УДК 378
Е. Р. Никонова, И. В. Никонов
О необходимости изучения архитекторами основ социального проектирования в вузе
Эпоха социальных перемен изобилует социальными проектами. Это заставляет высшую педагогическую школу вносить свои коррективы в образовательный процесс. В частности эти перемены коснулись и высшего архитектурно-строительного образования. Будущих архитекторов необходимо учить основам социального проектирования. Почему? Ответ на этот вопрос Вы найдете в данной статье
Ключевые слова: социальное проектирование, системный подход, педагогический эксперимент,комплекс педагогических условий
E. R. Nikonova, I. V. Nikonov
About need of studying by architects of bases of social design in higher education institution
The era of social changes abounds with social projects. It forces the higher pedagogical school to introduce the amendments in educational process. In particular these changes concerned also the higher architectural and construction education. Juture architects need to be taught bases of social design. Why? You will find the answer to this question in this article
Keywords: social design, system approach, pedagogical experiment, complex of pedagogical conditions
2005 года в Российской Федерации реализуются Приоритетные Национальные Проекты. Ключевой вопрос, решаемый государством в процессе их реализации, — улучшение качества жизни россиян. Эти проекты по сути социальные и позволяют добиться значимых результатов повышения уровня жизни и благосостояния нашего народа по четырем направлениям: образование, здравоохранение,
жилищное строительство и развитие АПК в России.
Поскольку одной из составляющих почти каждого национального российского проекта оказывается возведение различных строительных объектов, то это предполагает участие в них специалистов строительных специальностей, в том числе и архитекторов. Отличительной профессиональной чертой этих специалистов является адекватная реакция на запросы социума, которая состоит в умении разрабатывать проекты, гармонично решающие социальную задачу через архитектурный объект. Развить эти умения можно на основе проектного мышления, формируемого в процессе профессиональной подготовки, требования к которой постоянно растут.
Задачей высшего профессионального образования является удовлетворение этих требова-
ний. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №°273-Ф3: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».
Традиционная профессиональная подготовка архитекторов формирует проектное мышление в процессе учебного архитектурного проектирования, которое далеко не всегда имеет четкую социальную ориентацию.
Однако, надо отметить, что высшая школа, в частности наш вуз — ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства — всегда откликается на современные государственные социальные преобразования. Именно поэтому в учебные планы университета (в том числе и на архитектурном факультете) с 2007 года была введена дисциплина «Реализация национальных проектов РФ».
Для того, чтобы обучение этой дисциплине не носило формальный характер, а педагогиче-
ский процесс был эффективным, потребовалась разработка всей документации, сопровождающей дисциплину (учебно-методический комплекс, рабочая программа, учебное пособие и т.п.). Более того, появилась необходимость в научном обосновании и целесообразности изучения архитекторами основ социального проектирования, которое предлагалось освоить им в рамках изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ».
На первый взгляд кажется, что в самом названии дисциплины заключен смысл того, что необходимо освоить архитекторам — проследить ход реализации приоритетных национальных проектов РФ. Однако профессия архитектора — творческая, ей чужды сухие статистические выкладки. Поэтому, постигая основы социального проектирования, будущие архитекторы учились разрабатывать собственные социальные проекты на волнующие их темы, сопровождая каждый проект гармонизирующей составляющей — архитектурным проектом (клаузурный вариант, проект-идея, проект-концепция) сооружения, необходимым для наибольшей яркости и полноты картины социального преобразования социума [5].
Если речь идет о гармонизации архитектуры в социальном проектировании, то она имеет сутью приведение в соответствие внешнего вида проектируемого сооружения его функциональному наполнению, окружающей среде и требованиям социального заказа [3].
Для этого подготовка архитекторов осуществляется достаточно большим набором различных учебных дисциплин, которые предусмотрены ФГОС ВПО 2 и 3 поколений. Однако в учебных планах по направлению 521700 «Архитектура» (степень Бакалавр архитектуры) и по направлению 630100 «Архитектура» (квалификация специалиста — Архитектор) нет ни одной дисциплины, в процессе изучения которой архитекторы смогли бы освоить основы социального проектирования и, в конечном итоге, уметь самостоятельно разработать социальный проект. Хотя в ФГОС ВПО 2 и 3 поколений существуют соответствующие требования, ориентирующие на социальное проектирование при подготовке будущих архитекторов.
