Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / готовность к инновационной деятельности / инновативность / междисциплинарность / проектная деятельность / социальные медиа / студенты бакалавриата / higher school / readiness for innovative activities / innovativeness / interdisciplinarity / project activity / social media / undergraduate students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.Е. Рупасова

В статье обосновывается роль междисциплинарной проектной деятельности в процессе подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности в высшей школе. Обозначена взаимосвязь между необходимостью использования инновационных образовательных технологий в вузе и социально-экономическими детерминантами, определяющими приоритетные качества будущих выпускников. Подчеркивается противоречие между потребностью педагогов в углублении знаний и навыков по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки и недостаточным практическим применением современной проектной технологии для достижения данной цели. Описаны дополнительные характеристики проектной деятельности, являющиеся обязательным условием для успешного формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности как способ разрешения данного противоречия. Объяснены некоторые понятия, раскрывающие суть инновационной деятельности. Представлен кейс кафедры английского языка Института общественных наук (РАНХиГС, г. Москва) по реализации междисциплинарной проектной деятельности на иностранном языке. Проанализированы результаты анкетирования студентов бакалавриата третьего года обучения с целью выяснить значимость проектной деятельности в развитии инновативности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERDISCIPLINARY PROJECT ACTIVITY AS A METHOD TO GET STUDENTS OF BACHELOR DEGREE PROGRAMMES PREPARED FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

The article explains the role of an interdisciplinary project in the process of getting bachelor students prepared for innovative activities in a higher school. The linkage is stated between the necessity to use innovative educational technologies while teaching students at university and social – economical determiners, shaping the preferential qualities of prospective graduates. The contradiction between the teachers’ needs for deeper knowledge and skills require to make the undergraduate students ready to perform innovative activities and the lack of the practical usage of the project technology is underlined. Some extra characteristics of the project activity have been described which are thought to appear obligatory for successful forming the undergraduates’ readiness for innovative activities as the way to settle the above contradiction. Some definitions describing the core of innovative activities are explained. The case of running the interdisciplinary project in a foreign language by the English Language Department of the Institute for Social Sciences (RANEPA, Moscow) is introduced. The results of the survey among the undergraduate students are analized to find out the importance of the interdisciplinary project in the processes of the development of the innovativeness of the specialists-to-be.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

альной группой. При этом авторитет всегда предполагает референтность человеческой личности в глазах окружающих [5].

Необходимо констатировать факт: авторитет всегда подразумевает право совершения действия в значимой для участников отношений ситуации. Данное право авторитетного руководителя детерминируется его личностными качествами и соответствующим социальным статусом. Весьма показательным в этом смысле является следующее высказывание, которое трактует авторитет в единстве его двух компонентов: статусного и личностного: «Когда Вы осуществляете авторитет надо мной, я повинуюсь вашей команде в силу: 1) определенных характеристик, которые и Вы, и я приписываем занимаемой Вами позиции и (или) 2) потому, что мы согласны в том, что Вы обладаете каким-то особым пониманием сложившейся ситуации, которое мне еще недоступно или доступно в неполной мере. В обоих случаях я признаю обязанность повиноваться и действую в соответствии с этим. И причина моего повиновения не связана с Вашей принудительной властью или Вашими аргументами по поводу предлагаемых Вами действий» (У Конолли) [2].

При этом авторитет личности преподавателя высшей школы детерминирует способность специалиста актуализировать, концентрировать и усиливать общее согласие студентов в совместной учебной деятельности [4].

Необходимо констатировать следующее: базовым условием легитимности педагогического авторитета и, как следствие, конструктивного стиля педагогиче-

Библиографический список

ского управления является взаимное доверие преподавателя и студентов друг к другу.

В этой связи особенно важным является формирование преподавателем безопасной образовательной среды [13], так как только в данной среде можно обеспечить благоприятное профессиональное развитие личности студента.

В то же время нельзя не отметить, что стили педагогического управления профессорско-преподавательского состава во многом определяют брендинг самого вуза [12], его визитную карточку и неповторимый облик.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно авторитет личности преподавателя высшей школы является значимой детерминантой конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель - студент».

Научная новизна статьи определяется обоснованием сущностных характеристик понятия «конструктивный стиль педагогического управления».

Теоретическая значимость статьи проявляется в расширении педагогического знания об авторитете личности преподавателя высшей школы как детерминанты конструктивного управления в системе отношений «преподаватель -студент».

Практическая значимость статьи состоит в возможности использования результатов исследования в образовательной практике высших учебных заведений.

1. Андреева ГМ. Социальная психология, учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект пресс, 2004.

2. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть. Психология и психоанализ власти: хрестоматия. Составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999; Т. 1.

3. Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации. Психология развивающейся личности. Москва, 1987.

4. Кричевский РЛ., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. Москва: МГУ, 1991.

