Научная статья на тему 'Архитектурное решение туристско-информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области'

Архитектурное решение туристско-информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ТУРИСТСКАЯ НАВИГАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / СРЕДОВЫЕ ОБЪЕКТЫ / CENTER OF TOURIST AND INFORMATION / TOURIST NAVIGATION / FUNCTIONAL ZONING / ENVIRONMENTAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Равильевна, Чурляев Борис Андреевич

Туристско-информационные услуги в нашей стране задача менеджерская. Однако, назрела необходимость в проектировании и возведении туристско-информационных центров, а это архитектура нового типа. Задача по созданию абсолютно нового проектного решения ИТЦ была предложена студентам 5 курса архитектурного факультета Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Равильевна, Чурляев Борис Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural concept of tourist information centre as possibility of advance of tourist navigation across Penza and the Penza region

Tourist and information services in our country is a task of management. However, need for design and construction of tourist information centers is ri pened, and it is an architecture of new type. The task of creation of absolutely new design solution of ITC was offered by students of the 5th course of architectural faculty of the Penza State University of Architecture and Construction.

Текст научной работы на тему «Архитектурное решение туристско-информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области»

ЩшШш

Тй

Е. Р. Никонова, Б. А. Чурляев

Архитектурное решение туристско-информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области

Туристско-информационные услуги в нашей стране — задача менеджерская. Однако, назрела необходимость в проектировании и возведении туристско-информационных центров, а это архитектура нового типа. Задача по созданию абсолютно нового проектного решения ИТЦ была предложена студентам 5 курса архитектурного факультета Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Ключевые слова: туристско-информационный функциональное зонирование, средовые объекты

центр, туристская навигация,

E. R. Nikonova, B. A. Churliaev

Architectural concept of tourist information centre as possibility of advance of tourist navigation across Verna and the Verna region

Tourist and information services in our country is a task of management. However, need for design and construction of tourist information centers is ripened, and it is an architecture of new type. The task of creation of absolutely new design solution of ITC was offered by students of the 5th course of architectural faculty of the Venza State University of Architecture and Construction.

Keywords: center of tourist and information, tourist navigation, functional zoning, environmental objects

Г^Г^^Оуристические объекты (культур-/çy/if но-исторические ресурсы, ресурсы экологического, лечебно-оздоровительного, спортивного, экстремального, рыбо-ловно-охотничьего, «собирательского» туризма) Пензы и Пензенской области разбросаны по 26 районам.

Русский писатель А.И. Куприн — место рождения — уездный город Наровчат Пензенской губернии, дед будущего критика и мыслителя В.Г. Белинского был священником села Белыни Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, а его отец работал уездным врачом города Чембара (ныне город Белинский Пензенской области), родовое гнездо по-¡ШГа М.Ю.Лермонтова — имение в селе Тарханы Пензенского уезда, русский историк В.О. Ключевский был родом из села Воскресеновка Пензенской губернии.

Пенза и Пензенская область богаты на известные имена знаменитых соотечественников. В нашем кЙе жили и творили русские поэты,

критики, просветители, художники, театральные деятели и т.п. Можно сказать, что в Пензу проложены многочисленные туристические маршруты, что наш город привлекателен с точки зрения туризма. В Пензе сохранены и преумножены многочисленные объекты, которые интересны и в отношении архитектуры (здания художественного училища им. К.А. Савицкого и картинной галереи), и трактуются как носители интереснейшей исторической информации (дом-музей В.О. Ключевского, дом-музей-театр им. В. Э. Мейерхольда), и даже являются уникальными и единственными в мире (Музей одной картины). Это далеко не весь перечень манких для пытливого взора туристов объектов Пензы и Пензенской области. Наша малая родина богата и на святые места и источники и может являться местом для паломничества верующих не только из близлежащих областей, но со всей России и даже из зарубежья.

Пензенская область стремится к сохранению объектов культурного наследия, развитию ту-

ЦЯЩ ОТдыИ, пвзнаватеЛвнойкУЛЬтуРН^-исто-рйЧёской миссии и т.п [1].

