Научная статья на тему 'Конкурентное поведение в системе предпринимательской деятельности'

Конкурентное поведение в системе предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / COMPETITION / COMPETITIVE BEHAVIOR / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

Автор рассматривает предпосылки конкурентного поведения предпринимательских структур и на их основе выделяет два типа конкурентных действий. Инновационный характер предпринимательской деятельности является основой активных действий, направленных на создание уникальной рыночной позиции предпринимательской структуры. Риск и неопределенность предпринимательской деятельности определяют выбор пассивных действий, которые направлены на сохранение достигнутых позиций на рынке без существенных изменений продукции, технологии и методов ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE BEHAVIOUR IN THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY SYSTEM

The author considers competitive behavior preconditions of enterprise structures and on their basis allocates two types of competitive actions. Innovative character of enterprise activity is a basis of the active actions directed on the unique market position of enterprise structure creation. The risk and uncertainty of enterprise activity define the passive actions choice, which directed on preservation of the reached market positions without essential changes of production, technology and business dealing methods.

Текст научной работы на тему «Конкурентное поведение в системе предпринимательской деятельности»

УДК 339:339.924

КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

COMPETITIVE BEHAVIOUR IN THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY SYSTEM

А.Л. Карпов A.L. Karpov

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Автор рассматривает предпосылки конкурентного поведения предпринимательских структур и на их основе выделяет два типа конкурентных действий. Инновационный характер предпринимательской деятельности является основой активных действий, направленных на создание уникальной рыночной позиции предпринимательской структуры. Риск и неопределенность предпринимательской деятельности определяют выбор пассивных действий, которые направлены на сохранение достигнутых позиций на рынке без существенных изменений продукции, технологии и методов ведения бизнеса.

The author considers competitive behavior preconditions of enterprise structures and on their basis allocates two types of competitive actions. Innovative character of enterprise activity is a basis of the active actions directed on the unique market position of enterprise structure creation. The risk and uncertainty of enterprise activity define the passive actions choice, which directed on preservation of the reached market positions without essential changes of production, technology and business dealing methods.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентное поведение, предпринимательство.

Key words: competition, competitive behavior, entrepreneurship.

На сегодняшний день практически в каждом определении предпринимательства и предпринимательской деятельности можно встретить слова о необходимости инновационной идеи, о несении рисков предпринимателем [1]. Экономическая сущность предпринимательства в том и состоит, что оно должно привнести что-то новое. Здесь подразумевается изобретение абсолютно нового продукта, выход на другой рынок, новая комбинация факторов производства и любое другое креативное движение, саморазвитие предпринимательской структуры. Риск, в свою очередь, обусловлен фактором неопределенности, присутствующим в хозяйственной жизни. От него невозможно избавиться, можно только постараться минимизировать.

Инновационный характер и риск предпринимательской деятельности определяют особое место предпринимателя и его конкурентное поведение в экономической системе.

Инновационный характер предпринимательской деятельности.

Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1762-1832), который изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства в «Трактате поли-

тической экономии» (1803). Как известно, Сэй был приверженцем Адама Смита. Именно он перевел книгу А. Смита о богатстве народов на французский язык. Вместе с тем его личный вклад в экономическую мысль, а именно разработка концепции о предпринимателе и предпринимательстве, лежит вне сферы классической экономики. Классическая экономика оптимизирует то, что уже существует. Позднее такие авторы, как Ж.Б. Сэй, Шумпетер утверждали, что нормой здоровой экономики, главной реальностью экономической теории и практики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя.

Ж.Б. Сэй разработал теорию факторов производства (земля, труд, капитал) и уделил большое внимание предпринимательству, которое осуществляется посредством постоянного комбинирования этих факторов. При этом предприниматель «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в сферу, где они могут дать наибольший результат. Ученый подчеркивал инновационный характер предпринимательства, связанный с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства, поиска новых-

© А.Л. Карпов, 2012

возможностей для достижения наилучших результатов.

Первым крупным экономистом, обратившимся к идеям Сэя, был Й. Шумпетер (18831950), известный американский экономист австрийского происхождения. Он стал рассматривать предпринимательство не как обычную, осуществляемую на свой риск хозяйственную деятельность, а с принципиально иных позиций. В 1911 г. увидела свет его работа «Теория экономического развития», которая явилась основой учения о предпринимательстве как инновационной деятельности.

