вание. Население получит возможность увеличивать расходы на высшее образование дополнительно к предоставленным государственным средствам. Постепенно выявятся и предпочтения населения в формах и видах получения платного высшего образования, определятся рыночные параметры соотношения вузов различных форм собственности и организационной структуры. А государство сможет активно дополнительно воздействовать на совокупный спрос - через кредиты, в том числе бюджетные (с доступными процентами), через дополнительные бюджетные субсидии (для социально незащищенных категорий), через бюджетные субвенции (для подготовки специалистов, требующихся для конкретных отраслей или территорий), через всеразличные гранты (для более одаренных и трудолюбивых) и т.п.
Все это возможно и должно решать за пределами самих образовательных учреждений - через бюджетные и финансовые структуры, через общественные организации местного самоуправления, попечительские советы, корпоративные фонды и т.д. После того, как реальные деньги окажутся у людей, они посредством своего выбора сами оплатят образовательные услуги. Если уж живем в условиях рынка и собираемся его дальше совершенствовать, то право принятия решений, где и какое покупать образование, надо предоставить гражданам, признавать их выбор и уважать его. В таком случае, требования населения к платному образованию будут очень высокими с одновременным формированием ответственного рыночного менталитета молодежи.
Конечно, при такой ситуации для многих образовательных учреждений, как государственных, так и негосударственных, наступят трудные времена, так как значительно изменится структура и размещение вузов, количество мест в них. Но это будет решением таких современных проблем, когда более половины выпускников не работают по специальности, когда по демографическим причинам скоро не хватит людей на имеющееся количество мест в вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абанкина И.В. Финансирование образования: в поисках прозрачных механизмов // Стандарты и мони- щ
летень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2003. № 1.
9. Самуэльсон П., НордхаусВ. Экономика / Пер. с англ. М.: 1999. С. 264-268.
10. http://isek.hse.ru/mon2_c001.html
Обоснованы признаки выделения предпринимательского, инновационного и инновационно-предпринимательского высшего учебного заведения. Дана рекомендация по ключевым направлениям совре-
торинг в образовании. 2002. № 5,
2. Акперов И.Г. Вузы могут и должны зарабатывать // Платное образование, 2005. № 7-8. 1'-1
3. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса - М.: Экономика, 2003. 21
4. Ведомости / 17.07.2007, №130 (1904) - www.vedomosti.ru/newspaper. Ш
5. Кузьминов Я.И. Проблемы участия России в болонском процессе // Вестник Российского общественного ]> совета по развитию образования. 2003. Вып. 8.
6. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Экономическая наука современной России. Экс- щ пресс-выпуск. 2003. № 11. □
7. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. М., 2007. С. 255. О
8. Садовничий В. Постановление 7 съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений // Бюл- ^
ДЫМОВА М.Н., ЕГОРОВА Л.М.
СООТНОШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
0 а ф
со S
1
>
0
1
I
ф
m н
О
а о
Дымова М.Н. НОУ ВПО СКИБИИТ, помощник ректора по учебной работе, e-mail: [email protected]; Егорова ^ Л.М. Южный федеральный университет, аспирантка, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
менной системы управления вузом как предпринимательским. т
О
Ключевые слова: инновационный вуз; предпринимательский вуз; инновационно-предприниматель- ^
ский вуз; совершенствование системы управления вузом; интрапренерство с.
Коды классификатора JEL: A 23, H 52, H 75
Современная реформа образования в России пытается изменить вузы, сделав их активными участниками качественного преобразования экономики в инновационную. В связи с этим стали широко использоваться такие характеристики типов университетов как инновационный, предпринимательский и инновационно-предпринимательский. Вместе с этим следует попытаться разграничить эти новые понятия, чтобы не только и не столько установить сущность и содержание этих терминов и правильно идентифицировать вуз по типу, но для того, чтобы в нужном направлении совершенствовать систему управления университета, его организационную культуру, технологии принятия управленческих решений.
о ф
о ф
т
0
1
О
п
и ь 0 (О X
СП
а
г ш
Эта проблема непосредственно связана с развитием федерального университета, который предполагается сделать предпринимательским. Идея и практика развития инновационно-предпринимательского университета имеет свою историю и успехи как в части заимствования зарубежного опыта, так и в части собственного опыта, приобретенного в ходе университетского строительства. Например, теории и опыту реформирования высшей школы и модернизации структуры государственных учреждений высшего профессионального образования посвящен сборник статей «Современные тенденции развития инновационно-предпринимательского университета», вышедший в Таганрогском государственном радиотехническом университете в 2005 г. [9].
Реформирование университета продолжается и в соответствии с Программой развития ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» на 2007-2010 годы планируется совершенствование системы управления, включающее: формирование открытой системы управления за счет создания Наблюдательного и Попечительского советов, активного вовлечения работников, обучающихся и стратегических партнеров в управление университетом; внедрение на всех уровнях экономических методов управления, создание системы управления персоналом, системы качества, основанной на требованиях международных стандартов; диверсификация источников финансирования, формирование эндаумента; проведение подготовительных работ и поэтапное преобразование в автономное учреждение . Это подтверждает намерения руководства университета перейти к управлению предпринимательского типа, но в требованиях к проектам по другим направлениям подчеркивается необходимость их инновационного содержания.
