УДК 334+61
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Г.В. Лизенко (КамчатГТУ)
Исследуется понятие эстетической медицины как специфического вида услуг, а также рассмотрена эволюция понятия предпринимательства. Дано определение предпринимательской деятельности в эстетической медицине.
The given article covers the issue of aesthetic medicine as a specific type of service. The author also covers evolution of such notion as entrepreneurship and gives definition of entrepreneurship in aesthetic medicine.
В настоящее время сфера услуг становится более значимой в экономике страны, так как создаются рабочие места и вносится значительный вклад в производство внутреннего национального продукта. Сегодня люди больше работают, следовательно, располагают меньшим количеством свободного времени. Но доходы людей растут, что позволяет им приобретать больше услуг для экономии времени. Сфера медицинских услуг развивается довольно интенсивно. Сегодня можно уверенно говорить о том, что рынок платных медицинских услуг продолжает свое активное формирование и развитие. С каждым годом в России растет количество предприятий, оказывающих услуги в различных областях медицины. Вместе с тем уже существующие медицинские организации расширяют спектр предоставляемых услуг. По оценкам экспертов, объем рынка медицинских услуг колеблется от 320 до 460 млрд руб. Данные оценки включают в себя три составляющие, на которые условно делится рынок платных медицинских услуг в России: кассовые платежи медицинских учреждений, рынок добровольного медицинского страхования, теневой сектор. По наиболее распространенным среди экспертов оценкам, темп роста варьирует от 25 до 30%. Крупнейшим сегментом рынка частной медицины в России является стоматология (60%), за ней следуют гинекология (20%) и диагностика (10%). На долю эстетической медицины приходится примерно 6%. Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг являются ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи и рост благосостояния населения [17].
Рынок эстетической медицины находится в стадии активного развития. В последнее время появилось достаточно много компаний, предлагающих разнообразные и качественные услуги в области эстетической медицины. Однако рынок все еще нельзя назвать цивилизованным из-за деятельности «серых» специалистов, которые работают без лицензий и юридического оформления документов, а иногда и без соблюдения гигиенических норм [18].
Эстетическая медицина является уникальным явлением рынка, сочетающим в себе такие понятия, как здоровье и красота. Входные барьеры на этот рынок достаточно высоки. Прежде всего это связано с большими финансовыми затратами на подготовку помещений для ведения деятельности, привлечение квалифицированных кадров, получение лицензий, сертификатов, приобретение специального оборудования. В то же время данная отрасль медицины довольна прибыльна.
Таким образом, привлекательность эстетической медицины можно оценить как «выше среднего», так как она обладает высокими барьерами на входе, сильной конкуренцией, быстрыми темпами роста, достаточно высокой степенью рентабельности.
Медицина - это деятельность в сфере услуг. В. Даль определяет услугу как «желание быть полезным, помогать» [3]. По Ф. Котлеру, «услуга - это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» [4]. Следовательно, медицинская услуга, как и любая другая, обладает характеристиками, которые необходимо учитывать при организации и управлении предприятием в сфере услуг. К ним относятся:
1. Неосязаемость. Услуги нельзя попробовать или почувствовать до тех пор, пока они не будут оказаны. Так, ни один пластический хирург не может описать или гарантировать точных результатов операции. Из-за возникающей неопределенности покупатели делают выводы о качестве услуг исходя из внешних признаков, таких как интерьер помещений, квалификация персонала, существующие отзывы о предприятии и т. д. Поэтому возникает необходимость в навыке по управлению первым восприятием предприятия.
2. Неотделимость. В отличие от товаров, которые можно хранить на складе и распространять по различным каналам, услуги предоставляются и потребляются одновременно. Клиент,
потребитель услуги, является непосредственным участником процесса обслуживания, при этом взаимодействие поставщика услуги и потребителя - отличительная характеристика услуги как товара. Результат обслуживания зависит как от потребителя, так и от поставщика.
3. Непостоянство. Качество однотипных услуг колеблется в весьма широких пределах в зависимости от того, кто, когда и где их предоставляет. Процесс повышения услуг включает следующие этапы: подбор и обучение персонала, стандартизация процесса предоставления услуг, контроль степени удовлетворенности клиентов по системе анализа отзывов и предложений, изучение потребностей клиентов и сравнение качества деятельности данного поставщика с уровнем услуг, предоставляемых конкурентами.
