ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УДК 338.22.01(470+571)
В. С. Кабаков
Теоретико-методологические основы развития предпринимательства в РФ
В статье рассматриваются теоретико-методологические вопросы формирования, организации и исследований предпринимательства, предпринимательской деятельности и предпринимательских структур в РФ, в том числе осуществляется сравнение классических и современных трактовок сущности предпринимательства. Рассматриваются модели предпринимательской деятельности, этапы развития МП в РФ, роль предпринимательских структур в хозяйственной деятельности и формировании «среднего класса».
In the article the author considers theoretical and methodological problems of business formation, organization and research, business activity and structures in RF, including the comparison of classical and modern interpretations of the business main points, models of business activity, stages of small-scale business development in RF, the role of business structures in the economic activity and in the formation of the "middle class”.
Ключевые слова: предпринимательство, теория предпринимательства, предпринимательские структуры, предпринимательская деятельность, модели предпринимательской деятельности.
Key words: business, business theory, business structures, business activity, business activity models.
Трактовка понятия «предпринимательство» в экономической науке имеет свою историю. Начало этой истории положил в XVII в. английский экономист Р. Кантильон, который впервые использовал термин «предпринимательство» в качестве важной экономической категории. Под предпринимательством Р. Кантильон понимал производственно-хозяйственную деятельность экономически инициативного человека с целью получения доходов и связанную с элементами риска как на этапе организации производства товаров или услуг, так и на этапе реализации.
Французский экономист Ж.- Б. Сей, сформулировавший основной закон рынка в качестве обмена продуктов труда, считал, что предприниматель является центральной фигурой процесса производства и распределения благ в рыночной экономике. Предпринимательство - это деятельность по организации людей в рамках
121
производственной единицы. В своих работах Ж.Б. Сей не делал четкого различия в понимании терминов «предпринимательство» и «бизнес».
А. Смит считал предпринимательство «естественной» составляющей рыночных отношений в качестве самоинициирующегося и самоподдерживающегося начала бизнеса в период накопления капитала. В тот период «собственник» (капиталист) и «предприниматель» рассматривались как тождественные экономические категории. В этот исторический период развития рыночных отношений «собственник - управляющий» были преобладающим типом предпринимателей.
Во второй половине XIX в. произошел быстрый рост числа больших компаний, и стали развиваться новые методы корпоративного управления компаниями, в которых собственник уже не являлся предпринимателем, а предприниматель не являлся
собственником. Главным камнем преткновения в понимании термина «предпринимательство» стало отношение к рискам и поведение управленца-менеджера.
В XX в. ученый экономист и социолог Й. Шумпетер предложил концепцию экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Он ввел два новых понятия: «адаптивное поведение» и «креативное поведение». Первое связано с типом управления в условиях постоянно изменяющихся ресурсов предприятия (фирмы). Второе - с развитием креативного, творческого поведения, связанного с использованием ресурсов в созидательных целях, созданием новаций, продвижением новых идей. Й. Щумпетер сформулировал новую роль предпринимателя в концепции «созидательного разрушения». Суть ее заключается в том, что предприниматель - экономический агент новых идей и разрушитель старых структур. Именно эти позиции и являются основой экономической динамики. Ученый считал, что процессы, связанные с продвижением нововведений, сопряжены с особыми видами предпринимательских рисков. Такая трактовка «предпринимательства» разрушает классическое представление о тождественности бизнеса и предпринимательства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что бизнес ориентирован только на получение и максимализацию прибыли, а предпринимательство - на инновационную деятельность и получение прибыли.
Исследование современной научной литературы показало, что единого мнения о целевой функции предпринимательства еще не выработано, а следовательно, теория современного предпринимательства находится в стадии развития.
Б. Карлофф дает свою трактовку предпринимательства, исходя из собственного опыта. Ученый считает, что современный предпри-
ниматель - это творческая личность, изобретательный и энергичный человек, который не может вписаться в административнокорпоративные структуры. Такой человек должен обладать не только волевыми качествами, но иметь способность хорошего взаимоотношения с окружением. Отличительной чертой становится ориентация на успех, когда деньги не являются самоцелью и средствами завоевания власти, а лишь свидетельством успеха результатов деятельности.
Исторически в России понимание предпринимательства связано с понятием нового дела, совершением чего-либо значительного (В. Даль). В большом российском энциклопедическом словаре (2003 г.) предпринимательство определяется как инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица - предприятия.
В экономическом энциклопедическом словаре (В.Г. Золотарева) предпринимательство определяется как частный случай бизнеса.
