Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ОФИЦЕРОВ В ЧАСТЯХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ОФИЦЕРОВ В ЧАСТЯХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА (ВДВ) / МОЛОДОЙ ОФИЦЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ / ВХОЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ / AIRBORNE FORCES / YOUNG OFFICER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MILITARY UNIT / ACCEPTING THE POST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костин Кирилл Константинович, Корчмин Сергей Анатольевич, Салькова Дарья Владимировна

Рассматривается система профессионального становления офицеров-выпускников в повседневной деятельности войск, которая позволит успешно решить проблемы их адаптации и будет способствовать служебному росту, а также повысит боевую готовность воинских частей и подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костин Кирилл Константинович, Корчмин Сергей Анатольевич, Салькова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF OFFICERS IN UNITS AND SUBUNITS OF AIRBORNE FORCES

The article discusses a system of professional development of graduating officers in the daily activities of the troops, which will successfully solve the problems of their adaptation and will contribute to their career development, as well as will increase the combat readiness of military units and subunits.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ОФИЦЕРОВ В ЧАСТЯХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК»

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Системный подход к профессиональному становлению офицеров в частях и подразделениях Воздушно-десантных войск

Полковник запаса К. К. КОСТИН, кандидат военных наук

Полковник запаса С.А. КОРЧМИН, кандидат военных наук

Гвардии старший лейтенант Д.В. САЛЬКОВА

АННОТАЦИЯ. Рассматривается система профессионального становления офицеров-выпускников в повседневной деятельности войск, которая позволит успешно решить проблемы их адаптации и будет способствовать служебному росту, а также повысит боевую готовность воинских частей и подразделений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Воздушно-десантные войска (ВДВ), молодой офицер, профессиональное становление, воинская часть, вхождение в должность.

SUMMARY. The article discusses a system of professional development of graduating officers in the daily activities of the troops, which will successfully solve the problems of their adaptation and will contribute to their career development, as well as will increase the combat readiness of military units and subunits.

KEYWORDS: Airborne Forces, young officer, professional development, military unit, accepting the post.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ становление офицеров в воинских частях представляет собой сложный и динамичный процесс, обусловленный значительным количеством факторов (политических, социальных, материальных, психологических, педагогических) и функционирующий путем взаимодействия множества элементов, интегрированных в единое целое. Именно поэтому необходимо рассматривать профессиональное становление офицеров как целостную систему, обладающую определенной структурой внутренних и внешних связей.

Философ В.Е Афанасьев1 называет ряд ведущих признаков, посредством которых системы могут быть описаны как целостные образования:

наличие интегративных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

наличие составных элементов, из которых образуется система;

наличие структуры, характеризующей определенные связи и отношения между элементами;

наличие коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: взаимодействие со средой и с системами более высокого и низкого порядков;

историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее элементах.

В качестве специфических признаков социальных систем, к которым принадлежит система профессионального становления специалистов, выделяют наличие целей и управление2. Следует заметить, что

1 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 2000. С. 168.

2 Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л.: Издательство Ленинградского университета, 2001. С. 152.

в воинских частях задачи по работе с личным составом решаются в единой системе организации мероприятий повседневной деятельности. В работе с различными категориями личного состава основные усилия сосредотачиваются на формировании и развитии:

чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах, мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

личной ответственности за выполнение требований законодательства Российской Федерации и общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, должностных и специальных обязанностей, боевую готовность, подготовку, умелое управление, обучение и воспитание подчиненных военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

готовности выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отдаваемые распоряжения подчиненным.

Система профессионального становления офицеров относится к классу целенаправленных систем, предполагающих преобразование окружающей среды и самой системы в соответствии с имеющимися потребностями и целями3. В качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления в любой целенаправленной системе можно выделить частные (конкретные) и основные (общие) функции. Под частными понимается результат разделения управленческого труда по конкретным направлениям в зависимости от сложности управляемого объекта; так, в повседневной деятельности офицера можно выделить такие частные функции управления, как управление боевой и мобилизационной готовностью, боевой подготовкой, службой войск, техническим, тыловым и медицинским обеспечением, и целый ряд других. Основными функциями управления принято считать планирование, организацию, контроль, регулирование и мотивацию4.