5. Кричевский РЛ. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. Москва: Издательство «Дело», 1993.

6. Ледяев В.Г Власть: концептуальный анализ. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2001.

7. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1990.

8. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровнего образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. Москва: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.

9. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: «Тандем», «Экмос», 1999: 352 с.

10. Сиренко В.Ф. Интересы - власть - управление. Киев: Наукова думка, 1991.

11. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

12. Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев ГС.Х. Методологические основы осуществления брендинга в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 322 - 324.

13. Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 142 - 144.

References

1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt press, 2004.

2. Irin M.V., Mel'vil' A.Yu. Vlast'. Psihologiya ipsihoanaliz vlasti: hrestomatiya. Sostavitel' D.Ya. Rajgorodskij. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH», 1999; T. 1.

3. Kondrat'ev M.Yu. Avtoritet pedagoga kak rezul'tat ego personalizacii. Psihologiya razvivayuschejsya lichnosti. Moskva, 1987.

4. Krichevskij R.L., Dubovskaya E.M. Psihologiya maloj gruppy: teoreticheskijiprikladnojaspekty. Moskva: MGU, 1991.

5. Krichevskij R.L. Esli Vy rukovoditel': 'Elementy psihologii menedzhmenta v povsednevnojrabote. Moskva: Izdatel'stvo «Delo», 1993.

6. Ledyaev V.G. Vlast': konceptual'nyj analiz. Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya, 2001.

7. Minkina N.A. Vospitanie otvetstvennost'yu: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

8. Red'ko L.L. Upravlenie kachestvom nepreryvnogo urovnego obrazovaniya v regional'nom uchebno-nauchno-pedagogicheskom komplekse. Moskva: Ileksa; Stavropol': Stavropol'servisshkola, 2001.

9. Samoukina N.V. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti. - M.: «Tandem», «'Ekmos», 1999: 352 s.

10. Sirenko V.F. Interesy - vlast'- upravlenie. Kiev: Naukova dumka, 1991.

11. Skripkina T.P. Psihologiya doveriya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

12. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322 - 324.

13. Shumakova A.V., Yashutkin V.A. Metodologicheskie osnovy podgotovki buduschih uchitelej k obespecheniyu bezopasnosti obrazovatel'noj sredy obscheobrazovatel'noj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 142 - 144.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

УДК 378.147

Rupasova Ya.E., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru; senior teacher, English Language and Professional Communication Department,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: YERupasova@fa.ru

THE INTERDISCIPLINARY PROJECT ACTIVITY AS A METHOD TO GET STUDENTS OF BACHELOR DEGREE PROGRAMMES PREPARED FOR INNOVATIVE ACTIVITIES. The article explains the role of an interdisciplinary project in the process of getting bachelor students prepared for innovative activities in a higher school. The linkage is stated between the necessity to use innovative educational technologies while teaching students at university and social - economical determiners, shaping the preferential qualities of prospective graduates. The contradiction between the teachers' needs for deeper knowledge and skills require to make the undergraduate students ready to perform innovative activities and the lack of the practical usage of the project technology is underlined. Some extra characteristics of the project activity have been described which are thought to appear obligatory for successful forming the undergraduates' readiness for innovative activities as the way to settle the above contradiction. Some definitions describing the core of innovative activities are explained. The case of running the interdisciplinary project in a foreign language by the English Language Department of the Institute for Social Sciences (RANEPA, Moscow) is introduced. The results of the survey among the undergraduate students are analized to find out the importance of the interdisciplinary project in the processes of the development of the innovativeness of the specialists-to-be.

Key words: higher school, readiness for innovative activities, innovativeness, interdisciplinary, project activity, social media, undergraduate students.

Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru, ст. преп. Департамента английского языка и профессиональной коммуникации

финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: YERupasova@fa.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается роль междисциплинарной проектной деятельности в процессе подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности в высшей школе. Обозначена взаимосвязь между необходимостью использования инновационных образовательных технологий в вузе и социально-экономическими детерминантами, определяющими приоритетные качества будущих выпускников. Подчеркивается противоречие между потребностью педагогов в углублении знаний и навыков по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки и недостаточным практическим применением современной проектной технологии для достижения данной цели. Описаны дополнительные характеристики проектной деятельности, являющиеся обязательным условием для успешного формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности как способ разрешения данного противоречия. Объяснены некоторые понятия, раскрывающие суть инновационной деятельности. Представлен кейс кафедры английского языка Института общественных наук (РАНХиГС, г Москва) по реализации междисциплинарной проектной деятельности на иностранном языке. Проанализированы результаты анкетирования студентов бакалавриата третьего года обучения с целью выяснить значимость проектной деятельности в развитии инновативности будущих специалистов.

Ключевые слова: высшая школа, готовность к инновационной деятельности, инновативность, междисциплинарность, проектная деятельность, социальные медиа, студенты бакалавриата.