Подводя итог исследования понятийного аппарата предпринимательства, можно сделать вывод о том, что предпринимательство в современном контексте в широком смысле отождествляется с любым бизнесом, а в узком смысле относится к высокорисковым видам бизнеса, связанным с реализацией социально или экономически значимого нововведения.
В современной экономике инновационное развитие предпринимательской среды становится определяющим вектором повышения конкурентоспособности бизнеса, ориентированного на внедрение новых технологий и знаний. Именно предпринимательская среда является определяющим элементом при формировании государственной инновационной системы. Предпринимательство несет в себе большой заряд творческой энергии, стремление к достижению высоких результатов. Характерными чертами предпринимательской деятельности являются: предпочтение принятия самостоятельных решений, восприимчивость к новому, склонность к риску, предпочтение быстрой реализации нововведений, активное участие в бизнесе, удовольствие от работы и т. п. Следовательно, характерной особенностью предпринимательской деятельности является креативное поведение экономически активной личности, способной оценить и управлять рисками от внедрения новых технологий производства товаров или услуг.
Следовательно, предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получе-
ние прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и имущественную ответственность.
Побудительные мотивы предпринимательской деятельности: личная материальная заинтересованность + самовыражение + вложение собственных денежных средств + повышение собственного престижа + реализация идей и ноу-хау.
Отличительные особенности (признаки) предпринимательства:
• наличие инновационной идеи;
• личное участие в формировании начального капитала;
• прямое или опосредованное участие в управлении фирмой;
• материальная ответственность за результаты деятельности фирмы;
• право принятия решения в распределении прибыли фирмы;
• наличие риска.
Предпринимательский сектор экономики государства - это та структура, которая связывает разнообразные сектора потребительского рынка. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить «мелкосерийное» производство индивидуальных благ и удовлетворить индивидуальные потребности.
В экономической литературе и современной практике можно выделить две основные концепции содержания предпринимательства. Первая называется классической и описывает модель предпринимательской деятельности, нацеленную на получении максимальной прибыли от располагаемых ресурсов. Вторая - называется инновационной и нацелена на поиск наиболее эффективных технологий переработки ресурсов и применения экономических методов управления хозяйственной деятельностью, не всегда приводящих к максимальной прибыли.
Классическая модель предпринимательства имеет две модификации в зависимости от выбора способов достижения целей. Первая нацелена на рутинно-прагматическую деятельность, которая использует трудноосваиваемые производственные ресурсы. Вторая называется потребительской и нацелена на более точное и адресное удовлетворение спроса потребителей. В постперестроечный период в России в основном развивалась вторая модификация классической модели предпринимательского поведения. Поэтому развитию российского потребительского рынка во многом способствовало становление и развитие потребительского предпринимательства, что характерно для стран с развивающейся рыночной экономикой.
Инновационная модель предпринимательства характерна для большинства стран с развитой экономикой. Такая модель ориентирована на поиск наиболее эффективных технологий переработки ресурсов, новых технологий организации и управления деятельностью фирм. Реализация такой модели требует активного участия государства в качестве разносторонней активной поддержки, разработки и внедрения принципиально новых, рискованных с коммерческой точки зрения, научно-технических и социальноэкономических проектов. Причем, как правило, такие проекты осуществляют организации малого и среднего предпринимательства. Крупные корпорации стараются избегать рисковых проектов.
Инновационное предпринимательство связано с развитием наукоемких технологий, которые не могут существовать без государственного регулирования и финансовой поддержки. В период реализации экономических реформ большое значение приобретают не только технико-технологические инновации, но и поиск наиболее эффективных новаторских методов управления социальными и экономическими объектами.
Сложившаяся экономическая ситуация в России до 2004 г. была неблагоприятна для развития инновационной модели предпринимательства. Это объясняется тем, что научная база и научное обслуживание производства долгие перестроечные годы были сильно деформированы. В связи с этим формирование инновационной модели российского предпринимательства явилось не естественным элементом преобразований экономики и перехода ее на качественно новый уровень развития, а вынужденной мерой борьбы за существование. Характерной чертой российской инновационной модели предпринимательства стали такие качества, как изворотливость вместо изобретательности и смекалки в процессе принятия стратегических решений. Главной особенностью российского инновационного предпринимательства на современном этапе развития являются малозатратные технические или организационные решения. Но такое положение дел не может долго продолжаться. Современное предпринимательство стало использовать венчурный капитал.
Выбор модели предпринимательского поведения во многом зависит от главного участника этого процесса - предпринимателя. Российский предприниматель - это сложная и противоречивая фигура экономической среды. Прежде всего, это единство в двух ипостасях: собственник фирмы (предприятия) и директор.
