УДК 101.1 : 316 : 378
А. И. Начкин
Системный и институциональный аспекты высшего негосударственного педагогического образования России:
опыт социологического анализа
В статье раскрываются тенденции модернизации высшего негосударственного профессионального педагогического образования в Российской Федерации. Исследованы системное и институциональное основания высшего негосударственного педагогического образования. Сравнительный анализ региональной структуры образовательных учреждений и направлений подготовки позволяет сделать вывод о том, что сформировался хаотичный педагогический рынок.
The trends of modernization of non-state higher pedagogical education in the Russian Federation are discussed in the article, with systemic and institutional grounds of non-state higher pedagogical education as target phenomenae. Comparative analysis of regional structure of educational institutions and training areas leads to the conclusion that a chaotic pedagogical market has been formed.
Ключевые слова: социология, педагогический рынок, негосударственное образовательное учреждение, высшее педагогическое образование, федеральный округ.
Key words: sociology, pedagogical market, non-state educational institution, higher pedagogical education, Federal district.
Переход к рыночной экономике и радикальной трансформации российского общества стали основой формирования негосударственного высшего образования, а применение инновационных образовательных технологий оказалось условием развития негосударственного сектора высшего образования. Поэтому подготовка педагогических кадров в Российской Федерации ведется не только в государственных, но и в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Негосударственное высшее образование - это система, предоставляющая образовательные и другие научно-информационные услуги. Сравнительно-социологическое исследование позволило выявить ряд противоречий, присущих системе современного него-
© Начкин А. И., 2014
сударственного высшего образования в России. Во-первых, это противоречия, сформировавшиеся в законодательно-правовом обеспечении. К ним относятся как проблемы институционализации негосударственного высшего образования как такового, так и проблемы правового регулирования его внутренней структуры. Во-вторых, особую группу противоречий составляют экономические проблемы негосударственного высшего образования. К ним следует отнести слабое развитие материально-технической базы, а следовательно, необходимость аренды помещений и учебных корпусов; организацию госбюджетных заказов на подготовку востребованных народным хозяйством специалистов; преодоление недостатков в налогообложении. Третью группу составляют проблемы обеспечения качества образования в негосударственных вузах: организация внешнего и внутреннего контроля качества подготовки специалистов, в том числе эффективность применения различного рода инновационных образовательных технологий; уровень учебнометодического обеспечения образовательного процесса. Кроме того, к данной группе относятся противоречия, вызванные поиском оптимального соотношения между штатными работниками и совместителями, а также требованиями к необходимости привлечения к преподаванию специалистов высокой научной квалификации (докторов и кандидатов наук). Отдельную группу составляют проблемы, обусловленные стратификационными характеристиками контингента обучающихся. К ним относятся степень доступности образования для абитуриентов из различных социальных слоев и имущественное расслоение между студентами. И, наконец, пятая группа противоречий связана с включением негосударственного образования в общую систему высшего образования и подготовки профессиональных кадров. Наиболее ярко данное противоречие проявляется при переходе на многоуровневую модель высшего образования.
Высшее негосударственное образовательное учреждение - это социальный институт, действующий на основании самоуправления и самофинансирования с применением правового, экономического и другого государственного регулирования, создающий элементы гражданского общества в образовательной сфере российского общества. В структуре негосударственного высшего профессионального образования выделяются три группы вузов: первая - университеты, вторая - академии и третья - институты.
Первый аспект институционального анализа связан с поиском оценочных показателей деятельности негосударственных вузов. Тенденции, раскрывающие институциональные изменения в системе высшего профессионального образования, раскрыты в работах
В.Г. Зарубина, А.М. Осипова, В.В. Тумалева [1; 5; 6]. Исследование показало, что одним из основных способов регулирования развитием негосударственного высшего образования выступает процедура лицензирования, аттестации и аккредитации. Под регулированием в данном случае понимается способ управления, предполагающий не жесткий, а более мягкий (гибкий) опосредованный способ административного воздействия. При этом одной из главных проблем выступает оптимальный набор показателей аккредитации и иерархия их взаимодействия. Например, федеральные органы выделяют в качестве таковых количество реализуемых профилей и групп направлений подготовки (специальностей), выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, качественные характеристики профессорско-преподавательского состава, количество изданных монографий, учебных пособий. Наше исследование показало, что к числу ключевых характеристик оценки рейтинга высшего учебного заведения следует отнести качественный состав преподавателей, материально-техническое оснащение, трудоустройство выпускников по специальности и учебно-методическое обеспечение. Именно эти показатели выделили преподаватели, участвующие в опросе [2]. Социологические процедуры изучения образовательных процессов раскрыты в работах В.Г. Зарубина и В.А. Макаридиной [3], а также А.Г. Ключарева [4].