В эпоху приоритета инноваций на фоне таких стратегических правительственных инициатив, как «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1], «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2], актуальных вопросов ежегодного международного Гайдаровского форума, тема умений, навыков и способности реализовывать инновационную деятельность в процессе профессиональной деятельности с целью качественного преобразования окружающей действительности становится особенно актуальной.

Высшая школа принимает вызовы современной экономики и осознает образовательные задачи, связанные с подготовкой специалистов подобного уровня, а именно - ориентированных не только на создание новшеств, но и на высокую степень их внедрения в основные сферы экономики, поскольку это единственный способ на сегодняшний день способствовать успеху общества и страны в целом на фоне высоких скоростей и неопределенности окружающего пространства.

В данных условиях такие задачи находят отражение в миссии вузов и приоритетных направлениях развития вузов. Так, миссия Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ подчеркивает значимость позитивной профессиональной трансформации будущего специалиста в течение всей жизни с акцентом на его инновативность и формирующую роль новых изменчивых жизненных условий. Одним из приоритетных направлений «Программы развития Финансового университета при Правительстве РФ до 2030 года» является научно-исследовательская и инновационная деятельность в целях развития человеческого капитала, значит, будущих выпускников.

Способ достижения такого образовательного результата возможен через выбор образовательных инновационных технологий, ставящих в центр развитие личности, формирование собственных жизненных смыслов с ориентацией на создание новшеств и совершенствование индивидуальной образовательной траектории с учетом максимального использования своего потенциала и реализации себя в социально значимой деятельности, адекватной вызовам времени.

Противоречие между необходимостью углубления знаний и навыков по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе их профессиональной подготовки и недостаточной теоретической и практической разработанностью инновационных образовательных технологий, которые в первую очередь позволяют раскрыть творческий потенциал личности, максимально реализовать свои возможности, при этом помогают обучаемым достигать высоких результатов в конкретной деятельности и в раскрытии собственной индивидуальности, таких как, например, междисциплинарный проект на иностранном языке, опирающийся в первую очередь на инновационность тем, подлежащих обоснованию и разработке студентами бакалавриата, обусловило постановку задач данного исследования:

1) дать определение понятиям "метод проектов", "инновационная деятельность", "инновативность", "инновационное поведение", "готовность к инновационной деятельности", дополнить систему терминологии историческим анализом развития проектной технологии как инновационной технологии обучения;

2) конкретизировать ряд качественных харакеристик проектной деятельности в вузе, продиктованных особенностями развития современной социально-экономической сферы и актуальными задачами современного образовательного процесса в вузе, а именно: междисциплинарность проектной деятельности, ведение проектной деятельности на иностранном языке, использование социальных медиа в проекте, инновационный характер тем проекта;

3) представить кейс междисциплинарной проектной деятельности на иностранном языке кафедры английского языка Института общественных наук (РАНХиГС, г Москва), раскрыть цель и задачи проектной деятельности;

4) проанализировать результаты междисциплинарной проектной деятельности и ее влияние на формирование готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности через кейс кафедры английского языка отделения языковой подготовки Института общественных наук (РАНХиГС, г Москва).

Суть, структура, признаки, критерии инновационной деятельности рас-

сматривались разными зарубежными и отечественными исследователями. Наибольший вклад с момента возникновения интереса к данной теме внесли такие исследователи, как B. Twiss, B. Santo В.И. Винокуров, С.Ю. Глазьев, Е.В. Иван-цов, И.А. Искандеров, Н.Д. Кондратьев, В.Г Медынский, В.Н. Лапин, П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова, М.И. Яндиев и др.

Большое количество работ посвящено исследованию важности педагогической инновационной деятельности в рамках подготовки будущих педагогов (Е.А. Казакова, Е.А. Подвигина, М.П. Прохорова, С.У. Рустамова, А.П. Тряпици-на и др.), что обоснованно тем, что будущих специалистов готовит система профессионального образования. Уровень креативности выпускника и способность к инновационному мышлению напрямую зависят от степени инновативности педагогов. По этой причине неслучайно большое количество работ посвящено развитию инновативности именно у педагогического состава.

В терминологическом ключе Н.Г Пьянкова характеризует инновационную деятельность как определенную метадеятельность, предполагающую преобразование рутинных компонентов иных видов деятельности, являющуюся стимулом для преобразования личностного ресурса. Автор подчеркивает реализацию творческого, индивидуального потенциала личности в процессе инновационной деятельности, который позволяет быстро адаптироваться к меняющейся действительности с дальнейшей возможностью активно влиять на нее [3, с. 49].

А.В. Хуторской, говоря об инновационной деятельности в образовании, также указывает на ее необходимый компонент - творчество, добавляя, что, реализуя инновационную деятельность, субъект меняет предмет этой деятельности, включая цели, средства, и совершенствует самого себя, развивая в себе инновационную личность [4].