Противоречивость заложена в сущности целеполагания собственника и руководителя. Для собственника естественным является ус-
125
тойчивые темпы развития предприятия, его жизнеспособность и устойчивость на профессиональном рынке. Для директора - реализация минимального набора мероприятий, приводящих к максимализации экономического эффекта. Каждый из перечисленных результатов требует выработки разных стратегических решений, а следовательно, и разных моделей предпринимательского поведения. Схематично выбор модели предпринимательской деятельности показан на рис. 1.
Рис. 1. Модель предпринимательской деятельности
Противоречия предпринимателя как экономического субъекта проявляются в том, что с одной стороны, он действует в интересах общества, способствует насыщению потребительского рынка, создает новые рабочие места, способствует развитию и подъему реального сектора экономики, с другой - действует из личных экономических интересов, использует различные схемы «ухода» от налогов, осуществляет трансферты капитала за границу, уходит в «теневой» бизнес и т. п.
Современные исследования специфики развития российского предпринимательства свидетельствуют о существовании наиболее распространенных типах предпринимателей в условиях экономических преобразований на разных его этапах (табл. 1).
Таблица 1
Социально-экономический портрет российского предпринимательства
Социальный тип Общая характеристика Связь с экономикой государства Стратегическое предпочтение
«Олигархи» Узкий слой богатых предпринимателей в самых прибыльных отраслях экономики. Руководители и собственники крупных компаний, организованных после приватизации. Являются классом рантье Тесная связь с политическими кругами. Лоббирование своих интересов в государственных структурах. Определяют направления экономического развития Стратегические решения принимаются не часто, но крупномасштабно, сводя риски до минимума
«Серые кардиналы» Одна из разновидностей «теневых олигархов». Предприниматели, осуществляющие деятельность во вне общественного внимания Тесная связь с олигархами. Конспирируют свои действия и передают функции доверенным людям Принимают стратегические решения в соответствии со стратегией «олигархов» и могут влиять на принятие экономических решений
«Генералы» Генеральные директора крупных компаний, как правило, обладающие контрольным пакетом акций. Профессионалы в конкретной отрасли экономики. Бывшие управленцы, принявшие «новые правила» работы в рыночных условиях. Не склонны к инновациям Пользуются большим авторитетом в профессиональной среде. Влияют на отраслевую стабильность развития Принимают стратегические решения исходя из опыта и здравого смысла. Сочетают личные и корпоративные интересы в процессе принятия стратегических решений
«Новые русские» Предприниматели первой волны перестройки. Энергичные деловые люди без образования. Близки к криминальным структурам в сферах бизнеса: коммерция, развлечения, игры и т. п. Склонны к авантюрам, не надежны. Низкая производительность. Весь доход тратится на удовлетворение личных потребностей Примыкают к теневой экономике. В настоящее время исчезают по причине банкротства или трансформируются в другие типы предпринимательства. Не обладают стратегическим мышлением. Принимают решения исходя из сиюминутных амбиций
Продолжение табл. 1
«Игроки» Особый тип предпринимателей, склонных к авантюрам, личному риску и психологической спекуляции. Организаторы финансовых пирамид. Деятельность с ценными бумагами Появление такого типа предпринимателей связана с несовершенством правового законодательства по государственному регулированию предпринимательской деятельности Ставка на психологическую обработку определенных слоев населения, склонных к быстрому и нетрудовому обогащению
«Челноки» Мелкие предприниматели, занимающиеся привозом и торговлей импортного товара. Как правило, люди, не имеющие работы по специальности, вытесненные из основного производства Заполняют «пробелы» отечественного производства. По мере развития российского производства товаров этот слой предпринимателей будет уменьшаться Стратегические решения связаны с анализом потребительского спроса и личным риском
«Новая генерация» Хорошо образованные, квалифицированные менеджеры, обладающие энергией, честолюбием и желающие сделать профессиональную карьеру в сфере бизнеса. Современные конкуренты для предпринимателей типа «генералы» и «новые русские». Склонны к реализации инновационной модели предпринимательства Начинают формировать новый тип предпринимателей России. Отстаивают национальные интересы в бизнесе. Потенциальные преобразователи национальной экономики. Как правило, представители малого бизнеса Стратегические решения выбираются исходя из экономически обоснованных расчетов. Владеют методами системного анализа при оценке конкретной ситуации
Приведенный анализ социально-экономических типов предпринимателей показывает, что по мере развития рыночных отношений в социально- экономической среде предпринимательство в России приобретает цивилизованные формы и становится важным элементом в процессе реформирования содержания национальной экономики. В период перехода от административно-командной к рыночной экономике налоговая политика государства носит преимущественно фискальный характер и ориентирована на увеличение налогового бремени на предпринимателей. Это приводит к практике «черного нала» и появлению «теневой» экономики, связанной с криминальными структурами. Поэтому наряду с экономикой в ее традиционном понимании параллельно существует неформальная (серая, теневая) экономика (рис. 2).
