Научная статья на тему 'Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности'

Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / НОВОВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INNOVATION / INNOVATION IN ORGANIZATIONS / INNOVATION PROCESS / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETENCY / SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES / INNOVATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Швачко Елена Викторовна, Осипова Татьяна Валентиновна

В статье анализируются основные понятия исследования, представлена инновационная структура педагогической деятельности, отмечается, что социокультурные компетенции (исследовательские, социокультурно-организационные, профессиональные, предметно-содержательные, информационно-коммуникативные, ценностно-ориентировочные, инновационно-креативные) выступают стержнем личности, ядром которого являются нравственные ценности. Определена система факторов формирования инновационного исследовательского подхода. Сформулированы требования к организации процесса педагогического исследования. Исследован функциональный смысл инновационного подхода. Отмечается, что исследовательская деятельность на основе инновационного подхода должна основываться на комплексе принципов (компетентностного, аксиологического, личностно-ориентированного и других подходов), выступающих как базовые принципы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Швачко Елена Викторовна, Осипова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AS A PEDAGOGICAL CATEGORY: ESSENCE AND FEATURES

The paper presents an innovative structure of pedagogical activity. It is noted that sociocultural competences (research competence, sociocultural and organizational competence, professional, informative and communicative competences, value-orientated competence, innovative-creative competence) are the core of personality. The factors' system for the innovative research approach formation is defined. The requirements to the organization process of the pedagogical research are formulated. The functional meaning of the innovative approach is given. It is noted that research activities based on an innovative approach should be based on a set of principles (competence, axiological, personality-oriented) acting as the basic principles of research.

Текст научной работы на тему «Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности»

УДК 378.016 + 001.895

йО!: 10.14529/рва190102

ИННОВАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

12 3

Г.Я. Гревцева', Е.В. Швачко2, Т.В. Осипова

1 Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия, 2Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия

3Аппарат уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия

В статье анализируются основные понятия исследования, представлена инновационная структура педагогической деятельности, отмечается, что социокультурные компетенции (исследовательские, социокультурно-организационные, профессиональные, предметно-содержательные, информационно-коммуникативные, ценностно-ориентировочные, инновационно-креативные) выступают стержнем личности, ядром которого являются нравственные ценности. Определена система факторов формирования инновационного исследовательского подхода. Сформулированы требования к организации процесса педагогического исследования. Исследован функциональный смысл инновационного подхода. Отмечается, что исследовательская деятельность на основе инновационного подхода должна основываться на комплексе принципов (компетентностного, аксиологического, личностно-ориентированного и других подходов), выступающих как базовые принципы исследования.

Ключевые слова: инновация, новшество, нововведение в организации, инновационный процесс, инновационная деятельность, компетенции, социокультурные компетенции, инновационный подход.

В научный арсенал понятие инновация вошло в конце Х1Х в. в исследованиях этнографов, применявших его для обозначения введения элементов одной культуры в другие. Инновационные педагогические процессы стали предметом специального изучения в конце 50-х годов прошлого века.

В переводе с латинского языка инновация означает перемену, обновление, изменение. Эта же мысль отражена в словаре С.И. Ожегова, в котором новшество трактуется как новое явление, новый обычай, новый метод, изобретение [9, с. 417]. В современной педагогике различают «новшество» и «инновацию». Новшество рассматривается как новое средство образовательной деятельности, новый метод, методика педагогической деятельности, новые программы, новая технология их реализации. Новшество выступает как результат деятельности. «Актуальное, потенциально лично и социально значимое новшество может быть названо образовательной новацией» [9, с. 17]. Инновация рассматривается как процесс получения новшества, носящий этапный характер.

Под термином «нововведение в организации» понимается любое целенаправленное позитивное изменение её параметров, которое

способствует развитию и повышению эффективности работы данной организации. «Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, чаще всего определяется как нововведенче-ский или инновационный процесс. Период создания, распространения и использования нововведения называют инновационным циклом» [14].

М.М. Поташник [10], В.А. Сластенин [12, 13], Л.С. Подымова [12], Р.Н. Юсуфбекова [16], В.И. Загвязинский [6] и др. рассматривают инновационный педагогический процесс как сложное, многоуровневое явление. Р.Н. Юсуф-бекова выделяет три блока в инновационной структуре педагогической деятельности, относимые и к исследованию.

