Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / готовность к инновационной деятельности / инновационное сознание / инновационное мышление / инновационное поведение / инновационная направленность / социальные медиа / студенты бакалавриата / university / innovation readiness / innovative consciousness / innovative thinking / innovative behavior / innovative personality orientation / social media / undergraduate students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Я.Е. Рупасова

В статье обосновывается важность формирования инновационного потенциала будущего специалиста в условиях необходимости радикального усовершенствования качества человеческого капитала и стремительной трансформации экономико-социальных основ деятельности в целом. В данной связи актуализируется определяющая роль высшего образования в воспитании кадров качественно иного уровня. Объяснена необходимость формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности средствами дисциплин общего блока, в том числе в рамках изучения иностранных языков, что резонирует с сутью междисциплинарного педагогического подхода, который предусматривает возможность постановки педагогом конкретных практических задач, решение которых может выходить за рамки отдельно взятой дисциплины. Обозначена взаимосвязь между необходимостью внедрения в учебный процесс эффективных методических технологий по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе и недостаточным теоретическим обоснованием комплексной структуры готовности к инновационной деятельности, предусматривающей компоненты – мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-аксиологический. Обосновывается необходимость выбора педагогом высшей школы диагностических методик, позволяющих объективно оценить результативность формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности на примере мотивационного и деятельностного компонентов в структуре готовности к инновационной деятельности. Описаны дополнительные элементы концепта «готовность к инновационной деятельности» – инновационное сознание, мышление, инновационный потенциал, инновационное поведение и инновационная направленность личности. Предпринята попытка представить ранжирование элементов инновативности личности и соотнести их с компонентами структуры готовности к инновационной деятельности. Проанализированы некоторые результаты диагностики показателей сформированности деятельностного и мотивационного компонентов в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Я.Е. Рупасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF MEASURING THE INDICATORS OF THE ACTIVITY COMPONENT FORMED WITHIN THE STRUCTURE OF UNDERGRADUATE STUDENTS’ READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES

The article justifies the importance of building the innovative potential of a future specialist in the context of the need to radically improve the quality of human capital and the rapid transformation of the economic and social foundations of activity as a whole. In this regard, the determining role of higher education in training of personnel of a qualitatively different level is updated. The need to form the readiness of undergraduate students for innovative activities by means of disciplines of the general block, including within the framework of studying foreign languages, is understood, which resonates with the essence of an interdisciplinary approach, which provides the possibility of setting specific practical tasks, the solution of which can go beyond the scope of a specific discipline. The relationship between the need to introduce effective methodological technologies into the educational process to form the readiness of undergraduate students for innovative activities in the process of their professional training in higher education and insufficient theoretical justification of the complex structure of innovative activities, which implies four components – motivational, cognitive, activity, reflexive-axiological is noted. The urgent need to choose diagnostic methods by a higher school teacher that allow to objectively assess the effectiveness of the formation of readiness for innovative activities using the example of an activity component in the structure of innovative activities is justified. Additional elements of preparation for innovative activity are described – formation of innovative consciousness, thinking, innovative potential, innovative behavior and innovative personality orientation. An attempt is made to present the ranking of elements of the innovative potential of the individual and their correlation with the components of the structure of readiness for innovative activities. Some results of diagnostics of indicators of the formation of the activity component in the structure of readiness of undergraduate students for innovative activities are analyzed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рис. 1. Динамика развития творческого воображения у обучающихся с ЗПР

Констатирующий этап

80 60 40 20 0

-666-

33,3

0

=i

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

Контрольный этап

80 60 40 20 0

bb,b 1

33,3

0 1

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество учащихся, продемонстрировавших средний уровень, увеличилось, в то время как учащихся с низким уровнем стало значительно меньше. Исходя из этого, проделанная работа представляется нам значимой, и в ней обосновывается мысль о необходимости проведения систематической работы по развитию

Библиографический список

творческого воображения у младших школьников с ЗПР на внеклассных занятиях, так как творческая деятельность позволяет ребенку более ярко проявлять фантазии и переживания, тем самым положительно влияя на развитие творческого воображения.

1. Мещеряков Б., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009.

2. Прохоров А.М. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1999.

3. ИгнатьевС.Е. Закономерностиизобразительнойдеятельности детей: учебное пособие. Москва, 2007.

4. Баранова Э.А. Диагностикапознавательногоинтереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург: Речь, 2015.

5. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва: ТЦ «Сфера», 2012.

6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва: Просвещение, 1994.

References

1. Mescheryakov B., Zinchenko V.P. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Moskva: AST; Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak, 2009.

2. Prohorov A.M. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, 1999.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'nojdeyatel'nostidetej: uchebnoe posobie. Moskva, 2007.

4. Baranova 'E.A. Diagnostika poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikovidoshkol'nikov. Sankt-Peterburg: Rech', 2015.

5. Kulagina I.Yu. Lichnost'shkol'nika ot zaderzhkipsihicheskogo razvitiya do odaiennosti: uchebnoe posobie dlya studentoviprepodavatelej. Moskva: TC «Sfera», 2012.

