УДК 378 ББК 74.58 Б 91
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
(Рецензирована)
Бурняшов Борис Анатольевич,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и математических наук Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (952) 850 01 57, e-mail: burnyashov@uim.ru
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ подходов систем педагогического образования России и Германии к подготовке педагогов для различного типа учреждений общего образования; выявлены проблемы подготовки будущих педагогических работников для российских общеобразовательных учреждений, как в ходе обучения по направлению «Образование и педагогические науки», так и в ходе обучения в учреждениях высшего образования в областях, соответствующих преподаваемым предметам; предложены меры по совершенствованию подготовки педагогических кадров в российских высших учебных заведениях.
Ключевые слова: педагогическая практика, референдариат, бакалавриат, магистратура, Проект модернизации российского педагогического образования.
TRAINING OF FUTURE TEACHER FOR THE GENERAL EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY
Burnyashov Boris Anatolyevich,
candidate of Pedagogical Sciences, professor of humanitarian and mathematical sciences Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (952) 850 01 57, e-mail: burnyashov@uim.ru
Summary. In article the comparative analysis of approaches of systems of pedagogical education of Russia and Germany to training of teachers for various type of establishments of the general education is carried out; problems of training of future pedagogical workers for the Russian educational institutions are revealed, both during preparation in the “Education and Pedagogical Sciences" direction, and during training in institutions of higher education in the areas corresponding to the taught subjects; measures for improvement of preparation of pedagogical shots in the Russian higher educational institutions are offered.
Keywords: student teaching, referendar, bachelor degree, magistracy, Project of modernization of the Russian pedagogical education.
Анализ научной литературы, основных образовательных программ учреждений высшего образования, готовящих будущих педагогов, аннотаций к рабочим программам дисциплин модуля «Педагогика» и двадцатилетний личный опыт руководства школами и гимназией позволяет нам утверждать, что в сложившейся к настоящему времени в России системе подготовки педагогических кадров для общеобразовательных учреждений есть ряд очевидных проблем, которые можно и нужно разрешить, как можно, скорее. Часть подходов к решению назревших проблем можно, на наш взгляд, позаимствовать у наших немецких коллег.
В России реализуются следующие возможности подготовки педагогических кадров для общеобразовательных учреждений:
1. Обучение по направлению подготовки «образование и педагогика» в учреждении высшего (институты, университеты, в том числе педагогические), или среднего профессионального образования (педагогические колледжи);
2. Обучение в учреждении высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.
3. Переподготовка учреждениями (факультетами) дополнительного профессионального образо-
56
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Трибуна педагога
вания лиц с любым высшим или средним профессиональным образованием.
Примерные основные образовательные программы подготовки в учреждениях высшего образования бакалавров направления: 050100 Педагогическое образование предусматривают в базовой части изучение Педагогической риторики 108 академических часа или 3 зачётные единицы (в России «вес» зачётной единицы равен 36 часам), Педагогики (9-10 зачётных единиц), Методики обучения предмету (истории, географии и т.д.) - 9 з.е. на прохождение педагогической практики отводится 540 часов. То есть, минимально на педагогическую подготовку отводится 1296 академических часов. [3].
Анализ рабочих учебных программ российских вузов педагогического профиля показывает, что вопросы педагогической психологии рассматриваются в курсе Психология, на который отведено 360 часов. На учебные дисциплины, направленные на углубление педагогической подготовки, вузы отводят часть времени, предусмотренного на изучение предметов по выбору. Однако единых подходов ни к перечню таких учебных дисциплин, ни к их совокупной доле в блоках предметов по выбору нами не выявлено. Анализ также показал, что изучение наработок отечественных педагогов в поиске нового содержания образования от Л.Н. Толстого до педагогов-новаторов ХХ века не находят должного места в обучении будущих педагогов: студенты большинства вузов не знакомы ни с теорией вероятностного обучения А. Лобка, ни с практикой реализации идеи школы-парка Милослава Балобана, ни с практическими наработками школы самоопределения А. Тубельского, в программах не предусмотрено освещение современного практического опыта зарубежной гуманистической альтернативной, реформаторской педагогики (свободные альтернативные школы, вальдорфские школы, школы Френе, Монтессори и т.д).