Е.А. Быкова акцентирует внимание на том, что у современных педагогов существует проблема формирования у выпускников инновационных способов мышления и действий. Автор подчеркивает, что для этого необходима реализация новых технологий обучения, создание условий для развития и самоопределения личности в процессе обучения [5, с. 105].

Дополняет сущность инновационной деятельности такое понятие, как инновационное поведение, подробно рассмотренное в работах В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко и других. Исследователи указывают на то, что инновационное поведение - это готовность проявлять инициативу по систематическому освоению актуальных способов деятельности на основании индивидуальных способностей и мотивации в определенной среде [6; 7].

Инновационное поведение, на наш взгляд, тесно связано с инновативно-стью. Инновативность понимается нами как качественная характеристика субъекта, отражающая восприимчивость ко всему новому, готовность к инновациям, способность идти риски, умение оперативно осознавать и внедрять передовые достижения. Инновативность позволяет прогнозировать новый вектор развития науки и техники, оперативно реагировать на внезапные изменения внешней среды, это готовность специалистов к освоению новшеств, выработке приемлемых объективных социально-экономических условий для реализации нововведений с позиций человеческого фактора.

Инновативность, инновационное поведение, стремление к достижению цели, то есть мотивация, личностные аспекты, такие как ответственность, внутренняя убежденность в необходимости инновационных практик - слагаемые готовности к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем комплексное свойство личности, предполагающее владение соответствующими компетенциями, способами и средствами по осуществлению инновационной деятельности, выраженное в установке на целевое пролонгированное развитие мероприятий, направленных на создание нового продукта или усовершенствование процесса, подразумевающее постоянное самосовершенствование личности, сопряженное с формированием экзистенци-онального выбора о ценности инновационной деятельности и проектированием собственной жизни на основе идеи преобразования окружающей действительности.

Проектная технология, служащая основанием для междисциплинарной проектной деятельности на иностранном языке, является одним из лучших методов развития инновативности личности, а в конечном итоге - и способом подготовки будущего специалиста к инновационной деятельности. Проектная деятельность как образовательная технология привносит оптимальное решение для задач подготовки специалистов нового уровня, ставит в центр развитие личности, формирование собственных жизненных смыслов с ориентацией на создание новшеств с учетом максимального использования своего потенциала в социально значимой деятельности.

Большинство отечественных исследователей признают, что современные проектные технологии произошли из метода проектов американского философа и педагога John Dewey в 20-х гг. XX в., однако довольно часто появление проектных технологий связывают с именами William H. Kilpatrick и Rufus Stimson. Отечественные исследователи современной педагогической науки, такие как Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, Б.М. Назаренко, Г.М. Коджаспирова, В.Н. Стренберг, отмечают, что проектные технологии апеллируют прежде всего к углубленному интересу личности обучаемого, его индивидуальным потребностям.

В педагогике сосуществуют различные толкования метода проектов (Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, ГМ. Коджаспирова, Н.Ю. Пахомова, М.Л. Сердюк и т.д.). Так, Е.С. Полат обозначает метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным определенным образом» [8, с. 66]. Исследователь подмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая может включать в себя ряд других творческих методов обучения. В.Н. Стернберг приходит к выводу о том, что «метод проектов» представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы», выделяет при этом «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [9, с. 76 - 77]. ГМ. Коджаспирова [10, с. 204] и М.Л. Сердюк разделяют мнение о методе проектов как о системе обучения, «при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [11, с. 20].

Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как целая технология, включающая в себя другие творческие методы. В педагогической и методической литературе можно встретить различные термины: метод проектов, проектный метод, проектная технология. Большинство источников по данной проблеме оперируют термином «метод проектов» лишь в силу длительного использования данного словосочетания.

И.А. Колесникова говорит о том, что метод проектов изначально декларировался как инновационный путь приобретения знаний [12]. Мы считаем, что данная идея остается актуальной по сей день с той разницей, что идея инноваци-онности сейчас находится больше в плоскости определения вариантов тем для проекта в высшей школе, и именно инновационные темы для проектов выходят на первый план в приоритетах личностного самоопределения студентов.

На наш взгляд, современное проектирование должно отражать тренды современной науки, задачи современного образования и программу развития конкретного вуза. Недостаточно сводить значимость проектной деятельности студентов бакалавриата к коллективной работе по достижению определенного результата. Проектная деятельность должна иметь определенные современные характеристики:

- междисциплинарность;

- ведение проектной деятельности на иностранном языке;

- использование социальных медиа в проекте;

- инновационный характер тем проекта.

