УДК 656:338.518
Е. С. Сиверцева, Н. В. Сакс
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЫСОКИХ СКОРОСТЕЙ
Дата поступления: 16.04.2018 Решение о публикации: 17.04.2018
Аннотация
Цель: Рассмотрение вопроса повышения точности оценки стоимости проектов развития инфраструктуры железных дорог, обоснование потребности в точном определении стоимости жизненного цикла подобных проектов. Методы: Описаны существующие точки зрения по данной проблеме, носящие качественный характер. В основу исследования положена методология проектного управления, разграничивающая понятия «жизненный цикл проекта» и «жизненный цикл продукта», а для оценки взаимозависимости качества с элементами стоимости жизненного цикла проектов применен балансовый метод, позволяющий произвести указанное сопоставление. Для минимизации риска инвестирования в экономически неэффективные проекты проведена оценка влияния жизненного цикла проекта строительства и эксплуатации железнодорожных скоростных магистралей на его стоимость, уточнены параметры изменения стоимости под влиянием различных факторов. Результаты: Выявлено, что данная проблема является весьма актуальной и характерной как для России, так и для стран Европы и США. Поэтому рассматриваются вопрос о необходимости формирования методологии оценки стоимости жизненного цикла проектов высокоскоростной магистрали и первый этап ее построения - процесс формирования стоимости по фазам жизненного цикла. Практическая значимость: Нахождение оптимальных решений в снижении стоимости жизненного цикла транспортной системы повлечет за собой анализ формирования стоимостных показателей на всех этапах жизненного цикла этой системы на длительный период времени.
Ключевые слова: Жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта, стоимость жизненного цикла, высокоскоростная магистраль, сложные транспортные системы.
Elena S. Sivertseva, senior lecturer, [email protected]; *Nadezhda V. Saks, Cand. Econ. Sci., associate professor (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) LIFECYCLE COST FORMATION PROCESS OF HIGH-SPEED INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT PROJECTS
Summary
Objective: To consider the question of cost assessment accuracy improvement of railroad infrastructure projects, to justify the demand for precise cost determination of life cycle of the projects in question. Methods: The existing viewpoints of qualitative nature on the given problem were described. The methodology of project management underlay the study in question differentiating the notions of "project life cycle" and "product life cycle", whereas balancing method was used for the assessment of quality interrelation with elements of life cycle cost making it possible
to perform the given comparison. In order to minimize the risks of investing into wasteful projects, life cycle impact assessment of high-speed networks construction and operation project on its cost was carried out; the parameters of cost variation under the influence of different factors were specified. Results: It was detected that the problem in question is quite topical and characteristic for Russia and the European and American countries. Therefore, the question on the necessity of life cycle cost assessment methodology formation of high-speed network projects was considered, as well as the first stage of its construction - cost formation process according to lifecycle phases. Practical importance: Finding of optimum solutions in cost reduction of the transport system life cycle will lead to the analysis of cost parameters formation at all lifecycle stages of this system for a long period of time.
Keywords: Project life cycle, product life cycle, life cycle cost, high-speed network, complex transport systems.
Введение
В настоящее время Россия вовлечена в процесс создания ряда масштабных инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта. Наиболее значимым из них с разных точек зрения можно назвать строительство и эксплуатацию высокоскоростных магистралей (ВСМ). Во всем мире ВСМ стали «визитной карточкой» высокоразвитых стран.
Такими магистралями гордятся так же, как раньше успехами в космосе или ядерной энергетике. С их помощью возрождают научно-технический потенциал страны и развивают экономику и туризм [1]. Реализация стратегически важных проектов по развитию одной только железнодорожной сети требует значительных капиталовложений. В условиях рыночной экономики на первое место выходит вопрос повышения точности оценки стоимости проектов развития инфраструктуры железных дорог.
Особенности высокотехнологичных железнодорожных проектов
Анализ научной литературы [2-6] показывает, что данная проблема характерна как для нашей страны, так и для стран Евросоюза и США. Выявленные ошибки при определении стоимости строительства и эксплуатации ВСМ ставят под сомнение экономическую целесообразность создания таких масштабных проектов как туннель под Ла-Маншем, некоторых высокоскоростных железнодорожных линий Евросоюза.
