Научная статья на тему 'Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ'

Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / HIGH-SPEED HIGHWAY / TRANSPORT SYSTEM / SPATIAL EFFICIENCY / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиверцева Е. С.

Цель: Выявление особенностей трансформаций развития современных транспортных систем. Изучение проблем существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры, их соответствия потребностям экономики и населения страны, тенденций использования новых направлений развития перевозок железнодорожным транспортом. Методы: Применены теоретический анализ, структурирование и обобщение материала и статистический метод исследования. Результаты: Указанная проблема весьма актуальна не только для России, но и для других стран, где происходит быстрая смена технологических циклов. Рассмотрено одно из перспективных направлений работы совмещение пассажирских и контейнерных перевозок в составе высокоскоростных поездов, которое обеспечит рост пропускной способности товарных перевозок и оптимальную сохранность грузов. Практическая значимость: Нахождение оптимальных решений развития транспортных систем с использованием инновационных технологий в целях восстановления контроля над национальным пространством страны и интеграции ее в глобальную экономическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сиверцева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the transport systems’ development and influence on increase in the spatial efficiency of the Russian Federation

Objective: Identification of characteristic features of the present-day transport systems’ development transformations. The article is devoted to studying the problems of the current level of development of the backbone transport infrastructure, their compliance with the needs of the economy and the population of the country and is aimed at using new directions for the development of rail transport. Methods: Theoretical analysis, structuring and generalization of material and statistical research methods are applied. Results: The specified problem is extremely relevant not only for Russia but also for other countries where there is a fast change of production cycles. One of the promising areas of work combination of passenger and container traffic as a part of high-speed trains which will provide capacity growth of commodity transportations and optimum safety of freights is considered. Practical importance: Finding optimal solutions for the development of the transport systems with the use of innovative technologies for restoring control over the national space of the country and its integration into the global economic system.

Текст научной работы на тему «Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ»

УДК 338.262

Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ

Е. С. Сиверцева

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Сиверцева Е. С. Трансформации развития транспортных систем и их влияние на повышение пространственной эффективности РФ // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. - Вып. 3. - С. 13-24. 001: 10.20295/2223-9987-2019-3-13-24

Аннотация

Цель: Выявление особенностей трансформаций развития современных транспортных систем. Изучение проблем существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры, их соответствия потребностям экономики и населения страны, тенденций использования новых направлений развития перевозок железнодорожным транспортом. Методы: Применены теоретический анализ, структурирование и обобщение материала и статистический метод исследования. Результаты: Указанная проблема весьма актуальна не только для России, но и для других стран, где происходит быстрая смена технологических циклов. Рассмотрено одно из перспективных направлений работы - совмещение пассажирских и контейнерных перевозок в составе высокоскоростных поездов, которое обеспечит рост пропускной способности товарных перевозок и оптимальную сохранность грузов. Практическая значимость: Нахождение оптимальных решений развития транспортных систем с использованием инновационных технологий в целях восстановления контроля над национальным пространством страны и интеграции ее в глобальную экономическую систему.

Ключевые слова: Высокоскоростные магистрали, транспортная система, пространственная эффективность, транспортная инфраструктура.

Введение

Для того чтобы обеспечить территориальную целостность, пространственную эффективность и единство экономического пространства России, следует развивать транспортные коммуникации, которые смогут обеспечить как связь отдельных регионов между собой, так и в целом связь страны с мировым сообществом, способствуя ее интеграции в глобальную экономическую систему. Для повышения конкурентоспособности территорий, регионов, городов, городских агломераций необходима стратегия управления простран-

ственным развитием, базирующаяся на каркасе пространственной организации. В этой связи распоряжением Правительства РФ № 207-р от 13.02.2019 г. была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) [1]. Документом определены основные тенденции пространственного развития России, проблемы, тормозящие развитие регионов, представлены сценарии развития страны с выделением перспективных и неперспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации.

Постановка задачи

Выполнение намеченных в стратегии мер по социально-экономическому развитию территорий, по повышению доступности услуг отраслей социальной сферы как за счет развития современных способов оказания услуг и инновационных технологий, так и в результате улучшения транспортной доступности будет способствовать сохранению и развитию человеческого капитала. Реализация их приведет к положительным изменениям в территориальной организации оказания услуг социальной сферы, а также к повышению связанности центров экономического роста с малыми и средними городами, сельскими территориями, расположенными за пределами крупных и крупнейших городских агломераций, что позволит изыскать дополнительные ресурсы для социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, а также малых и средних городов, сельских территорий.

