Научная статья на тему 'Инструменты модернизации системы профессионального образования в стратегии территориального развития России'

Инструменты модернизации системы профессионального образования в стратегии территориального развития России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕРЫ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / POTENTIAL / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томских А. А.

В статье рассматриваются территориальные особенности развития модели высшего профессионального образования России, её проблемы и перспективы на различных уровнях. Даётся территориальный анализ кластеров профессионального образования через программы поддержки стратегического развития страны на долгосрочный период. Выявлена складывающаяся перспективная модель иерархической структуры профессионального образования России, включающая федеральный, федерально-региональный и региональный уровни. Предложена методика расчёта потенциала центров образования в соответствие с рангом представленных в них вузов. Произведён расчёт потенциала перспективной модели высшего профессионального образования страны в рамках федеральных округов и центров образования. Выполнены картосхемы участия в государственных программах центров высшего профессионального образования и потенциалов научно-образовательных кластеров России. Поставлена проблема всё большего усиления территориального неравенства в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments of Modernization of the Professional Education System in the Territorial Development Strategy of Russia

The article deals with territorial characteristics of the development of higher professional education model in Russia, its problems and prospects on different levels. The study discusses a territorial analysis of the clusters of professional education through the programmes of supporting strategic development of the country for a long-term period. It introduces a perspective model of the hierarchical structure of professional education in Russia, including federal, federal-regional and regional levels and suggests the method of calculating the education centres potential according to the rank of higher schools represented in them. The study shows the calculation of the potential of the perspective model of the country's higher professional education within federal districts and centres of education and presents the sketch-maps of the participation of the centres of higher professional education of Russia in the state programmes and the potentials of the scientific educational clusters of Russia. The article touches upon the problem of the growing territorial inequality in the educational space.

Текст научной работы на тему «Инструменты модернизации системы профессионального образования в стратегии территориального развития России»

УДК 911.7 ББК 26.8

А. А. Томских

кандидат географических наук, доцент, Забайкальский государственный

гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия),

e-mail: [email protected]

Инструменты модернизации системы профессионального образования в стратегии

территориального развития России1

В статье рассматриваются территориальные особенности развития модели высшего профессионального образования России, её проблемы и перспективы на различных уровнях. Даётся территориальный анализ кластеров профессионального образования через программы поддержки стратегического развития страны на долгосрочный период. Выявлена складывающаяся перспективная модель иерархической структуры профессионального образования России, включающая федеральный, федерально-региональный и региональный уровни. Предложена методика расчёта потенциала центров образования в соответствие с рангом представленных в них вузов. Произведён расчёт потенциала перспективной модели высшего профессионального образования страны в рамках федеральных округов и центров образования. Выполнены картосхемы участия в государственных программах центров высшего профессионального образования и потенциалов научно-образовательных кластеров России. Поставлена проблема всё большего усиления территориального неравенства в образовательном пространстве.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, модель профессионального образования, образовательное пространство, потенциал, кластеры.

A. A. Tomskikh

Candidate of Geography, associate professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky (Chita, Russia),

e-mail: [email protected]

Instruments of Modernization of the Professional Education System in the Territorial Development Strategy of Russia

The article deals with territorial characteristics of the development of higher professional education model in Russia, its problems and prospects on different levels.

The study discusses a territorial analysis of the clusters of professional education through the programmes of supporting strategic development of the country for a long-term period. It introduces a perspective model of the hierarchical structure of professional education in Russia, including federal, federal-regional and regional levels and suggests the method of calculating the education centres potential according to the rank of higher schools represented in them. The study shows the calculation of the potential of the perspective model of the country’s higher professional education within federal districts and centres of education and presents the sketch-maps of the participation of the centres of higher professional education of Russia in the state programmes and the potentials of the scientific educational clusters of Russia. The article touches upon the problem of the growing territorial inequality in the educational space.

Keywords: higher professional education, model of professional education, educational space, potential, clusters.