Междисциплинарность. Необходимость идеи междисциплинарности в проектном задании объясняется признаками постнеклассической науки, в парадигме которой развивается современное высшее образование. Миссия РАНХиГС также отражает важность междисциплинарного подхода как одну из основ формирования профессиональных компетенций, делая акцент на формировании способности получать новые знания самостоятельно и развитии межпредметных навыков. Совершенно очевидно, что в настоящее время резко возрастает роль фундаментальных и междисциплинарных знаний, позволяющих выпускнику вуза легче ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности и строить нелинейную модель карьерного роста [13]. Поэтому подчеркнем еще раз, что концепция междисциплинарного проектного задания должна базироваться на важном принципе дидактики - понятии междисциплинарных связей, подразумевающем последовательность, системность, согласованность учебных дисциплин, взаимосвязанную работу преподавателей профилирующих кафедр и преподавателей иностранного языка.

Ведение проектной деятельности на иностранном языке. Многие вузы страны подчеркивают значимость стратегии развития языковой подготовки будущих специалистов. Так, Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва) признает важность создания англоязычной образовательной среды, обеспечивающей переход от преподавания языка к преподаванию ряда дисциплин на иностранном языке в соответствии с приоритетным проектом «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [14]. Президентская академия (РАНХиГС, г. Москва) справедливо отмечает, что отличное знание

иностранных языков - это одно из важнейших и неотъемлемых требований к современному государственному служащему специалисту-управленцу во всех звеньях государственного аппарата, без которых невозможно добиться высокого уровня профессиональной компетентности [15].

На факультете Liberal Arts в Институте общественных наук (РАНХиГС, г Москва) междисциплинарная проектная деятельность осуществляется на иностранном языке и подразумевает коллаборацию преподавателей иностранного языка и профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр.

Междисциплинарная проектная деятельность на иностранном языке является стимулом развития коммуникативных компетенций. Поскольку английский язык - основной способ коммуникации при разработке специалистами научно-исследовательских международных проектов, свободное владение английским языком является признаком высокой компетентности специалиста и преимуществом при трудоустройстве, кроме того, работа над проектом на иностранном языке отвечает идее междисциплинарности.

Социальные медиа в проекте. Необходимо подчеркнуть важность использования мультимедийной информации в рамках проектного исследования. Заметим, что в некоторых образовательных стандартах высшего образования ФГБОУ ВО "РАНХиГС при Президенте РФ" указано данное требование в качестве индикатора соответствующей компетенции в рамках проектной деятельности. Более того, миссия РАНХиГС подчеркивает значимость современных процессов цифровизации в ходе подготовки конкурентоспособного специалиста.

В проектной междисциплинарной деятельности существует прямая взаимосвязь между формированием универсальных, общепрофессиональных и обязательных профессиональных компетенций и умением работать в условиях контекста мультмедийности современного пространства.

Студенту бакалавриата и специалитета крайне важно продемонстрировать умение работать с различными социальными медиа, имеющими большой информативный, обучающий, формирующий потенциал, отразить контент социальных медиа в финальном продукте проектной деятельности - в презентации в виде графиков, таблиц, имиджей, видеоконтента, максимально способствующим раскрытию темы исследования.

Социальные медиа относятся к инновационным средствам учебного процесса, их обучающий потенциал чрезвычайно высок [16].

Инновационный характер тем проекта. Выбор темы должен отвечать критерию инновационности. Рекомендуется, чтобы она носила инновационный характер, отражала российские и мировые инновационные процессы. При формулировке темы студенты бакалавриата факультета Liberal Arts (ИОН, РАНХиГС, г Москва) учитывают современную социально-экономическую парадигму развития общества, отражают последние тренды развития экономики, новые правительственные инициативы, программы, проекты, решения. Приведем примеры тем междисциплинарных проектов студентов бакалавриата факультета Liberal Arts (ИОН, РАНХиГС, г Москва) третьего года обучения академического сезона 2020-2021 гг:

- «Потенциал и перспективы развития "зеленой" энергетики в негосударственном секторе экономики (The potential and perspectives of Green energy development in the non-State sector of the economy)», направление: Менеджмент (Liberal Arts);

- «Современные энергоэффективные решения как конкурентное преимущество российского девелопмента (Modern energy-efficient solutions as a competitive advantage of Russian housing market)», направление: Менеджмент (Liberal Arts);

- «Феномен "зеленого" пиара: последствия ложной рекламы для репутации компаний (Greenwashing phenomenon: consequences of false advertisement for the company's image)», направление: Реклама и связи с общественностью;

- «Инновационная политика как стимул для развития благоприятного инвестиционного климата в России (Innovative policy as an incentive for successful investment climate development in Russia)», направление: Политология.

