Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 1983.
3. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие. Москва: Форум, 2013.
4. Печко Л.П. Проблемы активизации креативности у одаренных подростков в художественно-эстетической среде образования (интердисциплинарный культурно-эстетический аспект). Москва: Педагогика искусства, 2016.
5. Жуков ПН. Общая и профессиональная педагогика: учебник. Москва: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
6. Командышко Е.Ф. Савенкова Л.П Научные школы педагогики искусства в современном образовании: материалы I-го Международного научно-практического форума. Москва: Педагогика искусства, 2012.
7. Подобед М.С. Современные тенденции художественного образования за рубежом (на примере дисциплины «Графический дизайн»). Москва: Педагогика искусства, 2018.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник. Москва: ЮНИТИ, 2014.
9. Чернышова Л.И., Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. References
1. Bezrukova V.S. Pedagogika: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2013.
2. Abdullin 'E.B. Teoriya ipraktika muzykal'nogo obucheniya v obscheobrazovatel'noj shkole. Moskva: Prosveschenie, 1983.
3. Kravcova E.E. Pedagogika ipsihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Forum, 2013.
4. Pechko L.P. Problemy akiivizacii kreativnosti u odarennyh podrostkov v hudozhestvenno-'esteticheskoj srede obrazovaniya (interdisciplinarnyj kul'turno-'esteticheskij aspekt). Moskva: Pedagogika iskusstva, 2016.
5. Zhukov G.N. Obschaya iprofessional'naya pedagogika: uchebnik. Moskva: Al'fa-M, NIC INFRA-M, 2013.
6. Komandyshko E.F. Savenkova L.G. Nauchnye shkoly pedagogiki iskusstva v sovremennom obrazovanii: materialy I-go Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Moskva: Pedagogika iskusstva, 2012.
7. Podobed M.S. Sovremennye tendencii hudozhestvennogo obrazovaniya za rubezhom (na primere discipliny «Graficheskij dizajn»). Moskva: Pedagogika iskusstva, 2018.
8. Stolyarenko A.M. Psihologiya ipedagogika: uchebnik. Moskva: YuNITI, 2014.
9. Chernyshova L.I., Ostrovskij 'E.V. Psihologiya ipedagogika: uchebnoe posobie Moskva: Vuzovskij uchebnik, NIC INFRA-M, 2013.
Статья поступила в редакцию 25.01.20
УДК 378.147
Rupasova Ya.Ye., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ABILITY TO INNOVATIVE ACTIVITIES AS THE PRIORITY QUALITY OF A SPECIALIST IN MODERN CONDITIONS. The article deals with the important issue regarding innovation processes, the necessity of which is the core line of the development of digital economy in the Russian Federation. The key role of higher schools is underlined to overcome the contradictions between the government managing the innovation development and the absence of employees, being able to perform innovations via the technology of formation of interest towards the professional innovative activities and changing the content of education - the usage of innovative material of social media at the classes. Some additional notions concerning the professional and innovative activities are introduced and explained. The results of the survey among the students are described to find out the importance of innovation processes for each student individually, to analyze the conditions which can boost the students' understanding of innovations. The article states the idea that social media are the pedagogical means to form the interest of the students of bachelor degree programs towards the professional innovative activities.
Key words: innovation, innovative thinking, innovative activities, innovative orientation, social media, students.
Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КАЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье затрагивается важность вопроса об инновационных процессах в жизни общества, необходимость которых продиктована курсом развития цифровой экономики в РФ. Подчеркивается роль вузов в разрешении противоречия между задачами правительства в контексте инновационного развития и отсутствием кадров, способных осуществлять инновации через технологию формирования интереса к профессионально-инновационной деятельности и изменение содержания образования - применение инновационного контента социальных медиа на занятиях. Раскрывается и дополняется ряд основных понятий, связанных с профессионально-инновационной деятельностью. Описываются результаты анкетирования студентов с целью выяснить значимость инновационных процессов лично для каждого, проанализировать условия, при которых представление об инновациях и их значимости оказывается более полной. Обосновывается мысль о том, что социальные медиа являются педагогическим средством, способным формировать интерес к профессионально-инновационной деятельности студентов бакалавриата.
