Научная статья на тему 'Регионально-территориальная структура высшего профессионального педагогического образования России: образовательные учреждения и направления подготовки'

Регионально-территориальная структура высшего профессионального педагогического образования России: образовательные учреждения и направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарубин Валерий Григорьевич, Головина Инна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регионально-территориальная структура высшего профессионального педагогического образования России: образовательные учреждения и направления подготовки»

15. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003.

16. Форсайт «Образование—2030» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://metaver. net/2011/edu2030/ (дата обращения 18.10.2013).

17. Middaugh M. (1996). Closing in on faculty productivity measures. Planning for Higher Education, 24.

18. Powell B. A. & Gilleland D. S. & Pearson L. C. (2012). Expenditures, Efficiency, and Effectiveness // U. S. Undergraduate Higher Education: A National Benchmark Model. The Journal of Higher Education 83(1). The Ohio State University Press. Retrieved May 22, 2013, from Project MUSE database.

19. United Nations Industrial Development Organization. Technology Foresight Manual: Organization and Methods — Vienna, 2005.

В. Г. Зарубин, И. В. Головина

регионально-территориальная структура высшего профессионального педагогического образования России: образовательные учреждения и направления подготовки*

В процессе модернизации российского образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогических кадров и педагогического образования, что связано с изменением ожиданий общества от системы образования и функций педагога в современных условиях, появлением новых типов педагогической занятости и трансформацией рынка педагогического труда, несоответствием современного состояния педагогического образования современной сфере образования и др. [1].

Особенно остро вопрос о необходимости реформирования педагогического образования возник в связи с итогами проведенного Минобрнауки России в 2012 году мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, который показал, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности [2]. Полученные результаты мониторинга зачастую используются в качестве неоспоримого аргумента в пользу механистической реорганизации педагогических вузов, слиянием их с классическими университетами, однако в этом аргументе заложен достаточно устойчивый стереотип, а именно отождествление педагогических вузов с системой педагогического образования. Но, согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», к системе образования относятся не только образовательные организации, но и федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности, педагогические работники и обучающиеся, органы управления образованием и др. (гл.

2, ст. 10, п. 1) [3].

Результаты исследования, проведенного РГПУ им. А. И. Герцена в рамках выполнения государственного задания, показывают, что только среди вузов подготовкой кадров по педагогическим направлениям занимаются федеральные и национальные университеты, различные отраслевые и региональные университеты, академии, институты. И, прежде

* Материалы подготовлены в рамках выполнения РГПУ им. А. И. Герцена государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка проекта программы модернизации педагогического образования».

чем обсуждать вопросы институциональных изменений в системе педагогического образования, в том числе и вопросы создания региональных сетей, необходимо проанализировать ее регионально-территориальную структуру. В этой статье мы приводим материалы, касающиеся анализа регионально-территориальной структуры высшего профессионального образования (образовательных учреждений и направлений подготовки).

Сегодня подготовка педагогических кадров в Российской Федерации в системе высшего профессионального образования осуществляется в структуре государственного и негосударственного образования*.

В структуре государственного высшего профессионального образования выделяется четыре группы вузов. Первая группа — федеральные университеты. Вторая группа — региональные университеты (в состав группы входят: классические университеты, технические, аграрные и технологические университеты, университеты культуры, физической культуры и другие). Третья группа — педагогические вузы (университеты и институты). Четвертая группа — иные вузы (академии и институты).

В настоящее время подготовка педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата по направлениям «050100 — Педагогическое образование», «050400 — Пси-холого-педагогическое образование», «050700 — Специальное (дефектологическое) образование», «051000 — Профессиональное обучение» ведется в 228 государственных вузах Российской Федерации. Среди них 9 федеральных университетов и МГУ им. М. В. Ломоносова, 106 региональных университетов, 56 педагогических университетов и институтов, а также 56 других вузов на территории восьми федеральных округов.

В таблице 1 приведено распределение вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата по федеральным округам.

