УДК 378
Е. Р. Никонова
Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе
В статье приводится описание системного подхода в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе, модель исследуемого процесса, описывается комплекс педагогических условий.
Ключевые слова: системный подход, система, подсистемы, модель, комплекс
педагогических условий, подготовка архитекторов.
E. R. Nikonova
System approach in modeling the process of preparation of architects for the professional activity in the course of the development of social planning in high school
In pack the descri ption of system approach is provided in modeling of process of training of architects to professional activity during development of social design in higher education institution, model of studied process, the complex of pedagogical conditions is described.
Keywords: system approach, system, subsystems, model, complex of pedagogical conditions, training of architects.
'ля того, чтобы подойти к анализу педагогического процесса с научной точки зрения, а именно с точки зрения методологии, исследователи используют системный подход. Он позволяет им выявить закономерности и взаимосвязи, для того, чтобы сделать исследуемый процесс более эффективным.
В частности нам системный подход позволил рассмотреть процесс подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования как систему
— т.е. как совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных объектов (подсистем, связей, элементов). Для этого в системе были выделены подсистемы, внутренние и внешние связи и элементы, наиболее существенным образом влияющие на эффективность ее функционирования. При этом цели каждой из подсистем и каждого элемента исходят из общего предназначения объекта. Результатом теоретического исследования оказалась описательная модель этого процесса.
Наиболее крупными подсистемами явились три блока — целевой, содержательный и результативно-оценочный. Подсистемами были выбраны блоки — цели, задачи, подходы, критерии, а также этапы и уровни подготовки. Выявленные подсистемы состоят из элементов и связей. Их взаимоувязка и взаимовлияние обозначены ниже на схеме модели (рис.1).
Проблеме педагогического моделирования посвящены исследования С.Я. Батышева [1], В.С. Безрукова [2], Э.Н. Гусинского [3], Э.Ф. Зеера [4], В.М.Монахова [5], В.А. Сластенина [6], Е .А.Ямбурга [7] и др.
Изучение этих работ показало, что существует достаточно большая группа различных определений термина «модель». Из всего достаточно большого множества различных определений выделим ряд наиболее распространенных:
1. Искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде
структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
2. Мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты.
3. Формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений.
4. Символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах Образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Воспроизведение предмета в уменьшенном виде.
5. Точный образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо из-делье.
6. Материально реализованная система, схематично отражающая исследуемый процесс и несущая информацию о нем [8, 9,10,11].
Все разнообразие определений термина «модель» имеет общность, которую можно обозначить следующими положениями:
1. Они служат для замены каких-то объектов.
2. Основанием для такой замены является одинаковая информация, которая содержится в моделях и заменяемых ими объектах.
Эти положения позволяют использовать в нашем исследовании определение, которое было сформулировано в трудах проф. Валькова К.И. Он определяет модель как заменитель одного объекта другим. Основанием к такой замене является одинаковая информация, которая содержится в этих объектах. Следовательно, процесс моделирования — это процесс замены одного объекта другим. Объект, который заменяют, называется исходным. Объект, которым заменяют — моделью [12]. В результате, приведенные выше «расшифровки» понятия модель, можно рассматривать как частные, в которых конкретизируются те или иные его составляющие.
Область применения моделей велика и разнообразна. Они могут использоваться для предсказания, сравнения, анализа, прогнозирования и т.д. Применение моделей дает два существенных преимущества:
• получение быстрого ответа на поставленный вопрос, на что в реальной ситуации могут уйти годы;
• возможность экспериментирования, осуществить которое на реальном объекте зачастую просто невозможно.
Бесконечность видов информации, на основе которой происходит моделирование, порождает бесконечное многообразие моделей. Существует большое разнообразие оснований для классификации моделей. Наиболее употребительной классификацией является деление моделей
на физические и описательные. К физическим моделям относят такие, которые являются некой физической копией реального объекта или процесса. К описательным — относят различные описания. В зависимости от средств описания все описательные модели подразделяют на две группы: словесные и математические [2, 13, 14, 15, 16].
Г. Клаус, немецкий ученый и философ, определяет моделирование как «отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в виде более простой и более наглядной материальной структуры этой области или другой области».
