Научная статья на тему 'Развитие инновационного потенциала профессионала в курсе иностранного языка в неязыковом вузе'

Развитие инновационного потенциала профессионала в курсе иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неязыковой вуз / подготовка специалистов технического профиля по иностранному языку / инновационный потенциал профессионала / инновационный потенциал личности / приемы формирования и развития личности обучающегося. / non-linguistics universities / foreign language education (FLE) system in training students majoring in technology / innovative capacity of a professional / personal innovative capacity / student’s personality growth and development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Г. Евдокимова, М А. Красильщикова

В статье рассматривается одна из проблем совершенствования системы обучения иностранным языкам в контексте подготовки инновационных кадров. В связи с этим определяются понятия «инновация», «инновационная личность», «инновационный потенциал профессионала»; формулируются требования к личности профессионала, способного осуществлять инновационную деятельность; выявляется сущность и структура инновационного потенциала профессионала как части инновационного потенциала личности; анализируются критерии инновации; акцентируется один из критериев инновации – наличие обладающего новизной интеллектуального решения. В статье указывается на то, что профессионально ориентированное преподавание иностранного языка в высшей школе способно: быть действенным инструментом развития инновационного потенциала профессионала; моделировать предметные и социальные контексты ситуаций профессионального общения, стимулирующие инновационную деятельность студентов; выступать фактором организации антропотехнической среды, способствующей образованию нового человеческого ресурса. Предлагаются способы и виды учебных заданий с целью развития отдельных компонентов инновационного потенциала профессионала в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов в области техники и технологий. Данные учебные задания были апробированы и сегодня введены в практику преподавания английского языка в Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» студентам I и II курсов бакалавриата таких направлений подготовки, как «информационные системы и технологии», «программная инженерия», «информационная безопасность», «электроника и наноэлектроника», «биотехнологические системы и техносферная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Г. Евдокимова, М А. Красильщикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANDING THE INNOVATIVE CAPACITY OF A PROFESSIONAL THROUGH TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT NON-LINGUISTICS UNIVERSITIES

The paper focuses on one of the problems relating to updating the system of teaching foreign languages in the context of training professionals capable of innovation. With that end in view, the authors give definitions of “innovation”, “innovative personality” and “innovative capacity of a professional”, and lay out requirements an innovative person has to be up to in order to successfully engage in innovative activity. They further proceed to analyze the concept and structure of the innovative capacity of a professional as part of a person’s ability for professional growth and fulfillment. They also provide an overview of innovation prerequisites and place an emphasis on the criterion which implies the novelty of intellectual solution. The paper proves that profession-oriented teaching of foreign languages at higher school can be an effective tool for expanding the innovative capacity of a professional, making it possible to simulate various contexts of professional communication in order to encourage innovative activity of students and organize anthropological and technical environment where a new human resource will be created. The authors outline techniques for creating educational activities centered round specific components of the innovative capacity of a professional in the process of teaching foreign languages to technical specialists. The proposed educational activities and techniques were tested and put into practice in teaching English to first and second year undergraduate students under such programs as “information systems and technologies,” “software engineering,” “information security,”“electronic and nanoelectronic systems” at the National Research University Moscow Institute of Electronic Technology.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного потенциала профессионала в курсе иностранного языка в неязыковом вузе»

УДК 372.881.1

М. Г. Евдокимова, М. А. Красильщикова

Евдокимова М. Г., доктор педагогических наук, доцент; директор Института лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»; е-таЛ: [email protected]

Красильщикова М.А., старший преподаватель Института лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»; е-та^ [email protected]

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛА В КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается одна из проблем совершенствования системы обучения иностранным языкам в контексте подготовки инновационных кадров. В связи с этим определяются понятия «инновация», «инновационная личность», «инновационный потенциал профессионала»; формулируются требования к личности профессионала, способного осуществлять инновационную деятельность; выявляется сущность и структура инновационного потенциала профессионала как части инновационного потенциала личности; анализируются критерии инновации; акцентируется один из критериев инновации - наличие обладающего новизной интеллектуального решения.

