УДК 316.258 ББК 60.5
А. И. Начкин г. Санкт-Петербург, Россия
Технология оперативного социологического сопровождения управленческой деятельности в университетском сообществе
В статье рассматривается технология оперативного социологического сопровождения управленческой деятельности. Выявляются модели включения оперативного социологического сопровождения в университетском сообществе. Раскрыт теоретический и прикладной аспект социологического сопровождения.
Ключевые слова: университетское сообщество, управление, оперативность, социологическое сопровождение, модели.
А. I. Nachkin St. Petersburg, Russia
Technology of Operative Sociological Support of Administrative Activity in University Community
In the article the technology of operative sociological support of administrative activity is considered. Models of inclusion of operative sociological support in the university community come to light. Theoretical and applied aspects of sociological support are uncovered.
Keywords: university community, management, efficiency, sociological support, models.
Объектом технологии является университетское сообщество конкретного российского образовательного учреждения высшего профессионального образования, составляющее органическое единство администрации, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов и студентов; а также результаты их деятельности, творческий потенциал и корпоративные ценности.
Проблема исследования деятельности системы высшего профессионального образования относится к числу важнейших общественных задач. Их решение связано с краткосрочным и долгосрочным планированием на базе сочетания поискового и нормативного прогнозов. Поисковый прогноз помогает найти оптимальные пути разрешения существующих противоречий в системе высшего образования. А нормативный прогноз обеспечивает создание возможных моделей развития образования на перспективу.
Предметная сторона проблемы исследования высшего профессионального образования требует построения типологии выявленных противоречий. Типология противоречий строится с учётом уровней их разрешения. Противоречия, существующие в сфере высшего образования:
Первое противоречие - между социальной потребностью в подготовке специалистов высокой квалификации и качеством её реализации. В современных условиях система высшего образования отстаёт от запросов социальной практики.
Второе противоречие - между законодательной базой высшего профессионального образования и уровнем её усвоения управленческим корпусом и профессорско-преподавательским составом вузов. Модель подготовки специалиста в высшем профессиональном образовательном учреждении научно не разработана, что затрудняет практическое разрешение данного противоречия.
© Начкин А. И., 2011
Третье противоречие - между социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированного специалиста, адаптированного к рыночным условиям, и состоянием образовательной среды, которая призвана осуществить данный общественный заказ.
Развертывание вышеназванных противоречий порождает состояние социальной напряженности в образовательной среде. Социальная напряженность представляет собой динамический процесс и требует адекватных методов исследования проблемы высшего профессионального образования и технологий, обеспечивающих инновационный путь развития.
Оперативное социологическое сопровождение инновационной деятельности является средством управления университетским сообществом. Цель оперативного социологического сопровождения состоит в создании эффективных условий, качественного информационного фона для решения социальных проблем, возникающих в процессе реализации инновационной образовательной программы. Реализация поставленной цели способствует улучшению условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности университета. Это ведёт к формированию нового качества университетского сообщества. Новое качество предполагает созидательное взаимодействие и диалог между различными целевыми группами, которые составляют сообщество. Новое качество предполагает также повышение творческой активности преподавателей и познавательной активности студентов.
Эта особенность оперативного социологического сопровождения составляет его сущность и выступает основным качественным отличием от других видов социологического сопровождения. Его основой являются фундаментальные идеи в области современной социологической теории и концептуальные разработки в различных отраслях социологического знания (социологии образования, социологии молодёжи и т. д.).
Оперативное социологическое сопровождение относится к классу гуманитарных технологий, которые строятся по принципу «здесь и сейчас». Данный класс технологий предполагает два ограничителя. Временной ограничитель синхронизирует процесс социологического исследования с процессом принятия управленческого решения. Это приводит к тому, что социологическая информация имеет ценность только в том случае, если она оказывается частью управленческого решения. Пространственный ограничитель четко определяет сферы, где распространяются потоки социологической информации (целевые группы ответственные за принятие и исполнение управленческих решений).
