Научная статья на тему 'Инновационный подход к организации иноязычной подготовки будущего профессионала в университете'

Инновационный подход к организации иноязычной подготовки будущего профессионала в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE APPROACH / INNOVATIVE COMPETENCY / PEDAGOGICAL INNOVATION / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославова Елена Николаевна, Федотова Марина Геннадьевна

В статье обоснована необходимость инновационного подхода к обучению иностранному языку как фактора развития образовательной системы. Авторами уточнено понятие «инновация», систематизированы характеристики инноваций в образовании, обращено внимание на тенденции интеграции педагогической инноватики и лингводидактики, определена авторская позиция в понимании инновационного подхода как практико-ориентированной тактики организации иноязычной подготовки в университете, приводится описание первого этапа внедрения новой модели иноязычной подготовки в ЮУрГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярославова Елена Николаевна, Федотова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF A FUTURE PROFESSIONAL AT THE UNIVERSITY

In the article, the authors consider the innovative approach to foreign language teaching as a factor that contributes to the development of educational system as a whole. The authors specified the notion of “innovation”, systematized the characteristics of innovations in education. Attention is paid to the integration of pedagogical innovation theory and linguodidactics. The authors define their position in understanding innovative approach as a practical strategy in organizing foreign language teaching at the university. The description of implementing the first stage of the innovative model is presented.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к организации иноязычной подготовки будущего профессионала в университете»

УДК 821.111+378.016

DOI: 10.14529/ling170112

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА В УНИВЕРСИТЕТЕ

1 12 Е.Н. Ярославова', М.Г. Федотова1'2

1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

2 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

В статье обоснована необходимость инновационного подхода к обучению иностранному языку как фактора развития образовательной системы. Авторами уточнено понятие «инновация», систематизированы характеристики инноваций в образовании, обращено внимание на тенденции интеграции педагогической инноватики и лингводидактики, определена авторская позиция в понимании инновационного подхода как практико-ориентированной тактики организации иноязычной подготовки в университете, приводится описание первого этапа внедрения новой модели иноязычной подготовки в ЮУрГУ.

Ключевые слова: инновационный подход, инновационная компетенция, педагогическая инновация, иноязычное образование.

Введение

Развитие иноязычного образования, которое является важной составляющей системы высшего образования, находится под влиянием инновационных тенденций, имеющих место в современном социуме. Ориентация на формирование и развитие нового типа личности с инновационным мышлением и готовностью к инновационному созиданию актуализирует выбор пути их формирования и развития именно через идеологию инновационного образования, поскольку профессиональные научные знания, дополненные специализированными уникальными умениями и навыками в области профессиональной иноязычной коммуникации, становятся главным источником и ключевым фактором дальнейшего развития всей системы языковой подготовки в целом и личности будущего профессионала в частности.

Российский проект 5-100, полноправным участником которого является Южно-Уральский государственный университет, дал старт внесению кардинальных изменений в систему иноязычной подготовки в вузах с ориентацией на международные стандарты оценки деятельности как педагога, так и студентов. В частности дорожная карта ЮУрГУ [6] в рамках стратегической инициативы 8 (СИ8) «Внедрение новых моделей и технологий образования» ставит задачу мероприятия 8.1.3 (М 8.1.3) «Внедрить систему углубленной языковой подготовки в бакалавриате», что определяет вектор развития системы иноязычной подготовки в ЮУрГУ на ближайшие годы и открывает путь инновациям.

1. Понятие инновационного подхода

С методологической точки зрения описание инновационного подхода предполагает уточнение и упорядочение понятийного аппарата, установление и описание его основных характеристик, а также выявление закономерностей и принципов,

определяющих условия реализации данного подхода в педагогической практике. Семантическим ядром терминосистемы инновационного подхода выступают понятия «новшество», «нововведение» и «инновация». Проблемой инноваций в образовании занимались К. Ангеловски, М.В. Кларин, И.О. Котлярова, В.С. Ляудис, Н.Н. Нечаев, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова и др. В приведённых исследованиях была сделана попытка концептуального осмысления сущности базовых понятий педагогической инноватики, выявлены виды инноваций в образовании, конкретизированы закономерности протекания инновационных процессов. Наиболее полно и системно идеи инновационной педагогики представлены в трудах А.В Хуторского, посвящённых педагогической инноватике [10]. Заслуживают внимания и исследования в области психолого-педагогической инноватики Л.С. Подымовой [7], которая анализирует личностный аспект инновационной деятельности субъектов образования. И.О. Котляровой исследована взаимосвязь между повышением качества образования и инновационной готовностью педагога, разработана инновационная система повышения квалификации [5].

