ГосударстВеннЫй СоВетНиК, 2019 № 2
УДК 338.47
Т. Ю. Ксенофонтова
Разворот направлений развития российских плечей международных транспортных коридоров в сторону макрорегиона стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Международные транспортные коридоры считаются значимым компонентом системы международного товародвижения. Цели и задачи развития и формирования МТК на территории России обусловлены как их объективными предпосылками, так и той значимостью, какую Российская федерация старается играть в Евразии в сфере обеспечения интернациональных взаимосвязей. Развитию международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года уделяется особое значение. При этом повышение качественного уровня перевозок - одна из приоритетных задачи стимулирования спроса на российское транспортное обслуживание в МТК.
В качестве методологической основы исследования в рамках настоящей статьи были применены следующие общенаучные методы исследования: системного и сравнительного анализа, теории стратегического планирования.
Проекты развития железнодорожных путей, рассмотрение ниже, способствуют соблюдению интересов нашей страны и на других евроазиатских направлениях
Ключевые слова: международные транспортные коридоры, ОАО «Российские железные дороги», Транссиб, Байкало-Амурская магистраль, ТРАСЕКА, панъевропейский транспортный коридор, евроазиатский коридор
T. Yu. Ksenofontova
Turning the directions of the development of Russian arms of international transport corridors towards the macroregion of APR
countries
International transport corridors are considered to be a significant component of the system of international product distribution. The goals and objectives of the development and formation of the ITC on the territory of Russia are determined both by their objective prerequisites and by the importance that the Russian Federation is trying to play in Eurasia in the area of ensuring international interconnections. The development of international transport corridors passing through the territory of Russia is given special importance in the Strategy for the Development of Railway Transport in the Russian Federation until 2030. At the same time, raising the quality level of transportation is one of the priority tasks of stimulating demand for Russian transport services at MTC. The following general scientific research methods were applied as the methodological basis of the research in this article: system and comparative analysis, the theory of strategic planning. Railway development projects, discussed below, contribute to the observance of the interests of our country in other Eurasian areas.
Keywords: international transport corridors, Russian Railways OJSC, Transsib, Baikal-Amur Mainline, TRACECA, pan-European transport corridor, Eurasian corridor
No. 2
The State Counsellor, 2019
Введение
развитием международных отношений, появилась необходимость в более технически оборудованных магистральных транспортных коммуникациях, которые обеспечивают перевозки пассажиров и транспортировку грузов в интернациональном сообщении на направлениях их максимальной концентрации, объединяющих различные страны. Международные транспортные коридоры (МТК) создаются с целью развития как фрахтового и пассажирского международного сообщения [1; 19].
Развитие МТК несет в себе идею не только шанса для подъема страны, но и динамическую реакцию, представление собственных целей и средств их достижения представляющимися лучшим выходом, нежели самоизолирование и регионализм.
Материалы и методы
Руководство ОАО «Российские железные дороги», утверждает, что развитие железнодорожной сети в России и запуск инфраструктурных железнодорожных проектов является основным приоритетом в стратегии транспортного развития страны к 2030 году. Сегодня поставлена в план стратегического развития реализация таких проектов, например, как [12]:
• запуск линии высокоскоростных поездов из Москвы в Казань, за которым впоследствии последует реализация проекта линии Москва-Адлер;
• с целью совершенствования процесса перевозки грузов, наращивания уровня привлекательности и конкурентных преимуществ российского транспортного коридора между Азией и Европой будут осуществлены два масштабных проекта: таких как модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей;
• развитие железнодорожной транспортной сферы в Европе, а также за пределами Евросоюза, чему будет способствовать ряд проводимых в настоящее время программных мероприятий: создание трансъевропейских железнодорожных сетей, урегулирование норм и техники безопасности и стандартизация процесса сертификации [11].
