Научная статья на тему 'Инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера: теоретические аспекты'

Инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10382
1268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Й. ШУМПЕТЕР / J. SCHUMPETER / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ENTREPRENEUR''S MAIN FUNCTION / ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / THEORY OF ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ECONOMIC SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипина Евгения Валерьевна

В статье рассмотрены методы определения понятия предпринимательской деятельности, инструменты создания благоприятного общественного климата в стране. Исследуются основные теоретические представления предшественников Шумпетера о предпринимательстве, лежащие в основе его концепции. Изложены взгляды Шумпетера на предпринимательство на основе внедрения инноваций. Статья содержит анализ предпринимательства как особого экономического института. Показаны типологические особенности предпринимателя как субъекта экономического процесса. Исходя из ключевых направлений определения предпринимательства, которые связаны с важнейшими чертами предпринимательской функции, автором предложена схема, выделяющая основные концепции определения предпринимательской функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses methods of defining the notion of entrepreneurial activity, tools of creating favourable public climate in the country. The author investigates key theoretical ideas of Schumpeter's predecessors concerning entrepreneurship which underlie his conception. Schumpeter's views on entrepreneurship based on innovation introduction are provided by the article. It also includes the analysis of entrepreneurship as a special economic institution. The author offers typological features of entrepreneurship as an entity of economic process. Proceeding from the key directions of entrepreneurship definition which are connected with the most important features of entrepreneurial function the author advances the scheme specifying the main conceptions of defining the entrepreneurial function.

Текст научной работы на тему «Инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера: теоретические аспекты»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Й. ШУМПЕТЕРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Антипина Евгения Валерьевна

старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: donskikh@yandex.ru

В статье рассмотрены методы определения понятия предпринимательской деятельности, инструменты создания благоприятного общественного климата в стране. Исследуются основные теоретические представления предшественников Шум-петера о предпринимательстве, лежащие в основе его концепции. Изложены взгляды Шумпетера на предпринимательство на основе внедрения инноваций. Статья содержит анализ предпринимательства как особого экономического института. Показаны типологические особенности предпринимателя как субъекта экономического процесса. Исходя из ключевых направлений определения предпринимательства, которые связаны с важнейшими чертами предпринимательской функции, автором предложена схема, выделяющая основные концепции определения предпринимательской функции.

Ключевые слова: Й. Шумпетер, инновации, основная функция предпринимателя, теория экономического развития, экономическая наука.

J. SCHUMPETER INNOVATION CONCEPT OF ENTREPRENEURSHIP: THEORETICAL ASPECTS

Antipina, Evgeniya V.

Senior Lecturer of the Department for Economic Theory of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: donskikh@yandex.ru

The article discusses methods of defining the notion of entrepreneurial activity, tools of creating favourable public climate in the country. The author investigates key theoretical ideas of Schumpeter's predecessors concerning

entrepreneurship which underlie his conception. Schumpeter's views on entrepreneurship based on innovation introduction are provided by the article. It also includes the analysis of entrepreneurship as a special economic institution. The author offers typological features of entrepreneurship as an entity of economic process. Proceeding from the key directions of entrepreneurship definition which are connected with the most important features of

entrepreneurial function the author advances the scheme specifying the main conceptions of defining the entrepreneurial function.

Keywords: J. Schumpeter, innovations, entrepreneur's main function, theory of economic development, economic science.

Самой загадочной экономической фигурой до сих пор является фигура предпринимателя. Если определения социально-экономических ролей землевладельца, капиталиста, инвестора, менеджера, наемного работника не вызывают особых споров и сомнений, то выявление специфики роли предпринимателя уже много времени является предметом научных споров. В чем заключается его основная функция и что лежит в основе его дохода: удачное соединение (комбинация) факторов производства, видение будущего, готовность рисковать, разрушение сложившегося баланса интересов или создание нового?

Одна из актуальных идей, выдвинутых выдающимся австро-американским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером еще в 19091911 гг., состоит в том, что развитие экономики основывается на внедрении инноваций, реализация которых является ключевой функцией предпринимателя. В этой связи фигура предпринимателя заняла центральное место в его теории инноваций.