Таблица 1

Распределение вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата, на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство субъектов РФ Количе- ство вузов Государственные вузы

федераль- ные универси- теты универси- теты педагоги- ческие вузы другие вузы

1 Центральный федеральный округ 18 55 1 18 12 24

2 Южный федеральный округ 6 23 1 10 5 7

3 Северо-Западный федеральный округ 11 22 2 12 4 4

4 Дальневосточный федеральный округ 9 13 2 8 3 0

5 Сибирский федеральный округ 12 33 1 18 7 7

* Каналами сбора сравнительной информации явились: информационный портал Министерства образования и науки РФ (Ьйр://хп--80аЬидііЬЬу9а. хп--р1аі/); сайты министерств и ведом образования и науки республик, краев, областей и автономных округов РФ, сайты вузов и сайты — носители справочной информации: федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.rU/abitur/act.3/ds.1/isn.630/index. рЬр; Электронный справочник Edenetwork http://vuz. edunetwork.ru/; портал Мое образование http://www. moeobrazovanie.ru/tgpi/; сайт Национальный рейтинг университетов http://www.univer-rating.ru/college. asp?id=43

Окончание табл. 1

Количе- ство субъектов РФ Государственные вузы

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство вузов федераль- ные универси- теты универси- теты педагоги- ческие вузы другие вузы

6 Уральский федеральный округ 6 24 1 10 8 5

7 Приволжский федеральный округ 14 42 1 21 13 7

8 Северо-Кавказский федеральный округ 7 16 1 9 4 2

ВСЕГО 83 228 10 106 56 56

Анализ статистической информации выявил ряд тенденций формирования педагогических кадров.

Первая тенденция. На территории каждого из федеральных округов РФ сформировалась группа вузов, которая ведет подготовку педагогических кадров по программам бакалавриата. В Центральном округе эта группа состоит из 55 вузов, в Южном — из 23, в Северо-Западном — из 22, в Дальневосточном округе — из 13, в Сибирском — из 33, в Уральском — из 24, в Приволжском — из 42, и в Северо-Кавказском округе — из 16. Каждая группа состоит из разнородных вузов. Это привело к формированию неконтролируемого рынка педагогического труда в Российской Федерации. Особенно острая ситуация сложилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.

Вторая тенденция. Во всех девяти федеральных университетах и в МГУ им. М. В. Ломоносова осуществляется подготовка педагогических кадров по программе бакалавриата. Поиск вариантов эффективного взаимодействия между педагогическими вузами и федеральными университетами приведет в перспективе к повышению фундаментальных основ и качества подготовки педагогических кадров.

Третья тенденция. Позитивный момент современного рынка труда заключается в том, что на территории каждого федерального округа функционирует ведущий педагогический вуз, который осуществляет уровневую подготовку педагогических кадров — по программам бакалавриата и магистратуры. В Центральном федеральном округе — Московский педагогический государственный университет, в Южном — Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в Северо-Западном — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, в Дальневосточном округе — Благовещенский государственный педагогический университет, в Сибирском — Красноярский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный педагогический университет, в Уральском округе — Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) и Челябинский государственный педагогический университет, в Приволжском округе — Нижегородский государственный педагогический университет и Ульяновский государственный педагогический университет, в Северо-Кавказском округе — Дагестанский государственный педагогический университет. В перспективе данные педагогические вузы могут координировать методическую, исследовательскую и организационную деятельность вузов, ведуших подготовку педагогических кадров на территории федеральных округов.

Соотношение доли вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров по программе бакалавриата, способствует выявлению уровня конкуренции на рынке педагогического труда. Педагогические вузы составляют только Ул часть (24,6%) от чис-

ла участников педагогического рынка труда. Наибольший сегмент рынка составляют федеральные и региональные университеты — в совокупности 50,8%. Активную конкуренцию педагогическим вузам составляют другие вузы — 24,6% (рис. 1).

р Федеральные университеты ■ Региональные университеты I Педагогические вузы ■ Другие вузы

Рис. 1. Соотношение доли вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по программе бакалавриата в Российской Федерации, %

Уровень конкуренции на рынке педагогического труда по образовательным программам бакалавриата на территории федеральных округов различен.

Первую группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов достаточно высока, и колеблется от 25,5 до 32,8%. К числу таких территориальных образований относятся Уральский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 32,8%, доля федеральных и региональных университетов — 46,2% и доля других вузов — 21,%) и Приволжский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 30,9%, доля федеральных и региональных университетов — 52,4%, и доля других вузов — 16,%).

Во-вторую группу входят федеральные округа, где доля педагогических вузов находится на среднем уровне и колеблется от 23,0 до 25,5%. К числу таких территориальных образований относятся Северо-Кавказский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 25,%, доля федеральных и региональных университетов — 55,8%, доля других вузов — 12,5%) и Дальневосточный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 23,0%, доля федеральных и региональных университетов — 77,0%, другие вузы на рынке педагогического труда не представлены).

