Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

СИСТЕМНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / готовность к инновационной деятельности / инновационные стратегии / инновационный потенциал / педагогическая задача / педагогическая парадигма / социальные медиа / студенты бакалавриата / university / readiness for innovative activities / innovative strategies / innovative potential / pedagogical task / pedagogical paradigm / social media / undergraduate students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.Е. Рупасова

В статье обосновывается важность формирования управленческого резерва в условиях необходимости имплементирования инновационных стратегий развития современной социально-экономической формации. В данной связи актуализируется решающая роль высшего образования в отечественной подготовке кадрового потенциала с перспективой развития инновативности будущих управленцев. Объяснена необходимость постановки системных педагогических задач c целью формирования инновационного потенциала будущих менеджеров. Обозначена сложность постановки актуальных педагогических задач в свете изменений общественного и культурного характера на фоне комплексности современной педагогической парадигмы, которую непросто охарактеризовать однозначно. Предлагается авторский исторический анализ смены педагогических парадигм в попытке объяснить логическую комбинаторность современной педагогической парадигмы. Представлен концепт «педагогическая задача», раскрыт ее смысл, функции, полиструктурность. Предпринята попытка представить понимание системных педагогических задач с точки зрения цифровизации образования и инновационных ориентиров развития экономики. На основании теоретического анализа сути ряда педагогических задач обозначены наиболее приемлемые в формировании образа инноватора в условиях современных ФГОС ВО 3++. Обосновывается необходимость выбора педагогами высшей школы средств по достижению образовательных результатов в проекции данных задач. Проанализирован конкретный практический кейс по реализации системных педагогических задач с целью формирования инновативности у студентов 3-го курса бакалавриата в рамках направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление») на базе Института общественных наук, РАНХиГС (г. Москва) средствами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей». Освещены полученные результаты применения педагогических задач с целью оказания положительного влияния на процесс эффективной подготовки будущих инноваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC PEDAGOGICAL TASKS OF TRAINING MANAGERS IN THE FUTURE OF INNOVATIVE STRATEGIES AND DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACE

The article justifies the importance of forming management human capital in the context of the need to implement innovative strategies for the development of a modern socio-economic formation. In this regard, the decisive role of higher education in the domestic training of workforce capacity with the perspective of the development of future managers’ innovativeness is updated. The need for setting systemic pedagogical tasks to form an innovative potential of future managers is explained. The complexity of setting urgent pedagogic objectives in the light of changes in the social and cultural environment alongside with the complexity of the modern pedagogical paradigm, which is not easy to state out, is outlined. The author’s view over the historical analysis of the change in pedagogical paradigms is proposed in an attempt to explain the logical complexity of the modern pedagogic paradigm. The paper reveals the meaning, functions and polystructurality of the concept “pedagogical task”. The author presents an understanding of system pedagogical tasks in terms of digitalization of education and innovative benchmarks for economic development. Based on the theoretical analysis of numerous pedagogical tasks, the most appropriate in the formation of the image of an innovator within current Federal State Educational Standards 3 + + are indicated. The enduring teachers’ need to choose the specific means to achieve these educational outcomes in the projection of these tasks in a higher school is justified. A specific practical case on the implementation of system pedagogical tasks was analyzed in order to form innovativeness among students of the 3rd year of Bachelor’s degree Programs in the framework of the academic program – 38.03.02 Management (the concentration: “Strategic Management”) at the Institute of Social Sciences, RANEPA (Moscow) by means of the discipline “Foreign language for specific purposes”. The results of the application of pedagogical tasks are highlighted in order to have a further positive impact on the process of effective training of innovators-to-be.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Краткий словарь понятий и терминов. Москва: Квант Медиа, 2016.

4. Бесценная В.В., Федяева Е.В. Адаптация иностранных курсантов в военном вузе РФ: что труднее всего? Наука и военная безопасность. 2020; № 1 (20): 163-170.

5. Говорухина Ю.А., Монгина Ф.М. Профессиональная лексика в учебном пособии по русскому языку как иностранному: из опыта обучения иностранных военнослужащих. Русистика. 2019; Т. 17, № 1: 29-41.

6. Исаева Л.Р, Шестакова Е.В. Введение военно-профессиональной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019; № 2: 173-177.

7. Шемякина И.Е., Серова Т. А. Межпредметная координация при обучении курсантов спецфакультета в период начальной подготовки. Современная педагогика и научные исследования в образовательной организации высшего образования: сборник докладов очно-заочной научно-методической конференции. Кострома: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, 2022: 499-509.

8. Попова Н.В. Междисциплинарный подход к обучению иностранному языку в многопрофильном вузе. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022.

References

1. Petruhina A.V. Lingvodidakticheskaya adaptaciya uchebnyh medicinskih tekstov dlya inostrannyh studentov. Nauchnyj dialog. 2022; T. 11, № 9: 124-141.

2. Surygin A.I. Osnovy teorii obucheniya na nerodnom dlya uchaschihsya yazyke. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2000.

3. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Kratkij slovar'ponyatij i terminov. Moskva: Kvant Media, 2016.

4. Bescennaya V.V., Fedyaeva E.V. Adaptaciya inostrannyh kursantov v voennom vuze RF: chto trudnee vsego? Nauka i voennaya bezopasnost'. 2020; № 1 (20): 163-170.