Между тем, в 61 стране мира детей обучают более, чем в тысяче вальдорфских школах. В Германии в настоящее время (июнь 2015 года) в 234 вальдорфских школах обучаются 85 тысяч учащихся [17]. Эти школы являются эрзац-школами, то есть образование, полученное в них, признаётся немецким государством. Для вальдорфских школ учителей готовят 11 частных институтов Германии. Получить квалификацию Мастер Вальдорфской педагогики можно в четырёх из них: в Институте искусств и общества в г. Аланус, в Институте Валь-дорфской педагогики, инклюзивного образования и интернациональной культуры Мангейма, Свободном институте Штутгарта и Институте валь-дорфской педагогики Виттен/Аннен [9].Подготов-ку учителей предметов «Евангелическая религия»,
«Католическая религия», относящиеся к группе предметов «науки о языках и культуре» для государственных общеобразовательных учреждений и католических школ осуществляют теологические факультеты государственных университетов. Для преподавания этих предметов в общеобразовательных и евангелических или католических школах педагогам необходимо получить специальное разрешение от соответствующего церковного органа. В школах, финансируемыми христианской церковью обучается значительное количество учащихся, так только в католических общеобразовательных школах разного типа в 2012/2013 учебном году обучались 323034 учащихся, с которыми работали 27 662 учителя-предметника [13].К эрзац-школам наряду с вальдорфским, католическими, евангелическими школами относятся и альтернативные школы (около 100школ [10]).В 2013 году негосударственные школы (включая профессиональные) посещали 969 000 учащихся, что составляет 8,8% от общего количества школьников. В 2014-2015 учебном году - 1.1 миллионов или 10% всех учащихся [15].
На 29.06.2016 в России функционировали 730 общеобразовательных негосударственных учреждений, в том числе -православные школы. Среднегодовая численность обучающихся в негосударственных учреждениях составляет 104827 чел. или 0,7% от общего числа школьников [8].
Отдельного рассмотрения заслуживает система педагогической подготовки в высших учебных заведениях нашей страны для лиц, обучающихся по непедагогическим направлениям, но готовящимся согласно образовательным программам к педагогической деятельности. Согласно введённым в 20132015 годах новым федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения (далее - ФГОС 3) уровня высшего образования, устанавливающим требования к программам бакалавриата, по итогам усвоения программ обучающимся присваивается квалификации «академический бакалавр» или «прикладной бакалавр». К видам профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», стандартами по некоторым направлениям подготовки отнесена педагогическая деятельность. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» включает образовательные организации системы высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительного образования. О недостаточном внимании, уделяемом вузами подготовке этой категории обучающихся свидетельствует тот факт, что даже в
57
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
педагогических вузах в учебных планах для таких студентов по некоторым направлениям либо не предусмотрено прохождение педагогической практики [см., например, 4], либо наряду с отсутствием педагогической практики ещё и не предусмотрено изучение ни одного предмета из модуля Педагогика [см., например, 5,6]. Речь в данном случае можно вести не столько об отсутствии связи изучаемой педагогической теории с будущей профессиональной деятельностью, сколько об отсутствии самой педагогической подготовки.
Не лучше обстоит дело с педагогической подготовкой магистров, обучающихся по непедагогическим направлениям, но имеющих право после окончания магистратуры преподавать в школах. Как правило, из 120 зачётных единиц образовательной программы, выделяемых на подготовку магистра, только 6 отводятся на теорию и прохождение педагогической практики (по 3 зачётные единицы). Какой-либо логику в определении временных затрат на педпрактику усмотреть не возможно: так, например, в рабочих программах дисциплины «Педагогическая практика» Ростовского государственного экономического университета по некоторым направлениям подготовки магистров предусмотрено 108 часов (направления 38.04.02 Менеджмент, 38.04.01 Сервис), по направлению «Образование и педагогические науки», - 270 часов, по направлению 38.04.08.03 Прикладная информатика- 594 часа (более, чем в два раза больше, чем на «родном» направлении!) [7].