Рис. 2. Схема соотношения формальной и неформальной экономики
Предприниматели должны составлять так называемый «передовой отряд» экономически активных людей, способных к инновационным решениям. Предприниматели быстрее осваивают внешние рынки, наиболее эффективно вкладывают личные сбережения в инвестиционный процесс, создают благоприятный деловой климат в национальной экономике.
Государственная поддержка предпринимательства в России позволит инициировать деятельность экономически активной части населения, которая по той или иной причине не смогла вписаться в «новые условия» социально-экономической среды. Предпринимательство формирует основу «среднего» класса, который является показателем стабильно развивающейся экономики [2].
Предпринимательство как специфическая форма социальноэкономической активности населения развивалась в период перестройки от авантюрно-криминального типа деятельности к цивилизованной, профессионально-квалифицированной. Объект предпринимательской деятельности в России определён в качестве понятия «малое предприятие» (МП). Понятие «средний бизнес», или «сред-
нее предприятие», законодательного статуса не имеет, но активно используется в экономической литературе. Поэтому, исследуя роль и место предпринимательских структур в реальной экономике, мы будем опираться на законодательные основы. Рыночная экономика, по своей сути, и является экономикой предпринимательской, поскольку предпринимательство и, в первую очередь, предпринимательская идея - основа любого производства.
МП представляет собой сектор экономики, образуемый совокупностью субъектов МП, степень развития которого является одним из важнейших показателей успешности осуществления реформирования в переходный период.
Исследователи расходятся во мнении о роли и месте МП в современной экономике. Часть специалистов отводит этому сектору приоритетную роль, определяя его в качестве базиса современной экономической действительности, другие считают, что государство и крупные корпорации в экономическом плане должны прокладывать путь малым формам, так как последние не в состоянии самостоятельно создать развитое экономическое пространство. Очевидно одно: в современных условиях как государству и крупным предприятиям не обойтись без малых форм хозяйствования, так и субъекты М1 нуждаются в позитивном и поддерживающем отношении государственных структур и крупного бизнеса. Таким образом, государственный сектор экономики, корпорации и МП органично и взаимовыгодно дополняют друг друга на основе закона удовлетворения индивидуальных потребностей всех секторов потребительского рынка.
В современной российской истории МП как экономическое явление существует более пятнадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития. В научной литературе выделяют пять основных этапов истории развития малого предпринимательства [8].
Первый этап (1987-1989) называют «золотым веком». В этот момент произошел значительный рост корпоративного сектора по численности занятого населения: в 1987 г. - 88 тыс., в 1988 г. -152 тыс., в 1989 г. - более 5 млн человек. Этот период можно охарактеризовать быстрым и безболезненным накоплением первичного капитала. Государство давало большое количество льгот, в том числе и за счет госбюджета. Негативной стороной этого периода является появление основ «теневой экономики» с криминальным оттенком. Средства замораживались и выводились из основного производства.
Второй этап (1990-1991) характеризуется резким скачком предпринимательской деятельности, ростом «учредительства» во всех секторах экономики. Начало периода экономической реформы позволила людям почувствовать себя экономически свободными.
Третий этап (1992-1993) пришелся на период массовой приватизации и шоковой «терапии» в экономике. Количество МП увеличилось в два раза, но финансовые основы бизнеса были подорваны. Проводимые реформы привели к инвестиционному «параличу» предпринимательства. МП трансформировалось в мелкооптовый «ларечно-палаточный, челночный» бизнес. В период гиперинфляции необходимо не накапливать капитал, а быстро его оборачивать в процессе товарообменных операций.
Четвертый этап (1994-1997) называется постприватизацион-ным и характеризуется снижением темпов роста МП. Основными причинами такого положения стали: резкое снижение доходности некоторых МП, банкротство нерентабельных фирм, перерегистрация МП в соответствии с Гражданским кодексом РФ, санация малого бизнеса, развитие конкурентной среды и т. п. На этом этапе МП достигло своей «зрелости» и постепенно стало переходить от классической модели поведения к инновационной. Как отмечалось выше, это была вынужденная мера самовыживания.