5. Govoruhina Yu.A., Mongina F.M. Professional'naya leksika v uchebnom posobii po russkomu yazyku kak inostrannomu: iz opyta obucheniya inostrannyh voennosluzhaschih. Rusistika. 2019; T. 17, № 1: 29-41.

6. Isaeva L.R., Shestakova E.V. Vvedenie voenno-professional'noj leksiki na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2019; № 2: 173-177.

7. Shemyakina I.E., Serova T.A. Mezhpredmetnaya koordinaciya pri obuchenii kursantov specfakul'teta v period nachal'noj podgotovki. Sovremennaya pedagogika i nauchnye issledovaniya v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya: sbornik dokladov ochno-zaochnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Kostroma: Voennaya akademiya radiacionnoj, himicheskoj i biologicheskoj zaschity imeni Marshala Sovetskogo Soyuza S.K. Timoshenko, 2022: 499-509.

8. Popova N.V. Mezhdisciplinarnyj podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku v mnogoprofil'nom vuze. Sankt-Peterburg: POLITEH-PRESS, 2022.

Статья поступила в редакцию 08.01.24

УДК 378.147

Rupasova Ya.E., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); senior teacher, English Language and Professional Communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: YERupasova@fa.ru, rupasova-ye@ranepa.ru

SYSTEMIC PEDAGOGICAL TASKS OF TRAINING MANAGERS IN THE FUTURE OF INNOVATIVE STRATEGIES AND DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL SPACE. The article justifies the importance of forming management human capital in the context of the need to implement innovative strategies for the development of a modern socio-economic formation. In this regard, the decisive role of higher education in the domestic training of workforce capacity with the perspective of the development of future managers' innovativeness is updated. The need for setting systemic pedagogical tasks to form an innovative potential of future managers is explained. The complexity of setting urgent pedagogic objectives in the light of changes in the social and cultural environment alongside with the complexity of the modern pedagogical paradigm, which is not easy to state out, is outlined. The author's view over the historical analysis of the change in pedagogical paradigms is proposed in an attempt to explain the logical complexity of the modern pedagogic paradigm. The paper reveals the meaning, functions and polystructurality of the concept "pedagogical task". The author presents an understanding of system pedagogical tasks in terms of digitalization of education and innovative benchmarks for economic development. Based on the theoretical analysis of numerous pedagogical tasks, the most appropriate in the formation of the image of an innovator within current Federal State Educational Standards 3 + + are indicated. The enduring teachers' need to choose the specific means to achieve these educational outcomes in the projection of these tasks in a higher school is justified. A specific practical case on the implementation of system pedagogical tasks was analyzed in order to form innovativeness among students of the 3rd year of Bachelor's degree Programs in the framework of the academic program - 38.03.02 Management (the concentration: "Strategic Management") at the Institute of Social Sciences, RANEpA (Moscow) by means of the discipline "Foreign language for specific purposes". The results of the application of pedagogical tasks are highlighted in order to have a further positive impact on the process of effective training of innovators-to-be.

Key words: university, readiness for innovative activities, innovative strategies, innovative potential, pedagogical task, pedagogical paradigm, social media, undergraduate students

Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

СИСТЕМНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье обосновывается важность формирования управленческого резерва в условиях необходимости имплементирования инновационных стратегий развития современной социально-экономической формации. В данной связи актуализируется решающая роль высшего образования в отечественной подготовке кадрового потенциала с перспективой развития инновативности будущих управленцев. Объяснена необходимость постановки системных педагогических задач c целью формирования инновационного потенциала будущих менеджеров. Обозначена сложность постановки актуальных педагогических задач в свете изменений общественного и культурного характера на фоне комплексности современной педагогической парадигмы, которую непросто охарактеризовать однозначно. Предлагается авторский исторический анализ смены педагогических парадигм в попытке объяснить логическую комбинаторность современной педагогической парадигмы. Представлен концепт «педагогическая задача», раскрыт ее смысл, функции, полиструктурность. Предпринята попытка представить понимание системных педагогических задач с точки зрения цифровизации образования и инновационных ориентиров развития экономики. На основании теоретического анализа сути ряда педагогических задач обозначены наиболее приемлемые в формировании образа инноватора в условиях современных ФГОС ВО 3++. Обосновывается необходимость выбора педагогами высшей школы средств по достижению образовательных результатов в проекции данных задач. Проанализирован конкретный практический кейс по реализации системных педагогических задач с целью формирования инновативности у студентов 3-го курса бакалавриата в рамках направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление») на базе Института общественных наук, РАНХиГС (г. Москва) средствами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей». Освещены полученные результаты применения педагогических задач с целью оказания положительного влияния на процесс эффективной подготовки будущих инноваторов.

Ключевые слова: вуз, готовность к инновационной деятельности, инновационные стратегии, инновационный потенциал, педагогическая задача, педагогическая парадигма, социальные медиа, студенты бакалавриата

Сектор инноваций в России, несмотря на турбулентность последних лет, продолжает развиваться. Как утверждают эксперты, дополнительным стимулом для создателей инноваций стала возможность заполнить ниши, освободившиеся после ухода иностранных компаний [1].