6. Kaschenko V.P. Pedagogicheskaya korrekciya. Moskva: Prosveschenie, 1994.

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378.147

Rupasova Ya.E., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); senior teacher, English Language and Professional Communication Department, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

SOME FEATURES OF MEASURING THE INDICATORS OF THE ACTIVITY COMPONENT FORMED WITHIN THE STRUCTURE OF UNDERGRADUATE STUDENTS' READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES. The article justifies the importance of building the innovative potential of a future specialist in the context of the need to radically improve the quality of human capital and the rapid transformation of the economic and social foundations of activity as a whole. In this regard, the determining role of higher education in training of personnel of a qualitatively different level is updated. The need to form the readiness of undergraduate students for innovative activities by means of disciplines of the general block, including within the framework of studying foreign languages, is understood, which resonates with the essence of an interdisciplinary approach, which provides the possibility of setting specific practical tasks, the solution of which can go beyond the scope of a specific discipline. The relationship between the need to introduce effective methodological technologies into the educational process to form the readiness of undergraduate students for innovative activities in the process of their professional training in higher education and insufficient theoretical justification of the complex structure of innovative activities, which implies four components - motivational, cognitive, activity, reflexive-axiological is noted. The urgent need to choose diagnostic methods by a higher school teacher that allow to objectively assess the effectiveness of the formation of readiness for innovative activities using the example of an activity component in the structure of innovative activities is justified. Additional elements of preparation for innovative activity are described - formation of innovative consciousness, thinking, innovative potential, innovative behavior and innovative personality orientation. An attempt is made to present the ranking of elements of the innovative potential of the individual and their correlation with the components of the structure of readiness for innovative activities. Some results of diagnostics of indicators of the formation of the activity component in the structure of readiness of undergraduate students for innovative activities are analyzed.

Key words: university, Innovation readiness, Innovative consciousness, Innovative thinking, Innovative behavior, Innovative personality orientation, social media, undergraduate students.

Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается важность формирования инновационного потенциала будущего специалиста в условиях необходимости радикального усовершенствования качества человеческого капитала и стремительной трансформации экономико-социальных основ деятельности в целом. В данной связи актуализируется определяющая роль высшего образования в воспитании кадров качественно иного уровня. Объяснена необходимость формирования

готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности средствами дисциплин общего блока, в том числе в рамках изучения иностранных языков, что резонирует с сутью междисциплинарного педагогического подхода, который предусматривает возможность постановки педагогом конкретных практических задач, решение которых может выходить за рамки отдельно взятой дисциплины. Обозначена взаимосвязь между необходимостью внедрения в учебный процесс эффективных методических технологий по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе и недостаточным теоретическим обоснованием комплексной структуры готовности к инновационной деятельности, предусматривающей компоненты - мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-аксиологический. Обосновывается необходимость выбора педагогом высшей школы диагностических методик, позволяющих объективно оценить результативность формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности на примере мотивационного и деятельностного компонентов в структуре готовности к инновационной деятельности. Описаны дополнительные элементы концепта «готовность к инновационной деятельности» - инновационное сознание, мышление, инновационный потенциал, инновационное поведение и инновационная направленность личности. Предпринята попытка представить ранжирование элементов инновативности личности и соотнести их с компонентами структуры готовности к инновационной деятельности. Проанализированы некоторые результаты диагностики показателей сформированности деятельностного и мотивационного компонентов в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

Ключевые слова: вуз, готовность к инновационной деятельности, инновационное сознание, инновационное мышление, инновационное поведение, инновационная направленность, социальные медиа, студенты бакалавриата.

В современных сложных геополитических условиях экономических ограничений, когда как никогда важен исторический момент, возможности оригинального развития отдельного государства приобретают все более актуальный смысл. На итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября 2022 г Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил важность научного, технологического, творческого потенциала в развитии цивилизации. Так, Президент Российской Федерации ярко подчеркнул прагматичную заинтересованность России в честном и открытом научно-технологическом обмене с центрами мирового развития, которые уже обладают уникальными технологиями и научными разработками в самых разных областях. Президент Российской Федерации сделал акцент на необходимости технологической политики России, на активном взаимовыгодном сотрудничестве на справедливых и равноправных принципах, на раскрытии потенциала каждой цивилизации, на совместной выработке общих стратегий [1].

В решении данных задач смыслообразующим элементом является тот факт, что именно актуальность инновационного потенциала трудовых ресурсов страны приобретает весомое значение. Объективно инновативность становится движущим качеством прогрессивного специалиста и условием качественного развития человеческого капитала.

На совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию 24 декабря 2021 г Президент Российской Федерации отметил, что инновационность регионов возможна только вместе с наукой, в том числе с опорой на научно-исследовательские институты и укрепление высшей школы [2].

Формирование инновационной повестки без сомнения становится актуальным в области педагогики высшей школы. Распространение смысла и ценности инновационных решений среди студентов высшей школы формируют инновационную среду и воспитывают инновационную направленность самой личности.

В условиях междисциплинарного подхода к педагогическому процессу, когда инновационное мышление и инновационный потенциал можно развивать не только в процессе изучения дисциплин профессионального блока, но и, в том числе, в рамках изучения таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Междисциплинарная проектная деятельность на иностранном языке», важно отметить определяющую роль педагога в учебном процессе, понимание им составляющих компонентов инновационной деятельности и методов диагностики инновативности.

Противоречие между потребностью углубления экспертных знаний и умений по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе и слабой теоретической и практической разработанностью полной структуры готовности к инновационной деятельности с учетом тенденций цифровой эпохи, а значит, преобладания цифровых технологий в учебном процессе; противоречие между необходимостью выбора эффективных диагностических методик, позволяющих оценить результативность обучения студентов бакалавриата с точки зрения сформированности инновационного потенциала и недостаточным пониманием педагогами критериев актуализации компонентов инновационной деятельности, а именно - на примере деятельностного и мотивационного компонентов, конкретизировало общую цель исследования: изучить особенности формирования инновационного потенциала студентов бакалавриата средствами социальных медиа при имплементации особых условий, способствующих раскрытию инно-вативности личности.