Предпринимательство как наиболее мобильный социальный слой представляет собой особый экономический институт, который быстрее приспосабливается к постоянно меняющимся экономическим условиям в современном мире, к желаниям потребителя. Но функционал и типологические особенности предпринимательства как основы развития экономического процесса были предметом исследования задолго до разработанной Шумпетером теории.

По признанию самого Шумпетера, еще экономисты XVII в. продемонстрировали безошибочное понимание деятельности предпринимателя, хотя и не смогли четко его сформулировать [7. - С. 727]. Впервые понятия «предприниматель» и «предпринимательство» ввел в научный оборот Р. Кантильон, который в 1775 г. опубликовал свой труд под названием «Очерк о природе коммерции», где охарактеризовал предпринимателя как человека с непостоянными доходами и постоянно рискующего. Кантильон обратил внимание на то, что богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто «не жалеет времени на создание собственного дела» [9. - Р. 5]. Для него предприниматель - это в первую очередь посредник между производителями и потребителями.

К настоящему времени в экономической науке сформировалось несколько подходов к определению понятия предпринимателя и функциям, им осуществляемым (рисунок). Данное обстоятельство обусловлено некоторой неопределенностью понятия «предпринимательство». Американский институционалист П. Друкер писал: «Прошло уже много лет с тех давних пор, когда Ж.-Б. Сэй ввел в оборот этот тер-

мин, а мы все еще продолжаем путаться в определениях "предприниматель" и "предпринимательство"» [2. - С. 30-31]1.

Рис. Основные концепции определения предпринимательской функции

При определении предпринимательской функции в экономической теории сформировалось представление, что ее важнейшей чертой является риск (Р. Кантильон, Й. фон Тюнен, Д. де Трэси, Г. Мангольт и др.). По Кантильону, предприниматель - это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. Представитель немецкой классической школы, последователь Р. Кантильона Й. фон Тюнен предпринял попытку определить величину предпринимательского дохода, напрямую связав его с появлением предпринимательского риска. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Последователи Кантильона определили предпринимательский

1 Здесь мы видим некоторое расхождение в приписывании первенства употребления понятия «предприниматель». Р. Кантильон употребил его в 1775 г., а Ж.-Б.Сэй - примерно в 1800 г. Мы предполагаем, что хронологически Р. Кантильон был первым, а П. Друкер - что Ж.-Б. Сэй.

доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы.

Экономисты-классики конца XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Смит) видели в предпринимателе собственника капитала, вкладывающего этот капитал в предприятие с целью получения прибыли. Французский экономист Франсуа Кенэ первым заметил, что предприниматель может быть не только посредником, но и владельцем бизнеса: «А. Смит мимоходом уделил внимание этому типу [предпринимателю], он иногда говорил о предпринимателе, хозяине, торговце, и, если бы его спросили, он не стал бы утверждать, что какое-либо дело может идти само по себе» [7. -С 727].

А. Смит считал, что предприниматель - это собственник капитала, который ради реализации своей коммерческой идеи, в результате которой он намерен получить предпринимательский доход, готов идти на определенный экономический риск [4. - С 148]. Торговец или хозяин накапливает капитал (это действительно его основная функция), и на этот капитал он нанимает трудолюбивых людей, т. е. работников, которые делают остальное.

Другой французский ученый А. Р. Ж. Тюрго (позднее В. Рошер и Б. Гильденбранд) отмечал, что предприниматель не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производительным трудом1.

С развитием экономической мысли предпринимателя все реже стали отождествлять с капиталистом. В начале XIX в. предпринимателя начали рассматривать как организатора производства, не обязательно отягощенного правами собственности. Подобного взгляда придерживались Ж.-Б. Сэй и Дж. С. Милль.

Главный акцент французский экономист Ж-Б. Сэй сделал на различиях дохода на капитал и предпринимательского дохода. Он определил предпринимателя следующим образом: «Антрепренер перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды» [6. - С. 51]. Доходы предпринимателя, по определению Ж.-Б. Сэя, представляют собой вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство [6. - С 27-29, 36, 39-42, 58]. Он заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности [3].

1 Обзору экономических теорий предпринимательства посвящено немало специальных работ. См., например, [10].