При развитии межрегиональной и международной транспортно-логистической сети большим препятст-вием является расхожде-
ние в программах подготовки специалистов в транспортных вузах [9], регламентах по эксплуатации, техники безопасности, нормам промышленной политики, устоявшимися правилами эксплуатации железнодорожных сетей стран. То есть в результате длительного использования национальных железнодорожных магистралей сформировались специфические критерии техники безопасности, нормативы электрического снабжения, особые системы сигнала и другие аспекты, требующие гармонизации и стандартизации при прохождении железнодорожных составов границ сопредельных государств [2]. И в вопросах решения означенных проблем "Европейское Железнодорожное Агентство" и Евросоюз (ЕС) в последнее время осуществили значительный прогресс: в 2013 году была разработана четырехлетняя рабочая программа до 2017 года согласования указанных выше процедур в единой транспортной локации.
Результаты
Российская федерация - евразийское государство, геоэкономические и геополитические характеристики которого дают возможность стать значимым звеном в развитии концепции Запад - Восток. Можно с уверенностью сказать, что железные дороги - ведущий инструмент интеграции системы Евро-Азиатского континента. Несомненно, на это высказывание можно возразить тем, что есть еще морской путь через Суэцкий канал, который считается самым общедоступным и сравнительно низкозатратным. Но здесь необходимо учитывать пропускную способность Суэцкого канала, которая довольно ограниченна и сейчас уже близка к пороговому значению полной загрузки, при том, что прогнозы показывают увеличение в будущем грузопотока между Европой и Азией.
В этой связи альтернативным путем непродолжительным и безопасным является перевозка грузов между Европой и АТР через территорию Российской федерации по железнодорожным (ж/д) путям. По этой причине еще в 2000 г. на 2-ой Интернациональной ЕвроАзиатской конференции в Санкт-Петербурге была сформирована отечественная концепция развития геоэкономических ж/д осей Запад-Восток (используя, в том числе Транссиб) и Север-Юг.
Основная цель Транссиба - выпрямление логистической цепи - ж/д плеча мультимодаль-ных перевозок груза, в том числе посредством
Гос^арстВеНнЫй СоВетНиК, 2019
упрощения процедур таможенного оформления, ввода сквозных международных тарифов, оптимизации системы управления цепями поставок. Инновационный технический потенциал Транссиба дает возможность транспортировать 100-120 миллионов т. грузов в год [14].
Напрямую к Транссибу прилегает Байкало-Амурская магистраль (БАМ). В соответствии со Стратегией формирования ж/д транспорта в РФ до 2030 г. [12] планируется разграничить специализацию Транссиба и БАМА: по БАМу планируют пускать тяжеловесные поезда и перевести на данную магистраль все фрахтовое движение с Транссиба; в то время как Транссиб станет специализироваться на пропуске контейнерных поездов специального назначе-
№ 2
ния и на пассажирском движении. Таким образом, Транссиб и БАМ совместно смогут реализовать перспективный проект формирования российского плеча трансконтинентальной ж/д магистрали Токио - Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - БАМ - Транссиб - Москва - Минск - Варшава - Берлин - Лондон. Эксплуатация участка Берлин - Лондон в настоящее время стала возможной благодаря действующему тоннелю под проливом ЛаМанш [7, 20]. Международные транспортные коридоры, проходящие через территорию России, развитию которых в рамках стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года уделяется особое значение, перечислены в таблице 1.
Таблица 1
Система международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России
[4; 13]
N п\п Название Маршрут
1 Евроазиатский коридор «Север-Юг» Страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии -европейская часть Российской Федерации - Каспийское море - Иран - Индия, Пакистан и др.
2 Евроазиатский коридор "Транссиб" Центральная Европа - Москва - Екатеринбург - Красноярск -Хабаровск - Владивосток/Находка. Система ответвлений: на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею. Сопряжение с панъевропейскими транспортными коридорами N0 2,3, 9
3 Панъевропейский транспортный коридор N0. 2 Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород. Предполагается продолжение до Екатеринбурга. (Включен в состав коридора «Транссиб»)
4 Панъевропейский транспортный коридор N0 9 Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашевка/Роздильна (Украина) — Кишинев — Бухарест — Димитровград — Александрополис. Ветви: Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва (ветвь А); Калининград — Киев (ветвь Б); Калининград — Вильнюс — Минск (ветвь В). Участок панъевропейского транспортного коридора N0 9 граница Финляндии - С.Петербург - Москва включен в состав коридора "Север - Юг".