Временной и пространственный ограничитель определяет специфику задач, на реализацию которых направлена технология оперативного социологического сопровождения инновационной образовательной программы.
Первая задача направлена на создание условий для принятия ответственных решений внутри университетского сообщества. Реализация задачи предполагает организацию самообследования и самоанализа в процессе выполнения принятых ранее управленческих решений.
Вторая задача направлена на создание условий для принятия решений, которые предполагают изменение ситуации, сложившейся в университетском сообществе. Реализация этой задачи предполагает корректировку самих решений путём введения новых параметров, выявленных в процессе изучения проблемной ситуации.
Третья задача направлена на изучение предполагаемых процессов и явлений, которые возникают в ходе проектной деятельности. Её реализация активизирует инновационный потенциал университетского сообщества.
Четвёртая задача направлена на изменение общественных настроений внутри университетского сообщества. Реализация задачи, с одной стороны, показывает,
на базе каких данных готовилось управленческое решение, с другой - стимулирует органы университетского управления к реализации принятого решения.
Технология оперативного социологического сопровождения опирается на сочетание количественной и качественной стратегии социологического исследования.
Количественный подход представляет собой такую методологию и конкретные исследовательские практики, когда отправной точкой исследования являются теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются или опровергаются). При этом процедура верификации построена на использовании математики в качестве доказательства: на измерении социальных признаков, интересующих исследователя, и анализе полученной социологической информации.
Качественный подход представляет собой такую методологию социологического исследования и конкретные социологические практики, целью которых является изучение социальных явлений и процессов, прежде всего, с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности, интерпретирующего мир вместе с другими людьми и действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы потом конструировать понятия, призванные вобрать в себя этот субъективный опыт.
В ходе реализации инновационной образовательной программы сотрудниками кафедры прикладной социологии (В. Г. Зарубин, О. К. Крокинская, Н. А. Мартьянова, В. А. Макаридина, А. В. Начкин,
Н. В. Немирова, В. В. Тумалев) были проведены социологические исследования с опорой на количественную методологию по темам: «Потребность в специалистах, владеющих гуманитарными технологиями: по материалам экспертного опроса
работодателей в сфере административного управления, в общественных организациях, бизнес-среде и в СМИ», а также «Потребность в специалистах, владеющих гуманитарными технологиями: по материалам экспертного опроса работодателей в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». С опорой на качественную методологию было проведено социологическое исследование по теме: «Адаптация студентов младших курсов в университетском сообществе РГПУ имени А. И. Герцена» [1; 5; 6].
Таким образом, количественная и качественная стратегии проведения исследования отличаются друг от друга: а) методом получения знания - формализованными (математико-статистическими) или неформализованными (глубинные интервью, фокус-группы, брейн-сторминги); б) уровнем изучения явлений - социальные и профессиональные группы или индивид и малые группы.
Есть ли что-то общее, что объединит две методологии? Конечно, есть. Это общее выражается в логике исследования. Логика исследовательского поиска имеет вид технологической цепочки: формирование цели - программирование - сбор информации - обработка информации - анализ информации - результирующий социологический документ. В обоих случаях речь идёт об исследовании социальных процессов внутри университетского сообщества. Таким образом, количественная и качественная методологии одновременно и взаимопротивоположны, и взаимодополняемы. В нашем случае принцип дополнительности двух методологий является проявлением междисциплинарности. Соединение двух методологий даёт не просто всестороннюю, но и адекватную картину происходящего, т. к. возникает эффект взаимного контроля.
В распоряжении органов университетского управления должны находиться эффективные средства обратной связи и качественные каналы получения информации. Практика управления позволила
выработать достаточно большое число форм и методов изучения и передачи информации. Она поступает через статистические отчеты и справки, выступления на заседаниях Учёного совета университета и советов факультетов.