В условиях глобальных трансформаций экономики в плоскости инновационной сферы особенно остро стоит вопрос обеспечения технологического суверенитета России. Его планируется достичь за счет реализации экономической стратегии, ориентированной на инновации [2]. Важнейшим фактором будет возможность российской экономики самостоятельно производить высокотехнологичную продукцию - чипы, беспилотники, высокоточные станки, авиакосмическую, телекоммуникационную и робототехнику. По оценкам экспертов, необходимо увеличить внимание к объему затрат на исследования и разработки, на объем патентных заявок, решения стартапов.

Тем не менее роль внутреннего инновационного потенциала в этой трансформации сегодня определена не до конца, и, по мнению ответственных лиц, можно выделить три возможных варианта, по которым эта позиция может выстраиваться:

- во-первых, наша страна может быть технологическим лидером, то есть центром, который будет определять дальнейшие перспективы технического развития технологического прогресса в целом;

- во-вторых, Россия может быть индустриальной страной, то есть государством, которое способно обеспечить создание технологий по тем направлениям, которые задаются технологическими лидерами;

- и третий вариант возможных позиций России заключается в том, что наша страна может быть партнером технических решений, на основе которых будет формироваться вся технологическая экосистема.

И в зависимости от того, какова будет дальнейшая позиция страны и по какому варианту событий предполагается ее дальнейшее прогрессивное развитие, а также в соответствии с этими факторами и корреляционными условиями и потребуется активное развитие соответствующей науки и образования [3].

На наш взгляд, инновационный потенциал нашей страны огромен, и вышеупомянутый инновационный индекс может успешно расти сразу по всем трем главным направлениям. Но помимо инвестиций, законодательного обеспечения, социальной поддержки инновационного сектора важно особенно выделять выразительную кадровую составляющую, так называемый инновационный потенциал человеческих мощностей. Члены Правительства РФ также согласны с этой позицией и, в соответствии с концепцией технологического развития России до 2030 года, в течение ближайших лет считают необходимым сформировать соответствующую научную, кадровую и технологическую базу [4].

Противоречие между направленностью общества на инновационный прорыв в сфере технологий и производства и отсутствием достаточного и необходимого для этой стратегической цели кадрового управленческого потенциала, способного осуществлять инновационные задачи; между определяющим социальным и политическим запросом на потенциальный кадровый управленческий резерв и недостаточным вниманием высшей школы к проблеме системной подготовки соответствующих кадров; противоречие между неустойчивой целостностью мира, изменчивой, нагруженной различными смыслами и ценностями реальностью и необходимостью существования одной четкой педагогической парадигмы; противоречие между существующей нормативно-методологической базой в системе высшего образования и более глубоким изучением алгоритма качественной подготовки таких специалистов и углубленных экспертных знаний и умений по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе; между осознанием необходимости формирования управленческих кадров с развитым инновационным мышлением и недостаточным учетом особенностей и возможностей цифровой образовательной среды конкретизировали общую цель исследования, а именно: изучить особенности типизации и постановки системных педагогических задач, определяющих методологические ориентиры процесса подготовки управленческих кадров в рамках существующих инновационных стратегий в проекции цифровизации образовательного пространства.

Цель поясняет задачи данного исследования:

1) определить сущность и содержание педагогических задач, призванных раскрыть возможности педагогической инноватики и способствовать выявлению дидактического арсенала средств в рамках обеспечения процесса подготовки кадров с высоким уровнем инновативности;

2) выявить характерные особенности концептуальных терминов и понятий, используемых в проекции отечественных и зарубежных исследований при теоретическом обосновании педагогического процесса в высшей школе, сфокусировать внимание на следующих смыслообразующих дефинициях: «педагогическая задача», «система задач», представить авторский анализ смены педагогических парадигм;

3) конкретизировать обоснованность выбора ряда системных задач в рамках противоречивости современной педагогической парадигмы;

4) представить практический кейс исследования педагогической практики имплементации эффективных системных задач, направленных на формирование готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности, проведенного на базе Института общественных наук (РАНХиГС, г Москва) в период с 2019 по 2022 гг, представить цель и задачи эмпирического исследования;

5) проанализировать полученные результаты практического применения системных педагогических задач, оценить степень влияния корректной постановки задач на эффективность процесса формирования инновативности студентов бакалавриата направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление»).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обозначены основные возможные направления современного инновационного развития страны в проекции ее роли на технологической глобальной арене;

- обоснована противоречивая комплексность современной педагогической парадигмы, включающей в себя множество течений, и определен масштаб влияния современной педагогической парадигмы на сложность постановки учебных задач;

- обусловлена стратегическая необходимость постановки конкретных педагогических задач, направленных на развитие инновационного потенциала студентов бакалавриата на фоне возрастающей роли инновационных стратегий и развития социально-экономической формации;

- выявлены возможности цифровой образовательной среды, обеспечивающие выполнение данных задач в учебном процессе высшей школы для достижения запланированных образовательных результатов;

- обоснованы педагогические средства реализации данных задач, способствующих раскрытию инновационного потенциала личности;

- определены конкретные способы формулировки педагогических задач на примере представленного практического кейса с целью получения более высоких результатов в подготовке студентов бакалавриата с высоким индексом ин-новативности.

Теоретическая значимость исследования: в научной и научно-педагогической литературе отсутствует единое представление понятия «педагогическая задача», поэтому разные трактовки данного понятия, существующая размытость концепта несколько усложняют единогласное понимание самого смысла и функций педагогической задачи.