4. Несохраняемость. Невозможность хранения услуг не является серьезной проблемой в условиях устойчивого спроса. Сложности возникают при существенных колебаниях рыночных потребностей на данную услугу, в связи с чем предприятию необходимо иметь значительные резервы мощности для удовлетворения спроса на услуги.
Итак, услуги неосязаемы, неотделимы, изменчивы и не подлежат хранению. Каждая характеристика имеет свои специфические проблемы и требует обладания специальными навыками для их решения [4].
В российском законодательстве услуга определяется ГОСТ Р 50646-94: «Услуга - это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги» [5]. Медицина трактуется в Большой медицинской энциклопедии как «система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продолжение жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач медицина изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии; условия жизни и трудовой деятельности, факторы природной и социальной среды в аспекте их положительного или отрицательного влияния на состояние здоровья людей» [6]. Для лучшего понимания мотивации пациентов эстетической медицины необходимо также отметить, что биологические последствия воздействия неблагоприятных факторов социальной среды во многом определяются состоянием организма: в одних случаях организм средствами биологической защиты полностью нейтрализует или значительно ослабляет их патогенное действие, в других -неблагоприятные социальные условия создают возможность для развития имеющейся предрасположенности или функциональной неполноценности организма [6].
Согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации медицинская деятельность - это деятельность, направленная на оказание медицинских услуг, а медицинская услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [7]. На основании рассмотренных понятий можно привести определение эстетической медицины.
Эстетическая медицина - это направление в современной медицине, связанное с оказанием медицинских услуг для достижения пациентами желаемого эстетического удовлетворения от своей внешности при неизменных или улучшенных показателях общего состояния здоровья. Другими словами, термин «медицина» можно понимать как направление в сфере услуг, связанное с красотой и здоровьем. Понятие эстетической медицины включает в себя принцип комплексного подхода к решению эстетических проблем. Скоординированная работа многих специалистов - дерматологов, хирургов, эндокринологов, стоматологов и др. - позволяет добиваться наилучших эстетических результатов.
В настоящее время особый интерес вызывает косметология, так как внешность человека помогает решить не только индивидуальные проблемы психологического характера, но и социальные: возможность продолжить профессиональную деятельность, отдалить пенсионный возраст, связанный со здоровьем и качеством жизни человека, восстановить душевное равновесие и гармонию с окружающей природой и социальной средой [19].
Ведущая роль в косметологии принадлежит двум базовым специальностям - дерматологам и хирургам. Под специальностью хирурга понимается наличие навыков и знаний для проведения специализированных операций по реконструктивной хирургии (устранение деформаций и дефектов тканей, восстановление отдельных функций организма) и эстетической (пластической) хирургии (проведение пластических операций с целью улучшения внешности) [20].
Развитие эстетической медицины многие отождествляют с развитием эстетической (пластической) хирургии. Поэтому необходимо рассмотреть основные факторы и мотивы, повлиявшие на развитие эстетической хирургии и эстетической медицины в целом.
В современном мире социальные мотивы остаются главным фактором, заставляющим людей обращаться к эстетическому хирургу. Исправление хирургическим способом изменений внешнего вида помогает человеку навсегда освободиться от внутренних комплексов. Нарушение психического равновесия обычно вызывается внешним стрессом или социальной изоляцией, навязанной самому себе или связанной с переездом и национальными проблемами. Личность, активно пытающаяся справиться с данными проблемами, является объектом эстетической хирургии. При этом основными мотивами являются:
- самосознание в межличностных взаимоотношениях, связанное с чувством неудовлетворенности своей внешностью;
- социальная приемлемость, т. е. способность отвечать концепции современного имиджа, которой соответствуют молодость, приятный внешний вид, признание приоритета физического здоровья;
- серьезные стрессовые ситуации.
