ОПЕРАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
УДК 101. 1 : 316 : 378 : 37
В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина
Региональная структура высшего государственного профессионального педагогического образования России: опыт социологического анализа
В статье раскрываются тенденции модернизации высшего государственного профессионального педагогического образования в Российской Федерации. На основании сравнительного анализа региональной структуры образовательных учреждений и направлений подготовки делается вывод о том, что сформировался рынок педагогического труда.
The article reveals the trends of modernization of state higher professional pedagogical education in the Russian Federation. The authors argue that the pedagogical market has been formed, basing their argument on comparative analysis of regional structure of educational institutions and training areas.
Ключевые слова: социология, рынок педагогического труда, высшее педагогическое образования, федеральный округ.
Key words: sociology, pedagogical market, higher pedagogical education, Federal district.
В процессе модернизации российского образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогических кадров и педагогического образования, что связано с изменением ожиданий общества от системы образования и функций педагога в современных условиях, появлением новых типов педагогической занятости и трансформацией рынка педагогического труда. Согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», к системе образования относятся не только образовательные организации, но и федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные
© Зарубин В. Г., Макаридина В. А., 2014
программы различных видов, уровней и (или) направленности, педагогические работники и обучающиеся, органы управления образованием и др. [2, гл. 2, ст. 10, п. 1].
Вопрос о необходимости реформирования педагогического образования связан с итогами проведенного Министерством образования и науки РФ в 2012 г. мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, который показал, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43 %) и 29 из 37 их филиалов (78,38 %) признаны имеющими признаки неэффективности [1]. Результаты мониторинга являются аргументом в пользу реорганизации системы педагогического образования.
Исследование, проведенное нами \ показывает, что только среди вузов подготовкой кадров по педагогическим направлениям занимаются федеральные и национальные университеты, различные отраслевые и региональные университеты, академии, институты. И прежде чем обсуждать вопросы институциональных изменений в системе педагогического образования, в том числе и вопросы создания региональных сетей, необходимо проанализировать ее регионально-территориальную структуру (образовательных учреждений и направлений подготовки).
Сегодня подготовка педагогических кадров в Российской Федерации в системе высшего профессионального образования осуществляется в структуре государственного и негосударственного образования. В структуре государственного высшего профессионального образования выделяются четыре группы вузов. Первая -федеральные университеты. Вторая - региональные университеты (классические, технические, аграрные и технологические университеты, университеты культуры, физической культуры и др.). Третья -педагогические вузы (университеты и институты). Четвертая - иные вузы (академии и институты).
В настоящее время подготовка педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата по направлениям
1 Каналы сбора данных: информационный портал Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. ЦКЬ: (Ьйр://хп--80аЬисуііЬку9а.хп--р1аі/); сайты министерств и ведомсть образования и науки республик, краев, областей и автономных округов РФ, сайты вузов и сайты, носители справочной информации: федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.edu.rU/abitur/act.3/ds.1/isn.630/index.php; электронный справочник Edenet-work [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://vuz.edunetwork.ru/; портал Мое образование [Электронный ресурс]. ЦВЬ: http://www.moeobrazovanie.ru/tgpi/; сайт Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. Ц^Ь: http://www.univer-
rating.ru/college.asp?id=43.
050100 Педагогическое образование, 050400 Психологопедагогическое образование, 050700 Специальное (дефектологическое) образование, 051000 Профессиональное обучение ведется в 228 государственных вузах Российской Федерации. Среди них девять федеральных университетов и МГУ им. М.В. Ломоносова, 106 региональных университетов, 56 педагогических университетов и институтов, а также 56 других вузов. Эти вузы располагаются на территории восьми федеральных округов: Центрального, Южного, Северо-Западного, Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского.
Наблюдается зависимость между территориальной структурой Российской Федерации и распределением вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Анализ статистической информации выявил ряд тенденций формирования педагогических кадров (табл. 1).