Для минимизации риска инвестирования в экономически неэффективные проекты необходимо исследование, которое оценит влияние жизненного цикла проекта строительства и эксплуатации ВСМ на его стоимость, уточнит параметры изменения стоимости под воздействием различных факторов.
Вновь создаваемые железнодорожные участки являются сложной технической системой, в частности под высокоскоростное движение. В РФ инициатором строительства выступает государство, но реализовать проект должно ОАО «РЖД». Возведение таких объектов планируется производить с применением контракта жизненного цикла, срок которого нужно определять. Он может быть от 3 до 40 лет. Для решения данной задачи важно точно определить стоимость жизненного цикла (СЖЦ, LCC).
При этом необходимо различать понятия «жизненный цикл проекта» (Project Life Cycle) - набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав которых определяются потребностями управления организации или организаций, участвующих в проекте, и «жизненный цикл продукта» (Product Life Cycle) - набор обычно последовательных, не перекрывающихся фаз продукта, название и количество которых обусловливаются производственными и управленческими потребностями организации [7]. Обычно последняя фаза жизненного цикла продукта - это окончание продаж и обслуживания. Таким образом, жизненный цикл проекта обычно укладывается в один или несколько жизненных циклов продукта. Если характеристика объекта позволяет уместить в один цикл, то понятия становятся идентичными. Следовательно, при формировании стоимости требуется уточнение параметров для определения количества жизненных циклов такого специфического продукта как ВСМ.
Особенности жизненного цикла проекта ВСМ
Рассмотрим структуру жизненного цикла проекта ВСМ с разбивкой по основным фазам реализации проекта: инициация, технико-экономическое обоснование, проектирование, строительство, эксплуатация, ликвидация. Каждая фаза проекта может состоять из нескольких стадий. Примерное разделение каждой фазы на стадии представлено на рис. 1.
Для сокращения количества и величины рисков необходимо индивидуально подходить к расчету СЖЦ каждого элемента инфраструктурного комплекса. Также требуется учесть, что в условиях действующей экономики само понятие «цена» теряет всякий смысл, так как каждая поставка оборудования и материалов уникальна. Поэтому цены на оборудование и материалы можно рассматривать лишь как некие ориентировочные усредненные значения, диктуемые в настоящий момент рынком.
Точное определение показателей экономической эффективности (СЖЦ, полезный экономический эффект, лимитная цена) отдельных элементов системы дает возможность заранее определить рентабельность, с коммерческой точки зрения, от использования новых образцов техники по сравнению с их аналогами, которые морально и технически устарели [8].
Рис. 1. Фазы жизненного цикла ВСМ
Определение СЖЦ проектов ВСМ
Исследования СЖЦ для подвижного состава, зданий, закупок продукции широко распространены. Известны методики таких расчетов, но затраты инфраструктуры пока не занимали центрального места в оценке СЖЦ. Однако ее анализ на различных уровнях детализации должен стать фундаментальным основанием для:
• принятия стратегических решений;
• выбора различных вариантов;
• выбора соответствующих решений относительно продуктов и процессов;
• оптимизации существующих систем.
Для проектов ВСМ прогноз СЖЦ считается одной из главных задач при дальнейшей разработке подхода государственно-частного партнерства [9]. Объем и определение СЖЦ включают установление как параметров, которые должны быть приняты во внимание, так и методологии, используемой для оценки СЖЦ. На основе выполненного проекта ВСМ-1 следует сформировать методологию оценки предложенных технических решений для применения в разработках ВСМ-2 и ВСМ-3.
Помимо непосредственного определения СЖЦ технической системы следует находить оптимальные решения ее снижения. Это влечет за собой анализ формирования стоимостных показателей на всех этапах жизненного цикла сложной транспортной системы на длительный период времени.
Сокращение затрат на обслуживание инфраструктуры - комплексная задача, которая должна быть рассмотрена с точки зрения всего жизненного цикла системы. Соответственно сокращение СЖЦ - ключевой момент для достижения устойчивого экономического эффекта. Это означает, например, что оптимизация качества пути во время планирования или прокладки может снизить СЖЦ в сочетании с надлежащим обслуживанием и стратегией окончания срока службы.