В.А. Штофф, советский философ и педагог, полагает, что «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна защищать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте».
Как указывалось выше, в настоящем исследовании используется описательная словесная модель подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе. Восприятие такой модели, как любой описательной модели, достаточно затруднено из-за большого объема текста. Поэтому в педагогических исследованиях принято представлять ее в виде блок-схемы, в которой выделяют целевой, содержательный и результативно-оценочный блоки (подсистемы). Выделенные блоки позволили нам выстроить иную структуру исследуемого процесса, сохранив при этом взаимосвязь всех подсистем и их элементов. Дадим краткую характеристику разработанной блок-схеме в соответствии с выделенными этапами.
Схема модели представлена на рисунке 1.
Целевой этап:
о осознание цели и задач подготовки архитекторов с учетом социального заказа и требований ФГОС ВПО 2 и 3 поколений к уровню этой подготовки, определение принципов, как реальных или предполагаемых закономерностей процесса подготовки.
Содержательный этап:
о отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую их четырех задач;
о определяет всю совокупность ценностно-мотивационных ориентаций, направления в процессе формирования систем знаний и базовых социально-личностных компетенций, ориентацию на получение навыков и умений по использованию архитекторами профессиональных знаний при разработке социальных проектов;
о определяет этапы формирования (оценочный, формирующий, заключительный) всех направлений (подходов);
о наиболее полно отражает процессуальную сторону подготовки архитекторов к професси-
Социальный заказ на подготовку архитекторов, владеющих навыками социального проектирования
Цель: подготовка архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе
Требования ФГОС ВПО 2 и 3 поколения к уровню подготовки архитекторов, владеющих навыками социального проектирования
Задачи
Развитие у архитекторов устойчивого ценностномотивационного отношения к профессиональной деятельности, связанной с освоением социального проектирования Формирование у архитекторов системы знаний о реализуемых в РФ приоритетных национальных проектах и основ социального проектирования Формирование у архитекторов базовых (социальноличностных) компетенций Формирование у архитекторов навыков и умений по применению профессиональных знаний при разработке социальных проектов
Принципы: системности, наглядности, активности, сознательности, самостоятельности, последовательности, комплексности в обучении, группового и индивидуального подходов
8
В
В
О
н
о
-
о
с
3
с
я
н
8
а
в
о
н
о
-
о
с
8
Я
й
о
а
а
и
Подходы
Ценностно-мотивационный
ч
Когнитивный
Компетентностный
Определение у архитекторов исходного уровня ценностно-мотивационного отношения к
профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе
Формирование у архитекторов ценностномотивационного отношения к профессиональной деятельности в процессе социального
проектирования в вузе
Становление у архитекторов ценностно-
мотивационного отношения к профессиональной деятельности в процессе социального
проектирования в вузе
Установление у архитекторов базового уровня знаний о приоритетных национальных проектах РФ и основах социального проектирования
Изучение структуры реализуемых в РФ приоритетных социальных проектов и основ социального проектирования
Формирование у будущих архитекторов системы знаний о социальном проектировании с учетом применения профессиональных зна
з^нии
Развитие у архитекторов способности к социальному проектированию для его использования в профессиональной деятельности
Развитие у архитекторов готовности к социальному проектированию на основе профессиональных знаний в области архитектуры
Овладение архитекторами социальным
проектированием, призванным обеспечить продуктивное выполнение профессиональной деятельности
Разработка архитекторами презентаций на основе анализа реализуемых в РФ приоритетных национальных проектов
Разработка архитекторами содержания учебного социального проекта и клаузуры на основе анализа существующих в РФ социальных проблем
Разработка, презентация и деятельностное участие в реализации студенческого социального проекта на основе профессиональных навыков в области
Формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальные консультации. Методы: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, наблюдение , дискуссия, анкетирование, тестирование, методы и методики соттияпьного проектирования
Критерии
т
Ценностно-мотивационный
*
Когнитивный
Компетентностный
Жизненно-необходимое мотивационное
отношение архитекторов к подготовке к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе
Недостаточно устойчивое мотивационное отношение архитекторов к подготовке к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе
