of improving legal framework in the Joint-stock Company "O'zbekiston temir yo'llari" (AO "OTY"), as under current conditions there is no safe traffic control system in the Republic Uzbekistan. Methods: Generalization and clustering methods, as well

as the comparative method, the method of synthesis, system approach and target setting were used. The analysis of literary sources and normative legislative documents, performance results, examination and generalization of obtained experience were also applied in the study. Results: The normative documents currently in force in AO "OTY" were examined in detail. The following sectors were studied: management, resources, production activity as well as customer communications. The survey has shown that control is carried out on the "consequence management" principle, but not the "reasons" principle, risk management framework is not introduced into practice in the sphere of railroad transport, etc. The comparative analysis of the regulatory structure was carried out in the sphere of traffic safety of two railway companies: OAO "Russian Railways" and AO "OTY". Practical importance: The elaborated directions for the development of the regulatory structure in the sphere of providing safe traffic in AO "OTY" will allow for organization of effective safe traffic management systems on the basis of risk management. The methodology of the latter will make it possible to prevent traffic accidents in good time by means of comprehensive analysis of components of a transport system based on the system management model.

Keywords: Control system, legal framework, traffic safety.

Введение

В настоящее время главным направлением в обеспечении безопасных перевозок в сети Государственно-акционерной железнодорожной компании Узбекистана «Узбекистон темир йуллари» (АО «УТЙ») является переход к новой системе управления за счет построения и развития системы менеджмента безопасности на основе новых принципов, методов и инструментов [1]. Сейчас АО «УТЙ» испытывает определенные трудности в построении и развитии системы менеджмента безопасности из-за отсутствия необходимой нормативной базы, а также внедрения в компании современных принципов и подходов в вопросах управления безопасными перевозками. К этому относятся такие элементы как менеджмент риска, проведение внутренних и внешних аудитов системы менеджмента безопасности [2].

Отметим, что действующая система обеспечения безопасности движения (БД) уже не дает существенной динамики снижения относительного числа нарушений. Наблюдаемая в последние годы стагнация в снижении уровня нарушений безопасности не зависит от увеличения выделяемых материальных средств на технологию, обучение персонала, инвестиции [3].

Для обеспечения БД необходимо применить систему управления, представляющую собой комплекс функционально взаимосвязанных технических средств, персонала и нормативно-правовых актов [4]. Поэтому основным направлением по обеспечению безопасных перевозок является совершенствование функциональных характеристик, организационной структуры, технической, нормативной, правовой, научно-методической и кадровой базы [5]. Основные нормативные документы по системе обеспечения БД можно разделить на четыре блока (рис. 1).

Рис. 1. Структура нормативной базы системы обеспечения БД в АО «УТЙ»

По итогам обзора нормативной базы [5-10] в сфере управления безопасностью железнодорожных перевозок в АО «УТЙ» можно заключить следующее:

• практика обеспечения безопасности перевозок сложилась исходя из опыта советского прошлого;

• основной упор по обеспечению БД ставится на обязательное выполнение правил и норм при обслуживании и ремонте технических средств железных дорог Узбекистана;

• основным инструментом контроля выполненных работ является структурное подразделение «Управление технического и технологического контроля», обеспечивающее многоступенчатую проверку реализованных мероприятий;

• в нормативной базе отсутствуют документы в части применения современных методов и средств совершенствования системы обеспечения БД;

• не проработаны вопросы в области кадровой политики по повышению мотивации обслуживающего персонала;

• управление осуществляется по принципу «управление последствиями», а не «причинами»;

• не вводятся в практику механизмы управления рисками на железнодорожном транспорте;

• не проводится глубокий анализ состояния БД поездов (не применяются современные математические и имитационные методы прогнозирования уровня БД);

• в национальных стандартах по управлению надежностью не отражены вопросы управления инвестициями, затратами на текущее содержание;

• обслуживание технических средств проводится на основе нормативного срока их службы, часто без учета текущего состояния.