Изучая закономерности общественного прогресса, Й. Шумпетер приходит к выводу, что движущей силой экономического развития является предприниматель, деятельность которого «заключается в создании и воплощении новых комбинаций факторов производства» [2, с. 169]. Следствием новых комбинаций является нововведение, инновация. Предприниматель в такой ситуации призван «делать не то, что делают другие» и «делать не так, как делают другие» [2, с. 170]. Само понятие «осуществление новых комбинаций», по Шумпетеру, охватывает следующие 5 случаев:

1. Изготовление нового, т. е. ещё неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т. е. в данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстоит создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [2, с. 159].

Мотивы предпринимательства, которые и заставляют людей изобретать новшества, осуществлять новые комбинации, Шумпетер подразделяет на 3 группы: «Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и в

большинстве случаев, хотя и не всегда, - свою династию. ...Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входит, с одной стороны, желание борьбы и, с другой - стремление к успеху ради успеха. . Наконец, третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становится определяющим моментом поведения. Это и просто удовольствие, получаемое от работы.» [2, с. 193]. По Й. Шумпетеру, предприниматель не обязательно физическое лицо, им может быть и группа лиц; предприниматель не обязательно собственник, в этом качестве способен выступить и менеджер. К тому же предпринимательский статус непостоянен, субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда он осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, коль скоро переводит свое дело на рельсы рутинного процесса.

Содержательной стороной функционирования субъекта могут быть любые нововведения, главным является условие, чтобы все это приводило к получению прибыли, превышающей среднюю прибыль других предпринимательских структур, работающих в данной сфере деятельности. Естественно, что данный процесс ограничен для каждого хозяйствующего субъекта во времени. В силу наличия конкуренции одна единственная предпринимательская структура не может долгое время на рынке иметь устойчивую сверхприбыль. Любыми возможными способами произойдет переток ресурсов, и средняя прибыль уравняется. Реализация предпринимательской функции прекращается до возникновения новой. Таким образом, по Й. Шумпетеру, предприниматели это не совокупность хозяйствующих субъектов, не какой-либо отдельный класс или профессия, а именно функция, периодически осуществляемая разными субъектами [3]. В каждой хозяйственной сфере деятельности она то возникает, то исчезает, сменяясь обычным хозяйственным процессом. Но только то время пока она существует, предприниматели и занимаются предпринимательской деятельностью. Из работ Й. Шумпетера следует, что инновационность является имманентным свойством предпринимательства, а критериями успеха, эффективностью предпринимательских проектов является предпринимательская сверхприбыль. При этом сама прибыль не является самоцелью предпринимателя. Шумпетеровским «предпринимателям» как бы тесно в условиях нормального кругооборота, они не находят выход своей энергии. В результате «предприниматели» в конечном счете стремятся найти самореализа-

цию, в том числе и в экономике, что находит своё конкретное выражение в осуществлении ими новых комбинаций. А внедрение нового -дело сложное, и оно связано с преодолением целого ряда препятствий: административных, технологических, экономических.

Взгляд на предпринимателя как на новатора, феномен общественного развития, впервые предложенный Й. Шумпетером, стал своеобразным фундаментом теории предпринимательства.

Во второй половине XX в. теорию инновационного предпринимательства развивал американский ученый П. Друкер. Его труды имеют большое теоретическое значение. Друкер является основателем современного менеджмента. Он в своих работах подчеркивал практический и интуитивный характер предпринимательской деятельности, полагая, что «науку предпринимательства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель сталкивается с уникальным набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие предпринимательства от других форм бизнеса состоит в том, что оно должно опираться на целенаправленную инновационную политику, предприниматели должны создавать новые рынки и находить новых покупателей, формируя новые сегменты рынка. По мнению П. Друкера, главным инструментом предпринимателя являются нововведения: «Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность -особый инструмент предпринимательства. Само предпринимательство как действие направлено на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ. .более того, в ходе нововведений создается ресурс» [4, с. 41], и от того, насколько грамотно и продуманно применяет инновации предприниматель, зависит успех его начинания. Причем Друкер отмечает, что «нововведения совсем не обязательно должны быть техническими или вещественными», намекая на огромное значение для экономики различных социальных нововведений: «Немногие чисто технические нововведения можно сравнить по силе воздействия с такими социальными нововведениями, как издание современных газет и страхование. А система покупки товаров в рассрочку произвела настоящий экономический переворот» [4, с. 43]. Автор делает вывод о том, что инновация является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим. В книге «Инновации и предпринимательство. Практика и принципы» Друкер обосновывает необходимость к переходу к так

называемому «предпринимательскому обществу». Основой такого общества становится инновационная деятельность.