Начиная с 1991 г. в России происходят социально-экономические реформы, имеющие своей целью ликвидацию административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа; формирование нового экономического пространства после распада СССР;

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 5.2854.2011.

© А. А. Томских, 2012

открытие национальной экономики для внешнего рынка; совершенствование территориального управления и административно-территориального устройства России [7]. Последствия реформ достаточно сильно сказались на отраслевой и территориальной структуре высшего профессионального образования страны. Мы уже рассматривали важнейшие её изменения с 1990-1991 по 2007-2008 гг. [19]. В данной статье мы хотели бы остановиться на перспективном облике российского образования.

Сегодня российская высшая школа характеризуется большим количеством вузов и филиалов государственного и негосударственного сектора, нарушенными пропорциями подготовки специалистов между производственной и непроизводственной сферой, между высшим и средним профессиональным образованием, потерей качества из-за массовости и доступности. Эти деформации являются следствием «преобладания сырьевой ориентации экономики в ущерб её высокотехнологическому промышленному развитию» в постсоветский период [2, с. 226].

Понятно, что это не отвечает задачам долгосрочного развития России, направленным на инновационное социально ориентированное экономическое развитие [7]. С 2005 г. в стране реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Его цель -«ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям» [12]. Механизмами реализации проекта определено выявление и приоритетная поддержка лидеров, а также внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Модернизация профессионального образования происходит параллельно изменениям во всех сферах жизни и деятельности государства. Это обусловлено принципами региональной политики «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» - поляризованного (или «сфокусированного») развития, синхронизации действий, дифференцированности государственной политики регионального развития. Поэтому при моделировании будущего облика профессионального образования страны необходимо учитывать влияние разных факторов.

В сфере высшей школы к 2011 г. уже было реализовано направление «Инновационные программы вузов»; осуществляются на настоящий момент проекты «Федеральные университеты», «Национальные исследовательские университеты»; федеральная целевая программа «Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов РФ»; «Поддержка программ развития МГУ и СПбГУ», «Поддержка федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности», «Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий», «Привлечение ведущих учёных в российские вузы», «Развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах», «Поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями» и др. В период 2008-2012 гг. в стране будет сформирована практически новая нормативная база в сфере образования всех уровней. На все мероприятия федеральный бюджет планирует выделить в 2010-2012 гг. средства в объёме 90 млрд р. [3].

В 2008 г. утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее Концепция). Органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти предложено руководствоваться положениями данного документа. В Концепции определены долговременные системные вызовы российской экономике, проблемные точки и целевые ориентиры, отражающие как мировые, так и российские тенденции развития (табл. 1).

Целевыми ориентирами в области профессионального образования до 2020 г. заявлены: охват высшим и средним профессиональным образованием 60-70 % населения страны; создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий (5-10 %

мирового рынка новых идей, технологий и социальных инноваций, 17-20 % ВВП РФ). При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытноконструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоёмкие подотрасли химии и машиностроения [7].

Таблица 1

Системные приоритеты РФ по «Программе 2020»*

Уровни Содержание

Угрозы

Макро- - долговременные системные вызовы Усиление глобальной конкуренции во всех сферах деятельности . Новая научно-техническая революция. Возрастание роли человеческого капитала. Исчерпание потенциала экспортно-ориентированной модели развития страны

Мезо- и микро- - внутренние проблемные точки Недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Дефицит инженерных и рабочих кадров

Направления деятельности

Макро- - создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, соответствующей статусу России как ведущей мировой державы XXI в. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности её участия в мировом разделении труда

Мезо- и микро- - устойчивое повышение благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики Развитие человеческого потенциала России. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики

* Составлено автором по [7].

Системной задачей государственного развития на предстоящий период становится «переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития». В рамках Концепции были разработаны сценарии развития образовательного пространства России, которые согласуются с вариантами развития экономики страны. По первому сценарию, базовому, вследствие падения ВВП и общей деградации экономики спрос на высшее образование будет низким, что приведёт к стагнации всей его системы. По второму сценарию, инерционному, в силу развития в основном ТЭК и иных добывающих отраслей в высшем образовании России не произойдёт каких-либо изменений. Оно останется на периферии ключевых центров развития. По третьему сценарию, инновационному, модернизация ТЭК, транспортной инфраструктуры должна дать синергетический эффект и другим отраслям, в т. ч. и высшему образованию [13].