Тем не менее, такого рода информационные потоки имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, процесс информационного обмена в рассматриваемом варианте носит, как правило, стихийный характер. Во-вторых, количество получаемой информации или число её поставщиков может быть слишком мало для адекватных ситуации обобщающих выводов. В-третьих, поступление такой информации не имеет временных ограничителей, что снижает возможность точного прогноза ситуации, а следовательно, и принятия упреждающих решений. Если не преодолеть университетскую рутину, то любой инновационный проект может потерпеть неудачу. Любое управленческое действие может потерять эффект, столкнувшись со стереотипными представлениями, опасениями перед нововведениями. Любое управленческое действие может превратиться в свою противоположность в силу некомпетентного исполнения.
Нарастающий динамизм университетской жизни, усложнение социальных процессов и явлений, обострение многообразных противоречий требует более эффективных форм получения информации, позволяющей фиксировать оценки, мнения, изучать запросы и потребности различных социальных групп не только внутри университетского «кампуса», но и за его пределами.
Реализация инновационной программы ведёт к созданию соответствующей среды университета. Создаются условия для развёртывания командной проектной деятельности по разработке научно обоснованных и практико ориентированных рекомендаций, методик использования современного научного знания. Это ведёт к возникновению сферы, где находят
профессиональное применение специалисты, владеющие гуманитарными технологиями.
Деятельность специалиста, владеющего технологией оперативного социологического сопровождения, должна быть направлена на формирование деловой среды вуза. Он может входить в состав команды проектировщиков целевых программ развития университета, участвовать в разработке механизма, обеспечивающего взаимодействие преподавателей и сотрудников различных структурных подразделений университета, создавать каналы для участия работодателей и социальных партнёров в реализации инновационной программы и оценке её результатов. В то же время его деятельность должна быть направлена на выявление потребностей в новых гуманитарных технологиях среди учащихся, родителей, учителей.
Технологическая цепочка оперативного социологического сопровождения имеет следующий вид: описание ситуации (нормативная модель + решаемая проблема + прогнозируемая модель), «дерево» возможных решений, проверка гипотез относительно пригодности вариантов возможных решений, «дерево» принятых решений.
В этой схеме нормативная модель изучаемой ситуации означает должное её состояние, к которому необходимо стремиться, чтобы обеспечить нормальное функционирование университетского сообщества.
Прогнозируемая модель означает возможное состояние ситуации (его прогнозирует гуманитарный технолог) в случае, если никакие меры по её изменению не будут приняты.
«Дерево» возможных решений - здесь всё многообразие типичных решений, которые когда-либо уже использовались или могли быть использованы в аналогичных ситуациях. Главный поставщик этих решений - опыт решения сходных проблем в других университетских сообществах. Большую услугу здесь могут
оказать эксперты внешние и внутренние, т. е. эксперты со стороны и специалисты, работающие в самой организации и знающие проблему изнутри. Большое значение имеет и личный опыт специалиста, владеющего гуманитарными технологиями, его знание жизни.
«Дерево» принятых решений - это совокупность конкретных решений, пригодных и эффективных «здесь и сейчас», в данной проблемной ситуации. Эти решения отбираются из всего спектра возможных - самыми различными способами: экспертным опросом, с помощью фокус-групп и т. д.
Следует сказать, что логическая последовательность звеньев оперативного социологического сопровождения, представленная в модели, может не совпадать с логикой организации исследовательских процедур, временной последовательностью организационных этапов исследования.
Технология оперативного социологического сопровождения является разновидностью гуманитарных технологий, её целью является получение в сжатые сроки достоверной и конкретной информации о состоянии и процессах, происходящих в университетском сообществе и требующих адекватного и быстрого управленческого воздействия.
Какова специфика способов оперативной диагностики социологического сопровождения?
Первая особенность оперативной диагностики - направленность на практические задачи, принятие определенных управленческих решений. Вторая характерная черта - исследование проводится не по инициативе исследовательской группы, а по инициативе заказчика. И третья характерная черта - итоговый результат направлен на принятие конкретного управленческого решения.