Первый блок отражает создание нового в методике педагогики. Рассматривается система понятий: «новое» в классификации новшеств, условия и критерии создания нового, этапы создания нового. Второй блок - блок восприятия, освоения и оценки нового, отношение сообщества к новому, инновационная среда, ценность нового. Третий блок связан с использованием, применением нового, внедрением педагогического новшества [7].

Следовательно, под совершенствованием педагогического исследования, т. е. инновационной деятельностью, можно понимать деятельность, представляющую собой комплекс научных, технических, организационных действий, направленных на создание, использование новшеств путем введения их в образовательный процесс. Сам результат инновационной исследовательской деятельности выступает в виде усовершенствованных методов исследования, получения новых результатов, создания новой продукции, принципов и т. д. «Отнесение педагогической инноватики только к методологии или к теории педагогики затруднительно, что обостряет вопрос о статусе педагогической инноватики в системе научного знания, который в настоящее время уточняется», - пишет Р.Н. Юсуфбекова [16, с. 10].

Усиливающиеся в мире социокультурные и социально-экономические интеграционные процессы потребовали известной унификации качества образования. Важным фактором в решении данного вопроса выступил Болонский процесс, к которому присоединилась Россия. Суть этого процесса состоит в качественной подготовке специалиста на основе выделения соответствующих компетенций, включая и профессиональные [1]. Необходимо развивать институты развития человеческого потенциала новаторов. «Новаторы - это люди, занимающиеся инновационной деятельностью в различных сферах деятельности, должны ясно понимать принципы, формальные и неформальные правила регулирования инновационных институтов. Неразвитость инновационных институтов приводит к резкому увеличению числа и уровня инновационных рисков, а также к неэффективному использованию имеющихся в стране таких ресурсов, как человеческий потенциал, технологический потенциал, природные ресурсы и др.» [2, с. 89].

Инновационная деятельность в педагогике выступает как социокультурный процесс, определяющийся вхождением личности в социокультурное образовательное пространство, моделируемый, исходя из исследований [3-5, 12] В.А. Сластенина, на основе двух взаимосвязанных частей: первая строится через изменение мотивационных отношений -путем подражания, заражения, моделирования; вторая - получает информацию через направленное, осознанное инновационное обучение [12, с. 35]. Речь идет о формирова-

нии инновационных социокультурных компетенций педагогической деятельности.

Социокультурные компетенции выступают стержнем личности, ядром которого являются нравственные ценности. Они определяют духовную направленность личности, следовательно, ее культуру, будущее развитие не только отдельного человека, но и общества. К этим компетенциям следует отнести:

- исследовательские компетенции, выступающие основой организации и функционирования процесса изучения педагогических проблем;

- социокультурно-организационные компетенции, связанные с управленческой составляющей исследования проблем образования личности;

- профессиональные предметно-содержательные компетенции, связанные с процессом исследования проблем образования;

- информационно-коммуникативные компетенции, отражающие содержание инновационной исследовательской деятельности;

- ценностно-ориентировочные компетенции, связанные с выбором ценностей для удовлетворения познавательных потребностей;

- инновационно-креативные компетенции, отражающие развитие творческих исследовательских способностей личности, способностей личности находить нетрадиционные способы решения проблем.

Целью инновационной исследовательской деятельности является формирование творческой индивидуальности личности. Ядром творческой индивидуальности, по мнению В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, является продуктивное самосознание [11, с. 56]. Таким образом, современная система образования нуждается в инновационном подходе, решить эти проблемы без исследовательского подхода к ним не представляется возможным.

Инновационный подход выступает как принцип, как руководящее указание по организации изучения педагогических проблем на основе логики научного исследования. В основе формирования инновационного исследовательского подхода следует положить систему факторов:

- инновационный потенциал процесса образования и педагогического, и ученического коллективов;

- инновационную активность педагогического и ученического коллективов, руководства образовательного учреждения;

Гревцева Г.Я., Швачко Е.В., Осипова Т.В.

Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности

- инновационную восприимчивость педагогов, учащихся и руководителей образовательного учреждения.

