Научная статья на тему 'Развитие теории факторов предпринимательской деятельности'

Развитие теории факторов предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ФАКТОРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЯ «ИНСТИТУТЫ АГЕНТЫ» / МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / PROCESS OF AN INSTITUTIONALIZATION OF THE RELATION «INSTITUTES AGENTS» / ENTERPRISE ACTIVITY / INTERMEDIARY / FACTORS OF ENTERPRISE ACTIVITY / SOFT AND FIRM FACTORS OF MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенафонтов Николай Васильевич

Проводится исследование проблемы развития теории предпринимательской деятельности с точки зрения типологии. Раскрывается сущность пяти предпринимательских качеств для создания собственного дела. Приводится классификация форм предпринимательской деятельности по степени её приближения к уровню институциональной гибкости. Особый акцент делается на понимании сущности социально-психологической особенности российской активизации предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of a problem of development of the theory of enterprise activity is conducted in article from the point of view of typology. The essence of five enterprise qualities, for creation of own business reveals. Classification of forms of enterprise activity by degree of its approach is resulted in level of institutional flexibility. The special accent becomes on understanding of essence of socially psychological feature of the Russian activization of enterprise activity.

Текст научной работы на тему «Развитие теории факторов предпринимательской деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 8 (262). Экономика. Вып. 36. С. 26-32.

Н. В. Ксенафонтов

развитие теории факторов предпринимательской деятельности

Проводится исследование проблемы развития теории предпринимательской деятельности с точки зрения типологии. Раскрывается сущность пяти предпринимательских качеств для создания собственного дела. Приводится классификация форм предпринимательской деятельности по степени её приближения к уровню институциональной гибкости. Особый акцент делается на понимании сущности социально-психологической особенности российской активизации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, посредничество, факторы предпринимательской деятельности, процесс институционализации отношения «институты — агенты», мягкие и твердые факторы производства.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Но в жизни ее мотивы определяются не только желанием обогатиться. В основе большинства побудительных мотивов лежит удовлетворение своего «я»: желание оставить память о себе, достичь признания в обществе, получить удовлетворение от самого акта созидания, стремление реализовать на практике какое-то новшество.

По большому счету можно выделить два фактора успешного развития предпринимательской деятельности: желания и возможности. Они, одновременно, дополняют друг друга и имеют свою специфику.

Общий смысл предпринимательства сводится к открытию собственного дела. Этому предшествует «три момента»: отказ от прежней карьеры и готовность изменить свой образ жизни; убеждение в том, что иметь собственное дело — занятие престижное и достойное; уверенность в том, что создать такое дело вполне реально [2]. Все это и определяет наличие желания заниматься предпринимательской деятельностью.

Можно выделить пять предпринимательских качеств характера. Суть их состоит в следующем:

1. Целеустремленность. Это означает: устремленность в будущее, самодостаточность, оптимизм, ориентация на успех (результативность), энергичность, трудолюбие, самоуверенность.

2. Независимость (любовь к необычным поступкам, стремление работать в одиночку, нежелание следовать чьим-то указаниям).

3. Творческий подход (новаторство, воображение, многосторонние интересы, интуиция, любовь к новшествам и изменениям в жизни).

4. Стремление к риску (умение действовать в условиях неполной информации, принимать решения, точно оценивать свои возможности, вероятные доходы и расходы, ставить перед собой достижимые цели).

5. Решительность и настойчивость (не верить в судьбу, склонность к самоуверенности, уравнивать результаты с усилиями по их достижению).

При наличии таких качеств можно серьезно относиться к наличию желания заниматься предпринимательской деятельностью. Оно непосредственно связано с так называемой «субъективной экономической жертвенностью», имеющей прямой выход на теневую сторону данной личности.

Наличие (или отсутствие) субъективной экономической жертвенности позволяет ответить на вопрос «кто может стать предпринимателем?». Но кроме него есть еще один, не менее важный вопрос. Он формулируется следующим образом: «Как можно стать предпринимателем и открыть свое собственное дело?».

Тот, кто решил стать предпринимателем, проходит через определенные этапы реализации своего проекта: поиск бизнес-идеи, оценка ее жизнеспособности и т. д. Естественно, перед ним встает задача организации собственного дела, создания предприятия. Это может быть осуществлено через покупку уже существующего, учреждение совместного (в союзе с другими физическими или юридическими лицами) или создание нового предприятия. Типичные этапы этого процесса: 1. Появление бизнес-идеи. 2. Определение жизнеспособности идеи. 3. Определение мас-

штабов деятельности. 4. Переговоры и договоры.

