УДК 37.026.3 ББК 74.5
В. А. Петров
РОЛЬ ВЕДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»
В данной статье поднимается вопрос о главенствующей роли ведущего преподавателя в педагогическом процессе на творческих специальностях в преподавании дисциплины «Живопись», о коррекции и самокоррекции, о деликатном отношении к ассистирующим преподавателям и студентам.
Ключевые слова: ведущий преподаватель, ассистирующий преподаватель, коррекция ошибок, живопись, архитектурно-строительный вуз.
V. Л. Petrov
LEADING ROLE OF THE TEACHER IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF TRAINING THE STUDENTS OF ARCHITECTURAL FACULTY DISCIPLINE «PAINTING»
In this article the question of a predominating role of the leading teacher in pedagogical process on creative specialties in discipline teaching "Painting", about correction and self-correction, about the delicate attitude towards assisting teachers and students is brought up.
Keywords: the leading teacher, the assisting teacher, correction of mistakes, painting, architectural and construction higher education institution.
прострна
простра
"ля того, чтобы стать архитектором, градостроителем или дизайнером ,надо научиться работать не только эанственными структурами в архитектуре, но и научиться живописи - работе с цветом и фактурами. Цель дисциплины «Живопись» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Архитектура» 270100 (бакалавриат), «Дизайн» 072500 (бакалавриат), «Градостроительство» 270900 (бакалавриат) - формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе развития пространственного воображения и творческого мышления на основе освоения колористической культуры, изобразительных и декоративно-плоскостных возможностей цвета, изобразительных приемов. Освоение этой дисциплины будущими архитекторами, градостроителями и дизайнерами способствует:
о подготовке мастерства владения основными живописными материалами;
о развитию аналитического мышления и творческого подхода в практической работе;
о привитию понятия цветовой гармонии.
Ведущий преподаватель ставит перед преподавателями цикла «Живопись» и студентами задачи:
• сформировать навыки композиционного и пространственного мышления;
• сформировать колористическую культуру, изобразительные навыки выполнения живописных работ с натуры, по памяти, по представлению, по воображению, живописных изображений объектов в реальной действительности;
• развить навыки работы над цветовой композицией и цветовым моделированием.
В рамках изучаемой дисциплины «Живопись» ведущий преподаватель в сотрудничестве с коллегами помогает студентам овла-
SS
ISSN 2307-2447
деть следующими навыками:
• техники и технологии живописного мастерства
• живописи акварелью
• живописи гуашью
• изучения приемов и способов выполнения архитектурных проектов в смешанной технике
• изучения декоративных приемов в живописи.
Дисциплина «Живопись» рассматривает законы цвета, физиологию восприятия цветовой среды в интерьере и на пленэре в различных погодных и временных условиях.
В практике высшего профессионального образования (архитектурно-строительного) существует опыт назначения преподавателя, ответственного за блок дисциплин, а в учебном процессе, если в группе ведут 2-3 преподавателя, - назначения ведущего преподавателя (остальные ассистируют). На творческих специальностях необходимо поступать именно так, поскольку учебные группы делятся на подгруппы, состоящие примерно из 15 человек. Раньше в методике расчета количества преподавателей на творческие дисциплины в учебную группу выделялся один педагог на 7-8 человек. Сейчас все значительно изменилось, а процессы оптимизации, происходящие в вузах России, диктуют иные условия ведения педагогического процесса.
Роль ведущего преподавателя очень важна. Ведущий преподаватель дает указания преподавателям, работающим со студентами. Ведущий преподаватель должен:
1. Четко объяснить студентам цель задания. Для этого на кафедре есть рабочие программы по циклам дисциплин, где цели и задачи того или иного задания четко определены. Например, учебное практическое задание «Живописный натюрморт из бытовых предметов (гуашь)». Ведущий преподаватель обязан рассказать, что натюрморт - изображение неодушевленных предметов - как самостоятельный жанр живописи оформился в начале XVIII века. Учебный натюрморт учит понимать цветовые и свето-теневые отношения, пропорции, размеры и формы предметов, передний и задний планы, постановку предметов на плоскость, учитывая законы перспективы и т.п. Натюрморт поможет будущим специалистам в области архитектуры, дизайна и градостроительства не только понимать цветовые и колористические тонкости изображения, но и, возможно, научит их писать более сложные живописные полотна, которые гармонично украсят интерьеры проектируемых пространств и зданий.
2. Определить этапы выполнения работы. Иногда работа над одним натюрмортом зани-
мает несколько часов, т.е. 2-3 занятия. Для того чтобы грамотно вести работу, необходимо научить студента распределять аудиторное время поэтапно (композиционное размещение будущей работы на листе бумаги, графическое изображение, взятие основных цветовых отношений, уточнение отношений, доведение работы до логического завершения)
3. Во время работы подходить к студенту, спокойно и доходчиво объяснять суть ошибок, важно чтобы студент сам увидел их. Иногда рассказывать об ошибках, которые часто встречаются у студентов. Тем самым, ведущий педагог корректирует ошибки непосредственно в ходе учебного процесса и своевременно подсказывает студенту, как именно исправить их и продолжить ведение живописной работы.
4. Контролировать, как ассистирующий преподаватель работает со студентами, делая это деликатно, не вмешиваясь в учебный процесс.