Третью группу составляют федеральные округа, где доля педагогических вузов низкая и колеблется от 21,9% до 16,4%. К числу таких территориальных образований относятся Центральный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,9%, доля федеральных и региональных университетов — 34,5% и доля других вузов — 43,6%), Южный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,8%, доля федеральных и региональных университетов — 47,8% и доля других вузов — 30,4%), Сибирский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 21,2%, доля федеральных и региональных университетов — 57,6% и доля других вузов — 21,2%) и Северо-Западный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 16,4%, доля федеральных и региональных университетов — 67,2% и доля других вузов — 16,4%).

Подготовка педагогических кадров по образовательным программам магистратуры по направлениям: «050100», «050400», «050700» и «051000» ведется в 72 государственных вузах Российской Федерации. Среди них 6 федеральных университетов, 31 региональный университет, 34 педагогических университетов и институтов, а также 1 вуз, который в нашем исследовании относится к категории «другие вузы». При этом в 52 субъектах

Российской Федерации в вузах открыты магистратуры по педагогическим специальностям, а в 31 территориальном субъекте — нет (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство субъектов РФ Количе- ство вузов Государственные вузы

федераль- ные универси- теты универси- теты педагоги- ческие вузы другие вузы

1 Центральный федеральный округ 18 18 0 9 9 0

2 Южный федеральный округ 6 4 0 3 1 0

3 Северо-Западный федеральный округ 11 7 2 2 3 0

4 Дальневосточный федеральный округ 9 6 1 2 3 0

5 Сибирский федеральный округ 12 11 1 4 6 0

6 Уральский федеральный округ 6 7 0 2 5 0

7 Приволжский федеральный округ 14 13 1 7 5 0

8 Северо-Кавказский федеральный округ 7 6 1 2 2 1

ВСЕГО 83 72 6 31 34 1

Соотношение доли вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров по программе магистратуры, так же, как и в ситуации с бакалавриатом, способствует выявлению уровня конкуренции на рынке педагогического труда. Но здесь ситуация складывается иная.

Острая конкурентная борьба разворачивается между федеральными и региональными университетами (доля составляет 60,4%), с одной стороны, и педагогическими вузами (доля составляет 38,3%), с другой. Категория «другие вузы» в данном сегменте образовательных программ представлена фрагментарно (доля составляет 1,3%) (рис. 2).

■ Федеральные университеты ■ Региональные университеты

■ Педагогические вузы ■ Другие вузы

Рис. 2. Соотношение доли вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по программе магистратуры в Российской Федерации, %

Уровень конкуренции в процессе подготовки педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на территории федеральных округов имеет свою специфику.

Первую группу составляют федеральные округа, где педагогические вузы доминируют на рынке педагогических услуг и их доля колеблется от 42,8 до 71,4%. К числу таких территориальных образований относятся: Уральский федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 71,4%, доля региональных университетов — 28,6%), Сибирский федеральный округ (доля педагогических вузов 54,5%, доля федеральных университетов — 9,1%, доля региональных университетов — 36,4%), Дальневосточный федеральный округ (доля педагогических вузов 49,9%, доля федеральных университетов — 16,7%, доля региональных университетов — 33,4%), Северо-Западный федеральный округ (доля педагогических вузов 42,8%, доля федеральных университетов и доля региональных университетов — по 28,6%).

Вторую группу составляют федеральные округа, где на рынке образовательных услуг между педагогическими вузами и университетами устанавливаются паритетные отношения. К числу таких территориальных образований относятся: Центральный федеральный округ (доля педагогических вузов и доля региональных университетов составляет по 50%) и Северо-Кавказский федеральный округ (доля педагогических вузов и доля региональных университетов составляет по 33,3% соответственно, доля федеральных университетов и доля других вузов по 16,7%).

Третью группу составляют федеральные округа, где на рынке педагогических услуг доминируют региональные университеты, их доля колеблется от 53,8 до 75,0%. К числу таких территориальных образований относятся Южный федеральный округ (доля педагогических вузов составляет 25,0%, а доля региональных университетов — 75,0%) и Приволжский федеральный округ (доля педагогических вузов 38,5%, доля федеральных университетов — 7,7% и доля региональных университетов — 53,8%).