Однако увеличение затрат на этапе проектирования может существенно снизить эксплуатационные расходы и соответственно затраты на весь жизненный цикл либо уменьшить трудозатраты на этапе производства и модернизации и тем самым стоимость фазы или стадии как одной из составляющих СЖЦ.
Оценка СЖЦ означает, что при сравнении, например, двух различных альтернатив должны быть приняты во внимание не только начальные инвестиции каждого альтернативного варианта, но и последующие расходы (в частности, обслуживание, возобновление, энергия, эксплуатация и т. д.). Так, с одной стороны, инвестиции (наряду со всеми связанными разовыми затратами на планирование, приобретение земли и др.) суммируются в разделе «стоимость приобретения», с другой - расходы по (теоретически бессрочному) сроку эксплуатации способствуют «цене собственности».
Подходы к определению эффективности транспортной системы
Чем сложнее экономика городов и регионов, тем большее влияние оказывают качество перевозочного процесса и производительность транспортного комплекса на реализацию социально-экономических целей. Вместе с тем для успешного решения проблем развития транспортных систем в рыночных
условиях важное значение имеет учет их особенностей, несовпадение экономических интересов участников транспортно-инвестиционного процесса [10].
Взаимозависимость между качеством и вышеназванными элементами стоимости иллюстрирует рис. 2: чем выше качество решения, тем более значимые инвестиции будут необходимы на фазах 1-3 жизненного цикла, однако уменьшится цена собственности в дальнейшем. По крайней мере в теории это приводит к «оптимальному» качеству (т. е. соответствующему определенным требованиям и с учетом индивидуальных граничных условий каждого отдельного проекта) и в целом к оптимальной СЖЦ.
\ 1 \ 1
~~ \-------* ' Цена собственности | \ 1 \ 1
\ 1 \ 1 \ 1 \ 1 \ 1 \ 1 \ 1 у \ 1 _____ \ 1 ___ \ 1 >— _______""""" I N. --1 —""" - 1 \ 1 \ 1 ____ Стоимость \
приобретения \ — __-
1 -►
Качество
Рис. 2. Взаимосвязь качества и элементов СЖЦ проекта
В ряде работ российских экономистов, например Б. М. Лапидуса, Д. А. Мачерета [11], Н. А. Журавлевой [12], экономика транспорта высоких скоростей рассматривается как «совокупность инновационных решений в транспортном комплексе».
Транспортная система считается эффективной, если она может обеспечить все экономические, а также социальные потребности общества на определенном этапе его развития. Кроме того, транспортная система должна обеспечивать конкурентные преимущества национальной экономики, такие как повышение доступности к рынкам, дополнительные инвестиционные потоки в бизнес, сокращение безработицы населения. Вместе с масштабными инвестиционными проектами ОАО «РЖД» реализует функциональные проекты, направленные на качественное улучшение существующих производственных процессов [13, с. 399].
Заключение
Строительство ВСМ является одним из ключевых моментов в жизни современного общества. Данный вид сообщения влечет за собой масштабные эффекты развития различных сфер жизни как общества, так и отдельного государства. Реализация проектов по строительству ВСМ положительно скажется на социально-экономических показателях страны. ВСМ и скоростные перевозки позволят обеспечить существенный мультипликативный эффект для экономики, значительно превышающий финансовый результат от перевозочной деятельности [14, с. 20]. Модернизация подвижного состава и инфраструктуры значительно повысит эффективность транспортных перевозок страны, увеличит мобильность ее населения, что крайне важно при наличии такой территории. Формирование единого транспортного пространства будет способствовать росту его эффективности. Кроме того, увеличение транспортной подвижности населения за счет скоростных железнодорожных перевозок даст возможность обеспечить экономию альтернативных вложений в развитие скоростных автострад, аэродромов и аэропортов, приобретение парка региональных самолетов. При этом экологичность и безопасность транспортной системы будут возрастать.
Это одно из приоритетных направлений инноваций нашего времени, которое необходимо внедрять, расширять и совершенствовать.
