УДК 629.00
И. Г. Ткачев
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В НОВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УКЛАДЕ
Дата поступления: 30.08.2018 Решение о публикации: 17.10.2018
Аннотация
Цель: Проанализировать исследования в области транспортных систем, выявить основные характеристики, определить, какие факторы и аспекты следует учитывать на современном этапе, выделить задачи транспортных систем в новом технологическом укладе. Методы: Применены теоретический анализ, структурирование и обобщение, методы системного и оперативного анализов, экономико-математические методы. Результаты: Описаны четыре основных направления исследований в теории управления транспортными системами. Выдвинуты гипотезы, характерные для шестого технологического уклада. Проанализированы тенденции и проблемы развития транспортного комплекса России. Практическая значимость: Актуальность темы связана с ее перспективностью при анализе теории транспортных сложных систем, взаимодействия различных видов транспорта, формирования транспортных потоков в смешанных перевозках, а также рассмотрения нового инструментария изучения транспортных систем.
Ключевые слова: Транспортные системы, развитие транспорта, принципы исследования транспортных процессов.
Iliya G. Tkachev, postgraduate student, [email protected] (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) THE ISSUES OF STUDYING TRANSPORT SYSTEMS IN THE NEW TECHNOLOGICAL SETTING
Summary
Objective: To analyze studies in the sphere of transport systems, to reveal the main characteristics, to determine which factors and aspects are to be taken into account at the present stage, as well as to single out the tasks of transport systems in the new technological setup. Methods: Theoretical analysis, structuring and generalization, the methods of system and operational analysis, as well as economic and mathematical methods were applied. Results: Four main lines of research were described in the theory of transportation systems management. The hypotheses, typical for the forth technological setup, were put forward. Development tendencies and issues of the Russian transport complex were analyzed. Practical importance: Topicality of the given study is connected with its availability in the analysis of complex transport systems, interaction of different types of transport, the formation of traffic flow in multimodal transportation, as well as the study of new tools for examining transport systems.
Keywords: Transport systems, transport development, research strategies for transport processes.
Введение
Основными характеристиками любой транспортной системы являются ее сеть, транспортные средства в сети, потоки грузов или пассажиров, пропускная способность терминалов, количество интерактивных транспортных средств в них и взаимодействие различных видов транспорта. С точки зрения теории систем национальная транспортная система представляет собой сложную систему, структура которой состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов [1].
При проведении научных работ в области развития транспортных систем необходимо учитывать определяющие его факторы, а также совокупность методологических инструментов, предлагаемых специалистами транспортного машиностроения, экономики транспорта, менеджмента, статистики, математики и других наук.
В условиях интеграции и глобализации экономики исследование единой транспортной системы должно проводиться в трех аспектах:
• функциональное определение роли каждого вида транспорта в пределах территории (района), между отдельными территориями и в международном масштабе;
• отраслевые отношения между отдельными видами транспорта в национальном и региональном масштабах с учетом общей отраслевой структуры транспортной системы;
• территориальная оценка региональных особенностей общей транспортной системы и форм транспортных организаций.
Постановка задачи
Единая транспортная система подразумевает особое структурное построение, которое позволяет с наименьшими затратами использовать преимущества каждого вида транспорта, создавая такой рынок транспортных услуг, который полностью удовлетворяет спрос потребителя [2].
В настоящее время, когда мультимодальные перевозки осуществляются в общей сети и базируются на логистических принципах формирования транспортных потоков, с точки зрения теории развития транспортных систем приоритетными являются следующие задачи [1]:
1) стратегия, анализ и синтез развития транспортных систем;
2) оценка транспортных систем с учетом двойственности транспортного процесса;
3) анализ характеристик транспортных систем;
4) разработка и анализ критериев управления транспортными системами;
5) изучение взаимодействия видов транспорта и технологических процессов на терминалах;
6) разработка рациональных вариантов структурной организации транспортных систем;
7) изучение взаимодействия логистических и транспортных систем;
8) предложения по оптимальному функционированию транспортно-логистических систем.
Транспортные системы - это сложные системы из-за двойственного характера транспортного процесса. Дальность транспортного процесса заключается в том, что процесс транспортировки, во-первых, оценивается с позиций транспортной организации (лучшее использование транспортных средств, транспортная способность, их эксплуатация), и, во-вторых, процесс транспортировки оценивается с точки зрения грузовладельца, когда приоритет сосредоточен на коммерческой деятельности, экономических и юридических проблемах. Поэтому при анализе любых транспортных систем следует учитывать методологию их развития.