Одним из ключевых направлений развития определено «развитие человеческого потенциала России». В области образования важнейшими задачами становится: получение качественного образования; переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному; интеграция высшего образования - науки - экономики; создание центров глобальной компетенции и превосходства.

В русле Концепции идёт модернизация системы высшего профессионального образования. Данная реформа, пожалуй, будет самой крупной после 1917 г. Нет сомнения,

как говорит профессор С. А. Запрягаев, «...вектор развития высшего образования России подталкивается к англосаксонской модели., наиболее ярко реализованной в США» [5]. Вместе с тем, моменты, связанные с отбором приоритетных вузов и их количество, говорит и о китайском влиянии.

На сегодняшний день уже просматривается уровневая и территориальная структура образовательного пространства страны. Её механизмом служит государственная поддержка учреждений ВПО в рамках национального проекта «Образование» через систему конкурсного отбора программ развития: «Инновационные образовательные программы вузов» (2006-2008 гг.), «Национальные исследовательские университеты (НИУ)» (2008), «Университеты Шанхайской организации сотрудничества (УШОС)» (2009).

Первый конкурс «Инновационные программы вузов» проходил в два этапа - с 2006 по 2008 гг. Общий объём финансирования программы составил 20 млрд р. Победителями были признаны 57 вузов, из них: классические университеты - 17, технические и технологические - 25, педагогические - 4, сельскохозяйственные - 4, медицинские - 2, физической культуры -1, государственной службы - 1, экономики, права и управления - 3. Таким образом, получили поддержку на ближайшие два года все группы отраслевых вузов относительно их удельного веса в стране, особенно классические и технические университеты.

Используя опыт отбора университетов по инновационным программам, Правительство РФ в 2008-2009 гг. реализовало проект создания «Национальных исследовательских университетов» [10]. В основе идеи их создания формирование научно-образовательных кластеров, призванных «вести образовательную и научно-технологическую деятельность мирового уровня, став научными центрами и интеллектуальными резервуарами для оснащения кадрами и технологиями всех сфер жизни страны [1]. Победителями конкурса в течение нескольких этапов стали 29 университетов страны. Из них 22 (76 %) были победителями конкурса «Инновационные программы вузов».

В русле тренда инновационных проектов развития высшей школы России развивается президентский проект «Сколково». По данным В. Ю. Суркова, в его основе будет «университет с участием кластеров Мичигана и Бостона, созданы центры поддержки стартапов (от англ. start-up - запускать) с участием венчурного капитала, открыты исследовательские подразделения крупнейших корпораций (Simens, Nokia и др.) [8]. Предполагается, что это проект перспективных моделей образования, включающих триединство: наука-образование-производство. Данные вузы должны в рамках приоритетных направлений развития поддержать глобальные преимущества России на мировом рынке товаров, работ, услуг и технологий - быть центрами глобальной компетенции.

В 2009 г. Минобрнауки РФ был объявлен конкурс по отбору головных (базовых) вузов РФ, формирующих Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) по направлениям обучения: «Регионоведение», «Экология», «Энергетика», «IT-технологии», «Нанотехнологии». Победителями с российской стороны были признаны 16 вузов. Среди победителей в основном уже известные по предыдущим программам университеты.