Слабое мотивационное отношение архитекторов к подготовке к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе
Прочная система знаний приоритетных национальных проектов РФ и основ социального проектирования
Средняя степень изученности приоритетных национальных проектов РФ и основ социального проектирования
Низкая степень изученности приоритетных национальных проектов РФ и основ социального проектирования
Высокий уровень готовности архитекторов применять полученные в процессе социального проектирования знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности
Средний уровень готовности архитекторов применять полученные в процессе социального проектирования знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности
Низкий уровень готовности архитекторов применять полученные в процессе социального проектирования знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности
Готовность архитекторов к профессиональной деятельности, сформированная в процессе социального проектирования в вузе
Нестабильная готовность архитекторов к профессиональной деятельности,
сформированная в процессе социального проектирования в вузе
Слабая готовность архитекторов к профессиональной деятельности,
сформированная в процессе социального проектирования в вузе
Рис.1 Схема модели процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе
Т-. ^ _ Целевой блок Результативно-оценочный блок Содержательный блок
ональной деятельности (формы обучения, методы, приемы и средства). Формы обучения — лекции, практические занятия, индивидуальные консультации. Методы — анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, наблюдение, дискуссия, анкетирование, тестирование, методы и методики социального проектирования.
Результативно-оценочный этап:
о включает в себя сочетание критериев и уровней подготовки, позволяющих определить уровень эффективности исследуемого процесса.
Описание модели логично завершить еще одним необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов архитектурного факультета в строительном вузе — комплексом педагогических условий. Его реализация позволит обеспечить высокий уровень подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе.
Под комплексом педагогических условий подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в вузе, от реализации которых зависит процесс профессиональной подготовки специалистов такого уровня.
При выявлении комплекса педагогических условий эффективной подготовки архитекторов к профессиональной деятельности мы учитывали социальный заказ общества, степень разработанности этой проблемы в научно-методической литературе, критерии и уровни профессиональной подготовки таких специалистов с опорой на ценностно-мотивационный, когнитивный, компетентностный и деятельностный подходы. Представим педагогические условия в виде табл. 1, определив шаги (уровни), их содержание и цель.
Таблица 1
Комплекс педагогических условий
Уровень (шаг) Определение содержания Цель
1 уровень Учет и реализация творческой составляющей профессии "Архитектор" в процессе социального проектирования - выявление для архитекторов значимости гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования.
2 уровень Определение субъективного отношения студентов-архитекторов к деятельности - установка на самореализацию и самоактуализацию в ходе социального проектирования с применением профессиональных качеств архитектора.
3 уровень Определение содержания и организация деятельности архитекторов Обучение социальному проектированию с обязательным архитектурнопроектным предложением - включение студентов в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической, духовной и других сферах деятельности. - формирование и совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе выполнения студентами-архитекторами авторских социальных проектов.
4 уровень Педагогическая деятельность как управление процессом подготовки таких специалистов - обеспечение архитекторов системой знаний, которая позволяет готовить их к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе; - формирование системы педагогического воздействия, позволяющей эффективно готовить архитекторов к продуктивной профессиональной деятельности; - применение совокупности педагогических действий, учитывающих индивидуально-личностные особенности студентов; - системно-деятельностное ориентирование на взаимодействие педагога и студентов в процессе осуществления учебного социального проектирования.
5 уровень Учебно-методическое обеспечение процесса - составление учебно-методического обеспечения дисциплины "Реализация национальных проектов РФ"; - создание учебного пособия для этой дисциплины; - применение инновационных подходов в оформлении презентаций и видеороликов на авторский студенческий социальный проект в программах Microsoft Office Power Point и Microsoft Movie Maker.