ФГОС ВПО 2 поколения обозначает в требованиях уровню подготовки выпускни -ка по специальности «Архитектура» следу -ющее:
— выпускник специальности «Архитектура» умеет учитывать этические и правовые нормы при разработке социальных проектов.
В ФГОС ВПО 3 поколения указано, что «... архитектура — область человеческой деятельности, материальной и духовной культуры, синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, ориентированная на создание целостной искусственной материально-пространственной среды для комфортной жизнедеятельности человека и общества».
Однако, ни одна из дисциплин учебного плана не готовит архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования, т.е. выпускники архитектурного факультета не умеют самостоятельно разрабатывать социальные проекты. А архитектура не воспринимается будущими архитекторами как деятельность, синтезирующая результаты культуры и науки, направленная на создание гармоничного существования человека и общества. Как показывает учебное архитектурное проектирование на всех курсах, студенты, разобравшись с функциональным решением архитектурного объекта, зачастую не могут грамотно увязать его с решением архитектурного облика здания. А учебное социальное проектирование ведет их дальше: учит искать еще одну гармонию — соответствие архитектурного облика здания решаемой социальной проблеме. Безусловно, эта задача новая, решение ее ведет студентов к профессиональному мастерству сложным, но интересным путем. Важен результат — общество получает не просто безликих ремесленников, а творческих, владеющих современной ситуацией специалистов, не бездушную «страшную» архитектуру, а уникальные здания и сооружения, облик которых говорит о высоком профессионализме автора проекта и о его гражданской позиции [4].
Анализ дисциплин блока ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» показывает, что в нем нет ни одной дисциплины, которая обучала бы студентов основам социального проектирования. Не учитывая практические особенности профессии «архитектор», дисциплина этого цикла «Социология» наделяет студентов лишь общими понятиями, дает студентам общие знания о законах развития общества, которые абсолютно лишены осмысленной профессиональной направленности.
На старших курсах в блоке специальных дисциплин представлена дисциплина, частично созвучная теме нашего исследования - «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования». Анализ учебно-методического комплекса этой дисциплины показал, что основные ее задачи состоят в снабжении студентов только общими теоретическими знаниями. При этом отсутствует практическая профессиональная направленность курса. Знания, приобретенные при его изучении, далеко не всегда получают деятельностное применение, а основной акцент сделан на экологическое решение архитектурных проблем.
Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ» восполнила указанный пробел, а социальное проектирование, изучаемое в рамках этого учебного предмета, стало одним из новых средств профессиональной подготовки архитекторов в соответствии с требованиями к уровню
подготовки ФГОС ВПО 2 поколения. Применение такого средства должно опираться на соответствующее научно-методическое обеспечение, которое на момент введения этой дисциплины в учебные планы отсутствовало.
В результате сложившейся ситуации возникли противоречия между:
• возрастающей потребностью социума в архитекторах, владеющих умениями разрабатывать проекты, гармонично решающие социальную задачу через архитектурный объект;
• необходимостью современной профессиональной подготовки решать задачу по подготовке архитекторов, владеющих навыками социального проектирования, и отсутствием такой возможности, связанной с недостаточной разработанностью научно-методологической базы;
• потребностью в архитекторах, владеющих социально-личностными компетенциями, и недостаточной их сформированностью.
Нами было выяснено, что профессиональная подготовка архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе станет эффективной, если будут:
1) Изучен процесс современной профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе.
2) На основе всестороннего изучения профессиональной подготовки архитекторов разработана и апробирована описательная модель процесса освоения архитекторами социального проектирования в вузе, учитывающая его целевую, структурную и функциональную составляющие.
3) Выявлен комплекс педагогических условий, включающий организационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-методические воздействия, благодаря которым возможно формирование у архитекторов умений гармонично решать социальный заказ средствами архитектурного проектирования.