В структуре государственного высшего профессионального образования возник стихийный рынок образовательных услуг. В процессе подготовки педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата доминируют федеральные и региональные университеты, а в процессе подготовки педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на рынке образовательных услуг развернулась острая конкурентная борьба между педагогическими вузами и региональными университетами.

В Российской Федерации подготовка педагогических кадров ведется не только в государственных, но и в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В структуре негосударственного высшего профессионального образования выделяется три группы вузов: первая группа — университеты, вторая — академии и третья — институты. Подготовка педагогических кадров ведется по образовательным программам бакалавриата по направлениям: «050100», «050400», «050700» и «051000».

Негосударственные вузы, которые осуществляют подготовку педагогических кадров, располагаются на территории семи федеральных округов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе негосударственные вузы, ориентированные на подготовку педагогов, отсутствуют (табл. 3).

В ходе исследования выявлено ряд тенденций формирования педагогических кадров в негосударственных вузах.

Первая тенденция. В стране насчитывается 60 негосударственных вузов, которые осуществляют подготовку педагогических кадров. Среди них 11 университетов, 11 академий и 38 институтов. Это вузы различного профиля (гуманитарные, экономические, юридические и др.). В то же время отсутствуют профильные педагогические вузы.

Таблица 3

Распределение негосударственных вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам бакалавриата на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количество субъектов РФ Количество вузов Негосударственные вузы

университе- ты академии институты

1 Центральный федеральный округ 18 37 8 6 23

2 Южный федеральный округ 6 2 0 0 2

3 Северо-Западный федеральный округ 11 4 1 1 2

4 Дальневосточный федеральный округ 9 1 0 0 1

5 Сибирский федеральный округ 12 3 1 2 0

6 Уральский федеральный округ 6 0 0 0 0

7 Приволжский федеральный округ 14 6 1 2 3

8 Северо-Кавказский федеральный округ 7 7 0 0 7

ВСЕГО 83 60 11 11 38

Вторая тенденция. Негосударственные вузы функционируют в густонаселенных и промышленно развитых субъектах Российской Федерации. Их размещение носит «очаговый» характер.

Ведущим центром подготовки педагогических кадров являет Москва (подготовку осуществляют 25 вузов, из них 6 университетов, 5 академий и 14 институтов).

К числу крупных центров подготовки педагогических кадров относятся: Московская область (подготовку осуществляют 8 вузов, из них: 1 университет, 1 академия и 6 институтов), Республика Дагестан (6 институтов), Санкт-Петербург (4 вуза, из них: 1 университет, 1 академия и 2 института), Республика Татарстан (4 вуза, из них: 1 университет, 1 академия и 2 института).

К числу центров подготовки педагогических кадров относятся: Тульская область (2 института), Краснодарский край (2 института) и Новосибирская область (1 университет и

1 академия).

На рынке образовательных услуг негосударственного образования доминируют институты (доля составляет 66,0%), университеты (17,0%) и академии (17,0%) находятся на периферии рынка.

Подготовка педагогических кадров по образовательным программам магистратуры ведется в 10 негосударственных вузах Российской Федерации (табл. 4). Среди них 2 университета, 3 академии и 5 институтов. Как и в ситуации с реализацией образовательных программ бакалавриата, — это вузы различного профиля (гуманитарные, экономические, юридические и др.). В то же время отсутствуют профильные педагогические вузы.

Таблица 4

Распределение негосударственных вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательным программам магистратуры на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количество вузов Негосударственные вузы

университе- ты академии институты

1 Центральный федеральный округ 2 1 0 1

2 Южный федеральный округ 1 0 0 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Северо-Западный федеральный округ 2 0 1 1

4 Дальневосточный федеральный округ 0 0 0 0

5 Сибирский федеральный округ 2 1 1 0

6 Уральский федеральный округ 0 0 0 0

7 Приволжский федеральный округ 2 0 1 1

8 Северо-Кавказский федеральный округ 1 0 0 1

ВСЕГО 10 2 3 5

Ведущими участниками рынка образовательных услуг по программам магистратуры являются институты (доля составляет 50,0%), академии (30,0%) и университеты (20,0%).

Таким образом, современный российский рынок педагогического труда представляет хаотичное взаимодействие вузов. Педагогические университеты и институты испытывают острую конкуренцию со стороны государственных (федеральные и региональные университеты и вузы различного профиля), а также негосударственных образовательных учреждений (университетов, академий и институтов).