5. Рождение предприятия.

Любой начинающий предприниматель сталкивается с рядом препятствий, затрудняющих его выход на тот или иной рынок.

Во-первых, препятствия созданы законодательными организациями. Во-вторых, они порождены неравномерностью информации (обосновавшиеся компании обладают сведениями, не доступными для входящих предприятий, что позволяет первым сохранять свои позиции на рынке). В-третьих, вызваны сравнительными преимуществами закрепившихся предприятий (они долгое время могут поддерживать цены ниже средней стоимости производства и сбыта).

Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Все они дополняют друг друга, благодаря чему осуществляется достаточно эффективный и целостный процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю. По большому счету предпринимательская деятельность подразделяется на:

1) деятельность по производству товаров и услуг;

2) посредническую деятельность. Посредниками при этом понимаются лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя товаров и услуг или их потребителя.

Посредничество, с точки зрения производителя, повышает эффективность его работы, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передовая посреднику функции по продвижению товаров и услуг к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а следовательно, повышает и прибыльность производства.

Посредническая предпринимательская деятельность всегда осуществляется в конкретной форме. Самой распространенной является «агентирование». Агент — лицо, действующее в интересах принципала, скажем, производителя товаров и услуг.

Агенты обычно представляют интерес нескольких производителей товаров и услуг (агенты производителей). Различают, кроме того, полномочных агентов (они получают право на сбыт всей продукции и представляют собой как бы отдел сбыта, не входящий в структуру фирмы-производителя) и агентов по закупкам (они занимаются подбором нужного товарного ассортимента, например, для мелких розничных торговцев).

А. Тоффлер пишет о том, что в глобальном обществе в последние десятилетия меняется власть. Речь идет не только о том, что грамотное управление становится все важнее для любого предприятия. Особенно важно другое — изменения в структуре управления тремя видами капиталов (физическим, человеческим и социальным).

Власть, по мнению американского футуролога, все более переходит в руки знаний (информации) и культуры. К этому можно было бы добавить еще и доверие, снижающее трансакционные издержки предпринимательской деятельности. Интерес в этом плане представляет следующая схема (см. рисунок).

Дж. Коулман справедливо пишет: «Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов» [1]. Но он так же, как физический и человеческий капиталы, облегчает производственную деятельность. Например, коллектив, внутри которого существует абсолютное доверие, способен совершить много больше по сравнению с коллективом, не обладающим данными качеством.

Предпринимательскую деятельность называют иногда просто «предпринимательством» [4]. «Предпринимательство. является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой».

Капитал

Культура

Доверие

Информация

Основные факторы предпринимательской деятельности

И в этом плане предпринимательство является важнейшим фактором производства (наряду с трудом, капиталом и землей). По справедливому мнению некоторых авторов, он «может быть запущен только экономическими мерами со стороны государства» [7]. Особенности его (в масштабах нашей национальной экономики) следующие (табл. 1).

Особую значимость в современных условиях приобретает развитие малого предпринимательства. Региональная структура его следующая: центральный район — 30,5 %, Уральский — 10,6, Западно-Сибирский — 10,5, Кавказский — 9,8, Поволжский — 9,6, Северо-Западный — 9,6, Восточно-Сибирский — 5,2, Дальневосточный — 5,0, Северный — 2,9, Волго-Вятский — 2,9, Центрально-Черноземный — 2,7 (в итоге — 100 % по всем районам Российской Федерации).

В табл. 2 представлена отраслевая структура малого предпринимательства. Как видно из представленных данных, она особенно развита в таких отраслях, как торговля и общественное питание, строительство и промышленная. Деятельность в сфере нематериального производства в этом плане пока особо не выделяется. На его долю приходится 13,8 % числа малых предприятий, выпускающих 3,5 % товаров и услуг.

Дальнейшее развитие предпринимательства требует вмешательства государства. Ф. Хайек по этому поводу писал: «Планирование и конкуренцию можно совместить, если только первое будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее». Интерес в этом плане представляет и мнение В. Ойкена. Современное государство,

Таблица 1

Социально-психологические особенности российского предпринимательства [7]

№ п/п Современное российское предпринимательство Перспективы российского предпринимательства

1 Конец XX в.: около 700 тыс. хозяйствующих субъектов Перспективы: в первом десятилетии XXI в. около 3 млн хозяйствующих субъектов

2 Преобладающий тип: торгово-посреднический или чисто торговый Преобладающий тип хозяйствования: производственный, инновационный научный, товаро-посредниче-ский, торговый

