СИСТЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА: МАРЖИНАЛЬНЫЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ
А.А. Корнилов
Управление имуществом Министерства промышленности и ресурсов Челябинской области, г. Челябинск
Необходимость существования хозяйствующего субъекта для общества основывается на принципе разделения труда. Этот же принцип определяет и системное устройство хозяйствующего субъекта (ХС).
Г.А. Саймон выделяет две возможные его цели [4]: максимизация прибыли и психический доход (психическая удовлетворенность от деятельности ХС, находящегося в его собственности, или от своей предпринимательской деятельности).
По мнению А.Н. Богатко эти цели не являются истинными: «чувственности» и «удовлетворенности» здесь вообще не место [1]. И далее: в соответствии с принципом разделения труда ХС определяет «качественный вектор» или качественная направленность (миссия) своей деятельности.
Миссия ХС - это его основная (общая или принципиальная) цель. Она выражает саму идею существования ХС для общества; его необходимость или целесообразность. Миссия показывает, что вид деятельности, которым занимается ХС, нужен и необходим обществу. Она выражает мораль хозяйствующего субъекта; свидетельствует, что ХС создан и действует в первую очередь исключительно во благо общества.
В то же время миссия формирует саму суть экономической деятельности ХС. Она дает самые общие понятия о том, какой отрасли принадлежит ХС, о сфере его экономических интересов, а также о перспективах.
Практически миссия необходима при принятии оптимальных управленческих решений. Она является точкой отсчета и конечной причиной в логической цепи принимаемых решений тактической и стратегической направленности.
На основе миссии устанавливается главная цель ХС. Последняя определяется также субъективными требованиями высшего руководства ХС. Говоря иначе, главная цель выражает реальную деятельность ХС во времени и в пространстве. Она же формирует и определяет средства, при помощи которых ХС должен осуществлять свою миссию. Эти
средства выражаются в задачах хозяйствующего субъекта.
Задачи - это количественно измеряемые рубежи. К ним можно отнести, например, планы ХС. При этом важно, чтобы как главная цель, так и поставленные задачи были достижимыми. Это требование имеет психологическую основу, связанную с желанием сотрудников их выполнить и эффективно работать.
Главная цель и задачи ХС обязательно связаны с производством, созданием материальных благ из ограниченных экономических ресурсов. «Производство и его эффективность определяют целесообразность существования ХС как явления действительности для общества. Если ХС не производит материальные блага, он не нужен» [1]. И далее: любое производство, под которым понимается управляемый процесс физико-химического воздействия на свойства экономических ресурсов, возможно только при определенных условиях.
Самые общие категории, без которых принципиально невозможно производство, называются его факторами. Существует так называемая производственная функция, которая выражает связь этих факторов. По мнению А.Н. Богатко, функция эта следующая:
0 = ^К, Ь, А), где (2 - выпуск продукции в натуральном выражении; К, Ь, А — факторы производства (имущественный капитал, человеческий труд, бухгалтерский учет).
Имущественный капитал. Прежде всего, это средства труда (основной капитал ХС, по определению А. Смита). Это многочисленные основные средства и нематериальные активы (право пользования природными ресурсами, землей, изобретения, патенты, лицензии, торговые марки, товарные знаки).
Кроме средств в состав имущественного капитала входят также предметы труда (оборотный капитал ХС). В процессе производства персонал ХС (с помощью средств труда) воздействует на предметы труда, меняя их химическую и физическую форму. Прежде чем попасть в процесс производства, предме-
ты труда хранятся в виде запасов. Их приобретение определяется понятием «издержек производства».
Человеческий труд. Это многочисленный персонал ХС. По мнению И. Канта, на труд смотрят «как на занятие, которое само по себе неприятно (обременительно) и привлекает только своим результатом (например, заработком), стало быть, можно принудить к такому занятию» [2]. Цель такого рода труда называется ремеслом. По большому счету, есть еще две цели: искусство и наука. То и другое также присутствует в рассматриваемом факторе производства.
Бухгалтерский учет. Этот фактор, по мнению А.Н. Богатко, позволяет интенсифицировать производство. «Без бухгалтерского учета, самого по себе, как без техники и технологии и без персонала и управления, невозможна производственная деятельность» [1]. Говоря иначе, следует различать в рамках ХС три вида капитала: имущественный, человеческий и учетный.