Жизненный цикл проекта можно оценивать с помощью методологии, которая в настоящее время отсутствует для проектов высокоскоростного движения в России, но используется в Германии, Китае и других странах [15]. Вопрос о выборе оптимального срока контракта жизненного цикла весьма актуален и первый этап построения методологии - формирование процесса (см. рис. 1) для оценки стоимости и величины ее изменения.
Библиографический список
1. РЖД ОАО «Скоростные магистрали». - URL : http://www.hsrail.ru (дата обращения : 15.03.2018).
2. Специальный проект. Инвестиционные проекты года. Октябрьская железная дорога // Железнодорожный транспорт. - 2014. - № 1. - С. 20-21.
3. Орлова Е. Р. Инфраструктурные проекты и способы их финансирования / Е. Р. Орлова, И. Е. Бочарова, С. И. Клименко // Проблемы региональной экономики. - 2009. - Т. 1. -С. 46-56.
4. Поляков Н. А. Опыт и перспективы финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации / Н. А. Поляков // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - Сер. 5. Экономика. -2010. - Вып. 1. - С. 46-53.
5. Постников С. Б. Проблемы и перспективы развития железнодорожной инфраструктуры на современном этапе / С. Б. Постников // Экономика железных дорог : журн. для руководителя. - 2011. - № 11. - С. 24.
6. Щербанин Ю. А. Некоторые проблемы развития железнодорожной инфраструктуры в России / Ю. А. Щербанин // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 1. - С. 49-63.
7. Боронина Л. Н. Основы управления проектами : учеб. пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. - Екатеринбург : УрФУ, 2016. - 134 с.
8. Ковалев А. А. Определение стоимости жизненного цикла сложных технических систем / А. А. Ковалев, А. В. Микава, А. В. Окунев // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. - 2013. - № 2. - С. 15. - URL : http://elibrary.ru/contents. asp?issueid=1111800 (дата обращения : 02.04.2018).
9. Журавлева Н. А. Применение модели государственно-частного партнерства к проектам высокоскоростных транспортных систем / Н. А. Журавлева, Н. В. Баталова // Транспортные системы и технологии. - 2017. - № 2 (8). - С. 44-46.
10. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов и регионов : учеб. пособие / Э. А. Сафонов. - М. : Изд-во АСВ, 2007. - 288 с.
11. Лапидус Б. М. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта : теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее / Б. М. Лапидус, Д. А. Ма-черет. - М. : КРАСАНД, 2014. - 236 с.
12. Журавлева Н. А. Экономика транспорта высоких скоростей / Н. А. Журавлева // Науч. труды SWorld. - 2014. - Т. 25, № 3. - С. 19-30.
13. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. - Утв. Советом директоров ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г., протокол № 19. - 36 с.
14. Растегаева У. Е. Внедрение корпоративной системы управления проектами в ОАО «РЖД» / У. Е. Растегаева, Н. В. Сакс // Развитие экономической науки на транспорте : проблема оптимизации бизнеса : сб. науч. статей V Междунар. науч.-практич. конференции / под ред. Н. А. Журавлевой. - СПб. : ПГУПС, 2016. - С. 393-399.
15. Сакс Н. В. Анализ зарубежного опыта проектного управления на железнодорожном транспорте / Н. В. Сакс // Актуальные вопросы экономики высоких скоростей : сб. науч. статей Национальной науч.- практич. конференции / под общ. ред. Н. А. Журавлевой. - Киров : Междунар. центр науч.-исслед. проектов, 2017. - С. 343-351.
