МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ
УДК 330.101, 332.1
Петросянц Д.В.
канд. экон. наук, доцент,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
СКФО: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ1
Аннотация: в статье анализируются ориентиры программно-целевого развития инновационных стратегий Северо-Кавказского Федерального округа, его субъектов, их соответствие заявленным целям и задачам общероссийских и региональных программ социально-экономического развития. Проводится анализ инструментария оценки современного потенциала региональных образовательных и научно-исследовательских организаций.
Ключевые слова: национальная инновационная система, модернизация, институциональная среда, наукометрия, наука, образование.
Petrosyants D. V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.
Financial University under the Government of the Russian Federation
SKFO: FEATURES DEVELOPMENT FOR SCIENCE & EDUCATION CLUSTER
REGIONAL INNOVATION SYSTEM
Abstract: The article analyzes the guidance program and target the development of innovative strategies for the North Caucasus Federal District, its subjects, their compliance with the stated goals and objectives of national and regional programs for socio-economic development. The analysis tools assess the current capacity of the regional educational and research organizations.
Keywords: national innovation system, modernization, institutional environment, scientometrics, science, education.
Определяющей тенденцией в развитии современных экономик ведущих стран мира стало существенное возрастание роли инновационной направленности хозяйства, вследствие чего особое внимание отводится подготовке высококвалифицированных специалистов, проведению эффективных и стратегически запланированных научных исследований. Россия, следуя мировым трендам XXI века, последние несколько лет, используя богатый мировой опыт, обозначает контуры формирующейся у нас в стране национальной инновационной системы (НИС), стремится найти свою нишу в области исследования прорывных направлений развития человечества.
Стратегической направленностью, исходящей от политической элиты ведущих стран мира, успешно внедряющих у себя НИС стало целенаправленное формирование своего рода «культа достойного образования», подкрепляемое регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, ведущими учеными и преподавателями, и позиционированием их перед общественностью как «золотого интеллектуального генофонда страны». Например, в США реализуется программа «Национальные цели образования», в которой указывается,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00069а. 42
что «образование - основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века» [1].
Реалии сегодняшнего дня таковы, что требуют от экспертов, занимающихся стратегическим планированием регионального развития, комплексного подхода, предполагающего взаимоувязку и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, позволяющих выстроить механизм эффективного использования имеющихся ресурсов и обеспечить конкурентоспособность как по всему региону, так и по отдельным хозяйствующим субъектам.
Разработка стратегий социально-экономического развития всех уровней с учетом иннова-ционно-модернизационной переориентации хозяйства предстоит осуществлять в следующей последовательности:
БХУОТ-анализ [2] современного социально-экономического состояния регионов вцелом и их субъектов в частности;
> инвентаризация ресурсов (внутренних и внешних), необходимых для реализации стратегий;
г составление карты научных, образовательных, технологичесиких и инфраструктурных звеньев формирующегося регионального инновационного кластера;
формулирование миссий регионов с учетом задач реализации современной модели образования, мировых тенденций в построении научно-технологического уклада, потребностей регионального сообщества, народно-хозяйственного комплекса;
г определение стратегических приоритетов, формулирование стратегических целей и задач в рамках, формируемых НИС и РИС;
г юридическая взаимоувязка стратегий всех уровней в соответствии с общероссийскими, региональными и муниципальными законодательными актами. Необходимость непротиворечивого законодательно-правового обеспечения программ развития становится очевидной, если начать изучать их в рамках обнаружения разновекторных идей и планов;
> разработка гайда механизма реализации стратегий.