Цель бухгалтерского учета - это создание способности ХС производить работы, услуги. Его «следует понимать как фактор производства, ибо бухгалтерский учет посредством управленческого учета, путем нормирования, задает интенсивность производства» [1].
Носителем учетного капитала является весь персонал системы учета. Во-первых, это квалифицированные бухгалтеры и бухгалте-ры-счетоводы (одни имеют высшее образование, другие - нет). Во-вторых, это внутренние аудиторы, осуществляющие ревизию в соответствии с требованиями ХС и действующим законодательством.
Качество учетного капитала определяется эффективностью системы внутреннего контроля ХС. По мнению Дж. К. Робертсона, это «система предотвращения, выявления и своевременной корректировки существующих ошибок в процессе обработки информации» [3]. Принципы этого контроля следующие:
1) контроль за упорядоченным и эффективным выполнением хозяйственных операций ХС;
2) выполнение требований финансовохозяйственной политики руководства ХС;
3) сохранение материальных ценностей
ХС;
4) обеспечение должного уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации ХС.
Таково мнение А.Н. Богатко по поводу факторов производства. Во многом оно совпадает с маржиналистским подходом к сущности предпринимательской деятельности. Однако есть и некоторые различия.
1. В соответствии с маржиналистской теорией «Земля» есть самостоятельный фактор производства. Отмеченное прежде всего касается такой отрасли национальной экономики как сельское хозяйство. Прежде всего, это определяется тем, что земля - естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности.
Земля, как фактор производства, обладает рядом специфических особенностей. Она -продукт природы, территориально ограничена, невоспроизводима (незаменима) и неоднородна по качеству. С землей связано такое понятие, как рента - доход, присваиваемый земельными собственниками. Ее образование связано не только с ограниченностью земельных ресурсов, но и с вложениями других (например, денежных) средств в один и тот же участок земли в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства.
2. Маржиналистской теории не свойственно выделение бухгалтерского учета как фактора производства. Вместо него используется другой фактор - предпринимательская деятельность (предусматривающая использование инициативы, смекалки и риска в организации производства). И вот с этих позиций- с позиций предпринимательства - без бухгалтерского учета никак не обойтись. Говоря иначе, он является составной частью предпринимательской деятельности.
С позиций рассматриваемого нами вопроса определенный интерес имеет и институциональная теория. В соответствии с ней факторами производства (наряду с трудом, капиталом и землей, включая землю с построенными на ней зданиями и сооружениями), являются: информация, рутина, организационная культура. Последние при этом называются «мягкими» - в противовес твердых, названных ранее. Homo economic us, осуществляя системное устройство ХС, объединяет их в рамках производства продукции, которая продается на рынке с целью получения прибыли (предпринимательского дохода).
1. Информация как мягкий фактор производства и реализации продукции. Институциональный подход предполагает ее неполноту, что является источником трансакционных издержек. Речь также может идти об
62
Вестник ЮУрГУ, № 14, 2008
Корнилов А.А.
Системное устройство хозяйствующего субъекта: _____маржинальный и институциональный подходы
ассиметричности информации, нащупывании равновесной цены, моделях локального рынка, цене подчинения закону и цене внелегаль-ности [6].
Для успешного функционирования в условиях жесткой конкуренции на рынках покупателя, пишет Г. Шаде, уже недостаточно придерживаться классического определения факторов производства (земли, капитала, труда). «С аналогичным по рангу значением в определение должна быть добавлена информация, получение такой информации является задачей маркетинговых исследований, которые включают в себя сбор, обработку и предоставление необходимых данных ограниченному кругу участников рынка» [9]. К отмеченному опять же можно добавить бухгалтерский учет как носитель определенного круга информации, характеризующий результативность предпринимательской деятельности.
2. Рутина. Речь идет о запоминании действия через его регулярное повторение. Рутина играет центральную роль в обеспечении информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпретировать, формировать и передавать сообщения. Рутина способствует решению проблемы принципиала и агента через снижение информационной асимметрии внутри ХС и облегчение контроля через воспроизводство уже сложившихся взаимоотношений ее участников.