В условиях международной конкуренции в транспортно-логистическом пространстве страны ЕС и США продвигают собственные проекты разворота Центральной Азии и Кавказа в сторону Европы и изоляции России [8, 17]. Например, одним из конкурентов Транссиба является международный транспортный коридор «ТРАСЕКА» (Европа - Кавказ - Азия): Ашхабад, паром Туркмен-баши - Баку, Тбилиси, паром Поти/Черное море - Бургас, Варна, Констанца/Одесса/ Ильичевск, через европейские государства к порту Роттердам/Нидерданды [15; 16].
Обсуждение результатов
При этом анализ российских участков международных транспортных коридоров, представленных в таблице 1, дает нижеприведенные конкурентные преимущества российских участков МТК.
Сроки доставки транзитных контейнеров в маршрутных поездах со станции Находка-Восточная вплоть до станции Брест составляет 12,5 дней, до станции Бусловская - 11,5 дней. Транзитное время транспортировок
No. 2
Thhe State Counsellor, 2019
контейнеров в 32-ух маршрутных поездах со станции Находка-Восточная до Берлина - 14,5 дней, до станции Чоп - 17,5 дней. В то время, когда морские перевозки гарантируют транзитное время перевозок в сообщении между портами Европы и Японии в 25-30 дней, Европы и Южной Кореи - 24 - 31 день.
Разброс сроков доставки в 25-30 и 24 - 31 день обуславливается месторасположением европейских портов, обслуживающих евроазиатские перевозки (на Средиземном или Северном морях) и количеством заходов в другие порты, обслуживаемых морскими линиями [10, 18]. Таким образом, анализ показывает, что согласно сравнению с временем доставки грузов морским путем, общие сроки доставки железнодорожных контейнеров из Японии в страны Европы по Транссибирской магистрали меньше на 15-17 суток.
При этом значительно уменьшено само расстояние перевозок, выявлено наличие железнодорожных магистралей во взаимосвязи с относительно невысокой заработной платой обслуживающего персонала [3] и стоимостью выпуска новых единиц подвижного состава. Кроме того, развивающаяся инфраструктура железнодорожных объектов дает возможность оптимизировать тарифы на ж/д перевозки, делая их конкурентоспособными по сравнению с прочими видами транспорта в мультимодальных перевозках.
Выводы
Международные транспортные коридоры считаются значимым компонентом си-
стемы международного товародвижения, отличительная черта правового регулирования которой заключается в том, что основные правовые аспекты организации перевозок зафиксированы в международных соглашениях, включающих унифицированные общепринятые нормы, однозначно характеризующие требования и условия международных перевозок грузов [5]. При этом отечественные железнодорожные транспортные коммуникации снижают риски инвестирования в формирование транспортной инфраструктуры, сокращают расстояния транспортировок по ряду направлений доставок грузов, и обладают рядом конкурентных преимуществ по сравнению с объектами инфраструктуры других видов транспорта:
• наличие значительных производственных мощностей высокого уровня технико-технологического развития, и, в некоторых случаях, существенных резервов пропускной и провозной способности [6];
• наличие опыта осуществления грузоперевозок в направленностях "Запад-Восток" и "Север-Юг" при транспортировках грузов в сопредельные государства СНГ и страны дальнего зарубежья; в том числе осуществление транспортировок в большей части маршрута следования в рамках одной таможенной территории и по транспортным коммуникациям, обладающими одними и теми же техническим характеристиками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бездудная А.Г., Логинов А.Н. Роль коммуникационной инфраструктуры в инновационной деятельности региона // Бизнес. Образование. Право. 2018. No. 1 (42). С. 19-24.