Одним из основополагающих документов, направленных на развитие инновационной составляющей в российском образовании и науке, является Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (выдержки) [3]:
> политика в отношении науки и образования будет направлена на повышение эффективности их функционирования с перераспределением средств с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На этом этапе также должна быть осуществлена эффективная интеграция российской науки в мировое научное сообщество;
г приоритетом в области исследований и разработок станет создание и развитие центров компетенции путем создания национальных исследовательских центров, а также путем выведения на мировой уровень конкурентоспособности части ведущих университетов, государственных научных центров и ведущих научных организаций государственных академий наук. В качестве центров компетенции можно рассматривать и возникающие в регионах наукоемкие кластеры;
> начнется реализация пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масштабных инновационных программ бизнес-структур, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ;
г приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских
43
программ. При этом будет усиливаться финансовая поддержка ведущих вузов, научных коллективов и отдельных ученых, проводящих исследования на мировом уровне.
В русле заданных трендов и следует рассматривать развитие регионального образовательного кластера, и вместе с этим координировать индивидуальные для вузов программы стратегического развития. Всего в СКФО 65 вузов, еще на территории функционирует 117 филиалов высших учебных заведений. 30 процентов населения СКФО - молодежь. Однако, по сравнению с соседними регионами, студентов в СКФО немного. Региональная высшая школа на сегодняшний день сталкивается с целым рядом нерешенных проблем.
> Приведение высшего образования к потребностям региональных рынков. Нет необходимости региональной высшей школе брать на себя подготовку кадров для всей страны.
> Нет синхронизации и конструктивного взаимодействия между вузами одного региона, наоборот, ведутся «бои местного значения» за профессуру, абитуриентов, ресурсы и т.д. Решать эту проблему можно как на уровне регионального правительства, так и, например, воспользовавшись опытом томичей, которые инициировали создание в области консорциума томских вузов и научных организаций, что позволяет оперативно совместными усилиями вырабатывать политику в масштабах региона, похожие схемы реализуются и в Красноярском
> Снижение качества абитуриентов, подготавливаемых в регионах, по крайней мере, это можно констатировать, ориентируясь на данные ЕЭГ. При этом ЕГЭ дает возможность несколько выровнять стартовые условия абитуриентов. Есть гипотеза, что высшее образование - это социальный лифт, через первичные ячейки социализации в группах. На поверку, абитуриенты из разных социальных слоев поступают в разные вузы, а если и попадают в одни и те же группы студенты из различных социальных групп, есть устойчивые тенденции к их обособленности, минимизации совместного общения.
г Дефицит подготовленных в региональных вузах инженерных кадров, отсутствие у молодежи интереса к профессиям, связанным с техникой. Переориентация в постсоветский период специализированных политехнических институтов в разносторонние университеты, производящие избыточное число выпускников с дипломами экономистов и юристов. То же относится и к поствузовскому образованию.
г Не заработал в должной мере механизм вузовских МИПов. Одной из острейших проблем МИПов является отсутствие материально-технической базы и квалифицированных специалистов, в первую очередь инновационных менеджеров. С трудом удается коммерциализация научных разработок.
> Низкая эффективность при взаимодействии между наукой и высшим образованием, производством и высшим образованием. Требуется системное и целенаправленное расширение спектра вузовских базовых кафедр.
г Недостатки нормативной базы, в частности, регионы не имеют возможности самостоятельно создавать новые вузы.
Будем исходить из парадигмы развития региональной инновационной системы (РИС), как выстраивание инфраструктуры взаимодействия инновационного треугольника, через развитие институтов образования, науки и высокотехнологичного производства (см. рис. 1). Важнейшим звеном в построении РИС является государственная инновационная политика, которая на всех уровнях во многом должна опираться на диалог с обществом, считаясь с мнением экспертов в различных областях, при этом используя рычаги, позволяющие регулировать и направлять интеллектуальные и финансовые потоки по ряду направлений:
• координация заказа и разработки стратегий развития регионов, в частности в различных направлениях: инновации, наука, образование, медицина, экология, социальная среда и т. д.;
• постановка перспективных целей и задач;
• открытие государственных хранилищ информации и знаний;
• переход делопроизводства на новые форматы;
• формирование новой элиты, причем как в сфере госвласти и бизнеса, так и научно-образовательного сообщества.