3. Организационная культура. Последняя существует в любом ХС, материализуясь в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения принципиала и агентов. Интерпретативная функций организационной культуры заключается в ее использовании агентами для оценки обоснованности принципиала при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. Строго говоря, благодаря ее существованию ХС получает свою идентичность, препятствуя изменению взаимоотношений принципиала и агента [7].
Организационная культура - определенный институт, под которым понимается движущая сила развития: наряду с материальными факторами - это также духовные, моральные, нравственные [11]. Под институционализмом, которого придерживается тот же автор, понимается «наставление, указание, образ действия».
Итак, системное устройство хозяйствующего субъекта определяется наличием не только мягких, но и твердых факторов производства и реализации продукции. Системообразующим элементом при этом является Ното оесопотюив - человек экономический. В качестве его (принципиала) может выступать менеджер (тогда агентом являются работники, подчиняющиеся ему) или акционер (менеджер тогда сам является агентом).
Именно в соответствии с институциональной теорией Ното Есошмшсш (предприниматель) по своему положению может быть собственником капитала и (или) менеджером. В любом случае, именно ему присуща экономическая роль носителя риска и дохода, который является премией за риск. Он является создателем новых потребностей (что определяется чуткостью предпринимателя) или «корректором» целевых пропорций в рамках определенного времени. Но в любом случае -это «интуитивный» тип личности, менее способный к строгим логическим рассуждениям. «Основательная подготовка и знание дела, глубина ума и способность к логическому анализу в известных обстоятельствах могут стать источником неудач» [12]. Именно развитой интуицией, «чутьем» возмещается недостаток информации как мягкого фактора предпринимательской деятельности.
Однако сама предприниательская деятельность не может быть фактором производства - утверждает Л.Г. Симкина [11]. Она аргументирует свое мнение тем, что есть два условия для того, чтобы что-то считать фактором:
1) строгая однозначность;
2) бесконечная делимость.
«Таким образом, налицо явное противоречие: с одной стороны, предпринимательство является важной функцией рыночной экономики, а с другой - в условиях долгожданного конкурентного равновесия ему нет места в связи с тем, что экономическая прибыль равна нулю, а оплата других факторов производства осуществляется на основе теории предельной полезности» [11].
Отмеченным мы еще раз подчеркнем наличие разных мнений в отношении понимания сущности факторов производства. Наше же мнение уже было высказано ранее. Оно определяется существованием не только твердых, но и мягких факторов предпринимательской деятельности. Носителем и инициатором
их использования является личность предпринимателя - хозяйствующего субъекта, о системном устройстве которого и шла речь выше.
Литература
1. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. -М.: Финансы и статистика. 1999. -208 с.
2. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант; пер. с нем. - СПб. : Наука, 1995. - 512 с.
3. Робертсон, Дж. К. Аудит/Дж. К. Робертсон; пер. с англ. -М.: КРАЮ, 1993. - 496 с.
4. Саймон, Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Г.А. Саймон // Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995. -534 с.
5. Попова, Е.А. Экономика сельского хозяйства в цифрах и схемах / Е.А. Попова. - М.: ВНИЭТУСХ, 2005. - 22 с.
6. Попов, А.Н. Экономическая теория в вопросах и ответах / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин. -Екатеринбург: УрГЭУ, 2003. - 50 с.
7. Попов, А.Н. Фирма: экономика и безопасность деятельности / А.Н. Попов, Т.Н. Бухтияро-ва, С.М. Золотухин. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2005. -110 с.
8. Попова, Е.А. Формирование культуры управления предпринимательской деятельностью в АПК / Е.А. Попова. - М.: ВНИЭТУСХ, 2002. -52 с.
9. Шаде, Г. Аграрный маркетинг в процессе реформ / Г. Шаде // Проблемы формирования аграрного рынка России. Выпуск 1. Труды независимого аграрно-экономического общества России. -М. : МСХА, 1997. - С. 81-86.
10. Попов, Е.В. Эволюционная теория: «рутинный» подход к анализу стабильного и изменчивого в функционировании предприятия / Е.В. Попов, Н.В. Хмельнова // Вестник УГТУ - УПИ. -2004. -N9 4. -С. 5-12.
11. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учебное пособие / Л.Г Симкина. - СПб.: Питер, 2003.-448 с.
12. Шумпеттер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпеттер; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1982. - 200 с.
64
Вестник ЮУрГУ9 № 14, 2008