ОПЕРАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ:
НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 303.433.4
В. Г. Зарубин, В. А. Макаридина
Оперативная социология: методологическое основание и технология
т~ч __ и и
В статье раскрывается статус оперативном социологии как научной дисциплины, относящейся к области гуманитарных технологий и выступающей инструментом управления. Выявляются факторы, которые способствовали возникновению оперативной социологии - социальная динамика, фактор времени, современные технологии опросов общественного мнения. Раскрываются методологические основания оперативной социологии и выявляются преимущества и риски ее технологии.
The article treats the status of express sociology as a discipline and the factors that caused its appearance, i.e., the social dynamics, the time factor, the modern technologies of opinion polls. The authors describe express sociology methodological basis, its advantages and risks.
Ключевые слова: социология, оперативная социология, методология, прикладные исследования, гуманитарная технология, управление.
Key words: sociology, express sociology, methodology, applied research, humanitarian technology, management.
Социология - сложная, структурированная отрасль научного знания. Социологическое знание носит иерархический характер и включает пять ступеней. Верхняя ступень - научная картина мира. Она включает универсальное знание составляющих основу социальных наук и совокупность самых общих теоретических суждений о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность. Следующая ступень - общесоциологические теории. Они призваны дать описание и объяснение развития общества в целом; вскрывают основные тенденции развития социальных отношений как целостной системы; касаются глубинных, сущностных моментов развития общества, исторического процесса в целом; дают обоб-
© Зарубин В. Г., Макаридина В. А., 2013
щения и выводы о причинах возникновения и функционирования социальных явлений; оперируют категориями: общество, социальная структура, социальная стратификация, социальное действие.
Третья ступень - специальные теории. Они открывают возможность создания основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий; взаимодействие с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни отдельных сфер общества; демонстрирование возможностей социологических исследований в глазах практиков-ученых, специализирующихся в других областях знания.
Четвертая ступень - эмпирические социологические исследования. Это крупномасштабные исследования, соответствующие строгим требованиям науки и направленные на подтверждение частной теории. Главная их цель - способствовать приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций. Данные эмпирических исследований служат основанием для выработки рекомендаций, направленных на решение текущих и перспективных задач общественной жизни. И последняя ступень - прикладные социологические исследования. Это маломасштабные исследования, проводимые на одном объекте (организация или предприятие), призванные изучить конкретную социальную проблему, план социального развития и разработать практические рекомендации для достижения результата.
Наблюдается зависимость между стадиями социальноэкономического развития общества и развитием социологической науки. Первые две ступени - научная картина мира и общесоциологические теории - возникли в ситуации перехода от традиционного к индустриальному обществу. Последующие ступени - специальные теории, методика эмпирических и прикладных социологических исследований - формировались с конца XIX - до середины ХХ в.
А что сейчас? Пребывает ли социология в неизменном состоянии вот уже более шестидесяти лет или тело социологии претерпевает изменения?
Прежде всего, обратимся к анализу внешних обстоятельств. Какие факторы способствовали возникновению оперативной социологии? Первый фактор вызван тем, что социальность стала динамичной, подвижной, мобильной. Ведущие социологи, анализируя социальность, прибегают к таким метафорам, как «текучая современность» (З. Бауман [1]), «последствия современности» (Э. Гидденс [2]), «общество социальных изменений» (П. Штомпка [8]). Второй фактор связан с переходом от часового к мгновенному времени. Если часовое время воспринималось в качестве «управляемого ресурса» [6, с. 165], то мгновенное время связано с мгновенной передачей и одновременным доступом к идеям и информации из любой точки планеты [6, с. 187]. Третий фактор обусловлен тем, что опросные
технологии активно применяются в маркетинге, в избирательном процессе, в прессе. Социология лишилась монополии в области прикладных исследований, использующих количественную и качественную стратегию сбора эмпирического материала. Таким образом, динамизм социальных процессов, сжатие социального времени и конкуренция на рынке информационных услуг вызвали необходимость новой области социологии -оперативной социологии.
Методологическим основанием для обоснования принципов оперативной социологии является компетентностный подход. Основу концепции составляют следующие положения. 1. Результат деятельности может быть описан с помощью понятия «профессиональная компетентность». Например, под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» понимается не как «предрасположенность», а как «умение». Способности - индивидуально-психологические качества личности, позволяющие успешно выполнять определенный вид деятельности. 2. Компетентность проявляется в деятельности, поэтому нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. 3. Принципиально важным является то, в каком соотношении выступают в единой профессиональной компетентности разные виды компетенций - ключевые, базовые и специальные.
В логике компетентностного подхода оперативная социология оказывается разновидностью технологии. В научной литературе развернулась дискуссия о содержании концептов «социальные технологии» и «гуманитарные технологии». Термин «социальные технологии» появился в научном обороте несколько раньше, чем термин «гуманитарные технологии», и восходит к идеям К. Поппера о социальной инженерии. Российский исследователь Б.Ф. Усманов обобщил основные подходы к определению этого понятия. Социальные технологии понимаются как:
• совокупность методов и средств для решения социальных проблем;
• совокупность знаний о способах организации социальных процессов;
• деятельность, благодаря которой обеспечивается решение социальных проблем;
• элемент механизма управления по решению социальных проблем;
• система инновационных способов разрешения социальных проблем.