Удельный вес фундаментальных исследований минимален. Основу оперативной диагностики составляют экспресс-методы. Объясняется это высокой
информационной доступностью объекта исследования и преимущественной ориентацией опроса на решение практических задач университетского сообщества. При этом надо соблюдать одно простое правило: спрашивать надо только то, чего нельзя получить с помощью объективной информации.
По сравнению с традиционной версией методологической части программы социологического исследования, включаещей пять основных элементов (формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач, интерпретацию основных понятий, предварительный системный анализ исследования и выдвижение гипотез), технология оперативного социологического сопровождения включает только два элемента:
а) формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования;
б) выдвижение гипотез.
Относительно гипотез необходимо
ввести ограничение. Разработка научной гипотезы - дело высокопрофессиональное. В случае оперативной диагностики речь идёт всего лишь о временных гипотезах. Такие гипотезы вырабатываются на основе тех вопросов, которые включены в анкету. Это иное переложение или описание их, не претендующее на особую научную глубину.
Для того чтобы быстро и качественно провести оперативное исследование, важно иметь каталог стандартизированных вопросов. Группа из трёх-четырех специалистов в короткий срок может не только разработать программу, но и получить конечный результат.
Оперативное социологическое сопровождение инновационной деятельности можно представить в виде технологической цепочки: проблемная ситуация —— оперативное социологическое сопровождение — управленческое решение.
Цепочка имеет множество модификаций. Рассмотрим три возможные модификации.
Опыт ГУ ВШЭ свидетельствует, что оперативное социологическое сопровождение может быть элементом принятия управленческого решения. Именно благодаря этому инструменту удалось разработать систему управленческих решений, которые привели к качественным изменениям в организации учебного процесса [7].
Опыт РГПУ им. А. И. Герцена в области изучения проблемы развития гуманитарного образования и определения потребности в специалистах гуманитарного профиля на рынке труда Санкт-Петербурга показал, что оперативное социологическое сопровождение является не только инструментом управленческой деятельности, но и способом осуществления прогностической функции в области научно-исследовательского проектирования [3].
Опыт РГПУ им. А. И. Герцена показал, что в процессе внедрения системы внутреннего рейтингования университета, факультетов и кафедр оперативное социо-
логическое сопровождение является каналом обратной связи между администрацией университетского сообщества и самим университетским сообществом [2; 4].
Таким образом, предназначение технологии оперативного социологического сопровождения состоит не в получении нового научного знания о реальности, а в конкретизации и уточнении уже имеющихся знаний об объекте для принятия управленческого решения. Никаких объективных закономерностей протекания социальных процессов здесь не открывается. Ведь закономерность - это знание об устойчивых, не зависящих от места и времени тенденциях, имеющих объективный характер; знание, многократно подтверждаемое другими исследованиями в иных условиях и в разное время. Знание же, полученное в оперативных условиях, напротив, локализовано и связано с конкретным университетским сообществом. Данная технология является способом получения информации оперативного использования.
Список литературы
1. Гуманитарные технологии и рынок труда / под ред. В. Г. Зарубина. СПб. : Академия исследования культуры, 2008. 229 с.
2. Зарубин В. Г. Рейтинги : «за» и «против» // Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. С. 23-25.
3. Зарубин В. Г. Социологическое сопровождение инновационной программы // Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. С. 28-29.
4. Зарубин В. Г., Крокинская О. К. Высшее педагогическое образование : тревоги, ожидания, точки роста // Материалы пленума УМО. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 112-117.
5. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий / под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 511 с.
6. Прогнозирование потребностей рынка труда Северо-Западного региона РФ в специалистах в области гуманитарных технологий / под ред. В. Г. Зарубина. СПб. : Академия Исследования культуры, 2008. 197 с.
7. Радаев В. В. Новые формы организации учебного процесса в ГУ ВШЭ // Университетские инновации. Опыт высшей школы экономики / под ред. Я. И. Кузьминова. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 89-118.
Рукопись поступила в редакцию 20.03.2011