5. По завершению работы над заданием ассистирующие преподаватели организуют просмотр живописных работ, выставляя их в один ряд для возможности сравнения, с разбором ошибок, преимуществ той или иной работы и выставления оценок, а ведущий преподаватель присутствует при этом, деликатно корректируя действия ассистирующего преподавателя. Студенты имеют возможность увидеть как свои ошибки, так и ошибки сокурсников.
Роль ведущего педагога - заниматься не только профессиональной коррекцией, но и самокоррекцией. Учитывая это, ведущий педагог должен знать о типичных ошибках, о том, что именно можно считать ошибкой, уметь вовремя поправить и студентов и ассистирующих преподавателей. Это обеспечит эффективное ведение учебного процесса.
Знания и умения, полученные при изучении «Живописи» необходимы будущим архитекторам, градостроителям и дизайнерам для грамотного представления архитектурного замысла, передачи идеи и проектных предложений, транслирования их в ходе совместной деятельности средствами ручной графики.
Ведущий педагог поможет студентам научиться использовать воображение, мыслить творчески, будет способствовать формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе развития пространственного воображения и творческого мышления на основе изучения колористической культуры, изобразительных и декоративноплоскостных возможностей цвета, изобразительных приемов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения.
pnojournal.wordpress.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович-Пономарева Е.С. Архитектурная колористика - Минск: Техно-принт, 2002.-121 с.
2. Елизарова Т.В. Техника рисунка мягким материалом / учебное пособие. - Пенза: ПГУАС, 2004.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 6.
4. Карасев Ю.В. Изображение головы человека в живописи (последовательность ведения работы) / учебнометодическое пособие. - Пенза: ПГУАС, 2004 г.
5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
6. Ли Н.Г. Основы колористики: учебное пособие. - Пенза: ПГУАС 2006 г.
7. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. С. 11.
8. Пензин И.С. Методические указания по живописи. Натюрморт. - Пенза: ПГАСА, 1997.
9. Петров В.А. Акварельная живопись: учебное пособие. - Пенза: ПГУАС 2006 г.
10. Сурина Н.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне, архитектуре - М.: Март, 2003. - 285 с.
11. Шинкевич В.С. Работа на пленэре. Пейзаж учебное пособие под редакцией чл. Союза художников России доцента Ткаченко Ю.Е. 2006 г.
12. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.107-113.
13. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.115-120.
REFERENCES
1. Agranovich-Ponomareva E.S. Arkhitekturnaia koloristika [Architectural coloring].Minsk,Tekhno-print,2002.-121p.
2. Elizarova T.V. Tekhnika risunka miagkim materialom / uchebnoe posobie [Drawing technique soft material / tutorial]. Penza, PGUAS, 2004.
3. Zagviazinskii V.I. Teoriia obucheniia: Sovremennaia interpretatsiia: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Learning theory: A modern interpretation: studies. allowance for stud. ped. institutions]. Moscow, Akademiia, 2001. p.6.
4. Karasev Iu.V. Izobrazhenie golovy cheloveka v zhivopisi (posledovatel'nost' vedeniia raboty) / uchebno-metodicheskoe posobie [Image of a man's head in the painting (the sequence of reference works) / Textbook]. Penza, PGUAS, 2004.
5. Kraevskii V.V Obshchie osnovy pedagogiki: ucheb. dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [General principles of pedagogy: studies. for stud. high institutions]. Moscow, Akademiia, 2003. 256 p.
6. Li N.G. Osnovy koloristiki / uchebnoe posobie [Fundamentals of Color]. Penza, PGUAS. 2006.
7. Logvinov I.I. Didaktika: istoriia i sovremennyeproblemy [Curriculum : History and Contemporary Issues]. Moscow, BINOM. Laboratoriia znanii, 2007. p.11.
8. Penzin I.S. Metodicheskie ukazaniia po zhivopisi. Natiurmort [Methodical instructions on painting. Still]. Penza, PGASA, 1997.
9. Petrov V.A. Akvarel'naia zhivopis'/ uchebnoe posobie [Watercolor Painting / tutorial]. Penza, PGUAS. 2006.
10. Surina N.O. Tsvet i simvol v iskusstve, dizaine, arkhitekture [Color and symbol in art, design, architecture]. Moscow, Mart, 2003. 285 p.
11. Shinkevich V.S. Rabota na plenere. Peizazh uchebnoe posobie pod redaktsiei chl. Soiuza khudozhnikov Rossii dotsenta Tkachenko [Work in the open air. Landscape Tutorial edited under eddition of Artists Union of Russia Yuri Tkachenko]. 2006.
12. Nikonova E.R. Competence-based component of the training Of architects for the professional activity in the process of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.4, pp.107-113 (in Russian).
13. Nikonova E.R. Social design in preparation of architects for professional activity. Analysis of the motivational component. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.5, pp.115-120 (in Russian).
Информация об авторе Петров Вячеслав Александрович (Россия, Пензенская область, Пензенский район, пос. Золотаревка) - Доцент, профессор кафедры «Рисунка, живописи и скульптуры». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
Information about author Petrov Viacheslav Aleksandrovich (Russia, Penza region, Zolotarevka village) - Associate Professor of the Department of «Drawing, Painting and Sculpture.». Penza State University of Architecture and Construction.
ISSN 2307-2447