УДК 378+316.7+376
Расщепкина Наталья Афанасьевна
Кандидат химических наук, доцент кафедры химии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)», [email protected], Самара
ПОТЕНЦИАЛ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА1
Аннотация. В статье предложена модель потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала студента технического вуза, интегрирующего личностные и интеллектуальные ресурсы. Включение студентом инновационной профессиональной деятельности в систему жизненных целей и планов при наличии у него компетентности и развитой чувствительности к проблемам рассматривается как свидетельство успешного становления его потенциала самоопределения в качестве компонента инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная деятельность, самоопределение, ценности, интеллект, чувствительность к проблемам.
Rasshchepkina Natalia Afanasievna
Candidate of Chemistry, Associate Professor S. P. Korolyov Samara State Aerospace University, [email protected], Samara.
SELF-DETERMINATIONAL POTENTIAL AS A COMPONENT OF ENGINEERING STUDENT’S INNOVATION POTENTIAL
Abstract. The paper presents a model of self-determination potential as a component of an engineering student’s innovation potential. The potential integrates personal and intellectual resources.
If a student includes innovation professional activity into the system of vital goals and plants while being competent and sensitive to the problems it can be considered as evidence of successful forming of his self-determination potential as a component of innovation potential.
Keywords: innovation potential, innovative activity, self-determination, values, intellect, sensitivity to problems.
Разрешение проблемы формирования видуально-психологических особенностей,
самостоятельной, творческой, инициатив- лежащая в основе способности личности
ной личности-профессионала в вузе, акту- ставить и решать задачи нового использова-
альность которой показана О. Н. Больша- ния знаний в сфере своей профессиональной
ковой [1, с. 316], связываем с созданием в деятельности, имеющих общественную, ры-
высшей школе условий для становления ночную востребованность. Он интегрирует
инновационного потенциала студентов. Ин- ресурсы, позволяющие личности успешно
новационный потенциал понимается как ин- ставить инновационные цели на основании
тегральная системная характеристика инди- собственных выборов (потенциал самоопре-
1 Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)»; проект РПН № 14165 «Разработка учебно-методического комплекса и экспериментальная отработка образовательной технологии подготовки элитного корпуса специалистов для инновационной деятельности в наукоемких высокотехнологических отраслях машиностроения».
деления), и ресурсы, обеспечивающие переход к целенаправленной профессиональной деятельности и доведение поставленных целей до успешного осуществления (потенциал реализации) [2, с. 296]. В связи с этим модель потенциала самоопределения в качестве компонента инновационного потенциала студента технического вуза рассматривается как решение одной из задач на пути к разрешению проблемы подготовки студентов к эффективной инновационной профессиональной деятельности.
Инновационная профессиональная деятельность приводит к уникальным новым решениям и продуктам, поэтому ее успех обусловлен, во-первых, индивидуальностью профессионала, а, во-вторых, - его квалификацией. Важнейшими особенностями индивидуальности как наиболее сущностной характеристики человека являются её ценностный характер и саморегуляция. Инновационную профессиональную деятельность можно рассматривать как способ реализации профессионалом своей индивидуальности-уникальности при достижении общественно и лично значимых целей - создании инноваций.
Анализ структуры индивидуальных качеств профессионала [3, с. 82], позволяет сделать три важных вывода. Во-первых, профессиональная направленность как система мотивов естественным образом связана с профессиональным самосознанием. Эти психические образования представляют собой побудительную и регулирующую составляющие деятельности профессионала. Во-вторых, опыт как система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональная одаренность и сформированные на их основе профессионально важные качества личности составляют инструментальную основу деятельности профессионала (исполнительную составляющую деятельности). В-третьих, профессиональное самосознание является системообразующим фактором процесса взаимодействия личности с профессией.
В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский полагают, что «в феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность, т. е. заявляет о себе процесс саморазвития человека» [4, с. 7]. Поскольку важнейшим условием, даю-
щим человеку возможность стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного самосознания, который позволяет определить свой способ реализации, жизни, то развитие личностного самосознания является ведущим условием становления студента как субъекта инновационной профессиональной деятельности.
Следовательно, потенциал самоопределения студента (технического вуза) представляет интегративное образование, включающее личностное и профессиональное самосознание, в составе его общего самосознания. Целостность, единство профессионального и личностного саморазвития студент - выпускника технического вуза выступает как условие его успеха в инновационной профессиональной деятельности.