Учитывая, что процесс в отличие от системы — понятие динамичное, необходимо иметь в виду, что реализация функций проходит во времени. В соответствии с этим в современной науке существует понятие цикл управления, под которым следует понимать время, необходимое для полной реализации всей совокупности основных (общих) функций управления. При этом принято различать циклы основные и частные. Основной цикл включает время, необходимое для реализации функций управления от начала периода управления до полного достижения поставленной на данный период цели. Например, основной цикл управления профессиональным становлением офицеров в воинской части будет равен году, т. е. тому периоду, на который распространяется действие плана профессионального становления выпускника. Вместе с тем в течение года будет осуществляться масса частных циклов управления, необходимых для решения промежуточных задач. Например, прием дел и должности, сборы с офицерами-выпускниками; занятия по профессионально-должностной подготовке требуют своего отдельного цикла управления, в ходе которого также будут реализованы планирование, организация, контроль, регулирование и мотивация, но уже в более мелких масштабах, чем в основном годичном цикле.

Естественно, что каждый цикл содержит периоды. В качестве единиц периодизации Ю.П. Поваренков5 выделяет профессиональную адаптацию, устойчивый рост показателей, период наивысших достижений и период спада. В основе профессионального становления личности лежит система внешних и внутренних факторов, соотношение ко-

3 Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Наука, 2004. С. 98.

4 Веснин В.Р. Управление персоналом. М.: Проспект, 2010. С. 8—9.

5 Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: дис. Ярославль: ЯГПУ, 1999. С. 81.

торых определяет базовое противоречие профессионального развития. В качестве внешних факторов выступают профессиональные требования, предъявляемые к офицеру, и социально-профессиональные возможности, которые предоставляются ему в ходе профессионализации. К числу внутренних факторов относятся профессиональные притязания к условиям профессионализации.

Таким образом, все указанные составные элементы управления образуют единую функциональную систему профессионального становления офицеров, в которой системообразующими факторами являются выполнение им должностных и специальных обязанностей в определенные периоды, складывающиеся в ходе повседневной деятельности подразделения и воинской части.

В соответствии с мнением создателя теории функциональных систем П.К. Анохина6, считающего, что главным фактором любой системы является полезный результат, содержание и характеристики которого формируются первоначально системой или задаются ей извне в виде модели или цели, будем полагать, что профессиональное становление молодых офицеров в воинских частях является эффективным только в том случае, когда оно соотнесено с целями и ожидаемыми результатами подготовки военных специалистов, определяемыми профессиональными требованиями.

Целевое предназначение воинской части в мирное время — поддержание высокой боевой готовности. Для достижения данной цели должно быть организовано обучение и воспитание всех категорий личного состава воинского подразделения и части, слаживание органов управления и подразделений.

Исходя из общих целей, частной целью для каждого офицера должно быть формирование высокого профессионализма, характеризующегося целым рядом показателей, основными из которых являются:

знание и качественное выполнение общих должностных специальных обязанностей;

постоянный контроль за выполнением обязанностей подчиненными;

овладение своей специальностью на требуемом уровне;

высокое методическое мастерство и т. д.

Мы разделяем мнение ряда ученых (С.Е. Павлова, К.К. Костина7, В.А. Мелешенко8) о том, что качества офицера-профессионала могут быть сформированы только в условиях военно-профессиональной среды. Это в полной мере можно отнести к системе профессионального становления офицеров в войсках, обобщенное представление о составляющих ее элементах можно получить из рисунка 1. Как и любой другой, этой системе присущи следующие характерные особенности (свойства):

целостность и делимость, характеризующие, с одной стороны, ее целостное образование, а с другой — возможность выделения в ней совокупности элементов, образующих относительно самостоятельные части;

организованность и структурность, характеризующие взаимодействие частей системы и уровень ее организованности;

6 Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. Избранные труды. М.: Наука, 2008. С. 348.