В отечественной лингводидактике проблема создания и внедрения инноваций в процесс обучения иностранным языкам в первую очередь связывается с обоснованием новых средств, технологий, методов обучения иностранным языкам (Н.Д. Галь-скова, А.Н. Щукин, Н.Ф. Коряковцева, Р.П. Миль-руд, Е.С. Полат). Поскольку в настоящее время происходит интеграция педагогической инновати-ки и лингводидактики, то ведущие отечественные лингводидакты полагают, что можно констатировать возникновение новой отрасли науки об обучении иностранным языкам - лингводидактиче-ской инноватики, которая связана с решением следующих вопросов:

• что есть инновация при обучении иностранным языкам (выделение критериев и показателей подлинности инноваций);

• проектирование лингводидактических инноваций на разных ступенях иноязычного образования;

• технология создания, внедрения, популяризации, коммерциализации новшества [2, 8].

В данный перечень мы бы также добавили выявление составляющих инновационной компетентности преподавателя иностранного языка и способов её развития.

Н.И. Алмазова, А.В. Рубцова используют термин «лингводидактическая педагогическая ин-новатика» для обозначения нового направления в лингводидактике. Согласно их методической позиции понятие инновационности в лингводидакти-ке непосредственно связано с идеей продуктивности как смыслообразующим концептом продуктивного подхода, который активно продвигается учёными данной школы в профессионально-ориентированном иноязычном образовании. Ими выделен ряд характеристик лингводидактической педагогической инноватики, таких как:

• адаптационность образовательного процесса (адаптация к индивидуальности каждого студента);

• способность к актуализации личностных характеристик обучаемого (обращенность к процессам самореализации личности);

• равноправное партнерство субъектов образовательного процесса (соблюдение принципа «диалогового равенства»);

• методическая целесообразность, (баланс усилий педагога и конечного результата обучения;

• вариативность форм и видов учебной деятельности, обусловленная поликодовым характером современной коммуникации [1].

По мнению авторов, именно данные особенности и обусловливают высокую степень продуктивности профессионально ориентированного иноязычного образования.

Несмотря на некоторые разночтения в трактовке инновационных тенденций в лингводидак-тике отечественными исследователями, можно резюмировать, что проблема инноваций в лингво-дидактике требует специального рассмотрения; назрела необходимость упорядочить терминологический аппарат данного явления, конкретизировать авторскую исследовательскую позицию и рассмотреть перспективы использования инновационного подхода в организации конкретной образовательной практики.

Общепризнано, что новшество - это что-либо новое, в то время как нововведение - это продукт освоения и внедрения новшеств. В отличие от новшества и нововведения инновация в педагогическом контексте рассматривается в качестве целенаправленного, специально разработанного изменения, которое при своей реализации в образо-

вательной системе вызывает её преобразование с целью придания ей статуса устойчивого прогрессивного развития, обусловливая переход системы в качественно новое состояние. С позиций систем-но-синергетического подхода инновации представляют актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования. Возникающие на основе противоречий в деятельности субъекта образования, они становятся актуальными для эволюции образования и оказывают положительное влияние на расширение образовательного пространства. Таким образом, с одной стороны, инновацию можно рассматривать как процесс обновления образовательной системы, с другой - как деятельность по управлению внедрением новшеств в образовательную практику.

В условиях динамического развития образования, повышения его наукоёмкости и результативности педагогические инновации характеризуются тем, что они: а) представляют специфический вид деятельности, который связан с созданием, распространением и использованием нового образовательного средства; б) отражают возникшие в сфере образования противоречия и направлены на их решение; в) способствуют удовлетворению потребностей участников образовательного процесса; д) влияют на изменение целевого компонента всей образовательной системы, что приводит к её модернизации и новым подходам к процессу управления ими; г) носят системный характер и выходят за рамки существующих теорий; е) нацелены на проектирование новой образовательной системы, культивируя условия для формирования соответствующих компетенций; ж) ориентируют на преобразование позиций субъектов образовательного процесса и повышения качества результатов их деятельности на основе создания новых направлений деятельности и новых образовательных технологий [5].