Таблица 1
Распределение вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата на территориях федеральных округов РФ
№ Федеральные округа Российской Федерации Количество субъектов РФ Количе- ство вузов Г осударственные вузы
Феде- ральные универ- ситеты Универ- ситеты Педаго- гические вузы Другие вузы
1 Центральный 18 55 1 18 12 24
2 Южный 6 23 1 10 5 7
3 Северо-Западный 11 22 2 12 4 4
4 Дальневосточный 9 13 2 8 3 0
5 Сибирский 12 33 1 18 7 7
6 Уральский 6 24 1 10 8 5
7 Приволжский 14 42 1 21 13 7
8 Северо- Кавказский 7 16 1 9 4 2
ВСЕГО 83 228 10 108 56 56
Первая тенденция. На территории каждого из федеральных округов РФ сформировалась группа вузов, которая ведет подготовку педагогических кадров по программам бакалавриата. В Центральном округе эта группа состоит из 55 вузов, в Южном - из 23, в Северо-Западном - из 22, в Дальневосточном - из 13, в Сибирском - из 33, в Уральском - из 24, в Приволжском - из 42, и в СевероКавказском - из 16 вузов. Каждая группа состоит из разнородных вузов. Это привело к формированию неконтролируемого рынка пе-
дагогического труда в Российской Федерации. Особенно острая ситуация сложилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.
Вторая тенденция. Во всех девяти федеральных университетах и в МГУ им М.В. Ломоносова осуществляется подготовка педагогических кадров по программе бакалавриата. Поиск вариантов эффективного взаимодействия между педагогическими вузами и федеральными университетами приведет в перспективе к повышению фундаментальных основ и качества подготовки педагогических кадров.
Третья тенденция. К позитивным моментам современного рынка труда относится то, что на территории каждого федерального округа функционирует ведущий педагогический вуз, который осуществляет уровневую подготовку педагогических кадров - по программам бакалавриата и магистратуры. В Центральном федеральном округе - это Московский педагогический государственный университет, в Южном - Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в Северо-Западном - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, в Дальневосточном - Благовещенский государственный педагогический университет, в Сибирском - Красноярский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный педагогический университет, в Уральском - Российский государственный профессиональнопедагогический университет (Екатеринбург) и Челябинский государственный педагогический университет, в Приволжском - Нижегородский государственный педагогический университет и Ульяновский государственный педагогический университет и в Северо-Кавказском - Дагестанский государственный педагогический университет. В перспективе данные педагогические вузы могут координировать методическую, исследовательскую и организационную деятельность вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров на территории Федеральных округов.
Педагогические вузы составляют только % часть (24,6 %) от числа участников педагогического рынка труда. Наибольший сегмент рынка составляют федеральные и региональные университеты - в совокупности 50,8 %. Активную конкуренцию
педагогическим вузам составляют другие вузы - 24,6 %. Уровень конкуренции на рынке педагогического труда по образовательным программам бакалавриата на территории федеральных округов различен. Первую группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов достаточно высока и колеблется от 25,5 до
32.8 %. К числу таких территориальных образований относятся Уральский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 32,8 %, доля федеральных и региональных университетов -
46.2 % и доля других вузов - 21,0 %) и Приволжский федеральный округ (доля педагогических вузов - 30,9 % доля федеральных и региональных университетов - 52,4 %, и доля других вузов - 16,7 %).
Вторую группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов находится на среднем уровне и колеблется от 23,0 до 25,5 %. К числу таких территориальных образований относятся Северо-Кавказский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 25,5 %, федеральных и региональных университетов -
55.8 %, и доля других вузов - 12,5 %) и Дальневосточный федеральный округ (доля педагогических вузов - 23,0 %, доля федеральных и региональных университетов - 77,0 %, другие вузы на рынке педагогического труда отсутствуют).
Третью группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов является низкой и колеблется от 16,4 до 21,9 %. К числу таких территориальных образований относятся Центральный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,9 %, доля федеральных и региональных университетов - 34,5 % и доля других вузов - 43,6 %), Южный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,8 %, доля федеральных и региональных университетов - 47,8 % и доля других вузов - 30,4 %), Сибирский федеральный округ (доля педагогических вузов - 21,2 %, федеральных и региональных университетов - 57,6 % и других вузов -
21.2 %) и Северо-Западный федеральный округ (доля педагогических вузов - 16,4 %, федеральных и региональных университетов -
67.2 %, и доля других вузов - 16,4 %).