В Институте общественных наук (РАНХиГС, г Москва) междисциплинарный проект предполагается к выполнению студентами третьего года обучения по образовательным программам бакалавриата и специалитета на факультете Liberal Arts всех направлений подготовки. Предполагается, что к третьему году обучения студенты бакалавриата и специалитета уже освоили большую часть дисциплин общего блока учебного плана, предусматривающих овладение профессиональными знаниями, навыками исследовательской и творческой работы, умениями анализировать и структурировать информацию, приобрели также необходимые языковые умения и готовы к выполнению междисциплинарного проекта на английском языке. Также студенты факультета Liberal Arts помимо освоения своей области профессиональной специализации уже выбрали дополнительный профиль обучения (minor).

Иными словами, студент к моменту начала работы над проектом уже будет обладать определенным личностным ресурсом, обеспечивающим свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности.

Исходя из данных условий формируется цель проектного задания.

Цель проектной работы: углубленное освоение и совершенствование теоретических знаний и практических умений в области профессиональных и инновационных решений, развитие коммуникативных и языковых навыков на

иностранном языке (английский), навыков самостоятельной исследовательской работы, направленной на междисциплинарную интеграцию через детальную разработку проблемы в рамках определенного алгоритма, которая завершается практическим результатом, оформленным в виде мультимедийной презентации.

Выполнение проектной междисциплинарной работы предусматривает решение следующих педагогических задач:

- привлечение внимания студентов и преподавателей к совместному обсуждению экономических и политических проблем в контексте отражения ключевых событий национальной и глобальной экономики и политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стимулирование поиска новых способов действия и решения задач в рамках заданной проблемы;

- выработка стратегических предположений и рекомендации по развитию того или иного процесса;

- стимулирование критического мышления обучающихся;

- развитие интереса студентов к инновационной деятельности;

- формирование способов инновационного поведения;

- формирование готовности к инновационной деятельности;

- формирования коммуникативных и языковых навыков (на английском языке);

- развитие навыков работы с информацией и навыков верификации информации в контексте мультимедийности;

- развитие личностных качеств: инициативности, готовности к риску, взаимного уважения;

- овладение методами научного познания;

- развитие научно-исследовательского потенциала;

- повышение мотивации к образовательному процессу в целом;

- педагогическое сопровождение формирования индивидуальных ценностных ориентаций и экзистенциального выбора.

Критериями оценки результатов проектной деятельности могут являться:

1) обобщенные проектные умения (умение ставить проблему, формулировать гипотезу, защитить проект и др.);

2) коммуникативные умения;

3) невербальные критерии (язык жестов, визуальный контакт и др.);

4) полнота реализации проектного замысла (новизна, инновационность, экзистенциональность и др.).

Для конструктивного понимания влияния междисциплинарной проектной деятельности на развитие интереса к инновационной деятельности и на формирование готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в 2021 году был проведен анкетный опрос как среди преподавателей, так и среди студентов. В рамках данной работы приведем и проанализируем результаты анкетирования студентов на некоторые вопросы. В стратификационную выборку вошли 100 студентов 3 курса бакалавриата факультета Liberal Arts РАНХиГС, ИОН (г Москва) направлений подготовки "Публичная политика", "Политология", "Реклама и связи с общественностью", "Менеджмент" (n = 100).

Студентам 3-го курса обучения (n = 100) после завершения проектной работы и оглашения результатов оценки предлагалось ответить на вопросы авторской анкеты. Отвечая на открытый вопрос «Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом? Какие свои способности развивали?», 61% опрошенных констатировали такие умения, как творческие и исследовательские навыки, изобретательность, инициативность, 15% студентов выделили коммуникативные умения, 24% студентов отметили умение анализировать результаты проектной деятельности и возможности их внедрения. Принимая во внимание достаточно высокие результаты проектной деятельности, учитывая коммента-

Библиографический список

рии преподавателей и результаты опроса студентов, мы можем полагать, что ряд педагогических задач, поставленных в начале работы, могут быть достигнуты. Перечисленные навыки и умения являются компонентами готовности к инновационной деятельности и касаются аспектов будущей профессиональной деятельности выпускников. Размышляя над вопросом «Считаете ли Вы , что данная тема перспективна и требует дальнейшего исследования?», больше 50% респондентов заявили о готовности и в дальнейшем исследовать свою тему, развивать ее до квалификационной работы или магистерской диссертации. Отметим, что такими студентами были как раз те, чьи темы носили максимально инновационный характер. Отвечая на вопрос «Как Вы оцените степень своего интереса к выполняемой работе? (Уровни: высокий, средний, низкий)», 74% респондентов оценили степень своего интереса как высокую. Примерно 50% студентов из этого числа признались, что интерес развивался постепенно, по ходу работы над проектной деятельностью и вследствие корректного педагогического сопровождения, то есть «после предложений и замечаний со стороны ведущих педагогов». Таким образом, мы еще раз подчеркиваем важность роли преподавателей как основных наставников проектной деятельности, их формирующую, ориентирующую и вдохновляющую функции. На вопрос «Считаете ли Вы себя готовыми к инновационной деятельности? Поясните» 44% студентов ответили положительно, затруднились с оценкой приблизительно 30%, остальные участники проектной деятельности дали отрицательные ответы. Мы считаем, что понятие «готовность к инновационный деятельности» - сложное, предполагающее констатацию уверенности в своих силах, ответственность и определенную долю риска утверждать подобное. Мы полагаем, что на данном этапе образовательного процесса, а именно - на 3-м курсе обучения не все студенты чувствуют себя уверенно. Студентам необходимы дальнейшие творческие проекты, теоретический курс о концепте инновационной деятельности, научно-исследовательская работа, следует вовлекать студентов в различные активные методы обучения, где бы они и дальше могли развивать инновативность.