References
1. RZhD OAO "Skorostniye magistraly" [RZhD OAO "High-speedlines"]. URL: http:// www.hsrail.ru (accessed: 15.03.2018). (In Russian)
2. Spetsialniy proekt. Investitsionniye proekty goda. Oktyabrskaya zheleznaya doroga [Special project. Capital investment project of the year. October railway]. Railroad transport, 2014, no. 1, pp. 20-21. (In Russian)
3. Orlova E. R., Bocharova I. E. & Klimenko S. I. Infrastrukturniye proekty i sposoby ikh finansirovaniya [Infrastructure projects and methods of their financing]. Problemy regionalnoy ekonomiky [Problems of regional economics], 2009, vol. 1, pp. 46-56. (In Russian)
4. Polyakov N.A. Opyt i perspektyvy finansirovaniya infrastrukturnykh proektov v Rossi-yskoy Federatsii [Experience and prospects of financing infrastructure projects in the Russian Federation]. Vestnik St. Peterb. un-ta. Seria 5. Ekonomika [Proceedings of Saint Petersburg University. Series 5. Economics], 2010, issue 1, pp. 46-53. (In Russian)
5. Postnikov S. B. Problemy i perspektivy razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury na sovremennom etape [Problems and prospects of development of railroad infrastructure in modern times]. Ekonomika zheleznykh dorog: zhurn. dlya rukovoditelya [Railroad economics: administrative manager's journal], 2011, no. 11, p. 24. (In Russian)
6. Shcherbanin Y.A. Nekotoriye problemy razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury v Rossii [Some development problems of railroad infrastructure in Russia]. Problemy prognoziro-vaniya [Problems of forecasting activity], 2012, no. 1, pp. 49-63. (In Russian)
7. Boronina L. N. & Senuk Z. V. Osnovy upravleniya proektamy [Project management basics]. Yekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2016, 134 p. (In Russian)
8. Kovalev A. A., Mikava A. V. & Okunev A. V. Opredeleniye stoimosty zhiznennogo tsykla slozhnykh tekhnicheskikh system [Cost determination of operating life of complex engineering systems]. Upravleniye ekonomicheskymy systemamy [Economic systems management], 2013, no. 2, p. 15. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1111800 (accessed: 02.04.2018). (In Russian)
9. Zhuravleva N. A. & Batalova N. V. Primeneniye modely gosudarstvenno-chastnogo partnerstva k proektam vysokoskorostnykh transportnykh system [Application of public private partnership model in projects of high-speed transport systems]. Transportniye systemy i tekh-nologii [Transport systems and technologies], 2017, no. 2 (8), pp. 44-46. (In Russian)
10. Safronov E.A. Transportniye systemy gorodov i regionov [Transport systems of cities and regions]. Moscow, ASV Publ., 2007, 288 p. (In Russian)
11. Lapidus B. M. & Macheret D. A. Makroekonomicheskaya rol zheleznodorozhnogo transporta: teoreticheskiye osnovy, istoricheskiye tendentsii i vzglyad v budushcheye [Macro-economic role of railroad transport: theoretical framework, historical currents and prospection]. Moscow, KRASAND Publ., 2014, 236 p. (In Russian)
12. Zhravleva N. A. Ekonomika transporta vysokikh skorostey [High-speed transport economics]. Scientific works of SWorld, 2014, vol. 25, no. 3, pp. 19-30. (In Russian)
13. Strategiya razvitiya kholdinga "RZhD" na period do 2030 goda [Development strategy of"RZhD" holding company for the period through to 2030]. Appr. by the board of directors of ОАО "Russian Railways" dated December, 23d 2013, protocol N 19, 36 p. (In Russian)
14. Rastegayeva U. E. & Saks N. V. Vnedreniye korporativnoy systemy upravleniya proektamy v OAO "RZhD" [Implementation of enterprise project management system in OAO "RZhD"]. Razvitiye ekonomicheskoy nauky na transporte: problema optimizatsii biznesa [The development of economics in transport: business optimization problem]. Coll. of studies of the 5th International research and training conference. Ed. by N.A. Zhuravleva. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016. pp. 393-399. (In Russian)
15. Saks N. V. Analyz zarubezhnogo opyta proektnogo upravleniya na zheleznodorozh-nom transporte [The analysis of foreign experience of project management in railroad transport]. Topical issues of high-speed economy: coll. of studies of the National research and training conference. Under the gen. editorship of N. A. Zhuravleva. Kirov, International center of research projects Publ., 2017, pp. 343-351. (In Russian)
СИВЕРЦЕВА Елена Сергеевна - старший преподаватель, [email protected]; *САКС Надежда Вячеславовна - канд. экон. наук, доцент (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).