3 Самостоятельное, из «нужды не выходящее» Интрапренерское, под «крышей» большого бизнеса или государства

4 Во многом безнравственное, «теневое» Преимущественно нравственное, созидательное, соблюдающее этику деловых отношений

Таблица 2

Отраслевая структура малого предпринимательства, %

Отрасль национальной экономики Число малых предприятий Численность занятых Производство продукции

1. Промышленность 14,6 24,0 20,0

2. Сельское хозяйство 1,1 0,8 0,3

3. Торговля и общественное питание 42,7 24,6 50,5

4. Материально-техническое снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0

5. Информационное обслуживание 0,8 0,5 0,2

6. Общая коммерческая деятельность 4,8 3,9 2,5

7. Транспорт и связь 2,3 2,2 -

8. Прочая деятельность в сфере материального производства 1,5 1,4 0,7

9. Деятельность в сфере нематериального производства 13,8 12,4 3,5

Итого 100 100 100

писал он в свое время, «не должно оставлять экономику без присмотра» [3].

В. Г Федцов в работе «Предпринимательский прорыв экономики России в XXI веке» определяет определенную «программу действий» [7]. Она включает в себя следующее.

1. Необходимо ввести индикативное стратегическое планирование в масштабе страны в целом и по отраслям.

2. Построить двухъярусную структуру экономики: небольшое количество больших предприятий и много малых и средних.

3. Создать эффективные условия для максимальной свободы рыночных отношений, что наилучшим образом распределяет экономические ресурсы, снижает цены и повышает качество продукции.

4. Использовать множество инструментов управления и регулирования экономикой, которые обеспечат его эффективность. Особенно это важно в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

В этом деле особо «необходим некоторый внутренний экономический импульс, способный создавать предпринимательские волны».

Следует отметить, что до сих пор речь шла о предпринимателях-собственниках. Об этом пишет в своей работе уже цитируемый ранее

В. Г Федцов. Он же справедливо отмечает, что в нашей стране впереди неизбежен передел собственности. «Но рациональное перераспределение (без крови и силового принуждения) должно происходить по критерию эффективности управления собственностью: собственники, приумножая свой капитал, будут либо служить обществу, либо утратят свою собственность под ее бременем».

Кроме предпринимателей-собственников следует различать и предпринимателей-менедже-ров. Речь в данном случае идет о новых (предпринимательских) методах управления. «Среди новых менеджерских методов управления главенствующую роль начинает играть делегирование со стороны менеджера предпринимательских методов работы своим сотрудникам, создание для них комфортных условий и привлекательной мотивации для участия в предпринимательском процессе» [7].

Все это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к управлению предпринимательской деятельностью.

Эволюция — синоним развития или изменения. Это универсальная форма движения, охва-

тывающая всю экономику (как на макро-, так и микроуровне). Такого рода эволюцию можно рассматривать во всех сферах материального производства (в том числе и в рамках агропромышленного комплекса).

С точки зрения эволюционной теории, национальную экономику можно представить в виде двух составных частей: институтов (то есть правил игры, определяющих экономическое поведение) и агентов, действующих в экономическом пространстве. При этом наиболее существенно отличаются друг от друга агенты макро- и микроэкономического типов. С учётом этого можно выделить три направления исследований, осуществляемых в рамках эволюционной теории:

— институциональное;

— макроэкономическое;

— микроэкономическое.

Все эти направления связаны между собой с точки зрения отношений «институты — агенты». Каждое из них при этом имеет свои особенности в аспекте эволюционных свойств.

Институты не всегда можно увидеть, почувствовать, пощупать и даже измерить. Нередко это конструкции, созданные человеческим сознанием. Значимость их определяется функционированием рынков, честностью в конкурентных отношениях, правовыми нормами и правилами экономического поведения.

Такого рода институты выступают факторами успеха предпринимательской деятельности. Они задают правила игры, в рамках которых экономические агенты свободны в выборе своего поведения. В основе образования институтов лежит необходимость переработки информации хозяйственными агентами вследствие затратного характера трансакций. Это связано с передачей и переработкой информации, которая носит асимметричный характер.

Значение институциональной теории для современного экономического анализа определяется рядом обстоятельств. И, прежде всего, это то, что каждая экономическая модель соответствует строго определённому набору институциональных ограничений. Эти наборы радикально отличаются друг от друга и во временном разрезе, и при сравнении экономик разных стран. Содержание каждой модели зависит от конкретных институтов.

