Научная статья на тему 'Трансформация содержания категории «Предпринимательская деятельность»'

Трансформация содержания категории «Предпринимательская деятельность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / BUSINESS / ENTERPRISE ACTIVITY / SMALL AND MIDDLE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачев Н. А., Блудов А. М.

В статье рассмотрено изменение содержания определения предпринимательской деятельности и предпринимательства в России. Для лучшего понимания категории выделены основные этапы развития предпринимательства начиная с 90-х гг., после проведения радикальных рыночных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CONTENT OF CATEGORY «ENTERPRISE ACTIVITY»

This article considers the change of the content of the definition of entrepreneurial activity and entrepreneurship of Russia. To better understand the category, the author emphasizes the main stages of the development of entrepreneurship, beginning from the nineties of 20th century after the implementation of thoroughgoing market reforms.

Текст научной работы на тему «Трансформация содержания категории «Предпринимательская деятельность»»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Н. А. ЛИХАЧЕВ, А. М. БЛУДОВ

В статье рассмотрено изменение содержания определения предпринимательской деятельности и предпринимательства в России. Для лучшего понимания категории выделены основные этапы развития предпринимательства начиная с 90-х гг., после проведения радикальных рыночных реформ.

Ключевые слова предпринимательство, предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес.

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития. Предпринимательская деятельность представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь исторического развития.

Введение в науку самого термина «предпринимательство» положило началу поиска его содержательного смысла. Но следует отметить, что единой теории предпринимательства не создано до сих пор. Экономическая наука трактует его в основном исходя из двух подходов:

1. Теория фирмы. Подразумевает под субъектом предпринимательской деятельности центр принятия управленческих решений, максимизирующих прибыль, т. е. административную систему любого предприятия. Однако в рамках этого подхода понятие предпринимательство замещается понятием предприятие, фирма. Но следует заметить, что предпринимательская деятельность имеет явные особенности по сравнению с обычной хозяйственной деятельностью.

2. Теория предпринимательства. Определяет в качестве субъекта предпринимательской деятельности человека, добровольно берущего на себя бремя риска и внедряющего в хозяйственную деятельность инновации. Второй подход как раз акцентирует внимание на особенностях предпринимательской деятельности.

В России анализ предпринимательской деятельности и ее субъектов в настоящее время приобретает свою значимость в силу перехода к этапу активной практики аналогичной формы хозяй-

ствования и соответственно каких-либо серьезных исследований в этой области. Активизация процесса изучения отечественными учеными феномена предпринимательства вообще и особенностей его становления в России, в частности, началась одновременно с формированием рыночных отношений и связанного с этим процессом легализации предпринимательской деятельности. За сравнительно короткий период отечественной наукой накоплен довольно значительный материал по данной тематике.

Предпринимательство необходимо рассматривать в качестве исторической категории, а его трансформацию связывать с развитием рыночного хозяйства, продуктом которого оно и является. Предпринимательство, как явление хозяйственной жизни, выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. Именно в обмене производство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения. Во-первых, обмен выступает исходным и конечным пунктом предпринимательства. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как созидательную [10].

Одно из определений предпринимательства было дано в Законе РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором было записано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» [5]. Недостатком этого определения явля-

ется то, что экономический характер предпринимательства даже не упоминается, не оговариваются условия проведения этой деятельности и методы извлечения прибыли, что позволяет относить к предпринимательству любые виды деятельности, в результате которых увеличивается имущество субъектов, осуществлявших или инициировавших эту деятельность, в том числе преступную.

В 1994 г., с принятием Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994, статья Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», содержащая определение предпринимательства, была отменена [9]. В Гражданском кодексе понятие предпринимательской деятельности было конкретизировано следующим образом: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» ст. 2 ГК РФ [3]. Это определение точнее отражает суть предпринимательской деятельности, однако все же упускает важные признаки предпринимательства.

Трансформация терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.

Одним из основоположников теории предпринимательства следует признать Ричарда Кантильо-ни, он дает определение предпринимателя, как человека, принимающего решения и удовлетворяющего свои потребности в условиях неопределенности. Доход предпринимателя - это его плата за риск. Р. Кантильони рассматривал предпринимательскую деятельность как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений. В свою очередь А. Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом [7].

Карно Бодо подчеркивал, что предпринимателем является лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело: тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Он должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. А. Смит отмечал, что предприниматель - это собственник предприятия и реализатор рискованных коммер-

ческих идей, основная его функция - организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности. А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода [4]. На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности впервые указал Жан Батист Сей. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода. Ж.-Б. Сей под предпринимательской деятельностью понимал рациональную комбинацию факторов производства в данной точке рыночного пространства, по его мнению, предприниматель - это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции [4].

Американский экономист Ф. Уокер указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций - функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли как процента на вложенный капитал. Ф. Уокер [4] считал, что предприниматель - это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. В свою очередь, А. Маршалл подчеркивал, что не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору, открытому Ч. Дарвином.