Цель формирует задачи данного исследования:

1) определить целостную структуру готовности к инновационной деятельности с точки зрения ее компонентов, а также ранжировать элементы готовности к инновационной деятельности - инновационное сознание, мышление, инновационное поведение, инновационная направленность, соотнеся их с отдельными компонентами структуры готовности к инновационной деятельности - мотиваци-онным, когнитивным, деятельностным, рефлексивно-аксиологическим по мере их формирования;

2) представить обзор комплекса терминов и понятий, используемых в рамках российской и зарубежной практик при обосновании явлений и процессов инновационной деятельности, акцентировать внимание на определении элементов, составляющих инновативность личности: «инновационное мышление»,

«инновационное сознание», «инновационное поведение», «инновационная направленность», «инновационный потенциал», дополнить систему терминологии педагогическим понятием «готовность к инновационной деятельности»;

3) конкретизировать обоснованность выбора ряда диагностических методик с целью анализа показателей сформированности некоторых компонентов готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности, а именно -деятельностного и мотивационного компонента;

4) представить практический кейс фрагментарного эмпирического исследования, проведенного на базе Института общественных наук (РАНХиГС, г Москва) в период с 2019 по 2022 гг, представить цель и задачи эмпирического исследования;

5) проанализировать полученные результаты эмпирического исследования, оценить возможность дальнейшей корректировки диагностических методик или поиска новых средств диагностики, способствующих более точному и полноценному выявлению измеряемых характеристик и показателей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обозначены концепты формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности (формирование инновационного сознания, инновационного мышления, инновационного поведения, инновационной направленности);

- обусловлено ранжирование элементов инновативности личности (инновационного сознания, мышления, поведения, направленности), соотнесение их с компонентами готовности к инновационной деятельности - мотивационным, когнитивным, деятельностным, регулятивно-аксиологическим, выстраивание их в целостную структуру, где компоненты располагаются по мере их формирования;

- выявлены возможности социальных медиа в формировании готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности;

- обоснованы педагогические условия формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности, отражающие динамику формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности, а именно: включение инновационного контента социальных медиа в учебный процесс; обеспечение активизации инновационной деятельности студентов средствами кейс-трека и за счет внедрения учебных конкретных программ, способствующих раскрытию инновационного потенциала личности;

- определены конкретные диагностические методики измерения уровней сформированности готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности на примере выявления отдельных показателей мотивационного и дея-тельностного компонентов.

В научной и научно-педагогической литературе отсутствует единое представление понятия «инновационная деятельность» - это процесс или, скорее, конечный результат в виде продукта. Недопонимание сущности инновационной деятельности с этой точки зрения и существующая размытость концепта «инновационная деятельность» усложняют безальтернативное понимание самой структуры инновационной деятельности, а в педагогическом ключе затрудняют вычленение компонентов готовности к инновационной деятельности, логическое ранжирование элементов инновативности и соотнесение их с самими компонентами в структуре готовности к инновационной деятельности по мере их формирования в рамках образовательного процесса.

Для педагога высшей школы проблема разных подходов к пониманию сути инновационной деятельности затрудняет выбор педагогически эффективных технологий и методов, поиск которых должен быть направлен на актуализацию инновационных навыков студентов бакалавриата. По нашему мнению, число основных компонентов в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности равняется четырем - это мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-аксиологический компоненты.

Для обоснования рациональности выделения в структуре готовности к инновационной деятельности данных компонентов и последующей характеристики элементов инновационной деятельности обратимся к предыстории понятийного и терминологического аппарата.

Интересно, что в конце 80-х годов XX в. инновационная деятельность понималась согласно духу времени и перемен, приобретая значение процесса научно-технической, организационно-экономической деятельности, направленной на

создание прогрессивной техники и технологий на основе использования достижений научно-технического прогресса. В.И. Винокуров делает акцент на том, что в отечественной практике наиболее корректным будет являться определение, которое подразумевает, что инновационная деятельность - это совокупность областей исследовательской, организационной, научной, финансовой, технологической, коммерческой деятельности, обеспечивающих создание, интеграцию модернизированного продукта и рынка товаров и услуг, создание нового или более усовершенствованного процесса, имеющего применение на практике, или новой, а также усовершенствованной организационно-экономической формы, приносящей надлежащую экономическую и (или) общественную выгоду [3, с. 8]. Данное определение - всеобъемлюще и сочетает два подхода к инновациям - западный, который понимает инновацию как процесс изменений, и отечественный, где инновация - это, прежде всего, продукт, конечный результат инновационной деятельности.

С педагогической точки зрения нам важно определение инновационной деятельности Н.И. Лапина, который выделяет в ней аспект саморазвития, а также особый методологический статус как метадеятельности, что резонирует с междисциплинарным педагогическом подходом, который представляет для нас особую важность при формировании готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности и предполагает выделение специальных практических задач, решение которых может выходить за пределы конкретной дисциплины, например, такой дисциплины профессионального блока, как «Инновационный менеджмент» [4, с. 44].

Готовность студентов бакалавриата к инновационной деятельности возможно формировать средствами дисциплины "Иностранный язык". Преподаватели иностранного языка имеют быстрый доступ к передовым источникам на иностранном языке, освещающим последние достижения в инновационном поле, к особенностям методических приемов иностранных коллег к актуальным исследованиям, представленным на различных иностранных форумах и интернет-платформах. Иностранный язык, по сути, является самым междисциплинарным предметом, хотя официально и не имеет такого статуса. Т.М. Абдрахманова замечает, что в ходе обучения иностранному языку актуализируется принцип профессиональной направленности, который методически реализуется в тщательном отборе содержания учебного материала для практических занятий и способов обучения, направленных на совершенствование значимых в рамках профессионального поля для будущего специалиста действий и алгоритмов [5, с. 245-247].