Сравнительный анализ нормативной базы в области БД двух железнодорожных компаний ОАО «РЖД» (Россия) и АО «УТЙ» (Узбекистан) представлен в таблице.

Сравнительный анализ нормативной базы в области БД

Уровень управления АО «УТЙ» ОАО «РЖД»

Международный уровень Стандарты международной организации (частично применяются) Стандарты Международной организации по стандартизации

- Стандарты международной электротехнической комиссии (МЭК)

Национальный уровень «Об утверждении государственной программы по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций» от 19.09.2007 г. № 14 Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» от 15.04.2014 г. № 319

Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте» от 17.04.2015 г. № 23 Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 13.08. 2015 г. № 17-ФЗ

«Об утверждении Устава железной дороги Республики Узбекистан» от 23.10.2008 г. № 223 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 06.04.2015 г. № 18-ФЗ

«О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы» от 06.03.2015 г. № ПП-2313 «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» от 22.11.2008 г. № 1734-р

- Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»

Уровень управления АО «УТЙ» ОАО «РЖД»

Отраслевой уровень Правила технической эксплуатации железных дорог, инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте, инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте, инструкция по обеспечению безопасности движения при производстве путевых работ и т. д.

- «Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в Холдинге «РЖД» от 28.01.2013 г. № 197 Управление рисками: ГОСТ Р 51897-2009. Менеджмент риска. Термины и определения. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем. ГОСТ Р 54504-2011. Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта. ГОСТ Р 54505-2011. Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте

Сравнительный анализ показывает, что в настоящее время в АО «УТЙ» не применяются стандарты международного уровня, что может препятствовать организации международного сообщения со смежными государствами. На национальном уровне руководство АО «УТЙ» не разрабатывает стратегию развития железнодорожного транспорта в контексте структурных преобразований отрасли. Это создает большие риски из-за возможного рассогласования процессов перевозочной деятельности, что, как правило, приводит к учащению случаев аварийности. Помимо этого, на отраслевом и национальном уровнях не разрабатывается комплект нормативно-методических документов в сфере управления рисками по БД. Отсутствие таких документов не позволяет вести адресную работу по приведению проблемных участков железнодорожной сети к требуемому уровню БД.

На рис. 2 показаны направления развития нормативной базы в области БД в АО «УТЙ».

Рис. 2. Предложения по развитию нормативной базы в сфере БД в АО «УТЙ»

Модель системы менеджмента БД включает ревизорский аппарат, технический аудит системы управления БД, Центр мониторинга и управления БД на региональном уровне (рис. 3).

На основании вышеизложенного следует, что для дальнейшего развития системы обеспечения БД требуется построение устойчивой организационной структуры [11, 12].

Заключение

Применение инструментов системы менеджмента БД на практике позволяет заранее «видеть» важнейшие несоответствия в работе структурных подразделений компании. Основными целями внедрения менеджмента БД на сети АО «УТЙ» являются исключение нарушений БД, а также минимизация последствий от них, если таковые все же произошли [13, 14]. Необходимо внедрять в работу новые управленческие технологии, а именно выстраивать эффективные системы управления БД на основе риск-менеджмента, методология которого позволит своевременно предотвращать наступление транспортных происшествий путем комплексного анализа состояния элементов транспортной системы.

ОС

Рис. 3. Модель системы менеджмента БД (УТТК - Управление технического и технологического контроля)

Библиографический список

1. Раматов А. Ж. Комплексная программа развития и модернизации железнодорожной отрасли на 2015-2019 годы : докл. на заседании Кабинета Министров / А. Ж. Раматов. -Ташкент : Тасвир, 2014. - 81 с.

2. Казанская Л. Ф. Оптимизация критериев эффективного управления безопасностью движения в железнодорожной компании / Л. Ф. Казанская // Учен. зап. Междунар. банковск. ин-та. - 2017. - № 21. - С. 146-158.