Ж.-Б. Сэй, «следуя французской (кантильоновской) традиции, был первым, кто закрепил за предпринимателем как таковым в отличие от "капиталиста" определенное положение в схеме экономического процесса. Его вклад обычно резюмируют кратким утверждением, что функция предпринимателя заключается в комбинировании факторов производства в производственный организм» [7. - С. 728]. Важным, на наш взгляд, является то, что в центре внимания исследователя оказался предприниматель-промышленник, в отличие от А. Смита и физиократов, рассматривавших преимущественно деятельность предпринимателя-земледельца. Но этот аспект можно объяснить исторической средой, в которой жили физиократы. Целый класс людей (дворянство и духовенство) жили на доходы от своих земель.

Размер предпринимательской прибыли, по Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины:

1) предприниматель должен обладать соответствующей репутацией и состоянием, чтобы занять средства у владельца капитала;

2) предприниматель должен обладать талантом управления, понимаемым как редкое сочетание в одном лице самых разнообразных психологических качеств, позволяющих принимать верные решения и побуждать окружающих к их выполнению;

3) высокий риск, которому подвержена деятельность предприятия и который может быть не связан с достоинством предпринимателя, но последствия которого могут затронуть как материальное благополучие последнего, так и его деловую репутацию.

Подобное разграничение между собственником и предпринимателем проводил и К. Маркс в первом томе «Капитала». А на рубеже XIX-XX вв. определение предпринимателя как менеджера прочно утвердилось в работах «австрийцев» (К. Менгера, Ф. Визера) и неоклассиков (А. Маршалла, Л. Вальраса). Его сущность - обеспечить нейтральность по отношению к собственности. Эта нейтральность лучше всего способствует достижению поставленной цели. Что же касается содержания третьей предпринимательской функции - творческой, то для неоклассиков она заключена в организационно-хозяйственном новаторстве.

Новый подход к предпринимательской функции возникает в 1970-1990 гг. в рамках концепции институциональной, а впоследствии неоинституциональной экономики (Т. Веблен, Р. Коуз, О. Уильямсон), для которой предприниматель - субъект, совершающий выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы для экономии трансакционных издержек.

Следует отметить, что в теории институциональной экономики выбор совершает не только предприниматель, но и любой субъект экономических отношений. Предпринимательство также не является особым предметом рассмотрения институционалистов, а исследуется наряду с другими категориями. В теории Веблена капитализм (в его терминологии - денежное хозяйство) проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве.

Наиболее глубоко и всесторонне предпринимательство проанализировал Й. Шумпетер. Он исходит из того, что институты задают общие рамки взаимодействия индивидов, систему положительных и отрицательных стимулов, направляя деятельность людей в определенное русло. Его теоретические представления являются непосредственным развитием представлений предшественников. Именно у него появилось новое описание предпринимательских функций и качеств, необходимость которых основана не на опыте прошлого, а на возникновении уникальной неопределенности. В «Теории экономического развития» Шумпетер центральное место отводит предпринимательской функции.

Предпринимателями Й. Шумпетер называет хозяйственных субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия1. Для него предприниматель необязательно обладает правом собственности, однако его нерутинная, принципиально инновационная и в силу этого творческая деятельность отличает его от менеджера, выполняющего преимущественно «запрограммированную» работу. Он описывает предпринимателя как агента, субъекта, улавливающего возможности во внешней окружающей среде и использующего их в своих интересах. Если, по мнению Шумпетера, предприниматель может извлечь выгоду из таких возможностей, ему, вероятно, придется изменить свои действия таким образом, чтобы использовать доступные ресурсы [8. - С. 274].

Предприниматели - это особый тип склонных к инновационной деятельности людей, которых всегда меньшинство. По мысли Шумпе-тера, в полной мере неопределенность и, соответственно, риск имеют место не тогда, когда человек действует по установившимся и апроби-

1 «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы, фабрики и т. п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [8. - С. 142].

рованным правилам и нормам в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, вопреки усвоенным в университете нормам и правилам, когда агент решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другим направление. Данная жажда преобразования обычно дополняется такими чертами, как:

- опора на собственные силы;

- отсутствие боязни риска;

- ценность собственной независимости;

- доверие собственной интуиции;

- потребность в достижении успеха;

- достаточно взвешенное отношение к деньгам;

- стремление к нововведению.

