УДК 338.486.4
Е.П. Солодова* ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК КАТЕГОРИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматривается трансформация понятия предпринимательства, что позволяет проследить формирование и изменение характеристик данной категории, выделить основные функции, присущие предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, инновации, риск, предпринимательская способность, бизнес.
Исследование теоретических основ предпринимательства представляет наибольший интерес в рамках становления и развития малого предпринимательства в РФ, т. к. именно данная категория способствует развитию рыночного хозяйства и конкуренции. Терминологическая сущность понятия и содержание понятия «предпринимательство» менялись и упорядочивались в процессе развития экономической науки.
Впервые научное определение термина «предприниматель» предложил ирландский банкир, экономист, демограф Ричард Кантильони в своей единственной книге «Очерк об общей природе торговли», изданной в 1755 г. на французском языке уже после смерти автора. Он разработал концепцию функции предпринимательства применительно к фермерству. Фермеры производят неопределенное количество продукции в ожидании «неопределенной выручки», неся при этом риск. Таким образом, Кантильони определял предпринимательство как особенную экономическую функцию, важной чертой которой является риск.
Во второй половине XVIII в. концепцию Кантильони продолжили французские ученые-экономисты Анн Роббер Жак Тюрго и Карно Бодо, наделившие предпринимательскую деятельность такими признаками, как наличие у предпринимателя информации о конъюнктуре рынков, необходимых технологических знаний и, самое главное, капитала, который должен обеспечивать предпринимательский доход.
Шотландский профессор философии, экономист, один из основателей экономической науки Адам Смит определял предпринимателя как собственника капитала, несущего риск ради какой-либо коммерческой идеи. С этой целью предприниматель сам планирует и организовывает производство, распределяет полученные доходы. Таким образом, Адам Смит предпринимательство рассматривал как совокупность трех факторов: прибыли,
коммерческой идеи и риска. В своем капитальном труде «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Адам Смит определил человека как автономного индивида, движимого двумя мотивами: своекорыстным интересом и склонностью к обмену. А. Смит ратовал за свободное перемещение экономических сил, которое обеспечивает достижение благосостояния человека и общества. Он утверждал, что в «чистой рыночной экономике нет никакой вышестоящей (государственной) власти, которая решает, как должны использоваться ресурсы и как должна быть организована экономика» [5, с. 421]. Разработав трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством воплощенного в нем труда, Смит стал основоположником научной экономической теории. Таким образом, экономико-политический вывод Смита заключался в том, что рыночной экономике необходимо предоставить как можно больше свободы. Государство должно проводить политику «laissez-faire» («пусть идет само собой») и избегать ограничений конкуренции [5, с. 654]. Однако в процессе эволюции теория и практика рыночной формы ведения хозяйства внесли существенные коррективы в постулаты рыночной экономики.
Известный немецкий экономист Иоганн-Генрих Тюнен (1783—1850) в своей работе «Теория сельскохозяйственного штандорта» под предпринимателем понимал человека, обладающего особыми качествами, такими как способность рисковать, умение принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия, и потому претендующего на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство. Следует отметить, что И. Тюнен считал, что предприниматель не обязательно должен быть инноватором.
* © Солодова Е.П., 2012
Солодова Елена Петровна ([email protected]), кафедра экономики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76.
Французский экономист Жан- Батист Сей под предпринимателем понимал экономического агента, который совмещает факторы производства, перетаскивая ресурсы в сферы деятельности, где они могут принести максимальный доход. Он разграничивал функции предпринимателя и менеджера, считая, что труд последнего монотонный, рутинный, а труд предпринимателя творческий.
Немецкий социолог Макс Вебер (1884—1920) под предпринимательской деятельностью понимал воплощение рациональности, под которой он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. В основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.
Американский экономист Йозеф Шумпетер ключевое место в динамике экономических процессов отводил предпринимательской деятельности. В своем фундаментальном труде «Теория экономического развития» Шумпетер разграничил понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», последнее невозможно без появления чего-либо нового, неизвестного ранее, или, иначе говоря, инновации. С точки зрения Шумпетера, предприниматели — это «хозяйственные субъекты, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [6, с. 115—121]. Поэтому основными функциями предпринимателя Й. Шумпетер называет: изготовление нового блага или старого блага нового качества; освоение нового рынка сбыта, источника сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; осуществление соответствующей реорганизации производства. По его мнению, предприниматель не обязательно должен быть капиталистом, владельцем, он может быть и управляющим.
Ф. Хайек предпринимательство связывал прежде всего с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Предприниматель стремится оптимально соединить эти компоненты с ситуацией на рынке, учесть перспективу инвестирования, спрос и предложение той или иной отрасли экономики, уровень цен, найти наиболее эффективные средства для удовлетворения собственных потребностей и потребностей общества.
Попытку синтезировать основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства предпринял американский экономист Фрэнк Хай-неман Найт (1885—1972). В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) Найт разграничивает риск на исчисляемый и неисчисляемый. Под первым Найт понимает собственно риск,
а под вторым — неопределенность. В ситуации с исчисляемым риском есть возможность застраховаться и страховые взносы включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства. А ситуация с неопределенным риском, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы». По Найту, неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух областях: в области производства (количество и качества изделий, которое удастся получить из данного объема ресурсов) и в области потребностей будущих покупателей [4, с. 57-58].