Особый интерес вызывает точка зрения Н.Г Пьянковой, которая, расширяя определение Н.И. Лапина, выделяет в нем важный личностный аспект. По мнению автора, инновационная деятельность - это своего рода определенная метадеятельность, нацеленная на модификацию рутинных, шаблонных алгоритмов деятельности, актуализирующая совершенствование личностного потенциала, обеспечивающая свободу его интеллектуальной самореализации в условиях трансформации социальных условий [6, с. 135].

Анализ данных определений, внимание к идее Л.А. Шестаковой о том, что междисциплинарный педагогический подход в образовательном процессе является основой методологии современного высшего образования, нацеленного на обеспечение знаниевой и практико-ориентированной составляющей будущего специалиста [7, с. 268-271], учитывая, согласно Н.К. Дмитриевой, основные принципы междисциплинарного подхода - научности, интегративности, самостоятельности и интерактивности [8, с. 169], помогает приблизиться к авторской формулировке понятия «готовности к инновационной деятельности». Напомним, что под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем сложное свойство личности, предполагающее владение профессиональными компетенциями, способами и средствами по реализации инновационной деятельности, проявляющееся в конкретной установке на целевое пролонгированное развитие планомерных мероприятий, направленных на создание нового продукта или усовершенствование процесса, подразумевающее регулярное самосовершенствование личности, сопряженное с осознанием экзистенциального выбора о ценности инновационной деятельности и организацией собственной жизни на основе идеи преобразования окружающей действительности.

Коротко, опираясь на классические идеи исследователей структуры готовности - С.И. Дворецкого, А.Л. Денисовой, Н.В. Ипполитовой, И.О. Котляровой, В.С. Лазарева, Б.П. Мартиросяна, учитывая, что в педагогике понятие готовности описывается как сложное образование, включающее в себя способность мыслить, проектировать, организовывать, практически действовать, мы определенно можем выделить такие компоненты, как когнитивный и деятельностный. Принимая во внимание тот факт, что системообразующим фактором готовности является потребность в преобразовании, совершенствование себя в своей деятельности через отношение к своей профессии, мы можем обозначить один из компонентов как рефлексивно-аксиологический. По утверждениям Е.А. Быковой [9, с. 106], инновационное поведение имеет отношение к конкретным чертам личности и объясняет высокий уровень мотивации к участию в инновационной деятельности, что, в свою очередь, аргументирует вычленение мотивационного компонента в структуре готовности к инновационной деятельности.

Уровень инновационной деятельности зависит от степени выраженности инновативности или от инновационного потенциала личности. По этой причине считаем особенно важным выделить основные элементы инновативности с пе-

дагогической точки зрения и связать их со степенью готовности к инновационной деятельности.

Инновационное сознание - индивидуально-психологическая характеристика личности, определяющее инновационное поведение, формирующееся под влиянием инновационной среды, а значит, в процессе внедрения условий, способствующих формированию инновационного сознания. К процессам инновационного сознания относят инновационное внимание, восприятие, воображение, инновационный интерес, удивление, воодушевление, инновационный мотив, мотивацию, волю. Заметим, что потребности и мотивы должны быть осознаны, и только тогда они могут быть основой целеполагания. Состояние готовности связано с моментом определения цели. Необходимо отметить, что здесь также затронута роль инновационной обучающей среды, которая должна содержать широкий спектр возможностей, создавать ситуацию неопределенности решений, инвариантов. Такие условия способствуют раскрепощению творческого потенциала, активному стимулированию откликов на проблемные ситуации.

Инновационное мышление, по А.П. Усольцеву и Т.Н. Шамало, - это мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях, характеризующееся как творческое, исследовательское, социально позитивное, конструктивное, модифицирующее, практичное [10, с. 97]. На уровне инновационного мышления готовность развивается с момента выработки стратегий, конкретных установок, общих конструктов будущих действий.

В инновационном мышлении также отдельно выделяют исследовательский, логический и творческий и коммуникативный компоненты [11, с. 33].

Таблица 1

Структура инновационного мышления

Компонент Показатели (характеристики)

Исследовательский структурный анализ и общая оценка состояния проблемы с целью формирования суждений

Логический поиск рационального баланса инноваций и результатов инновационной деятельности, краткосрочных и долгосрочных перспектив, способность прогнозировать и анализировать будущие последствия действий, оценивать риски и др.

Творческий креативность, умение генерировать новые идеи, разрабатывать новые продукты и услуги, применять инновационные методы исследования

Коммуникативный партнерство и коллаборация на основе согласования разных точек зрения и интересов, нахождение компромисса, саморегулирование, ответственность, приспоса-бливаемость к новым условиям сотрудничества

Инновационное поведение рассмотрено в работах В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, Э.В. Галажинского, В.Е. Клочко и других. Эксперты констатируют, что инновационное поведение - это готовность проявлять инициативу по систематическому освоению актуальных способов деятельности на основании индивидуальных способностей и мотивации в определенной среде. В спектре инновационного поведения готовность реализуется в виде конкретных предметных действий, которые отвечают определенным средствам и способам деятельности.

Инновационная направленность означает наличие личностного отношения к инновационным проектам как к преобразовательной деятельности, индивидуальную ориентированность на овладение новым ценностным опытом в сфере инноваций на основе рефлексии и самоконтроля. В этом поле готовность реализуется через внутреннее желание саморазвития и дальнейшей самореализации в инновационной деятельности, что придает инновационной деятельности личностный смысл.