В статье указывается на то, что профессионально ориентированное преподавание иностранного языка в высшей школе способно: быть действенным инструментом развития инновационного потенциала профессионала; моделировать предметные и социальные контексты ситуаций профессионального общения, стимулирующие инновационную деятельность студентов; выступать фактором организации антропотехнической среды, способствующей образованию нового человеческого ресурса. Предлагаются способы и виды учебных заданий с целью развития отдельных компонентов инновационного потенциала профессионала в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов в области техники и технологий.

Данные учебные задания были апробированы и сегодня введены в практику преподавания английского языка в Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» студентам I и II курсов бакалавриата таких направлений подготовки, как «информационные системы и технологии», «программная инженерия», «информационная безопасность», «электроника и наноэлектроника», «биотехнологические системы и техносферная безопасность».

Ключевые слова: неязыковой вуз; подготовка специалистов технического профиля по иностранному языку; инновационный потенциал профессионала; инновационный потенциал личности; приемы формирования и развития личности обучающегося.

M. G. Evdokimova, M. A. Krasilshchikova

Evdokimova M. G., Doctor of Pedagogy (Dr. habiL), Associate Professor;

Director of the Institute of Linguistic and PedagogicaL Education;

NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy; e-maiL: [email protected]

Krasilshchikova M.A,Assistant Professor of the Institute of Linguistic

and PedagogicaL Education; NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy;

e-maiL: [email protected]

EXPANDING THE INNOVATIVE CAPACITY OF A PROFESSIONAL THROUGH TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT NON-LINGUISTICS UNIVERSITIES

The paper focuses on one of the probLems reLating to updating the system of teaching foreign Languages in the context of training professionaLs capabLe of innovation. With that end in view, the authors give definitions of "innovation", "innovative personaLity" and "innovative capacity of a professionaL", and Lay out requirements an innovative person has to be up to in order to successfuLLy engage in innovative activity. They further proceed to anaLyze the concept and structure of the innovative capacity of a professionaL as part of a person's abiLity for professionaL growth and fuLfiLLment. They aLso provide an overview of innovation prerequisites and pLace an emphasis on the criterion which impLies the noveLty of inteLLectuaL soLution.

The paper proves that profession-oriented teaching of foreign Languages at higher schooL can be an effective tooL for expanding the innovative capacity of a professionaL, making it possibLe to simuLate various contexts of professionaL communication in order to encourage innovative activity of students and organize anthropoLogicaL and technicaL environment where a new human resource wiLL be created. The authors outLine techniques for creating educationaL activities centered round specific components of the innovative capacity of a professionaL in the process of teaching foreign Languages to technicaL speciaLists.

The proposed educationaL activities and techniques were tested and put into practice in teaching EngLish to first and second year undergraduate students under such programs as "information systems and technoLogies," "software engineering," "information security," "eLectronic and nanoeLectronic systems" at the NationaL Research University Moscow Institute of ELectronic TechnoLogy.

Key words: non-Linguistics universities; foreign Language education (FLE) system in training students majoring in technoLogy; innovative capacity of a professionaL; personaL innovative capacity; student's personaLity growth and deveLopment.

Введение

Возникшая недавно инноватика - раздел науки о сущности и организации инновационной деятельности, а также об управлении инновационными процессами - представляет собой недостаточно освоенную

область исследований. Востребованность инновационных кадров в современной российской экономике делает особенно актуальными такие проблемы инноватики, как модернизация образовательной среды и разработка подходов к развитию инновационного потенциала профессионала (ИПП) при обучении студентов технических специальностей как будущего ресурса высокотехнологичных отраслей производства и науки.

Под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [Агарков, Кузнецова, Грязнова 2011].

Необходимыми критериями инновации являются следующие: наличие обладающего новизной интеллектуального решения, которое инвестируется в разработку; последующее внедрение этого решения; получение качественного улучшения или положительного социально-экономического эффекта в результате внедрения.