Следующей категорией являются 9 федеральных университетов: Южный (Ростов-на-Дону), Сибирский (Красноярск), Северный (Арктический, Архангельск), Казанский (Приволжский, Казань), Уральский (Екатеринбург), Дальневосточный (Владивосток), Северо-Восточный (Якутск), Балтийский (Калининград) и Северо-Кавказский. Университеты были созданы в три этапа: в 2007 г. в Южном и Сибирском федеральных округах; в 2009 г. в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном; в 2010 г. в Северо-Западном и в 2011 - в Северо-Кавказском [10; 20; 21]. Университеты создавались по региональному и геополитическому принципу. Целью создания новых университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Университеты были созданы на базе крупных государственных вузов (6 классических и 2 тех-

нических университета) с присоединением к ним других учебных заведений ВПО и СПО и академии наук: 25 учреждений ВПО, 1 СПО и 4 научных института (Республика Саха). Во всех созданных федеральных университетах имеется достаточно широкая региональная сеть филиалов - 40. Самая крупная сеть представлена в Южном федеральном университете. На момент создания университета она объединяла 4 базовых вуза в городах Ростов-на-Дону и Таганрог, 16 филиалов в субъектах Южного федерального и Северо-Кавказского федерального округов. Небольшая региональная структура образовалась в Приволжском федеральном округе - 3 базовых вуза и 2 филиала. Приоритетные направления двух федеральных университетов выходят за пределы материковой части, где они находятся: Северный (Арктический) и Дальневосточный. Им поставлены задачи рационального освоения Арктики и мирового океана соответственно.

В 2009 г. Президент РФ подписал ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Минобрнауки, ФЗ № 259-ФЗ, от 10.11. 2009). Этим вузам предоставлен статус «ведущих классических университетов России», «уникальных научно-образовательных комплексов., старейших высших учебных заведений страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Их правовое положение - это, прежде всего, закрепление существующего «status qwo» в образовании России. МГУ и СПбГУ - единственные университеты страны, которые стабильно входят в число 500 лучших университетов мира.

По программе развития МГУ до 2020 г. определены приоритетные направления развития университета: кадры нового поколения, информационные технологии, космос и космические технологии, комплексные исследования человека, энергоэффективность, наноматериалы и бионаносистемы, рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России, духовно-нравственные ценности, социальные основы развития России, инфраструктура инновационной деятельности [13]. В Санкт-Петербургском государственном университете выделяются следующие приоритетные направления развития: нанотехнологии и материаловедение; биомедицина и здоровье человека; информационные системы и технологии; экология и рациональное природопользование; управленческие кадры и технологии [15]. В соответствии с законом они получили ряд особенностей образовательной деятельности: образовательную автономию, дипломы собственного образца и гарантированное финансирование за счёт средств федерального бюджета. Статус учреждений предполагает возможность создания филиалов. В МГУ они уже есть. Причём из шести пять находятся в государствах СНГ. Для СПбГУ это станет задачей ближайшего будущего [18].

В целях формирования инновационной среды, развития, взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Правительством РФ в 2010 г. осуществлена конкурсная государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включающая поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Постановление № 219). На данную программу планируется выделить 6 млрд р. в течение трех лет. Победителями признаны 56 вузов РФ из всех федеральных округов: Центральный - 20, Северо-Западный - 7, Южный - 3, Северо-Кавказский - 3, Приволжский - 7, Уральский - 4, Сибирский - 8, Дальневосточный - 4. Среди победителей нет вузов физической культуры и государственной службы.

В июне 2010 г. в России была создана «Ассоциации ведущих университетов», в состав которой вошли ведущие, федеральные и национально-исследовательские университеты. Всего 39 учреждений. «Цель ассоциации - поднять престиж российского высшего образования, возродить научные основы вузов, восстановить статус аспирантуры, способствовать мобильности студентов и аспирантов не только за пределами страны, но и внутри России» [9]. Ассоциация закрепляет статус федеральных и федерально-региональных ву-

зов как базовых в структуре высшего профессионального образования страны. Такой же подход используется с середины 50-х гг. XX в. в КНР.