В состав инновационного потенциала личности В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский [4, с. 10] включили такие переменные как потребность в самореализации, мотивация достижения, особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, уровень саморегуляции, качества интеллекта, интеллектуальную инициативу, личностные качества, компетенции, которые можно отнести к мотивационному, когнитивному, ценностно-смысловому, регуляционному, операциональному его блокам.
Суммируя приведенные рассуждения, полагаем, что потенциал самоопределения как компонент инновационного потенциала студента характеризует интегративное образование, включающее в себя мотивационный, ценностно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, регуляционный блоки в побудительной и регулирующей составляющей и исполнительную составляющую (рис.).
Мотивационный блок содержит познавательные мотивы, интерес к технике, мотивацию достижения, мотивацию к инновационной профессиональной деятельности, потребности самообразования, саморазвития, самореализации в профессии, инновационной профессиональной деятельности. Развитие мотивационного блока предполагает трансформацию общих мотивов личности в профессиональные мотивы. Чем больше возможностей в плане удовлетворения потребностей, интересов студент находит в осваиваемой профессии, инновационной деятельности, тем большим личностным
Исполнительная составляющая
опыт, одаренность и важные для инновационной профессиональной деятельности
качества личности
Рис. Модель структуры потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала студента технического вуза
смыслом они обладают для него и тем сильнее его включенность в учебу, мотивация к инновационной профессиональной деятельности.
Когнитивный блок включает в себя самопознание как начальное звено самосознания; самооценку своих поступков и себя в целом. Развитие этого блока предполагает получение и развитие знаний о себе; соотнесение этих знаний с требованиями и нормами учебной, профессиональной и инновационной профессиональной деятельности. Характеристиками этого блока являются «Я - концепция» и самооценка студента.
Эмоциональный блок связан с возникновением долгосрочного положительного эмоционального отношения студента к себе как субъекту учебной и учебно-профессиональной деятельности, а в будущем и инновационной профессиональной деятельности, к процессу и содержанию вузовской подготовки, выбранной профессии, инновационной деятельности. Удовлетворенность, ответственное отношение к своей деятельности и поведению характеризуют этот блок.
Развитие ценностно-смыслового блока предполагает превращение ценностей профессионального сообщества, инновацион-
ной деятельности в собственные устойчивые и осознанные ценности, ценностные ориентации студента. В данный процесс включается механизм интернализации, действие которого реализуется посредством прояснения смысла собственной жизни и ее целей, поиска и выбора значимых ценностей, формирования системы ценностных ориентаций.
Ресурсом потенциала самоопределения является способность человека к инициативному целеобразованию, в основе которой лежит способность к обнаружению и разрешению познавательных противоречий («чувствительность к проблемам»). Феномен «чувствительность к пробле-
мам» изучали в рамках научной школы
О. К. Тихомирова (приводится по: 5, с. 13), результаты работы которой в настоящее время определяют как смысловую теорию мышления. Обнаруженное познавательное противоречие для одних людей означает возможность мыслить и представляет
особую ценность («имеет смысл»), а для других - антиценность, возникновение фрустрирующей ситуации, от которой
личность и защищается путем различных форм «ухода» от мышления [там же, с. 14].
«Чувствительность к проблемам» рассматривается Э. В. Галажинским как показатель степени открытости человека к познанию и творческому преобразованию мира (и себя) и как проявление продуктив-но-сверхадаптивного типа самореализации личности, который детерминируется ценностью саморазвития, самодвижения (приводится по: там же, с. 16). Именно этот тип соответствует инновационной профессиональной деятельности, так как её целью является конкурентоспособная продукция [2]. Изучение изобретателей и рационализаторов, зарекомендовавших себя как инициативно обнаруживающих и решающих изобретательские задачи, и специалистов в области инновационного проектирования показало, что они обладают развитой чувствительностью к проблемам как необходимой предпосылкой для успешности их деятельности.
Таким образом, ценностно-смысловой блок характеризует процесс содержательного раскрытия и принятия личностного смысла инновационной профессиональной деятельности, отражает место выбранной профессии в иерархической системе жизненных отношений, связь с определенными потребностями, мотивами и ценностями субъекта учебной и учебно-профессиональной деятельности. «Чувствительность к проблемам» и ценностные ориентации студента характеризуют этот блок.