Пятый этап (1997 г. - до настоящего времени) можно назвать периодом хозяйственной «зрелости» и формирования профессионально образованного предпринимательства. С появлением предпринимателей «новой генерации» появилась возможность трансформации МП в новые формы «цивилизованного» бизнеса, который обеспечит производство товаров и услуг для реального сектора экономики. Если раньше малые промышленные предприятия в основном сотрудничали с крупными предприятиями, то в настоящее время существует тенденция для кооперации их деятельности в условиях неблагоприятной экономической среды и слабой государственной поддержки.
Сравнительная характеристика вклада секторов МП и МСП в экономику в РФ и в развитых странах свидетельствует о неполном раскрытии потенциала сектора МП. Изучение статистических данных по МП позволил выявить стабилизацию и даже сокращение значений некоторых показателей при недостаточном уровне его развития, что говорит о стагнации МП на протяжении последних лет. При этом наблюдается падение эффективности и прибыльности работы малых предприятий. В этой связи можно сделать предположение, что уровень развития сектора МП приблизился к некоторому пороговому значению, обусловленному отрицательным состоянием внешней среды, для преодоления которого необходимо устранение негативных препятствий, сдерживающих его развитие.
В условия ограниченности тех или иных ресурсов производства товаров или услуг проблема реализации инноваций становится наиболее актуальной и жизненно необходимой для любого государства. Интеграция экономических и социальных процессов на основе информатизации и компьютеризации создает предпосылки к формированию инновационной экономики. Характерной чертой такой экономики является ресурсосбережение, поиск новых методов (технологий), сочетание разнообразных ресурсов, позволяющих достигать максимального социально-экономического эффекта, который не оказывает разрушающее действие на окружающую среду.
В отечественной и зарубежной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «инновации». В экономическом словаре (В.Г. Золотарева) они рассматриваются как вложение средств в новую технику и технологию, новые формы организации и управления, охватывающие не только отдельные предприятия, но и отрасли.
Термин «инновация» (по-русски «нововведение») происходит от английского слова innovation, что означает деятельность по освоению новой техники, технологии, улучшению методов организации и управлению располагаемыми ресурсами. Такая деятельность ориентирована на использование и внедрение новых технологий, основанных на новых знаниях. К основным характеристикам инноваций можно отнести следующее:
• целенаправленную деятельность по комплексной реализации какого-либо новшества, его распространению и использованию;
• наличие существующего эффекта после реализации какого-либо новшества в любой сфере жизнедеятельности;
• взаимодействие факторов окружающей среды и основных технико-экономических параметров, характеризующих нововведение;
• осуществление целенаправленного, комплексного изменения структуры в системе организации и управления производством;
• наличие полного жизненного цикла инновационного процесса, стадиями которого являются зарождение, рост, зрелость, насыщение, конец.
Качество современной экономики все больше становится зависимым от новых знаний. Знания формируются человеком и овеществляются в новых технологиях - инновациях. В современной экономике экономический рост может быть обеспечен только инновациями:
• в научных исследованиях и разработке новой техники и технологии;
• в повышении инновационной активности;
• в образовании и повышении квалификации экономически активного населения.
В экономической литературе принято классифицировать инновации по трем основным признакам: по типу новшества, по уровню новизны и по стимулу появления (источнику).
По типу новшества инновации делятся на материальнотехнические и социальные. К материально-техническому типу относятся инновации: научные, технические (оборудование, приборы), технологические (производственный процесс), промышленные материалы (сырье и конечный продукт). К социальному типу относятся: экономические, управленческие, правовые, педагогические.
По уровню новизны инновации разделяются на: радикальные (базовые, альтернативные), модифицирующие (дополнительные), комбинированные (развивающие), многоцелевые.
По стимулу появления (источнику) - на вызванные непосредственно развитием науки и техники, вызванные потребностями производства, вызванные потребностями рынка.
Приведенная классификация типов инноваций показывает, что многообразие объясняется действием механизма рыночной конкуренции, которая постоянно стимулирует предпринимательство к поиску и выбору тех нововведений, которые позволяют повышать экономический рост и прибыльность. Предпринимательские фирмы и организации, первыми использующие инновации, имеют возможность снижать издержки производства и цены на товары и услуги, тем самым укреплять свои конкурентные позиции на отраслевом рынке. Таким образом, инновационная деятельность позволяет укреплять свою жизнеспособность и выигрывать в конкурентной борьбе при создании инновационного продукта.
Следует отметить, что большое значение для развития фирмы имеет осуществляемый этап жизненного цикла инновационного процесса. Этап «зарождения» требует больше времени до реализации нововведения. За это время может измениться содержание самой новации, но в то же время возможен прорыв в мировую научнотехническую сферу. Инновации, находящиеся на этапе «зрелости», как правило, могут быть использованы для насыщения внутреннего рынка. Если инновации находятся на этапе «роста», то фирме гарантирован внутренний спрос на инновационный продукт и возможен выход на международный рынок.
