‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 2, 2008 г.
Экономика
Факторы инновационной активности хозяйствующих субъектов, их типология и взаимодействие
Ибатуллова Ю.Т.
Преподаватель кафедры экономики Академии управления «ТИСБИ» (Казань)
В статье рассматриваются факторы, воздействующие на инновационную активность хозяйствующих субъектов, проводится их типология и раскрывается системное взаимодействие.
Факторы, воздействующие на инновационную активность, в наиболее укрупненном виде можно подразделить на внешние и внутренние; интегративные, консолидированные, системные, постоянные и единичные, обособленные, разорванные, дискретные; объективные и субъективные, действующие и противодействующие.
К системному, сложному фактору, воздействующему на инновации, относятся традиции, которые интегрируют все перечисленные функциональные свойства других факторов из разных сфер бизнеса, власти и социума. Традиции имеют сложную объективно-субъективную структуру. С одной стороны, традиции как и другие факторы внешней среды имеют объективную природу, поскольку их действие обусловлено долговременными тенденциями и не может быть связано с единовременными волевыми решениями конкретного субъекта. С другой стороны, традиции субъективны, поскольку они относятся к факторам внешней среды, действие которых является прямым следствием сознательно принятого решения в отношении конкретных инноваций. «Традиции» как экономическая категория представляет собой повторяющиеся, предсказуемые экономические отношения хозяйствующих субъектов, производящих известные, широко распространенные системные полезности для удовлетворения потребностей и получения системных эффектов. Основные
черты экономических традиций: широкое распространение; наличие внутренней иерархии; связь с неявным знанием и невесомым богатством хозяйствующего субъекта; является генетической средой, ресурсом инновации.
Экономические традиции в экономической системе выполняют следующие основные функции:
- содержательную, т.е. они помогают раскрыть ее специфику, обеспечивают ее «узнаваемость» и фундаментальную инновационность в сравнении с другими, в том числе, национальными экономическими системами;
- стабилизирующую, т.е. сохраняют данную экономическую систему как особенную конкурентоспособность, обеспечивают ее устойчивое и стабильное воспроизводство;
- организационно-управляющую, т.е. обеспечивает определенный тип самоорганизации и самоуправления экономической системы как внутри себя, так и во вне;
- развивающую, т.е. поисковую, которая направлена на самосохранение, самообновление и саморазвитие, в том числе за счет ретроспекции (ретроспекция - обращение к опыту, его сохранение и возобновление), рефлексий (рефлексия - осознание хозяйствующими субъектами собственных форм действий и предпосылок) и инноваций;
- прогностическую, т.е. традиция обеспечивает распознавание самой себя, а также скрытых
10
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 2, 2008 г.
Экономика
опасностей и возможностей, которые ее поджидают в будущем, в том числе и от инноваций.
Важнейшей формой реализации экономических традиций являются рутины. Смысловая нагрузка этого понятия неоднозначна. В нем отражаются различные, в том числе экономические явления. Об этом свидетельствует словарное толкование его содержания: рутина [фр. routine <route> дорога] означает следование привычным приемам в быту и работе при одновременном нежелании и боязни перемен, нововведений; совокупность методов, обычных для данного вида деятельности; застой, косность [2]. Однако, если предположить, а это реально допустимо, что инновация становится рутиной, то есть поведенческим стилем деятельности хозяйствующих субъектов, то вряд ли можно противопоставлять ее нововведению и характеризовать как застой и косность. Поэтому считаю, что наиболее точное экономическое толкование рутины дается А.Ю. Юдановым, который определяет их как «повторяющиеся, нормальные и предсказуемые процедуры решения бизнес-проблем. Именно рутины связывают людей в единый коллектив. Любой работник знает, что он должен делать... А его коллеги понимают, какие задачи ставят перед каждым из них его действия». Далее А.Ю. Юда-нов заключает, что, с одной стороны, «без людей с необходимыми для конкретной ситуации знаниями, умениями и практическими навыками рутины неисполнимы», с другой стороны, «без рутины даже квалифицированные специалисты - это скопище людей, не знающих, что им делать, и постоянно допускающих коммерческие ошибки.» [3].
Следовательно, уровень системной полезности и системных эффектов в процессе реализации экономических традиций зависит от хозяйствующих субъектов с определенной системой согласованных традиционно-инновационных знаний, умений и практических навыков, определяющих стиль конкурентного поведения и рутин как согласованных ключевых компетенций, связывающих подконтрольную деятельность людей в конкретной экономической системе и ее подсистемах, в том числе в подсистеме «Бизнес-Власть-Социум». Дело в том, что экономические традиции и рутины как формы их реализации, так же как и иннова-
ции органично вплетены в любую автономную социальную систему, ее подсистемы, уровни и сферы, и их эффективная реализация возможна только в условиях согласованного взаимодействия прямых и обратных, положительных и отрицательных связей. Отсутствие такового обусловливает рост диссипативных явлений и трансакционных издержек на всех уровнях и во всех сферах экономической системы, усиливая неравновесность ее движения.