Туристический паспорт Пензенской области ¡составлен по заказу отдела туризма Управления Инвестиционного развития и туризма Правительства Пензенской области в рамках реализации Программы «Развитие туризма в Пензенской области на 2006 — 2010 годы» на основании материалов, представленных органами местного самоуправления. Эта информация располагается на сайте welcome2penza.ru Туризм и отдых в Пензенской области.

Практика ведения занятий по архитектурному проектированию в Пензенском ГУАС показала, что не всегда студенты выполняют задания, заложенные в рабочих программах. По договоренности с различными ведомствами (Министерство образования области, Министерство культуры и т.д.) архитектурно-строительному вузу (в частности, Пензенскому государственному университету архитектуры и строительства) приходится быть мобильным, адекватно реагирующим на запросы социума и властных структур, оказывая посильную помощь в проектировании пусть небольших, но весьма актуальных объектов для создания, например, туристской навигации по Пензенской области.

Именно поэтому Министерство культуры РФ предложило студентам 5 курса архитектурного факультета ФГБОУ ВПО ПГУАС создать проект туристско-информационного центра и систему дорожных указателей к проектируемому объекту и принадлежащим ему носителям информации (стендам, макетам и т.п.).

Структура центров (основные помещения с

Безусловно, задача разработки таких средо-вых объектов лежит на архитекторах и дизайнерах. Предположительно, эти объекты нужно разрабатывать в едином «пензенском» стиле.

Во-первых, архитектура самого центра должна гармонировать с архитектурой города, возможно, его исторической части, либо коррелировать с пензенской символикой [2].

Во-вторых, это связано с разработкой площадок, которые будут снабжены необходимой инфраструктурой для автотуристов (АЗС, предприятие быстрого питания, информационно-туристический центр, санитарные узлы и т.п.) и будут расположены на въездах в область со стороны Республики Мордовия, Ульяновской, Саратовской, Тамбовской и Рязанской областей.

В-третьих, это предполагает дополнительное проектирование автодорожных указателей, макетов, информационных стендов, приглашающих автотуристов посетить культурно-исторические, культовые и иные достопримечательности Пензы и Пензенской области [3].

Туристско-информационный центр предполагалось запроектировать как типовое отдельно стоящее здание, расположенное на участке земли и имеюшее возможность приема и пребывания туристов в любое время года и суток. Преподавателями кафедры «Градостроительство», авторами статьи была разработана структура центров. Чтобы показать заказчику максимально большее количество пректных решений, мы предложили будущим архитекторам проектировать центры разной величины — малые, средние, большие, обозначив площади проектируемых помещений следующим образом (см. табл.1 и 2):

Таблица 1

указанием предполагаемой площади в м.кв.)

Малый Средний Большой

Основные помещения центра центр центр центр

(8м.кв.) (8м.кв.) (8м.кв.)

Зал постоянной экспозиции (проектируется в том случае, если центр располагается на базе музея) 50 75 100

Зал тематической выставки 50 75 100

Комната для просвещения детей 24 36 50

Информационная стойка для посетителей 6 8 10

Сувенирный киоск 8 12 15

Кафе/доготовочный зал 30/15 45/25 60/30

Гардероб 10 15 20

Санузел (м/ж) 12/18 18/24 24/36

Кабинет для сотрудников центра 20 36 60

Библиотека (книжный фонд/читальный зал) 15/25 20/40 30/50

Функциональное зонирование здания щения детей, библиотека).

ТИЦ: 2.Зона общественного питания (кафе с да-

1.Информационная зона (информацион- готовочной). ный зал, выставочный зал, комната просве- 3.Зона отдыха и ночлега (спальные номе-

Проектируемый объект Малый центр Средний центр Большой центр

Стоянка автотранспорта 20 м/мест 40 м/мест 60 м/мест

Информационные стенды на территории ИТЦ (с приветствием при въезде, с приглашением посетить город и т.п.), шт. 1-2 2-4 2-4

Детская игровая площадка (развивающая или дифференцированно для детей разного возраста) малая средняя большая

Оригинальная беседка или площадка под навесом для отдыха посетителей (м.кв.) 20 30 40

Кафе/ туалет 1 1 1

Пстиничные номера 8 кв.м на 5к/мест 1- 1-но местн.; 2- 2-х местн. 2x8 кв.м. на 10к/мест 2 - 1-но местн.; 4 - 2-х местн. 2x8 кв.м. на 15к/мест 3 - 1-но местн., 6 - 2-х местн.