Среди основных факторов, определяющих пространственное развитие России в долгосрочной перспективе, можно назвать экономическую специализацию страны, текущие демографические процессы и развитие системы расселения, потенциал развития основных инфраструктур, административно-территориальное деление и строение бюджетной системы.

Транспортная сеть - неотделимая часть экономики Российской Федерации, ее коммуникации воедино связывают все регионы страны, образуя единую транспортную систему, составляющую важное условие обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Процессы, происходящие в компонентах транспортной системы, - одни из основных, которые влияют на состояние пространственного развития страны. Рассмотрим трансформации развития транспорта с введением в действие новой Стратегии, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 207-р от 13.02.2019 г. и определившей сложившиеся инфраструктурные ограничения экономического развития государства и их причины для субъектов Российской Федерации.

Анализ проблем

Основными проблемами для транспортной отрасли, указанными в Стратегии, являются: несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения субъектов Российской Федерации и страны в целом, наличие инфраструктурных ограничений федерального значения на опорной транспортной сети и в сфере энергетики, низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал страны.

Анализ научной литературы и нормативных документов [2-7] подтверждает наличие вышеперечисленных проблем. В 2008 г. Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года [5] была определена стратегическая цель развития транспортной системы - удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. Сформулированная цель стала основой сценарных вариантов развития транспортной системы России на период до 2030 г.

Основными проблемами, изложенными в документе, были и остаются:

• низкий технический уровень российского транспорта и неудовлетворительное состояние его производственной базы;

• недостаточные объемы строительства и реконструкции инфраструктурных объектов;

• состояние технических средств транспорта;

• несбалансированность развития единой транспортной системы России;

• территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры;

• рост транспортных тарифов.

Для реализации положений Стратегии, принятой в 2019 г., ключевым звеном должна выступить транспортная система, с помощью которой возможно обеспечение пространственных связей городов.

Для России, как самого крупного по территории государства мира, для сохранения территориальной целостности и укрепления национальной безопасности ключевое значение имеет уровень развития транспортной системы [8], определяемый по плотности километров путей общего пользования на 10 000 км 2 территории. Показатель средней плотности железнодорожных путей за последние годы практически не изменился и отстает от стран как дальнего, так и ближнего зарубежья. Зная, что цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки грузов и пассажиров, необходимо изучить состояние ее компонентов и проис-

ходящие в них изменения. Проведем анализ состояния некоторых основных компонентов железнодорожной транспортной системы: транспортная сеть, продукция, подвижной состав и их участие в обеспечении территориальной целостности страны. За последнее время транспортная сеть увеличилась не за счет строительства новых линий, а вследствие присоединения Крыма к России.

Основной объем перемещения грузов в РФ приходится на трубопроводный и железнодорожный транспорт (рис. 1).

1 % 1 %

2 % 2 %

Учитывая перечень грузов, перевозимых трубопроводным транспортом, и исключив его из структуры, получим, что 87 % грузовых перевозок России осуществляется железнодорожным транспортом общего пользования (рис. 2).

Текущее состояние подвижного состава, по данным Аналитического Центра Института исследований проблем железнодорожного транспорта, в локомотивном хозяйстве в 2018 г. неудовлетворительное. Средний возраст тепловозного парка, состоящего из поездных и маневровых локомотивов, по сети составляет 25,5 лет при нормативном сроке полезного использования в 18 лет, у электровозов - 25 лет при нормативном сроке в 28 лет. Парк грузовых вагонов был обновлен за счет передачи управления операторским компаниям. Средний возраст грузовых вагонов почти в 2 раза меньше нормативного, но имеется значительный избыток парка, приводящий к снижению пропускной способности железнодорожных линий и увеличению простоя вагонов на станциях.

Образование крупных экономических центров влечет за собой и необходимость в мобильности ресурсов, а именно самого населения. Командировки, деловые встречи, поездки на отдых и развитие туризма требуют перемещения людей в пространстве на определенные расстояния. На это нужны временные затраты, размер которых зачастую заставляет отказаться от тех или иных перемещений, а следовательно, это затормаживает или останавливает какую-либо рабочую деятельность.

Обсуждение результатов

Стратегия ставит целевые показатели роста транспортной подвижности населения относительно показателей 2017 г.: по инерционному варианту развития - на 15 %, по целевому варианту - на 18 % к 2025 г.