В настоящее время подготовка педагогических кадров по направлениям «050100 — Педагогическое образование», «050400 — Психолого-педагогическое образование», «050700 — Специальное (дефектологическое) образование», «051000 — Профессиональное обучение» по образовательным программам бакалавриата ведется в 228 государственных вузах (9 федеральных университетов и МГУ им. М. В. Ломоносова, 106 региональных университетов, 56 педагогических университетов и институтов, а также 56 других вузов на территории восьми федеральных округов), магистратуры — в 72 вузах (6 федеральных университетов, 31 региональный университет, 34 педагогических университетов и институтов, а также 1 вуз, относящийся к категории «другие вузы»).

Тенденции в процессе реализации образовательных программ по направлению «050100 — Педагогическое образование».

Образовательные программы бакалавриата по данному направлению реализуются в 169 государственных вузах страны. Среди них 9 федеральных университетов, 78 региональных университетов, 54 педагогических вузов и 29 других вузов. Соотношение между вузами, которые реализуют данную образовательную программу на территориях федеральных округов РФ, приведено на рис. 3.

Федеральные университеты составляют 3,9%, региональные вузы — 34,2, педагогические вузы — 23,7, другие вузы — 12,7. Доля вузов, в которых данная программа не реализуется, составляет 25,5% (табл. 5).

■ Федеральные университеты

■ Региональные вузы

■ Педагогические вузы

■ Другие вузы

Рис. 3. Соотношение вузов, реализующих и не реализующих образовательные программы (бакалавриат) по направлению «050100 — Педагогическое образование», %

Таблица 5

Распределение вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров по образовательной программе бакалавриата по направлению «050100 — Педагогическое образование» на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство вузов Количество педагогических вузов, где реализуется образовательная программа Количество других вузов, где реализуется образовательная программа

1 Центральный федеральный округ 55 10 26

2 Южный федеральный округ 23 5 11

3 Северо-Западный федеральный округ 22 4 9

4 Дальневосточный федеральный округ 13 3 8

5 Сибирский федеральный округ 33 7 17

6 Уральский федеральный округ 24 8 13

7 Приволжский федеральный округ 42 13 21

8 Северо-Кавказский федеральный округ 16 4 10

ВСЕГО 228 54 115

Образовательная программа по направлению «050100 — Педагогическое образование» (бакалавриат) реализуется преимущественно в непедагогических вузах (доля колеблется от 40,9 до 62,5%). В Северо-Кавказском федеральном округе доля непедагогических вузов составляет 62,5% от числа всех вузов, в Дальневосточном — 61,5, в Уральском — 54,2, в Сибирском — 51,5, в Приволжском — 50,0, в Южном — 47,8, в Центральном — 47,3 и в Северо-Западном округе — 40,9%. Доля педагогических вузов в реализации образовательной программы колеблется от 18,2 до 31,0%. В Уральском федеральном округе она составляет 33,3%, в Приволжском — 31,0, в Северо-Кавказском — 25,0, в Дальневосточном — 23,1, в Южном — 21,7, в Сибирском — 21,2, в Центральном и в Северо-Западном округе по 18,2%.

Образовательные программы по направлению «050100 — Педагогическое образование» (магистратура) реализуются в 63 государственных вузах страны, из них в 4 федеральных университетах, в 26 региональных университетах, в 30 педагогических вузах и в 1 вузе, который относится к категории «другие вузы». На рис. 5 приведено соотношение между вузами, которые реализуют данную образовательную программу: федеральные универси-

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

СЗФО

ЮФО

ЦФО

Рис. 4. Соотношение между вузами, которые реализуют образовательные программы бакалавриата по направлению «050100 — Педагогическое образование», на территории федеральных округов РФ, %

теты составляют 1,8%, региональные вузы — 11,4, педагогические вузы — 13,2, другие вузы — 0,4. Доля вузов, в которых данная программа не реализуется, составляет 73,2%.

■ Федеральные университеты

Региональные вузы

Педагогические вузы

Другие вузы

Рис. 5. Соотношение вузов, реализующих и не реализующих образовательные программы (магистратура) по направлению «050100 — Педагогическое образование», %

Количественное распределение вузов, в которых реализуется данная образовательная программа, по федеральным округам приведено в табл. 6.

Образовательная программа по направлению «050100 —Педагогическое образование» (магистратура) реализуется на паритетных началах между педагогическими (доля колеблется от 4,3 до 23,1%) и непедагогическими вузами (доля колеблется от 4,2 до 25,9%) (рис. 6).