Согласно современным исследованиям, антропоцентрическая организация труда, характерная для инновационного общества, вносит изменения в профессиональную деятельность и предъявляет особые требования к личности человека, выполняющего эту деятельность. Личность, обладающая качествами, которые обеспечивают соответствие этим требованиям, может считаться инновационной.

Добавляя к ставшей традиционной триаде ЗУН (знания, умения, навыки) способность личности к творчеству и саморазвитию, В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский определяют инновационную личность как ту, которая использует эрудицию, профессионализм и сформированный творческий потенциал для преобразования возможностей в действительность в процессе саморазвития [Клочко, Галажинский 2009]. Инновационная личность ощущает внутреннюю потребность в расширении границ осознания своих возможностей и осуществляет самостоятельный поиск новых путей самореализации. Именно поэтому такой специалист будет способен к инновационной деятельности, которая понимается как «комплексный процесс превращения знаний и интеллектуальных продуктов в инновации во всех сферах жизнедеятельности общества» [Михайлова 2012, с. 29].

Успех реализации инновации зависит от поведения профессионала-субъекта инновации, которое определяется его личностным отношением к данному изменению, а также от наличия у него дея-тельностного самосознания. О. Б. Михайлова, ссылаясь на А. И. При-гожина1, считает эту характеристику главной чертой инновационной личности и дает ей следующее определение: «понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования» [прив. по: Михайлова 2012, с. 29].

Инновационная личность и инновационный потенциал профессионала

Понятие инновационной личности (ИЛ), предложенное Эверет-том Хагеном еще в 1963 году, предполагает, что мотивационные процессы, которые обеспечивают включение человека в инновационную деятельность, обусловлены свойствами его личности [Клочко, Гала-жинский 2009] и его инновативностью, т. е. наличием личностного ресурса, актуализирующегося в ходе инновационной деятельности.

Согласно обобщенным данным эмпирических описаний, которые приводят Г. И. Герасимов и Л. В. Илюхина, комплекс черт, составляющих данный ресурс и характеризующих инновационную личность, включает, во-первых, потребность в переменах и стремление к новизне [Герасимов, Илюхина 1999]. В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский отмечают, что при инновационном поведении система стремится скорее к «устойчивости потока», а не состояния, что обеспечивается именно появлением нового в процессе ее саморазвития [Клочко, Галажинский 2009].

Другие рассматривают понятие «инновативность» как надличностную черту, определяющую отношение личности к новому и неизвестному. Они предлагают пятифакторную модель личности, в составе которой мы находим открытость опыту и готовность действовать в новых условиях [Батурин, Ким, Науменко 2010].

Во-вторых, важнейшей чертой инновационной личности является свобода от традиции, способность выйти за пределы принятой нормы

1 Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М. : Издательство политической литературы, 1989. 272 с.

или стереотипа. Это влечет за собой независимость суждений, развитие мышления и креативности личности.

В сопряжении с информационным потоком инновативность проявляется в готовности личности к поиску информации и идей, а также в системно-прогностическом подходе к их отбору и организации.

Одним из важных критериев инновации, как уже было указано выше, считается ее внедрение. Согласно В. Д. Цветковой, «инновация - это новация, которая достигает некоторого уровня принятия, распространения и использования социумом, создающая предпосылки для социокультурных изменений на индивидуальном и надындивидуальном уровнях» [Цветкова 2008, с. 105]. Исследователи называют еще две другие важные черты инновационной личности: чувствительность к противоречиям и способность определять допустимую степень риска [там же]. Первая черта существенна для поиска невыяв-ленных связей и продуцирования оригинальных комбинаций, за счет чего обнаруживаются потенциальные инновационные возможности. Вторая черта позволяет учесть требования и границы новых условий и оценить степень реализуемости идеи.