7 Павлов С.Е., Костин К.К. Основы военно-профессиональной деятельности командира парашютно-десантного взвода. Рязань: РВВДКУ, 2006. С. 6.

8 Мелешенко В.А. Подготовка курсантов института воздушно-десантных войск к управлению подразделениями в мирное время: дис. М.: ОВА ВС РФ, 2002. С. 52.

с

I

к

-е-о

Входные параметры

Общественно-политическая ситуация Военно-политическая ситуация Людские ресурсы

Социально-профессиональная среда Материальные ценности Семейно-бытовые условия Физико-географические условия

ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ

Военно-профессиональная среда

(нематериальный компонент)

нормативно- ценности особенности образ жизни

организацион- и стандарты воинской военного

ные средства военной службы культуры специалиста

Повседневная деятельность войск

Личностно-профессиональная среда

командиры Ф Технологии профессионального становления выпускника

У ч офицер-^, семья / ~ коллеги выпускник 44 подчиненные ввод в строй план становления

наставник служебные отзывы

Срок становления в должности

3 мес.

9 мес.

12 мес.

Боевая подготовка

Летний период

Зимний период

профессиональная адаптац]

Этапы профессионального становления

становление специалиста

становление

профес-> сионала-5

профессиональное мастерствгс ►

авторитет

Военно-профессиональная среда (материальный компонент)

стационарная УМБ

полевая УМБ

обеспечение довольствием

00 о

наставник

Кадровый резерв

Доп о лните льная подготовка

Прохождение курсов переподготовки (повышение квалификации)

Выводы

(заключение)

комиссии

Совершенствование профессионального мастерства

Военная карьера Личностный рост Профессиональный рост

о

3

о >

5

■о х 2

ш

р

о

00 >

Рис. 1. Система профессионального становления офицера в воинской части

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интегративные качества, характеризующие наличие у системы таких свойств, которыми не обладают ее элементы, функционирующие самостоятельно.

Общеизвестно, что система профессионального становления офицеров в войсках взаимодействует с системами профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, самостоятельной профессиональной деятельности и совершенствования профессионального мастерства.

Профессиональная подготовка проводится в высших военных образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, квалификационными требованиями к выпускнику военного вуза9. Они во многом способствуют осуществлению подготовки военных кадров, направленной на формирование профессиональных компетенций будущего командира подразделения. Наиболее эффективными в плане профессиональной подготовки будущих офицеров являются учебные практики и войсковая стажировка. Их качественная организация, как следует из проведенного исследования, позволяет в дальнейшем сократить на 20—30 % период адаптации выпускников в войсках, но справедливости ради следует заметить что в настоящее время анализ служебных отзывов на выпускников Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) из войск показывает, почти для 30 % молодых офицеров процесс становления затягивается на 10 и более месяцев10. При этом основные трудности связаны с неумением организовать работу по обучению и воспитанию личного состава вверенных им подразделений.

Кроме того, отмечается, что в процессе самостоятельной профессиональной деятельности у офицеров, особенно молодых, может возникнуть ряд трудностей методического и практического плана. Трудности становления в должности проявляются из-за:

необеспечения планомерного, организованного вхождения в должность; из-за некачественного выполнения служебных обязанностей;

неудовлетворения личных потребностей и семейно-бытового устройства;

длительной адаптации в новой социальной среде и выработки неправильного стиля поведения в новом коллективе;

недостаточно четкого выполнения функций руководителя, организатора, учителя и воспитателя подчиненных;

неумения преодолеть психологический барьер во взаимоотношениях с подчиненными;

неспособности завоевать подлинный авторитет в воинском коллективе11.

Самым продолжительным этапом профессионального становления молодого офицера является профессиональная адаптация. Принято различать первичную адаптацию (для офицеров, окончивших военно-учебное заведение), связанную, как правило, с большими трудностями, и вторичную (для офицеров, переведенных из одной воинской части в другую), обычно протекающую быстрее и не требующую особой помощи со стороны старшего начальника.