Такое распределение государственной поддержки постоянно обсуждалось и вызывало недовольство в регионах, что не могло не вызвать ответную реакцию со стороны Правительства РФ в лице Минобрнауки. В 2011 г. был объявлен конкурс «Поддержка программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России», который должен был несколько сгладить непропорциональное распределение государственных средств на финансирование высшего профессионального образования центра и периферии, и между отраслевыми вузами, обделёнными в предыдущих программах. Особенно это касалось гуманитарных и педагогических университетов. В декабре 2011 г. конкурсная комиссия подвела итог: победителями были объявлены 55 университетов из 46 субъектов России, среди которых 21 классический университет, 22 инженерно-технических вуза и 12 гуманитарнопедагогических и иных вузов [11]. Сразу отметим, что общая схема стратегического развития высшего профессионального образования практически не изменилась. За исключением 12 городов, мы видим те же приоритеты, что были отмечены нами выше, 75 % выигравших центров - известные регионы. Однако впервые за годы модернизации профессионального образования были поддержаны такие города, как Курск, Псков, Калуга, Ижевск, Волгоград, Рязань, Омск, Йошкар-Ола, Иваново, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Владикавказ (рис. 1).

Таким образом, перспективная отраслевая модель высшего профессионального образования просматривается следующим образом: три уровня кластеров - федеральный, федерально-региональный и региональный - с соответствующими целями и задачами. Фактически исчезает понятие классических университетов и отраслевых вузов. Университеты становятся комплексными, но с кругом задач разного уровня (табл. 2). Кроме того, ключевыми вузами для профессионального образования России определены ведущие, национально-исследовательские и федеральные университеты, остальные попадают в категорию «прочие».

Таблица 2

Перспективная уровневая структура ВПО России*

Уров- ни Вид вузов Кол-во Задачи Финанси- рование Уровни образования

Федеральный Ведущие классические университеты 2 Центры глобального превосходства (100-500 университетов мира) Федераль- ное Магистратура Специалитет Бакалавриат

Национальные исследовательские университеты 29 Формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий (100-500 университетов мира) Федераль- ное Магистратура Специалитет Бакалавриат

Федерально-региональный Федеральные университеты 9-10 Формирование в стране новых центров социальноэкономического развития, реализующих конкурентный потенциал территории. 500 университетов мира Федераль- ное Магистратура Специалитет Бакалавриат

Университетский кластер 9-10 федеральных, 28 межре-гиональ-ных Решение социальноэкономических задач макро- и мезорегионального уровня Федеральное и региональное Магистратура Специалитет Бакалавриат

Уров- ни Вид вузов Кол-во Задачи Финанси- рование Уровни образования

Региональ- ный Региональные учреждения ВПО, СПО, НПО в структуре университетских комплексов Прочие учреждения, 150 ВПО Решение социально-экономических задач мезо- и микроре-гионального уровня Р е г и о -нальное Специалитет Бакалавриат

* Составлено автором.

С точки зрения поддержки вузов различными федеральными программами, значительный объём ресурсов направлен в Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО) и Дальневосточный (ДВФО) федеральные округа, как «локомотивам» экономического роста в России (рис. 1, табл. 3). ЦФО (Московский макрорегион) - это центр управления, финансовых потоков и столичных функций, важнейший транспортно-логистический узел. СЗФО (Балтийский и часть Арктического макрорегиона) - это транспортно-логистический узел и зона развития высокотехнологических производств, зона взаимодействия с высокоразвитыми странами Европы. ДВФО (Дальневосточный макрорегион и часть Арктического макрорегиона) - это зоны «новой специализации», зоны взаимодействия с интенсивно развивающимися странами АТР [7].

В программе господдержки учреждений ВПО задействованы учреждения 55 субъектов федерации из 86 (64,0 %), в т. ч. : ЦФО - 13 из 18 (72,2 %); СЗФО - 6 из 10 (60,0 %); ЮФО - 4 из 14 (28,6 %); СКФО - 5 из 7 (74,4%); ПФО - 11 из 14 (78,6 %); УФО - 3 из 4 (75,0 %); СФО - 8 из 11 (72,7 %); ДФО - 5 из 8 (62,5 %) (табл. 3). Опорным территориальным каркасом высшего профессионального образования становятся 57 центров России, 20 из которых ключевые: ЦФО - Москва, Белгород; СЗФО - Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск; ЮФО - Ростов-на-Дону; СКФО - Ставрополь; ПФО - Самара, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Саранск, Саратов; УФО - Екатеринбург; СФО - Новосибирск, Красноярск, Томск, Иркутск; ДФО - Владивосток, Якутск (рис. 1).