Соответственно, для педагога высшей школы проблема существующих разных точек зрения на смысловой концепт понятия «педагогической задача», вариативность разных интерпретаций затрудняет сам выбор педагогически эффективных задач, постановка которых должна быть направлена на актуализацию инновационного потенциала студентов бакалавриата. Кроме того, множество подходов к данному концепту препятствует пониманию содержания и структуры управляемого педагогического процесса в проекции определенного набора задач, ведь процесс решения педагогической задачи раскрывает содержание процесса обучения.

По нашему мнению, понятие «педагогическая задача» должно определяться обстоятельствами педагогической деятельности, направлениями в педагогической науке, а также мы убеждены, что современная терминология должна отражать особенности существующей временной педагогической парадигмы. Тем не менее, по мнению Н.Н. Тулькибаевой и З.М. Большаковой, педагогическая задача не мыслится вне конкретной реальности, субъект-объектных отношений -педагог-обучающийся и социально ориентированного результата [5].

На стыке данных слагаемых возникает проблема. Как справедливо отмечает ГА. Окушова, в настоящее время крайне сложно определить действующую педагогическую парадигму, которая в конечном итоге задает направленность современным педагогическим задачам [6]. Представим свой авторский взгляд на особенности смены педагогических парадигм.

Нам близка идея автора о том, что некогда довольно прочно существующие традиционные принципы образования, ориентированные исключительно на предметные здания и так называемую систему научения, которые, если обратиться к истории педагогики, восходят к постулатам классической педагогики формирования Джона Локка, впоследствии уступили место педагогике Жан-Жака Руссо с его концептуальными идеями о педагогическом сопровождении, что определенно послужило основой для дальнейшего развития гуманистического образования [6].

Затем личностно ориентированная отечественная педагогика (Ш.А. Амо-нашвили, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), постепенно раскрывая смысл способностей человека, акцентируя внимание на его саморазвитии и самореализации через внимание к внутреннему миру обучающегося, к самобытности личности, к субъектному опыту человека, изменила вектор на более «радикальное» направление, и довольно продолжительное время педагогика сохраняла свой фокус на актах индивидуализации, самопрезентации личности. Тем не менее данные типы педагогических парадигм - и предметно-ориентированная, и гуманистическая, или личностно ориентированная - были совершенно ясно очерчены, понятны для педагогического сообщества, задавая вектор целям и задачам воспитания и обучения.

В первом и втором десятилетиях 2000-х гг современное педагогическое течение испытывает на себе влияние всевозрастающего информационного шторма, расцвета цифровых образовательных технологий. Перед всеми участниками образовательного процесса представал мир как некая довольно неустойчивая целостность, изменчивая по своей природе и как результат - нагруженная различными смыслами, ценностями, идеалами, бесконечно производимыми в результате повседневной коммуникации, реальность.

Иначе виделся процесс развития человека. Мы наблюдали разрушение ролевой структуры, смещение авторитетов, размытость ценностей. Процесс индивидуализации был нивелирован глобальной универсализацией жизни. Понимание жизни у студентов высшей школы стало фрагментарным, лишенным причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Несмотря на то, что в целом педагогика высшей школы ориентировалась на компетентностную парадигму, тем не менее цели педагогики и ее задачи находились в плоскости педагогического риска. Серьезным испытанием было определить образ личности, поскольку он все чаще представлялся как некий несоединенный пазл с невозможностью найти единый смысл и содержание. Исходя из наблюдений, мы можем предположить, что поощрение плюрализма мнений студентов также не оправдало себя, а создало в конечном итоге хаотичность суждений студентов высшей школы, способствуя сепарированию, отчужденности и поверхностному пониманию современной реальности.

С февраля 2021 года информационная повестка изменилась на обращение к патриотическим ценностям, важности технологического суверенитета Российской Федерации. Существенным стало вновь глубинное понимание происходящего, способность анализировать первопричины, ответственно определять конечные результаты. Возросло внимание к инновационной культуре будущего специалиста, соответственно, важным стало развитие личности и ее способность решать проблемные задачи в условиях неопределенности. На наш взгляд, появилась новая социальность, где коммуникация играет особую роль, актуализируясь через передачу преподавателем своим ученикам уникальной способности к самоизменению.

Среда на данном этапе развития общества и культуры все еще остается знаково-информационной, цифровизация образования прочно удерживает свои позиции, определяя характерность коммуникации между преподавателем и студентом, поэтому современная педагогическая парадигма трактуется как сложная. Настоящая педагогическая парадигма включает в себя множество направлений: компетентностное, мультикультурное, проектное, развивающее и проблемное образование. Однако, по мнению многих авторитетных педагогических школ, доминантой современного образовательного процесса в высшей школе является развитие личности с акцентом на целеполагание, планирование, аналитику и результативность. В качестве образовательного результата рассматривается компетентностный компонент с фокусом на инновативность личности и инновационную культуру.

Необходимо отметить, что развитие личности и инновационного потенциала в информационную эру зависит, главным образом, от конструкта и дизайна социокультурной среды образовательных учреждений. Через образовательную цифровую среду можно задать социокультурные ориентиры и формировать инновационный потенциал обучающихся в рамках образовательных программ.

Мы считаем, что инновационный контент социальных медиа способен транслировать новые смыслы, новые образцы инновационного поведения, одновременно являясь востребованным среди молодого поколения. Поэтому использование средств социальных медиа для решения системных задач отвечает и требованиям времени, и педагогической парадигме, находясь в зоне цифровых реалий.