Несомненно, проектная междисциплинарная деятельность оказывает большое влияние на формирование инновационного потенциала студента, становление его как исследователя, как организатора мероприятия, идейного участника и как созидателя. В современных условиях человеческий капитал становится фактором экономического развития, определяющим качество жизни страны. Междисциплинарная проектная деятельность может являться методом формирования такого человеческого капитала. Наряду с иными дополнительными активными методами обучения проектная деятельность способна генерировать когнитивный, личностный, деятельностный, эмоциональный, ценностный ресурсы. Работа над проектом - это метод, который постоянно наполняется новым содержанием, продиктованным временем, эпохой, общественными ценностями.

Необходимо добавить, что проектная деятельность на иностранном языке является благоприятной для формирования универсальных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций в контексте актуального междисциплинарного подхода, значимости иностранного языка как средства профессионального общения, всевозрастающей роли мультимедийности с ориентацией на индивидуальные потребности каждого.

Проектная деятельность создает условия для выполнения задания одновременно на продуктивном, эвристическом и креативном уровнях творческого мышления: продуктивный уровень предполагает интеллектуальную деятельность студентов, связанную с поиском нового способа действий, эвристический уровень требует более оригинального подхода к решению поставленных задач, креативный уровень рассматривается как самостоятельная постановка студентами проблемы и самостоятельность ее решения.

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года. Утвержден: март, 2013 г Министерство Минэкономразвития. Официальный сайт Available at: http://old.economygov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Available at: http://legalacts.rU/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/#100018

3. Пьянкова Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2009.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Быкова Е. хА. Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов. Перспективы науки и образования. 2019; № 4 (40): 102 - 115.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Издательство Магистр, 1997.

7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

9. Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХвека. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владимир, 2002.

10. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

11. Сердюк М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. (На примере образовательной области «Технология»). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киров, 2002.

12. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

13. Столбов В.Ю. Междисциплинарность как важный компонент современного инженерного образования. Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2015; № 2: 12 - 20.

14. Финансовый университет при Правительстве РФ. Официальный сайт Available at: http://www.fa.ru/univer/Pages/Home.aspx

15. Президентская академия (РАНХиГС). Официальный сайт. Available at: https://igsu.ranepa.ru/unit/u1759/u1466/u1567

16. Рупасова Я.Е. Критерии отбора Интернет-контента при обучении языку в неязыковом вузе. Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: сборник статей. Москва: РАНХиГС, Канцлер, 2019: 177 - 182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

References

1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj federacii na period do 2030 goda. Utverzhden: mart, 2013 g. Ministerstvo Min'ekonomrazvitiya. Oficial'nyj sajt. Available at: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

2. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii. Available at: http://legalacts.rU/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/#100018

3. P'yankova N.G. Formirovanie gotovnosti studentov negosudarstvennogo vuza k innovacionnoj professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2009.

4. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

5. Bykova E. hA. Formirovanie motivacii k innovacionnoj deyatel'nosti u studentov - buduschih pedagogov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2019; № 4 (40): 102 - 115.

6. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Izdatel'stvo Magistr, 1997.

7. Klochko V.E., Galazhinskij 'E.V. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2009.

8. Polat E.S. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

9. Sternberg V.N. Teoriya ipraktika «metoda proektov» vpedagogikeХХveka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladimir, 2002.

10. Kodzhaspirova G.M. Istoriya obrazovaniya ipedagogicheskoj mysli: Tablicy, shemy, opornye konspekty: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS-PRESS, 2003.

11. Serdyuk M.L. Metod proektov kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya. (Na primere obrazovatel'noj oblasti «Tehnologiya»). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2002.

12. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

13. Stolbov V.Yu. Mezhdisciplinarnost' kak vazhnyj komponent sovremennogo inzhenernogo obrazovaniya. Vestnik PNIPU. Kul'tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo. 2015; № 2: 12 - 20.