Как было показано выше, развитие предпринимательства тоже связано с вовлечением в процесс профессионально грамотного экономически активного населения. Поэтому в современных условиях можно говорить, что инновации являются необходимым инструментом для предпринимательской деятельности и являются определяющим элементом для формирования инновационной среды России (рис. 3).
Рис. 3. Структура инновационной среды России
Инновационная среда в России формируются нестабильно. Это объясняется существованием значительных диспропорций в разных отраслях экономики, науки и производства. Наиболее перспективны для инновационной деятельности наука, образование, НИР и предпринимательство. Поэтому государство и предложило ряд национальных проектов для инновационного развития перечисленных выше систем в качестве опорных пунктов для формирования инновационной экономической политики. Предпринимательство играет особую роль в этом процессе, так как оно более мобильно к нововведениям и быстрее адаптируется к новым условиям внешней и внутренней среды. Поэтому инновационная модель развития предпринимательства становится не только средством выживания современного российского бизнеса, но и является новой для развития государственной инновационной среды России.
Развитие инновационного предпринимательства связано с увеличением рисков, связанных с внедрением новых идей, технологий и производств. Такие рисковые предприятия принято называть венчурными (англ. Venture). Венчур - это небольшая коммерческая научно-техническая организация, специализирующаяся на создании, освоении в производстве и внедрении новых видов продукции. Характерной чертой для таких организаций является использование новаций, реализация рискованных проектов.
Венчурные организации могут быть трех видов: корпорация, партнерство и единоличная компания. Для создания таких организаций необходимы инновация, предприниматель, способный организовать и возглавить ее реализацию, а также наличие капитала.
Существует много разных организационных структур, поддерживающих развитие инновационного предпринимательства. Например, венчурные фирмы создаются, в основном, в наукоемких отраслях экономики для апробации, доработки и реализации рискованных проектов. Они разделяются на венчурные инжиниринговые и внедренческие фирмы.
Инжиниринговые фирмы направлены на обеспечения техникотехнологического преобразования производства. Основу содержания такой фирмы составляют: оценка коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование инновационной идеи, новой техники, технологии, изобретения; доработка и доведение нововведения до промышленного образца; оказание услуг и консультаций в процессе внедрения; производство пусконаладочных работ по поручению предприятия и т. п.
Внедренческие фирмы - специализируются на внедрении неиспользованных патентных технологий, продвижении на рынок перспективных изобретений, доведения изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий новых продуктов с последующей продажей лицензии. Внедренческие фирмы занимаются коммерциализацией идей, технологий и получения нового продукта. Они создают мостик между учеными, изобретателями и реальной экономикой.
Особое место в развитии инновационного предпринимательства занимают малые инвестиционные фирмы. Именно они позволили объединить основной научно-технический потенциал, который в период экономической перестройки оказался не у дел. В 1995 г. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» официально узаконил понятие на «малое инновационное предприятие» (МИП). Скачок создания МИП в России пришелся на 1993-1994 гг.
Постепенное сокращение МИП свидетельствует об отсутствии реальной финансовой и государственной поддержки инновационного бизнеса в России, а также сложной социально-экономической и научно-технической обстановке в стране. На сегодняшний момент отсутствует отечественная практическая база для оценки и идентификации инновационного предприятия, это во многом тормозит инновационное движение развития м предприятий, которое связано с большими финансовыми рисками.
Реализации деятельности инновационного предпринимательства невозможна без венчурного капитала, инвестиций, которые вкладываются в рискованные и долговременные инновационные проекты. Целевое назначение венчурного капитала - долгосрочное инвестирование как инновационных фирм, так и существующих
предприятий. Расширение и модернизация таких предприятий обеспечивает рост рискового капитала.
Венчурный капитал играет определяющую роль в формировании инновационных предприятий. Он может предоставляться формальными и неформальными секторами экономики. Инвесторами выступают, как государственные структуры, так и частный бизнес. В Европе 50 % всех инвестиций в венчурный капитал предоставляют государственные структуры (например, пенсионный фонд). Неформальных инвесторов венчурного капитала на западе называют «бизнес-ангелами». Это, как правило, профессионалы с большим опытом работы в бизнесе. Поэтому они не только финансируют инновационные проекты, но и возглавляют управление инновационным процессом. Венчурный капитал обладает рядом качественных особенностей. Он используется для инвестирования нововведений и финансирования высокорисковых проектов и характеризуется вложением в высокорентабельные проекты (годовая прибыль не меньше 30-40 %); большим сроком окупаемости вложенных средств (5-10 лет); гибкостью управления; внешним типом источника финансирования; предоставлением средств на безвозвратной основе.