И, наконец, необходимой составляющей инновативности является осознанность, способность к рефлексии и самоанализу, которые лежат в основе самоидентификации личности, субъективного анализа внешней ситуации и объективной оценки своих возможностей применительно к ней. Кроме того, в результате рефлексии человек оценивает право на отклонение от установленной нормы или традиции.

Еще А. Маслоу утверждал, что именно через рефлексию своей деятельности творческая личность совершенствует механизмы саморегуляции и самоконтроля, овладевая своей психической деятельностью и таким образом реализует себя через реализацию своей значимости [Маслоу 2017].

В конкретной проблемной ситуации, требующей инновационного решения, личность, которой присущи вышеперечисленные черты, реализует «базальное основание для инициации инновационного поведения» - свой инновационный потенциал, который, по выражению Д. И. Кокурина, стал «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности» [Кокурин 2001, с. 108].

Сущность и структура понятия «инновационный потенциал личности» (ИПЛ) недостаточно разработаны. С антропологической точки

зрения под инновационным потенциалом личности понимают совокупность социально-антропологических ресурсов или качеств, которые позволяют личности сформировать сверхадаптивные механизмы и максимально реализовать себя, будучи включенным в инновационную деятельность.

Некоторые современные исследователи определяют инновационный потенциал личности как системное психологическое образование, которое, с одной стороны, формируется в течение жизни человека и является результатом его развития, с другой стороны, заключает в себе мотивацию и ресурс для дальнейшего развития [Батурин, Ким, Науменко 2010].

Следовательно, инновационный потенциал личности это системная, интегральная характеристика способности человека к собственному развитию, «самоосуществлению», проявляющаяся через способность выявлять во внешней среде и использовать потенциальные возможности для преобразований и новых форм деятельности [Клоч-ко, Краснорядцева 2010]. В этом случае его ценностно-смысловые ориентиры перестают быть константой и подвергаются естественной трансформации и переосмыслению.

В более узком прагматическом смысле инновационный потенциал личности можно рассматривать через деятельность как оптимальное сочетание личностных форм активности, необходимых для практической реализации инновационной деятельности [Михайлова 2012].

Структура инновационного потенциала профессионала

Поскольку в данной статье нас интересует прикладной аспект, а именно возможность создания условий для формирования и развития инновационного потенциала личности в приложении к профессиональной деятельности и в контексте преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, мы, вслед за Н. Л. Батуриным, Т. Д. Ким, и А. С. Науменко, будем пользоваться термином «инновационный потенциал профессионала» (ИПП), который, с их точки зрения, входит в понятие инновационного потенциала личности как более общего и универсального конструкта [Батурин, Ким, Науменко 2010].

Для практического решения задач, стоящих перед системой образования, и тем более отдельной дисциплины, следует не только определить сущность данного понятия, но и структурировать его,

вычленив компоненты, которые отдельно или в варьирующихся совокупностях могут стать объектом образовательной технологии.

Некоторые исследователи предлагают выделить следующие компоненты инновационного потенциала личности [Батурин, Ким, Нау-менко 2010]:

- когнитивный (гносеологический), который соотносится с креативностью и интеллектуальной активностью;

- поведенческий (праксеологический), который соотносится с инновационностью и деятельностной активностью;

- эмоциональный (аксеологический), который соотносится с со-зидательностью и ценностно-мотивационной активностью.

В каждой конкретной проблемной ситуации, требующей инновационного решения, перечисленные компоненты ИПЛ проявляются в разной степени. От их сочетания, а также от инновативного когнитивного стиля, т. е. преобладания у конкретного человека склонности к генерированию идеи, концептуализации, оптимизации или внедрению, зависит выбор и результативность инновационных действий.

Эти компоненты включают в себя как личностные качества, вырабатываемые в процессе развития и социализации (к ним можно отнести, в частности, уже упоминавшиеся толерантность к неопределенности, интеллектуальную инициативу, рефлексивность), так и компетенции (например, проектная, коммуникативная, информационная), формируемые в результате участия в профессиональной деятельности [Батурин, Ким, Науменко 2010]. А значит, моделируя соответствующие ситуации и создавая у обучающихся определенный опыт, мы можем способствовать формированию необходимых элементов инновационного потенциала профессионала.