Для сглаживания неравномерности развития экономической системы необходимо консолидировать согласованные уровни развития традиционного и инновационного потенциалов хозяйствующих субъектов и всей подсистемы «Бизнес-Власть-Социум» и совершенствование механизмов их обеспечения. Данная консолидация обусловливает кардинальные изменения во всей экономической системе, в том числе и инновационной сфере.
Необходимо отметить, что в инновационной экономике действие всех факторов осуществляется в совокупности. Стимулирующие побудительные мотивы - объективные и субъективные - координируются, соподчиняются, трансформируются и диверсифицируются и образуют систему мотивации для осуществления инновационной деятельности, формируя инновационную стратегию на конкретном этапе развития.
Множественность социально-экономических отношений, связывающих современные инновационные структуры с различными контрагентами в виде потребителей, посредников, конкурентов, финансовых институтов, государственных служб и т.д., делает эти структуры полноправными субъектами рыночных отношений. Данное обстоятельство заставляет их действовать в соответствии с объективными факторами рынка, специфика проявления которых обусловливается соотношением рыночных методов регулирования экономики и степенью государственного воздействия, характерными для каждой отдельной страны. Однако независимо от силы воздействия рыночных механизмов сущность их влияния на поведение экономической системы закономерна для всех обществ, базирующихся на единых принципах организации хозяйства: многообразии форм
11
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 2, 2008 г.
Экономика
собственности и экономических интересов, конкуренции, свободе предпринимательства, государственной форме регулирования и т.д.
При рассмотрении воздействия на инновационную деятельность этих факторов необходимо учитывать периодичность появления кластеров нововведений, преобладание той или иной группы инноваций в разные периоды времени (радикальных и просто улучшающих, технологических, управленческих). Это позволяет предположить взаимосвязи между специфическим действием объективных факторов в разные периоды развития экономики и инновационной активностью, на которую оказывают влияние данные факторы.
К числу наиболее активно воздействующих объективных факторов на инновационную деятельность, на наш взгляд, следует отнести:
- прибыль как главный побудительный мотив и движущую силу производства;
- стоимость, регулирующую развитие экономики и определяющую необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
- спрос и предложение, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
- конкуренцию, характеризующую экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные факторы. Конкуренция определяет форму движения и развития рыночной экономики;
- циклическое развитие, определяющее взаимосвязь деловой активности и соответствующей фазы «цикла».
Действие фактора стоимости имеет место во всех типах рынков и действует «как возмещение каждым партнером причиненных потерь или упущенной выгоды другому партнеру хозяйствования» [1]. Современное толкование действия фактора стоимости составляет основу деятельности участников экономических отношений. Кроме того, необходимо отметить, что при определении степени воздействия данного фактора на инновации необходимо учитывать роль информации, управления, научных исследований, новых источников финансирования труда в инновационном процессе.
В современных условиях действие фактора стоимости включает в себя процессы оплаты 12
отрицательного эффекта от инновационной деятельности. С нашей точки зрения, данная сторона действия фактора стоимости является очень существенной при разработке инновационной стратегии. В этой связи за отрицательный эффект в случае неудачного инновационного проекта предприниматель также получит эквивалент, цену с обратным знаком: не рынок заплатит за новшество, а предприниматель заплатит рынку своими финансовыми и моральными потерями.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что фактор стоимости непосредственно влияет на выбор инновационной стратегии не только при формулировании цели инновационного процесса, но, главное, при определении источников его финансирования. Так, в случае использования заемных источников все отношения между орга-низацией-создателем новшества и организацией, финансирующей проект, строятся на основе взаимной выгоды. В этом сущность современной контрактной системы. Так, например, все хозяйственные договоры государства по методу расчетов с исполнителями делятся на два типа: возмещения издержек производства и фиксированных цен. Поощрения или экономические санкции находятся в зависимости от выполнения условий контракта, технической неопределенности, связанной с его выполнением.
С одной стороны, государственный контракт представляет собой субъективный внешний фактор воздействия на инновационную деятельность, поскольку является продуманным инструментом государственной политики. Но с другой стороны, контрактная система в странах с рыночной экономикой сама является следствием рыночных отношений, механизмом, в котором реализуется фактор стоимости на государственном рынке, где государство выступает в роли заказчика новшества, а инноватор - в роли исполнителя, отношения между которыми строятся с помощью движения денег на принципах взаимной выгоды.
В то же время мотив экономической выгоды ассоциируется с прибылью, получаемой на вложенный капитал.
Присвоение прибыли является господствующим фактором любого рыночного механизма. Она выступает в данных условиях важнейшим
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 2, 2008 г.