Сам инновационный подход как принцип организации и исследования педагогических проблем обеспечивает: оптимальную организацию исследования педагогических проблем; высокую результативность процесса исследования и образования личности; доступность овладения исследовательскими и образовательными компетенциями; максимальное развитие творческих способностей личности; развитие рефлексивной сферы личности, выполняющей контрольные функции в инновационной исследовательской деятельности [8, с. 281].

Инновационный подход как принцип исследования предъявляет свои требования к организации процесса педагогического исследования, к которым следует отнести: инициативу и ответственность исследователя за инновационную организацию исследовательского процесса; определение стратегии исследовательской деятельности при изучении педагогических проблем; развитие творческого потенциала участников исследовательского процесса; установление культуры социальных отношений между всеми лицами, включенными в исследовательский процесс; живую реакцию на возникающие ситуации в процессе исследования; создание условий, материально-техническое и методическое обеспечение процесса исследования на основе инновационного подхода.

Инновационный подход как принцип исследования педагогических проблем имеет функциональную ценность, реализуется на основе системы подходов и принципов; в педагогическом исследовании носит функциональную ценность, выступает основой исследовательской деятельности, предъявляет свои требования, реализуется на основе системы педагогических подходов и принципов.

В функциональном смысле инновационный подход выступает как ценность, включающая в себя:

- выполнение научно-исследовательских проектных работ, направленных на создание инновационного подхода к решению исследуемых проблем;

- проведение маркетинговых исследований с целью создания новых и усовершенствования старых исследовательских технологий, обеспечивающих эффективность исследовательской деятельности;

- побуждающую функцию, связанную с удовлетворением познавательных потребностей, с формированием направленности личности на исследование педагогических проблем;

- регулятивно-установочную функцию, включая установку на инновационную исследовательскую деятельность, ее регулятивное взаимодействие с социокультурной средой;

- ориентировочную функцию, связанную с выбором ценностей, обеспечением контроля реализации принятого решения и, в случае необходимости, коррекции хода решения, плана, оценок, исходной поставленной задачи;

- функцию фактора, т. е. движущей силы в исследовании педагогических проблем.

Инновационный подход как исследовательский принцип предъявляет систему требований, выступающих как руководящее указание, включая:

- системную организацию процесса, включая умение целостно подойти к проблеме, выделить структурные компоненты, установить связи между ними, структурировать исследовательскую деятельность, методы работы, определить логику решения исследуемой проблемы;

- актуализацию исследуемых проблем, включая умение их субординировать, определить значимость, выбирать оптимальные средства их решения;

- учет социальных условий, истории и причин возникновения проблемы, ее связи с другими педагогическими проблемами;

- умение структурировать исследовательскую деятельность, определять этапы, функции, связи и взаимодействие структурных компонентов;

- организацию исследовательской деятельности на основе выделения проблем, ведущих идей и познавательных ценностей, исходя из их диалектического характера;

- моделирование процесса исследования, выступающее как мысленное описание процесса, его структуры, функций, связей, форм и методов реализации цели исследования;

- деятельностный характер педагогического исследования, включающего признание связей как функционального явления, признание образования и развития только в деятельности.

Реализация инновационного подхода в исследовании педагогических проблем [1, 3, 4, 12, 17] осуществляется при опоре на систему подходов в функции принципов:

- компетентностного подхода. Организация исследования связана с выделением базовых, ключевых и функциональных компетенций;

- аксиологического (ценностного) подхода, в основе которого лежит выделение терминальных и инструментальных ценностей, определяющих содержание изучаемых проблем. Сами ценности являются ядром содержания и базой ценностных ориентаций личности;

- личностно-ориентированного подхода, требующего учета особенностей социального опыта личности, характера вхождения в исследовательское пространство, ее ценностных ориентаций и установок;

- информационно-коммуникативного подхода, включающего информационную насыщенность исследовательского пространства, вовлечение в процесс различных средств коммуникации, способных воздействовать на все сферы личности;

- управленческого подхода, включающего определение целей, выбор средств, определение этапов и условий функционирования процесса исследования педагогических проблем.

Таким образом, исследовательская деятельность на основе инновационного подхода должна основываться на комплексе принципов, выступающих как базовые принципы исследования.