3. Казанская Л. Ф. Направления повышения экономической эффективности управления движением в железнодорожной компании / Л. Ф. Казанская, В. М. Артимович, Ш. Ш. Ризакулов // Учен. зап. Междунар. банковск. ин-та. - 2017. - № 22. - С. 115-130.

4. Казанская Л. Ф. Построение системы управления безопасностью движения в железнодорожной компании с учетом экономических факторов / Л. Ф. Казанская, Ш. Ш. Ризакулов // Бюл. результатов науч. исследований. - 2017. - Вып. 4 (25). - С. 15-25.

5. Бизнес-план Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистан темир йуллари». - Ташкент : АО «УТЙ», 2009. - 60 с.

6. Бизнес-план Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбеки-стон темир йуллари». - Ташкент : АО «УТЙ», 2012. - 64 с.

7. Концепция стратегического развития Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» до 2021 года. - Ташкент : АО «УТЙ», 2014. - 80 с.

8. Офиц. сайт Гос. комитета Республики Узбекистан по статистике. - URL : www. stat.uz (дата обращения : 15.06.2018).

9. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Республики Узбекистан. - Утв. начальником Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок «Узгосжелдорнадзор» Б. В. Юсуповым от 31.01.2001 г. № 50. - 165 с.

10. Закон «О железнодорожном транспорте Республики Узбекистан» от 15.04.1999 г. № 766-I.- 17 с. - URL : http://lex.uz/docs/13191 (дата обращения : 17.05.2018).

11. Балалаев С. В. Безопасность движения на железных дорогах : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1. Основы безопасности / С. В. Балалаев, И. Е. Кологривая. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2013. - 112 с.

12. Вырков С. А. Доказательство безопасности движения поездов - что и как доказать? / С. А. Вырков // Междунар. науч.-практич. конференция «Развитие инфраструктуры и логистических технологий в транспортных системах». - СПб. : ПГУПС, 2015. - С. 272-282.

13. Красковский А. Е. Безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / А. Е. Красковский, С. Я. Ройтман. - СПб. : ПГУПС, 2013. - 48 с.

14. Тишанин А. Г. Развитие системы менеджмента безопасности / А. Г. Тишанин // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 11. - С. 9-13.

References

1. Ramatov A. Zh. Kompleksnaya programma razvitiya i modernizatsii zheleznodoro-zhnoy otrasly na 2015-2019 gody [An integrated program of development and modernization

of railroad industry for the period of 2015-2019]: doklady na zasedanii Kabineta Ministrov [Reports at the Cabinet meeting]. Tashkent, Tasvir Publ., 2014, 81 p. (In Russian)

2. Kazanskaya L. F. Optimizatsiya kriteriyev effektivnogo upravleniya bezopasnostyu dvizheniya v zheleznodorozhnoy kompanii [Criteria optimization of effective traffic safety control in the railway company]. Ucheniye zapisky Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta [Proceedings of the International Banking Institute], 2017, no. 21, pp. 146-158. (In Russian)

3. Kazanskaya L. F., Artimovich V. M. & Rizakulov Sh. Sh. Napravleniya povysheniya ekonomicheskoy effektivnosty upravleniya dvizheniyem v zheleznodoroznoy kompanii [The ways for economic efficiency enhancement of traffic control in the railway company]. Ucheniye zapisky Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta [Proceedings of the International Banking Institute], 2017, no. 22, pp. 115-130. (In Russian)

4. Kazanskaya L. F. & Rizakulov Sh. Sh. Postroyeniye sistemy upravleniya bezopasnostyu dvizheniya v zheleznodorozhnoy kompanii s uchetom ekonomicheskykh faktorov [Building the system of safe traffic control in the railway company adjusted for economic factors]. Byul-leten rezultatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of research findings], 2017, issue 4, pp. 15-25. (In Russian)