Ключевые слова: инновация, инновационное мышление, инновационная деятельность, инновационная направленность, социальные медиа, студенты.
В фокусе академического дискурса сегодня - принципиально иной тип общества на основе цифровой культуры и искусственного интеллекта. Искусственный интеллект, по мнению Nick Bostrom & Vincent Muller, призван сотрудничать с человеком, повышая его производительность, продуктивность умственного труда, снижая риски принятия неверных решений, способствуя повышению его безопасности, позволяя достигать результатов, которые раньше считались невозможными [1].
Один из способов достижения результатов, направленных на улучшение качества жизни, возможно реализовать при помощи инновационных технологий, которые являются одновременно продуктом и средством ИИ. Инновационное развитие в России сегодня в центре всех крупных правительственных программ развития страны на ближайшие годы, предмет дискуссий на международных форумах. Так, на XI Гайдаровском форуме, прошедшем 15 - 16-го января 2020 г на базе РАНХиГС (г Москва), подчеркивалось, что инновации в условиях жесточайшей международной конкуренции - ключевой фактор достижения компаниями и государствами лидерских позиций. Однако участники форума согласились, что
качественного скачка в развитии инноваций пока не произошло: по результатам 2019 г. в Глобальном инновационном индексе Россия находится на 46-м месте из 129 стран. На повестке дня задавался вопрос: на чем делать акцент, говоря об инновационной стратегии для России? [2].
Мы полагаем, у нас есть ответ на этот вопрос. Заметим, что участников будущих бизнес-процессов, специалистов цифровой экономики готовят вузы. Поэтому при «возвращении» государства в инновационную политику стоит обратить внимание на процесс обучения в вузе, содержание обучения, среду, в которой происходит профессиональная подготовка будущих активных граждан страны. Процесс обучения, развития и воспитания студентов бакалавриата должен стать объектом исследования научного педагогического сообщества, если мы хотим отражать ключевые задачи по развитию инновационной национальной экономики и подготовке будущих специалистов, способных к инновационному мышлению и заинтересованных в инновациях. Этот факт представляет новые концептуальные основания для пересмотра педагогических целей, задач, методов, содержания процесса обучения с целью формирования интереса у студентов бакавриата
к профессионально-инновационной деятельности. Данная тема, на наш взгляд, является сегодня актуальным вопросом педагогики в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО 2019 - 2024) и содержания ФГОС ВО 3++.
Противоречие между социальным заказом правительства, предусматривающим ускорение технологического развития РФ, и увеличением количества организаций, осуществляющих технологические инновации, содержанием ФГОС ВО, делающим акцент на научно-исследовательскую и информационно-маркетинговую деятельность, сутью которых является способность к выдвижению инновационных идей, а значит, реальной готовностью выпускников вузов к профессионально-инновационной деятельности, а также реальным содержанием и технологиями обучения в вузе, обусловило постановку задач данного исследования:
1) дать определение понятиям "инновация", "инновационная деятельность", "инновационное поведение", "инновационное мышление"; дополнить систему определений новыми терминами, уточняющими инновационный аспект;
2) изучить представления студентов о необходимости инноваций в профессиональной деятельности;
3) проанализировать условия, при которых у студентов складывается более полное понимание об инновациях;
6) обозначить способы формирования интереса к профессионально-инновационной деятельности.
В классическом словаре С.И. Ожегова инновация понимается как некое новшество, новый метод, изобретение, новвоведение [3, с. 406 - 407]. В нормативно-правовых документах термин "инновация" представлен как конечный результат инновацинной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам [4]. Исследователь М.В. Кларин справедливо добавляет, что инновация относится не только к новшеству, изменениям в образе деятельности, но и к стилю мышления [5, с. 3].
Понятие инновационное мышление представил В.П. Делия в 1993 г на Всемирном философском конгрессе в Москве. Под "инновационным мышлением" он понимал мышление индивида (или группы единомышленников), способное создавать и продуцировать ноу ментальные модели, обусловленные целенаправленными познавательными процессами и факторами (образованием в том числе) через развитие и совершенствование физиологических последовательностей, социокультурных закономерностей, в основном путем научного поиска, объективируя его в инновации [6].