В Дальневосточном федеральном округе доля педагогических вузов составляет 23,1% от числа всех вузов, в Уральском — 20,8, в Сибирском — 18,2, в Центральном — 12,7, в Северо-Кавказском — 12,5, в Приволжском — 9,5, в Северо-Западном — 9,1 и в Южном федеральном округе доля составляет 4,3%. В Северо-Кавказском федеральном округе доля непедагогических вузов составляет 25,0%, в Дальневосточном — 23,1, в СевероЗападном — 18,2, в Сибирском — 15,2, в Приволжском — 14,3, в Южном — 13,2, в Центральном — 12,7 и в Уральском округе доля непедагогических вузов составляет 4,2%.

Таблица 6

Распределение вузов, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров по образовательной программе магистратуры по направлению «050100 — Педагогическое образование» на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство вузов Количество педагогических вузов, где реализуется образовательная программа Количество других вузов, где реализуется образовательная программа

1 Центральный федеральный округ 55 7 7

2 Южный федеральный округ 23 1 3

3 Северо-Западный федеральный округ 22 2 4

4 Дальневосточный федеральный округ 13 3 3

5 Сибирский федеральный округ 33 6 5

6 Уральский федеральный округ 24 5 1

7 Приволжский федеральный округ 42 4 6

8 Северо-Кавказский федеральный округ 16 2 4

ВСЕГО 228 30 33

■ Другие иуэы ■ Псдагогичсскис вузы

Рис. 6. Соотношение между вузами, которые реализуют образовательные программы магистратуры по направлению «050100 — Педагогическое образование», на территории федеральных округов РФ, %

Тенденции в процессе реализации образовательных программ по направлению «050400 — Психолого-педагогическое образование».

Образовательные программы бакалавриата по данному направлению реализуются в 153 государственных вузах страны, из них в 8 федеральных университетах, 69 региональных университетах, в 52 педагогических вузах и в 24 других вузах. Соотношение между вузами, которые реализуют данную образовательную программу, приведено на рис. 7.

Рис. 7. Соотношение вузов, реализующих и не реализующих образовательные программы (бакалавриат) по направлению «050400 — Психолого-педагогическое образование», %

Федеральные университеты составляют 3,5%, региональные вузы — 30,3, педагогические вузы — 22,8, другие вузы — 10,5. Доля вузов, в которых данная программа не реализуется, составляет 32,9%.

Количественное распределение вузов, в которых реализуется данная образовательная программа, по федеральным округам, представлено в табл. 7.

Таблица 7

Распределение вузов, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров по образовательной программе бакалавриата по направлению «050400 — Психолого-педагогическое образование» на территориях федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство вузов Количество педагогических вузов, где реализуется образовательная программа Количество непедагогических вузов, где реализуется образовательная программа

1 Центральный федеральный округ 55 8 31

2 Южный федеральный округ 23 5 10

3 Северо-Западный федеральный округ 22 4 9

4 Дальневосточный федеральный округ 13 3 9

5 Сибирский федеральный округ 33 7 12

6 Уральский федеральный округ 24 8 7

7 Приволжский федеральный округ 42 13 16

8 Северо-Кавказский федеральный округ 16 4 7

ВСЕГО 228 52 101

Образовательная программа по направлению «050400 — Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат) реализуется преимущественно в непедагогических вузах (доля колеблется от 29,2 до 69,2%) (табл. 7). В Дальневосточном федеральном округе доля непедагогических вузов составляет 69,2% от числа всех вузов, в Центральном — 56,4, в Северо-Кавказском — 43,8, в Южном — 43,5, в Северо-Западном — 40,9, в Приволжском — 38,1 и в Уральском округе доля непедагогических вузов составляет 29,2%.

В Уральском федеральном округе доля педагогических вузов составляет 33,3% от числа всех вузов, в Приволжском — 31,0, в Северо-Кавказском — 25,0, в Дальневосточном — 23,1, в Южном — 21,7, в Сибирском — 21,2, в Северо-Западном — 18,2 и в Центральном округе доля педагогических вузов составляет 14,5% (рис. 8).