5. Biznesplan Gosudarstvenno-aktsionernoy zheleznodorozhnoy kompanii "O'zbekiston temir yo'llari" [State-controlledjoint-stock company "O'zbekiston temir yo'llari": business plan]. Tashkent, AO "OTY" Publ., 2009, 60 p. (In Russian)

6. Biznes plan Gosudarstvenno-aktsionernoy zheleznodorozhnoy kompanii "O'zbekiston temir yo'llari" [State-controlled joint-stock company "O'zbekiston temir yo'llari": business plan]. Tashkent, AO "OTY" Publ., 2012, 64 p. (In Russian)

7. Kontseptsiya strategicheskogo razvitiya Gosudarstvenno-aktsionernoy zheleznodorozhnoy kompanii "O'zbekiston temir yo'llari" do 2021 goda [Strategic development concept of State-controlled joint-stock company "O'zbekiston temir yo'llari" through to 2021]. Tashkent, AO "OTY" Publ., 2014, 80 p. (In Russian)

8. Ofitsialniy sait Gosudarstvennogo komiteta Respubliky Uzbekistanpo statistike [The official site of the State Statistics Committee of the Republic of Uzbekistan]. URL: www.stat.uz (accessed: 15.06.2018). (In Russian)

9. Instruktsiya po dvizheniyu poezdov i manevrovoy rabote na zheleznykh dorogakh Respubliky Uzbekistan [Traffic and shunting instruction for the railways of the Republic of Uzbekistan]. Utv. nachalnikom Gosudarstvennoy inspektsiyey Respubliky Uzbekistan po nadzoru za bezopasnostyu zheleznodorozhnykh perevozok "Uzgoszheldornadzor" B. V. Yusupovym ot 31.01.2001 g. Appr. by the head of the State Inspection for Supervision of safe railway traffic "Uzgoszheldornadzor" in the Republic of Uzbekistan B. V. Yusupov dated 31.01.2001, no. 50, 165 p. (In Russian)

10. Zakon "O zheleznodorozhnom transporte Respubliky Uzbekistan" ot 15.04.1999, no. 766-I [The law on "The railway transport of the Republic of Uzbekistan" dated 15.04.1999, no. 766-I]. URL: http://lex.uz/docs/13191 (accessed: 17.05.2018), 17 p. (In Russian)

11. Balallayev S. V. & Kologrivaya I. E. Bezopasnost dvizheniya na zheleznykh dorogakh [Railway traffic safety]. Uchebnoye posobiye: v 2 ch. Ch. 1. Osnovy bezopasnosty [Tutorial: in 2 p. P. 1. Security fundamentals]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2013, 112 p. (In Russian)

12. Vyrkov S. A. Dokazatelstvo bezopasnosty dvizheniya poezdov - shto i kak doka-zat? [Railway traffic safety proof - what and how to prove?]. Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsiya "Razvitiye infrastrutury i logisticheskykh tekhnologiy v transportnykh sistemakh"

[The International research and training conference "The development of infrastructure and logistic technologies in transport systems"]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2015, pp. 272-282. (In Russian)

13. Kraskovskiy A. E. & Roitman S. Y. Bezopasnost dvizheniya poezdov na zheleznodoro-zhnom transporte [Railway traffic safety on the railroad transport]. Uchebnoye posobiye [Tutorial]. Saint Peterburg, PGUPS Publ., 2013, 48 p. (In Russian)

14. Tishanin A. G. Razvitiye sistemy menedzhmenta bezopasnosty [The development of safety management system]. Zheleznodorozhniy transport [Railroad transport], 2011, no. 11, pp. 9-13. (In Russian)

*КАЗАНСКАЯ Лилия Фаатовна - д-р техн. наук, профессор, yalifa@inbox.ru; РИЗАКУЛОВ Шер-зод Шермуратович - аспирант, sherzod_piter@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.