2. Bezdudnaya A.G., Ksenofontova T.Y., Razumovsky V.M., Zinchik N., iudin D.S. Basic problems of interregional differentiation in russia and innovative and reproduction prerequisites to overcome them // international Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. No. 8. С. 1-10.
3. Bezdudnaya A.G., Ksenofontova T.Y., Razumovsky V.M., Zinchik N., iudin D.S. Evaluation of youth competence in the field of sustainable development: lifecycle approach // Espacios. 2018. Т. 39. No. 21. С. 5.
4. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2018. 64 с.
5. Кошелева Т.Н., Ксенофонтова Т.Ю. Подходы к формированию механизма инновационного развития малого предпринимательства на воздушном транспорте // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. No. 9-2 (24). С. 94-98.
6. Ксенофонтова Т.Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе вовлечения в хозяйственный оборот инновационноемких ОИС // Бизнес в законе. 2013. No. 2. С. 227-230.
7. Кошелева Т.Н. Формирование инновационного кластера в процессе накопления предпосылок создания национальной инновационной системы / В сборнике: Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития 2014 Сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2014. С. 33-37.
СоВетНиК, 2019 № 2
8. Ксенофонтова Т.Ю. Инновационный потенциал как резерв повышения конкурентоспособности производственного предприятия // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. No. 3. С. 72-81.
9. Ксенофонтова Т.Ю. К вопросу о получении необходимых практических навыков на предприятиях студентами старших курсов российских вузов // Современные наукоемкие технологии. 2011. No. 1. С. 141-142.
10. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. T. 14. No. 10. С. 7301-7313.
11. Палкина Е.С., Морозова Е.И. Принципы оценки инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов // Мир транспорта. 2017. Т. 15. No. 5 (72). С. 130-136.
12. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. URL: https:// www.mintrans.ru/documents/2/1010 (дата обращения: 13.04.2019)
13. Хоменко А.П., Каштанов Ю.Б. Роль железнодорожного транспорта в глобализации международных транспортных коридоров // Восточная аналитика. 2010. No.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zheleznodorozhnogo-transporta-v-globalizatsii-mezhdunarodnyh-transportnyh-koridorov (дата обращения: 01.05.2019).
14. International transport corridors of the far East. URL: http://novoizol.ru/1969-mezhdunarodnye-transportnye-koridory-2.html (дата обращения: 11.04.2019)
15. North-South International Transport Corridor. URL: http://eng.rzd.ru/statice/public/en?STRUCTURE_ID=4318 (дата обращения 11.04.2019)
16. International transport corridors at the conjunction of geography and politics in Russia. URL: https://www. files.ethz.ch/isn/19390/wp53.pdf (дата обращения 11.04.2019)
17. A study of international transport corridors in OIL member countries. URL: http://www.comcec.org/wp-content/uploads/2015/02/IDB-TransportCorridors-Study.pdf (дата обращения 11.04.2019)
18. Russian transport corridors you need to know about. URL: https://www.transrussia.ru/en-GB/press/news/3-Russian-Transport-Corridors-You-Need-To-Know.aspx (дата обращения 11.04.2019)
19. Trade and transport corridors. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/image/ITPD-Corridor-140410_Paradigm_Bauer_presentation.pdf (дата обращения 11.04.2019)
20. Russian point of view on international transport corridors. URL: https://www.hse.ru/ data/2013/10/09/1280350458/Russian+view+katikov.pdf (дата обращения 11.04.2019)
REFERENCES
1. Bezdudnaya A.G., Loginov A.N. The role of communication infrastructure in the innovation activity of the region. Business. Education. Law. 2018. No. 1 (42). P. 19-24.
2. Bezdudnaya A.G., Ksenofontova T.Y., Razumovsky V.M., Zinchik N., Iudin D.S. Basic problems of interregional differentiation in Russia and innovative and reproduction to overcome them. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. No. 8. P. 1-10.
3. Bezdudnaya A.G., Ksenofontova T.Y., Razumovsky V.M., Zinchik N., Iudin D.S. Evaluation of youth competence in the field of sustainable development: lifecycle approach. Espacios. 2018. Vol. 39. No. 21. p. 5.