На современном этапе человеческая деятельность всё больше носит проектно-программный и практико-ориентированный характер, что сближает бизнес, науку и образование внутри инновационных процессов. В ответ на изменение социального запроса в образовательной среде также наблюдаются естественные процессы интеграции дисциплин. Это приводит не только к тому, что утрачивает актуальность дисбаланс весовых значений отдельных дисциплин в общей образовательной программе, но и к качественному преобразованию целей, задач, содержания, форм, методов и средств обучения, а также роли преподавателя и обучающихся.

Способы формирования и развития инновационного потенциала профессионала в контексте обучения иностранному языку

Профессионально ориентированное преподавание иностранного языка в высшей школе способно быть действенным инструментом развития инновационного потенциала профессионала; моделировать предметные и социальные контексты ситуаций профессионального общения, потенцирующие инновационную деятельность студентов; выступать фактором организации антропотехнической среды, стимулирующей образование нового человеческого ресурса.

Репертуар возникающих в этой области образовательных технологий уже достаточно широк. Диалогические методы обучения, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, интеллект-карты, инструментально-логический тренинг адресуются когнитивному компоненту ИПП. Компетентностный подход, реализуемый при использовании проектов, инструкций и технологических карт, как известно, способствует развитию поведенческого (деятельностного) компонента ИПП. Ролевые и имитационные игры, тренинги развития позволяют работать с эмоциональным (аксеологическим) компонентом ИПП [Дворецкий, Муратова, Федоров 2009]. Системное применение и содержательное наполнение всех перечисленных приемов обучения пока еще недостаточно освоены.

В соответствии с приведенной выше структурой инновационных ресурсов личности наметим несколько возможных направлений разработки способов формирования и развития ИПП в контексте обучения иностранному языку будущих инженеров, специалистов в области программирования и информационных технологий.

Одним из качеств в структуре ИПП является умение применить известное решение определенного типа задач в новой возможной ситуации профессиональной деятельности. Если на этапе обучения мы задаем такую необходимость в виде исходного условия, мы тем самым открываем для обучающегося возможность творческого поиска парадоксального или нетипичного решения, побуждаем его к самостоятельному добыванию и усвоению знаний.

С этой точки зрения, весьма ресурсными представляются свойства языка как системы. С одной стороны, дескриптивная лингвистика,

или структурализм, давно описывают системы позиционного распределения языковых единиц разного уровня и оперируют такими понятиями, как комплементарная и контрастная дистрибуция, бинарные оппозиции, значимые лакуны и т. д. С другой стороны, математические системы, по существу, определены в той же логике терминов, например, в теории множеств или матрицах. Законы формальной логики положены в основу многих языков программирования (в частности, логических или низкоуровневых), которые изучают студенты соответствующих инженерных специальностей.

Такое сходство подходов к описанию систем языка и математических систем позволяет разрабатывать учебные задания, с помощью которых мы можем развивать у студента указанное выше умение. Содержательным наполнением подобных заданий могут служить темы, относящиеся к грамматическому строю языка или актуальному членению предложения. Их освоение существенно как для рецептивных, так и для продуктивных языковых актов. Объектом изучения может быть любое грамматическое явление, в котором имеется комплемен-тирующая или контрастирующая пара, например грамматическое время глагола: простое прошедшее - прошедшее продолженное (Past Simple - Past Continuous), настоящее совершенное - настоящее совершенное продолженное (Present Perfect - Present Perfect Continuous), будущее простое - конструкция для выражения планов и намерений «be going to-V» (Future Simple - be going to-V).