Основными победителями всех конкурсов стали города: Москва (61 программа), Санкт-Петербург (20), Томск (9), Екатеринбург (6), Новосибирск (8), Владивосток (7), Казань (5), Пермь (5), Ростов (4), Саратов (4), Нижний Новгород (4), Красноярск (4), Якутск (3), Самара (3). Под них будут сформированы университетские образовательные округа (научно-образовательные кластеры): Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Южный, Северо-Кавказский и Дальневосточный. Здесь хорошо видно дальнейшее развитие принципа централизма и столичности в развитии высшей школы России [6].

При анализе территориальных стратегий развития важное значение, по мнению А. П. Катровского, имеет оценка потенциалов центров образования - городов [там же]. Оценим потенциал университетских городов по индексу выигранных программ. Потенциал определяется путём умножения соответствующих величин баллов вузов по значимости (рангу) на их количество и суммирования полученных произведений по территориальным единицам: Р = £?=1 ИМ,

где Р - образовательный потенциал; i - группа вузов (i = 1, 2, 3., n); Ri - ранг вуза (5, 4 , 3 ..., n балла); М - фактическое количество i-й группы вузов в пределах территориальной единицы.

Определим ранг вуза следующими значениями Ri: ведущие университеты - 5 баллов, федеральные университеты - 4 балла, национальные исследовательские - 3, университеты с инновационными программами - 2, университеты ШОС; университеты с программами инновационной инфраструктуры; стратегического развития - 1. В итоге мы получили результаты будущих макрорегиональных научно-образовательных кластеров России (рис. 2; табл. 3).

'Ведушне университеты" 'Федеральные университеты" *НИУ"

'Инновационных программ" ’УШОС"

'Инновационной инфраструктуры" "Стратегического развития"

3000 километры

Рис. 1. Участие в государственных программах центров высшего профессионального образования России Ключевые образовательные центры. 1 - Москва, 2 - Санкт-Петербург, 3 - Красноярск, 4 - Ростов-на-Дону, 5 - Архангельск, 6 - Казань,

7 - Екатеринбург, 8 - Владивосток, 9 - Якутск, 10 - Калининград, 11 - Ставрополь, 12 - Нижний Новгород, 13 - Новосибирск, 14 - Пермь,

15 - Самара, 16 - Томск, 17 - Белгород, 18 - Иркутск, 19 - Саранск, 20 - Саратов.

Прочие образовательные центры. 21 - Краснодар, 22 - Таганрог, 23 - Владимир, 24 - Киров, 25 - Хабаровск, 26 - Орел, 27 - Тамбов, 28 - Тюмень,

29 - Челябинск, 30 - Уфа, 31 - Астрахань, 32 - Ульяновск, 33 - Петрозаводск, 34 - Воронеж, 35 - Нальчик, 36 - Тула, 37 - Новочеркасск, 38 - Кемерово, 39 - Барнаул, 40 - Тверь, 41 - Ярославль, 42 - Комсомольск-на-Амуре, 43 - Новгород, 44 - Грозный, 45 - Махачкала, 46 - Курск, 47 - Псков,

48 - Калуга, 49 - Ижевск, 50 - Волгоград, 51 - Рязань, 52 - Омск, 53 - Йошкар-Ола, 54 - Иваново, 55 - Южно-Сахалинск,

56 - Петропавловск-Камчатский, 57 - Владикавказ

Естественные науки

3000 километры

Рис. 2. Потенциал научно-образовательных кластеров России (размер пунсона пропорционален потенциалам центров (Р))

Ученые записки ЗабГГПУ. 2012. № 1 (42)

Таблица 3

Потенциал перспективного облика ВПО России в разрезе Федеральных округов*

Федеральный Численность Количество Удельный вес баллов,

округ населения, % баллов %

ЦФО 26,1 138 36,8

СЗФО 9,5 61 16,3

ЮФО 9,5 12 3,2

СКФО 6,6 15 4,0

ПФО 21,3 43 11,5

УФО 8,6 33 8,9

СФО 13,8 47 12,6

ДФО 4,6 25 6,7

РФ 100,0 374 100,0

Примечание: Иі: ведущие университеты - 5 баллов, федеральные университеты - 4 балла, национальные исследовательские - 3, университеты с инновационными программами - 2, университеты ШОС; университеты с программами инновационной инфраструктуры; стратегического развития - 1.