С процессуальной точки зрения педагогическая инновация рассматривается нами как процесс управления созданием, внедрением и распространением новшеств в образовательном процессе. Именно управленческая деятельность, ориентированная на решение конкретных задач и построенная в соответствии с педагогическими принципами, обеспечивает, по нашим наблюдениям, необходимый результат иноязычной подготовки в неязыковом вузе.

Для полного представления специфики управления инновационным процессом следует учитывать, что существует два типа инновационных феноменов: инновации в системе образования и инновационное обучение. Инновации в системе образования затрагивают цели, формы организации, структуру образовательного процесса, технологии обучения, педагогическое взаимодействие. Инновационное обучение - это процесс и результат учебной и образовательной деятельности, которая заставляет вносить инновационные измене-

ния в существующую среду и стимулирует активный отклик на проблемные ситуации. Таким образом, инновационное обучение связано с творческим поиском на основе имеющегося опыта, его обогащения и создания нового образовательного продукта; оно призвано готовить не только «человека познающего», но и «человека действующего» [8]. Такое понимание инновационного подхода позволяет говорить о двух стратегиях в управлении инновационным процессом: организационной и организующей. В то время как организационная стратегия управления инновационным процессом состоит в разработке тактики осуществления инновационной деятельности на уровне вуза/ института/ кафедры, то главная цель организующей подсистемы состоит в обеспечении достижения цели общей системы управления путем предоставления рационального подхода к использованию ресурсов.

Основой механизма организации инновационного обучения является взаимодействие тенденции стабильности и поиска новых форм обучения, что требует учёта принципов инновационного подхода, к которым мы относим: принцип системности, новизны, партисипативности, синергизма, единства учебной и исследовательской деятельности, технологичности, профессиональной направленности, а также принцип открытости инновационной среды для формирования индивидуальных стратегий развития ментального пространства обучающихся, что связано с развитием умений творческого мышления, ориентированных на удовлетворение их потребностей. Также мы включили принцип полипарадигмальности организации образовательной среды и технологий, направленных на формирование готовности к инновационной деятельности на основе представления человека как открытой самоорганизующейся системы [3, 4].

Педагогическая инновация реализуется в деятельности, осуществляемой субъектами образования. Признавая за деятельностью ключевую роль, мы рассматриваем педагогическую инновацию как форму активности, как открытую саморазвивающуюся систему. Инновационная профессиональная деятельность выступает составной частью профессиональной педагогической деятельности и находится в тесной взаимосвязи с другими её аспектами: учебной, методической, научно-исследовательской, управленческой, что позволяет говорить о некоторых особенностях проявления инноваций в профессиональной деятельности преподавателя. Инновационная деятельность характеризуется целенаправленностью, предметностью, активностью, сознательностью, преобразующим воздействием и выражением межкультурного отношения.

Следует обратить внимание на то, что её структура в целом коррелирует с общей структурой любой деятельности, однако имеет ряд особенностей, к которым мы относим: приоритет мотивов в

сочетании с личностными качествами, обусловленность её цели внутренними мотивами [5].

Осуществление инновационной деятельности способствует исполнению инновационной компетентности преподавателя, под которой мы понимаем интегративное качество личности, её способность и готовность эффективно осуществлять практические меры по разработке, апробации, внедрению, мониторингу за изменениями, вносимыми в образовательный процесс, которые обеспечивают его качественные преобразования.