Для достижения данного результата следует развивать транспортную инфраструктуру. Можно выделить пять направлений, каждое из которых требует решения своих задач:

• формирование узлов инфраструктур (в первую очередь транспортных, придание развитию отдельных транспортных узлов и коридоров федерального значения);

• стыковка внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами;

• развитие высокоскоростного сообщения;

• поддержание миграционной мобильности населения;

• функциональное зонирование территорий.

Причем одним из наиболее перспективных направлений развития транспортной системы является формирование рынка высоких скоростей.

Ведь увеличение скорости влечет за собой рост мобильности населения страны. Проекты строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России как концепция существуют давно, но реализуются медленно из-за значительной стоимости и длительного срока окупаемости [9]. В условиях конкуренции со стороны автомобильного и воздушного транспорта встает вопрос о целесообразности вложения средств в дорогостоящую железнодорожную инфраструктуру. Но проекты ВСМ и автодороги различаются по своему ключевому функционалу.

По мнению экономиста М. Э. Дмитриева, в Стратегии отражены идеи, которые плохо совместимы между собой. Потому она, по нашему мнению, -довольно противоречивый, эклектичный документ, который переносит акцент работы с регионов на иные территории. Но это гораздо более результативный подход, так как для каждой территории со своей спецификой можно подобрать решение, которое гораздо лучше работает именно там, а не в регионе в целом [10].

В Стратегии говорится, что сложившиеся инфраструктурные ограничения экономического развития Российской Федерации связаны со значительным недофинансированием развития транспортной инфраструктуры. Для достижения уровня большинства развитых стран по государственным расходам на развитие транспортной инфраструктуры на душу населения в нашей стране необходимо увеличение капиталовложений в указанной сфере в 4-5 раз [1]. В то же время в комплексный план развития магистральной инфраструктуры (КПМИ) вошел первый участок ВСМ-2 «Железнодорожный-Гороховец», а не весь разработанный проект до Казани. С одной стороны, следует ликвидировать сложившуюся проблему, с другой, - неполное финансирование или отказ от финансирования проектов с длительным жизненным циклом приведет к переносу на будущее крупномасштабных проектов. При таком подходе желаемое будущее никогда не наступит, всегда найдутся причины отложить на потом. В сложившейся ситуации необходимо ускоренное внедрение новых технологий, позволяющих ликвидировать узкие места.

Одно из перспективных направлений - совмещение пассажирских и контейнерных перевозок в составе высокоскоростных поездов, которое обеспечит рост пропускной способности товарных перевозок и оптимальную сохранность грузов. Например, при составлении прогноза доходов по обоснованию инвестиций ВСМ учитывались только пассажирские перевозки по данной магистрали. В настоящее время, если принять во внимание увеличение доли рынка контейнерных и багажных перевозок и интегрировать в систему специальный подвижной состав для тарно-штучных грузов, то возможности реализации проекта повысятся за счет дополнительных доходов от включения этих видов перевозок в расчеты обоснования инвестиций. Нужно помнить и об эксплуатационных расходах, связанных с обслуживанием нового вида грузовых перевозок. По существующим параметрам контейнерные перевозки

относятся к высокодоходным видам перевозок железнодорожного транспорта, они универсальны при осуществлении погрузо-разгрузочных работ. Для нового интегрированного вида перевозок потребуется введение и новых тарифов, учитывающих высокую скорость доставки.

По мнению Л. Ф. Казанской, с развитием данного вида перевозок можно частично решить еще одну проблему, сформулированную в Стратегии: «узкие места» на транспортных коммуникациях федерального значения, особенно на подъездах к морским портам и крупным международным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации, существенно замедляющих перевозку грузов и ограничивающих экспортные поставки [11].

Доля грузов, отправленных в крупнотоннажных контейнерах, в общем объеме отправленных грузов, по данным [12], приведена в таблице.

Доля грузов, отправленных в крупнотоннажных контейнерах, в общем объеме отправленных грузов за 2010-2017 гг.

Вид транспорта 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Железнодорожный 1,5 2,1 2,4 2,7

Морской 3,5 5,7 4,6 5,4

Из таблицы виден рост контейнерных перевозок как на железнодорожном транспорте, так и на морском. Учитывая возможности адаптации ВСМ к контейнерным перевозкам и другие его преимущества, можно говорить о целесообразности вложения средств в данную инфраструктуру, что позволит повысить пространственную эффективность страны.