* Составлено автором по [16; данные конкурсов Минобрнауки].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самый мощный научно-образовательный кластер - Центральный, сформировался вокруг города Москвы (110). В его состав вошли достаточно развитые научные центры, формирующие понятие Центральной России: Белгород (8), Тамбов (2), Владимир (2), Орел (2), Воронеж (2), Тула (1), Тверь (2), Ярославль (2), Курск (1), Калуга (1), Рязань (1), Иваново (1). В кластере два лидера - Москва и Белгород. Его потенциал составил 135.

Вторым идёт Северо-Западный научно-образовательный кластер, сформированный на базе города Санкт-Петербурга (40). В его составе Калининград (7), Архангельск (4), Новгород (2), Петрозаводск (2), Псков (1). В округе три ключевых университетских города -Санкт-Петербург, Архангельск и Калининград. Его потенциал составит 56 единиц.

Третьим идёт Приволжский научно-образовательный кластер, сформированный на основе вузов города Казани (13). В его состав вошли университеты городов: Нижнего Новгорода (7), Самары (6), Саратова (7), Саранска (5), Уфы (4), Кирова (3), Ульяновска (3), Ижевска (1), Йошкар-Олы (1). В округе четыре несомненных локомотива - университеты Казани, Нижнего Новгорода, Самары и Саратова. Потенциал кластера составляет около 50 единиц.

Четвертый - Сибирский научно-образовательный кластер на базе города Томска (16). В составе кластера города Новосибирск (12), Красноярск (7), Кемерово (2), Барнаул (2), Иркутск (5), Омск (1). Особо выделяется «тройка» - Томск, Новосибирск, Красноярск. Потенциал кластера 45 единиц.

Пятым является Уральский научно-образовательный кластер на базе города Екатеринбурга (14). В его составе университеты городов Челябинска (5), Перми (11), Тюмени (5). В округе три важнейших центра образования - Екатеринбург, Челябинск и Пермь. Его мощность составит 35 интегральных единиц.

Дальневосточный университетский научно-образовательный кластер формируется на базе вузов городов Владивостока (11), Якутска (7), Хабаровска (3), Комсомольска-на-Амуре (2), Петропавловска-Камчатского (1) и Южно-Сахалинска (1). Здесь два лидера - Владивосток и Якутск. Потенциал этого научно-образовательного кластера всего 25 единиц.

Южный университетский научно-образовательный кластер - на базе города Ростова-на-Дону (6). В него входят вузы Астрахани (2), Краснодара (3), Таганрога (2), Новочеркасска (1) и Волгограда (1). Региональными лидерами являются вузы Ростова. На кластер приходится около 15 единиц.

Северо-Кавказский университетский научно-образовательный кластер на базе города Ставрополя (6) только формируется. В него входят вузы Грозного (2), Нальчика (2), Махачкалы (2) и Владикавказа (1). Потенциал кластера 13 единиц.

Такое распределение учреждений ВПО по территории страны согласуется с Генеральной схемой пространственного развития России, принципом поляризованного (или «сфокусированного») развития, проектами реформирования административнотерриториального деления России [4; 7]. Однако такой подход вызывает достаточно много вопросов. Во-первых, из 28 губерний только 16 будут иметь вузы федерального и федерально-регионального подчинения. Последнее говорит о нарушении в справедливости доступа населения в ведущие учебные заведения страны. «Усиление территориального неравенства в образовательном пространстве в условиях уменьшения связности территории страны из проблемы социальной превращается в проблему политическую» [6].