14. Finansovyj universitetpriPravitel'stve RF. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.fa.ru/univer/Pages/Home.aspx

15. Prezidentskaya akademiya (RANHiGS). Oficial'nyj sajt. Available at: https://igsu.ranepa.ru/unit/u1759/u1466/u1567

16. Rupasova Ya.E. Kriterii otbora Internet-kontenta pri obuchenii yazyku v neyazykovom vuze. Lingvodidakticheskie osobennosti obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: sbornik statej. Moskva: RANHiGS, Kancler, 2019: 177 - 182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

Статья поступила в редакцию 25.11.21

УДК 021

Savchenko E.A., Head of Sector of Analytics and Innovations, Department of Library Development and Promotion of Reading, Central Library n.a. N.K. Krupskaya

(Armavir, Russia), E-mail: eliz86@mail.ru

Golubeva N.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: subrosa1@mail.ru

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC LIBRARIES IN THE CITY OF ARMAVIR (LATE 19-40S OF THE 20 CENTURIES). In the article, based mainly on archival documents and text reports on the work of the library for the pre-war period, the process of formation and development of the library network in Armavir in the period from the end of the 19th to the 40s of the 20th centuries is considered, the history of the creation of the Central City Library named after NK Krupskaya, which is a cultural heritage of the South of Russia. From late 19th to mid-20th centuries is time that is very interesting for comprehension by modern regional library science. It was during this period that the first attempts were made to unite libraries into a single network. The political and educational activities of the libraries of the period under review were very diverse. Preference was given to active forms of "living words and work with a book": loud reading, conversation, agitation, drama club, illustrative evening, etc. It is noted that special attention was paid to the organization of work with children.

Key words: history of libraries in Armavir, centralization of librarianship, political and educational activities of libraries, city library, reading room.

Е.А. Савченко, зав. сектором аналитики и инноваций отдела развития библиотек и продвижения чтения ЦГБ имени Н.К. Крупской, г. Армавир,

E-mail: eliz86@mail.ru

Н.Л. Голубева, д-р пед. наук, проф., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: subrosa1@yandex.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА АРМАВИРА (КОНЕЦ XIX - 40-Е ГОДЫ ХХ ВВ.)

В статье дан анализ архивных документов и текстовых отчетов библиотек, отражающих процесс становления и формирования библиотек как культурных центров города Армавира с конца XIX до 40-х годов ХХ в.в, включая историю создания Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской в контексте изучения культурного наследия Юга России. В статье отражены предпосылки формирования библиотечной сети одной из муниципальных территорий Краснодарского края, раскрыты активные формы библиотечной работы, связанные с политической, образовательной и просветительской деятельностью библиотек г Армавира в начальный этап советского периода, изучение которого значимо для отечественного регионального библиотековедения.

Ключевые слова: история библиотек г. Армавира, централизация библиотечного дела, политико-просветительная и образовательная деятельность библиотек, городская библиотека, изба-читальня.

В развитии библиотечной сферы Юга России особую страницу занимает история публичных библиотек г. Армавира, являющегося и сегодня уникальным поликультурным и многонациональным образованием. Различные аспекты истории библиотек Армавира отражены в публикациях представителей культуры города, относящихся к 20-м-30-м годам ХХ века, в исследованиях известного кубанского краеведа О.В. Веровенко и др. В то же время как целостное социокультурное явление местного общества, как неотъемлемая часть институализа-ции публичной библиотеки в культуре Кубани библиотеки Армавира достаточно не изучены.

Цель данного исследования обусловлена необходимостью изучением истории становления библиотечной сети в Армавире как одного из значимых культурных центров региона.

Задачи исследования:

- проанализировать процесс возникновения библиотек в г Армавире в конце XIX века;

- изучить создание библиотечной сети в г Армавире в период формирования советской модели библиотечного института;

- изучить архив городской газеты «Армавирская коммуна» и других изданий за период с 1921-1945 гг для определения роли городских библиотек в культурной и политической жизни города;

- проанализировать статистические и аналитические отчеты библиотек г. Армавира за период с 1903 по 1945 гг

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследованиях истории культуры региона.

В конце XIX века сложились все предпосылки для открытия первой публичной библиотеки в г Армавире. Прогрессивные идеи в области просвещения и педагогики, эстетического и нравственного воспитания, формирование массива публикаций отечественной и зарубежной художественной и научно-познавательной литературы стало предметом продвижения передовой общественности города.

Именно на основе благотворительности (Обществом попечения о детях) в 1896 году была открыта первая в Армавире публичная библиотека. Городское общество попечения о детях в ежегодных отчетах о деятельности библиотеки отражало посещаемость основных групп населения, где дети и подростки составляли большинство. Так, за 1898-1899 гг библиотеку посетило 2 364 ребенка и 937 взрослых [1, с. 74]. Востребованность библиотеки детским населением Армавира привела к созданию в 1906 г. детского абонемента, а в 1916 г появляется детский отдел, который имел все предпосылки для трансформации в самостоятельную детскую библиотеку [2].

В России в начале ХХ века активизировался процесс открытия публичных библиотек, включая детские, в провинциальных культурных центрах. Становле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.