По оценкам некоторых исследователей, в частности Ю.В. Зиборовой, восприимчивость к новшествам, предрасположенность к новаторству, эмоционально-оценочное отношение к нововведениям, чувство новизны, стремление к творчеству трактуется как инновативность [12]. В данном ключе инновативность образует мотивационный компонент в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

Однако здесь же автор подмечает, что становление инновативности происходит параллельно с развитием интеллектуальной инициативы, а значит, в данном случае инновативность образует уже когнитивный компонент. И в то же время исследователь упоминает, что участники эксперимента, имеющие высокий уровень инновативности проявляют высокий уровень инновационного поведения, в том числе в области исследовательского творчества, создания продуктов и проектов. Мы можем предположить, что инновативность в данном случае распространяется и на деятельностный аспект.

Мы считаем, что инновативность, или инновационный потенциал в парадигме современной педагогики и инноватики как таковой не может сводиться лишь к показателям мотивационного компонента или когнитивного. Инновативность формируется по мере реализации всех четырех компонентов структуры готовности к инновационной деятельности. Все элементы инновационной деятельности

очень взаимосвязаны и способны влиять один на другой. Предположим, что в учебных ситуациях разного рода и для обучающихся с неодинаковым интеллектуальным потенциалом и опытом инновационной деятельности сила проявления того или иного элемента может быть разной, но в общем и целом создавать единый комплекс.

Предпримем попытку ранжировать элементы инновационной деятельности по мере их накопления с реализацией компонентов структуры готовности к инновационной деятельности.

Таблица 2

Взаимосвязь компонентов структуры готовности и развития инновативности личности

Компонент структуры готовности к инновационной деятельности Элементы инновативности (инновационного потенциала) личности и признаки

мотивационный инновационное сознание: мотивационная готовность к инновационному поведению, готовность к изменениям, жизнестойкость, толерантность к неопределенностям, эмоционально-волевой потенциал, развитие интересов, инновационных потребностей

когнитивный инновационное мышление: восприимчивость к новшествам, позитивное отношение к новшествам, инновационная восприимчивость (сенсорная и когнитивная инновационность), поисковая активность, познавательный потенциал, интеллектуальный потенциал

деятельностный инновационное поведение: инновационная активность личности: самореализация, креативность, риск ради успеха, выход за пределы поведенческих стереотипов, инициативность, компетентность, социальная креативность, коммуникативность

регулятивно-аксиологический инновационная направленность: морально-нравственный потенциал, экзистенциального выбор в пользу ценности инновационного преобразования действительности, осуществление «инновационной миссии»

Проблема выбора методических инструментов диагностики сформированное™ готовности к инновационной деятельности актуальна. Рассмотрим рациональность применения отдельных диагностических методик на примере анализа сформированности отдельного признака мотивационного компонента, такого как жизнестойкость, и признаков деятельностного компонента - креативности, риска ради успеха, ориентации на будущее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения сформированности данных показателей были выбраны следующие методики:

1) «Шкала самооценки инновативных качеств личности» Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко [13]. Данная диагностика делает акцент на следующих параметрах: креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее, что, по нашему мнению, характеризует деятельностный компонент в структуре готовности к инновационной деятельности. Мы полагаем, что готовность идти на риск - основа инновационного процесса, креативность - основа преобразования, ориентация на будущее - видение перспектив;

2) «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина [14]. Данная диагностика апеллирует к вовлеченности личности в процесс, в нашем случае -учебный, как особому вниманию, принятию риска как к восприятию препятствий, влияющих на личностный рост и этим самым характеризуя высокую социальную ориентированность, а также контроль, подразумевающий личные усилия и их возможности влиять на обстоятельства.

Выбор методик аргументируется положительной оценкой применения и их валидностью по отзывам и аналитическим данным отечественных и зарубежных

исследователей; простой доступностью для исследуемых фокус-групп, возможностью применения данных методик для групповых исследований; математической обработки результатов.

Задачей диагностики является определить уровень жизнестойкости и степень выраженности качеств инновативности в ходе завершения формирующего этапа эксперимента (2019-2022 гг.) у студентов бакалавриата 3-го года обучения Института общественных наук (РАНХиГС, г. Москва) по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент (Образовательная программа «Стратегическое управление») и 41.03.06 Публичная политика и социальные науки после внедрения в учебный процесс спроектированной программы по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности, сравнить полученные данные диагностики с результатами диагностического этапа эксперимента.

Отметим, что целью формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в учебный процесс был внедрен специализированный курс «Иностранный язык для специальных целей» с альтернативным инновационным содержанием в зависимости от индивидуальных интересов студентов в группе и их образовательных возможностей, предусматривающий большую долю работы с инновационным контентом социальных медиа (YouTube, Telegram, RuTube).

Необходимо заметить, что социальные медиа относятся к инновационным средствам учебного процесса, их обучающий потенциал чрезвычайно высок. Кроме того, очевидно, что планомерное формирование инновационных способов деятельности у студентов бакалавриата подразумевает использование инновационных педагогических средств для этой цели, что, в свою очередь, является частью инновационной среды вуза, которая способна влиять на формирование всех элементов инновативности личности - инновационное сознание, инновационное мышление, инновационное поведение, инновационная направленность. Подробнее об обучающем потенциале социальных медиа автор говорит в одной из работ [15].

