Александр Иванович Начкин1,
кандидат военных наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48)
e-mail: [email protected] Валерий Гоигорьевич Зарубин, доктор социологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48)
e-mail: [email protected]
Региональная структура педагогической подготовки по программам бакалавриата в вузах России
В статье раскрываются тенденции модернизации высшего государственного и негосударственного профессионального педагогического образования в Российской Федерации. Исследование показало, что подготовкой кадров по педагогическим направлениям занимаются федеральные и национальные университеты, различные отраслевые и региональные университеты, академии, институты. Подготовка педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата по направлениям 050100 Педагогическое образование, 050400 Психолого-педагогическое образование, 050700 Специальное (дефектологическое) образование, 051000 Профессиональное обучение ведётся в 228 государственных вузах Российской Федерации. Анализируется образовательная деятельность государственных и негосударственных вузов. На основании сравнительного анализа региональной структуры образовательных учреждений и направлений подготовки по программам бакалавриата на территории восьми федеральных округов делается вывод о том, что сформировался рынок педагогического труда. Педагогические университеты и институты испытывают острую конкуренцию со стороны государственных и негосударственных образовательных учреждений. Рынок педагогического труда - это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда в сфере образования.
Ключевые слова: социология, рынок педагогического труда, высшее педагогическое образования, федеральный округ, образовательная программа.
Alexsandr Ivanovich Nachkin2,
Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Russian State Pedagogical University named after A. I. Gertsen (48 Moika, Saint-Petersburg, Russia, 191028) e-mail: [email protected] Valeriy Grigoryevich Zarubin, Doctor of Sociology, Professor, Russian State Pedagogical University named after A. I. Gertsen (48 Moika, Saint-Petersburg, Russia, 191028) e-mail: [email protected]
Regional Structure of Pedagogical Training on the Bachelor Programs at Russian Universities
The article reveals the trends of modernization of state and non-state higher professional education in the Russian Federation. Research has shown that teacher-training is practiced by federal and national universities, various sectoral and regional universities, academies and institutes. Training of teachers on educational bachelor programs at the courses: 050100 Pedagogical Education, 050400 Psycho-pedagogical education, 050700 Special (defectological) educa-
1А. И. Начкин - основной автор, является организатором исследования, формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного проекта.
2A. I. Nachkin - is the main author, organizer of the research, formulates conclusron and summurizer the results of collective project.
УдК 329.63 ББК 66.6
72
© А. И. Начкин, В. Г. Зарубин, 2014
tion, 051000 Vocational training is performed at 228 state universities inthe Russian Federation. The educational activities of state and not-state universities are analyzed. Conclusion, that market of pedagogical work was formed, is based on comparative analysis of regional structure of educational institutions and training areas under the bachelor programs on the territory of 8 federal districts. Pedagogical universities and institutions face to intense competition from state and not-state educational institutions. Market of pedagogical work - is a system of socio-economic and juridical relations in society, norms and institutions to ensure normal ongoing process of reproduction of labor power and the efficient use of labor in the field of education.
Keywords: sociology, market of pedagogical work, higher pedagogical education, federal districts, educational program.
В процессе модернизации российского образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогических кадров и педагогического образования, что связано с изменением ожиданий общества от системы образования и функций педагога в современных условиях, появлением новых типов педагогической занятости и трансформацией рынка педагогического труда. Согласно Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» к системе образования относятся не только образовательные организации, но и федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности, педагогические работники и обучающиеся, органы управления образованием и др. [3, гл. 2, ст. 10, п. 1].
Вопрос о необходимости реформирования педагогического образования связан с итогами проведённого Министерством образования и науки РФ в 2012 году мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, который показал, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43 %) и 29 из 37 их филиалов (78,38 %) признаны имеющими признаки неэффективности [2]. Результаты мониторинга являются аргументом в пользу реорганизации системы педагогического образования.
Исследование, проведённое нами [3], показывает, что только среди вузов подготовкой кадров по педагогическим направлениям занимаются федеральные и национальные университеты, различные отраслевые и региональные университеты, академии, институты. И прежде чем обсуждать вопросы институциональных изменений в системе педагогического образования, в том числе и вопросы создания региональных сетей, необходимо проанализировать регионально-территориальную структуру образовательных учреждений и направлений подготовки.