М. Вебер формулирует предпринимательскую деятельность как воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий [4].

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес австрийский экономист И. Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями, определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству. Эффективно используя новшества технического, технологического, организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в расширенном цикле производ-

ства и распределения, которые обеспечивают ему дополнительный доход. По мнению И. Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока он остается новатором. Таким образом, предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции инноватора и тотчас перестает быть предпринимателем, как только его деятельность приобретает рутинный характер (общепринятый для данной производственной отрасли). Главной в предпринимательской деятельности является инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть не только собственник, но и наемный управляющий (менеджер), служащий акционерного общества, государственный чиновник, осуществляющий новые комбинации факторов производства [4].

Вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательской деятельности. А. Тю-нен и Ф. Найт, в отличие от И. Шумпетера, не сводили получение дохода только к новаторству, а связывали его с умением прогнозировать (чувствовать) перспективы развития производства и потребительского спроса, что, собственно, и обеспечивает получение дохода. И. Тюнен, считал, что предприниматель - это обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство. По мнению Ф. Найта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными, и он готов к личной ответственности [8].

Предприниматель, по мнению Дж. Кейнса, -это своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «...не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств» [4]. Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности - стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние.

В современной экономической литературе четкого однозначного определения сущности предпринимательской деятельности нет. Напри-

мер, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство -инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [2].

Авторы учебника по экономике «Экономикс» К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс [6]. Они связывают предпринимательскую деятельность с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций:

- готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;

- обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят направление и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую и имущественную ответственность;

- быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения;

- быть готовым на взвешенный риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский успех и, как следствие, прибыль абсолютно не гарантированы.

В этом определении дается обобщающий портрет предпринимателя, учитывающий все позитивные предложения предшественников.

В России научный и практический интерес к понятию предпринимательской деятельности произошло в 90-х гг. XX в., после перехода к рыночной экономике и возрождения легального предпринимательства. Одним из первых появилось понятие, в котором под предпринимательством понимается любая деятельность, приносящая прибыль. Эта позиция нашла свое отражение в федеральном законе о предпринимательстве. Возможно, целью такой упрощенной интерпретации предпринимательства было побудить как можно большее число людей к предпринимательской деятельности и самозанятости, которая трактуется как разновидность нетрадиционной, нестандартной занятости, в основе которой лежит самоорганизация.

В условиях острого социально-экономического кризиса начала 90-х гг. и вызванного им резкого спада традиционной занятости и появле-

ния безработицы как социального явления развитие предпринимательской деятельности даже в форме самозанятости было для России весьма актуальным, поскольку позволяло хотя бы частично сглаживать нарастающую социальную напряженность. В это время, в условиях меняющейся социально-экономической среды, массовое распространение получили в основном самые простые виды предпринимательства.

Далее при исследовании предпринимательства акцент ставится на способности субъекта предпринимательской деятельности как личности комбинировать ресурсы и факторы производства таким образом, при котором обеспечивается получение прибыли. Наиболее обстоятельно этот подход представлен в работах В. Савченко, когда предприниматель рассматривается как «субъективный личностный фактор производства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять факторы производства так, чтобы в перспективе получался дополнительный доход» [11].

В последующем изучении сущности предпринимательской деятельности ученые стали исходить не из способностей индивида, а из его потребностей, т. е. мотивов, обусловливающих образ его действий. В этой связи предпринимательство определяется как деятельность индивида или коллектива единомышленников, побуждаемая состоянием особо острой неудовлетворенности потребностей инициаторов этой деятельности.

Таким образом, предпринимательство следует считать специфическим видом экономической деятельности.

Предыстория развития российского малого бизнеса связана с 70-80-ми гг. советского периода социально-экономического развития общества. В те годы предпринимательские структуры развивались на основе ресурсов госпредприятий и являлись частью теневой полукриминальной экономики. В результате проведения радикальных рыночных реформ предпринимательство прошло несколько основных периодов. Выделим их:

Первый период (1985-1991 гг.). На этапе перестройки предпринимательские структуры включились в общий, поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса. Центральное правительство пыталось регламентировать деятельность предпринимательских структур, использовать рычаги на-

логообложения, при этом демонстрируя явную недееспособность государственного аппарата.

Второй период (1992-1994 гг.) характеризуется продвижением вперед экономических проблем предпринимательства. В этот период большое внимание стало уделяться значению роли и места предпринимательских структур в целостной конкурентоспособной экономической среде. На федеральном уровне разрабатываются мероприятия по поддержке предпринимательства и определяются приоритеты его развития. Кроме того, издаются нормативные акты, регулирующие отношения предприятий с другими участниками рыночной экономики. Однако эти постановления остались только декларацией. Несмотря на то, что в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства предпринимательских структур, их доля в сфере материального производства в общей структуре резко сократилась. К тому же наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что было связано с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, а также наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета.