ра, рекреация).

4.Санитарная зона (санузлы, душевые, комната личной гигиены женщин).

5.Зона медицинской помощи (медпункт).

Функциональное зонирование терри -

тории участка ТИЦ и его объекты:

1. Авто-дорожная зона — примыкание к участку трассы.

2. Транспортная зона — стоянка для транспортных средств любой категории (легковые автомобили, туристические автобусы большой вместимости).

3. Зона отдыха и самостоятельного питания (беседки, кафе).

4. Зона сбора (утилизации) мусора.

5. «Зеленая» зона с возможность доступа к питььевой воде (питьевой фонтанчик, родник).

6. Информационная зона (стенды, площадки, макеты).

7. Санитарная зона (биотуалеты, душ).

Предпроектный анализ ситуации показал,

что в РФ проектированием таких центров раньше не занимались. Наличие в сети Интернет таких центров можно расценивать как информационную услугу (например, ТИЦ в С-Петербурге, Ярославле и т.п.). На специально созданных сайтах предоставляется вся необходимая информация о туристических маршрутах и достопримечательностях городов.

Если рассматривать ТИЦ не как страницу Интернета, а как архитектурное сооружение, то делаем вывод, здание уникально. Необходимость в создании проекта такого здания Щеть, так как возведение таких объектов на территории Пензенской области окажет реальную помощь в том, чтобы сделать наш город и область привлекательными с точки

зрения туризма.

Функции и цели ТИЦ — предоставление информации о местных туристических продуктах, достопримечательностях, исторических ценностях города, мероприятиях экскурсионных маршрутах, транспортных связях, развлечениях, отдыхе и т.п.

ТИЦ могут:

1. Продавать билеты на местный междугородный общественный транспорт.

2. Продавать или бесплатно раздавать туристические материалы (карты, буклеты, краеведческую и историческую литературу).

3. Торговать сувенирами.

4. Продавать произведения местных ремесленников, мастеров и художников.

Миссия ТИЦ:

Содействие развитию туризма на территории города, способствующее формированию положительного туристического имиджа всей Пензенской области, популяризация внутреннего туризма.

Планируется, что ИТЦ будут привлекать посетителей, знакомить их с туристским потенциалом и туробъектами как города Пенза, так и Пензенской области в целом, как уникального туристического региона России, так и оказывать помощь туристам в организации досуга.

Данные центры необходимо размещать в местах массового пребывания и с удобной транспортной инфраструктурой. Неплохой вариант — расположение ТИЦ на въезде в Пензу со всех транзитных и прочих магистралей.

Центры должны:

— помогать ¡туристам различныхшат|у|дрий|

пЬдртбноШуийтб городР!

— оказывать консультационную помощь;

— предоставлять возможность заказа и приобретения билетов;

— обеспечить продажу сувениров;

— бронировать гостиницы, турбазы, дома отдыха и др.средства размещения, расположенные на территории города;

— организовывать трансфер и т.д.

Основные задачи центра:

1. Продвижение территории, как привлекательного и туристически развитого места отдыха и развлечения.

2. Организация информационной и консультативной поддержки по всем вопросам туристического потенциала города.

3. Информационное обслуживание посетителей.

4. Организация обеспечения и поддержки сотрудничества с ТИЦ тругих городов.

5. Оказание содействия в продвижении туристических услуг.

6. Сбор экскурсионного материала, разработка новых туристических программ и маршрутов как в рамках одного города, так и в сотрудничестве с другими городами.