Рассмотрим образовательную программу для учителей реальной и основной школы университета им. Гёте во Франкфурте на Майне (земля Гессен). Обучение в университете будущих педагогов ориентируется на общегерманские стандарты педагогического образования, принятые на конференции министров образования земель Германии в 2004 году. Согласованные конференцией министров стандарты оформлены каждой землёй в виде закона о школьной системе или законао педагогическом образовании. В земельных законах сформулированы цели обучения и воспитания и требования к компетенциям педагогических работников, требования к системе подготовки педагогических кадров.
Согласно Гессенскому закону о педагогическом образовании [16] для поступающих на педагогические специальности абитуриентов определено обязательное условие - прохождение до начала обучения в вузе четырёхнедельной практики в детскоюношеских учреждениях (детских и молодёжных центрах помощи, или в учреждениях - аналогах существовавших в советской школе групп продлённого дня и Домов пионеров). Практика должна включать по 30 рабочих часов в неделю, то есть, в
общей сложности - 120 рабочих часов. Целью практики является «пред-ориентирование» на будущую профессию. На обязательную часть образовательной программы Bildungswissenschaften, которую можно примерно перевести как «Науки из сферы Образование» (здесь и далее перевод с немецкого языка наш,), состоящую из шести модулей, названным выше законом отводится 1800 часов. Модули программы: Введение в науки об образовании; Преподавание; Воспитание; Оценивание; Инновации; Учебная ознакомительно-исследовательская практика в школе.
В отличие от нашей системы в Германии будущий учитель проходит обязательную подготовку к преподаванию минимум двух общеобразовательных предметов. Как правило, студенты выбирают один предмет из «основных»: немецкий язык, математика, английский язык и один из «неосновных» «лёгких» - история, политология, этика, спорт, политология и другие. Часто встречающаяся комбинации - английский язык и история.
На изучение дидактики английского языка отведено 660 часов или 22 кредитных пункта («вес» кредитного пункта - 30 часов). На изучение предметного дидактического модуля по истории отводится 240 академических часов или 8 кредитных пунктов. В сумме с модулем «Науки из сферы Образование» на педагогическую составляющую образования учителя английского языка и истории основной и реальной школы в Университете имени Гёте во Франкфурте на Майне отводится, таким образом, 2700 академических часов. Сюда входит и 12 недель (420 часов) учебной ознакомительно-исследовательской практики в школе.
Школьная ознакомительно-исследовательская практика в университетах земли Гессен состоит из двух этапов: первый этап включает в себя не только посещение уроков (не обязательно по тем предметам, к преподаванию которых готовится студент) и преподавание под руководством учителя небольших частей урока, но и проведение студентом небольших исследований. Студент может выбрать две темы, например, «Поддержание должной дисциплины учащихся во время урока» и «Менеджмент учебного пространства», собрать в школе «полевые данные» и исходя из теории, объяснить предпринимаемые преподавателями меры или подвергнуть эти действия критике. Практика длится шесть недель. Выходу в школу предшествует Установочный семинар. После прохождения практики проводится Итоговый семинар, где студенты докладывают результаты своих мини-исследований, обсуждают полученный опыт.
Вторая практика - погружение в профессиональную деятельность учителя-предметника орга-
58
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Трибуна педагога
низована так же: Установочный семинар, собственно практика и Семинар по подведению итогов. В отличие от первой, вторая практика посвящена дидактике одного из двух предметов, избранных студентом для изучения в университете. Продолжительность второй практики - также 6 недель.
В некоторых землях под учебно-исследовательскую практику выделен отдельный семестр. Так, для студентов Кёльнского университета (земля Северная Рейнская Вестфалия) этот семестр длится минимум пять месяцев. Во время семестра студенты ведут исследовательский учебный проект, результаты практики рефлексируются ими в своих личных электронных портфолио. Руководство школьной практикой студентов преподаватели университета осуществляют в формате смешанного обучения (Blended Learning) - комбинации очных мероприятий с элементами электронного обучения [14].