Таким образом, учебные системные задачи должны находиться в рамках действующей педагогической парадигмы, особенностей цифровой среды и отвечать образовательным результатам определенного направления подготовки. Чтобы сформулировать и охарактеризовать учебные системные задачи для заявленного в данном исследовании направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление», уделим внимание непосредственно дефиниции «учебная задача».

В силу актуальности междисциплинарного подхода в педагогике, используемого при объяснении закономерностей и системности современных педагогических явлений, нам следует обратиться, прежде всего, к пониманию задачи в психологической науке [7]. Так, А.Н. Леонтьев трактовал задачу как некоторую ситуацию, которая требует от субъекта определенного целенаправленного действия [8]. Поясним, что формат задачи, по А.Н. Леонтьеву, - это, прежде всего, поиск необходимого действия, благодаря которому субъект и разрешает сложившуюся ситуацию. А. Ньюэлл понимает под задачей ситуацию особого рода, а именно - проблемную ситуацию, которая предполагает самостоятельный поиск субъектом способа решения [9]. В любом случае и в первом, и во втором определении мы можем оценить связь: субъект - действие - проблемная ситуация. Взаимосвязь не нова, тем не менее она подразумевает в некотором роде определенную систему благодаря присутствию в ней элементов разного уровня. Впоследствии понятие «субъект» было заменено на «решающую систему». Классики педагогики утверждали, что такая замена одного понятия другим способствовала выходу смысла учебной задачи на иной, качественный иерархический уровень, поскольку понятие «система задачи» подразумевает наличие как минимум двух функциональных подсистем - заданной и решающей. Заданная подсистема задает содержание задачи посредством вычленения предмета и выделения определенных условий, решающая - характеризуется арсеналом методов, способов и средств, необходимых для решения данной задачи. Необходимо заметить, что на проектируемый процесс решения задачи значимое влияние оказывает среда, из которой происходит извлечение информации для реализации содержания как задачной, так и решающей подсистем.

Таким образом, задачная подсистема определяет предмет задачи, вводит характеристики предмета задачи, обнаруживает содержание компонентов задачи, которые определяют ее условие или требование, а затем проектируют конечное состояние предмета.

Решающая подсистема опирается на существующую теорию решения задач, теоретическое содержание курса, определяется методами, средствами, способами ее решения.

Необходимо отметить, что существует определенная классификация задач - по степени сложности; по основному способу решения; по типу средств решения; по характеру исследования; по времени решения.

В рамках подготовки будущих специалистов к инновационной деятельности предметом нашего интереса является следующая классификация: комплексные задачи, задачи межпредметного содержания, поисковые задачи, стратегические задачи. В любом случае задача должна вытекать из общей цели обучения и воспитания. Цель задается извне и определяется государственным заказом.

Как мы уже упоминали выше, акцент сегодняшней педагогической парадигмы заключается в формировании инновационного потенциала студентов бакалавриата или инновативности.

Дадим определение инновативности как определяющей характеристики образа профессионала-управленца. Автор статьи подробно представляет комплексность термина «инновативность» в одной из своих работ [10]. По нашему мнению, инновативность - это, прежде всего, индивидуальная особенность и уникальная способность личности к внедрению новых и новейших методов работы в определенном поле деятельности, а также умение видеть привычные явления под нестандартным углом зрения, обнаруживая скрытые возможности и неявные взаимосвязи. Инновативность есть необходимое условие роста эффективности процессов или продукции, укрепление позиций компании на рынке. Инновативность отражает способность и готовность субъекта к инновациям и рискам, к гибкому реагированию на изменения внешней среды, к освоению и внедрению в практику достижений науки и техники, к прогнозированию новых направлений развития. Инновативность одновременно и врожденное свойство человеческой личности, и результат целенаправленного педагогического формирования.

Как считает Н.Д. Василенко, инновативность тесно связана с понятием инновационная культура. Под инновационной культурой автор понимает совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность [11].

В рамках подготовки студентов бакалавриата по направлению 38.03.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление») общеобразовательная цель трактуется как обеспечение качественной подготовки конкурентно-востребованного выпускника, способного осуществлять трудовую деятельность в организационно-управленческом, информационно-аналитическом, предпринимательском и финансовом секторах.

Соответственно, основные системные учебные задачи с ориентацией на ФГОС ВО 3++, разделенные по областям профессиональной деятельности с ориентацией на инновационную деятельность, могут быть следующие:

1) комплексная (организационно-управленческая профессиональная деятельность с учетом социальных последствий): способствовать развитию поиска инновационных организационно-управленческих решений с учетом их социально положительной ценности и формированию комплексной оценки последствий;

2) задача межпредметного содержания (информационно-аналитический блок): способствовать формированию критического анализа информации и навыков применения системного подхода для решения инновационных задач с обоснованием собственной гражданской и мировоззренческой позиций;

3) поисковая (предпринимательская область): способствовать актуализации знаний о последних прорывных направлениях в менеджменте и связанных с ними революционных открытиях, технологиях и продуктах, способствовать развитию поисковой активности, призванной стимулировать инновационное поведение;

4) стратегическая (финансовая сфера): способствовать актуализации экономических знаний для принятия стратегических экономически обоснованных инновационных решений, в том числе для продуктивного обеспечения деятельности организации.