Программа по формированию инновационного потенциала студентов бакалавриата также включала в себя дифференцированный кейс-трек, отличающийся разными методическими заданиями по разбору учебных ситуаций -образцов инновационного поведения (кейс-иллюстрация, кейс-ситуация, кейс-упражнение) в зависимостиотзаранее выявленногоинновационного типа личности (по А.Л. Журавлеву - активные реформаторы, пассивные реформаторы, пассивно-положительно относящиеся к нововведениям). Программа также включала в себя "Курс по междисциплинарной проектной деятельности на иностранном языке», предусматривающий процесс подготовки и защиты проекта по одной из инновационных тем с целью развития инновационных навыков и инновативности.

Целью диагностики было подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что определенные условия способствуют формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности средствами социальных медиа.

В эксперименте приняли участие 250 человек, включая педагогов, работодателей, тьюторов, аналитиков службы студенческого мониторинга, административный персонал, на констатирующем и контрольно-оценочном этапах. В стратификационную выборку контрольной и экспериментальной групп вошли студенты 3-го курса бакалавриата РАНХиГС, ИОН (г. Москва) перечисленных направлений подготовки, отвечали 150 студентов (74 студентов и 76 студента соответственно).

1. Методикой для проведения исследования послужила «Шкала самооценки инновативных качеств личности» (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко). Фундаментальная идея данной методики заключается в измерении установок личности к инновациям через самооценку инновативных качеств. Авторы изначально обозначили спектр характеристик, которые способствуют благоприятному отношению личности к инновациям и активному включению в инновационный процесс. На основе этих свойств личности был составлен тест, в котором каждому респонденту надлежало определить, насколько он похож на такого человека, и предоставить ответ по каждому из 12 суждений, используя 5-балльную шкалу -от 1 (совсем не похож) до 5 (очень похож). Выделенные суждения были сгруппированы по трем основным блокам, имеющим такие концепты, как креативность, риск ради успеха, ориентация на будущее. Надежность данной методики дополнительно подтверждается тем, что для оценки пригодности факторной структуры авторами методики использовался тест сферичности Бартлета и критерий КМО (Кайзера-Мейеера-Олькина). Далее вопросы, входящие в эти факторы, авторами

Таблица 3

Факторы инновативности Констатирующий этап (начало формирующего этапа эксперимента) Контрольный этап (завершение формирующего этапа эксперимента) Динамика

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Деятельностный компонент в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности

Креативность 2,5 2,6 4,8 3,0 +2,3 +0,4

Риск ради успеха 1,9 2,1 4,2 2,4 +2,3 +0,3

Ориентация на будущее 2,4 2,4 3,8 3,1 + 1,4 +0,7

Сравнительные данные факторов инновативности студентов бакалавриата ЭГ и КГ в процессе формирующего эксперимента по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности средствами социальных медиа

Таблица 4

Сравнительные данные показателей жизнестойкости студентов бакалавриата ЭГ и КГ в процессе формирующего эксперимента по формированию готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности средствами социальных медиа

Индикативный показатель Констатирующий этап (начало формирующего этапа эксперимента) Контрольный этап (завершение формирующего этапа эксперимента) Динамика

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Мотивационный компонент в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности

Жизнестойкость (среднеарифметические значения) 15,6 14,2 20,4 16,3 +4,8 +2,1

методики были объединены в шкалы, для которых подсчитывался коэффициент надежности-согласованности а-Кронбаха. С помощью данной методики Н.М Лебедевой и А.Н. Татарко были опрошены 150 студентов в начале формирующего эксперимента и по окончании формирующего эксперимента. На следующем этапе исследования был осуществлен подсчет, проведена интерпретация полученных результатов. Данные представлены в табл. 3.

Общий показатель инновативности (как и показатели по выделенным факторам - креативность; риск ради успеха; ориентация на будущее) теоретически может варьироваться в пределах шкалы от 1,00 до 5,00, следовательно, можно разграничить всю шкалу возможных вариантов на три равные части: низкий уровень, средний и высокий:

Если (5,00-1,00):3=1,3(3), то шкалы уровней будут следующими:

• Низкий уровень: 1,00-2,33 (1,00 + 1,33 = 2,33).

• Средний уровень: 2,34-3,67 (2,34 + 1,33 = 3,67).

• Высокий уровень: 3,68-5,00.

Используя данное шкалирование для интерпретации результатов, представленных в таблице № 3, можно отметить, что практически все средние арифметические показатели по каждой из двух групп респондентов - контрольной и экспериментальной - на начальном этапе формирующего эксперимента находились в основном в зоне низких значений среднего уровня. На контрольном этапе эксперимента все показатели в экспериментальной группе преодолели границы среднего уровня. Самую выразительную динамику продемонстрировал показатель фактора "риск ради успеха". Мы полагаем, это связано с осознанием студентами ценности достижений, связанных с инновациями, продемонстрированными в ходе представления примеров успешного инновационного поведения благодаря контенту социальных медиа. Мы можем констатировать, что важность положительного результата оказывается более значимым аспектом для студентов, чем страх перед неизведанным. Решение кейс-ситуаций, беседы с экспертами в сфере инноваций способствовали укреплению комфортного баланса ощущений себя в нестабильной среде и обозначили мотивационно-смысловую позицию студентов в деятельности.

Не менее выразительной динамикой обладает значение «креативность» (+2,3) в экспериментальной группе. Навыки творчества и креативности - основной показатель инновативности личности (в нашем случае). Междисциплинарная проектная деятельность позволила усовершенствовать творческую активность студентов бакалавриата, способствовала снижению доли шаблонного мышления и замене его творческим мышлением через опыт инновационной деятельности в рамках инновационных тем проектов.