Третий период (1995-1998 гг.) - нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. На этом этапе были выработаны меры направленные на поддержку малого бизнеса по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. Однако малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться.

Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, того времени, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.

Значительным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного предпринимательства, оставались криминальность и криминализация самого малого бизнеса. Малые предприятия активно диверсифицировали хозяйственную деятельность и усиливали свою инвестиционную политику. Кроме того, наблюдались сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса - происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого

предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране. Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно.

События августа 1998 г. стали этапной вехой для развития отечественногопредпринимательст-ва. Малые и средние предприятия можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 г. от 25 до 35 % малых предприятий фактически прекратили свою деятельность.

Во время дефолта целью многих бизнесменов было не получение прибыли, а хотя бы сохранение собственного дела в условиях жесточайшей инфляции и обнищания большей части населения. Тем не менее, предприниматели сумели не только «выжить» во время кризиса, но и в скором времени восстановить утраченные позиции. Помимо этого они накопили значительный опыт поведения в кризисных ситуациях.

В ходе российских реформ и, особенно, вследствие кризиса августа 1998 г. у представителей бизнеса сложились определенные негативные, с точки зрения развития экономики страны в целом, модели поведения: недоверие к крупным частным банкам; предпочтение хранения сбережений в наличной валюте и за рубежом; недоверие к внутренним государственным ценным бумагам. Кризис 1998 г. и методы его преодоления развеяли надежды части представителей данных слоев на вывод их деятельности из сферы теневой экономики и соответственно легализацию своих доходов и сбережений. Однако в 1999-2000 гг. наблюдалось экономическое оживление, которое оказало позитивное воздействие на средние слои, представители которых связаны с растущими отраслями.

Для четвертого этапа (1999-2003 гг.) становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне [1].

Пятый период (2004-2008 гг.) характеризуется отсутствием четкой законодательной базы в области предпринимательства и нежеланием последних выполнять свои функции в полной мере, особенно в вопросах социального обеспечения. Российские предприниматели этого периода, как правило, не обладали соответствующей профессиональной подготовкой, к тому же они осуществляли свою деятельность в условиях еще недостаточно стабильной экономики, несовершен-

ства законодательной и налоговой систем, коррупции, бюрократии. Поэтому российский бизнес несет на себе ряд отрицательных черт: отсутствие предпринимательской культуры, низкая законопослушность, ориентация на быстрое собственное обогащение, иногда в ущерб фирме.

В настоящий момент предпринимательские структуры обладают огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако, кризис 2009 г. оказал существенное влияние на производственно-хозяйст-венную деятельность предпринимательских структур.

Таким образом, о качественном улучшении положения малого и среднего бизнеса в целом пока говорить не приходится, несмотря на то, что государственная поддержка этого сектора в 2009 г. позволила в значительной степени нивелировать негативное давление кризиса. В том числе, положительную роль сыграли программы Минздрав-соцразвития по привлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан и лиц, находящихся под угрозой увольнения.

Современное российское предпринимательство - это новый сложный объект в поле экономических исследований. Многочисленные особенности национальной социально-экономичской системы, хозяйственных практик и экономической культуры накладывают свой отпечаток и во многом определяют развитие предпринимательства.

В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т. д. Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного подхода.

Таким образом, на современном этапе хозяйствования под предпринимательской деятельностью следует понимать особый вид труда, в основе которого находится предпринимательская идея как важный инновационный ресурс, воспроизводство которого основывается на непрерывном процессе получения новых и совершенствования имеющихся знаний.

Литература

1. Богаделина И.А. Ретроспективный анализ развития предпринимательства в России // Успехи современного естествознания. 2005. № 1.

2. Большой бухгалтерский словарь / под ред.

A. Н. Азрилияна. М., 1999.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. иКЬ: http://www.consultant.ru

4. Инфраструктура и интенсификация экономики /

B. П. Красовский, Я. Т, Бронштейн, Т. Г. Зотова [и др.]; отв. ред. В. П. Красовский. М., 1980.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях. иКЬ: http://www.consultant.ru

6. Макконелл К., Брю С. Экономикс: пер с англ. М., 1992.

7. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предпринимательство. СПб., 2001.

8. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М., 2003.

9. Таможенный кодекс Российской Федерации. иКЬ: http://www.consultant.ru

10. Тарануха Ю. В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М., 2003.

11. Черников Г. П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. М., 2002.

* * *

TRANSFORMATION OF CONTENT OF CATEGORY «ENTERPRISE ACTIVITY»

N. A. Likhachev, A. M. Bludov

This article considers the change of the content of the definition of entrepreneurial activity and entrepreneurship of Russia. To better understand the category, the author emphasizes the main stages of the development of entrepreneurship, beginning from the nineties of 20th century after the implementation of thoroughgoing market reforms.

Key words: business, enterprise activity, small and middle business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.