Сегодня подготовка педагогических кадров в Российской Федерации в системе высшего профессионального образования осуществляется в структуре государственного и негосударственного образования. В структуре государственного высшего профессионального образования выделяется четыре группы вузов. Первая группа - федеральные университеты. Вторая - региональные университеты (в состав группы входят: классические университеты, технические, аграрные и технологические университеты, университеты культуры, физической культуры и другие). Третья группа - педагогические вузы (университеты и институты). Четвёртая группа - иные вузы (академии и институты).
В настоящее время подготовка педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата по направлениям 050100 Педагогическое образование, 050400 Психолого-педагогическое образование, 050700 Специальное (дефектологическое) образование, 051000 Профессиональное обучение ведётся в 228 государственных вузах Российской Федерации. Среди них 9 федеральных университетов и МГУ им. М. В. Ломоносова, 106 региональных университетов, 56 педагогических университетов и институтов, а также 56 других вузов.
Эти вузы располагаются на территории восьми федеральных округов: Центрального, Южного, Северо-Западного, Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского.
Наблюдается зависимость между территориальной структурой Российской Федерации и распределением вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Анализ статистической информации выявил ряд тенденций формирования педагогических кадров (табл. 1).
Таблица 1
Распределение вузов, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата на территориях федеральных округов РФ
№ Федеральные округа Российской Федерации Количество субъектов РФ Количество вузов Государственные вузы
Федеральные университеты Университеты Педагогические вузы Другие вузы
1 Центральный федеральный округ 18 55 1 18 12 24
2 Южный федеральный округ 6 23 1 10 5 7
3 Северо-Западный федеральный округ 11 22 2 12 4 4
4 Дальневосточный федеральный округ 9 13 2 8 3 0
5 Сибирский федеральный округ 12 33 1 18 7 7
6 Уральский федеральный округ 6 24 1 10 8 5
7 Приволжский федеральный округ 14 42 1 21 13 7
8 Северо-Кавказский федеральный округ 7 16 1 9 4 2
ВСЕГО 83 228 10 108 56 56
Первая тенденция. На территории каждого из федеральных округов РФ сформировалась группа вузов, которая ведёт подготовку педагогических кадров по программам бакалавриата. В Центральном округе эта группа состоит из 55 вузов, в Южном - из 23, в Северо-Западном - из 22, в Дальневосточном округе - из 13, в Сибирском - из 33, в Уральском - из 24, в Приволжском - из 42, и в Северо-Кавказском округе - из 16 вузов. Каждая группа состоит из разнородных вузов. Это привело к формированию неконтролируемого рынка педагогического труда в Российской Федерации. Особенно острая ситуация сложилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.
Вторая тенденция. Во всех девяти федеральных университетах и в МГУ им. М. В. Ломоносова осуществляется подготовка педагогических кадров по программе бакалавриата. Поиск вариантов эффективного взаимодействия между педагогическими вузами и федеральными университетами приведёт в перспективе к повышению фундаментальных основ и качества подготовки педагогических кадров.
Третья тенденция. К позитивным моментам современного рынка труда относится то, что на территории каждого Федерального округа функционирует ведущий педагогический вуз, который осуществляет уровне-вую подготовку педагогических кадров - по программам бакалавриата и магистратуры.
В Центральном федеральном округе - это Московский педагогический государственный университет, в Южном - Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в Северо-Западном - Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, в Дальневосточном округе - Благовещенский государственный педагогический университет, в Сибирском - Красноярский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный педагогический университет, в Уральском округе - Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) и Челябинский государственный педагогический университет, в Приволжском округе - Нижегородский государственный педагогический университет и Ульяновский государственный педагогический университет, и в Северо-Кавказском округе - Дагестанский государственный педагогический университет. В перспективе данные педагогические вузы могут координировать методическую, исследовательскую и организационную деятельность вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров на территории федеральных округов.
Соотношение доли вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров по программе бакалавриата, способствует выявлению уровня конкуренции на рынке педагогического труда. Педагогические вузы составляют только % часть
(24, 6) от числа участников педагогического рынка труда. Наибольший сегмент рынка составляют федеральные и региональные университеты - в совокупности 50,8 %. Активную конкуренцию педагогическим вузам составляют другие вузы - 24,6 %.