Чтобы проиллюстрировать данное положение, приведем задания, направленные на отработку навыка употребления времен - настоящее простое и настоящее продолженное (Present Simple vs Present Continuous) в английском языке, которые предлагаются студентам технических специальностей таких направлений подготовки, как информационные системы и технологии, программная инженерия, информационная безопасность, электроника и наноэлектроника, биотехнологические системы и техносферная безопасность. Эти задания содержат задачи открытого типа, т. е. они не предполагают однозначной трактовки исходных условий и хода их выполнения. Данные задания имеют неопределенное множество возможных решений, среди которых нет «единственно правильного». Они могут выполняться как индивидуально, так и в группах по 3-4 человек.

Планируется трехэтапное выполнение заданий.

Первый этап. Студент самостоятельно изучает несколько предложенных преподавателем источников теоретических сведений о грамматическом смысле и случаях употребления данной пары времен. Затем он дополняет эту информацию из самостоятельно найденных источников, в том числе находит и анализирует примеры употребления времен настоящее простое и настоящее продолженное (Present Simple и Present Continuous), используя исходные данные в качестве референсных для проверки достоверности и качества самостоятельно найденной информации.

Второй этап. На основании изученной информации, студент самостоятельно формулирует критерии и логические условия выбора настоящее простое / настоящее продолженное (Present Simple / Present Continuous) и составляет алгоритм выбора. Студентам, уже изучившим какой-либо язык программирования, можно предложить выразить разработанный ими алгоритм в семантике этого языка.

Третий этап. На практическом аудиторном занятии студенты представляют разработанный алгоритм / программу остальным членам группы, объясняя свой подход к его составлению, и проверяют его эффективность на тестовом материале, предложенном преподавателем.

Используя в процессе обучения английскому языку рассматриваемые задания, мы достигаем следующих результатов с точки зрения формирования и развития ИПП:

1) намеренная краткость исходной информации сталкивает студента с недостаточностью приобретенных им знаний и умений для выполнения задания и отсутствием готовых способов поведения. В данном случае преподаватель выступает на первом этапе лишь как «заказчик», «сопроектировщик», затем, на втором этапе, как фасили-татор и структурирующий фактор и в заключении, на практическом занятии во время представления и обсуждения результатов, - как источник обратной связи.

Таким образом, мы даем студенту возможность проявить интеллектуальную инициативу и реализовать ее в творческом действии, самостоятельно искать и присваивать новое знание. В ходе выполнения задания актуализируются все компоненты интеллектуальной инициативы: мотивационный, операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивный;

2) студент получает самостоятельно сформированное представление об изученном языковом явлении и опыт применения уже известной ему из курсов технических дисциплин логики составления алгоритмов в новой ситуации. Он видит наглядный пример взаимосвязанности дисциплин. Затем этот опыт может способствовать лучшему усвоению других языковых явлений, с одной стороны, и правил семантики и синтаксиса более сложных языков программирования - с другой;

3) групповое обсуждение и проверка эффективности разработанного при выполнении задания решения позволяет инициировать у студента рефлексию, оценку своих действий и их результата. Кроме того, это создает определенную среду, в которой разработанные решения конкурируют не столько по качеству исполнения в сравнении с заранее заданными критериями, сколько по эффективности и реализуемости выдвинутых идей. При этом количество возможных вариантов решения не ограничено;

4) наряду с развитием качеств студента, относящихся к когнитивному компоненту его ИПП, данное задание позволяет моделировать ситуации профессиональной деятельности, которые предполагают обмен идеями и их обсуждение на иностранном языке. В процессе взаимодействия с другими членами группы студент получает представление о множественности возможных идей, учится продвигать свою идею, представлять ее наилучшим образом и отказываться от нее, если идея оказывается менее подходящей, или приходить к компромиссному решению. Он может оценить эффективность собственных инновационных действий и свойственного ему когнитивного стиля и наблюдать инновационные действия других. Это способствует развитию качеств, относящихся к поведенческому компоненту ИПП.