4. Vardomsky LB, Turaeva M.O. The development of transport corridors of the post-Soviet space in the context of modern geopolitical and economic challenges (scientific report). Moscow: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, 2018. 64 p.
5. Kosheleva TN, Ksenofontova T.Yu. Approaches to the formation of the mechanism of innovative development of small business in air transport. Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2016. No. 9-2 (24). P. 94-98.
6. Ksenofontova T.Yu. Management of enterprise competitiveness on the basis of involvement of innovatively intensive intellectual property items into business circulation. Business in Law. 2013. No. 2. P. 227-230.
7. Kosheleva T.N. Formation of an innovation cluster in the process of accumulating prerequisites for the creation of a national innovation system / In the collection: Innovative economy: problems and development prospects 2014 Collection of reports of the International Scientific and Practical Conference. 2014. p. 33-37.
8. Ksenofontova T.Yu. Innovative potential as a reserve for improving the competitiveness of a manufacturing enterprise. Vestnik ENGECON. Series: Economy. 2011. No. 3. P. 72-81.
9. Ksenofontova T.Yu. On the issue of obtaining the necessary practical skills in enterprises by senior students of Russian universities. Modern high technologies. 2011. No. 1. P. 141-142.
10. Ksenofontova T.Y., Kocheleva T.N., Bezdudnaya A.G. The interconnection of demographic factors and indicators. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. Vol. 14. No. 10. pp. 7301-7313.
11. Palkina E.S., Morozova E.I. Principles for assessing the investment attractiveness of infrastructure projects. World of Transport. 2017. Vol. 15. No. 5 (72). P. 130-136.
12. Strategy for the development of railway transport in the Russian Federation until 2030. Available at: https:// www.mintrans.ru/documents/2/1010 (accessed 13 April 2019)
No. 2 Thhe State Counsellor, 2019
13. Khomenko A. P., Kashtanov Yu.B. The role of rail transport in the globalization of international transport corridors. Eastern Analytics. 2010. No.1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-zheleznodorozhnogo-transporta-v-globalizatsii-mezhdunarodnyh-transportnyh-koridorov (accessed 13 April 2019).
14. International transport corridors of the far East. Available at: http://novoizol.ru/1969-mezhdunarodnye-transportnye-koridory-2.html (accessed 13 April 2019)
15. North-South International Transport Corridor. Available at: http://eng.rzd.ru/statice/public/en7STRUCTURE_ ID=4318 (accessed 13 April 2019)
16. International transport corridors at the conjunction of geography and politics in Russia. Available at: https:// www.files.ethz.ch/isn/19390/wp53.pdf (accessed 13 April 2019)
17. A study of international transport corridors in OIL member countries. Available at: http://www.comcec.org/ wp-content/uploads/2015/02/IDB-TransportCorridors-Study.pdf (accessed 13 April 2019)
18. Russian transport corridors you need to know about. Available at: https://www.transrussia.ru/en-GB/press/ news/3-Russian-Transport-Corridors-You-Need-To-Know.aspx (accessed 13 April 2019)
19. Trade and transport corridors. Available at: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/image/ITPD-Corridor-140410_Paradigm_Bauer_presentation.pdf (accessed 13 April 2019)
20. Russian point of view on international transport corridors. Available at: https://www.hse.ru/ data/2013/10/09/1280350458/Russian+view+katikov.pdf (accessed 13 April 2019)
Информация об авторе Information about the author
Ксенофонтова Татьяна Юрьевна Ksenofontova Tatyana Yuryevna
(Россия, Санкт-Петербург) (Saint Petersburg, Russia)
Профессор, доктор экономических наук, профессор Professor, Doctor of Economics, Professor of the
кафедры «Менеджмент и маркетинг» Department "Management and Marketing"
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport
университет путей сообщения Императора Александра I» University
E-mail: tyuKsenofontova@mail.ru E-mail: tyuKsenofontova@mail.ru