Инновация выступает как новшество, результат творческой деятельности, творчество -основа исследовательской деятельности. Следовательно, инновационный подход - спутник любого педагогического исследования, его результатом является инновация.

Литература

1. Баликаева, М.Б. Развитие самообразования студентов в условиях реализации компетентностного подхода / М.Б. Баликаева. - Тюмень: ТюмГАСУ, 2013. - 164 с.

2. Галий, Е.А. О Состоянии инноваций в Российской Федерации / Е.А. Галий, Р.Р. Хус-самов // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 5 (72). -С. 87-96.

3. Дуранов, И.И. Педагогические проблемы социально-культурного подхода: теория и практика / И.И. Дуранов, Е.В. Швачко. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - 147 с.

4. Дуранов, М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, организация и исследование /М.Е. Дуранов. -М.: Владос, 2008. - 365 с.

5. Дуранов, М.Е. Теория и методология социокультурного образования и развития личности / М.Е. Дуранов, Е.В. Швачко. - М.: Владос, 2014. - 240 с.

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. - Тюмень, 1990. - С. 8.

7. Инновация как педагогическая категория / Д. О. Химматалиев, Р.Х. Файзуллаев, Ю. У. Сайфиева и др. // Образование и воспитание. - 2016. - № 3. - С. 2-4.

8. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В. Кларин. - М., 1994.

9. Котлярова И. О. Инновационные образовательные системы / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. -№ 13 (113). - С. 12-24.

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. -М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.

11. Поташник, М.М. Структура инновационного процесса в образовании в образовательном учреждении / М.М. Поташник, О. Г. Хомерики //Магистр. - 1994. - № 5.

12. Сластенин, В.А. Педагогика инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: Магистр, 1997. - 224 с.

13. Сластенин, В. А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.

14. Социально-культурная деятельность: состояние и тенденции развития: сб. науч. ст. / науч. ред. В.Я. Рушанин. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - Вып. 1, ч. 2. - 198 с.

15. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М. : Пед. о-во, 1991. -91 с.

16. Юсуфбекова, Н.Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление / Н. Р. Юсуфбекова // Вестник Моск. гор. пед. ун-та. Серия «Педагогика и психология». -2010. - № 4 (14). - С. 8-17.

17. Balikaeva, M.B. Innovative technologies as a means of the development of future engineers' professional mobility abroad /M.B. Balikaeva, E.L. Chizhevskaya, G.Ya. Grevtseva et al. - http://iopscience.iop.org/article/10.1088/ 1757-899X/441/1/012007 (дата обращения: 19.09.2018).

Гревцева Г.Я., Швачко Е.В., Осипова Т.В.

Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности

Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, уакироупа@ rambler.ru.

Швачко Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательной системы, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, w2905@mail.ru.

Осипова Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, руководитель, Аппарат уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, osipova.osipova.74@mail.ru.

Поступила в редакцию 27 декабря 2018 г.

DOI: 10.14529/ped190102

INNOVATION AS A PEDAGOGICAL CATEGORY: ESSENCE AND FEATURES

G.Ya. Grevtseva1, yakupovna@rambler.ru,

E.V. Shvachko2, w2905@mail.ru,

T.V. Osipova3, osipova.osipova.74@mail.ru

1Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation,

2Chelyabinsk Institute for the Development of Vocational Education, Chelyabinsk, Russian Federation,

3Authorized Agents on Human Rights, Children Rights and Businessmen Rights in Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation

The paper presents an innovative structure of pedagogical activity. It is noted that sociocul-tural competences (research competence, sociocultural and organizational competence, professional, informative and communicative competences, value-orientated competence, innovative-creative competence) are the core of personality. The factors' system for the innovative research approach formation is defined. The requirements to the organization process of the pedagogical research are formulated. The functional meaning of the innovative approach is given. It is noted that research activities based on an innovative approach should be based on a set of principles (competence, axiological, personality-oriented) acting as the basic principles of research.

Keywords: innovation, innovation in organizations, innovation process, innovative activity, competency, socio-cultural competencies, innovative approach.