Подобные задания можно рекомендовать и для усвоения и расширения лексического запаса, необходимого для общения на английском языке в рамках профессиональных тем конкретной специальности. В нашем случае предлагаются задания, направленные на тренировку употребления лексических единиц, в том числе терминов, связанных с программированием и информационными технологиями (например, со статистическим и семантическим анализом; с алгоритмами, определяющими работу таких программ автоматического машинного перевода как Яндекс (Yandex) или Гугл (Google); с системами поиска

и отбора материала для лексикографической обработки при составлении интернет-словарей.

Перейдем к праксеологическому компоненту ИПП, который реализуется через деятельно стную активность. Мы полагаем, что обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов располагает достаточным ресурсом и для его развития. В качестве примера предложим возможный тип заданий, отвечающих этой цели.

Для этого обратимся к проектному формату, введем элемент неопределенности и так сформулируем задание, чтобы для его выполнения студент должен был сначала самостоятельно определить саму задачу, требующую решения.

Приведем описание проектного задания «Капля в кубе», которое предлагается студентам технических направлений второго года обучения. Задание выполняется в мини-группах численностью 3-4 человека. Студенты работают самостоятельно и предъявляют разработанный ими проект устно на общем для нескольких мини-групп практическом занятии. Представляя свой проект, студенты могут использовать любые вспомогательные визуальные средства: презентацию, раздаточные материалы, аудио- и видеоматериалы, демонстрационные предметы.

Задание формулируется следующим образом: «В некоем специализированном англоязычном журнале была опубликована статья под названием, которое в переводе на русский звучит как «Капля в кубе». Разработайте и представьте на занятии проект на английском языке, демонстрирующий основную идею / проблему, изложенную в статье».

Требования к выполнению задания:

а) длительность выступления - 5-7 минут;

б) необходимо разработать глоссарий проекта (20-40 лексических единиц, в том числе термины, терминологические сочетания и общенаучные коллокации);

в) при представлении проекта допускается использование любых вспомогательных визуальных средств, в том числе презентаций, раздаточных материалов, аудио- и видеоматериалов, демонстрационных предметов;

г) обязательно следование нормам, соответствующим таким формам выражения мысли, как описание, повествование,

объяснение и рассуждение, и использование необходимых речевых средств логической связи и вводных конструкций.

При выполнении рассматриваемого задания студенты трижды сталкиваются с неопределенностью разного порядка и необходимостью самостоятельно определить задачу, которую будут решать.

Сначала студентам приходится интерпретировать название статьи, для которого мы специально подобрали многозначные слова, которые можно понимать как в их прямом, так и в переносном значении. Благодаря «парадоксальному» сочетанию слов в названии и его образной составляющей, оно может быть воспринято и как буквальная номинация, и как метафора, и как игра слов. Это создает условия для неограниченного количества возможных вариантов интерпретации названия и его перевода.

Затем студенты сталкиваются с неопределенностью в связи с выбором области знаний, в которой может лежать гипотетическая проблема или идея, изложенная в статье. Все вышеперечисленные характеристики названия позволяют ассоциативно отнести предположительную проблему статьи к совершенно разным наукам, отраслям или сферам общественной жизни. На этапе формулирования студентами самой проблемы / идеи, возможности для ее поиска не ограничены, так как она может представлять собой: научный закон, теорему или задачу, дизайнерское или конструкторское решение, экономическую или экологическую проблему или ситуацию, предмет искусства. Сформулированная студентом идея / проблема далее представляется на групповом занятии.

Таким образом, в процессе выполнения задания «Капля в кубе» не только происходит тренировка и закрепление речевых навыков, но и осуществляется постепенное развитие ИПП студентов за счет приобретения новых качеств (стремление к новому, открытость опыту, готовность выйти за пределы стереотипа, креативность мышления и др.). Развитие ИПП студента осуществляется прежде всего благодаря выполнению заданий, не содержащих полной информации о чем-либо, т. е. за счет искусственно созданной неопределенности. Недостаток информации студент сам или с другими студентами группы восполняет самостоятельно. Потребность в восполнении этого недостатка информации становится источником его творческой деятельности.