Варианты решения поставленных задач
Сложные транспортные системы включают в себя многосторонние, трудоемкие и капитально потребляющие секторы национальной экономики с особо разнообразными и сложными задачами управления. Для рационального управления подобными секторами необходимо применение новых способов и методов, не имеющих аналогов в прошлом, подразумевающих использование инструментов цифровой экономики [3], элементов интеллектуальных транспортных систем. В этом аспекте теория управления транспортными комплексными системами охватывает четыре основных направления:
• классификация систем транспортного комплекса;
• исследование общих и различных особенностей развития разных видов транспорта;
• методологические основы управления транспортными системами с учетом информационно-цифрового сервиса;
• научные основы создания средств и методов управления транспортными комплексными системами в территориальном и временном аспектах.
Классификация систем транспортного комплекса должна основываться на определенных технологических и теоретических признаках. К ним следует отнести признаки дифференциации целей управления этими системами согласно времени координирования с иерархией управления, исходя из иерархической структуры сложных систем. Также классификация должна четко определять основные внутренние и внешние связи транспортных комплексных систем, учитывая различные теоретические и временные аспекты [4].
Изучение общих и разных характеристик развития транспортного комплекса системы подразумевает создание соответствующих средств, которое возможно только в тех случаях, когда известны требования к этим средствам, вытекающие из уже сформированных знаний характеристик систем [5].
Информация о многообразии всех аспектов системы является основой для развития эффективного управления, потому что без качественной информации система не может нормально функционировать. Информационно-цифровой сервис позволит учитывать особенности развития управления транспортными системами в разные периоды времени, усовершенствовать методологию получения единой и достоверной информации [6].
Научные основы развития средств накопления, передачи и обработки информации позволят добиться конечной цели: образование комплекса рационально и устойчиво функционирующих систем, в которых строгая иерархическая структура проявляется в снижении роста его стоимости в процессе перехода от более низких стандартов управления к более высоким.
Рациональное управление транспортными комплексами как сложной системой должно оптимально координироваться в аспекты иерархии (технологической, территориальной) и времени [7]. Также необходимо иметь в виду, что управление системами транспортного комплекса - постоянно уточняемый процесс планирования, поиск оптимальных решений путем применения различных методов.
Результаты исследования
Сложные структурные отношения систем транспортного комплекса характеризуют функционирование отдельных внутренних отношений, составляющих такие системы, а также указывают на их взаимодействие с внешними системами. Это важно, что рационально направленное управление системой развития может вызвать изменения ее структурных характеристик в наиболее эффективном направлении.
При исследовании теоретических систем на транспорте целесообразно указывать точную координацию функционирования отдельных элементов в общей иерархии управления сложными транспортными системами, а также их социально-экономические условия функционирования, свойственные определенному периоду. Формирующийся технологический шестой уклад является производящим и промышленным в отличие от финансово-информационного пятого уклада. Можно предположить, что начинается новая индустриализация, отличающаяся локализацией и многоукладным кластерным хозяйством, приобретает приоритет продукт, а не процедура, экономика потребления служит экономикой больших проектов, основой управления служит аналитика, а не менеджмент. Выдвигаемые гипотезы также актуальны и для отраслевых
систем, в данном случае транспортных. При этом следует учитывать соответствие основных положений теорий транспортных процессов и систем современным тенденциям их развития.
Обсуждение результатов
В продолжение вышеизложенного были выделены следующие тенденции и проблемы развития транспортного комплекса России [8]:
1) общее сокращение объемов перевозок грузов;
2) рост тарифов на транспортные услуги;
3) снижение объемов импортных и транзитных перевозок грузов;
4) резкое увеличение количества зарегистрированных организаций, занятых в сфере транспорта (с 2005 по 2014 г. их стало больше на 77 %), при сохранении доли их оборота в общем объеме оборота всех организаций, созданных в Российской Федерации, что свидетельствует не об улучшении развития отрасли, а о перераспределении ее объемов между вновь созданными организациями;
5) сокращение числа крупных и средних транспортных организаций, в первую очередь на автомобильном транспорте. Так, объемы автомобильных перевозок, осуществленных малыми предприятиями и микропредприятиями, составили в 2015 г. более 56 %. При этом преобладающая доля в автомобильных грузоперевозках приходилась на транспорт, находящийся в собственности физических лиц;
6) неэффективный менеджмент транспортных компаний: в 2015 г. 38 % крупных и средних организаций, работающих в сфере транспорта, получили убыток до налогообложения, что в денежном выражении составило 42 % от прибыли до налогообложения, полученной эффективными организациями;
7) неравномерность финансовых результатов деятельности транспортных компаний. Так, при общем убытке транспортных компаний в 2014 г. в 25 млрд руб. прибыль организаций автомобильного грузового транспорта достигла 10,6 млрд руб., а в 2015 г. прибыль организаций, оказывающих непосредственно транспортные услуги, - 14,9 млрд руб., из них 9,8 млрд руб. (65,8 %) относятся к прибыли организаций, занимающимся автомобильными грузоперевозками;
8) неравномерность развития отраслей транспортного комплекса;
9) присутствие на транспортном рынке значительного количества посреднических организаций и излишняя диверсификация бизнеса: разделение крупных компаний и выделение из крупных компаний мелких условно самостоятельных организаций с целью оптимизации налогообложения;
10) сокращение объемов инвестиций в основной капитал транспортных компаний как в натуральном выражении, так и в сопоставимых ценах к прошлым периодам;
11) недостаточность частных инвестиций в развитие транспортной системы страны;
12) целевые параметры ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» не подкреплены соответствующим финансовым обеспечением для их достижения;
13) негативное влияние на развитие транспортной системы страны оказывает общее ухудшение макроэкономической ситуации, сохранение геополитической напряженности, экономические санкции, введенные как в отношении Российской Федерации, так и ею;
14) рост себестоимости транспортных услуг;
15) снижение потребительской активности юридических лиц и населения.