Исследователи выделяют три инновационных системы: а) искусственную инновационную систему, которая представляет собой модель образовательного процесса, построенную на основе прогноза и замысла; б) естественную инновационную систему, которая видится как модель инновационной деятельности (взаимодействия субъектов образования) и базируется на сознательном стремлении достижения целей образования; в) смешанную [5]. Систему иноязычной подготовки, на наш взгляд, следует отнести к смешанному типу: она опирается на действие её участников, профессионализм преподавательского состава, понимание места и роли иноязычного образования в профессиональной подготовке будущего профессионала, осознание влияния иностранного языка на личностную самореализацию, а также включённость обучающихся в процесс принятия решений. Отметим, что, прежде всего, это подразумевает:

• процесс синергетического взаимодействия его субъектов по овладению чужой лингвокульту-рой, движение от целей к результату, когда обучающийся, по мере все более глубокого погружения в процесс образования, сопровождающийся развитием и саморазвитием, превращается в активного соучастника, субъекта педагогической взаимно согласованной деятельности (со-бытия), результатом которого является профессионально-ориентированная поликультурная языковая личность;

• повышение статуса обучающегося в учебном процессе и реальной коммуникации; учёт его потребностей, способностей и возможностей, социальной ответственности; стимулирование активности, развитие автономии, рефлексии, формирование необходимых личностных качеств; рассмотрение всех компонентов системы обучения иностранному языку не только с позиции организующей и управляющей деятельности преподавателя, но с позиции обучающегося, который иностранный язык изучает;

• представление непрерывного иноязычного образования как процесса самоидентификации человека в культурно-образовательном пространстве, где происходит формирование профессионального сознания, овладение стратегиями саморазвития, закладываются основы профессиональной культуры личности;

• развёртывание образовательного процесса как развивающегося взаимодействия его субъ-

ектов, направленного на достижение наиболее полной самореализации, что подразумевает гуманистический стиль отношений участников образовательного процесса, учёт характера, способностей, мотивации, реальных потребностей обучающихся, приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов, формирования языковой и концептуальной картины мира [9, 11, 12].

В контексте нашего исследования мы придерживаемся понимания того, что суть инновационного подхода заключается в том, что повышение эффективности и оптимальности иноязычной подготовки обеспечивается за счёт комплекса условий, который является основой для зарождения и распространения образовательных новшеств, способствуя стабильному, устойчивому, позитивному развитию образовательной системы. Именно построение новой образовательной практики позволяет создать условия как для профессиональной, так и для личностной самореализации обучающегося, открывая путь для трансформации его потенциальных возможностей на уровне актуального развития личностного потенциала. Исходя из этого, в качестве одной из задач инновационного подхода выступает создание именно такой образовательной практики, которая стимулирует необходимые положительные изменения в учебном процессе для разрешения возникших противоречий, что придаёт обучению креативный и личностно-значимый смысл как для обучающегося, так и обучающего.

2. Реализация инновационного подхода

в организации иноязычной подготовки

в ЮУрГУ

Данный подход был принят нами в качестве практико-ориентированной тактики при проектировании модели углублённой языковой подготовки в ЮУрГУ в рамках проекта 5-100, который нацелен на достижение новых ориентиров в создании и применении научных знаний и подготовки нового поколения лидеров, способных решать глобальные задачи устойчивого развития. В Дорожной карте вуза [6] особое внимание уделяется совершенствованию языковой подготовки, что достигается внедрением новых технологий и методов обучения, совершенствованием учебно-методической работы, обучением преподавателей дополнительным навыкам, в том числе международной сертификации (IELTS и ТКТ), развитию готовности преподавателя к постоянному саморазвитию.

Согласно паспорту проекта М 8.1.3 «Внедрение углубленной языковой подготовки в бакалавриате» его цель - повысить уровень владения английским языком студентов бакалавриата не ниже В1 для успешного участия в международной научной и образовательной деятельности. Основные задачи М 8.1.3 заключаются в разработке и вне-

дрении: многоуровневой модели непрерывной иноязычной подготовки на основе смешанного обучения; системы мониторинга успешности прохождения индивидуальных образовательных маршрутов; системы непрерывного профессионального развития преподавателей английского языка.

Критериями эффективности проекта являются совокупность основных, операционных и информационных показателей. Так, к основным показателям относится доля бакалавров, прошедших сертификацию IELTS (5 % к 2019 году, 10 % к 2020); доля бакалавров, участвующих в проекте и повысивших уровень владения языком (2017 - 50 %, 2018 - 70 %, 2019 - 80 %, 2010 - 100 %). Операционные показатели отражают долю бакалавров участвующих в проекте накопительным итогом (2016 - 5 %, 2017 - 30 %, 2018 - 45 %, 2019 - 60 %, 2020 - 80 %), а также количество сертифицированных преподавателей английского языка (2016 -20 %, 2017 - 40 %, 2018 - 60 %, 2019 - 80 %, 2020 - 100 %). Информационные - демонстрируют количество информационных сообщений в системе внутренних PR коммуникаций.