Регуляционный блок раскрывает развитость всех компонентов и межфункцио-нальных связей системы саморегуляции, осознание учебных и профессиональных перспектив. Уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности студента и степень соответствия целей требованиям инновационной профессиональной деятельности являются характеристиками этого блока.
Функция побудительной составляющей структуры состоит в определении студентом личностной и профессиональной позиций, нахождении смысла в инновационной профессиональной деятельности, самопознании, понимании социально-нравственных, профессиональных требований и норм, предъявляемых к специалисту инновационной деятельностью, например, в наукоёмких высокотехнологических отраслях машино-
строения. Функция регулирующей составляющей структуры состоит в удержании студентом себя в рамках предъявляемых требований с учетом своих притязаний и в сравнивании альтернативных позиций субъектов учебной, учебно-профессиональной, инновационной деятельности. Реализация данных функций в единстве способствует становлению инновационного потенциала, так как ведет к стимулированию саморазвития, самоорганизации, творческого подхода студента, включению его в инновационную деятельность.
Опыт, одаренность и качества личности, важные для инновационной профессиональной деятельности, включаем в исполнительную составляющую структуры. Развитие исполнительной составляющей потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала предполагает его трансформацию в потенциал реализации по мере формирования у студента технического мышления, способностей, ценностных ориентаций, отвечающих требованиям инновационной профессиональной деятельности, накопления им опыта. Можно ли исполнительную составляющую структуры потенциала самоопределения рассматривать и оценивать как результаты обучения студента? Для ответа на этот вопрос обратимся сначала к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО). Результаты обучения выпускника в ФГОС ВПО представлены общекультурными и профессиональными компетенциями. По определению, заложенному в макете ФГОС, компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Опыт, способности и профессионально важные качества личности выпускника представлены в ФГОС в виде набора компетенций. Они отражают главным образом исполнительную составляющую деятельности выпускника как профессионала. Побудительная и регулирующая составляющие деятельности выпускника как профессионала в явном виде не представлены в результатах обучения. Следовательно, исполнительную составляющую структуры потенциала самоопределения можно рассматривать как результаты обучения студента. Сформирован-
ные у студента компетенции характеризуют его функциональные возможности в предметных областях («горизонтальный» критерий оценки его возможностей).
Вне работы интеллекта невозможно существование субъекта в качестве индивидуальности, поскольку именно интеллект обеспечивает необходимую степень автономности личности: независимость от актуальной ситуации, социальных стереотипов, нормативного знания. Интеллектуальную компетентность студента можно рассматривать как универсальный инструмент реализации профессиональной одаренности, обеспечивающий продуктивность и эффективность самоопределения в творческой по характеру инновационной деятельности. Поскольку компетентность определяет меру освоения индивидом некоторой предметной области, например, наукоёмкой отрасли машиностроения, позволяющую принимать эффективные решения, то компетентность студента выступает как «вертикальный» критерий оценки его возможностей или характеристика потенциала самоопределения, которая включает интеллектуальный, естественнонаучный, математический, гуманитарный и профессиональный элементы.
Полагаем, что названные компоненты потенциала самоопределения взаимно влияют друг на друга. Каждый из них вносит свой «вклад» в общую структуру, которая проявляется в реализации принятых решений.
Предложенная модель потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала соответствует определению инновационного потенциала. Сформиро-ванность компетенций и индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности, обеспечивает адекватная самооценка, удовлетворенность, ответственное отношение студента к своей деятельности и поведению, соответствие его ценностных ориентаций требованиям инновационной
профессиональной деятельности считаем показателями успешного формирования потенциала самоопределения. Включение студентом инновационной профессиональной деятельности в систему жизненных целей и планов при наличии у него компетентности и развитой «чувствительности к проблемам» указывает на успешное становление его потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала.
Решение задач диагностики потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала студента, и определения условий, которые способствуют его становлению в образовательном процессе, позволит на основе экспериментальных данных конкретизировать и скорректировать предложенную модель.
Библиографический список
1. Большакова О. Н. Необходимость формирования самостоятельной, творческой, инициативной личности-профессионала в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. -
С. 316-325.
2. Расщепкина Н. А. Потенциал самоопределения как фактор становления инновационного потенциала студентов технических вузов // Философия образования. - 2012. - № 1. - С. 289-296.
3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 6-12.
5. Краснорядцева О. М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 13-19.
6. Холодная М. А. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В. В. Знакова, Г. В. Залевского. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 236-261.