По Друкеру, предприятиям предпринимательского типа необходимо следовать трем общим принципам: постоянное усовершенствование выпускаемых товаров и услуг, максимальное использование знаний и систематическая инновационная деятельность. Автор подчеркивает, что предпринимателям необходимо научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. В связи с этим он выделяет семь источников инновационных идей [4, с. 48-49]:

1) неожиданное событие (неожиданный успех, неудача, внешнее событие);

2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;

3) нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса здесь следует иметь в виду те его недостатки и «слабые места», которые могут и должны быть устранены);

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5) демографические изменения;

6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Первые четыре источника можно отнести к внутренним, они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли или сферы услуг. Следующие три источника можно назвать внешними, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или отрасли. Границы между этими семью источниками инновационных идей размыты, более того, эти источники часто перекрывают друг друга.

Таким образом, необходимым условием развития предпринимательства является реализация инновационных решений. Не пассивное равновесие, а активное конкурентное поведение приводит хозяйственную систему в движение. Благодаря этому совершенствуются технологии производства, повышается качество продуктов, расширяется рынок сбыта, увеличивается ассортимент товаров.

Риск и неопределенность в предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательского риска получает свое развитие в XVII в., когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта

оговаривалась заранее, размеры прибыли или убытков определялись исключительно удачливостью самих предпринимателей [5, с. 20].

Попытку синтезировать основанную на неисчисляемом риске теорию предпринимательства предпринял американский экономист Фрэнк Хейнеман Найт (1885-1972). Предпринимателем, по Найту, является человек, принимающий на себя неопределенность и избавляющий от нее своих контрагентов. В связи с этим автор выделяет следующую двоякую функцию предпринимателя: «.осуществление ответственного контроля и страхование собственников производственных услуг от неопределенности и случайных колебаний их доходов» [6, с. 265]. Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция.

Найт вводит в оборот понятия исчисляемого и неисчисляемого риска. Исчисляемый риск (или просто риск, по Найту) предполагает некий набор исходов, для которого существует объективно определяемое распределение вероятностей. Такой риск вполне может быть застрахован и включен в «постоянные издержки отрасли», которые учитываются в цене продукта, как и другие издержки производства, как иллюстрацию Найт приводит пример с взрывающимися бутылками шампанского, которые с одинаковой вероятностью взрываются у всех производителей, и эти издержки учитываются в конечной цене продукта [6, с. 243]. Неизменяемый же риск или неопределенность является основной чертой предпринимательской деятельности, так как неопределенность невозможно определить математическими или статистическими методами. Найт пишет: «. неопределенность знания, на основе которого мы действуем, порождает определенные ошибки в наших оценках тех, кого мы избираем в качестве авторитетов и чьим суждениям следуем» [6, с. 275]. В этом основная суть предпринимательства - готовность принять на себя неопределенность, т. е. принимать решения, не зная определенно их последствий. По Найту, такой риск проявляется в двух областях: в области производства, когда очень сложно определить удастся ли произвести желаемый объем продукции из имеющихся ресурсов, и в области прогнозирования спроса на выпускаемую продукцию, включая и ценообразование. Предприниматель не знает заранее сколько удастся произвести продукции и по каким ценам она будет продана, при том, что должен заранее расплатиться с собственниками факторов производства, например с поставщиками или ра-

ботниками. Способность принять и оценивать неопределенность является по Найту основной чертой предпринимательской деятельности, самой сущностью предпринимательства.

Другие авторы - Р. Хизрич и М. Питерс -указывают на присутствие не только финансового риска в сфере предпринимательства, но и психологического, и социального: «. практически все предложенные в последнее время определения предпринимателя отмечают такую черту, как готовность к риску. Действительно, умение рисковать - будь то в финансовом, социальном и психологическом плане, является частью процесса предпринимательства» [5, с. 104], «.жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда. При этом вероятность потерпеть неудачу очень велика - не будет спроса, слишком сильной окажется конкуренция или просто не удастся заручиться необходимой финансовой поддержкой. Финансовый и эмоциональный риск, связанный с открытием собственного дела, очень и очень высок» [5, с. 26].