Уровень конкуренции на рынке педагогического труда по образовательным программам бакалавриата на территории федеральных округов различен.
Первую группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов достаточно высока, и колеблется от 25,5 до 32,8 %. К числу таких территориальных образований относятся Уральский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 32,8 %, доля федеральных и региональных университетов - 46,2 % и доля других вузов - 21,0 %) и Приволжский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 30,9 %, доля федеральных и региональных университетов - 52,4 %, и доля других вузов - 16,7 %).
Вторую группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов находится на среднем уровне и колеблется от 23,0 до 25,5 %. К числу таких территориальных образований относятся Северо-Кавказский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 25,5 %, доля федеральных и региональных университетов - 55,8 %, и доля других вузов -12,5 %) и Дальневосточный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 23,0 %, доля федеральных и региональных университетов - 77,0 %, другие вузы на рынке педагогического труда отсутствуют).
Третью группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов
является низкой и колеблется от 16,4 % до 21,9 %. К числу таких территориальных образований относятся Центральный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,9 %, доля федеральных и региональных университетов - 34,5 % и доля других вузов - 43,6 %), Южный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,8 %, доля федеральных и региональных университетов - 47,8 %, доля других вузов - 30,4 %), Сибирский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,2 %, доля федеральных и региональных университетов - 57,6 %, и доля других вузов - 21,2 %) и Северо-Западный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 16,4 %, доля федеральных и региональных университетов -67,2 %, и доля других вузов -16,4 %).
В Российской Федерации подготовка педагогических кадров ведётся не только в государственных, но и в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В структуре негосударственного высшего профессионального образования выделяется три группы вузов: первая группа - университеты, вторая - академии и третья - институты. Подготовка педагогических кадров ведётся по образовательным программам бакалавриата по направлениям: «050100», «050400», «050700» и «051000».
Негосударственные вузы, которые осуществляют подготовку педагогических кадров, располагаются на территории семи федеральных округов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе негосударственные вузы, ориентированные на подготовку педагогов, отсутствуют.
Таблица 2
Распределение негосударственных вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата на территориях Федеральных округов РФ
№ Федеральные округа Российской Федерации Количество субъектов РФ Количество вузов Негосударственные вузы
Универси- теты Академии Инсти- туты
1 Центральный федеральный округ 18 37 8 6 23
2 Южный федеральный округ 6 2 0 0 2
3 Северо-Западный федеральный округ 11 4 1 1 2
4 Дальневосточный федеральный округ 9 1 0 0 1
5 Сибирский федеральный округ 12 3 1 2 0
6 Уральский федеральный округ 6 0 0 0 0
7 Приволжский федеральный округ 14 6 1 2 3
8 Северо-Кавказский федеральный округ 7 7 0 0 7
ВСЕГО 83 60 11 11 38
В ходе исследования выявлен ряд тенденций формирования педагогических кадров в негосударственных вузах.
Первая тенденция. В стране насчитывается 60 негосударственных вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров. Среди них 11 университетов, 11 академий и 38 институтов. Это вузы различного профиля (гуманитарные, экономические, юридические и др.). В то же время отсутствуют профильные педагогические вузы.
Вторая тенденция. Негосударственные вузы функционируют в густонаселённых и промышленно развитых субъектах Российской Федерации. Их размещение носит «очаговый» характер. Ведущим центром подготовки педагогических кадров является Москва (подготовку осуществляют 25 вузов, из них 6 университетов, 5 академий и 14 институтов). К числу крупных центров подготовки педагогических кадров относятся: Московская область (подготовку осуществляют 8 вузов, из них: 1 университет, 1 академия и 6 институтов), Республика Дагестан (6 институтов), Санкт-Петербург (4 вуза, из них: 1 университет, 1 академия и 2 института), Республика Татарстан (4 вуза, из них: 1 университет, 1 академия и 2 института). К числу центров подготовки педагогических кадров относятся: Тульская область (2 института), Краснодарский край (2 института) и Новосибирская область (1 университет и 1 академия).
На рынке образовательных услуг негосударственного образования доминируют институты (доля составляет 66,0 %), университеты (17,0 %) и академии (17,0 %) находятся на периферии рынка.