Наиболее низкой динамикой из всех показателей обладает «ориентация на будущее». Мы полагаем, что такие данные связаны с общим ощущением будущего как изменчивого и неустойчивого в сложных социально-экономических условиях последнего времени. Существует страх ошибок и боязнь непризнательности успехов, связанных с нестабильностью социально-экономической формации.

2. Для количественной оценки жизнестойкости части мотивационного компонента в структуре готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности был выбран тест жизнестойкости скрининговой версии С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина. Методика представляет собой опросник и включает описания 12 ситуаций-утверждений с четырьмя возможными реакциями на каждую из них. Ни одна из четырех реакций не выглядит как имеющая преимущество перед другими с этических и прагматических позиций. Испытуемый должен выбрать одну реакцию на каждую ситуацию - наиболее приемлемую. На основе выборов испытуемого делается вывод о предпочитаемых им формах поведения. Согласно методике, жизнестойкость проявляется в трех концептах - вовлеченности, контроле и принятию риска.

Общий показатель жизнестойкости теоретически может варьироваться в пределах от 10 и ниже, до 17 и выше, следовательно, можно разграничить всю шкалу возможных вариантов на три равные части: низкие значения, средние и высокие:

• Низкие значения: 10 и ниже.

• Средние значения: 11-16.

• Высокие значения: 17 и выше.

С помощью данной методики С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина были опрошены также 150 студентов (контрольной n = 74, экспериментальной n = 76) в начале формирующего эксперимента и по окончании формирующего эксперимента. На следующем этапе исследования был осуществлен подсчет, проведена

интерпретация полученных результатов. Данные по общему показателю жизнестойкости представлены в табл. 4.

Используя шкалирование, представленное выше, для интерпретации результатов, отраженных в табл. №4, можно отметить, что средние арифметические показатели по каждой из двух групп респондентов - контрольной и экспериментальной - на начальном этапе формирующего эксперимента находились в основном в зоне средних значений. В процессе эксперимента данные в экспериментальной группе существенно преодолели границу средних значений. Мы полагаем, что пройденная программа, нацеленная на развитие инновационных навыков, помогла снизить стрессогенные эффекты, связанные со страхом преодоления препятствий, что является блокатором личностного роста и развития. Решения кейс-ситуаций способствовали вовлеченности, а значит, поиску полезного и ценного для себя, извлечению опыта инновационной деятельности, навыки междисциплинарной проектной деятельности содействовали развитию контроля над собственным проектом за счет ответственности, которую обучающийся берет на себя. В целом данные позволяют сделать вывод о более позитивном мироощущении, которое должно предшествовать установке активно действовать, находить мотивацию в уверенности и возможности влиять на ситуацию.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Согласно большинству правительственных инициатив, в России в данный момент осуществляется переход от традиционной научно-технической политики к инновационной. В исследовании раскрыта актуальность того, что высшая школа должна отвечать повышенным требованиям в плане применения соответствующих педагогических технологий и средств обучения, которые также должны отличаться инновационностью, способствуя формированию активности не приспособительной, а преобразующей - инновационной.

2. Исследование, раскрывая сущность интерпретации полученных результатов, подчеркивает рациональность применения указанных диагностических методик, в соответствии с которыми будет определяться уровень инновативно-сти как необходимой составляющей инновационной компетентности. Мы можем констатировать, что цель исследования достигнута, условия и частичная оценка сформированности компонентов структуры инновационной деятельности продемонстрированы. Представленное исследование имеет высокую практическую значимость. Данные диагностические методики обладают индикативными показателями, что позволяет сделать выводы об эффективности внедренных программ.

3. Выводы, сделанные в ходе исследования, позволяют говорить о том, что не существует универсальных понятий касательно инновационной деятельности, которая многообразна и многокомпонентная, как не существует и единого понимания способов формирования навыков инновационной деятельности. Поэтому педагогу важно не бояться применять свои инновационные методики для формирования инновационного сознания, инновационного мышления, инновационного поведения и инновационной направленности и выделять в них такие методические приемы, которые могут быть эффективно применены на практике.

4. Исследование имеет существенную теоретическую новизну, поскольку такие обозначенные в работе концепты формирования готовности к инновационной деятельности, как инновационное сознание, инновационное мышление, поведение и направленность, дают возможность глубже понять структуру готовности к инновационной деятельности, способствуя более успешному выбору педагогических средств для формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

5. Теоретическая новизна исследования заключается также и в том, что в современных условиях формирование готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности должно рассматриваться с позиции междисциплинарного подхода, с учетом тенденций экзистенциального подхода и современных экономических реалий.

6. Степень достижения цели из задач исследования позволяет констатировать, что самыми инновационными способами формирования инновационной активности студентов бакалавриата являются особые условия, внедрение которых обеспечивает сформированность компонентов структуры готовности к инновационной деятельности - внедрение профессионального курса с включенным контентом социальных медиа, демонстрирующим суть инновационного поведения; использование методики дифференцированных кейсов, апеллирующих к индивидуальным потребностям и интересам студентов бакалавриата и иного инновационного методического материала. Изучению эффективности данных условий будут посвящены последующие работы.

Библиографический список

1. Полный текст обращения В.В. Путина на Валдае 27 октября 2022 г Комсомольская правда. Официальный сайт. Available at: https://www.kp.ru/daily/27463/4668903/

2. Информационное агентство ТАСС. Официальный сайт. Available at: https://tass.ru/ekonomika/13294307

3. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. Инновации. 2005; № 4 (81): 6-22.

4. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учебное пособие для вузов. Москва: Логос, 2010.