9 Приказ Министра образования и науки Российской Федерации 2016 года № 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования». М., 2016. С. 9-16.

10 Материалы итоговой информация по служебным отзывам на выпускников РВВДКУ 2012-2016 гг.

11 Ефремов О.Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2017. С. 122.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение, что обычно адаптация «на самотеке» продолжается до 1,5 лет12, но при грамотном управлении ее срок сокращается до нескольких месяцев. Конкретные задачи такого управления — облегчение вхождения в воинский коллектив, снижение чувства тревожности и неуверенности в себе и сокращение текучести кадров. При этом сам процесс адаптации условно можно поделить на несколько этапов.

Ознакомительный этап (длящийся примерно месяц). В его рамках происходит знакомство выпускника военного вуза с воинской частью и подразделением, должностными и специальными обязанностями, правами, профессиональными требованиями и возможностями (заданный период можно продемонстрировать свои качества). Одновременно происходит оценка его подготовленности к дальнейшей военной службе.

Этап вхождения (продолжительностью до года), когда выпускник овладевает профессиональными способностями, необходимыми для выполнения профессиональных требований, осваивается в воинском коллективе.

Интеграционный этап, в течение которого постепенно происходит совершенствование необходимых компетенций. Выпускник превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересованно работать, получать удовлетворение от своего труда, самосовершенствоваться.

Самым эффективным в плане профессиональной адаптации является ввод в строй выпускников в рамках ознакомительного периода13. Ввод в строй проводится с офицерами-выпускниками на учебно-методических сборах, после их прибытия в соединения (воинские части) и принятия дел и должности. Главная цель ввода в строй офицеров — подготовка к уверенному выполнению должностных и специальных обязанностей при несении боевого дежурства и самостоятельной работе с вооружением и военной техникой.

Исходя из цели задачами подготовки офицеров при вводе их в строй являются: изучение и практическое освоение должностных и специальных обязанностей; подготовка и сдача зачетов на допуск к самостоятельной работе с вооружением, военной и специальной техникой и экзаменов на допуск к выполнению специальных обязанностей; приобретение методических и практических навыков в обучении и воспитании подчиненных, в поддержании уставного порядка и воинской дисциплины в подразделениях. В ходе ввода в строй офицеров их подготовка организуется только по штатной должности. Ввод в строй офицеров—выпускников военных вузов в зависимости от уровня их подготовки проводится в течение 34—38 дней14. К проведению занятий с офицерами—выпускниками привлекаются лучшие методисты от командования, офицеры штаба, отделений и служб соединения, командиры и офицеры воинских частей.

В случае если офицер—выпускник не сдал зачеты и экзамен в установленное время, командир воинской части предоставляет ему дополнительное время (до 10 дней) для устранения проблем в подготовке. Если он повторно не прошел аттестацию, то рассматривается вопрос о целесообразности использования его в данной должности. К сожалению, встречаются и такие случаи с нашими выпускниками.

12 Веснин В.Р. Управление персоналом. С. 198—201.

13 Горемыкин В.П. Справочник офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении. Книга 8. Работа с кадрами. М.: Красная звезда, 2016. С.115.

14 Горемыкин В.П. Справочник офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении. Книга 8. Работа с кадрами. С. 115.

Основным показателем процесса адаптации и вхождения в должность является успешное выполнение выпускником должностных обязанностей. Кроме того, проведенный анализ содержания данного процесса позволил определить и другие, характеризующие его показатели, к которым относятся качество выполнения должностных обязанностей и выполнения поставленных ему задач, количество успешно выполненных задач, соблюдение регламента служебного времени, производимое на сослуживцев впечатление, способность адаптироваться в воинском коллективе, заинтересованность в службе, интерес к повышению квалификации и служебному росту, соблюдение воинской культуры в подразделении (части).

