УДК 378.147
Е. Н. Вечкасова Е. Р. Никонова
(формирование профессиональных и общекультурных компетенций градостроителей в процессе изучения основ композиционного мастерства
Дисциплина «Основы композиционного мастерства» позволяет градостроителям овладеть мастерством композиции, композиционными средствами, методами, техниками, получить профессиональные и общекультурные компетенции.
Ключевые слова: композиция, композиционное
профессиональные и общекультурные компетенции.
мастерство, градостроитель,
E. N. Vechkasova E. R. Nikonova
Formation of professional and cultural competence of urban planners in the process of learning the fundamentals of composition skills
The discipline of "A basis of composite skill allows town-planners to seize skill of composition, composite means, methods, technicians, to receive professional and common cultural competences.
Keywords: composition, composite skill, town-planner, professional and common cultural competences.
пециальность «Градостроитель» считается одной из востребованных на рынке труда. Автомобильный бум привел к острой нехватке санкционированных стоянок и подземных гаражей для легкового автомобильного транспорта. Морально устаревшая автомобильно-дорожная сеть в городах и сельских поселениях нуждается в проведении реконструктивных мероприятий. Отсутствие грамотной ливневой сети приводит к тому, что города заливает водой, если дождь идет больше трех дней. Это далеко не весь перечень архитектурно-градостроительных проблем городов России.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства занимается подготовкой бакалавров по направлению 270900 «Градостроительство».
Градостроитель-выпускник вуза должен научиться профессиональной деятельности по пространственной и планировочной организации территории, умению осуществлять ее в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Градостроителя в архитектурно-
строительном вузе готовят к следующим видам профессиональной деятельности: аналитиче-
ской, проектной, строительной, инженерной, историко-теоретической, управленческой, коммуникативной.
Для того, чтобы градостроитель научился решать профессиональные задачи в области градостроительства, а именно — уметь анализировать исходный материал, проводить прикладные исследования, уметь разрабатывать творческие проектные решения и проектную документацию, сопровождая их достоверным и грамотным обоснованием, — необходимо научить его основам композиционного мастерства.
Композиционное мастерство — основа творческой профессии «Градостроитель». Композиция по сути — это составление, соединение различных отдельных частей в единое целое, причем это единое целое должно быть объединено одной идеей. Приобретение композиционного мастерства — это творческий процесс, который нельзя познать без личного участия в нем. Обучаясь композиционному мастерству, выполняя композиционные упражнения, градостроители познают основные принципы формо-
образования в архитектуре и планировке. Быть профессиональным градостроителем — означает уметь созидать творчески. А для этого необходимо изучать все средства, методы и приемы, чтобы потом использовать полученные знания для создания выразительной композиции. Знание композиционных закономерностей рационализирует профессиональную деятельность, повышает результативность творческих усилий при создании объекта градостроительства или архитектуры.
Дисциплина «Основы композиционного мастерства» призвана формировать определенный набор профессиональных (способность осуществлять профессиональную деятельность на основе полученных в ходе освоения дисциплины знаниях, умениях и навыках) и общекультурных (способность специалиста ориентироваться в культурном пространстве, в мире художественно-архитектурных, представлять единую картину мира и т.п.) компетенций. Обладание общекультурными и профессиональными компетенциями — это не дань моде. Это осознанная необходимость подготовки специалиста с новым набором качеств.
Профессиональные компетенции:
1. Аналитические — обладание навыками предпроектного градостроительного анализа.
2. Проектные — освоение комплекса технических дисциплин, территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, моделирования, макетирования.
3. Историко-теоретические — знание истории и теории градостроительства, умение визуально анализировать ландшафт.
4. Коммуникативные — умение убедительно обосновывать и защищать идею проекта, отстаивать его концептуальное решение.
Общекультурные компетенции:
- обладание высоким уровнем культуры, трепетное отношение к архитектурным ценностям;
- способность к анализу социальных проблем, выявлению наиболее остро стоящих перед социумом и к поиску нестандартных путей их решения;
- способность к саморазвитию, самоактуализации и самореализации;
- способность к работе в творческом коллективе на основе взаимодействия со специалистами смежных областей;
- владение навыками научного подхода к рассматриваемой проблеме;
- владение нравственными и правовыми нормами, уважение людей, терпимость к другим культурам;
- владение русским и одним из иностранных языков;
- осознание важности профессии «Градостроитель»; мотивированное стремление к по-
вышению профессиональной культуры;
- забота о здоровом образе жизни.
Проследим междисциплинарные связи исследуемой дисциплины с предшествующими и последующими дисциплинами. Необходимые предшествующие дисциплины: начертатель-
ная геометрия, перспектива архитектурных объектов, рисунок архитектурной среды. Последующие дисциплины: градостроительное
проектирование, методика комплексного проектирования.
Для изучения дисциплины «Основы композиционного мастерства» необходимо освоить следующие модули:
I МОДУЛЬ
- Фронтальная композиция;
- глубинно-пространственная композиция;
- объемная композиция.
II МОДУЛЬ
- Антураж, стаффаж, композиция на заданную тему;
- простой и сложный метр-ритм;
- пластика горизонтальной поверхности, применение пятна, малый парк;
- графическое решение и макет малого городского пространства.