Быть предпринимателем - значит обеспечивать реализацию фундаментальной функции предпринимательства, а не персонификацию какого-либо признака предпринимательства (пусть даже доминирующего). Объясняя источники экономического развития и противопоставляя себя неоклассикам, Шумпетер выводит из механизма кругооборота капитала принципиальную необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации, или, дословно, «новых комбинаций факторов производства» [8. - С. 142].

Парадоксально, что функция предпринимателей не является постоянной, а выполняется лишь до тех пор, пока комбинация не станет рутиной. Именно их деятельность выявила движущие силы экономической динамики. В целом же, исходя из технологических компонентов экономического роста, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделял несколько целей: «Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того, существовал этот источник раньше или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения. Или подрыв монопольного положения другого предприятия» [8. - С. 132-133].

Таким образом, предпринимательство как особый институт экономической активности - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предпринимательство может развиваться при наличии условий и факторов, обеспечивающих благоприятные возможности для развития преуспевающего предпринимательства, т. е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Она складывается на основе развития производительных сил, политических, гражданско-правовых отношений, обеспечивающих благоприятный общественный климат для занятия предпринимательской деятельностью и позволяющих предпринимателям добиваться важнейших поставленных целей в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении ими прибыли (дохода).

Шумпетер в своем стремлении к выяснению смысла деятельности предпринимателя, которая лежит в основе всякого развития, пришел к выводу о том, что предпринимательство оказывает важное влияние на переход экономики от одного равновесного состояния к другому. Поэтому, стараясь в полной мере разобраться в проблемах предпринимательства, исследователь в своей книге «Теория экономического развития» рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. Он представлял предпринимательство, которое способно дать начало технологическому развитию, как спонтанное разрушение равновесия (а не уравновешивающую реакцию на существовавшие до этого напряжения).

В концепции экономического развития предпринимателю Шум-петер отводит особо важную роль. Следует подчеркнуть, что целепола-гание им признается априорным, предварительное планирование деятельности предшествует самой этой деятельности. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как она обеспечивает экономический рост. На эту сторону экономической деятельности он и обратил свое внимание.

В теории предпринимательства Шумпетер делает попытку примирить концепцию рационального («экономического») и реального («иррационального») человека, объекта исследований экономистов ин-

ституционального направления. Рассматривая мотивы хозяйственной деятельности в статическом состоянии, он выделяет мотив удовлетворения потребностей на основе рационального поведения (максимизация полезности или выгоды). Выделение иррациональных мотивов в поведении предпринимателя привело к признанию того, что теория предпринимательства - именно та сфера, где экономическая наука и психология нашли общий язык, что способствовало появлению новой отрасли научных знаний - экономической психологии. Именно психологический мотив стал центральным в объяснении Шумпетером такого явления, как экономические кризисы. Их появление он видел в панике, связанной с прекращением экономического бума.

Предпринимательская деятельность, создавая новые производственные комбинации, выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Таким образом, благодаря Шумпетеру в экономической теории закрепился взгляд на предпринимательские способности как четвертый фактор производства в добавление к традиционной триаде «труд - капитал - земля».

В оценке роли предпринимателя Шумпетер в значительной степени поддержал выводы Дж. Кейнса. Как и Кейнс, Й. Шумпетер стал последователем и теоретиком капиталотворческой концепции кредита. Он считал банки всесильными, поскольку кредит создает депозиты, а значит, и капитал. Неслучайно Й. Шумпетер увязывал кризисы с инновациями. Первые инвестиции дают мультипликационный эффект, увеличивающий общие расходы в обществе, т. е. величину совокупного спроса, и поддерживающий подъем экономики.

В то время, когда Кейнс подчеркивал важность монетарной и фискальной политики для поддержания совокупного спроса, «Шумпе-тер сфокусировал внимание на ведущих промышленных секторах: текстильная промышленность в 18 веке, железные дороги в 19 веке и электроэнергетика в начале 20 века» [11. - P. 381].

Анализируя различные точки зрения по вопросу предпринимательства, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.

Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от вознаграждения за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса, которые он прямо относил к затратам производства. По его мысли, прибыль как движущая сила ведет к накоплению и к вложениям в технологический капитал, к внедрению машин новых типов. «Каждый предприниматель понимает, что управление его заводом обычным способом, прохождение всех движений ежедневного делового установ-

ленного порядка, - одно дело, а открытие завода или изменение его установки - другое» [12. - Р. 29].

Сбережения появляются вследствие прибылей, которые в свою очередь преимущественно происходят от инноваций. Сбережения определены как «выделение домохозяйством части текущих прибылей для приобретения права на доход или для возврата долга» [12. - Р. 49]. Для фирмы это называется накоплением. Сбережение и накопление отличаются от удержания от потребления и создания запасов; сбережения в понимании Шумпетера никогда не могут быть причиной кризиса. «Принятие решения о приобретении права на доход назовем инвестициями» [12. - Р. 51], - говорит он. Для домохозяйств это означает покупку акций, облигаций, земли и недвижимости, а для фирм - «затраты на все виды производственных товаров после замены», которые называются реальными инвестициями. Поэтому сбережения и инвестиции -разные явления. Так, взаимосвязь инвестиций и экономической динамики успешно дополняется разработанной Шумпетером прогрессивной теорией формирования инвестиционного спроса с помощью инноваций.

На основе вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на существующую критику теории Шумпетера о предпринимательстве, можно определенно сказать, что не найдется ни одного ученого, который обошел бы ее стороной. Возможно, мы немного повторимся, если скажем, что видение Шумпетером проблемы предпринимателя состоит в версии, подкрепленной в первую очередь Р. Ко-узом и П. Друкером, а кроме них - Хендерсоном, Канноном, Тауссигом, Пиаже и др.

Список литературы

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М. : Дело Лтд, 1994.

2. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М., 1992.

3. Кантарбаева А., Мустафин А. Теория предпринимательства и эволюционная экономика / / Вопросы экономики. - 1997. - № 11.

4. Предпринимательство / под ред. М. Г. Лапусты. - 4-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2006.

5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М. : Прогресс, 1968.

6. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. - М. : Директ-медиа, 2007.

7. Шумпетер Й. История экономического анализа : в 3 т. - Т. 2. -СПб. : Экономическая школа, 2001.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М. : Прогресс,

1982.

9. Grebel T. Entrepreneurship: a New Perspective. - New York : Routledge, 2004.

10. Hebert R., Link A. N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critiques. - New York : Praeger, 1988.

11. Schumpeter in the History of Ideas / ed. by Yu. Shionoya and M. Perlman. - Michigan : The University of Michigan Press, 1994.

12. Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - New York; London, 1939.

References

1. Blaug M. Ekonomicheskaya mysl' v retrospective [Economic Thought in Retrospective], Moscow, Delo Ltd, 1994. (In Russ.).

2. Druker P. F. Rynok: kak vyyti v lidery. Praktika i printsipy [Market: How to Become a Leader. Practice and Principles], Moscow, 1992. (In Russ.).

3. Kantarbaeva A., Mustafin A. Teoriya predprinimatel'stva i evolyutsionnaya ekonomika [Theory of Entrepreneurship and Evolution Economy], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 1997, No. 11. (In Russ.).

4. Predprinimatel'stvo [Entrepreneurship], edited by M. G. Lapusta, 4th edition, revised and amended, Moscow, Infra-M, 2006. (In Russ.).

5. Seligmen B. Osnovnye techeniya sovremennoy ekonomicheskoy mysli [Key Trends in Modern Economic Thought], Moscow, Progress, 1968. (In Russ.).

6. Sey J.-B. Traktat politicheskoy ekonomii [Treatise of Political Economy], Moscow, Direkt-media, 2007. (In Russ.).

7. Shumpeter Y. Istoriya ekonomicheskogo analiza [History of Economic Analysis], in 3 vol. Vol. 2, Saint Petersburg, Ekonomicheskaya shkola, 2001. (In Russ.).

8. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development], Moscow, Progress, 1982. (In Russ.).

9. Grebel T. Entrepreneurship: a New Perspective, New York, Routledge, 2004.

10. Hebert R., Link A. N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critiques, New York, Praeger, 1988.

11. Schumpeter in the History of Ideas, ed. by Yu. Shionoya and M. Perlman, Michigan, The University of Michigan Press, 1994.

12. Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process, New York; London, 1939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.