4) Разработано учебно-методическое обеспечение позволяющее готовить архитекторов, владеющих умениями решения социальных задач средствами архитектурного проектирования.
Все задачи были нами выполнены, а теоретические обоснования и практические результаты изложены в двух монографиях [1,2].
Однако, наши теоретические изыскания безусловно нуждались в опытной проверке. В этой статье мы впервые приводим экспериментальные данные, которые подтверждают, что подготовка архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования действительно эффективна.
В зависимости от цели, которую преследует педагогический эксперимент, выделяют различные этапы эксперимента. Но практика педагогической опытно-экспериментальной работы показывает, что выделенные этапы чаще всего применяются не изолированно, а составляют
неразрывную систему. В общей канве опытноэкспериментальной деятельности различные виды экспериментов могут оказываться этапами исследовательской работы. Эта особенность учтена нами, поэтому были приняты следующие виды эксперимента как этапы опытно-экспериментальной работы: подготовительный, констатирующий, формирующий, контрольный, обобщающий [7].
Логика опытно-экспериментальной работы диктовала нам применение особого подхода к выделению экспериментальных и контрольных групп студентов архитектурного факультета с учетом требований ФГОС ВПО 2 поколения, а также индивидуальных особенностей обучающихся и уровня их профессиональной подготовки.
В эксперименте были задействованы группы архитектурного факультета ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
В качестве экспериментальных групп (ЭГ) в нашем исследовании были выбраны две группы студентов архитектурного факультета ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, обучающиеся по специальности «Архитектура» (№ специальности 270300), - студенты групп АРХ 31 и АРХ 32 в количестве 167 человек (2008-2009 учебный год — 48 чел., 2009-2010 учебный год — 38 чел., 2010-2011 учебный год — 42 чел., 2011 -2012 учебный год — 39 чел.).
В качестве контрольных групп (КГ) выбраны четыре группы студентов этого же факультета:
- обучающиеся по специальности «Искусство интерьера» (№ специальности 070603) № студенты групп ИИ 31 и ИИ 32 в количестве 115 человек (2008-2009 — 38 чел., 2009-2010 — 30 чел., 2010-2011 - 21 чел., 2011-2012 - 26 чел.);
- обучающиеся по специальности «Дизайн среды» (№ специальности 070601.04) № студенты группы ДС 31 в количестве 67 человек (20092010 учебный год — 13 чел., 2010-2011 учебный год — 27 чел., 2011-2012 учебный год — 27 чел.);
- обучающиеся по специальности «Дизайн костюма» (№ специальности 070601.03) № студенты группы ДК 31 в количестве 29 человек (2009-2010 учебный год — 10 чел., 2010-2011 учебный год — 9 чел., 2011-2012 учебный год — 10 чел.).
Итого, общее количество участников в контрольной группе (КГ) за 4 года составило 221 человек.
Приведем в табличной форме конечные результаты педагогического эксперимента по выявлению уровня готовности архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе по основным критериям: ценностно-мотивационному, когнитивному, компетентностному и деятельностному (см. табл. 1,2, 3 и 4).
Таблица 1
Ценностно-мотивационный критерий оценки профессиональной готовности архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе Число студентов ЭГ % Число студентов КГ %
Низкий уровень 26 16 70 32
Средний уровень 50 30 100 45
Высокий уровень 91 54 51 23
Таблица 2
Когнитивный критерий оценки профессиональной готовности архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе Число студентов ЭГ % Число студентов КГ %
Низкий уровень 19 11 107 48
Средний уровень 59 35 88 40
Высокий уровень 89 54 26 12
Таблица 3
Компетентностный критерий оценки профессиональной готовности архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе Число студентов ЭГ % Число студентов КГ %
Низкий уровень 9 5 93 42
Средний уровень 88 53 98 44
Высокий уровень 70 42 30 14
Таблица 4
Деятельностный критерий оценки профессиональной готовности архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе Число студентов ЭГ % Число студентов КГ %
Низкий уровень 16 10 79 36
Средний уровень 102 61 101 46
Высокий уровень 49 29 41 18
В экспериментальных группах применялась новая методика подготовки архитекторов — в ходе освоения социального проектирования. Из таблиц видно, что уровень подготовки в ЭГ выше, чем в КГ. Будущие архитекторы были вовлечены не только в педагогический эксперимент, а еще и в интересный процесс обучения и воспитания. У них была сформирована активная гражданская позиция. Разрабатывая собственный социальный проект, пусть пока учебный, они получили реальную возможность самореализоваться и самоактуализироваться. Было понятно, что им не чужды интересы отечества в развитии социальной сферы, потому что они сами попробовали внести свою позитивную лепту в это развитие, применив знания, полученные при изучении профессиональных дисциплин. Следовательно, такая подготовка лучше. Архи-
текторы должны изучать основы социального проектирования. В рамках какой именно дисциплины — это дискуссионный вопрос.