Следует отметить, что «социальные технологии» реализуются преимущественно в рамках социальной работы. По мнению Б.Ф. Усманова, «технология социальной работы представляет собой систему инновационных и традиционных методов, средств, приемов и форм деятельности со-
циальных работников и социальных учреждений, которые будут применяться в определенной последовательности с целью успешного разрешения той или иной социальной проблемы» [7, с. 9].
Инструментальный подход доминирует среди социологов. По мнению К. Н. Тулинова, существуют как минимум две основные трактовки понятия «социальная технология». «С одной стороны - как рационально построенная система операций, являющаяся способом достижения определенных целей в преобразовании социальных отношений и структур; цели при этом ставятся субъектом этих преобразований. С другой стороны - как функционирование социальных систем, рассмотренных как технологические системы» [5, с. 8]. Ж. Т. Тощенко дал следующее определение: «социальная технология - это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата» [4, с. 453].
В отличие от инструментально-технологического подхода сторонники гуманитарного подхода придерживаются иных позиций. Речь идет о принципиально иных вещах, нежели манипуляция, даже в мягком виде. С. М. Елисеев указывает на соединение философско-методологического и политико-конъюнктурного моментов: «В принципе, гуманитарные технологии - это одновременно и удачный бренд, и самостоятельная методология, возможно, до сих пор не вполне последовательно и ясно изложенная» [3, с. 32]. Гуманитарные технологии и решают, с одной стороны, проблему самореализации человека и группы, с другой - проблему развития коммуникации в рамках коммуникативной стратегии. В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высоко информативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуально-личностных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующего и преобразуемого начала. Специфика гуманитарных коммуникативных технологий состоит в том, что теоретически они не являются индифферентными к экзистенциальному или этическому содержанию действия. В наибольшей степени они зависят от гуманитарного содержания коммуникативной практики, иначе являются просто технологиями социальной манипуляции. Гуманитарные технологии предполагают обязательное наличие обратной связи, диалога/общения между участниками коммуникативного процесса.
По содержанию оперативное социологическое сопровождение является инструментом управления. Цель оперативного социологического сопровождения состоит в создании эффективных условий, качественного информационного фона для решения социальных проблем, возникающих в процессе функционирования организации. Реализация поставленной цели способствует улучшению условий саморазвития и самореализации членов организации. Это ведет к формированию нового качества организационной среды. Новое качество предполагает созидательное взаимодействие и диа-
лог между различными целевыми группами, которые составляют организацию. Эта особенность оперативного социологического сопровождения составляет его сущность и выступает основным качественным отличием от других видов социологических исследований. Оперативное социологическое сопровождение относится к классу гуманитарных технологий, которые строятся по принципу «здесь и сейчас». Данный класс технологий предполагает два ограничителя. Временной ограничитель синхронизирует процесс социологического исследования с процессом принятия управленческого решения. Это приводит к тому, что социологическая информация имеет ценность только в том случае, если она оказывается частью управленческого решения. Пространственный ограничитель четко определяет сферы, где распространяются потоки социологической информации (целевые группы, ответственные за принятие и исполнение управленческих решений).
Временной и пространственный ограничители определяют специфику задач, на реализацию которых направлена технология оперативного социологического сопровождения инновационной образовательной программы. Первая задача направлена на создание условий для принятия ответственных решений внутри организации. Решение данной задачи предполагает ориентацию на самообследование и самоанализ в процессе выполнения принятых ранее управленческих решений. Вторая задача направлена на создание условий для принятия решений, которые предполагают изменение ситуации, сложившейся в организации. Реализация данной задачи предполагает корректировку самих решений путем введения новых параметров, выявленных в процессе изучения проблемной ситуации. Третья задача направлена на изучение предполагаемых процессов и явлений, которые возникают в ходе проектной деятельности. Реализация задачи активизирует инновационный потенциал организации. Четвертая задача направлена на изменение общественных настроений внутри организации. Реализация задачи, с одной стороны, показывает, на базе каких данных готовилось управленческое решение, с другой - стимулирует членов организации в области реализации принятого решения.
Специфика технологии оперативного социологического сопровождения заключается в сочетании количественной и качественной стратегии социологического исследования. Количественный подход представляет собой такую методологию и конкретные исследовательские практики, когда отправной точкой исследования являются теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются). При этом процедура верификации построена на использовании математики в качестве доказательства: на измерении социальных признаков, интересующих исследователя, и математическом анализе полученной социологической информации.
Качественный подход представляет собой такую методологию социологического исследования и конкретные социологические практики, целью которых является изучения социальных явлений и процессов, прежде всего, с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности, интерпретирующего мир вместе с другими людьми, действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы потом конструировать понятия, призванные вобрать в себя этот субъективный опыт.