ТИЦ предоставляют следующие услуги:

1. Бронирование гостиниц, турбаз, домов отдыха, санаториев и других средств размещения, продажа билетов на юбилейные и событийные мероприятия.

2. Трансфер.

3. Организация отдыха туристов в средствах размещения.

4. Реализация проведения экскурсионного обслуживания (индивидуальные и групповые экскурсии).

5. Реализация сувенирной продукции.

6. Выпуск имиджиевых изданий (каталогов, буклетов).

Будущие архитекторы уже знакомились в процессе обучения с социальным проектированием (в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»). Они умеют соотносить решаемую архитектурную проблему с социальной задачей, а задача развития туризма в нашей области действительно является таковой. При всем многообразии представленных архитектурных решений ясно, что им удается решать внешний облик здания, проектируемой среды, коррелируя его- -с предложенными ведущими преподавателями функциями туристско-информационного центра [4].

Студенты 5 курса архитектурного факультета отлично справились со своей задачей, объекты получились интересные, архитектура разнообразной. В малых объектах была подробно разработана среда. Средовые обе-кты выдержаны в едином стиле с архитектурным решением здания центра. Проектные решения объектов могут быть использованы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для внедрения. Лучшие из них представлены

*

ниже*.

* Статью иллюстрируют учебные проекты студентов 5 курса архитектурного факультета Аксеновой Е. (гр. АРХ 52), Моргуновой К. (гр. АРХ 51), Мастеровой М. (гр. АРХ 52), Дворянкиной К. (гр. АРХ 51), Акчурина И. (гр. АРХ 52), Самохваловой О. (гр. АРХ 52), Устимовой Е. (гр. АРХ 52).

Г.Ч л Ш: 1

ЛИТЕРАТУРА

Волкова Т.Ф. Исследование потребительских качеств городской среды [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014, №3 (9). URL: http://pnojournal/wordpress.com/archive (дата обращения 15.06.2014). Берсенева М.А., Никонова Е.Р. Композиционное моделирование в подготовке архитекторов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014, №1. URL: http://pnojournal/wordpress.com/archive (дата обращения 15.06.2014). Вечкасова Е.Н., Никонова Е.Р. Формирование профессиональных и общекультурных компетенций градостроителей в процессе изучения основ композиционного мастерства [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014, №1. URL: http://pnojournal/wordpress.com/archive (дата обращения 15.06.2014).

Никонова Е.Р., Никонов И.В. О необходимости изучения архитекторами основ социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014, №3(9). URL: http://pnojournal/wordpress.com/archive (дата обращения 15.06.2014).

REFERENCES

Volkova T.F. The study of concumer qualities of the urban environment. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science

and education, 2014, no. 3 (9). Available at: http://pnojournal/wordpress.com/archive (accessed 15 June 2014).

Berseneva M. A., Nikonova E.R.. Composite modeling in training of architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of

science and education, 2014, no. 1. Available at: http://pnojournal/wordpress.com/archive (accessed 15 June 2014).

Vechkasova E.N., Nikonova E.R. Formation of professional and cultural competences of urban planners in the process of learning

the fundamentals of composition skills. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 1.

Available at: http://pnojournal/wordpress.com/archive (accessed 15 June 2014).

Nikonova E.R., Nikonov I.V. About need of studying by architects of bases of social design in higher education institution. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 3(9). Available at: http://pnojournal/wordpress. com/archive (accessed 15 June 2014).

Информация об авторах Никонова Елена Равильевна

(Россия, Пенза) Старший преподаватель кафедры «Градо строительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» E-mail: twisterNK@mail.ru

Information about the authors

Nikonova Elena Ravil'evna

(Russia, Penza) Senior Lecturer of the Department «City Construction» The Penza State University of Architecture and Construction E-mail: twisterNK@mail.ru

Чурляев Борис Андреевич

(Россия, Пенза) Доцент, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градо строительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: twisterNK@mail.ru

Churliaev Boris Andreevich

(Russia, Penza) Associate Professor, PhD in Architecture, Associate Professor of the Department «City Construction» The Penza State University of Architecture and Construction E-mail: twisterNK@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.