А.П. Усольцева, Т.Н. Шмало рассматривают инновационное мышление в связи с инновационной деятельностью, поясняя его как творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное, преобразующее и прагматичное мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности и осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях» [7]. Они отмечают, что важнейшей особенностью инновационного мышления является его практическая направленность. В этой связи необходимо определить, что же такое инновационная деятельность.
Среди множества трактовок инновационной деятельности нам близко определение Н.Г Пьянковой, которая выделяет личностный аспект, объясняя инновационную деятельность как метадеятельность, направленную на преобразование рутинных компонентов других видов деятельности, а также инициирующую совершенствование личностного ресурса, позволяющего субъекту не только легко приспосабливаться к меняющейся действительности, но и активно влиять на нее. Именно в инновационной деятельности человек реализует имманентно присущую ему творческость [8, с. 49].
Более в широком значении инновационную деятельность понимают как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования [9]. Но это определение, на наш взгляд, больше имеет отношение к инновационной политике государства или к компонентам инновационной деятельности.
Интересно еще одно определение, тесно связанное с инновационной деятельностью, - инновационное поведение, рассмотренное в работах О.В. Кобяк, В.А. Сластенина, Л.С. Подымова, Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко и других. На наш взгляд, обобщая точки зрения авторов, можно охарактеризовать инновационное поведение как готовность проявлять инициативу по систематическому освоению новых способов деятельности на основании индивидуальных способностей и мотивации в определенной среде.
Мы считаем, что данный спектр понятий необходимо дополнить еще одним термином - инновационная направленность личности, которая является основой формирования интереса к профессионально-инновационной деятельности. Инновационная направленность личности - это целенаправленное стремление субъекта к инновационной деятельности, имеющее нравственное значение, установка на осознанное выполнение этой деятельности.
Таким образом, чтобы осуществлять инновационную деятельность, студент должен иметь представление об инновациях, обладать инновационным мышле-
нием, иметь определенную модель инновационного поведения, проявляющегося в инновационной направленности личности.
Довольно интересно было выявить отношение самих студентов бакалавриата к инновационной деятельности. Нами было проведено исследование среди 4 групп (123 студента) 2, 3, 4 курсов бакалавриата факультета Liberal Arts РАНХиГС, ИОН (г Москва), направлений "Публичная политика", "Политология", "Реклама и связи с общественностью", "Менеджмент" в период 2019 - 2020 гг, в ходе которого в каждой группе предлагалась одна из четырех анкет с одинаковым набором качеств в разной последовательности, которые бы, по мнению студента, максимально выделяли его как будущего соискателя из ряда конкурентов на должность, таких как, например, высокая работоспособность, целеустремленность, коммуникабельность, с особым дополненным качеством, которое в каждой анкете звучало по-разному: творчество, изобретательность, инновационное мышление, инициативность. В трех группах последние качества набрали 57 - 61% голосов, в четвертой группе 29%. Акцентируем внимание на том, что характеристики творчество, изобретательность, инициативность - слагаемые понятия инновационная деятельность. Также, отвечая на открытый вопрос «Что для Вас означает понятие «профессионализм?», из 100% студентов 34% заявили, что в цифровом обществе профессионализм немыслим без генерации инновационных идей.
Результаты анкетирования позволяют утверждать, что в настоящее время большинство студентов осознают требование нового времени - способность к инновационной деятельности. Однако при интервьюировании, размышляя над вопросом «Что в данный момент времени ассоциируется у Вас с инновациями? Приведите примеры», 54% студентов 2-го курса назвали в качестве ответа альтернативные источники энергии, безотходное производство, цифровую рекламу, то есть привели достаточно известные факты, в то время как 52% студентов 3 -4-го курсов были более конкретны в ответах, называя при этом популярные темы мировых start-up проектов и такие практические темы, как «умные» мусорные баки, возможности 3D-принтеров, опыт Норвегии по увеличению электромобилей на улицах до рекордного процента, о необычных экологических проектах - приостановлении оползней в ряде стран, вертикальных фермах, подводных фермах, о политических, социально-экономических решениях - сокращения бедности, способах повышения продолжительности жизни. Таким образом, в качественном отношении их ответы оказывались глубже и основательнее.