Реализация комплекса педагогических условий позволила эффективно готовить архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе, так как система педагогических воздействий:
- помогла в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» сформировать у архитекторов ценностно-мотивационное отношение к подготовке к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе; дать студентам установку на самореализацию и самоактуализацию, помогла выявить значимость гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования;
- была направлена на изменение когнитивной структуры личности студентов архитектурного факультета: приобретение опыта освоения системы знаний реализации приоритетных социальных направлений в РФ и знаний основ социального проектирования;
- позволила сформировать у архитекторов базовые (социально-личностные) компетенции: персональную, коммуникативную, учебно-познавательную, инновационно-информационную, профессиональную; а также взаимодействие педагога и студентов и, кроме того, включение будущих архитекторов в социальные отношения позволили сформировать умения и навыки самостоятельной деятельности архитекторов по социальному проектированию с применением профессиональных знаний в области архитектуры.
С точки зрения системного подхода комплексность педагогических условий, которые
реализовывались на каждом этапе исследования, заключается в следующем:
о Без реализации педагогического воздействия у архитекторов не смогло бы само собой сформироваться устойчивое ценностно-мотивационное отношение к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе.
о Без освоения знаний в области архитектурного проектирования и основ социального проектирования, знаний о реализуемых в стране приоритетных национальных проектах не возникло бы становление ценностей и обозначение мотивов для конструирования желаемых состояний будущего с проектированием зданий социального назначения.
о Без закрепления на деле осознанно мотивированных знаний и умений, мы имеем в виду авторское социальное проектирование, нам не удалось бы добиться столь эффективного результата — высокопрофессиональной подготовки архитекторов, призванных гармонизировать окружающий мир и ориентированных на современный заказ общества.
Становится понятным, что при исключении одного из звеньев в цепочке процесс подготовки таких специалистов нельзя считать логичным, завершенным, эффективным, а выполненные по отдельности педагогические условия не дадут должного закрепления и развития достигнутых нами результатов. В этом и состоит суть системного подхода к моделированию процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям [Текст] / С.Я.Бытышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
3. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода [Текст]/ Э.Н. Гусинский. - М.: Школа, 1994. - 184 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Основы личностно ориентированного образования [Текст]/ Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 51 с.
5. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований [Текст] / В.М. Монахов // Школьные технологии, 2001. - №5. - С.75-89.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под ред. В.А. Сластенина. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
7. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. - 352.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989. - 750 с.
9. Словарь иностранных слов, 6 изд., М., 1964.
10. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с.
11. Словарь Глоссарий.ру. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономика (дата обращения: 15.06.11).
12. Вальков К.И. Основы геометрического моделирования [Текст] / К.И. Вальков. - Л., 1987.
13. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
14. Краевский В.В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. -СПб.: ГУП, 2001.
15. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
16. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
17. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.107-113.
18. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.115-120.
Perspestives of Science and Education, 2014, №1
19. Никонова Е. Р. О гармонии социального проектирования для архитекторов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №6. URL: http://pnojoumal.wordpress.com/archive13/ (дата обращения: 15.02.14)
20. Никонова Е.Р. Подходы, принципы и методы в анализе процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №6. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/ (дата обращения: 15.02.14)
21. Берсенева М.А., Никонова Е.Р. Композиционное моделирование в подготовке архитекторов // Перспективы науки и образования, 2014. - №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 15.02.14)
22. Вечкасова Е. Н., Никонова Е. Р. Формирование профессиональных и общекультурных компетенций градостроителей в процессе изучения основ композиционного мастерства // Перспективы науки и образования, 2014. - №1. URL: http:// pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 15.02.14)
23. Борисенко Д. В. Использование инновационных технологий и эффекта параллакса в учебном процессе подготовки инженеров-дизайнеров // Перспективы науки и образования, 2014. - №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 15.02.14)
24. Алешков А. В., Никонова Е. Р. Особенности изображения мебели в интерьере в профессиональной подготовке дизайнера // Перспективы науки и образования, 2014. - №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 15.02.14)
REFERENCES
1. Batyshev S.Ia. Professional'naia pedagogika: Uchebnik dlia studentov, obuchaiushchikhsia po pedagogicheskim spetsial'nostiam i napravleniiam [Professional teaching: a Textbook for students in pedagogical specialties and directions]. Moscow, Assotsiatsiia «Professional'noe obrazovanie», 1999. 904 p.
2. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnaia pedagogika: Ucheb. pos. [Pedagogy. Projective pedagogy: Textbook]. Ekaterinburg, Delovaia kniga, 1996. 344 p.