Опора на инновационный подход позволила нам спроектировать и внедрить в пилотном режиме модель языковой подготовки, а также выстроить стратегию управления инновационной языковой подготовкой обучающихся, которая состоит в следующем: а) определении стратегии обучения иностранному языку на основе анализа запросов заинтересованных сторон: ориентиров «Дорожной карты ЮУрГУ», определяющих стратегические инициативы в развитии вуза, так и изучения личных учебных целей и потребностей обучающихся; б) организации взаимодействия субъектов образовательного процесса по обновлению существующей высокотехнологичной образовательной среды на основе создания информационноресурсной платформы и разработки технологии самообучения; в) разработке новых обучающих технологий и конкретизации уровня их реализации в учебном процессе; г) мониторинге процесса и результата обучения: учёте и контроле создания итогового образовательного продукта; д) создании условий для непрерывного профессионального развития преподавателя иностранного языка.

Кратко опишем результаты первого этапа реализации М 8.13. Проектированию инновационной модели предшествовал тщательный анализ существующей системы языковой подготовки в ЮУрГУ. Несмотря на несомненные положительные трансформации, которые претерпела система иноязычной подготовки в ЮУрГУ за последние 10 лет (внедрение модульного и коммуникативного подхода обучения, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, возможностей технологий Web 2.0) [11, 12], в новых условиях она вступила в противоречие с требованиями интернационализации образования и стала традиционной, что потребовало её обновле-

ния. Проанализировав положительные и отрицательные стороны существующей системы языковой подготовки в ЮУрГУ, обобщив лучшие образовательные практики вузов-участников проекта 5-100, руководствуясь целями и задачами, прописанными в Дорожной карте ЮУрГУ, нами спроектирована и внедрена инновационная модель углубленной языковой подготовки в бакалавриате на основе принципов уровневости, преемственности, интернационализации содержания обучения и оценки итогового образовательного продукта; открытости для формирования индивидуальных стратегий обучения, полипарадигмальности организации образовательной среды и технологий, учебной автономии.

Уровневость языковой подготовки позволяет организовать процесс обучения в соответствии со стартовой готовностью обучающихся к освоению программы обучения (Уровни А1-С1 по общеевропейской шкале). Преемственность предусматривает продвижение обучающихся в освоении построенных по концентрическому принципу образовательных модулей «Общий английский», «Английский для академических целей», «Английский язык для специальных целей». Принцип интернационализации реализуется за счёт введения международной системы и технологи оценки уровня обученности (система международных экзаменов), а также использования зарубежных учебно-методических комплексов в качестве средства обучения.

Принципиальное отличие новой модели - это реализация идеи смешанного обучения, которая объединяет методы контактного и онлайн-обучения, создавая целостный учебный процесс, с одной стороны, обеспечивая его гибкость, поддержку обучающихся в освоении индивидуальных образовательных маршрутов, с другой. Данная модель позволяет наиболее полно также воплотить технологию инвертированного обучения («перевёрнутый класс»), где за счёт использования инновационных технологий обучающиеся вовлекаются в самостоятельную деятельность, делая возможным наиболее эффективно использовать ценное аудиторное время. Новая модель позволяет учитывает индивидуальные особенности обучающихся для выработки индивидуальных стратегий обучения, построения персональной среды обучения, формирования учебной автономии для достижения главной цели - повышения эффективности учебного процесса с целью достижения максимально возможного результата в заданных условиях деятельности.

В настоящее время в эксперименте по пилотированию инновационной модели задействованы 1521 студент и 35 преподавателей кафедры иностранных языков. Увеличено количество зачётных единиц с 13 до 32. По результатам входного тестирования обучающиеся разделены на потоки (А1-В2 по общеевропейской шкале). В качестве базового учебно-методического комплекса закуп-

лен комплекс издательства Cambridge University Press Touchstone [13] с доступом на онлайн платформу1, которая представляет суперсовременную систему управления контентом, которая помимо онлайн курса активно использует технологии Web 2.0, такие как блоги, вики, форумы, портфолио и другие, что позволяет максимизировать и интенсифицировать процесс освоения языка. Для оценки деятельности обучающихся разработана система оценки качества обучения, включая серию стандартизированных тестов, таких как KET, PET, IELTS, создана компьютеризированная система мониторинга деятельности обучающихся, включающая базы данных, балльно-рейтинговую систему контроля, дневник преподавателя.