Комплексность и системность при выстраивании РИС позволят не сводить процесс модернизации и перехода к обществу инноваций к созданию и внедрению новых технических новинок. Потребуются изменение принципов взаимодействия между научно-исследовательским, образовательным и производственным секторами, создание дееспособной инновационной инфраструктуры. Не сработает лишь одно звено - не заработает и РИС в целом.
Первым и фундирующим звеном РИС является образовательная система и как ее вершина - институты высшего образования. Информационно-коммуникационная политика (ИКП) вуза является важной составляющей его устойчивого развития, создания весомых предпосылок для обеспечения и поддержания конкурентоспособности. Деятельность эта для администраций вузов новая, непривычная, а одной из «особенностей институтов является медлительность их изменения.
Даже существует мнение, что они вообще неизменны, во всяком случае, относительно масштабов человеческой жизни...» [1].
Есть гипотеза, что необходимость успешно себя позиционировать в вузовском, научно-образовательном и т.п. сообществе, в медийно-информационном пространстве заставит наши ведущие университеты учиться этому у передовых зарубежных вузов, перенимая лучшие успешные практики.
Системный анализ ИКП вузов планируется продолжить и углубить. К ряду показателей эффективности ИКП вуза следует также отнести узнаваемость научно-исследовательского почерка научных школ и уникальных лабораторий, представленность на рынке on-line курсов и дистанционного образования, успешность использования лабораторной базы, в том числе, предоставлении высокотехнологичных комплексов в аренду и совместное их использование научно-производственными объединениями.
Помимо государственной (региональной) статистики необходимо использование и отчетов компаний (в том числе вузов и НИИ), применение инструментов наукометрии (Web of Science, Sei Verse Scopus, Science Index/РИНЦ (РИНЦ) и т.п.) и информационно-коммуникационный и контент-анализ (SCAN Interfax), ведь на улучшение конкурентоспособности работают все возможные коммуникации (см. рис. 2-3 и табл. 1-2).
Таблица 1 - Наиболее научно-продуктивные институты СКФО
Научно-исследовательские и образовательные организации Субъект СКФО Публикаций Цитирований Н-индекс
1 Северо-Кавказский федеральный университет ск 20651 13002 29
2 Ставропольский государственный аграрный университет ск 11871 20637 33
3 Дагестанский государственный университет рд 6741 3370 15
4 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова КБР 5818 4270 19
5 Дагестанский государственный педагогический университет рд 4596 1370 13
6 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова PC OA 4562 2015 16
7 Ставропольский государственный медицинский университет СК 4295 7586 31
8 Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН ЧРИ 3503 2673 18
9 Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН рд 3354 4079 28
10 Пятигорский государственный лингвистический университет ск 3352 2232 13
11 Дагестанский государственный технический университет рд 3066 2309 17
12 Горский государственный аграрный университет PC OA 2795 862 8
в Образование в Спорт
в Искусство и культура в Политика и государство асоциальные вопросы в Наука и технологии в Религия и вера В Преступления и криминал в Прочие
Рисунок 2 — Тематика медиаприсутствия СКФУ в 2014 г.
Источник: составлено автором по SCAN Interfax/
В Социальные вопросы В Образование В Искусство и культура В Спорт
□ Религия и вера в Наука и технологии В Политика и государство в Прочие
Рисунок 3 — Тематика медиаприсутствия КБГУим. Х.М. Бербекова в 2014 г.
Источник: составлено автором по SCAN Interfax/
По мнению Е. Кузнецова (при неформальном общении), директора по стратегическим коммуникациям компании РВК, «...сейчас употребление понятия "инновационная экосистема" стало привычным, но механическим. Многие говорят про нее, про ее проблемы, но сводят все в итоге к дефицитам ресурсов или инфраструктур. А ведь метафора экосистемы стоит на ином: гармония и развитие только в разнообразии и нужности всех компонент». И часто, убирая опасные или неудобные звенья системы, устраняя сложности, создавая "теплицы", экосистему (в данном случае инновационную) только разрушают. Таким образом, пока и настоящих предпринимателей, и настоящих инвесторов в нашей стране очень мало - но вопрос не в количестве. Вопрос в устройстве рынка и общества, в котором нужны разнообразие и свобода. А дальше природа сделает все сама, если суметь институционально сформировать РИС.