Конкретные институциональные ограничения образуют то пространство, в рамках которого

действуют экономические агенты. И если последние направляют свои усилия на непродуктивную деятельность, это значит, что действующие институты поощряют именно это.

Таким образом, современный институционализм имеет собственный понятийный аппарат. Он связан с теорией трансакционных издержек, теорией асимметричности информации и, по большому счёту, с эволюционной теорией.

Второе направление данной теории — макроэкономическое. Прежде всего, оно связано с закономерностями долгосрочного технико-экономического развития. Здесь речь идёт о макрогенерации и системном управлении предпринимательской деятельностью.

Реформирование экономических отношений в России связано с обновлением парадигмы государственного управления предпринимательской деятельностью. Суть её в новых условиях хозяйствования определяется следующими принципиальными положениями:

— любая деловая организация — «открытая» система, рассматриваемая в единстве её составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Говоря иначе, стратегию развития и практику поведения предприятия определяет в первую очередь то окружение, в котором оно действует;

— ситуационный подход к управлению. Под ситуацией при этом понимается конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на работу предприятия в данный период;

— эффективность деловой организации зависит, прежде всего, от её предпринимательского потенциала. С целью его реализации необходимо создать конкурентоспособную систему управления, адаптированную к рыночным отношениям, усилить её информационную обеспеченность и стратегическую ориентацию;

— внешнюю среду можно представить в виде модели ее осмысления со стороны лица, принимающего решения (экономического агента). В зависимости от опыта и знаний данного лица эта модель может приближаться или отдаляться от объективной реальности. Соответственно меняется модель поведения и результаты предпринимательской деятельности. Третье направление эволюционной теории — микроэкономическое, связанное непосредственно с предпринимательской деятельностью. В рамках данного направления рассматривается концепция соревнования фирм, определяющая разброс в их поведении.

Эволюционный подход (в отличие от неоклассического) не оперирует понятием «максимизация прибыли». Для него более важным является понятие «находясь в поисках прибыли».

Предприниматель является примером самоорганизующихся систем. Являясь Personal economics, он обладает предпринимательской функцией, под которой понимается инновация и умение направлять ее в деловую активность. Данная функция «сопряжена с самоорганизацией предпринимателя в качестве активного субъекта экономического процесса». Он самоорганизуется в деловой среде, то есть самостоятельно, без какого-либо «толчка» извне, превращается в производителя конкретного товара или же в дополнение к тому, что он уже производит, начинает поставлять новый для рынка результат своей производственной деятельности.

Предпринимательская функция, являющаяся своего рода принципом самоорганизации, может быть выражена через функцию трех типов совершаемых действий:

1) генерирование идеи;

2) вовлечение в процедуру реализации деловой идеи инвесторов (осуществление мер по финансовому обеспечению своего проекта);

3) обеспечение профессионального управления создаваемой производительной структурой. Предприниматель при этом или сам возьмет на себя такого рода обеспечение или примет со стороны профессионала в сфере управления — менеджера.

Генерирование идеи влечет за собой цепочку действий: деловое проектирование — подготовка бизнес-плана — принятие решения — управление процедурой реализации проекта — создание производительной структуры. Говоря иначе, это не только вдохновение, но и «каторжный труд» (по мнению Т. Эдисона, на долю первой составляющей приходится лишь 1 %, а второй — 99 %).

Идея не обязательно может быть собственной. Она может быть и заимствованной, то есть иметь вид лицензии или франчайзинга.

У современного предпринимателя существует свое поле действия (в общем экономическом пространстве). Появление новой предпринимательской структуры перестраивает сложившуюся структуру полей. Это сопровождается столкновением экономических интересов и переоценкой ценностей в системе предпринимательства. Оборотной стороной всего этого являются новые риски и страхи, а также определенные страхую-

щие действия, что в совокупности и характеризует предпринимателя как самоорганизующегося субъекта экономического процесса.

Эволюционная теория предпринимательской деятельности вызывает необходимость в моделировании личности предпринимателя. В совокупности со свойствами данной личности, не имеющих отношения к профессиональным чертам, эта модель определяет образ предпринимателя, деятельность которого является важным фактором производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Смитом в свое время была разработана концепция «свободного предпринимательства». Однако ему была свойственна склонность к переоценке значения труда и недооценке самого бизнеса, в рамках которого осуществляется данный труд.

Основные положения концепции А. Смита покоятся на идеологии протестантизма, что свойственно предпринимательской личности Европы и Америки. Для японцев же такого рода идеологией является философия буддизма и конфуцианства. Именно поэтому они не считают «всякое решение окончательным и неизменным».