Изучение отзывов, поступивших из войск за последние пять лет, свидетельствует, что большинство выпускников РВВДКУ успешно справляются со своими обязанностями в первый год службы. Из таблицы видно, что соответствуют занимаемой должности около 97 % выпускников, достойны выдвижения на вышестоящую должность около 25 %; повышены в должности — 5,4 %15.

Таблица

Оценка качества прохождения первого года службы выпускников РВВДКУ

Качественные показатели службы Год выпуска

2012, % 2013, % 2014, %

Успешно справляются со своими должностными обязанностями 97,9 98,3 96,8

Достойны выдвижения на вышестоящую должность 31 27,8 21,3

Повышены в должности 8,3 4,7 3,4

Не соответствуют должности, характеризуются отрицательно 2,1 1,8 3,2

Уволены — — 0,76

Переведены в другие воинские части либо другие рода войск 1,6 3,3 19,4

Погибли 5,6 —

Оценка качества успешности прохождения службы в войсках выпускниками РВВДКУ показана на рисунке 2 в сравнении аналогичных показателей выпускников 2012—2014 годов выпусков. Все приведенные процентные значения рассчитывались от числа полученных служебных отзывов. В целом качество подготовки выпускников 2014 года по многим параметрам незначительно уступает подготовке выпускников предыдущего года (общая оценка качества подготовки выпускников в 2014 году — 3,94 балла, в 2013 году — 3,97 балла, в 2012 году — 3,89 балла).

15 Материалы итоговой информации по служебным отзывам на выпускников РВВДКУ 2012-2016 гг.

4,6

4,4

и 4,2

=г О

3,8

3,6

3,4

-2012 -2013 2014

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

№ п/п Критерии качества подготовки выпускников

1 Убежденность в правильности выбора профессии

2 Моральная устойчивость

3 Командирская воля и организаторские качества

4 Методическая подготовленность

5 Выполнение обязанностей при несении внутренней, караульной и гарнизонной служб

6 Умение организовывать техническое обслуживание

7 Организация воздушно-десантной подготовки

8 Управление подразделением в мирное время

9 Подготовленность по тактике и ТСП

10 Подготовленность по огневой подготовке

11 Знание и выполнение общевоинских уставов

12 Физическая подготовленность

13 Строевая подготовленность

14 Организация воспитания и обучения личного состава

15 Способность работать с личным составом

16 Нервно-психическая устойчивость

17 Стремление к профессиональному совершенствованию

18 Состояние здоровья

19 Состояние дел в подразделении (по результатам контроля, проверок)

20 Общая оценка качества подготовки выпускника

Рис. 2. Профессиональная деятельность выпускников РВВДКУ 2012—2014 годов выпусков

Следует обратить внимание, что при анализе службы выпускников 2014 года по сравнению с выпусками 2012—2013 годов присутствует в основном понижение по некоторым параметрам служебной деятельности, однако имеет место и повышение значения параметров по ряду показателей: командирская воля и организаторские качества (+ 0,04 балла), умение управлять подразделением в мирное время (+ 0,01 балла) и знание и практическое выполнение общевоинских уставов (+0,02 балла).

Понижение качества подготовки выпускников отмечается по следующим показателям: убежденность в правильности выбора профессии (— 0,19 балла), методическая подготовленность (умение эффективно готовить учебные материалы, проводить занятия с личным составом) (—0,06 балла), умение организовывать работу с личным составом в подразделении (— 0,06 балла), способность общения и поведение в коллективе (— 0,14 балла), стремление к дальнейшему профессиональному совершенствованию (— 0,03 балла), состояние здоровья (— 0,3 балла), общая оценка состояния дел в подразделении (— 0,16 балла), общая оценка качества подготовки выпускников (— 0,03 балла).

При этом анализ результатов уровня подготовки по проведенным учебно-методическим сборам в воинских частях и соединениях ВДВ16 показывает, что общая оценка качества подготовки выпускников — «хорошо», а общая оценка состояния дел в подразделении через год службы в войсках — «удовлетворительно». Это позволяет предположить, что имеются упущения не только в подготовке курсантов в училище, но и в недостаточной работе с молодыми офицерами на этапах вхождения их в должность со стороны командиров подразделений и частей. Ведь, как отмечалось ранее, процесс становления выпускника носит системный характер и охватывает продолжительный период.