В Германии педагогом можно стать, только пройдя обучение по направлению Образование/ Педагогика, а в России, как было сказано выше, это лишь одна из имеющихся возможностей, причём эта возможность сокращается (педагогических факультетов становится с каждым годом меньше).
При сравнении систем подготовки педагогических кадров в России и Германии следует принять во внимание главное отличие немецкой системы подготовки педагогических кадров от российской -её двухступенчатую структуру.
Первая ступень подготовки педагога в Германии - обучение в течении 7-10 семестров в университете (педагогические институты остались только в одной из 16 земель - в земле Баден-Вюртемберг). Обучение в вузе направлено на теоретическую подготовку по предметам цикла «Науки из сферы Образование», теоретическую подготовку по предметам, преподавать которые будет выпускник (минимум - по двум), и подготовку его к педагогической деятельности по этим предметам (предметная дидактика). Обучение завершается сдачей Первого государственного экзамена или заменяющего его экзамена на степень «мастер образования».
Важное обстоятельство, влияющее на систему педагогического образования, - деление школьных учителей в Германии на 6 типов. В соответствии с этой дифференциацией дифференцирована и подготовка будущих учителей. В разных землях подготовка педагогических кадров проводится по учебным программам, скомпонованным по-разному. В земле Гессен в университетах можно изучать учебные программы для: учителей начальной школы (Lehramt 1 или L1), учителей основной и реальной школы (L2), учителей гимназий (L3), учителей профессиональных школ (L4), учителей школ поддержки (L5).
Для подготовки специалистов-учителей начальной школы и учителей основной и реальной школы в университетах разных земель отводится от 7 семестров (Бавария, Гессен, Саксония-Ан-хальт) до 9-ти (для учителей начальной школы в Мекленбурге-Передней Померании и для учителей «регулярных школ» и «средних школ» в Тюрингии и Саксонии). Для обучения учителей гимназий во всех землях отводится 9-10 семестров.
На смену описанной системы подготовки учительских кадров в Германии повсеместно приходит система бакалавр - мастер образования (аналог российского понятия «магистр») для того или иного типа школы.
Для подготовки бакалавров / мастеров образования для начальной школы и для основной и реальной школы в университетах разных земель отводится от 6/2 семестров (в Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольдштейне) до 6/4 в Тюрингии. Для гимназий - во всех землях 6 семестров для подготовки бакалавра и 4 семестра для подготовки мастера. Обратим ещё раз внимание на то, что бакалавриат - лишь начальный этап первой ступени педагогического образования
Организация Первого государственного экзамена возложена в ряде земель на специальные структуры университетов, занимающихся только экзаменами (например, соответствующая структура Свободного университета Берлина), на Экзаменационное ведомство для учителей школ при соответствующем земельном министерстве (Северная Рейнская Вестфалия, Тюрингия) [см., например, 12], на учреждения, отвечающие в той или иной федеральной земле за переподготовку и повышение квалификации преподавателей (Гессенская академия преподавателей) [11].
Вторая ступень подготовки к деятельности преподавателя Vorbereitungsdienst «подготовительная служба» или «референдариат» служит практическому обучению учительскому делу выпускника вуза (референдара, в земле Баден-Вюртемберг -Lehreranwarter «кандидата в преподаватели»). Аналогом референдариата в системе подготовки кадров с высшим образованием является российские интернатура и клиническая ординатура в системе подготовке врачей. Окончившим подготовку в клинической ординатуре в дополнение к диплому о базовом высшем медицинском образовании выдаётся сертификат специалиста установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность. Референдариат организуется Экзаменационными ведомствами для учителей школ при соответствующем земельном министерстве (Северная Рейн-Вестфалия, Тюрингия), организациями переподготовки и повышения квалификации учи-
59
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
телей (Земельный школьный институт в Бремене, Академия преподавателей в Гессене), структурами при земельном профессиональном союзе работников образования и науки (Берлин).