Данные учебные задачи основываются на содержании ФГОС ВО 3++ и реализуются в ходе актуализации образовательных программ высшего образования в рамках рекомендаций и требований учебно-методического совета Академии по менеджменту. При реализации данных задач предусмотрены различные формы работы с содержанием учебного материала при условии педагогического сопровождения. Достижение образовательных результатов определяется ключевыми индикаторами. Оценка результатов освоения учебного материала осуществляется в рамках промежуточной аттестации по ключевым дисциплинам.

Практическая значимость исследования: проблема выбора постановки учебных задач в ходе прохождения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» в рамках готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности актуальна. Рассмотрим рациональность постановки вышеназванных задач в процессе реализации дисциплины на примере одноименного

курса для студентов 3-го года обучения направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление») в Институте общественных наук РАНХиГС (г Москва).

Целью практического исследования было подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что разработка учебных системных задач в рамках интеграции в учебный процесс педагогической поддержки, активных методов обучения в сфере существующей современной комплексной педагогической парадигмы способствует формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности, а применение средств цифровой образовательной среды, в частности социальных медиа, интенсифицирует заданные образовательные результаты.

1. Реализация комплексной задачи по развитию поиска инновационных организационно-управленческих решений с учетом их социально положительной ценности и формированию комплексной оценки последствий возможна в рамках профессионально ориентированной темы «Показатели экономического роста на примере инновационных компаний». Образовательным результатом в рамках задачной подструктуры является развитие новых способов действия в инновационной деятельности. В перспективе решающей подсистемы целесообразно использовать проблемно-ориентированное обучение в концепции деловых игр. Благодаря эмоциональной насыщенности компонентов ролевой игры, студенты бакалавриата переосмысливают ситуацию, испытывают удовлетворенность от самореализации, что способствует развитию управленческих навыков и развитию личностного инновационного потенциала. Как показали результаты наблюдений, правильно поставленная задача и верно спроектированные образовательные результаты говорят в пользу совершенствования инновационного сознания.

2. Задача междпредметного содержания, призванная развивать критический анализ информации и формировать навыки применения системного подхода для решения инновационных задач с обоснованием собственной гражданской и мировоззренческой позиции, может с успехом реализовываться в проектной междисциплинарной деятельности в рамках дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» для студентов бакалавриата 3-го года обучения. Образовательным результатом в рамках задачной подструктуры является развитие компетенций к проектной деятельности на основе анализа большого объема информации, формирование личного понимания инновационной идеи, обретение собственного смысла в инновационной деятельности. В перспективе решающей подсистемы функциональным решением будет использовать продукты цифровизации - интернет-технологии, которые можно использовать в качестве педагогических средств. Образцы инновационного поведения, успех готовых инновационных проектов, перенесенных в виртуальное пространство, способствует развитию инновационного мышления, познавательной и творческой активности студентов бакалавриата. Результаты наблюдений позволяют говорить о том, уточнение задачи межпредметного содержания и обеспечение проекции образовательных результатов благодаря взаимодействию педагога и обучающегося обеспечило становление субъектной позиции в отношении приоритетов инновационной деятельности и открыло новые возможности для самореализации в инновационной деятельности.

3. Говоря о поисковом типе задач, в частности о перспективе способствовать актуализации знаний о последних прорывных направлениях в менеджменте и развивать поисковую активность студентов бакалавриата, мы уделим внимание кейс-технологиям, которые в ситуации заданных тем на английском языке благодаря дифференциации кейс-ситуаций стимулируют поисковую активность. В рамках решающей подсистемы целесообразно использовать следующую дифференциацию: кейс-иллюстрация, кейс-ситуация, кейс-упражнение. С учетом инновационного потенциала студентов бакалавриата, их психологических особенностей, интересов и потребностей можно моделировать различные ситуации. Интегральное сбалансированное применение кейсов с использованием цифровых инструментов подразумевает системное осмысление важного материала, активизируя способность планировать, исследовать, изучать.

4. В проекции стратегической системной задачи, способствующей актуализации экономических знаний для принятия стратегических экономически обоснованных инновационных решений, в том числе для продуктивного обеспечения деятельности организации, возможно написание Problem-Solution эссе (проблема - решение) на английском языке. Тема эссе должна содержать проблему, связанную с распределением финансов в условиях дефицита финансового ресурса. Практико-ориентированная тема в рамках задачной подсистемы предъявляет вполне конкретное требование к будущим менеджерам - самостоятельное конструирование и перераспределение финансовых потоков за счет ценности того или иного инновационного направления деятельности. Преимущество данного метода работы заключается в том, что эта организационная форма учебной деятельности способствует формированию персонализированной позиции и ответственности за принятое решение. Посредством свободного ориентирования в инновационном поле студент курирует важную финансовую составляющую, реализуя, в том числе, свою инновационную направленность, то есть субъективный приоритет в инновационной деятельности. Определенная область инновационной деятельности становится для студента личностно значимой.

Библиографический список

Таким образом, мы убеждены, что готовность студентов бакалавриата к инновационной деятельности возможно формировать средствами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Преподаватели иностранного языка целенаправленно могут извлечь многообразие профессионально ориентированной информации, в том числе, из передовых иностранных источников. Мы считаем, что преподаватели иностранного языка находятся в авангарде своевременного внедрения педагогического опыта западных коллег Дисциплина «Иностранный язык» имеет статус междисциплинарной дисциплины, поскольку в ходе обучения иностранному языку актуализируется ориентация на профессиональную направленность.