Соотношение доли вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров по программе магистратуры, так же, как и в ситуации с бакалавриатом, способствует выявлению уровня конку-
ренции на рынке педагогического труда. Но здесь складывается иная ситуация (табл. 2).
Таблица 2
Распределение вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на территориях федеральных округов РФ
№ Федеральные округа Российской Федерации Количество субъектов РФ Коли- чество вузов Г осударственные вузы
Феде- ральные универ- ситеты Уни- верси- теты Педаго- гические вузы Другие вузы
1 Центральный 18 18 0 9 9 0
2 Южный 6 4 0 3 1 0
3 Северо-Западный 11 7 2 2 3 0
4 Дальневосточный 9 6 1 2 3 0
5 Сибирский 12 11 1 4 6 0
6 Уральский 6 7 0 2 5 0
7 Приволжский 14 13 1 7 5 0
8 Северо- Кавказский 7 6 1 2 2 1
ВСЕГО 83 72 6 31 34 1
Острая конкурентная борьба разворачивается между федеральными и региональными университетами (доля составляет 60,4 %), с одной стороны, и педагогическими вузами (доля - 38,3 %) - с другой. Категория «другие вузы» в данном сегменте образовательных программ представлена фрагментарно (1,3 %).
Конкуренция в процессе подготовки педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на территории федеральных округов имеет свою специфику.
Первую группу составляют федеральные округа, где педагогические вузы доминируют на рынке педагогических услуг, и их доля колеблется от 42,8 до 71,4 %. К числу таких территориальных образований относятся: Уральский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 71,4 %, региональных университетов -
28.6 %), Сибирский федеральный округ (доля педагогических вузов - 54,5 %, федеральных университетов - 9,1 %, доля региональных университетов - 36,4 %), Дальневосточный федеральный округ (доля педагогических вузов 49,9 %, федеральных университетов -
16.7 %, региональных университетов - 33,4 %), Северо-Западный федеральный округ (доля педагогических вузов - 42,8 %, федеральных и региональных университетов - по 28,6 %).
Вторую группу составляют федеральные округа, где на рынке образовательных услуг между педагогическими вузами и университетами устанавливаются паритетные отношения. К числу таких территориальных образований относятся: Центральный федеральный округ (доля педагогических вузов и доля региональных университетов составляет по 50 %) и Северо-Кавказский федеральный округ (доля педагогических вузов и доля региональных университетов составляет по 33,3 % соответственно, доля федеральных университетов и других вузов по 16,7 %).
Третью группу составляют федеральные округа, где на рынке педагогических услуг доминируют региональные университеты, и их доля колеблется от 53,8 до 75,0 %. К числу таких территориальных образований относятся Южный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 25,0 %, а региональных университетов - 75,0 %) и Приволжский федеральный округ (доля педагогических вузов - 38,5 %, федеральных университетов - 7,7 % и региональных университетов - 53,8 %).
Таким образом, анализ функционирования высшего профессионального педагогического образования в Российской Федерации выявил, что возник современный рынок воспроизводства педагогического труда. Рынок педагогического труда - это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда в сфере образования. Современный российский рынок педагогического труда представляет собой хаотичное взаимодействие вузов. Педагогические университеты и институты испытывают острую конкуренцию со стороны государственных (федеральные и региональные университеты и вузы различного профиля), а также негосударственных образовательных учреждений (университетов, академий и институтов).
Любая модернизация, в том числе институциональные изменения в системе педагогического образования, должна соотноситься с задачами данного вида деятельности в общей структуре профессионального образования и учитывать специфику территориального деления страны. Только подробное исследование региональнотерриториальной структуры образования позволит выявить особенности формирования рынка педагогического труда.
Список литературы
1. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2012. [Электронный ресурс]. - ИКЬ: ИИр://хп--80аЬис]ііЬ^9а.хп--р1аі/12.10.31-рд£ (дата обращения: 15.03.2014).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-Ф3» [Электронный ресурс]. - ИКЬ:
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/Российская газета от 29 дек. 2012 г. (дата обращения: 15.03.2014).