В настоящее время ведётся разработка системы непрерывного профессионального развития преподавателя иностранного языка с ориентацией на международные стандарты, поскольку от инновационной готовности и профессионализма преподавателя напрямую зависит эффективность образовательного процесса в целом.

Заключение

Таким образом, сохраняя общие черты психолого-педагогической интерпретации, инновационный подход к обучению иностранным языкам приобретает определённое своеобразие, которое мы видим в том, что:

• возрастает роль личности в образовании, что связано с её самостоятельным существованием в мире многоязычия и мультикультурности при трансформации ценностно-смысловых оснований в собственную систему ценностей и сохранения своей культурной идентичности;

• создаются условия для проявления образовательных инициатив во всех видах деятельности, а также для определения человеком своих образовательных траекторий на основе здоровых конкурентных отношений;

• формируется инновационная компетентность как готовность и способность к восприятию и осуществлению изменений с целью поддержания устойчивости, целостности и эффективности языковой подготовки;

• достигается определённый баланс между традиционной и инновационной составляющими образовательного процесса для сохранения его стабильности.

Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

Литература

1. Алмазова, Н.И. К вопросу о лингводидак-тической педагогической инноватике / Н.И. Алмазова, А.В. Рубцова // The Emissia. Offline Letters

1 URL: https://www.cambridgelms.Org/main/p/splash

Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). - http:// www.emissia.org/offline/2013/2026.htm (дата обращения (29.03.2016)

2. Гальскова, Н.Д. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность / Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1. - С. 3-13.

3. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - М.: Издат. центр АПО, 2002. - 43 с.

4. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. -Томск: Томский гос. ун-т, 2009. - 240 с.

5. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации: моногр. / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 320 с.

6. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ЮжноУральский государственный университет» на 2016-2020 годы (1 этап - 2016-2018 годы) -http://www.susu.ru/sites/default/files/book/susu_rm_ russianfinal24012016.pdf (дата обращения 20.04.2016).

7. Подымова, Л.С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект: моногр. / Л.С. Подымова. - М.: МПГУ: Прометей, 2012. -208 с.

8. Тарева, Е.Г. Инноватика и лингводидак-тика: предпосылки интеграции / Е.Г. Тарева, А.А. Казанцева //Инновации в образовании. - 2012. - № 6. - С. 48-57.

9. Федотова, М.Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования / М.Г. Федотова, О.Ю. Афанасьева // Вестник Челяб. гос. пед. унта. - 2016. - № 5. - С. 14-19.

10. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ.высших учебных заведений / А.В. Хуторской. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 256 с.

11. Ярославова, Е.Н. Концепция непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации/ Е.Н. Ярославова, М.Г.Федотова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. - 316 с.

12. Ярославова, Е.Н. Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов в непрерывном иноязычном образовании / Е.Н. Ярославова // Иностранные языки в профессиональной подготовке и самореализации специалистов высшей квалификации: коллективная моногр.; под ред. Е.Н. Ярославовой. -Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. С. 294347.

13. McCarthy, M. Touchstone. Student's Book / M. McCarthy, J. McCarten, H. Sandiford. -Cambridge: Cambridge University Press, 2016. - 151 p.

Ярославова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]

Федотова Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), [email protected]

Поступила в редакцию 16 февраля 2017 г.

DOI: 10.14529/ling170112

INNOVATIVE APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF A FUTURE PROFESSIONAL AT THE UNIVERSITY

E.N. Yaroslavova, [email protected] M.G. Fedotova1'2, [email protected]

1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,

2 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

In the article, the authors consider the innovative approach to foreign language teaching as a factor that contributes to the development of educational system as a whole. The authors specified the notion of "innovation", systematized the characteristics of innovations in education. Attention is paid

to the integration of pedagogical innovation theory and linguodidactics. The authors define their position in understanding innovative approach as a practical strategy in organizing foreign language teaching at the university. The description of implementing the first stage of the innovative model is presented.