Другой аспект институционального анализа связан с исследованием региональной структуры высшего негосударственного педагогического образования. В стране насчитывается 60 негосударственных вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров. Среди них 11 университетов, 11 академий и 38 институтов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение негосударственных вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата на территориях федеральных округов РФ
№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство субъектов РФ Количе- ство вузов Негосударственные вузы
Универ- ситеты Академии Институты
1 Центральный 18 37 8 6 23
2 Южный 6 2 0 0 2
3 Северо-Западный 11 4 1 1 2
4 Дальневосточный 9 1 0 0 1
5 Сибирский 12 3 1 2 0
6 Уральский 6 0 0 0 0
7 Приволжский 14 6 1 2 3
8 Северо- Кавказский 7 7 0 0 7
ВСЕГО 83 60 11 11 38
Это вузы различного профиля (гуманитарные, экономические, юридические и др.). В то же время профильные педагогические вузы отсутствуют. Подготовка педагогических кадров ведется по образовательным программам бакалавриата по направлениям: 050100 Педагогическое образование, 050400 Психологопедагогическое образование, 050700 Специальное (дефектологическое) образование, 051000 Профессиональное обучение. Негосударственные вузы, которые осуществляют подготовку педагогических кадров, располагаются на территории семи федеральных округов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе негосударственные вузы, ориентированные на подготовку педагогов, от-сутствуют1.
Статистический анализ показывает, что негосударственные вузы функционируют в густонаселенных и промышленно развитых субъектах Российской Федерации. Их размещение носит «очаго-
1 Каналы сбора данных: информационный портал Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. ЦКЬ: (http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/); сайты министерств и ведомств образования и науки республик, краев, областей и автономных округов РФ, сайты вузов и сайты, носители справочной информации: федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.edu.rU/abitur/act.3/ds.1/isn.630/index.php; Электронный справочник Edenet-work [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://vuz.edunetwork.ru/; портал Мое образование [Электронный ресурс]. ЦВЬ: http://www.moeobrazovanie.ru/tgpi/; сайт Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. Ц^Ь: http://www.univer-
rating.ru/college.asp?id=43.
вый» характер. Ведущим центром подготовки педагогических кадров является Москва (подготовку осуществляют 25 вузов, из них шесть университетов, пять академий и 14 институтов). К числу крупных центров подготовки педагогических кадров относятся: Московская область (подготовку осуществляют восемь вузов, из них: один университет, одна академия и шесть институтов), Республика Дагестан (шесть институтов), Санкт-Петербург (четыре вуза, из них: один университет, одна академия и два института), Республика Татарстан (четыре вуза, из них: один университет, одна академия и два института). К числу центров подготовки педагогических кадров относятся: Тульская область (два института), Краснодарский край (два института) и Новосибирская область (один университет и одна академия).
Следовательно, на рынке образовательных услуг по подготовке бакалавров в области педагогического образования доминируют институты, их доля составляет 66,0 %. Университеты и академии находятся на периферии рынка. Их доля - по 17,0 %.
Теперь обратимся к статистическому анализу подготовки педагогических кадров в магистратуре (табл. 2).
Таблица 2
Распределение негосударственных вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на территориях федеральных округов РФ
№ Федеральные округа Российской Федерации Количество вузов Негосударственные вузы
У ниверситеты Академии Институты
1 Центральный 2 1 0 1
2 Южный 1 0 0 1
3 Северо-Западный 2 0 1 1
4 Дальневосточный 0 0 0 0
5 Сибирский 2 1 1 0
6 Уральский 0 0 0 0
7 Приволжский 2 0 1 1
8 Северо- Кавказский 1 0 0 1
ВСЕГО 10 2 3 5
Подготовка педагогических кадров по образовательным программам магистратуры ведется в 10 негосударственных вузах Российской Федерации. Среди них два университета, три академии и пять институтов (в Центральном, Южном, Северо-Западном, Сибирском, Приволжском, Северо-Кавказском федеральных округах).
Как и в ситуации с реализацией образовательных программ бакалавриата - это вузы различного профиля (гуманитарные, экономические, юридические). В то же время отсутствуют профильные педагогические вузы. Ведущими участником рынка образовательных услуг по программе магистратуры являются институты, их доля составляет 50,0 %. Доля академий и университетов - 30,0 и 20,0 %, соответственно.
Таким образом, современный российский рынок педагогического труда, сформированный негосударственными высшими профессиональными образовательными учреждениями, представляет собой хаотичное взаимодействие вузов. Негосударственные вузы, ведущие подготовку педагогических кадров, испытывают острую конкуренцию со стороны государственных вузов (федеральных, региональных и педагогических университетов, также вузов социогу-манитарного профиля).
Список литературы
1. Зарубин В.Г., Осипов А.М. Социологическое исследование как инструмент конструирования университетской профессии // Социология образования. - 2011. - № 1.
2. Зарубин В.Г., Начкин А.И. Эффективный контракт научнопедагогических работников: нормативное и ценностное измерение // Учен. зап. Забайкальского гос. гуманитарно-педагогического ун-та им. Н.Г. Чернышевского. - 2013. - № 4.
3. Зарубин В.Г., Макаридина В.А. Оперативная социология: методологическое основание и технология // Вестн. Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. -2013. - № 1. - Т. 2.
4. Ключарев А.Г. Человеческий капитал и проблема неравенства в мо-
дернизирующемся образовании // Вестн. ин-та социологии. Науч. электр. журн. - 2011. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.vestnik.isras.ru/summary.html?jid= 135.
5. Осипов А.М., Зарубин В.Г., Тумалев В.В. Участие институтов гражданского общества в выработке и реализации образовательной политики // Социологические исследования. - 2008. - № 11.
6. Осипов А.М., Зарубин В.Г., Тумалев В.В. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик // Вестн. высш. образ. в России. - 2008. - № 4.