Координация целевых ориентиров регионального развития с программами развития ведущих региональных вузов
Аннотация: В статье представлены результаты анализа программно-целевых документов развития субъектов Российской Федерации (РФ) и региональных вузов (на примере Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО)). Акценты сделаны на теории и методологии формирования и реализации системы стратегического регулирования территориального развития в условиях социализации, экологизации и инновационных преобразований экономики. Предлагается рассмотреть гипотезу о том, что региональные вузы-лидеры, способны стать и лидерами в раскрытии инновационно-модернизационного потенциала регионов, улучшении человеческого потенциала, выступать драйверами и «локомотивами» в развитии малого и среднего предпринимательства, институтами социализации молодежи, посредством применения механизмов конструктивного взаимодействия науки, производства, вузов и региональной власти
Ключевые слова: программно-целевые методы, региональное развитие, экономика знаний, модернизация, социализация, институциональная среда, образование, наука, инновационные процессы
Petrosyants D.V. Coordination targets the regional development programs of the region's leading universities Abstract: The results of the analysis software and target documents the development of the Russian Federation and regional universities (for example, the North Caucasian Federal District). The emphasis is on the theory and methodology development and implementation of the strategic management of territorial development in socialization, green and innovative changes in the economy. It is proposed to examine the hypothesis that the regional universities, leaders can act as leaders in discovering innovative modernization potential regions, improving the human capacity to act and the driver "locomotive" in the development of small and medium enterprises, institutions of socialization of young people, through the use of mechanisms of constructive interaction science, industry, universities and regional authorities.
Key words: target program methods, regional development, knowledge economy, modernization, socialization, institutional environment, education, science, innovation
Фантомные представления об отечественной системе образования сегодня следует пересмотреть, и не только в соответствии с проводимой реформой образования, подключением российских вузов к «Болонскому процессу», но и учитывая существенные региональные различия свойственные нашему федеративному государству. При том указанные различия связаны не только с многообразными климатическими, геологическими, наследственно-экономическими и т.п. факторами, но и с социальными и ментальными.
По мнению профессора В.Коссова, одной из самых острых проблем современной российской экономики является не капитал и даже не менеджмент, а нехватка квалифицированной рабочей силы. Высшее образование во многом не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В результате дефицит высококвалифицированных специалистов остается, однако и рабочими выпускники российских вузов работать не пойдут. Образовался целый пласт людей с высшим образованием, которые не могут прокормить себя знаниями, полученными по обозначенным в их вузовских дипломах специальностям, но в то же время они не хотят и даже не могут тяжести обучения в российских вузах в сторону экономических, перейти в разряд низко квалифицированных работников. А смещение центра управленческих и юридических специальностей, специальностей сервиса и гуманитарно-социальных, привело к системному дисбалансу предложения с потребностью рынка труда. Нобелевский лауреат в области экономики Дж.Стиглиц, считает, что «раньше в России можно было получить очень хорошее, первоклассное образование, но после распада СССР лучшие специалисты начали уезжать, так как были чрезвычайно востребованы на Западе. Инвестиции в систему образования заметно снизились, что не замедлило сказаться на количестве и качестве выпускаемых специалистов»[1]. А на взгляд профессора Финансового университета при Правительстве РФ Я.Пляйса, система отечественного об-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00069а.
Петросянц Даниял Викторович
К.э.н., ст.н.с. ФГБУН ИПР РАН Г. Москва [email protected]
разования и вовсе "оказалась к началу 2000-х годов в том плачевном состоянии, из которого она не вышла до сих пор, несмотря на значительные разнообразные реформаторские усилия, предпринимаемые государством в последние годы"[2].
В свою очередь, образование становится и мощным политическим, и даже геополитическим рычагом, способным работать с молодыми людьми в том возрасте, когда собственно и формируются личность. Борьба за талантливые молодые головы - вот стратегическая цель современного общества, не только материальные ресурсы становятся важнейшим товаром, но и знания, а вместе с тем и общее развитие человеческого потенциала государства.
Современный мир постоянно трансформируется, и основной тенденцией становится всеобщая глобализация. И провалы или ошибки в политике, ровно как и успешные практики, будет возможность оценить только спустя годы, уже выйдя за рамки самого процесса. В субъектах РФ разрабатываются концепции развития регионов, как и положено, коррелирующие с федеральными целепола-гающими документами, затем, подготавливаются стратегии, в дальнейшем перерастающие в конкретные программы с приоритетами, точными расчетами, целевыми ориентирами, ответственными за выполнение программ структурами и т.п. Документы эти не сразу и непросто принимаются, перерабатываются, некоторые так и «зависают» неутвержденными, и только волевое решение руководства позволяло принять эти программы развития. В настоящее время программы принятые на 10-20-летний сроки дают лишь контуры развития, в действительности они требуют регулярного пересмотра ориентиров и приоритетов на основе постоянного мониторинга меняющейся ситуации.