Keywords: innovative approach, innovative competency, pedagogical innovation, foreign language education.

References

1. Almazova N.I. ,Rubtsova A.V. [On the Pedagogical Innovation in the Sphere of Foreign Languages Education]. The Emissia. Offline Letters. Available at: http://www.emissia.org/offline/2013/2026.htm (accessed:

29.03.2016)

2. Galskova N.D., Tareva Ye.G. [The Values of Globalized Modern World and Intercultural Education as Value]. Foreign Languages at School, 2012. no. 1, pp. 3-13. (in Russ.)

3. Zeyer E.F. Lichnostno-oriyentirovannoye professionalnoye obrazovaniye [Learner-Centered Vocational Education ]. Moscow, APO Publ., 2002, 43 p. (in Russ.)

4. KlochkoV.Ye., Galazhinskiy E.V. Psikhologiya innovatsionnogo povedeniya [Psychology of Innovative Behavior].Tomsk, Tomsk State University Publ., 2009, 240 p. (in Russ.)

5. Kotlyarova I.O. Innovatsionnye sistemy povysheniya kvalifikatsii: monografiya [Innovative Career Development Systems: Monograph]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2008. 320 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Roadmap for the Competitiveness Enhancement Program of South Ural State University for 2016-2020 (1st stage - 2016-2018). http://www.susu.ru/sites/default/files/book/susu_rm_english_final_1.pdf (accessed:

20.01.2017)

7. Podymova, L.S. Psikhologo-pedagogicheskaya innovatika: lichnostnyy aspekt :monografiya [Psycho-Pedagogical Innovation: Personal Aspect: Monograph.Moscow, Prometej Publ., 2012. 208 p. (in Russ.)

8. Tareva Ye. G., Kazantseva A. A. [Innovations and Linguistic Didactics: Prerequisites of Integration]. Innovations in Education. 2012, no. 6. pp. 48-57. (in Russ.)

9. Fedotova M.G., Afanasyeva O.Y. [Concept Of the Communicative Personality And Its Essence In the Context Of Communicative Education]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2016, no. 5, pp. 14-19.

10. Khutorskoy A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoye posobiye dlya stud.vysshikh uchebnykh zave-deniy [Innovation Studies in Pedagogics]. Moscow, Academia Publ., 2008. 256 p. (in Russ.)

11. YaroslavovaYe.N., Fedotova M.G. Kontseptsiya nepreryvnogo professionalno- oriyentirovannogo inoya-zychnogo obrazovaniya kak usloviye samorealizatsii budushchego spetsialista vysshey kvalifikatsii [Lifelong Foreign Language Education Concept as Self-realizing Factor for a Specialist of Higher Qualification]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2010, 316 p. (in Russ.)

12. YaroslavovaYe.N. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda kak uslovie samorealizacii budushhih profes-sionalov v nepreryvnom inojazychnom obrazovanii [Innovative Educational Environment as Self-realizing Factor for a Future Professional in Lifelong Foreign Language Education]. Inostrannye jazyki vprofessional'nojpodgo-tovke I samorealizacii specialistov vysshej kvalifikacii: kollektivnaja monografija [Foreign Languages in Professional Training and Self-Reailizationfor a Specialist of Higher Qualification]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2012, pp. 294-347. (in Russ.)

13. Mc Carthy, M. Touchstone. Student's Book. Cambridge, Cambridge University Press, 2016. 151 p.

Yaroslavova Elena Nicolaevna, Candidate of Pedagogical Science, associate professor South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]

Fedotova Marina Gennadevna, Candidate of Pedagogical Science, South Ural State University (Chelyabinsk), South Ural State Humanitarian Pedagogical University, (Chelyabinsk), [email protected]

Received 16 February 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Ярославова, Е.Н. Инновационный подход к организации иноязычной подготовки будущего профессионала в университете / Е.Н. Ярославова, М.Г. Федотова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2017. - Т. 14, № 1. -С. 62-68. DOI: 10.14529/ling170112

FOR CITATION

Yaroslavova E.N., Fedotova M.G. Innovative Approach to Foreign Language Teaching of a Future Professional at the University. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2017, vol. 14, no. 1, pp. 6268. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling170112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.