И если недавно считалось, что эти проблемы может решить совершенствование методов государственного регулирования транспортного комплекса на основе системного подхода, то сейчас в новом технологическом укладе стоит ориентироваться на сферный и средовой подходы.
Рассматривая тенденции и перспективы инновационного развития транспортной отрасли, О. В. Белый с соавторами [9-15] отмечает, что инструментами исследования транспортных систем сегодня являются также имитационное моделирование транспортных процессов, прогнозирование инновационного развития транспортных комплексов, средства управления развитием и др. Особое внимание привлекают проблемы организации транспортных процессов как инструмента формирования единой транспортной сети. Принципы исследования транспортных процессов должны учитывать теоретические предпосылки анализа транспортных систем, парадигму поля в теории транспортных систем, логистические цепи и свойства коммуникации, режимы функционирования транспортной коммуникации, режимы транспортного потока, его устойчивость, выбор маршрута перевозки и т. д.
Заключение
Наряду с выделенными проблемами развития транспортных систем в настоящее время существует проблема количественной оценки эффективности транспортного процесса и транспортной деятельности, отсутствует инструментарий экономической оценки эффектов развития транспортных систем, что будет отражено в дальнейших исследованиях.
Библиографический список
1. Баублис А. Б. Введение в теорию транспортной системы / А. Б. Баублис. - Вильнюс : Техника, 1997. - 298 с.
2. Белый О. В. Фундаментальные проблемы развития транспортного комплекса / О. В. Белый // Экономика качества (электрон. журн.). - 2013. - № 3 (4). - ИКЬ : Шр:/^-^игпа1.ги/рё1704/Белый.рёГ (дата обращения : 18.08.2018).
3. Журавлева Н. А. Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей / Н. А. Журавлева // Транспортные системы и технологии. - 2017. - № 2 (8). -С.47-49.
4. Денисов А. А. Современные проблемы системного анализа : информационные основы / А. А. Денисов. - СПб. : Омега, 2003. - 276 с.
5. Котиков Ю. Г. Основы теории транспортных систем / Ю. Г. Котиков. - СПб. : СПбГАСУ, 2000. - 216 с.
6. Вельможин А. В. Теория транспортных процессов и систем : учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. В. Миротин. - М. : Транспорт, 1998. - 167 с.
7. Казанская Л. Ф. Императивы инновационного развития транспортной системы в условиях глобализации / Л. Ф. Казанская, Е. С. Палкина // Экономика железных дорог. -2016. - № 12. - С. 52-58.
8. Ткачев И. Г. Транспортный комплекс Российской Федерации : проблемы и тенденции развития / И. Г. Ткачев // Управленческое консультирование. - 2017. - № 6. - С. 183189.
9. Белый О. В. О стратегии развития транспортной отрасли до 2030 года / О. В. Белый // Транспорт Российской Федерации. - 2009. - № 34. - С. 5-9.
10. Белый О. В. Инновационные проблемы развития транспортной отрасли / О. В. Белый // Труды Всерос. науч.-практич. конференции «Транспорт России : проблемы и перспективы - 2011». - СПб. : ИПТ РАН, 2011. - С. 1-7.
11. Белый О. В. Архитектура и методология транспортных систем / О. В. Белый, О. Г. Кокаев, С. А. Попов. - СПб. : Изд-во «Элмор», 2002. - 256 с.
12. Белый О. В. Инновационное развитие внутренних водных путей России - условие их успешной интеграции в европейскую транспортную систему / О. В. Белый, О. Г. Кокаев, Л. В. Теребнев // Транспорт Российской Федерации. - 2009. - № 34. - С. 54-57.
13. Белый О. В. Транспортные сети России (Системный анализ, управление, перспективы) / О. В. Белый, С. А. Попов, Р. Э. Францев. - СПб. : ИПТ РАН ; СПГУВК, 1999. -147 с.