Совершенствование профессионального мастерства офицеров производится в войсках как в рамках обязательных занятий по профессионально-должностной подготовке, так и путем самообразования, а также участия офицеров в учениях, командно-штабных играх, конкурсах на звание лучших специалистов и других мероприятиях. Ну а наиболее подготовленные офицеры перед выдвижением на вышестоящие должности, кроме того, проходят обучение на курсах повышения квалификации при военных академиях, университетах и институтах.

На основе подхода к описанию систем профессионального становления специалистов, разработанного Н.В. Соловьевой17, мы можем выделить три основных элемента системы профессионального становления офицеров в воинских частях:

личностно-социальную среду, включающую офицера-выпускника, воинский коллектив, командный состав воинской части, формы и условия профессионального становления;

нематериальный компонент военно-профессиональной среды (ВПС) (воспитательная сфера, нормативно-регулятивные средства, особенности воинской культуры, образ жизни военного специалиста, ценности и стандарты военной службы);

материальный компонент ВПС (учебно-материальная база (УМБ), организация снабжения всеми видами довольствия).

Такой комплексный подход к описанию системы профессионального становления обусловлен тем, что воинская среда (окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности офицера. Следовательно, создание в воинской части (подразделении) ВПС, отвечающей современным требованиям комплектования ВДВ, позволит достичь целей профессионального становления молодых офицеров в установленные сроки и с требуемым качеством.

16 Материалы подготовки соединений и воинских частей Воздушно-десантных войск по итогам проведения учебно-методических сборов с выпускниками вузов Министерства обороны Российской Федерации.

17 Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: дис. Казань, 1997.

Что же такое военно-профессиональная среда? Дадим краткую характеристику ее элементам.

К нормативно-организационным средствам ВПС мы относим Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации, определяющие порядок прохождения военной службы; Общевоинские уставы ВС РФ; приказы и директивы Министра обороны РФ, начальника Генерального штаба ВС РФ, командующих видами и родами войск; руководства, инструкции, положения, акты, являющиеся обязательными для военнослужащего.

Содержание ВПС, являющееся информационно-методической основой профессионального становления офицеров, должно не просто представлять собой набор какой-либо информации, а основываться на определенной системе, обеспечивающей подготовку именно того специалиста, который нужен в войсках.

Кроме того, одним из элементов ВПС является образ жизни военнослужащего, который охватывает воинский труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественно-государственной жизни, нормы и правила поведения военного человека.

Ценности и стандарты ВПС определяют значимость объектов окружающего мира для военнослужащего, воинского подразделения, армии в целом. Ценности обычно выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях и бывают материальными, общественно-политическими и духовными. Основные ценности военной службы закреплены в Военной доктрине Российской Федерации, общевоинских уставах ВС РФ, военной присяге, традициях российской армии, лучших образцах философской, мемуарной и художественной литературы, посвященных проблемам армии.

Стандарты представляют собой образцы, эталоны, модели, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов и позволяющие добиться единообразия в армейской жизни. Стандартизацией охвачены практически все стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил — разработка, производство, внедрение и техническое обслуживание вооружения, военной и специальной техники; военное образование; боевая подготовка; повседневный воинский порядок.

Воспитательная сфера воинской части (подразделения) включает: идеологию, господствующую в современном российском обществе; нравственно-духовные установки, принятые в офицерском корпусе; единые требования к моральному облику военнослужащего; взаимоотношения, складывающиеся в офицерских коллективах, и порядок разрешения возникающих в них конфликтов; отношения офицеров к событиям, происходящим в стране и за рубежом, и степень их совпадения с официальной государственной политикой; соблюдение законов со стороны командиров и начальников, уважение ими личного достоинства подчиненных; положительные факты проявления корпоративности в офицерской среде. Она должна обеспечить планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение офицеров-выпускников, гордость за принадлежность к офицерскому корпусу российской армии, формирование офицерской чести и достоинства, высокую культуру и морально-нравственные качества.