В настоящее время в России уже действует целая инфраструктура поддержки инновационного бизнеса. Например, программы Financing Innоvation, Tacis, фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Российской фонд технологического развития, Российский фонд фундаментальных исследований, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и более 50 региональных фондов, также ряд зарубежных фондов. В этой связи особое теоретико-методологическое значение приобретают методы идентификация субъектов малого предпринимательства.
Точное определение объекта позволяет, во-первых, вести статистический учет и определять его вклад в экономику страны, а во-вторых, осуществлять налоговое, кредитно-финансовое и административное регулирование этого сектора [2, с. 104]. Существуют различные подходы к определению малых предприятий. В основном можно выделить количественные и качественные методы.
В определениях малых предприятий, основанных на количественном методе, чаще всего используют такие легкодоступные для анализа количественные критерии, как численность занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот и численность занятых людей, как правило, легкодоступны исследователям. В качестве основных недостатков количественного подхода можно выделить отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показате-
136
ля и границ его изменения и, в связи с этим, трудность его использования для сравнительного анализа. Кроме того, экономическая действительность дает примеры, когда предприятия с небольшой численностью работников, формально относимые к малым предприятиям, имеют годовой оборот и активы крупной компании [9].
Таким образом, при использовании количественного подхода необходимо принимать во внимание следующие моменты:
• несопоставимость объективных условий предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики, требующая уточнения понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но и величины каждого из них;
• межстрановые различия в методике расчета таких количествен критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может приводить к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития [2, с. 105].
Качественный метод к определению размера предприятия базируется на качественных критериях. К таким критериям для МП относятся:
•относительно небольшое число производимых продуктов;
• сравнительно ограниченные ресурсы и преимущественное использование неформальных источников финансирования;
• высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
• менее развитые системы управления, контроля, менеджмента;
• концентрация управления у собственников предприятия;
• стремление к юридической независимости и др. [2, с. 107108].
Вышеуказанные критерии позволяют исследователям [2] определить достаточно очевидные различия малых, средних и крупных предприятий в целях, продукте, персонале, финансах и менеджменте.
В современных условиях малые и средние предприятия начинают отличаться довольно диверсифицированной структурой собственности, когда фактический контроль обеспечивается владением контрольным пакетом акций (долей), а функции управления делегируются собственником наемному менеджеру [2, с. 109-111]. Проведенный анализ позволяет выделить отличительные особенности предпринимателя, действующего в рамках собственного субъекта МП, и менеджера, выполняющего схожие управленческие функции на чужом предприятии, по объективным и субъективным признакам (табл. 2).
Таблица 2
Отличительные особенности предпринимателя и менеджера [6, с. 47]
Признаки Предприниматель Менеджер
Объективные
Принятие решений Принимает любые решения Принимает решения в рамках должностной инструкции
Риск Потеря имущества Потеря рабочего места
Контроль над бизнесом Полный Частичный, ограниченный корпоративным правом
Правовое регулирование деятельности Административное право, гражданское право Трудовое право, частично административное право
Субъективные
Отношение к деятельности Как к своей Как к наемному труду
Отношение к организации Отождествление себя с организацией Отождествление, нейтральное отношение, противопоставление (зависит от уровня мотивации)
Видение организации В качестве цели В качестве средства
Таким образом, качественный подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт, при этом делается акцент на отличия, которые интуитивно известны как присущие компаниям того или иного размера. Делаются также попытки определить размер «малого», «среднего» и «крупного» предприятия через рассмотрение, по сути, «эффектов» или последствий влияния размера на характер деятельности предприятия. Преимуществом данного подхода является некоторая степень его теоретического обоснования и учет широкого спектра «интуитивно» присущих разным предприятиям качественных критериев, таких как «система менеджмента», «система контроля производительности», «система мотивации производительности» и т. д. Основными его недостатками являются сложность практического применения качественных определений, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения ряда характеристик, таких как, например, «система менеджмента», также достаточно широкий спектр самих критериев.
В современной рыночной экономике МП приобретает исключительное значение, важность которого определяется целым рядом
138
выполняемых МП функций. Обобщение работ исследователей [7; 11; 15] позволяет разделить их на две группы: экономические и социальные.
Экономическая роль МП заключается в повышении эффективности использования ресурсов, обеспечении мобильности в условиях рынка, создании глубокой специализации и разветвленной кооперации производства, особенно в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Малые предприятия способны не только быстро заполнять образующиеся ниши, но и создают необходимую для рынка атмосферу конкуренции и многообразие форм, способных быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Типичный для МП охват практически всех сфер рынка обеспечивает устойчивость экономического развития [4; 11].