Однако стоит заметить, что позиции различных авторов относительно проблемы риска в осуществлении предпринимательской деятельности существенно отличаются. Можно привести пример - позицию П.Ф. Друкера, который в книге «Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы» говорит о различной степени риска в различных областях предпринимательской деятельности. Он пишет: «Считается, что предпринимательство связано с огромным риском. Действительно, в такой четко выраженной области нововведений, как высокая технология (например, производство микро-ЭВМ или биогенетика), степень риска весьма велика, а шансы на успех или просто на выживание достаточно низки. . Однако в других отраслях даже при умеренном уровне успеха прибыль бывает более чем достаточна для того, чтобы компенсировать любую степень риска. . Теоретически предпринимательство -наименее, а не наиболее, рискованное направление в экономической политике» [4, с. 3940]. Также Друкер считает, что предпринимательство может оказаться рискованным только потому, «что очень многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами» [4, с. 41].

Таким образом, существуют различные точки зрения на присутствие риска и неопределенности в сфере предпринимательской дея-

тельности. Однако с развитием институциональной теории в последнее время всё больше ученых-экономистов утверждает обязательное, неисключаемое наличие неопределенности в хозяйственной жизни в силу различных факторов (ограниченные когнитивные способности людей, ограниченная рациональность и т. д.). Стоит отметить, что в трансформационный период неопределенность возрастает в связи с коренными преобразованиями экономической системы. И, конечно, это приводит к увеличению рисков, которые берут на себя предприниматели.

Конкурентное поведение предпринимательских структур.

Инновационный характер предпринимательской деятельности и риск определяют два типа конкурентного поведения предпринимательских структур.

Инновационный мотив в предпринимательской деятельности является стимулом активных действий. Активными действиями предприниматель атакует ограничения внешней среды, проникает далеко за пределы исходного конкурентного пространства. Преимуществом активных действий является то, что такая стратегия направлена на создание уникальной рыночной позиции, которая обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество над соперниками. Для этого типа конкурентного поведения характерна ориентация на инновационный путь развития, т. е. на создание новых качественных характеристик или абсолютно нового товара, разработку новых технологий, использование нестандартных для данного рынка каналов и методов сбыта и прочее. Такой тип конкурентного поведения является наиболее перспективным в условиях развитых рыночных отношений. Однако, производя активные действия, предпринимательская структура обычно быстро расходует ресурсы, и, чтобы сохранить скорость и энергию движения, ей необходимо иметь постоянные источники и регулярно пополнять ресурсы.

Риск и неопределенность определяют выбор пассивных действий предпринимателя. Пассивными действиями предпринимательская структура адаптируется к внешним условиям, оптимизирует свою внутреннюю структуру. Пассивные действия предпринимательской структуры направлены на сохранение достигнутых позиций на рынке без существенных изменений продукции, технологии и методов ведения бизнеса. Средствами удержания позиции служит повышение операционной эффективности, лимитирующее ценообразование, незначительное улучшение качества, видоизмене-

ние ассортимента товаров или услуг и другие методы. Преимуществом пассивных действий является прежде всего экономия и накопление ресурсов, накопление рыночного опыта и усвоение информации. Недостатком является то, что преобладание данного типа конкурентного поведения в определенной отрасли может привести к существенному ухудшению положения предпринимательской структуры как в данной отрасли, так и в связанных и зависимых отраслях. Пассивные улучшения обычно легко копируются другими конкурентами в отрасли. По мере того, как компании копируют друг у друга усовершенствования в качестве, временных циклах или партнерстве с поставщиками, стратегии становятся всё более схожими и конкуренция превращается в соревнование одинаковых способов ведения бизнеса. В этих условиях ни один из участников рынка не в состоянии осуществить конкурентный прорыв, что приводит лишь к ухудшению положения отрасли и является симптомом её устаревания.

Активные действия результативны, но за длительный период они изматывают предприятие. Злоупотреблять пассивным развитием также нельзя, так как всегда найдется конкурент, который пожелает перейти к быстрым и агрессивным действиям. Необходимо постоянно менять активные и пассивные действия, извлекая из каждого этапа развития максимальную пользу.

1. Подробно представления о предпринимательстве рассмотрено в: Карпов А. Л. Эволюция представлений о предпринимательстве и научные предпосылки конкурентного пространства // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2011. - № 4. - C. 36-42.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / пер. с нем. В. С. Автономова и др.; общ. ред. А. Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1982.

3. Колоколов В. А., Титов В. А. Креативное предпринимательство // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5; URL : http:// www.rae.ru/snt/pdf/2007/05/2007_05_51.pdf.

4. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. - М., 1992.

5. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести свое собственное дело и добиться успеха. - М. : Прогресс-Универс, 1992. - Вып. 1.

6. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М. : Дело, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.