Найт настаивает на том, что предприниматель не знает заранее цену, по которой будет продан его продукт, но в то же время обязан заранее расплатиться с собственниками факторов производства по законам предельной производительности, заплатив им «контрактные доходы». Равновесная величина этих доходов задается предпринимателю конкуренцией на соответствующих факторных рынках. Но существует неопределенность, и предприниматель ожидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупность контрактных доходов (себестоимость). Если реальная выручка окажется больше выплат, предприниматель получит прибыль, если меньше — потерпит убыток. При этом предприниматель (менеджер) получает и «контрактный доход», определяемый предельной производительностью своих предпринимательских способностей, но прибылью является только остаточная часть его совокупного дохода.
Таким образом, Найт ключевым моментом предпринимательской деятельности видел способность индивида, осуществляющего ее, прогнозировать перспективы развития и управлять возникающими рисками.
Принятие хозяйственных решений в условиях риска и неопределенности, безусловно, является неотъемлемым элементом деятельности предпринимателя, но вряд ли это можно считать критериальным принципом, характеризующим специфику такого сложного социального явления, как предпринимательство .
В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное — не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств (умение правильно соотнести потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности, и др.).
Аналогом понятия «предпринимательство» является введенный американцами термин «бизнес» (entrepreneurship). В определении мировой энцик-
лопедии это «предпринимательская деятельность, дело, занятие, являющееся источником дохода» [7, с. 140]. Субъектом предпринимательской деятельности (бизнеса) является индивид — предприниматель.
В научной литературе существуют различные точки зрения к определению таких категориальных понятий, как «бизнес» и «предпринимательство». Одни ученые считают, что предпринимательству присуща инноваторская деятельность, а «бизнес» предполагает монотонный, рутинный труд. Другие не делают различий между этими понятиями. Инициативный характер предпринимательской деятельности подтверждается исследованиями таких авторов, как М. Питерс, Б.А. Рай-зберг, Р. Хизрич, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, А.Д. Выварц. Таким образом, бизнесу присуща консервативная функция. Следовательно, предприниматель осуществляет свою деятельность в условиях большего риска. Однако следует отметить, что новатор, используя ресурсы и получая прибыль от деятельности, в какой-то момент удовлетворяет свои потребности, становится консерватором. Консерватор же, осуществляя свою деятельность, достигая определенного пика деятельности предприятия, насыщая рынок одним и тем же товаром, понимает, что без внедрения новаций невозможно экономическое развитие, соответственно, он становится новатором. Смена функциональных ролей консерватора и новатора способствует экономическому развитию. Таким образом, бизнес — это более широкое понятие, а предпринимательство является его характеристикой. Следовательно, предпринимательство присуще как малому и среднему, так и крупному бизнесу.
Обобщающее понятие предпринимательства дается в учебнике «Экономикс» Кэмпбелла Макконнелла и Стэнли Брю. Они видят предпринимателя как человека, способного использовать определенное сочетание ресурсов для производства товаров, создавать инновации, принимать последовательные решения и идти на риск.
В России научный интерес и обоснование понятия «предпринимательство» произошли в 90-е гг. XX в. в связи с переходом страны на рыночную экономику. Одно из первых определений предпринимательства содержится в Законе РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором было сказано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» [5]. Недостатком этого определения является то, что не оговорен характер получения прибыли и основой является самоорганизация людей для получения дохода.
С развитием научно-технического прогресса происходит и трансформация понятия «предпринимательство». Гражданский кодекс РФ дает следующее определение данного вида деятельности: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Экономическая энциклопедия определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
В современном российском учебнике «Организация предпринимательской деятельности» (авторы — Багиев Г.Л., А.Н. Асаул) под предпринимательской деятельностью понимается «реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода».
В настоящее время в Российской Федерации предприятия делятся на малые, средние и крупные. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся «потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), физические лица — индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства», соответствующие требованиям, оговоренным в данном нормативно-правовом акте.
Таким образом, после анализа подходов к понятию «предпринимательство» ведущих экономистов можно выделить следующие основные функции предпринимательской деятельности:
— новаторская, заключается в создании и предоставлении новых товаров и услуг;
— организационная — внедрение новых форм и методов управления, оплаты труда;
— хозяйственная — наиболее эффективное и рациональное использование материальных, финансовых, информационных, трудовых и прочих ресурсов предприятия;
— социальная — производство товаров и оказание услуг, необходимых обществу;
— личная — удовлетворение личных потребностей предпринимателя и удовлетворенность от работы.
Подводя итог, отметим, что на современном этапе хозяйствования под предпринимательской
деятельностью следует понимать особый вид труда, которому присущи новизна и риск, воспроизводство которого основывается на личной инициативе граждан как для лучшего удовлетворения запросов потребителей, так и получения более высоких доходов.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: «Рид Групп», 2012. 576 с.
2. Закон РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2008. 960 с.
4. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль, М.: Дело, 2003.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007. 960 с.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007. С. 115-121.
7. Экономическая энциклопедия / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999. 1055 с.
E.P. Solodova*
THE EVOLUTION OF ENTREPRENEURSHIP AS A CATEGORY OF MARKET ECONOMY
The transformation of notion of «entrepreneurship» is described in the article. It lets follow forming and changing of characteristics in this category, mark out main functions, which are typical for the entrepreneurial activity.
Key words: entrepreneurship, entrepreneurial activity, innovations, risk, entrepreneurship ability, entrepreneurship.
* Solodova Elena Petrovna ([email protected]), the Dept. of Economy, Samara Branch of Moscow City Teacher’s Training University, Samara, 443081, Russian Federation.