Экономика
стимулом предпринимательской активности вообще и инновационной, в частности. Капитал, финансовые источники ищут выгодного применения, устремляясь в те сферы экономики, где больше норма прибыли. Наибольшей нормой прибыли обладают отрасли или предприятия, добившиеся монополии на рынке, благодаря которой они в состоянии получать монопольную прибыль. В условиях эффективно функционирующего рынка монопольное положение производителя чаще всего является следствием концентрации и централизации капитала, что является преимущественно результатом нововведений. В то же время монополия такого порядка - состояние практически недостижимое. Поэтому стремление к монопольному положению на рынке ради достижения монопольной прибыли преобладает в случае низкой средней нормы прибыли, получаемой при производстве стандартной продукции.
Когда средняя норма прибыли высока, то нет существенного стимула осуществлять рисковые инновационные проекты. Обеспечить высокую норму прибыли предприятия стараются за счет экономии на издержках и масштабах производства, то есть с помощью улучшающих нововведений. Также используются методы спекулятивной игры с ценными бумагами с целью извлечения прибыли. В то же время в условиях современного рынка стимулирующее воздействие прибыли на инновационную деятельность оказывается тем сильнее, чем труднее извлечь высокую норму прибыли альтернативными (более легкими) методами.
Присвоение максимальной прибыли в качестве основной и непосредственной цели предприятия в настоящее время модифицировалось. Произошло превращение целевой функции фирмы из функции одной переменной (прибыли) в функцию нескольких переменных (прибыль, объем продаж, доля рынка, технологический рост), мы называем это состояние системным эффектом. Диверсификация целевой функции фирмы говорит об усложнении способов достижения этой цели. Переход от эпохи стандартного, массового производства, при которой получение дополнительной прибыли связывалось, в основном, с экономией на издержках, к рынку структурированному, ориентированному на кон-
кретного потребителя, значительно усложнил способ получения дополнительной прибыли. Экономия на масштабах производства уже не оказывается превалирующим способом извлечения высокой нормы прибыли, поскольку перед фирмами все чаще встает проблема реализации продукции. Современный рынок обусловливает извлечение высокой нормы прибыли путем реализации инноваций, в том числе ее интеллектуальной формы.
В эпоху индивидуализированного спроса присвоение прибыли неизбежно координируется с действием таких объективных факторов рыночной экономики, как спрос и предложение, которые, будучи конкретной формой реализации стоимости, имеют самостоятельное содержание.
Спрос и предложения характеризуют экономический механизм взаимосвязи производства и потребления. В наиболее общем виде спрос характеризует обратную, отрицательную, связь между ценой товара и спросом на этот товар, а предложение, наоборот, характеризует прямую, положительную, связь между ценой и количеством предлагаемого к продаже товара. Неценовые факторы спроса и предложения, которые оказывают влияние на характер такой связи, в каждой конкретный момент позволяют фирме ориентироваться в поведении потребителей на конкретном сегменте рынка и принимать в соответствии с этим прогнозом более рациональные решения. Исследованиями такого рода занимается конкретное направление - маркетинг инновационных товаров и услуг.
По нашему мнению, спрос непосредственно воздействует на инновационную стратегию экономической системы. Конечной целью инновационной деятельности, как известно, является создание новшеств, которые становятся товарами на конкретном типе рынка. В этой связи перед экономической системой изначально стоит задача прогнозирования потребительского спроса на будущее новшество. В случае, когда новшество реализуется внутри организации или на государственном рынке все решается сравнительно легко, требования потребителя сформулированы при постановке конечной цели инновационного проекта. Сложность вызывает прогнозирование спроса для радикаль-
13
‘Вестник экономики, права и социологии’’, № 2, 2008 г.
Экономика
ных, революционных нововведений. В этом случае перед экономической системой стоит сложная задача - самой сформировать спрос на новшество на основе изучения, анализа еще неосознанных потребителями собственных инновационных потребностей.
Не менее сложным и важным является учет воздействия предложения на инновационную деятельность, которое тесно связано с прибылью, поскольку непосредственно влияет на уровень коммерческой отдачи от реализации инновационного проекта. Составные части предложения, такие как цены на ресурсы (в том числе финансовые), технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, число конкурентов на рынке и другие, предопределяют издержки создания новшества и, следовательно, размер прогнозируемой прибыли.
Необходимо осознавать, что и в теории, и на практике все объективные факторы рынка, воздействующие на инновационную деятельность, следует рассматривать как целостную систему. Каждый из действующих факторов является непременным условием действия других.
Рассматривая влияние объективных факторов на инновационную активность хозяйствующих субъектов, необходимо осознавать комплексность действия всех экономических механизмов. Мы считаем, что в реальной действительности все факторы взаимодействуют между собой. Реальный инновационный экономический процесс выступает как некая равнодействующая многих экономических и других факторов.
Литература:
1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Инновации. - 2003. - № 6. - С.25-32.
2. Наука России. 1993: сб. ст. - М.: ЦИСН, 1994. - 239 с.
3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие. М.: АКАЛИС, 1996. - 272 с.
14