Помимо всего вышеперечисленного данные системные учебные задачи обеспечивают развитие творчества и совершенствование индивидуальной способности к творчеству - креативности. Необходимо отметить, что творческая составляющая - интегральная характеристика инновационной деятельности.

Мы придерживаемся той точки зрения, что, несмотря на различие в типологии задач, тем не менее все задачи так или иначе должны быть направлены на снижение стрессогенных факторов в учебной деятельности, предоставлять равные условия участникам образовательного пространства для преодоления препятствий. Все задачи должны обеспечивать максимальную вовлеченность студентов бакалавриата, педагогов и инициировать позитивное мироощущение, социальную позитивность, тем самым поощрать мотивационную составляющую в самореализации и самоопределении.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Согласно плану реализации федеральных научно-технических программ и инновационных проектов, результатом внедрения которых должно стать создание собственных наукоемких решений в области сельского хозяйства, генетики, а также формирование национальной системы мониторинга климата, строительство и эксплуатация крупных исследовательских установок мирового уровня, что позволит, в том числе, создавать новые области исследований в связи с содержанием планов государственного значения, актуальной идеей в системе высшего образования мы считаем необходимость формирования инновационного потенциала выпускников вузов. Актуальность данного исследования также связана с решением задач, касающихся профессиональной подготовки будущих менеджеров-управленцев. Являясь инициаторами инновационных решений и координаторами стратегических инновационных процессов, эта категория специалистов призвана чаще остальных актуализировать и развивать свой инновационный потенциал.

2. Цель исследования продиктована комплексностью и противоречивостью действующей педагогической парадигмы, которая определяет необходимость постановки корректных системных учебных задач в процессе обучения студентов бакалавриата, позволяющих достичь достаточного уровня готовности к инновационной деятельности. Задачи исследования связаны с раскрытием сущности учебных задач, интерпретацией решающей и заданной подсистем, функциональных составляющих, которые направлены на получение соответствующих образовательных результатов, в соответствии с которыми определяется уровень инновативности будущих специалистов. Мы можем констатировать, что цель исследования достигнута через типизацию ряда задач, условия и предмет которых позволяют включать в образовательный процесс цифровые ресурсы и методы активного обучения. Данное исследование имеет высокую универсальную практическую значимость. Внедрение данных учебных задач позволит педагогам совершенствовать педагогические условия работы с целью повышения эффективности процесса формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

3. Исследование имеет существенную теоретическую новизну, поскольку автором предлагается включение в проектирование учебного процесса четыре основные учебные системные задачи, направленные на формирование компонентов инновативности. Комплексная задача, задача межпредметного содержания, поисковая и стратегическая, преломляясь в рамках принципов инновационной деятельности, рассматриваются как условия формирования инновационного мышления, сознания, поведения и инновационной направленности.

4. Теоретическая новизна исследования заключается также и в том, что в культурно-исторических условиях ценность инновационного потенциала рассматривается в аспекте междисциплинарности, поскольку именно междисциплинар-ность расширяет границы образования, обогащая арсенал педагогов дополнительными инструментами.

5. Теоретическая новизна также заключается в том, что позволяет раскрыть ценностный потенциал иноязычного образования через внедрение профессионального курса с включенным инновационным контентом социальных медиа, демонстрирующим уникальные образцы инновационного поведения. Использование деловых игр на английском языке, дифференцированного кейс-трека, междисциплинарной проектной деятельности на английском языке, написание эссе обеспечивают решение учебных системных задач, в том числе в воспитательном аспекте.

Изучению эффективности данных учебных задач будут посвящены последующие научные работы автора.

1. Заседание совета по науке и образованию при Президенте РФ - 08.02.2023. Научная Россия. Официальный сайт. Available https://scientificrussia.ru/articles/ zasedanie-soveta-po-nauke-i-obrazovaniu-pri-prezidente-rf-08022023-2

2. Полный текст обращения В.В. Путина на Валдае 27 октября 2022 г Комсомольская правда. Официальный сайт. Available at: https://www.kp.ru/daily/27463/4668903/

3. Информационное агентство ТАСС. Официальный сайт Available at: https://tass.ru/ekonomika/13294307

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Правительство России. Официальный сайт Available at: http://government.ru/news/12582/

5. Тулькибаева Н.Н., Большакова З.М. Педагогическая задача: смысл и функции. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014; № 9 (1): 206-213.

6. Окушова ГА. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005; № 2: 7-11.

7. Шестакова Л.А. Теоретическое основание междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов. Вестник Московского университета имени СЮ. Витте. 2013; № 1 (2): 268-271.

8. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. Москва: МГУ, 1972.

9. Ньюэлл А., Саймон Г. GPS-программа, моделирующая процессы человеческого мышления. Вычислительная техника и мышление. Москва: Мир, 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рупасова Я.Е. Воспитательная работа в вузе средствами социальных медиа в рамках инновационной стратегии развития РФ. Язык. Образование. Культура: сборник научных трудов XVII Международной научно-практической электронной конференции. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023: 32-35. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54208895

11. Василенко Н.Д. Особенности инновационной культуры в неолиберальном обществе. Экономика и право. XXI век. 2013; № 2: 171-178.