Во всех приведенных случаях эстетическая хирургия сталкивается с индивидом, который неудовлетворен своим внешним видом. Поэтому цель хирургического вмешательства индивиды видят в создании приемлемого образа как для самого себя, так и для общества в целом [7].
Социальные мотивы, побуждающие многих людей искать пути улучшения или изменения своей внешности, образовали спрос на услуги эстетической медицины. В погоне за красотой человек согласен заплатить крупную сумму, что соответственно создало прибыльную отрасль для предпринимательства под названием «эстетическая медицина». Итак, что же означает термин «предпринимательство»?
Предпринимательство - одно из самых сложных понятий в экономике. Для того чтобы разобраться в этом феномене, необходимо рассмотреть историю развития предпринимательства. Изначально в понятие предпринимателя вкладывалось совершенно другое значение - это человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов. В XVII в. под предпринимателем понималось лицо, заключившее с государством соглашение оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение [8].
«Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Ричард Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции» [9]. А. Смит понимает под предпринимателем изначально владельца капитала, достаточного для приобретения материалов, привлечения работников для создания нового продукта. Данный предприниматель заинтересован в получении не только процента за используемый капитал, но и прибыли за риск своим капиталом при организации дела [10]. Важный вклад в развитие предпринимательства внес Ж. Б. Сэй. В получении любого конечного продукта он рассматривал труд трех лиц: ученого, предпринимателя и рабочего. Под предпринимателем понималось лицо, которое берется за свой счет и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Ж. Б. Сэй отделяет предпринимателя от капиталиста, но с некоторыми оговорками. Так, предприниматель должен иметь часть капитала или пользоваться большим доверием для привлечения капитала в долг. Сэй описывает ряд нравственных качеств, которыми должен обладать предприниматель: здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен будет удовлетворять, средства производства. Предпринимателю необходим также талант управления для привлечения факторов производства. Предприниматель, по Сэю, должен обладать определенными экономическими знаниями для управления предприятием, преодолевать трудности и изобретать новые приемы производства. По мнению Сэя, на основании перечисленных качеств лишь малое количество людей могут быть предпринимателями [23].
К. Маркс видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. Маркс отождествлял понятия «капиталист» и «предприниматель» [11].
А. Маршал в своем труде «Принципы экономической науки» утверждал, как и Сэй, что не каждый может быть предпринимателем. Под предпринимателями Маршал понимал людей рискующих и берущих на себя весь риск, связанный с выполнением функций по управлению произ-
водством, чтобы оно при определенных затратах усилий обеспечивало наибольший эффект в удовлетворении человеческих потребностей. Предприниматели соединяют необходимый капитал и труд. Маршал также полагал, что предпринимателей можно рассматривать посредниками между работниками физического труда и потребителем [21].
Тщательный анализ предпринимательства провел Й. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» [12]. Он считал, что все люди осуществляют экономическую деятельность, но многие занимаются своим ремеслом, а экономические аспекты деятельности их мало интересуют. В связи с этим экономическую жизнь общества определяет особая группа людей, которая по преимуществу воплощает экономическую жизнь. Они - предприниматели, осуществляющие новые комбинации, а их прибыль, излишек - это предпринимательская прибыль. Й. Шумпетер доказывал, что главное для предпринимателя - это комбинация, так как для удовлетворения человеческих потребностей необходимо получить нечто иное, нежели то, что было вначале. Для этого надо изменить взаимосвязь между вещами и силами, соединить между собой вещи и силы, которые встречаются порознь, и высвобождать их из прежних взаимосвязей. С позиции техники и экономики производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении вещи и силы. Все методы производства являются комбинациями, которые различаются либо по объектам комбинирования, либо по соотношению их количеств. Предприниматели не вкладывают в дело никаких благ и никакой покупательной силы. От осуществления новых комбинаций они получают прибыль, которая недолговечна. Й. Шумпетер пишет, что по своей сути предпринимательская прибыль - это результат осуществления новых комбинаций. Весь процесс сводится к новому применению уже имеющихся производственных благ. Предприниматель не откладывает деньги, чтобы получить необходимые ему средства, не запасает благ, прежде чем приступить к производству. Кроме того, Шумпетер утверждает, что предприниматель практически никогда не несет рисков. Если предприятие терпит крах, то в накладе остается кредитор. И хотя предприниматель отвечает за успех дела своим имуществом, это вызывает к нему доверие, что, в свою очередь, реально обеспечивает заем. Успешное осуществление новой комбинации дает излишек стоимости, причем этот излишек означает не просто лучшее удовлетворение потребностей по сравнению с прежним уровнем, но и прирост чистого дохода, который не расходуется на оплату средств производства. Й. Шумпетер доказывает, что предпринимательская прибыль - это не просто то, что остается в руках предпринимателя. Прибыль - это самостоятельное выражение того, что создает предприниматель. По мнению Шумпетера, предпринимательская функция непрерывно связана с новшествами, реализацией параметров развития, созданием новой системы стоимостей. Она одновременно и дитя, и жертва развития. Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития [12].