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

СЗФО

ЮФО

ЦФО

43,8

Щ^Ш 38,1

I 31 29,2

- Ш зз.з

36,4

]

23,1

40,9

43,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69,2

14,5

56,4

I Другие вузы ■ Педагогические вузы

Рис. S. Соотношение между вузами, которые реализуют образовательные программы бакалавриата по направлению «050400 — Психолого-педагогическое образование», на территории федеральных округов РФ, %

Образовательные программы по направлению «050400 — Психолого-педагогическое образование» (магистратура) реализуется в 13 государственных вузах страны, из них в

2 федеральных университетах, в 3 региональных университетах и в 6 педагогических вузах. В 215 вузах образовательные программы по указанному направлению не реализуются. Представленные количественные данные не позволяют выявить более детальные тенденции.

Тенденции в процессе реализации образовательных программ по направлению «050700 — Специальное (дефектологическое) образование».

Образовательные программы бакалавриата по данному направлению реализуются в 105 государственных вузах страны, из них в 7 федеральных университетах, 50 региональных университетах, в 44 педагогических вузах и в 5 других вузах. Соотношение между вузами, которые реализуют образовательные программы по данным направлениям, представлено на рис. 9.

■ Федеральные университеты

■ Региональные вузы

Педагогические вузы

■ Другие вузы

■ Вузы, где программа не реализуется

Рис. 9. Соотношение вузов, реализующих и не реализующих образовательные программы (бакалавриат) по направлению «050700 — Специальное (дефектологическое) образование», %

Федеральные университеты составляют 3,1%, региональные вузы — 22,0, педагогические вузы — 19,3, другие вузы — 2,2 процента. Доля вузов, в которых данная программа не реализуется, составляет 53,4%.

Количественное распределение вузов, в которых реализуется данная образовательная программа, по федеральным округам, приведено в табл. 8.

Таблица 8

Распределение вузов, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров по образовательной программе бакалавриата по направлению «050700 — Специальное (дефектологическое) образование» на территориях

федеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Коли- чество вузов Количество педагогических вузов, где реализуется образовательная программа Количество непедагогических вузов, где реализуется образовательная программа

1 Центральный федеральный округ 55 6 16

2 Южный федеральный округ 23 5 6

3 Северо-Западный федеральный округ 22 3 6

4 Дальневосточный федеральный округ 13 3 7

5 Сибирский федеральный округ 33 7 5

6 Уральский федеральный округ 24 6 5

7 Приволжский федеральный округ 42 10 10

8 Северо-Кавказский федеральный округ 16 4 6

ВСЕГО 228 44 61

В Северо-Кавказском и в Уральском федеральных округах доля педагогических вузов составляет 25,0% от числа всех вузов, в Приволжском — 23,8, в Дальневосточном — 23,1, в Южном — 21,7, в Сибирском — 21,2, в Северо-Западном — 13,6 и в Центральном округе доля педагогических вузов составляет 25,0%. В Дальневосточном федеральном округе доля непедагогических вузов составляет 53,8% от числа всех вузов, в СевероКавказском — 37,5, в Центральном — 29,1, Северо-Западном — 27,3, в Южном — 26,1, в Приволжском — 23,8, в Уральском — 20,8, в Сибирском округе доля педагогических вузов составляет 15,2% (рис. 10).

Образовательные программы магистратуры по направлению «050700 — Специальное (дефектологическое) образование» реализуются в 6 государственных вузах страны, из них в 1 федеральном университете, в 1 региональном университете и в 4 педагогических вузах. Программы по этому направлению не реализуется в 222 вузах. Представленные количественные данные не позволяют выявить более детальные тенденции.

Тенденции в процессе реализации образовательной программы по направлению «051000 — Профессиональное обучение».

Образовательные программы бакалавриата по направлению «051000 — Профессиональное обучение» реализуются в 70 государственных вузах страны, из них в 1 федеральном университете, в 23 региональных университетах, в 21 педагогическом вузе и в 23 других вузах. Соотношение между вузами, которые реализуют данную образовательную программу приведено на рис. 11.

скчю

ПФО

УФО

СФО

ДФО

СЗФО

ЮФО

ЦФО

Рис. 10. Соотношение между вузами, которые реализуют образовательные программы бакалавриата по направлению «050700 — Специальное (дефектологическое) образование»,

на территории федеральных округов РФ, %

■ Федеральные университеты

■ Региональные «узы

■ Педагогические вузы

■ Другие вузы

■ Вузы, где программа не реализуется

Рис. 11. Соотношение вузов, реализующих и не реализующих образовательные программы (бакалавриат) по направлению «051000 — Профессиональное обучение», %

Федеральные университеты составляют 0,4%, региональные вузы — 10,1, педагогические вузы — 9,2, другие вузы — 10,1%. Доля вузов, в которых данная программа не реализуется, составляет 70,2%.