Нам удалось создать необходимые педагогические условия для того, чтобы процесс обучения архитекторов стал интересным, полноценным и эффективным. Эти условия были рассмотрены нами как определенные воздействия:
1. Организационно-педагогические воздействия.
2. Психолого-педагогические воздей -ствия.
3. Учебно-методические воздействия [8].
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о необходимости изучения архитекторами основ социального проектирования в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никонова Е.Р., Найниш Л.А. Социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к активной социальной деятельности: монография // Пенза.: ПГУАС, 2011.
2. Никонова Е.Р., Найниш Л.А. Подготовка архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе: монография // Пенза.: ПГУАС, 2013.
3. Никонова Е.Р. О гармонии социального проектирования для архитекторов // Перспективы науки и образования, 2013. № 6. С. 52-55
4. Никонова Е.Р. Индивидуальное социальное проектирование как средство подготовки будущих архитекторов к
самореализации и самоактуализации. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. № 2(117). С. 131-135.
Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе // Перспективы науки и образования, 2013. № 4. С. 107-113.
Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей // Перспективы науки и образования, 2013. № 5. С.115-120.
Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования, 2013. № 3. С. 63-67.
Никонова Е.Р. Системный подход к выявлению комплекса педагогических условий процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе // Научно-педагогическое обозрение, 2014, № 1. С. 19-23.
REFERENCES
Nikonova E.R., Nainish L.A. Sotsial'noe proektirovanie kak sredstvo podgotovki budushchikh arkhitektorov k aktivnoi sotsial'noi deiatelnosti: monografiia [Social engineering as a tool to prepare future architects to active social activities: monograph]. Penza, PGUAS, 2011.
Nikonova E.R., Nainish L.A. Podgotovka arkhitektorov k professionalnoi deiatelnosti v protsesse sotsial'nogo proektirovaniia v vuze: monografiia [Training of architects for professional activity in the process of social engineering in the University: monograph]. Penza, PGUAS, 2013.
Nikonova E.R. About social harmony design for architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.52-55 (in Russian).
Nikonova E.R. Individual social engineering as a tool to prepare future architects to self-realization and self-actualization. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Tomsk state pedagogical University, 2012, no.2(117), pp.131-135 (in Russian).
Nikonova E.R. Competence-based component of the training of architects for professional activity in the process of social engineering in the University. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.107-113 (in Russian).
Nikonova E.R. Social engineering in the training of architects to professional activity. Analysis of the motivational component. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.115-120 (in Russian).
Ostapenko R.I. About the correctness of application of quantitative methods in psychological-pedagogical studies. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp.63-67 (in Russian).
Nikonova E.R. Systematic approach to the identification of complex of pedagogical conditions of training of architects for professional activity in the course of social engineering in the University. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Scientific-pedagogical review, 2014, no.1, pp.19-23 (in Russian).
Информация об авторах Никонова Елена Равильевна
(Россия, Пенза)
Старший преподаватель кафедры «Градостроительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: [email protected]
Information about the authors
Nikonova Elena Ravil'evna
(Russia, Penza)
Senior Teacher of the Department «City Construction»
Penza State University of Architecture and Construction E-mail: [email protected]
Никонов Илья Викторович
Студент 6-го курса архитектурного факультета Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Nikonov Il'ia Viktorovich
Student 6-th course of Architectural Faculty Penza State University of Architecture and Construction