УДК 378
Е. Р. Никонова, И. В. Никонов
Системные свойства процесса, профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе
3 статье описываются основные системные свойства, процесса профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе, которые поддерживают логику и непротиворечивость основных положений исследования авторов.
Ключевые слова: системный подход, система, подсистемы, модель, профессиональная подготовка, архитекторов
Е. R. Nikonova, I. V. Nikonov
System properties training oft architects in the development oft social planning in high school
Xhe articCe describes basic system properties training oft architects in the development oft sociaC planning in the University, which support the Cogic and consistency oft the main aspects oft the study authors
Keywords: system approach,system,subsystem,modeC,training oft architects
роцесс современной профессиональ-// ной подготовки архитекторов в ходе
(у освоения социального проектирования
в вузе представляет собой систему, которая подчиняется всем системным закономерностям: эмер-джентности, целостности, аддитивности, иерахич-ности, синергизму, росту и развитию. Она имеет цель и в ней присутствуют подсистемы.
Цель — повышение эффективности профессиональной подготовки архитекторов в вузе за счет освоения социального проектирования.
Подсистем в модели процесса подготовки архитекторов [1] много, поэтому для удобства при создании модели мы объединяем их в смысловые блоки — целевой, содержательный, результативно оценочный.
Структурное моделирование помогает рассмотреть исследуемый процесс как сложную, открытую систему. Одно из положительных качеств метода — наглядность. Невозможно мысленно охватить весь процесс, поэтому его заменяют на модель, с которой легко и удобно работать, корректировать состояние подсистем, прогнозировать ее развитие [2].
В системе можно выделить внутренние связи между ее подсистемами и связи внешние, устанавливаемые ею с другими системами той большой системы, в которую она входит. Например, если профессиональную подготовку архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе рассматривать как систему, то подсистемами последней являются все составляющие процесса
подготовки (цели, задачи, принципы, методы, подходы, уровни подготовки и критерии оценки) и, в то же время, сам исследуемый процесс является подсистемой общего процесса подготовки архитекторов в высшей школе, который в свою очередь подчиняется всем процессам системы обучения и воспитания в архитектурно-строительном вузе.
Эмерджентность — может выступать как критериальный признак системы профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования, поскольку критерий — это одно из оснований принятия решения по оценке чего-либо (уровня знаний, сформированное™ ценностно-мо-вационного компонента, социально-личностных компетенций, отношения к деятельности) на соответствие предъявленным требованиям. Однако, надо учитывать, что требования меняются. Так, например, происходило с дисциплиной «Реализация национальных проектов РФ». Отсутствие информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов РФ, учебно-методического обеспечения, наработанной системы контроля знаний не позволяло формировать у архитекторов в первые годы обучения этой дисциплине готовность к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования. Опыт, компетентность педагога по мере когнитивного приращения, разработанное учебно-методическое обеспечение позволили подойти к процессу профессиональной подготовки осмысленно и найти новое средство, которое существенно повысило эффективность такой подготовки — учебное социальное проектирование.
80 ISSN 2307-2447
Целостность — свойство системы, которое говорит о зависимости каждого элемента, его свойств, особенностей, отношений в системе от его места, функций и т. д. внутри целого. Если мы обратимся к модели профессиональной подготовки, то можно увидеть, каким образом, например, заявлены подходы подготовки. Они точно соответствуют этапам подготовки: оценочному (определяем исходный уровень), формирующему (формируем требуемое качество), заключительному (процесс становления нужного свойства или качества). Соответственно, подходы подчинены принципам, те, в свою очередь, задачам, целям.
Аддитивность системы состоит в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям при любом разбиении объекта на части. В педагогическом моделировании уже устоялись некоторые правила разработки моделей, имеется ввиду, что необходимо выделить три блока (подсистемы) — целевой, содержательный, результативно-оценочный. В нашей модели они выделены. Обязательно обозначение темы исследования, обусловленной госзаказом и требованиями ФГОС ВПО, цели, задачи, методы, принципы, подходы, уровни и критерии. Мы не можем рассматривать процесс подготовки не учитывая ходя бы один из вышеперечисленных элементов, т. к. нарушим целостность и иерархичность нашей системы.
Иерархичность системы обусловлена иерархичностей подцелей. Однако все подцели должны быть подчинены главной цели — повышению эффективности профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе, это обуславливает порядок подчиненности низших целей высшим. Безусловна иерархичность между подсистемами (подходы подчиняются принципам, принципы, подходы и методы — главной
цели, содержательная подсистема подчинена целевой, результативно-оценочная _ содержательной и т. д.). Иерахичность нашей системы имеет под собой логическую основу подчинения, осмысленное упорядочение связей с выделением главных и второстепенных.
Синергизм системы — свойство, которое отвечает за усиление действия системы за счет сложения совместного взаимодействия ее подсистем. Синергизм как наука изучает законы самоорганизации сложных систем. Здесь можно сказать о подходах, иными словами о направлениях к процессу подготовки архитекторов: мотивация, знания, компетенции и деятельность. Безусловно, что каждое из направлений значимо, но от слаженного взаимодействия этих составляющих будет зависеть эффективность учебно-воспитательного процесса. Мотивация _ направленное побуждение к приобретению когнитивных основ социального проектирования, к овладению социально-личностными компетенциями, к профессиональному действию на основе расширенных границ знания.
Рост и развитие исследуемой системы могут иметь место, если будут увеличиваться компетенции. Сейчас мы рассматриваем в основном социально-личностные компетенции. Но когда закончится наше исследование, будут ставиться и решаться новые задачи, поскольку одно исследование не может решить широкий круг проблем и дать ответы на постоянно возникающие вопросы. Высшее образование призвано готовить высококвалифицированных специалистов, но набор качеств (компетенций специалиста) может корректироваться с учетом меняющихся условий труда, экономической ситуации в стране, политики государства, и, в конце концов, с учетом процессов модернизации, происходящих в системе отечественного образования.
4.
ЛИТЕРАТУРА
Никонова Е.Р. Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов кпрофессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Электронный ресурс]// Перспективы науки и образования, 2014. №1 URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 15.04.2014).
Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования[Электронный ресурс]// Перспективы науки и образования, 2013. №2 URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 15.04.2014).
REFERENCES
Nikonova E.R. System approach to the modeling of process of training of architects for professional activity in the course of development of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.l, Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archivel4/ (accessed 15 April 2014).
Ostapenko R.I. Structural modeling in psychology and pedagogy: problems of science and education. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.2. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archivel4/ (accessed 15 April 2014).
Информация об авторах Никонова Елена Равильевна
(Россия, Пенза)
Старший преподаватель кафедры «Градостроительство». E-mail: [email protected]
Никонов Илья Викторович
Студент 6-го курса архитектурного факультета Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Information about the authors
Nikonova Elena Ravil'evna
(Russia, Penza)
Senior Teacher of the Department «City Construction». E-mail: [email protected]
Nikonov Il'ia Viktorovich
Student 6-th course of Architectural Department Penza State University of Architecture and Construction
pnojournal.wordpress.com 81