References

1. Zasedanie soveta po nauke i obrazovaniyu pri Prezidente RF - 08.02.2023. Nauchnaya Rossiya. Oficial'nyj sajt. Available at: https://scientificrussia.ru/articles/zasedanie-soveta-po-nauke-i-obrazovaniu-pri-prezidente-rf-08022023-2

2. Polnyj tekst obrascheniya V.V. Putina na Valdae 27 oktyabrya 2022 g. Komsomol'skaya pravda. Oficial'nyj sajt. Available at: https://www.kp.ru/daily/27463/4668903/

3. Informacionnoe agentstvo TASS. Oficial'nyj sajt. Available at: https://tass.ru/ekonomika/13294307

4. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Pravitel'stvo Rossii. Oficial'nyj sajt. Available at: http://government. ru/news/12582/

5. Tul'kibaeva N.N., Bol'shakova Z.M. Pedagogicheskaya zadacha: smysl i funkcii. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 9 (1): 206-213.

6. Okushova G.A. Smena pedagogicheskih paradigm kak metodologicheskij rezonans izmeneniya tipov filosofskogo myshleniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2005; № 2: 7-11.

7. Shestakova L.A. Teoreticheskoe osnovanie mezhdisciplinarnoj integracii v obrazovatel'nom processe vuzov. VestnikMoskovskogouniversitetaimeniS.Yu. Vitte. 2013; № 1 (2): 268-271.

8. Leont'ev A.N. Problema razvitiya psihiki. Moskva: MGU, 1972.

9. N'yu'ell A., Sajmon G. GPS-programma, modeliruyuschaya processy chelovecheskogo myshleniya. Vychislitel'naya tehnika i myshlenie. Moskva: Mir, 1967.

10. Rupasova Ya.E. Vospitatel'naya rabota v vuze sredstvami social'nyh media v ramkah innovacionnoj strategii razvitiya RF. Yazyk. Obrazovanie. Kultura: sbornik nauchnyh trudov XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj elektronnoj konferencii. Kursk: Kurskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2023: 32-35. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=54208895

11. Vasilenko N.D. Osobennosti innovacionnoj kul'tury v neoliberal'nom obschestve. 'Ekonomika i pravo. XXI vek. 2013; № 2: 171-178.

Статья поступила в редакцию 08.01.24

УДК 378

Tenisheva V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: vic-ver@mail.ru

Khekert E.V., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Vice-Rector of Educational Management, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk,

Russia), E-mail: zur_mga@nsma.ru

Kuznecova Yu.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: julx@bk.ru

SIMULATION STUDY OF SHIP MECHANIC ACTIVITY STEREOTYPES IN A FOREIGN LANGUAGE ENVIRONMENT ACCORDING TO THE PARAMETERS OF ACCURACY AND EFFICIENCY. The article examines the possibilities of simulator training of a maritime specialist for professional activities in a foreign language environment as per the new generation of qualification standards based on the International Maritime Convention. The need for the formation of professional competence, inextricably linked with the experience of successful work activity, which must be acquired by the student to the required extent during his studies at the university, is substantiated. A technology has been developed for training a marine engineer to quickly solve professional problems through foreign language communication. In this technology, from the perspective of the concept of integrative-contextual learning, the authors demonstrate the specifics of using business games on modern educational simulators in situations of professional foreign language interaction. A method of component analysis of activity is proposed as a way to assess the level of formation of professional stereotypes on the simulator. The results of experimental training demonstrate the role of a business game on a simulator in the formation of professional foreign language stereotypes.

Key words: simulator training, maritime specialists, professional competence, foreign language component, business game, professional task, component analysis

В.Ф. Тенищева, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: vic-ver@mail.ru

Е.В. Хекерт, д-р техн. наук, проф., Государственный морской университет имени адм. Ф.Ф. Ушакова, проректор по учебной работе, г. Новороссийск,

E-mail: zur_mga@nsma.ru

Ю.С. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: julx@bk.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОМЕХАНИКА В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ ПО ПАРАМЕТРАМ ТОЧНОСТИ И ОПЕРАТИВНОСТИ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ НА ТРЕНАЖЕРЕ

В статье исследуются возможности формирования профессиональных стереотипов морского специалиста с помощью тренажеров в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и Международной морской конвенции. Обосновывается необходимость накопления студентом опыта профессиональной деятельности посредством оперативного решения профессиональных задач с учетом фактора иноязычной коммуникации. В разработанной технологии подготовки инженера-судомеханика с позиции концепции интегративно-контекстного обучения авторами демонстрируется специфика использования деловых игр на современных учебных тренажерах в ситуациях профессионального иноязычного взаимодействия. Предлагается методика компонентного анализа деятельности как способ оценки уровня формирования профессиональных стереотипов на тренажере. Приводятся результаты экспериментального обучения, которые свидетельствуют об успешности формирования стереотипов профессиональной деятельности в иноязычной среде.

Ключевые слова: тренажерная подготовка, морские специалисты, профессиональная компетенция, иноязычный компонент, деловая игра, профессиональная задача, компонентный анализ

Иностранный язык в профессиональной деятельности инженера морского транспорта выступает средством регуляции технологических процессов. Статистические данные говорят, что большинство несчастных случаев около (80%) на

море вызвано человеческой ошибкой, что является причиной так называемого «человеческого фактора» [1]. В многоязычных командах проблема языкового барьера на борту включает в себя социальные, культурные и производственные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.