Опыт студента в преодолении неопределенности формирует у него позитивное отношение к ней, что является непременным условием

развития инновационного потенциала личности, воспринимающей неопределенность не как препятствие, а как ресурс для осуществления деятельности.

Заключение

Итак, в настоящей статье была рассмотрена актуальная проблема модернизации образовательной среды и разработки технологии с целью развития инновационного потенциала профессионала. В связи с этим было дано определение понятия «инновация» и были сформулированы требования к личности профессионала, способного осуществлять инновационную деятельность. Исходя из определения и характеристик инновационной личности, проанализированы сущность и структура инновационного потенциала профессионала как части инновационного потенциала личности.

Применение описанных в настоящей статье заданий, направленных на развитие отдельных компонентов инновационного потенциала профессионала в процессе обучения иностранному языку будущих специалистов в области техники и технологий, подтверждает, что дисциплина «Иностранный язык» может стать эффективным инструментом формирования инновационного потенциала профессионала и создания образовательной среды, стимулирующей проявление и закрепление инновационных личностных качеств у обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учеб. пособие. М. : Академия естествознания, 2011. 143 с. Батурин Н. Л., Ким Т. Д., Hayменко A. ^ Многоуровневая модель инновационного потенциала профессионала и подходы к ее операционализации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 4. С. 47-57. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д : Логос, 1999. 136 с. Дворецкий С. И., Муратова Е. И., Фёдоров И. В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров : монография. Тамбов : ТГТУ, 2009. 308 с. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник ТГУ. 2009. № 325. С. 146-151.

Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник ТГУ. 2010. № 339. С. 151-154.

Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М. : Экзамен, 2001. 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб. : Питер, 2017. 448 с.

Михайлова О. Б. Структура инновационного потенциала личности // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2012. Т. 6. Вып. 1. С. 26-31.

Цветкова В. Д. Новые возможности исследования новации и инновации в философии // Вестник ЧелГУ 2008. №14. С. 104-109.

REFERENCES

Agarkov S. A., Kuznecova E. S., Grjaznova M. O. Innovacionnyj menedzhment i gosudarstvennaja innovacionnaja politika : ucheb. posobie. M. : Akademija estestvoznanija, 2011. 143 s.

Baturin N. L., Km T. D., Haymenko A. C. Mnogourovnevaja model' innovacionnogo potenciala professionala i podhody k ee operacionalizacii // Vestnik JuUrGU. Serija: Psihologija. 2010. № 4. S. 47-57.

Gerasimov G. I., Iljuhina L. V. Innovacii v obrazovanii: sushhnost' i social'nye mehanizmy. Rostov n/D : Logos, 1999. 136 s.

Dvoreckij S. I., Muratova E. I., Fjodorov I. V. Innovacionno-orientirovannaja podgotovka inzhenernyh, nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov : monografija. Tambov : TGTU, 2009. 308 s.

Klochko V. E., Galazhinskij Je. V. Innovacionnyj potencial lichnosti: sistemno-antropologicheskij kontekst // Vestnik TGU. 2009. № 325. S. 146-151.

Klochko V. E., Krasnorjadceva O. M. Osobennosti operacionalizacii ponjatija «innovacionnyj potencial lichnosti» // Vestnik TGU. 2010. № 339. S. 151-154.

Kokurin D. I. Innovacionnaja dejatel'nost'. M. : Jekzamen, 2001. 576 s.

Maslou A. G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki. SPb. : Piter, 2017. 448 s.

Mihajlova O. B. Struktura innovacionnogo potenciala lichnosti // Vestnik NGU. Serija: Psihologija. 2012. T. 6. Vyp. 1. S. 26-31.

Prigozhin A. I. Novovvedenija: stimuly i prepjatstvija. M. : Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1989. 272 s.

Cvetkova V. D. Novye vozmozhnosti issledovanija novacii i innovacii v filosofii // Vestnik ChelGU. 2008. №14. S. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.