Заметим, что студенты 3 - 4-го курсов показали большую осведомленность в инновационных технологиях, поскольку они уже прошли многие дисциплины из обязательного и вариативного блоков учебных планов на факультете Liberal Arts, принимали участие в российских конференциях РАНХиГС для студентов по проблемам инновационной экономики, цифрового общества, в межпредметной проектной деятельности на тему инновационных продуктов, в конкурсах по типу Ted.Talks. 32% студентов из числа тех, кто назвал более конкретные области применения инновационных продуктов, активно интересуются контентом социальных медиа, в частности официальными аккаунтами международного экономического форума в Даосе - World Economic Forum, представленного в Instagram, демонстрирующего последние инновационные мировые технологии, обучаются у преподавателей, активно внедряющих проблемно-инновационный контент социальных медиа на своих занятиях по разным дисциплинам. Отметим также, что в ходе наблюдения выяснилось, что данная группа студентов имеет более активное отношение к жизни, позитивный настрой, обладая энергичностью, хорошими коммуникативными навыками, стремлением к коллаборации.
В ходе интервью, однако, студенты признавались, что, имея стремление к изучению инновационных сегментов, они желали бы видеть на занятиях демонстрации большего объема инновационного контента с последующим обсуждением и заданиями. Среди средств демонстрации особо указывались социальные медиа.
Мы полагаем, что инновационный контент социальных медиа является наиболее знакомой средой для студентов бакалавриата, обладает большим аудио-визуальным потенциалом, богатым творческим наполнением и соответственно огромным педагогическим потенциалом. Это составит суть дальнейшего исследования в рамках изучения темы формирования интереса к профессионально-инновационной деятельности.
В заключение необходимо добавить, что сегодня как никогда система высшего образования призвана усилить инновационную направленность университетского образования, обеспечить «инновационное отношение» студента к будущей профессиональной деятельности, которое, на наш взгляд, наряду с другими концептами составляет основу интереса к профессионально-инновационной деятельности. Актуализация и формирование интереса возможны в процессе подготовки студентов бакалавриата, деятельность которого будет направлена на преобразование личности и окружающего мира. В этой связи приоритетным становится обновление содержания образования с точки зрения инновационного контента, особенно при помощи инновационных информационно-коммуникативных технологий, таких как социальные медиа. Это, на наш взгляд, поможет максимально приблизить студента к истинному пониманию своей роли в современном цифровом пространстве.
Библиографический список
1. Muller V.C., Bostrom N. Future progress in artificall intelligence: A survey of expert opinion. Fundamental Issues of Artificial Intelligence. 2016. Available at: https://philpapers.org/ archive/MLLFPl.pdf
2. Гайдаровский форум. Официальный сайт Available at: https://www.gaidarforum.ru
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 2006.
4. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. Москва, 1998.
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
6. Делия В.П. Иинновационное мышление в XXI веке: монография. Балашиха: Издательство ДеПО, 2011.
7. Усольцева А.П., Шмало Т.Н. Формирование инновационного мышления школьников в учебном процессе. Образование и наука. 2014; № 4: 17 - 31.
8. Пьянкова Н.Г Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2009.
9. Завлин П.Н. Инновации в рыночной экономике. Гуманитарные науки. 1997; № 3: 25 - 28.
References
1. Muller V.C., Bostrom N. Future progress in artificall intelligence: A survey of expert opinion. Fundamental Issues of Artificial Intelligence. 2016. Available at: https://philpapers.org/ archive/MLLFPI.pdf
2. Gajdarovskij forum. Oficial'nyj sajt. Available at: https://www.gaidarforum.ru
3. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva, 2006.
4. Statistika nauki i innovacij: Kratkij terminologicheskij slovar'. Moskva, 1998.
5. Klarin M.V. Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta). Riga: NPC «'Eksperiment», 1995.
6. Deliya V.P. Iinnovacionnoe myshlenie v XXI veke: monografiya. Balashiha: Izdatel'stvo DePO, 2011.
7. Usol'ceva A.P., Shmalo T.N. Formirovanie innovacionnogo myshleniya shkol'nikov v uchebnom processe. Obrazovanie i nauka. 2014; № 4: 17 - 31.
8. P'yankova N.G. Formirovanie gotovnosti studentov negosudarstvennogo vuza kinnovacionnojprofessional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2009.