Попытку синтезировать основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства с маржиналистским подходом предпринял американский экономист Ф.Х. Найт. В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» [22] Найт развивает восходящее к Й. Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Первый он называет собственно риском, второй -неопределенностью. Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. От такого риска вполне можно застраховаться и страховые взносы включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей подобно другим издержкам производства. Другое дело - ситуация «подлинной неопределенности», в которой ни вероятность, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределенность, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы» [22]. По Найту, неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух областях: в области производства (количества и качества изделий, которое удастся получить из данного объема ресурсов) и в области потребностей будущих покупателей. Найт настаивает на том, что предприниматель не знает заранее цену, по которой будет продан его продукт, но в то же время обязан заранее расплатиться с собственниками факторов производства по законам предельной производительности, заплатив им «контрактные доходы». Равновесная величина этих доходов задается предпринимателю конкуренцией на соответствующих факторных рынках. Однако существует некоторая неопределенность, и предприниматель ожидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупность контрактных доходов (себестоимость). Если реальная выручка окажется больше выплат, то предприниматель получит прибыль, если меньше - потерпит убыток. При этом предприниматель получает «контрактный доход», опре-
деляемый предельной производительностью своих предпринимательских способностей, но прибылью является только остаточная часть его совокупного дохода. Предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя полной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков. Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция.
Огромный вклад в изучение предпринимательства был сделан П.Ф. Друкером. В книге «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы» [13] он связывает предпринимателей с нововведениями. По Друкеру, нововведение - это средство, при помощи которого предприниматели используют изменения как благоприятную возможность для осуществления предпринимательских замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха. Друкер указывает на то, что предприятие или деятельность не всегда могут быть предпринимательскими. Под предпринимательством понимается создание чего-то нового и отличного от уже имеющегося, изменение и преобразование ценностной установки. Кроме того, предпринимательство никоим образом не замыкается на экономических учреждениях. В своем исследовании Друкер пишет, что предприниматели не являются ни капиталистами в прямом смысле этого слова, ни инвесторами. Они рискуют, но не более чем любые другие лица, занятые экономической деятельностью. Суть экономической деятельности предпринимателя состоит во вложении имеющихся ресурсов под будущие результаты, что связано с неопределенностью и риском. Предпринимательство, по Друкеру, есть нечто специфическое, присущее как отдельному лицу, так и учреждению, это скорее поведенческая, чем личностная, особенность. Каждый, кто способен взять на себя ответственность за принятие решений, потенциально может стать предпринимателем и вести себя по-предпринимательски. П.Ф. Друкер пишет, что предпринимательство основывается на экономической и социальной теориях, согласно которым изменение - вполне нормальное и естественное явление. В соответствии с этими теориями главная задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Друкер утверждает, что новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предприниматель». Предприниматели считают изменения нормальными и даже благоприятными. Как правило, сами они не генерируют эти изменения, однако (и это самое главное!) отыскивают их, реагируют на них и используют как источник достижения успехов. В своей книге П.Ф. Друкер доказывает, что предпринимательство связано с меньшим риском, чем оптимизация, и что нет ничего более рискованного, чем оптимизация ресурсов в областях, где с большей пользой можно применить нововведение и где благоприятные условия для них уже существуют. Теоретически предпринимательство наименее, а не наиболее рискованное направление в экономической политике. Предпринимательство может оказаться рискованным только в случае некомпетентности предпринимателей. Друкер утверждает, что предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства. Само предпринимательство как действие направлено на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ. Более того, в ходе нововведений создается ресурс. Ресурса как такового не существует до тех пор, пока человек не отыщет в природе что-либо полезное и не наделит его экономической ценностью. Задача предпринимателей состоит в том, чтобы научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе, а систематически инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и систематическом анализе потенциала этих изменений как источника социальных и экономических нововведений.