Существенное внимание следует уделить политической составляющей в развитии ситуации в СКФО. Из семи субъектов федерального округа, шесть, являются национальными образованиями, Ставропольский край при этом стал после выделения СКФО из Южного федерального округа (ЮФО), столичным, и принял на себя функции центра. Характерной чертой последних двух десятилетий, являются обостряющиеся в Ставропольском крае межнациональные и межконфессиональные конфликты, на этом фоне, например, было заметное и резонансное «дело о хиджабах» в школах. Такие вопросы, как соблюдение миграционного законодательства в регионе, взаимодействие полиции с муниципальной властью и казачеством, межконфессиональное согласование интересов и т.п., требуют сегодня особого внимания.
Наиболее значимые программно-целевые документы развития субъектов СКФО формируют и корректируют целевые ориентиры развития макрорегиона в целом и субъектов Федерации в частности. Характерно, что в течение времени, программы корректируются, переписываются, и порой, сменяют ориентиры. 4 октября 2010 г. на сайте Правительства РФ была представлена стратегия социально-экономического развития (ССЭР) СКФО до 2025 г. [3]. В части развития инновационно-образовательного кластера СКФО власти региона считают целесообразным включить в проект комплексной стратегии мероприятия по развитию науки, образования и инновационной деятельности в СКФО, поскольку регион обладает значительным потенциалом в этих областях, что дает возможность добиться быстрой и максимальной отдачи. Речь идет о проектах, предусматривающих (и в большинстве своем реализованных и реализуемых) создание Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), нанотехнологического центра совместно с госкорпорацией «Роснанотех», а также окружного венчурного фонда с выделением лимитов финансирования для каждого региона СКФО. В ССЭР СКФО отмечается, что «до сих пор естественные преимущества региона остаются нереализованными, поскольку СКФО по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки». Кроме того, в Стратегии отмечается, что большинство субъектов РФ, входящих в состав СКФО, уже на протяжении многих лет продолжают оставаться регионами-реципиентами. Однако средства федерального бюджета направляются в основном на поддержание социальной сферы и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики. Тем самым констатируется отсутствие действенных механизмов формирования в регионе самообеспечивающей экономической системы. Изучением же и «нащупыванием» наиболее верных векторов и трендов призваны коллективы ученых и федеральных чиновников, занимающихся разработкой стретегем различного уровня [4].
Интересным и показательным видится анализ корреляции и взаимодополнения этих программных документов и программ стратегического развития вузов региона. Посредством целенаправленного использования механизма связи производства и вузов, а именно, базовых кафедр, внедрения технологических платформ, открытия на базе вузов малых инновационных предприятий,
конкурсов на гранты различных фондов и мегагранты (создание лабораторий мирового уровня) и т.п., реализуется фундирующая роль сильных региональных вузов в раскрытии инновационного потенциала субъектов РФ. По мнению директора Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", В.Княгинина, инвестиции, не обеспечивающие инновационного развития, приводят к деградации территорий и общества, которое на этой площадке работает. "Ключевой фактор инновационного развития - образование. Вуз в современных условиях становится важнейшим институтом города, региона. При условии, что он исследовательский и на сто процентов предпринимательский. Вузы классического типа с этой задачей справиться не могут. Поэтому должны кардинально перестраиваться" [5]. Однако, далеко не все вузы успешно интегрируются в инновационную региональную систему. Причин тут очень много, но основная, свойственная не только России, но и странам Евросоюза, заключена в том, "что малые высокотехнологичные предприятия недооценивают потенциал университетов, не понимают спектр их конкретной деятельности и поэтому не воспринимают возможную пользу для предприятия или не ценят качество знаний" [6]. Задача состоит в том, чтобы оптимизировать цели и задачи и согласовать интересы тех и других, использовать нереализованный пока ещё потенциал региональных вузов, на решение приоритетных задач, стоящих перед субъектами Федерации. Одним из основополагающих документов, направленных на развитие инновационной составляющей в российском образовании и науке, является Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (выдержки) [7]:
>...политика в отношении науки и образования будет направлена на повышение эффективности их функционирования с перераспределением средств с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На этом этапе также должна быть осуществлена эффективная интеграция российской науки в мировое научное сообщество;
>приоритетом в области исследований и разработок станет создание и развитие центров компетенции путем создания национальных исследовательских центров, а также путем выведения на мировой уровень конкурентоспособности части ведущих университетов, государственных научных центров и ведущих научных организаций государственных академий наук. В качестве центров компетенции можно рассматривать и возникающие в регионах наукоемкие кластеры;
В конце 2011 года Министерство образования и науки РФ объявило конкурс поддержки программ стратегического развития образовательных учреждений высшего профессионального образования1. Заявки на участие в нем подали около 250 вузов, подведомственных Минобрнауки. Победителями стали 55 вузов. Они расположены в 46 субъектах РФ, в восьми федеральных округах. Среди них 21 классический университет, 22 инженерно-технических вуза, 12 гуманитарно-педагогических и других вузов. СКФО представлен четырьмя вузами-победителями конкурса, это: Дагестанский, Чеченский, Северо-Осетинский и Кабардино-Балкарский государственные университеты. Победители конкурса получат финансирование из федерального бюджета на реализацию своих программ стратегического развития в течение трёх лет (2012-2014 гг.) в размере до 100 млн. рублей в год.