За время референдариата будущие учителя должны овладеть следующими компетенциями[16]:
- осуществлять планирование и обучение учащихся по конкретным предметам;
- быть способным осуществлять учебный процесс во всём многообразии его составляющих;
- владеть навыками оценивания предметных достижений учащихся;
- содействовать экологичности обучения учащихся. Термин «экологичность обучения» применён нами для перевода часто применяемого в настоящее время в педагогических кругах Германии термина «Nachhaltigkeitvon Lernen»; речь идёт о недопущении перегруженности учащихся, недопущении завышенных затрат сил и средств на обучение, как обучающихся, так и их обучающих.
Ко второй ступени подготовки допускаются только выпускники университета, сдавшие Первый государственный экзамен или выпускники мастерских программ, имеющие диплом «Мастер образования». Обучение проходит в три этапа, которые продолжаются от 12 (для будущих учителей начальной школы в Саксонии) до 24 месяцев (для учителей регулярных школ, гимназий, профессиональных школ и спецшкол в Тюрингии).
Первая ознакомительная фаза (отсутствует в землях Шлезвиг-Гольдштейн и Нижней Саксонии) продолжается от двух до шести месяцев в учебном учреждении соответствующей ступени. Вторая фаза предполагает проведение референдаром вместе с преподавателем-наставником от 8 до 17 часов «Учебных» или «обучающих» уроков. Части урока, которые провели референдар и наставник, должны быть тщательно проанализированы ими. С целью углубления знания основ педагогической деятельности референдар параллельно посещает занятия (Государственного) обучающего семинара. Третья фаза обучения - самостоятельное преподавание (референдар проводит от 8 до 17 пробных уроков). Референдар получает зарплату.
Обучение завершается сдачей Второго государственного экзамена, который состоит из устных экзаменов и проводимых референдаром открытых (экзаменационных) уроков. При аттестации учитывается оценка, данная наставником, закреплённым за референдаром администрацией школы, в которой проходило обучение.
Осознание того факта, что качество общего образования напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников его осуществляющих, заставило Правительство РФ заняться
вопросами модернизации педагогического образования. В мае 2014 года Правительством утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Проект модернизации российского педагогического образования носит, на наш взгляд, «догоняющий» характер по отношению к стандартам педагогического образования в Германии: так, проектом запланировано улучшать подготовку педагогов-бакалавров, тогда как в Германии бакалавриат - лишь первая незавершённая фаза подготовки учителя. Понимая, что введение обязательной двухступенчатой системы педагогического образования в нынешних условиях в России нереально, как не реален отказ от использования в общеобразовательных учреждениях педагогов с педагогическим образованием уровня бакалавриата, считаем, что было бы правильно для стимулирования обучения в магистратуре ввести дифференцированную оплату за труд педагога-ба-калавра и педагога-магистра, законодательно определить, что в учебных учреждениях повышенного уровня образования - гимназиях, лицеях могут преподавать только педагоги, закончившие магистратуру.