Учебно-материальная база (УМЕ) воинской части (подразделения) представляет собой совокупность зданий, сооружений, материальных и технических средств, используемых для обучения личного состава, обеспечения мероприятий оперативной и боевой подготовки войск (сил) и вузов, войсковых испытаний и проведения военно-научных исследо-

ваний18. Элементами УМБ являются учебные объекты (поля), технические средства обучения и др.

Учебные объекты (поля) — специально оборудованные и оснащенные здания (комплексы зданий и сооружений, участки местности с расположенными на них сооружениями), предназначенные для проведения учебных занятий (учений, тренировок) по планам (программам) подготовки войск (сил), учебным планам (программам) подготовки слушателей (курсантов) военно-учебных заведений.

Технические средства обучения (ТСО) — технические устройства (в том числе, полигонное оборудование), комплексы (в том числе, тренажеры) и носители информации, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества их обучения.

Снабжение всеми видами довольствия (финансовым, вещевым, продовольственным) повышает значимость военной службы, развивает корпоративные качества (принадлежность к Вооруженным Силам, обусловленную специальной формой одежды, воинскими знаками различия и др.), создает у военнослужащего уверенность в том, что он является «государственным человеком» и выполняет задачи, необходимые как государству, так и обществу.

Взаимодействие элементов системы профессионального становления офицеров обеспечивается наличием многообразных связей между ними, позволяющих реализовать управление в системе.

Вопросам управления в социально-экономических, технических и других системах посвящено значительное количество работ19. В общем случае под управлением понимается целенаправленная организация того или иного процесса, протекающего в определенной системе. Ф.П. Тонких20 подчеркивал, что управление — это динамическая система команд, выбранных из множества возможных и выработанных по определенным правилам в соответствии с поставленной целью.

Как отмечалось ранее, одним из основных объектов управления в системе профессионального становления офицеров является качество выполнения служебных обязанностей, достижение требуемого уровня которого вызывает необходимость внедрения объективного контроля и эффективного управления.

В процессе управления качеством выполнения служебных обязанностей офицеров реализуются определенные методы управления, каждый из которых представляет собой совокупность способов воздействия системы профессионального становления на объекты управления (командный состав, офицеров-выпускников, воинские коллективы) и процессы, происходящие в системе (социальные, психологические), для достижения целей повседневной деятельности войск. Анализ профессиональной деятельности воинских частей и подразделений ВДВ позволил выделить три группы таких методов.

Первую группу составляют организационно-распорядительные методы, которые предусматривают разработку организационных решений, определение сроков их исполнения, ответственных лиц и предполагают

18 Приказ Министра обороны Российской Федерации 2013 года № 760 «Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». М., 2013. С. 73—74.

19 Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Наука, 2004. С. 98; Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. Избранные труды. М.: Наука, 2008. С. 348; Волкова B.H., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Издательство СпбГТУ, 1999. С. 512; Киллен К. Вопросы управления. М.: Экономика, 2001; Марков М. Теория и эффективность социального управления / пер. с бол. М.: Прогресс, 2002. С. 267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Тонких Ф.П. Основы организации научного труда. М.: Воениздат, 2004.

контроль исполнения. Они осуществляются в форме методов организационных и распорядительных воздействий21. Организационное воздействие имеет своей целью формирование оптимальных для условий воинской части управляемой и управляющей систем и происходит периодически, по мере возникновения необходимости. Распорядительное воздействие конкретизирует формы воздействия в процессе управления и направлено на устранение возникающих в процессе деятельности воинской части отклонений от поставленных задач, а также на решение текущих вопросов управления.