П.Ф. Друкер выделяет семь источников инновационных идей:
1) неожиданное событие;
2) неконгруэнтность (несоответствие между реальностью и представлениями о ней);
3) нововведение, основанное на потребности процесса;
4) внезапные изменения в структуре отрасли и рынка;
5) демографические изменения;
6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
7) новые знания.
Но все нововведения должны проводиться не ради будущего, а ради удовлетворения потребности текущего времени. Друкер пишет, что предприятия, которые пренебрегают инновационной политикой, неминуемо устаревают, идут на спад и выбывают из борьбы за потребителя.
Он доказывает, что предпринимательство - это труд, это работа. Внушительное число действующих предприятий свидетельствуют, что эта деятельность под силу многим. Основное же условие - четкое и сознательно направленное действие. Предпринимательству и новаторству можно научиться, но для этого требуется приложить немало усилий [13].
Основываясь на трудах П.Ф. Друкера, авторы учебника по менеджменту доказывают, что «такие черты, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т. е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль» [14].
В настоящее время существует множество определений предпринимательства. Так, Р. Хиз-рич и М. Питерс определяют предпринимательство как «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутыми услугами [15]. К.Р. Макконел и С. Л. Брю понимают под предпринимательской способностью «способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товаров, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск» [16].
В ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено право на занятие предпринимательской деятельностью: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1].
В ст. 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [2].
Основываясь на всех приведенных мнениях о предпринимательстве, считаем, что предпринимательство - это инициативная деятельность, осуществляемая с риском (финансовым, социальным и психологическим), направленная на систематическое получение прибыли от осуществляемой деятельности и удовлетворение достигнутым. Соответственно предпринимательская деятельность в эстетической медицине - это инициативная деятельность в сфере оказания медицинских услуг, осуществляемая с риском (финансовым, социальным и психологическим), направленная на систематическое получение прибыли от удовлетворения социальной потребности людей по улучшению или изменению внешности, лечения косметических дефектов или болезней, вызывающих косметические дефекты, путем системного подхода к решению эстетических проблем и удовлетворения предпринимателя достигнутыми результатами.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Литера, 1999. - 47 с.
2. Гражданский кодекс РФ. - М.: Маркетинг, 2001. - 159 с.
3. Даль В.Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель: АСТ, 2001.
4. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Экспресс-курс. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
5. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1994.
6. Большая медицинская энциклопедия. Т. 14 / Под ред. Б.В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1980. - 496 с.
7. Цепколенко В.А., Грубник В.В., Пшениснов К.П. Пластическая эстетическая хирургия. Современные аспекты. - Киев: Наук. думка, 2000. - 232 с.
8. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г. Л. Багиева. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
9. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: Высш. шк., 2000. - 448 с.
10. Смит А. Богатство нации. - М.: Экономика, 1987. - С. 198.
11.Маркс К. Капитал. Критика политической экономики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 23. - С. 56.
12. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Экономика, 19S2. - 454 с.
13. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы - М.: Высш. шк., 1992. -351 с.
14.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 704 с.
15.Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха - М.: Экономика, 19S9. - 120 с.
16.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. -11-е изд. - Киев: ХаГар, 2000. - 7S5 с.
17. marketing. rbc.ru/research/5629499525155SS. shtml 1S. marketing.ru
19. www.rmj.ru/articales_6226.htm
20. www.bestplastic.ru/work/surgery/techniques/page10
21. exsolver.narod.ru/Books/Econom/Marshal/index.html
22. jurnal.org/articales/200S/art.php?art=econ16.htm
23. polbu.ru/say_politeconomy