К важным социально-экономическим преимуществам развиваемого вида транспорта относится и то, что требования по землеотводу под инфраструктуру ВСМ при сопоставимых пассажиропотоках в 2-3 раза ниже, чем для автотранспорта, и ниже, чем при выделении земель под сооружение аэропортов [13]. Проектные решения для ВСМ в несколько раз более энергоэффек-тивны и экологичны, чем для авиа- и автотранспорта: потребление энергии и выбросы углекислого газа в расчете на один пассажирокилометр на ВСМ-2 в 2 раза ниже, чем на автотранспорте, и в 3 раза, чем в авиации.

Главным показателем развития экономики высоких скоростей является мера принятия обществом инноваций, причем не только технологических, но и управленческих, социальных, общественных.

Из доклада Н. А. Журавлевой на Национальной научно- практической конференции, посвященной актуальным вопросам экономики высоких скоростей, проходившей в апреле 2017 г., следует, что долговременные сервисные отношения базируются на контракте жизненного цикла любого проекта высо-

ких скоростей, а это отражает экономически оправданное приобретение продукта и услуг его поддержки как интегрированного пакета нормированных показателей (операционная готовность), составляющих сервис [14].

Заключение

Таким образом, для обеспечения экономического роста России необходимо эффективное управление ее огромной территорией, которая в некоторых аспектах затрудняет этот рост.

В ходе цифровой транспортной трансформации ожидается появление высокоскоростного железнодорожного транспорта, представленного комплексно по территориям [11].

Пространственная организация России нуждается в изменениях в целях восстановления контроля над ее национальным пространством, так как она в настоящее время неэффективна и представляет сценарии пространственного развития: инерционный и целевой.

Строительство ВСМ является одним из ключевых моментов в жизни современного общества. Данный вид сообщения влечет за собой масштабные эффекты развития различных сфер жизни как общества, так и отдельного государства. Реализация проектов по строительству ВСМ положительно скажется на социально-экономических показателях страны. Расширение сети ВСМ и скоростных перевозок позволит обеспечить существенный мультипликативный эффект для экономики, значительно превышающий финансовый результат от перевозочной деятельности [15].

Стратегическое направление формирования транспортной системы предполагает сбалансированное опережающее улучшение инфраструктуры транспорта, что означает согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры [16].

В результате повышения уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктур будет достигнут мультипликативный эффект, приводящий к развитию и всей экономики страны в целом.

Библиографический список

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. - Распоряжение Правительства РФ № 207-р от 13.02.2019 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения : 03.06.2019).

2. Поляков Н. А. Опыт и перспективы финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации / Н. А. Поляков // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - Сер. 5. Экономика. -2010. - Вып. 1. - С. 46-53.

3. Постников С. Б. Проблемы и перспективы развития железнодорожной инфраструктуры на современном этапе / С. Б. Постников // Экономика железных дорог. - 2011. - № 11. -С. 24.

4. Щербанин Ю. А. Некоторые проблемы развития железнодорожной инфраструктуры в России / Ю. А. Щербанин // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 1. -С. 49-62.

5. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. - Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения : 03.06.2019).

6. О стратегическом планировании Российской Федерации - Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения : 03.06.2019).

7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 1032 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения : 03.06.2019).

8. Бабурина О. Н. Концепция национальной безопасности как мейнстрим развития морского транспорта России / О. Н. Бабурина // Развитие экономической науки на транспорте : устойчивость развития железнодорожного транспорта : сб. науч. статей IV Между-нар. науч.-практич. конференции, Санкт-Петербург, 9 июня 2015 г. / под ред. Н. А. Журавлевой. - Киров : МЦНИП, 2016. - С. 31-42.

9. Казанская Л. Ф. Императивы инновационного развития транспортной системы в условиях глобализации / Л. Ф. Казанская, Е. С. Палкина // Экономика железных дорог. -2016. - № 12. - С. 52-58.

10. Деловая электронная газета БИЗНЕС Online. - URL : https://www.business-gazeta. ru (дата обращения : 03.06.2019).

11. Казанская Л. Ф. Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики страны / Л. Ф. Казанская // Экономика и управление в XXI веке : актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза : Наука и просвещение, 2017. - С. 55-63.

12. Федеральная служба государственной статистики. - URL : http://www.gks.ru (дата обращения : 29.04.2019).