Характерной особенностью МП является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов, постоянное стремление к оптимизации их количества и обеспечению наиболее рациональных для данных условий пропорций. На практике это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. МП улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики и способствует более равномерному развитию регионов страны [5; 11].
Развитие МП сильно зависит от связей с крупным бизнесом. В развитых странах малые предприятия не просто охвачены системой кооперации с крупными компаниями, они являются неотъемлемой частью их производственной структуры. Крупный бизнес обладает большим потенциалом поддержки МП, реализующимся посредством различных форм хозяйственной интеграции, основными из которых являются субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. Результатом такой интеграции является стабильность и предсказуемость внешней среды МП, взаимовыгодное движение всех видов ресурсов. Крупные предприятия, в свою очередь, используют очевидную рыночную и структурную гибкость предприятий и их инновационные возможности, которые содействуют развитию научнотехнического прогресса, создавая больше половины всех инноваций [4].
Социальная значимость МП заключается в его вкладе в снижение безработицы и создании новых рабочих мест, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. На наш взгляд, это обусловлено двумя
139
взаимосвязанными моментами. Во-первых, переход части экономически активного населения из сферы наемного труда в сферу предпринимательства способствует ее самореализации и высвобождает вакантные рабочие места. Во-вторых, появление новых субъектов предпринимательской деятельности, в свою очередь, способствует появлению новых рабочих мест, при этом имеет место мультипликативный эффект.
Потенциальные резервы дальнейшего развития малого предпринимательства в РФ в настоящее время заключаются именно в переходе в этот сектор граждан, которые сих пор не проявляли предпринимательской активности. Данный тезис подтверждается исследованием [12], согласно которому расширение круга экономичен активных граждан, задействованных в сфере МП, является едва ли не важнейшим направлением, способным поддержать высокий уровень развития рыночной экономики. Новые малые предприятия -это новые рабочие, расширение круга налогоплательщиков, поддержка рынков строительства, аренды, коммуникаций, производства офисного оборудования, транспортных средств и пр. Это во многом путь к решению социальных проблем занятости молодежи и лиц пенсионного возраста. Именно благодаря развитию МП возникает и приобретает свой современный вид так называемый «средний класс» - широкая масса частных собственников, являющаяся главным гарантом социальной и политической стабильности в демократическом обществе. Проблема государственного управления в этой связи состоит в том, чтобы не только позволить среднему классу сформироваться, но и в дальнейшем обеспечить ему возможности более активного участия в управлении обществом.
Список литературы
1. Биянова Н., Селиванова М., Литвинов А. Присмотреться к малому бизнесу // Газета, 17.10.2003.
2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: учеб. - М., 2003. - 356 с.
3. Высокое В.В. Малый бизнес: made in Russia: науч.-практ. пособие. -Ростов н/Д, 1999. - 65 с.
4. Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности внешней среды: автореф. дис. ... канд. экон. наук. -СПб.: СПбГУЭиФ, 2001. - 48 с
5. Ионова Ж.А. Правовые проблемы лицензирования предпринимательства в России. // Изв. высш. учеб. заведений. Науч-теорет. журн. 01.06.1996. -№ 3.
6. Кабаков В.С., Богачев В.С., Алексеева М.Б. Организация предпринимательской деятельности. - СПб., 2007.
7. Кабаков B.C., Михайлушкин A.K, Шимко П.Д. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме. - СПб., СПбГИЭA, 1998.
8. Клейнер Г.Б. Эволюция реформирования промышленных предприятий: 10 лет спустя. Вопросы экономики, № 5, 2000.
9. Колесникова ЛА Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000. - 290 с.
10. Научно-практическое сопровождение основных мероприятий программы развития малого предпринимательства в Приморском районе Санкт-Петербурга: отчет о науч.-исслед. работе. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - 327 с.
11. Новиков Ю.В. Aдаптивное управление малыми предприятиями. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - 119 с.
12. Потупа A.^, Рыльков Г.С., Стрельчик С.Л. и др. Стратегия и важнейшие направления экономической политики по минимизации административных барьеров на пути развития предпринимательства // Препринт Белорусского Союза предпринимателей. - Минск, 2003.
13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учеб. - М., 2001. -304 с.
14. Статистические данные о развитии малого предпринимательства в России по итогам I полугодия 2002 г. // Интернет-сайт «Ресурсный центр малого предпринимательства» http://www.rcsme.ru/lib
15. Шулус A. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Рос. эконом. журн. - 1997. - № 5-7.