Критерием оценки заявок являлась эффективность предложенной вузом программы стратегического развития, направленной на повышение эффективности управления вузом, а также приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями рынка труда и стратегией социально-экономического развития региона или отрасли. Программы развития вузов СКФО на их официальных сайтах представлены далеко не все, даже среди победителей конкурса. В мае 2012 года на сайте СКФУ была опубликована программа нового объединенного вуза, призванного стать самым крупным и наиболее «сильным» вузом региона, в полном объеме представлены программы развития, например, на сайтах Дагестанского государственного технического университета и Кабардино-Балкарского университета. Есть упоминания и выдержки из программы развития на сайте Дагестанского госуниверситета.
В качестве иллюстрации, подтверждающей гипотезу, о связи региональных и вузовских целевых документов, приведу некоторые положения программ развития региональных вузов Приоритетными направлениями развития СКФУ, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы, являются [8]:
1 Программы стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. URL: http://programs.extech.ru/index.php.
>развитие промышленности СКФО, в том числе наносистем и материалов, фундаментальной медицины, биомедицинских и фармацевтических технологий, химических процессов и технологий, пищевых биотехнологий, пищевой безопасности, машиностроения, технологий поиска, разведки, разработки месторождений нефти и газа, их добычи и переработка-
развитие технологической инфраструктуры СКФО, в том числе обеспечение энергоэффективности, энергосбережения и энергетической безопасности, развитие аэрокосмических и геоинформационных технологий, территориального планирования, информационно-телекоммуникационных технологий, строительных технологий и производства строительных материалов, транспорта и транс-портно-логистических систем;
>развитие рекреационного потенциала СКФО, в том числе туризма, гостиничного дела, сервиса и межкультурных коммуникаций, экологии, обеспечение биоразнообразия и рационального природопользования.
Стратегической задачей Дагестанского госуниверситета (ДГУ) определено создание современного инновационного образовательного учреждения высшего профессионального образования как единого научного, образовательного, инновационного и информационного комплекса, обеспечивающего формирование и устойчивое функционирование инновационных отраслей экономики, науки и образования РД и в целом РФ. При реализации этой Программы ключевая роль отведена организации научной и инновационной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых [9].
Таким образом, скрупулезно сопоставляя целевые ориентиры регионов и ведущих региональных вузов, следует корректировать дорожные карты развития субъектов федерации. Каковы бы не были мотивации руководства страной, как бы они не были подкреплены выверенными пошаговыми программами выстраивания национальной/региональной инновационных систем, следует понимать, что ключом к успешному внедрению современных технологических и управленческих инноваций, является политическая воля лидеров государства. И, что характерно для России XXI века, без периодического перехода на так называемое «ручное управление», очень часто, даже самые благие начинания, так и остаются нереализованными. Что еще очень важно, необходим именно общественный резонанс, эффект всеобщей рефлексии общества и руководства, экспертов, ученых и практиков, без которого невозможно создать в стране достаточной устойчивой критической массы заинтересованных людей, стремящихся к радикальным переменам, поступательному и высокотехнологичному развитию, и, как это громко не прозвучит, «болеющих» за инновационное развитие своей страны в рамках национального патриотизма. Правительством РФ в этой связи прилагается немало усилий в направлении смены негативных трендов, используя при этом как законодательные рычаги, так и применяя новые схемы финансирования и стимулирования инновационных преобразований в отечественном образовании, в первую очередь высшем, в наиболее сильных и системообразующих федеральных и региональных вузах.
Список литературы
1.Петросянц В.З., Дохолян С.В., Петросянц Д.В., Баширова А.А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Петросянц. - М.: Экономика, 2011, глава 3.
2.Пляйс Я.А. Особенности современной модернизации России // Научно-аналитический журнал Обозреватель
- Observer. 2010. Т. 247. № 8. С. 7.
3.Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru/ smi/messages/ 12425, 2010, 4 октября.
4.Петросянц Д.В. Особенности формирования научно-образовательного кластера в структуре инновационной системы Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, 2011. № 3.
5.Фиолетов С. Горизонтальная тяга. // Поиск. М.: 1.6.2012.
6.Селезнев П.С. Европейский путь инновационной политики. // Научно-аналитический журнал обозреватель
- Observer, 2012. Т. 269. № 6. С. 113.
7.Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016. 8.Официальный сайт Северо-Кавказского федерального университета. URL: http://www.ncstu.ru/programma-razvitiya-skfu.html, 2013.10 февраля.
9. Официальный сайт Дагестанского государственного университета. URL: http://www.dgu.ru/.