13. Казанская Л. Ф. Эколого-экономические факторы природопользования в холдинге «РЖД» / Л. Ф. Казанская, С. Г. Бондарь // Экология и ресурсо- и энергосберегающие технологии на промышленных предприятиях, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве : сб. статей 14-й Междунар. науч.-практич. конференции / под ред. Ю. П. Пере-лыгина. - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2014. - С. 36-40.

14. Журавлева Н. А. Методология оценки инвестиционной стоимости высокоскоростных транспортных систем с учетом параметров цифровой экономики / Н. А. Журавлева // Актуальные вопросы экономики высоких скоростей : сб. науч. статей Нац. науч.-практич. конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2017 г. / под общ. ред. Н. А. Журавлевой. - Киров : МЦНИП, 2018. - С. 152-160.

15. Сиверцева Е. С. Процесс формирования стоимости жизненного цикла проектов развития инфраструктуры высоких скоростей / Е. С. Сиверцева, Н. В. Сакс // Бюл. результатов науч. исследований. - 2018. - Вып. 2. - С. 85-93. - URL : http://www.brni.info (дата обращения : 03.06.2019).

16. Бондарева Л. А. Возможность устойчивого развития железнодорожного транспорта России / Л. А. Бондарева // Развитие экономической науки на транспорте : устойчивость развития железнодорожного транспорта : сб. науч. статей IV Междунар науч.-практич. конференции, Санкт-Петербург, 9 июня 2015 г. / под ред. Н. А. Журавлевой. -Киров : МЦНИП, 2016. - С. 76-84.

Дата поступления: 06.06.2019 Решение о публикации: 23.06.2019

Контактная информация:

СИВЕРЦЕВА Елена Сергеевна - ст. преподаватель; sivlen@mail.ru

Transformation of the transport systems' development and influence on increase in the spatial efficiency of the Russian Federation

E. S. Sivertseva

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Sivertseva E. S. Transformation of the transport systems' development and influence on increase in the spatial efficiency of the Russian Federation. Bulletin of scientific research results, 2019, iss. 3, pp. 13-24. DOI: 10.20295/2223-9987-2019-3-13-24 (In Russian)

Summary

Objective: Identification of characteristic features of the present-day transport systems' development transformations. The article is devoted to studying the problems of the current level of development of the backbone transport infrastructure, their compliance with the needs of the economy and the population of the country and is aimed at using new directions for the development of rail transport. Methods: Theoretical analysis, structuring and generalization of material and statistical research methods are applied. Results: The specified problem is extremely relevant not only for Russia but also for other countries where there is a fast change of production cycles. One of the promising areas of work - combination of passenger and container traffic as a part of high-speed trains which will provide capacity growth of commodity transportations and optimum safety of freights - is considered. Practical importance: Finding optimal solutions for the development of the transport systems with the use of innovative technologies for restoring control over the national space of the country and its integration into the global economic system.

Keywords: High-speed highway, transport system, spatial efficiency, transport infrastructure.

References

1. Strategiyaprostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2025 goda [Spatial Development Strategy of the Russian Federation through 2025]. Decree of the Government of the Russian Federation no. 207-p dated February 13, 2019. Accessed from computer-based legal research system «CONSULTANT+». Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 03.06.2019). (In Russian)

2. Polyakov N.A. Opyt i perspektivy finansirovaniya infrastrukturnykh proyektov v Rossiyskoy Federatsii [Experience and prospects for financing infrastructure projects in the Russian Federation]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 5. Economics, 2010, iss. 1, pp. 46-53. (In Russian)

3. Postnikov S. B. Problemy i perspektivy razvitiya zheleznodorozhnoi infrastruktury na sovremennom etape [Present-day problems and prospects of the development of railway infrastructure]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2011, no. 11, p. 24. (In Russian)

4. Shcherbanin Yu. A. Nekotoryye problemy razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury v Rossii [Certain problems of the railway infrastructure development in Russia]. Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting], 2012, no. 1, pp. 49-62. (In Russian)

5. O Strategii razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda [On the Railway Transport Development Strategy in the Russian Federation until 2030]. Decree of the Government of the Russian Federation N 877-p dated June 17, 2008. Accessed from computer-based legal research system "CONSULTANT+". Available at: http://www. consultant.ru (accessed: 03.06.2019). (In Russian)

6. O strategicheskom planirovanii Rossiyskoy Federatsii [On Strategic Planning in the Russian Federation]. Federal Law N 172-FZ dated June 28, 2014. Accessed from computer-based legal research system "CONSULTANT+". Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 03.06.2019). (In Russian)

7. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Transport Strategy of the Russian Federation through 2030]. Decree of the Government of the Russian Federation N 1032 dated June 11, 2014. Accessed from computer-based legal research system "CON-SULTANT+". Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 03.06.2019). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Baburina O. N. Kontseptsiya natsional'noy bezopasnosti kak meynstrim razvitiya morskogo transporta Rossii [The concept of national security as the mainstream of the maritime transport development in Russia]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: ustoychi-vost' razvitiya zheleznodorozhnogo transporta. Sb. nauch. statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of economic science in transport. Sustainability of the railway transport development. Coll. of scientific articles. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, June 9, 2015. Ed. by N. A. Zhuravleva. Kirov, MCNIP [International Center for Scientific and Research Projects] Publ., 2016, pp. 31-42. (In Russian)

9. Kazanskaya L. F. & Palkina E. S. Imperativy innovatsionnogo razvitiya transportnoy sistemy v usloviyakh globalizatsii [Imperatives for the innovative development of the transport system in the age of globalization]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2016, no. 12, pp. 52-58. (In Russian)

10. BIZNES Online electronic business newspaper. Available at: https://www.business-gazeta.ru/(accessed: 03.06.2019). (In Russian)

11. Kazanskaya L. F. Razvitiye vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo transporta kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti natsional'noy ekonomiki strany [Development of high-speed railway transport as a factor in increasing the competitiveness of the country's national economy]. Ekonomika i upravleniye v XXI veke: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i in-novatsii [Economics and Management in the 21st Century: Actual Issues, Achievements and Innovations]. Penza, Nauka i prosveshcheniye Publ., 2017, pp. 55-63. (In Russian)

12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Russian Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/(accessed: 29.04.2019). (In Russian)

13. Kazanskaya L. F. & Bondar' S. G. Ekologo-ekonomicheskiye faktory prirodopol'zo-vaniya v kholdinge "RZHD" [Ecological and economic factors of natural resources management in the Russian Railways Holding]. Ekologiya i resurso- i energosberegayushchiye tekh-nologii napromyshlennykh predpriyatiyakh, v stroitel'stve, na transporte i v sel'skom khozyay-stve. Sb. statey 14-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Ecology and resource and energy-saving technologies at industrial enterprises, in construction, in transport and in agriculture. Coll. of articles. Proceedings of the 14-th International Scientific and Practical Conference]. Ed. by Yu. P. Perelygin. Penza, Privolzhskiy Dom znaniy [House of Knowledge of the Volga Region] Publ., 2014, pp. 36-40. (In Russian)

14. Zhuravleva N.A. Metodologiya otsenki investitsionnoy stoimosti vysokoskorostnykh transportnykh sistem s uchetom parametrov tsifrovoy ekonomiki [Methodology for assessing the investment value of high-speed transport systems, taking into account the digital economy features]. Aktual'nyye voprosy ekonomiki vysokikh skorostey. Sb. nauch. statey Natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actualproblems of high-speed economics. Coll. of scientific articles. Proceedings of the National Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, April 25, 2017. Under gen. ed. of N. A. Zhuravleva. Kirov, MCNIP [International Center for Scientific and Research Projects] Publ., 2018, pp. 152-160. (In Russian)

15. Sivertseva E. S. & Saks N. V. Protsess formirovaniya stoimosti zhiznennogo tsikla proyektov razvitiya infrastruktury vysokikh skorostey [Process of forming the life cycle value of high-speed infrastructure development projects]. Byulleten'rezul'tatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of scientific research results], 2018, iss. 2, pp. 85-93. Available at: http://www.brni. info (accessed: 03.06.2019) (In Russian)

16. Bondareva L. A. Vozmozhnost' ustoychivogo razvitiya zheleznodorozhnogo transporta Rossii [Opportunity of sustainable development of railway transport in Russia]. Razvitiye ekonomicheskoy nauki na transporte: ustoychivost' razvitiya zheleznodorozhnogo transporta. Sb. nauch. statey IVMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of economic science in transport: sustainability of the railway transport development. Coll. of scientific articles. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference], Saint Petersburg, June 9, 2015. Ed. by N. A. Zhuravleva. Kirov, MCNIP [International Center for Scientific and Research Projects] Publ., 2016, pp. 76-84. (In Russian)

Received: June 06, 2019 Accepted: June 23, 2019

Author's information:

Elena S. SIVERTSEVA - Senior Lecturer; sivlen@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.