III моДуль
- Пространственная композиция «Граница»;
- пространственная композиция «Покет-парк», ее графическое решение.
IV МОДУЛЬ
- Пространственная композиция с выявлением центра; ее графическое решение, макет;
- пространственная композиция «Аллея», ее графическое решение, макет.
Эти модули позволяют градостроителям освоить:
- основные виды композиции,
- художественные средства построения композиции,
- основные закономерности и средства гармонизации,
- основные принципы художественного формообразования.
Надо заметить, что выполняя эти обязательные учебные работы, студенты 1-2 курсов получают профессиональные навыки работы с карандашом, гелевой ручкой, акварелью и тушью (техника «отмывка»), инструментами для макета.
Чтобы овладеть профессиональными компетенциями студентам-градостроителям, необходимо много работать самостоятельно. Их самостоятельная работа должна быть направлена на решение следующих задач:
- выработка навыков самостоятельной работы, умение работать с аналоговой литературой, информацией;
- формирование навыков работы с профессиональным инструментом;
- формирование навыков создания макетов.
pnojournal.wordpress.com 163
Освоив дисциплину «Основы композиционного мастерства» будущие градостроители смогут вступить в профессиональную деятельность с необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций. Изучив
композиционные средства смогут в профессиональной деятельности достичь единства формы и содержания, пространства и объемов, проектируя их согласно законам подчинения и взаимосвязи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270900 «Градостроительство», 2011.
2. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования / М.Г. Бархин. - М.: Стройиздат, 1993. - 436 с.
3. Богомолов И.И. Начала образно-метафорического образования: учеб. пособие / И.И. Богомолов. - Пенза, ПГУАС, 1997.
4. Веслополова Г.Н. Архитектурная инструментальная графика: учеб. пособие / Г.Н. Весловполова. - Пенза, ПГУАС, 2009.
5. Кудряшов К.В. Архитектурная графика: учеб. пособие / К.В.Кудряшов. - М.: Архитектура, 2006.
6. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. - С.107-113.
7. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. - №5. - С.115-120.
8. Никонова Е. Р. О гармонии социального проектирования для архитекторов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. - №6. - С.52-55.
9. Никонова Е. Р. Подходы, принципы и методы в анализе процесса подготовки архитекторов к профессиональной
деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и
образования, 2013. - №6. - С.65-69.
10. Никонова Е. Р. Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014. №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 4.02.14)
11. Берсенева М.А., Никонова Е.Р. Композиционное моделирование в подготовке архитекторов // Перспективы науки и образования, 2014. - №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 15.02.14)
12. Алешков А. В., Никонова Е. Р. Особенности изображения мебели в интерьере в профессиональной подготовке дизайнера // Перспективы науки и образования, 2014. - №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 15.02.14)
REFERENCES
1. Federal state educational standard of higher professional education for the training 270900 «Town-planning», 2011.
2. Barkhin B.G. Metodika arkhitekturnogoproektirovaniia [Methodology of architectural design]. Moscow, Stroiizdat, 1993. 436 p.
3. Bogomolov 1.1. Nachala obrazno-metaforicheskogo obrazovaniia: uchebnoe posobie [Beginning of figurative and metaphorical education: textbook manual]. Penza, PGUAS, 1997.
4. Veslopolova G.N. Arkhitekturnaia instrumentalnaia grafika: uchebnoe posobie [Architectural instrumental graphics: textbook manual]. Penza, PGUAS, 2009.
5. Kudriashov K.V. Arkhitekturnaia grafika: uchebnoe posobie [Architectural graphics: textbook manual]. Moscow, Arkhitektura, 2006.
6. Nikonova E.R. Competence-based component of the training of architects for the professional activity in the process of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.4, pp.107-113 (in Russian).
7. Nikonova E.R. Social design in preparation of architects for professional activity. Analysis of the motivational component. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.5, pp.115-120 (in Russian).
8. Nikonova E.R. About harmony of social design for architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.6, pp. 52-55 (in Russian).
9. Nikonova E.R. Approaches, principles and methods in the analysis of the process of preparation of architects for the professional activity in the course of the development of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.6, pp.65-69 (in Russian).
10. Nikonova E.R. System approach in modeling the process of preparation of architects for the professional activity in the course of the development of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2014, no.1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/ (accessed 26 January 2014).
11. Berseneva M.A., Nikonova E.R. Compositional modeling in the training of architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. - №1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (accessed 15 February 2014).
12. Aleshkov A.V., Nikonova E.R. Features of the image of furniture in the interior in the professional training of designer. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014. - №1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (accessed 15 February 2014).
Информация об авторах Вечкасова Екатерина Николаевна
(Россия, Пенза)
Доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: [email protected]
Никонова Елена Равильевна
(Россия, Пенза)
Старший преподаватель кафедры «Градостроительство». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: [email protected]
Information about the authors Vechkasova Ekaterina Nikolaevna
(Russia, Penza)
Associate Professor of the Department of «Fundamentals of architectural design». Penza Sstate University of Architecture and Construction.
E-mail: [email protected]
Nikonova Elena Ravil'evna
(Russia, Penza)
Senior Teacher of the Department «City Construction». Penza State University of Architecture and Construction.
E-mail: [email protected]