9. Zavlin P.N. Innovacii v rynochnoj 'ekonomike. Gumanitarnye nauki. 1997; № 3: 25 - 28.
Статья поступила в редакцию 27.01.20
УДК 378
Tsarskaya T.S., teacher, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
Sitnikova A.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
MODEL OF BILINGUAL COMMUNICATIVE FORMATION IN MEDICAL STUDENTS. The authors actualize the problem of formation of bilingual communicative competence (BCC) in medical students. The article presents a model of its formation, reveals the definition of "modeling", clarifies the concept of "a model" of the formation of BCC students of medical training. The authors describe the basic structure of the model, presented in the form of goal-setting blocks, content, technological-procedural, productive-evaluation, without interactions and mutual influences of its implementation is impossible. The authors pay special attention to the content block of the model, which identifies and describes the components of the BCC in medical students. The indicated components of the BCC in medical students in our research work are a necessary condition for describing the content of the general structure of the model's formation.
Key words: model of bilingual communicative competence formation (BCC), BCC components, medical students.
Т.С. Царская, преп., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
А.Ю. Ситникова, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Авторы актуализирует проблему формирования билингвальной коммуникативной компетенции (далее - БКК) студентов медицинского направления. В статье представлена модель ее формирования, раскрывается определение термин «моделирование», уточняется понятие «модель» формирования БКК студентов медицинского направления подготовки. Авторами описана основная структура модели, представленная в виде блоков целеполагания, содержательного, технолого-процессуального, результативно-оценочного, без взаимодействий и взаимовлияний которых невозможна ее реализация. Особое внимание авторы уделяют содержательному блоку модели, в котором выделяются и описываются компоненты БКК студентов медицинского направления подготовки. Обозначенные компоненты БКК студентов медицинского направления подготовки в нашей исследовательской работе являются необходимым условием описания содержания общей структуры модели ее формирования.
Ключевые слова: модель билингвальной коммуникативной компетенции (БКК), компоненты БКК, студенты медицинского направления.
Современный выпускник медицинского вуза стремится найти высокооплачиваемую работу по своей специальности. В то же время его потенциальный работодатель заинтересован в квалифицированном, активном, коммуникабельном, целеустремленном специалисте, осознающем значимость своей профессиональной деятельности. Немаловажным условием является уровень его коммуникативных умений и навыков, не исключается и грамотная речь.
Недавние исследования А.В. Сарапуловой, О.В. Тепляковой, основанные на международной и отечественной статистике, подтвердили, что «залогом правильной диагностики и лечения пациента является именно эффективный процесс коммуникации» [1, с. 60].
Соответственно, одним из важных компонентов профессиональной деятельности врача является не только оказание качественных медицинских услуг населению, но и его способность эффективно коммуникатировать в модели «врач - пациент» с родственниками пациента, коллегами, младшим медицинским персоналом, различными медицинскими отечественными и зарубежными сообществами, не забывая про этику общения, руководствуясь научными принципами и профессиональными знаниями [1], [2].
В медицинском вузе все больше фокусируется внимание преподавателей на удовлетворение потребности формирования коммуникативной компетенции будущих врачей. А умелое овладение билингвальной составляющей коммуникативной компетенции сделает их еще более привлекательными в профессио-
нальном плане для работодателя, в продвижении себя на рынке отечественного и международного сотрудничества.
На сегодняшний день изрядное количество медицинской информации исследовательского, технического, коммуникационного характера поступает в отечественную науку и практику из-за рубежа. Зарубежный информационный поток внушителен, поэтому не всегда представлен переводом на русском языке (родном языке). Возникает необходимость в ликвидации языкового барьера будущих врачей-исследователей для освоения и осмысления иноязычной медицинской информации, овладения специфичной медицинской терминологией, а также для профессионального общения, желательно свободного, обмена мыслями, научно-исследовательскими достижениями с врачами-практиками, способными, согласно исследованиям А.В. Сарапуловой, О.В. Тепляковой, эффективно оказать медицинскую помощь как соотечественникам, так и представителям иной культуры [1].
Следовательно, компетентным является специалист, владеющий в своем профессиональном, межкультурном арсенале общения не одним, а несколькими языками. Соответственно, возникает значимость и уместность формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки.
Теоретический анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по актуализации коммуникативной компетенции в профессио-