В соответствии с восточной философией необходима индивидуальная приспосабливаемость к «беспрерывно разворачивающемуся потоку событий» (как в спортивной борьбе).

В некоторой степени все это прослеживается в трудах Й. Шумпетера. Он поставил во главу угла личность предпринимателя, «определив его функции в контексте экономического развития».

Й. Шумпетером была разработана «концепция созидательного разрушения». В соответствии с ней, приверженность устоявшимся взглядам и структурам делает предпринимательскую личность невосприимчивой к новым идеям. Между тем «гибкость — это необходимое условие успеха в бизнесе. Когда кто-либо приходит к выводу, что существующим потребностям отвечает какая-то новая расстановка сил, отличная от имеющейся, тогда происходит сознательное разрушение старых структур, которое продолжается до тех пор, пока не возникает некая новая ситуация».

По мнению Й. Шумпетера, следует различать два поведения предпринимательской личности. Первое (адаптивное) связано с «управлением имеющимися в распоряжении ресурсами», второе (креативное) — с творчеством, созиданием нового, неизвестного ранее. Все это нашло отклик прежде всего в США и стимулировало предпринимательскую деятельность, направленную на

получение прибылей и расширения рынков сбыта товаров и услуг [8].

Организационная культура — определенный институт, под которым понимается движущая сила развития: наряду с материальными факторами — это также духовные, моральные, нравственные [6]. Под институционализмом, которого придерживается тот же автор, понимается «наставление, указание, образ действия».

Итак, системное устройство хозяйствующего субъекта определяется наличием не только мягких, но и твёрдых факторов производства и реализации продукции. Системообразующим элементом при этом является Homo economics — человек экономический. В качестве его (принципала) может выступать менеджер (тогда агентом являются работники, подчиняющиеся ему) или акционер (менеджер тогда сам является агентом).

Именно в соответствии с институциональной теорией Homo economics (предприниматель) по своему положению может быть собственником капитала и (или) менеджером. В любом случае, именно ему присуща экономическая роль носителя риска и дохода, который является премией за риск. Он является создателем новых потребностей (что определяется чуткостью предпринимателя) или «корректором» целевых пропорций в рамках определенного времени. Но в любом случае — это «интуитивный» тип личности, менее способный к строгим логическим рассуждениям. «Основательная подготовка и знание дела, глубина ума и способность к логическому анализу в известных обстоятельствах могут стать источником неудач» [8]. Именно развитой интуицией, «чутьем» возмещается недостаток информации, как мягкого фактора предпринимательской деятельности.

Однако сама предпринимательская деятельность не может быть фактором производства — утверждает Л. Г. Симкина [5]. Она аргументирует свое мнение тем, что есть два условия для того, чтобы что-то считать фактором:

1. Строгая однозначность.

2. Бесконечная делимость.

«Таким образом, налицо явное противоречие: с одной стороны, предпринимательство является важной функцией рыночной экономики, а с другой — в условиях долгожданного конкурентного равновесия ему нет места в связи с тем, что экономическая прибыль равна нулю, а оплата других факторов производства осуществляется на основе теории предельной полезности» [5].

Список литературы

1. Артемьева, Л. И. Экономическая теория: аномальный и предсказуемый опыт / Л. И. Ар-тьемева // Рынок товаров и услуг и коммерческая деятельность субъектов рынка. М. : МГУК, 1996.

С. 25-28.

2. Дамари, Р. Финансы и предпринимательство. Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций : пер. с англ / Р. Дамари. Ярославль : Елень, 1993. 100 с.

3. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики : пер. с нем. / В. Ойкен ; общ. ред. Л. И. Херрманн-Пиллата. М. : Прогресс : Универс, 1995. 496 с.

4. Рыночное предпринимательство. Теоретические основы и практика регулирования. М. : Ин-т рус. предпринимательства, 1994. 205 с.

5. Симкина, Л. Г. Экономическая теория : учеб. пособие / Л. Г. Симкина. СПб. : Питер, 2003. 448 с.

6. Сухих, В. В. Доверие в экономике: история зарождения, попытки возрождения / В. В. Сухих,

С. Г. Важенин, А. И. Татаркин. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2005. 84 с.

7. Федцов, В. Г Предпринимательской прорыв экономики России в XXI веке / В. Г. Федцов. М. : Приор, 1999. 48 с.

8. Шумпеттер, Й. Теория экономического развития : пер. с англ. / Й. Шумпеттер. М. : Прогресс, 1982. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.