Таблица 2 - Сюжеты упоминаний СКФУ в СМИ в 2013 г.
Наименование Значение %
В Ставрополе произошла массовая драка 43 5,6
Сочи объединил энергетиков со всей России 23 3,0
РЯ на Юге разглядят под микроскопом 22 2,9
Спортивная команда ОАО «МРСК Волги» станет участником Спартакиады энергетиков в Сочи 18 2,3
За участие в массовой драке в Ставрополе задержаны семнадцать выходцев из северокавказских республик 18 2,3
Хлопонин потребовал отчислить подравшихся в Ставрополе студентов 17 2,2
В Ставрополе открывается второй Форум Всемирного Русского Народного Собора 17 2,2
Выпускники российских школ сдают второй обязательный ЕГЭ - по математике 13 1,7
Студенческий стройотряд «Россетей» занял второе место на Творческом фестивале «БОСНное лето-2013» 13 1,7
В Ставрополе арестован студент, устроивший стрельбу во время массовой драки 11 1,4
Хлопонин потребовал отчислить участников драки в Ставрополе 11 1,4
Наименование Значение %
Блоги: православные физики-ядерщики и недетский эксперимент над сиротами 11 1,4
В Академии Cisco при филиале Северо-Кавказского федерального университета в Пятигорске - первый выпуск. 11 1,4
PR на Юге разглядели/ журналистику предостерегли 11 1,4
Из СКФУ отчислили 12 студентов за драку в Ставрополе 10 1,3
Участница оскорбительной фотосессии у мемориала 9 мая в Ставрополе стала фигуранткой уголовного дела 10 1,3
Источник: составлено автором по SCAN Interfax/
Любые преобразования и реформы (не только образовательной сферы) невозможны без рефлексии и взаимопонимания между всеми стратами российского общества, особую роль здесь мы отводим взаимопониманию между элитами и гражданским обществом. Вообще каждому поколению свойственно считать, что именно в современную ему эпоху происходят глобальные перемены, способные стать поворотом в истории [2]. Национальные элиты, и, в наибольшей степени элиты государственного управления ответственны за политико-экономико-социальные процессы и трансформации, происходящие в обществе. Элиты формируют концептуаль-но-парадигмальные подходы к позиционированию государства на мировой арене, ответственны за поддержание оптимальной и сбалансированной психообщественной инфраструктуры социума. Решение этой задачи лежит в русле согласования интересов всех слоев общества, в недопущении социальных, экологических, межнациональных, межконфессиональных и т.п. перекосов, посредством регулирования и придания динамизма в направлении тщательно проработанных и оцененных трендов в следующих трех сферах, являющихся приоритетной "зоной ответственности" национальных элит:
• минимизация рисков абсолютно любой природы, способных нарушить сбалансированность социума;
• оптимизация издержек, непомерное бремя которых способно разрушить баланс сдержек и противовесов, сложившихся на данный момент в обществе. По сути элиты решают оптимизационную задачу с фиксированным бюджетом и необходимостью выбора наиболее эффективного перераспределения усилий всего общества в достижении определенных целей. Недостаточный ресурс, выделенный на решение той или иной задачи, не приводит к достижению ожидаемого результата;
• ожидаемые последствия, которые необходимо тщательно просчитывать прежде чем принимать непродуманные и эмоциональные решения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: 1999. -С. 137.
2. SWOT —метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
3. Министерство экономики и развития Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/ doc20101231_016 (дата обращения: 17.03.2015).
4. Цветков В.А. Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход // Инновации. - 2012. - № 3. - С. 18.
5. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. / П. Тейяр де Шарден. - М.: Наука, 1987.