Различия двух методологий существенны. Они состоят в выборе конструктов и как следствие - методов. Количественная методология дает достаточно точную картину статистического распределения признаков, но она ничего не может рассказать об отдельном индивиде. Качественная методология дает точное изображение внутреннего мира и поведения отдельного человека, но не способна дать точную картину социальной группы в целом. Как быть? Есть ли что-то общее, что объединит две методологии? Конечно, есть. Это общее выражается в логике исследования. Логика исследовательского поиска имеет вид технологической цепочки: формирование цели - программирование - сбор информации - обработка информации - анализ информации - результирующий социологический документ. В обоих случаях речь идет об исследовании социальных процессов внутри организации. Таким образом, количественная и качественная методологии одновременно и взаимопротивоположны, и взаимодополняемы. В нашем случае принцип дополнительности двух методологий является проявлением междисциплинарности. Сочетание двух методологий порождает не только эффект объемности социологической реконструкции реальности, но эффект адекватного отображения реальности благодаря взаимному контролю в процессе получения эмпирических данных.
Деятельность специалиста, владеющего технологией оперативного социологического сопровождения, должна быть направлена на формирование деловой организации. Он может входить в состав команды проектировщиков целевых программ развития, участвовать в разработке механизма, обеспечивающего взаимодействие сотрудников и руководителей различных структурных подразделений, создавать каналы для участия социальных партнеров в реализации программы развития организации и оценке ее результатов.
Каковы познавательные особенности оперативной социологии? Первая особенность оперативной диагностики - направленность на практические задачи, принятие определенных управленческих решений. Вторая характерная черта - исследование проводится не по инициативе исследовательской группы, а по инициативе заказчика. И третья характерная черта - итоговый результат направлен на принятие конкретного управленческого решения. Удельный вес фундаментальных оснований ми-
нимален. Основу оперативной социологии составляют экспресс-методы. Объясняется это высокой информационной доступностью объекта исследования и преимущественной ориентацией опроса на решение практических задач университетского сообщества. При этом надо соблюдать одно простое правило: спрашивать надо только то, чего нельзя получить с помощью объективной информации.
По сравнению с традиционной версией методологической части программы социологического исследования, которая включает пять основных элементов - формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач, интерпретацию основных понятий, предварительный системный анализ исследования и выдвижение гипотез, - технология оперативного социологического сопровождения включает только два элемента: первый - формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, второй - выдвижение гипотез. Что касается гипотез, то необходимо ввести ограничение. Разработка научной гипотезы - дело высокопрофессиональное. В случае с оперативной диагностикой речь идет о временных гипотезах. Такие гипотезы составляются просто, на основе тех вопросов, которые вы включили в анкету. Это иное переложение или описание их, не претендующее на особую научную глубину. Для того чтобы быстро и качественно провести оперативное исследование, важно иметь каталог стандартизированных вопросов. Группа из трехчетырех специалистов в короткий срок может не только разработать программу, но и получить конечный результат.
Каковы преимущества технологии оперативного социологического сопровождения инновационной деятельности университетского сообщества? Прежде всего, это оперативность. Оперативность как реальная возможность быстро и своевременно изучить конкретную ситуацию в целях определения путей снятия негативных тенденций развития конкретной ситуации достигается посредством сокращения сроков анализа проблемы исследования, упрощения процедуры программной проработки, интенсификации процесса сбора информации. Следующим преимуществом предложенной технологии является достоверность информации. Достоверность - это обязательный элемент любого социологического исследования, выполняемого на профессиональном уровне. В условиях оперативности достоверность информации обеспечивается глубиной анализа проблемной ситуации, надежностью выборок и качеством методик. Наконец, речь идет о таком преимуществе, как конкретность. В силу своей специфики оперативное сопровождение направлено на достижение практической цели.
Риски применения технологии обусловлены двумя причинами. С одной стороны, гуманитарный технолог стремится к получению оперативной информации, а с другой - к достоверности результатов. Это ведет к противоречию. С одной стороны, чем последовательнее осуществляется принцип достоверности, тем больше замедляются темпы исследовательских
работ, сводятся на нет возможности оперативного решения острой социальной проблемы. С другой стороны, интенсификация процесса, проводимая за счет уменьшения числа исследуемых и упрощения процедуры получения информации, ведет к искажению результата. В первом случае теряется актуальность, во втором появляется опасность получения искаженной информации.
Список литературы
1. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008.
2. Гидденс Э. Последствия современности. - М.: Праксис, 2011.
3. Елисеев С.М. Гуманитарные технологии и политический процесс в России / под ред. Л. В. Сморгунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юррайт, 1998.
5. Тулинов К.Н. Социальные технологии и технологическое представление общества // Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе: Материалы мезвуз. науч.-практ. конф. / под ред. Р.Б. Камаева - Уфа: Изд-во УфГУ, 2000.
6. Урри Дж. Социология за пределами общества. Виды мобильности для XXI столетия. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012.
7. Усманов Б.Ф. О содержании понятия «социальная технология» // Современные социальные технологии: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Б.Ф. Усманова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. академии, 2000.
8. Штомпка П. Социология: анализ современных обществ. - М.: Логос,
2005.