Считаем, что акцент на развитие многоканаль-ности получения педагогического образования в намечаемой реформе российской системы педагогического образования [1] сделан не верно. Правильнее было бы, на наш взгляд:
- увеличить количество именно педагогических университетов и институтов, оказать их развитию государственную поддержку (в том числе вузам негосударственным);
- ввести немедленно в действие профессиональный стандарт Преподавателя, утверждённого ещё в 2013 году, в части недостаточности среднего профессионального (в том числе - педагогического) образования для преподавания в классах любой ступени общеобразовательной школы [2] и в связи с этим использовать потенциал педагогических колледжей для усиления педагогических институтов и университетов или создания в непедагогических вузах педагогических факультетов;
- такой канал получения допуска к педагогической профессии как обучение кадров в учреждении высшего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, необходимо коренным образом реформировать: готовить к педагогической деятельности обучающихся только в магистратуре и по программам с прописанной обязательной педагогической содержательной компонентой, с прописанными государством минимальными объёмами такой подготовки, лишь ненамного отличающимися от содержания и
60
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Трибуна педагога
объёмов, установленных для образовательных программ направления подготовки «Образование и педагогические науки» для бакалавриата педагогических вузов;
- обеспечить изучение наработок отечественных педагогов в поиске нового содержания образования и достижений практического опыта зарубежной гуманистической педагогики путём введения в основную образовательную программу по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» и программы магистратуры, предполагающие подготовку обучающихся к педагогической деятельности, обязательную учебную дисциплину «История педагогики»;
- переосмыслить роль в педагогическом образовании и бакалавров, и магистров педагогической практики в учебных учреждениях общего среднего образования;
- прописать необходимый минимум времени, отводимый вузом на осуществление педагогической практики на каждой ступени обучения (бакалавриат, магистратура);
- внести в структуру педагогической практики как обязательные элементы психолого-педагогическое исследование, теоретическую рефлексию студентом посещённых им учебных занятий, проводимых учителями школы, и опыта собственного преподавания во время практики;
- привлечение (через значительное повышение материальных стимулов) к преподаванию дидактики конкретных учебных предметов опытных учителей общеобразовательной школ;
- переподготовка учреждениями (факультетами) дополнительного профессионального образования лиц с любым высшим образованием должна осуществляться в объёме, не меньшем, чем объём педагогической подготовки в магистратуре.
ИСТОЧНИКИ:
1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014 - 2017 [электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр://педагогическое образование.рф/йосишеп18/8Ьош/14
4. РВСПУ. Образовательная программа по про-
филю «Экономика предприятий и организаций» (бакалавриат). Направление подготовки 38.03.01 Экономика[электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/napravleniya-podgotovki-
vpo/docs/08010062-4/ Дата обращения: 18.11.2015.
5. РГППУ. Официальный сайт университета [электронный ресурс]. - Режим доступа: Образовательная программа по профилю «Экономика предприятий и организаций» (бакалавриат). Направление подготовки 38.03.01 Экономика [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/ napravleniya-podgotovki-vpo/docs/0 8010062-4/ Дата обращения: 18.11.2015.
6. РГПУ. Основные образовательные программы. Официальный сайт университета. Бакалавриат, направление: Экономика [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas.berzen.spb.ru/profile. php?id=2111. Дата обращения: 18.11.2015
7. РИНХ. Официальный сайт университета. Образовательные программы высшего образования по направлениям и программам магистратуры [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rsue.ru/sveden/programs_vpo_fgos_mag.aspx/ Дата обращения: 18.11.2015.
8. Сведения об обучающихся и классах государственных (муниципальных) и негосударственных учреждений, реализующих программы общего образования [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opendata.mon.gov.ru/opendata/
9. Blickpunkt 3: Lehrerbildung an Hochschulen und Seminaren im Bund der Freien Waldorfschulen. Herausgeber:Bund der Freien Waldorfschulen Pres-se- und Offentlichkeitsarbeit. 33 S.
10. Bundesverband der Freien Alternativschulen in der BRD. e.V. URL: http://www.freie-alternativschulen. de/
11. HessischeLehrkrafteakademie. URL: https://la.hessen. de/
12. Landesprufungsamtes fur Lehramter an Schulen. URL: http://www.lpa1.nrw.de/
13. Katholische Schulen in freier Tragerschaft. Einige Zahlen. URL: http://www.katholische-schulen.de/in-dex.php?id=22
14. Praxissemester. Das Wichtigste auf einen Blick. Home page der Universitat zu Koln. URL: http://zfl.uni-koeln.de/praxissemester.html?&L=0
15. Private Schulen - Fachserie 11 Reihe 1.1 - Schuljahr 2014/2015. Statistisches Bundesamt, Wiesbaden 2015.
16. VerordnungzurDurchfuhrungdesHessischenLeh-rerbildungsgesetzes. Vom 28. September 2011. URL: https://www.uni-giessen.de/cms/fbz/zentren/zfl/ download/ downorga/hlbgdv
17. Werthmann Isabel. Was muss man als Waldorflehrer studieren? // Frankfurter Allgemeine Hochschulan-zeiger. 15.06.2015
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 года.
3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fgosvo. ru/poops/17/10/1/5.
61