5. Абдрахманова Т.М. Технический вуз: профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015: 245-247.

6. Пьянкова Н.Г. К вопросу о мотивации инновационной деятельности. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2005; № 2: 135-138.

7. Шестакова Л.А. Теоретическое основание междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. 2013; № 1 (2): 268-271.

8. Дмитриева Н.К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019; № 2: 168-172.

9. Быкова Е. А. Формирование мотивации к инновационной деятельности у студентов - будущих педагогов. Перспективы науки и образования. 2019; № 4 (40): 102-115.

10. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления. Педагогическое образование в России. 2014; № 1: 94-98.

11. Ахметжанова Г, Емельянова Т. Транскультурный компонент инновационного мышления будущих педагогов: к определению дефиниции. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020; № 42: 32-35.

12. Зиборова Ю.В. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов - будущих психологов образования. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Курск, 2012.

13. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям. Альманах современной науки и образования. 2009; № 4 (23): 89-96.

14. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений. Психологический журнал. 2005; Т. 26: № 6.

15. Рупасова Я.Е. Критерии отбора интернет-контента при обучении языку в неязыковом вузе. Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: сборник статей. Москва: РАНХиГС, Канцлер, 2019: 177-182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

References

1. Polnyj tekst obrascheniya V.V. Putina na Valdae 27 oktyabrya 2022 g. Komsomol'skaya pravda. Oficial'nyj sajt. Available at: https://www.kp.ru/daily/27463/4668903/

2. Informacionnoe agentstvo TASS. Oficial'nyj sajt. Available at: https://tass.ru/ekonomika/13294307

3. Vinokurov V.I. Osnovnye terminy i opredeleniya v sfere innovacij. Innovacii. 2005; № 4 (81): 6-22.

4. Lapin N.I. Teoriya ipraktika innovatiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Logos, 2010.

5. Abdrahmanova T.M. Tehnicheskij vuz: professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015: 245-247.

6. P'yankova N.G. K voprosu o motivacii innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2005; № 2: 135-138.

7. Shestakova L.A. Teoreticheskoe osnovanie mezhdisciplinarnoj integracii v obrazovatel'nom processe vuzov. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. 2013; № 1 (2): 268-271.

8. Dmitrieva N.K. Realizaciya principov mezhdisciplinarnogo podhoda v processe obucheniya professional'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku. Vestnik KGU. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2019; № 2: 168-172.

9. Bykova E. A. Formirovanie motivacii k innovacionnoj deyatel'nosti u studentov - buduschih pedagogov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2019; № 4 (40): 102-115.

10. Usol'cev A.P., Shamalo T.N. Ponyatie innovacionnogo myshleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 1: 94-98.

11. Ahmetzhanova G., Emel'yanova T. Transkul'turnyj komponent innovacionnogo myshleniya buduschih pedagogov: k opredeleniyu definicii. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020; № 42: 32-35.

12. Ziborova Yu.V. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya innovacionnoj pozicii studentov - buduschih psihologov obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2012.

13. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Metodika issledovaniya otnosheniya lichnosti k innovaciyam. Al'manah sovremennoj nauki iobrazovaniya. 2009; № 4 (23): 89-96.

14. Maddi S. Smysloobrazovanie v processe prinyatiya reshenij. Psihologicheskij zhurnal. 2005; T. 26: № 6.

15. Rupasova Ya.E. Kriterii otbora internet-kontenta pri obuchenii yazyku v neyazykovom vuze. Lingvodidakticheskie osobennosti obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: sbornik statej. Moskva: RANHiGS, Kancler, 2019: 177-182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

Статья поступила в редакцию 26.11.22

УДК 378.1

Rybalchenko Yu.S., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: vus_83@mail.ru

MENTORING AS A TOOL FOR MANAGING THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EXTRACURRICULAR ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The paper examines an issue of students' personal development through the extracurricular environment of a university through the mentoring system. The sociological analysis of the study on the impact of mentoring on the personal development of students through extracurricular environment of the university on the example of a particular institution was carried out. The organizational and pedagogical conditions contributing to the results of joint activities of mentor and mentees, aimed at solving the problem of low motivation of students to participate in extracurricular activities and achieving the goal of formation of personal qualities of students, are determined. Based on the data obtained, the conclusion is made that a significant proportion of students who have engaged mentoring in extracurricular activities revealed advantages in professional development, personal growth, and social adaptation. The results of the study can be applied to implement special activities using mentoring model, the characteristics of which will meet the specific needs of the modern student.

Key words: mentoring, mentor, professional development, extracurricular environment, university.

Ю.С. Рыбальченко, аспирант, БУВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут, E-mail: vus_83@mail.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье рассматривается вопрос личностного развития студентов через внеучебную среду вуза посредством системы наставничества. Проведен социологический анализ исследования на предмет влияния наставничества на личностное становление студентов посредством внеучебной среды университета на примере конкретного учебного заведения. Определены организационно-педагогические условия, способствующие результатам совместной деятельности наставника и подопечных, направленной на решение проблемы низкой мотивации студентов к участию во внеучебных мероприятиях и достижение цели формирования личностных качеств обучающихся. На основании полученных данных сделан вывод, что у значительной части студентов, задействовавших наставничество во внеучебной деятельности, выявляются преимущества в профессиональном развитии, личностном росте, социальной адаптации. Результаты данного исследования могут быть применены для осуществления специальных мероприятий с использованием модели наставничества, характеристики которых будут удовлетворять конкретным запросам современного студента.

Ключевые слова: наставничество, наставник, профессиональное развитие, внеучебная деятельность, университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.