References

1. Balikaeva M.B. Razvitie samoobrazovaniya studentov v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda [Development of Self-Education of Students in the Context of the Competence Approach]. Tyumen', TyumGASU Publ., 2013. 164 p.

2. Galiy E.A., Khussamov R.R. [On the State of Innovation in the Russian Federation]. Herald NGIEI, 2017, no. 5 (72), pp. 87-96. (in Russ.)

3. Duranov I.I., Shvachko E.V. Pedagogicheskie problemy sotsial'no-kul'turnogo podkhoda: teo-riya ipraktika [Pedagogical Problems of Socio-Cultural Approach: Theory and Practice]. Chelyabinsk, ChGAKI Publ., 2010. 147 p.

4. Duranov M.E. Pedagogicheskiy protsess i pedagogicheskaya deyatel'nost': problemy, organiza-tsiya i issledovanie [Pedagogical Process and Pedagogical Activity: Problems, Organization and Research]. Moscow, Vlados Publ., 2008. 365 p.

5. Duranov M.E., Shvachko E.V. Teoriya i metodologiya sotsiokul'turnogo obrazovaniya i razvitiya lichnosti [Theory and the Methodology of Socio-Cultural Education and Personal Development]. Moscow, Vlados Publ., 2014. 240 p.

6. Zagvyazinskiy V.I. [Innovative Processes in Education and Pedagogical Science]. Innovatsionnye protsessy v obrazovanii: cbornik nauchnykh trudov [Innovative Processes in Education: Collection of Scientific Works]. Tyumen', 1990, p. 8. (in Russ.)

7. Khimmataliev D.O., Fayzullaev R.K., Sayfieva Yu.U., Belgiboeva N.K., Makhmudova Z.O. [Innovation as a Pedagogical Category]. Education and Upbringing, 2016, no. 3, pp. 2-4. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Klarin M.V. Innovatsionnye modeli obucheniya v zarubezhnykh pedagogicheskikh poiskakh [Innovative Models of Teaching in Foreign Pedagogical Searches]. Moscow, 1994.

9. Kotlyarova I.O. [Innovative Educational Systems]. Bulletin of the South Ural State University, Ser. Education, Health, Physical Education, 2008, no. 13 (113), pp. 12-24. (in Russ.)

10. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow, 1990. 921 p.

11. Potashnik M.M., Khomeriki O.G. [The Structure of the Innovation Process in Education in an Educational Institution]. Master, 1994, no. 5. (in Russ.)

12. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika innovatsionnoy deyatel'nosti [Pedagogy of Innovation Activity]. Moscow, Magistr Publ., 1997. 224 p.

13. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1998. 512 p.

14. Rushanin V.Ya. (Ed.) Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': sostoyanie i tendentsii razvitiya: sbor-nik nauchnykh statey [Socio-Cultural Activities: the State and Development Trends: Collection of Scientific Articles]. Chelyabinsk, 2006, vol. 1, part 2, 198 p.

15. Yusufbekova N.R. Obshchie osnovy pedagogicheskoy innovatiki: opyt razrabotki teorii innova-tsionnykh protsessov v obrazovanii [General Principles of Pedagogical Innovation: Experience in the Development of the Theory of Innovative Processes in Education]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Publ., 1991. 91 p.

16. Yusufbekova N.R. [Pedagogical Innovation: the Emergence and Formation]. Bulletin of the Moscow City Ped. University. Ser. Pedagogy and Psychology, 2010, no. 4 (14), pp. 8-17. (in Russ.)

17. Balikaeva M.B., Chizhevskaya E.L., Grevtseva G.Ya., Kotlyarova I.O., Volkova M.A. Innovative Technologies as a Means of the Development of Future Engineers' Professional Mobility Abroad. Available at: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/441/17012007 (accessed 19.09.2018). DOI: 10.1088/1757-899X/441/1/012007

Received 27December 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Гревцева, Г.Я. Инновация как педагогическая категория: сущность и особенности / Г.Я. Гревцева, Е.В. Швачко, Т.В. Осипова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 1. - С. 21-26. БО!: 10.14529/реа190102

Grevtseva G.Ya., Shvachko E.V., Osipova T.V. Innovation as a Pedagogical Category: Essence and Features. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 1, pp. 21-26. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped190102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.