Подводя итог сказанному, ещё раз отметим, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. и международные соглашения России диктуют необходимость модернизации образовательной системы. Её дальнейшее развитие пойдёт по англосаксонской модели, хорошо зарекомендовавшей себя во многих странах мира. С точки зрения отбора федеральных и региональных вузов, используется опыт КНР по определению и поддержке «100» ведущих вузов страны. Ведущие классические и отраслевые университеты получат существенную государственную поддержку и будут сконцентрированы в кластеры в соответствии с принципом полярного развития России в 20 ключевых (57) городских агломерациях страны. Они должные стать опорным каркасом России к инновационному сценарию развития в целом государства и макрорегионов. Однако Генеральная схема размещения учреждений ВПО страны требует коррективы. Особенно это касается Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов как важнейших геополитических регионов Российской Федерации.

Список литературы

1. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016. Эксперт. 2007. № 32 (573). С. 88-94.

2. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5. URL: http://www.sibcenter.info/print/?id=471 (дата обращения : 01.11.2011).

3. Государственная поддержка ведущих российских вузов / Минобрнауки РФ. URL: http:// mon.gov.ru/pro/ved/ (дата обращения : 28.11.2011).

4. Гранберг А. Г, Кистанов В. В, Адамеску А. А. Государственно-территориальное устройство России. М. : Дека, 2003. 448 с.

5. Запрягаев С. А. Системы высшего образования России и США. URL: http://www.lib.vsu. ru/elib/texts/173.pdf (дата обращения : 11.11.2011).

6. Катровский А. П. Территориальная организация высшей школы России. Смоленск : Ойкумена, 2003. 200 с.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. (в ред. распор. Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р.). URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134 (дата обращения : 11.11.2011).

8. Кукол Е. Путь в Сколково. Владислав Сурков рассказал, какие проекты отберут для ин-нограда // Российская газета. Центральный выпуск. №5307 (228) от 8 октября 2010 г. URL: http:// www.rg.ru/2010/10/08/innograd.html (дата обращения : 01.11.2011).

9. Министр образования РФ благословил создание Ассоциации ведущих университетов страны. URL: http://www.regnum.ru/news/1289310.html (дата обращения : 21.10.2011).

10. Национальные исследовательские университеты. URL: http://mon.gov.ru/pro/niu/ (дата обращения : 21.10.2011).

11. Победители конкурса программ стратегического развития URL: http://programs.extech. ru/docs/winners.php(дата обращения : 01.10.2011).

12. Приоритетный национальный проект «Образование» // Проекты / Министерство образования и науки РФ. иКЬ: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ (дата обращения : 01.11.2011).

13. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. / под ред. Т. Л. Клячко. М. : МАКС Пресс, 2009. 404 с.

14. Программа развития Московского университета до 2020 года. URL: http://www.msu.ru/ projects/pr2020/docs/pr2020.pdf (дата обращения : 01.12.2011).

15. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 года. URL: http://www.spbu.ru/structure/ (дата обращения : 01.12.2011).

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. URL: http://www.gks.ru/ wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=Ш21786П292&elementЫ=113862350615 (дата обращения : 21.12.2011).

17. Создание новых университетов в федеральных округах// Проекты / Министерство образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ (дата обращения: 21.11.2011).

18. СПбГУ планирует открыть филиалы в ключевых российских регионах // Наука и технологии России. иКЬ: http://www.strf.ru/organization.aspx? CatalogId=221&d_-no=23339 (дата обращения : 20.12.2011).

19. Томских А. А. Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010. № 5. С. 70-82.

20. Указ Президента Российской Федерации о создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, от 13 октября 2010 года, №9 1255. URL: http://президент.рф/acts/9234 (дата обращения : 20.12.2011).

21. Указ Президента РФ от 18.07.2011 № 958 «О создании Северо-Кавказского Федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе». URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;1566915 (дата обращения : 21.12.2011).

Рукопись поступила в редакцию 28.12.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.