3. Gusinskii E.N. Postroenie teorii obrazovaniia na osnove mezhdistsiplinarnogo sistemnogo podkhoda [The construction of the theory of education through an interdisciplinary system approach]. Moscow, Shkola, 1994. 184 p.
4. Zeer E.F., Symaniuk E.E. Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovaniia [The foundations of personality-oriented education]. Ekaterinburg, Izd-vo UGPPU, 2001. 51 p.
5. Monakhov V.M. Pedagogical designing - a modern tool of didactic studies. Shkol'nye tekhnologii - School technology, 2001, no.5, pp.75-89 (in Russian).
6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiianov E.N. Pedagogika: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Pedagogy: Handbook for students]. Moscow, Akademiia, 2002. 576 p.
7. Iamburg E.A. Shkola dlia vsekh: Adaptivnaia model' (teoreticheskie osnovy i prakticheskaia realizatsiia) [School for all: Adaptive model (theoretical foundation and practical implementation)]. Moscow, Novaia shkola, 1996. 352 p.
8. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language: 57000 words]. Moscow, Rus. iaz., 1989. 750 p.
9. Slovar' inostrannykh slov, 6 izd. [Dictionary of foreign words, 6th ed.], Moscow, 1964.
10. Slovar'po sotsial'noipedagogike [Dictionary social pedagogics]. Moscow, Akademiia, 2002. 368 p.
11. Dictionary - glossary.ru. Available at: http://slovari.yandex.ru/~knigi/Ekonomika (accessed 15 Febryary 2014).
12. Val'kov K.I. Osnovygeometricheskogo modelirovaniia [Fundamentals of geometric modeling]. Leningrad, 1987.
13. Uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kolledzhei / Pod red. P.I. Pidkasistogo [Textbook for students of pedagogical universities and teacher training colleges]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. 640 p.
14. Kraevskii V.V. Metodologiia nauchnogo issledovaniia [Methodology of scientific research]. Saint Petersburg, GUP, 2001.
15. Zagviazinskii V.I., Zaitsev M.P., Kudashov G.N., Selivanova O.A. Osnovy sotsial'noi pedagogiki: Uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhei [Basis of social pedagogics: textbook for students of pedagogical universities and colleges]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. 160 p.
16. Ruzavin G.I. Metodologiia nauchnogo issledovaniia: Ucheb. Posobie dlia vuzov [Methodology of scientific research: Studies. Manual for high schools]. Moscow, IuNITI-DANA, 1999.
17. Nikonova E.R. Competence-based component of the training of architects for the professional activity in the process of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013. №4. pp.107-113 (in Russian).
18. Nikonova E.R. Social designing in the training of architects to professional activity. The analysis of motivational component. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013. №5. pp.115-120.
19. Nikonova E.R. On social harmony of design for architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013. №6. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/ (accessed 15 February 2014).
20. Nikonova E.R. Approaches, principles and methods in the analysis of the process of preparation of architects for the professional activity in the course of the development of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013. №6. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive13/ (accessed 15 February 2014).
21. Berseneva M.A., Nikonova E.R. Compositional modeling in the training of architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. - №1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (accessed 15 February 2014).
22. Vechkasova E.N., Nikonova E.R. Formation of professional and cultural competence of urban planners in the process of learning the fundamentals of composition skills. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. - №1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (accessed 15 February 2014).
23. Borisenko D.V. Use of innovative technologies and the parallax effect in the educational process of training of engineers-designers. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. - №1. Available at: http://pnojournal.wordpress. com/archive14/ (accessed 15 February 2014).
24. Aleshkov A.V., Nikonova E.R. Features of the image of furniture in the interior in the professional training of designer. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. - №1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (accessed 15 February 2014).
Информация об авторе
Никонова Елена Равильевна
(Россия, Пенза)
Старший преподаватель кафедры
«Градостроительство». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
E-mail: [email protected]
Information about the author
Nikonova Elena Ravil'evna
(Russia, Penza)
Senior Teacher of the Department «City Construction». Penza State University of Architecture and Construction.
E-mail: [email protected]