Количественное распределение вузов, в которых реализуется данная образовательная программа, по федеральным округам приведено в табл. 9.

В Уральском федеральном округе доля педагогических вузов составляет 20,8% от числа всех вузов, в Северо-Кавказском — 18,8, в Дальневосточном — 15,4, в Сибирском — 15,2, в Центральном — 5,5, в Приволжском 4,8 и в Южном округе — 4,3%. В вузах Северо-Западного округа данные образовательные программы не реализуются.

В Северо-Западном федеральном округе доля непедагогических вузов составляет 40,9% от числа всех вузов, в Южном — 34,8, в Северо-Кавказском — 25,0, в Сибирском — 24,2, в Приволжском — 19,0, в Центральном — 16,4, в Уральском — 8,3 и в Дальневосточном округе 7,7% (рис. 12).

Таблица 9

Распределение вузов, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров по образовательной программе бакалавриата по направлению «051000 — Профессиональное обучение » на территориях aедеральных округов РФ

№ Федеральные округа Российской Федерации Количе- ство вузов Количество педагогических вузов, где реализуется образовательная программа Количество непедагогических вузов, где реализуется образовательная программа

1 Центральный федеральный округ 55 3 9

2 Южный федеральный округ 23 1 8

3 Северо-Западный федеральный округ 22 0 9

4 Дальневосточный федеральный округ 13 2 1

5 Сибирский федеральный округ 33 5 8

6 Уральский федеральный округ 24 5 2

7 Приволжский федеральный округ 42 2 8

8 Северо-Кавказский федеральный округ 16 3 4

ВСЕГО 228 21 49

■ Другие вузы ■ Педагогические вузы

Рис. 12. Соотношение между вузами, которые реализуют образовательные программы бакалавриата по направлению «051000 — Профессиональное обучение», на территории федеральных округов РФ, %

Образовательные программы магистратуры по направлению «051000 — Профессиональное обучение» реализуется в 3 государственных вузах страны, из них в 2 региональных университетах и в 1 педагогическом вузе. Программа не реализуется в 225 вузах. Представленные количественные данные не позволяют выявить более детальные тенденции.

Таким образом, на территории 8 федеральных округов функционируют ведущие педагогические вузы, которые осуществляют уровневую подготовку педагогических кадров — по программам бакалавриата и магистратуры. В Центральном округе — это Московский педагогический государственный университет, в Южном округе — Волгоградский государственный социально-педагогический университет, в Северо-Западном округе — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, в Дальневосточ-

1 I *-» и «-» **

ном округе — Благовещенский государственный педагогический университет, в Сибирском округе — Красноярский государственный педагогический университет и Новосибирский государственный педагогический университет, в Уральском округе — Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) и Челябинский государственный педагогический университет, в Приволжском округе — Нижегородский государственный педагогический университет и Ульяновский государственный педагогический университет, и в Северо-Кавказском округе — Дагестанский государственный педагогический университет. В перспективе данные педагогические вузы могут координировать методическую, исследовательскую и организационную деятельность вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, на территории федеральных округов.

Конечно, любая модернизация, в том числе и институциональные изменения в системе педагогического образования, должна соотноситься как с задачами данного вида образования в общей структуре профессионального образования, так и с особенностями регионов нашей страны [4]. Только подробное исследование регионально-территориальной структуры педагогического образования, соотнесенное с данными о рождаемости детей и о динамике обновления педагогических кадров в субъектах Российской Федерации, позволит спрогнозировать региональные потребности в подготовке педагогов и спроектировать эффективные региональные сети педагогического образования, что является одной из задач разрабатываемого в РГПУ им. А. И. Герцена проекта программы модернизации педагогического образования.

Литература

1. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // иЫГУЕКБиМ: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2.

2. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2012. — Минобрнауки. рф/пресс-центр/2774/файл/1265/12.10.31-Мониторинг_Результаты.рё£.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЭ. Минобрнауки. рф/документы/2974.

4. Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования в регионе: социологический анализ // Высшее образование в России. 2010. № 5.

И. Э. Кондракова

сЕтЕВОЕ ВзАИмОдЕйстВИЕ: механизмы реализации образовательной политики

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства. Это, в свою очередь, означает и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.