14. Белый О. В. Северный морской путь : проблемы и перспективы / О. В. Белый, Д. А. Скороходов, А. Л. Стариченков // Транспорт Российской Федерации. - 2011. - № 1 (32). -С. 8-12.
15. Белый О. В. Роль Российской академии наук в развитии железнодорожного транспорта страны / О. В. Белый, С. М. Резер // Транспорт : наука, техника, управление. - 2012. -№ 11. - С. 3-6.
References
1. Baublis A. B. Vvedeniye v teoriyu transportnoy sistemy [Introduction to the transport system theory]. Vilnius, Tekhnika Publ., 1997, 298 p. (In Russian)
2. Beliy O. V. Fundamentalniye problem razvitiya transportnogo kompleksa [The development of transport complex: fundamental issues]. Ekonomika kachestva [Quality economics], 2013, no. 3 (4). URL: http://eq-journal.ru/pdf/04/Beliy.pdf (accessed: 18.08.2018). (In Russian)
3. Zhuravleva N. A. Tsyfrovaya ekonomika kak osnova ekonomiky vysokykh skorostey [Digital economics as the basis for speed economics]. Transortniye sistemy i tekhnologii [Transport systems and technologies], 2017, no. 2 (8), pp. 47-49. (In Russian)
4. Denisov A.A. Sovremenniyeproblemy sistemnogo analiza: informatsionniye osnovy [Modern issues of systems analysis: information fundamentals]. Saint Petersburg, Omega Publ., 2003, 276 p. (In Russian)
5. Kotikov Y. G. Osnovy teorii transportnykh system [Fundamentals of the theory of transport systems]. Saint Petersburg, SPbGASU Publ., 2000, 216 p. (In Russian)
6. Velmozhyn A. V., Gudkov V.A. & Mirotyn L. V. Teoriya transportnykhprotsessov i system [The theory of transport processes and systems]. Uchebnik dlya vuzov [College textbook]. Moscow, Transport Publ., 1998, 167 p. (In Russian)
7. Kazanskaya L. F. & Palkina E. S. Imperativy innovatsionnogo razvitiya transport-noy sistemy v usloviyakh globalizatsii [Innovative development of transport system under globalization: imperatives]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railroad economics], 2016, no. 12, pp. 52-58. (In Russian)
8. Tkachev I. G. Transportniy kompleks Rossiyskoy Federatsii: problemy i tendentsii razvitiya [Transport complex of the Russian Federation: development issues and tendencies]. Uprav-lencheskoye konsultirovaniye [Management consulting], 2017, no. 6, pp. 183-189. (In Russian)
9. Beliy O. V. O strategii razvitiya transportnoy otrasly do 2030 goda [On the transport sector development strategy through to 2030]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2009, no. 34, pp. 5-9. (In Russian)
10. Beliy O. V. Innovatsionniye problem razvitiya transportnoy otrasly [Innovative issues of transport sector development]. Trudy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Transport Rossii: problemy i perspektivy - 2011" [Proceedings of All-Russian research and practical conference "Transport of Russia: problems and prospects - 2011"]. Saint Petersburg, N. S. So-lovin Institute of Transport Issues RAS Publ., 2011, pp. 1-7. (In Russian)
11. Beliy O. V., Kokayev O. G. & Popov S.A. Arkhitektura i metodologiya transportnykh system [Architecture and methodology of transport systems]. Saint Petersburg, Elmor Publ., 2002, 256 p. (In Russian)
12. Beliy O. V., Kokayev O. G. & Terebnev L. V. Innovatsionnoye razvitiye vnutren-nikh vodnykh putey Rossii - usloviye ikh uspeshnoy integratsii v evropeyskuyu transportnuyu sistemu [Innovative development of inland waterways of Russia - the condition of their successful integration into the European transport system]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2009, no. 34, pp. 54-57. (In Russian)
13. Beliy O. V., Popov S.A. & Frantsev R. E. Transportniye sety Rossii (Sistemniy analyz, upravleniye, perspektivy) [Transport network of Russia (System analysis, management, prospects)]. Saint Petersburg, IPT RAN [The Institute of Transport Issues RAS] Publ., SPGUVK [Saint Petersburg State University of Water Communications] Publ., 1999, 147 p. (In Russian)
14. Beliy O. V., Skorokhodov D.A. & Starichenkov A. L. Severniy morskoy put: problem i perspektivy [Northern Sea Route: problems and perspectives]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2011, no. 1 (32), pp. 8-12. (In Russian)
15. Beliy O. V. & Rezer S. M. Rol Rossiyskoy akademii nauk v razvitii zheleznodorozh-nogo transporta strany [The role of the Russian Academy of Sciences in railroad transport development of the country]. Transport: nauka, tekhnika, upravleniye [Transport: science, engineering, management], 2012, no. 11, pp. 3-6. (In Russian)
ТКАЧЕВ Илья Геннадьевич - аспирант, [email protected] (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).