Вторая группа включает социально-психологические методы, использование которых способствует повышению эффективности управления22. Они позволяют:

выяснять взаимоотношения людей и воинских коллективов в процессе повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях;

определять особенности работы с молодыми офицерами различных категорий должностных лиц в воинской части;

выявлять зависимость эффективности деятельности коллективов от их состава и структуры (например, от соотношения числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, по возрасту, полу и т. п.);

вскрывать противоречивые тенденции и конфликтные ситуации в коллективах и определять их влияние на качество выполнения служебных обязанностей;

выяснять степень влияния различных категорий должностных лиц в воинском коллективе на достижение конечного результата;

определять влияние дисциплинарной практики (применение методов убеждения и принуждения) на настроения в воинских подразделениях и в офицерских коллективах;

оценивать степень влияния стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива;

выявлять настроения коллектива и их влияние на эффективность выполнения служебных обязанностей.

Третью группу составляют информационные методы, которые основаны на предоставлении объектам управления определенной информации в различные моменты времени и наиболее характерны для управления процессом профессионального становления офицеров. Например, академик В.П. Беспалько считает, что большинство воздействий в ходе управления различными системами осуществляется с помощью информационных процессов23.

Применение любого из этих групп методов предполагает использование модели профессионального становления молодого офицера (рис. 3). В соответствии с разработанной на основании требований общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации моделью офицера-выпускника воинская часть осуществляет профессиональную деятельность (подготовку) офицеров, обладающих на начальном этапе определенным уровнем профессиональных компетенций, опыта деятельности (векторная характеристика выпускников Гисх). Рассогласование и ^Реб' определяемое по результа-

21 Тонких Ф.П. Основы организации научного труда.

22 Марков М. Теория и эффективность социального управления. С. 267.

23 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2007. С. 304.

там анализа профессиональных перемещений офицеров через время вызывает необходимость коррекции процесса профессионального становления, заключающейся во внесении изменений в модель офицера-выпускника.

Рис. 3. Модель профессионального становления молодого офицера

Концептуальная модель офицера-выпускника представляет собой любое описание (на естественном или формальном языке), в котором отображаются тем или иным способом основные качества, свойства и способности личности офицера, соотнесенные с определенными условиями его профессиональной деятельности.

Отсутствие в настоящее время единой системы профессионального становления в воинских частях и соединениях Воздушно-десантных войск негативно влияет на боевую готовность подразделений под командованием молодых офицеров. Определение порядка организации данного процесса позволит успешно решить проблемы профессионального становления офицеров, будет способствовать их последующей успешной карьере и служебному росту, а также в конечном итоге повысит боевую готовность воинских частей и подразделений, если:

будет внедрена единая система профессионального становления офицеров-выпускников в воинских частях и соединениях ВДВ;

будет разработан и внедрен в практику критериальный аппарат, позволяющий объективно оценить показатели профессионального становления офицеров;

подготовка в вузе будет учитывать должностное предназначение выпускника в условиях современной системы комплектования воинских частей и подразделений.

Данный подход, с нашей точки зрения, может быть распространен на профессиональное становление офицеров как компонент работы с личным составом в процессе повседневной деятельности воинской части.

В этом случае для гарантированного достижения конечного результата — повышения боевой готовности воинской части (подразделения), каждому молодому офицеру необходимо:

знать цели профессионального становления, то есть какие уровни профессиональных компетенций они должны достигнуть в процессе

повседневной деятельности в определенное планом боевой подготовки время;

знать технологии, которые позволяют самостоятельно оценить степень достижения цели профессионального становления;

иметь полные, подробные и адаптивные методические рекомендации, организующие профессиональную деятельность офицера, необходимые для успешного исполнения обязанностей по должностному предназначению;

иметь определенный мотивационный настрой, интерес и убежденность в значимости и необходимости своего профессионального становления в воинской части, которые побуждали бы каждого офицера к активной и сознательной деятельности.

Таким образом, профессиональное становление офицеров в частях и подразделениях ВДВ представляет собой целенаправленную систему, являющуюся важнейшей подсистемой работы с личным составом в повседневной деятельности войск, взаимодействующую с системой боевой подготовки, имеющую свою структуру и цели и обеспечивающую высокую боевую готовность воинской части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.