Таким образом, анализ функционирования высшего профессионального педагогического образования в Российской Федерации выявил следующие тенденции: возник современный рынок педагогического труда, и на территории Российской Федерации сформировалась группа ведущих педагогических вузов.
1. Рынок педагогического труда - это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда в сфере образования. Современный российский рынок педагоги-
ческого труда представляет собой хаотичное взаимодействие вузов. Педагогические университеты и институты испытывают острую конкуренцию со стороны государственных (федеральные и региональные университеты и вузы различного профиля), а также негосударственных образовательных учреждений (университетов, академий и институтов).
2. На территории 8 федеральных округов функционируют ведущие педагогические вузы, которые осуществляют уровневую подготовку педагогических кадров - по программам бакалавриата и магистратуры. В Центральном округе - это Московский педагогический государственный университет, в Южном округе - Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в Северо-Западном округе - Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, в Дальневосточном округе - Благовещенский государственный педагогический университет, в Сибирском округе - Красноярский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный педагогический университет, в Уральском округе - Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) и Челябинский государственный педагогический университет, в Приволжском округе - Нижегородский государственный педагогический университет и Ульяновский государственный педагогический университет, и в Северо-Кавказском округе - Дагестанский государственный педагогический университет. В перспективе данные педагогические вузы могут координировать методическую, исследовательскую и организационную деятельность вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, на территории федеральных округов.
3. Любая модернизация, в том числе институциональные изменения в системе педагогического образования, должна соотноситься с задачами данного вида деятельности в общей структуре профессионального образования и учитывать специфику территориального деления страны. Только подробное исследование регионально-территориальной структуры образования позволит выявить особенности формирования рынка педагогического труда.
Источники
1. Информационный портал Министерства образования и науки РФ. URL: ІіНр7/хп-80аЬифЬІ'^9а.хп--р1аі/ (дата обращения: 10.03.2014).
2. Сайты министерств и ведомств образования и науки республик, краев, областей и автономных округов РФ, сайты, вузов и сайты - носители справочной информации.
3. Российское образование: [федеральный портал]. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.3y ds.1Zisn.630/index.php (дата обращения: 10.03.2014).
4. Edenetwork: электронный справочник. URL: http://vuz.edunetwork.ru/ (дата обращения:
10.03.2014).
5. Моё образование: [портал]. URL: http://www.moeobrazovanie.ru/tgpi/ (дата обращения:
10.03.2014).
6. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2012. URL: Ь^^/хп—80abucjiibhv9a.xn—p1ai/12.10.31-pdf (дата обращения:
15.03.2014).
7. Национальный рейтинг университетов. URL: http://www.univer-rating.ru/college. asp?id=43 (дата обращения: 15.03.2014).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/Российская газета от 29 декабря 2012 г (дата обращения: 15.03.2014).
Istochniki
1. Informacionnyj portal Ministerstva obrazovanija i nauki RF. URL: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/ (data obrashhenija: 10.03.2014).
2. Sajty ministerstv i vedomstv obrazovanija i nauki respublik, kraev, oblastej i avtonomnyh okrugov RF, sajty, vuzov i sajty - nositeli spravochnoj informacii (data obrashhenija: 10.03.2014).
3. Rossijskoe obrazovanie: [federal'nyj portal]. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.3/ds.1/ isn.630/index.php (data obrashhenija: 10.03.2014).
4. Edenetwork: jelektronnyj spravochnik. URL: http://vuz.edunetwork.ru/ (data obrashhenija:
10.03.2014).
5. Moe obrazovanie: [portal]. URL: http://www.moeobrazovanie.ru/tgpi/ (data obrashhenija:
10.03.2014).
6. Monitoring dejatel'nosti federal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego professi-onal'nogo obrazovanija. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2012. URL: http://xn—80abucjiibhv9a.xn—p1ai/12.10.31-pdf (data obrashhenija: 15.03.2014).
7. Nacional'nyj rejting universitetov. URL: http://www.univer-rating.ru/college.asp?id=43 (data obrashhenija: 15.03.2014).
8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 №273-FZ». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/Rossijskaja gazeta ot 29 dekabrja 2012 g. (data obrashhenija: 15.03.2014).
Статья поступила в редакцию 18.03.2014
УУ