В этой связи целесообразно обратиться к экономической теории и современной трактовке функций и роли предпринимателя в экономике. Принято считать, что понятие «предпринимательство» первым ввел в научный оборот французский экономист Ричард Кантильон, который придерживался идеи о различии прибыли и предпринимательского дохода и в качестве основного функционального признака предпринимательства выделял риск неполучения прибыли (дохода) и неопределенность, непостоянство доходов предпринимателя [11, с. 560]. Желание брать на себя и преодолевать риск - характерная черта предпринимателя, присущая предпринимательству, следовательно, предпринимательскому управлению. Об этом, судя по множеству публикаций, реформаторы высшей школы умалчивают. Велики ли эти риски? Видимо, велики, и они связаны с отсутствием опыта и культуры предпринимательского управления, неподготовленностью структуры к решению традиционных задач образования в новых условиях, а также неблагоприятной демографической ситуацией (рис. 1).
О Ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
I—
^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф ш н О
а
о £
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
0
1
о о
2 750
¥ а> а о с ш
о 3
Л
1 0
лет ( 1 кл асс)
—•- 10 лет (в 5 класс) -Ьг- 15 лет (в 10 класс, СПТУ) -■- 17 лет (в ВУЗы, ССУЗы) -\-1-1-1-1-1-1-
♦ • !~1
2 500 2 250 2 000 1 750 1 500 1 250 1 000
1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016
Годы
Рис. 1. Прогноз контингента школьников и студентов для образовательных учреждений России по данным Центра бюджетного планирования Петрозаводского ГУ
Позже Ф.Найт, изучая предпринимательство, выделял две основные группы рисков: 1) риски, которые грозят возможными потерями, но предсказуемые, следовательно, управляемые, в т.ч. страхуемые; 2) риски от событий, наступление которых нельзя оценить даже приблизительно, следовательно, их нельзя застраховать или снизить каким-либо образом. Сферу деятельности предпринимателей Ф. Найт связывал со второй группой рисков [5, с. 25-26]. Здесь важно подчеркнуть, во-первых, возможность и необходимость изучать и страховать риски первой группы, используя механизмы и фонды страхования и самострахования. Во-вторых, в управлении университетом учитывать то, что размер предпринимательского дохода зависит от предпринимательских способностей и умения учитывать неопределенность экономической ситуации и преодолевать риски второй группы. В-третьих, преодолению рисков способствует развитие и широкому использованию частно-государственного партнерства, о котором следует говорить в преддверии перехода к форме автономного учреждения.
По Ж.Б.Сэю, предприниматель особым образом соединяет факторы производства особым образом, используя информацию и опыт, принимает рискованное решение, организует производство товара или услуги, координирует факторы производства и управляет ими с целью получения прибыли [11, с. 624]. Ж.Б. Сэй подчеркивал творческий, экспериментальный, нешаблонный характер деятельности предпринимателя и делит прибыль предпринимателя на две части: прибыль от рискового характера деятельности и прибыль от капитала. Этот подход в дальнейшем нашел свое развитие в теории и подтверждение в хозяйственной практике, поэтому для предпринимательского университета будут проявляться признаки предпринимательства: риск; новизна (экспериментаторство); координация ресурсов с целью получения выгоды, в том числе и, прежде всего, прибыли; творческая организация и управление производством научной продукции и образовательных услуг. Особо выделим один из признаков, который умалчивается, когда современные авторы пишут о предпринимательских университетах - поиск выгод и стремление к получению прибыли. Несмотря на то, что предпринимательские вузы остаются некоммерческими организациями, реализованную возможность получения предпринимательской прибыли следует считать важным индикатором факта предпринимательского управления и его успешности.
И.Тюнен и Г.Мангольдт связывали предпринимательство со стремлением ввести некоторые новшества и получить от этого выгоды, с использованием новинок, нововведений. В настоящее время неотъемлемой функцией предпринимательства стала способность реализовать нововведения. Й.Шумпетер рассматривал создание новых комбинаций факторов производства, которые и являются нововведением, как новую производственную функцию и связывал предпринимателя с нововведениями, классифицировал процесс создания новых комбинаций (рис .2). Он писал: «Производить - значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Производить нечто иное или иначе - значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил... осуществление новых комбинаций представляет собой особую функцию и привилегию людей, которых называют предпринимателями». [10, с. 72, 158, 177]. Отметим, что каждое из направлений, указанных на рис. 2 может быть использовано в предпринимательском управлении вузом.
Нововведение как создание новых комбинаций производственных ресурсов
Изготовление нового, то есть еще
неизвестного потребителям блага или
создание нового качества того или иного блага
Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, н езависимо от того, суще с твовал этот рынок прежде или нет
Внедрение нового для данной отрасли метода или способа производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное откр ытие и который может заключаться только в новом способе коммерческого использования соответствующего товара
Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (например, посредством создания треста) или по дрыв
монопольного пол ожения другого предприятия
Получение нового источ ника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать
Рис. 2. Классификация направлений предпринимательства как процесса создания новых эффективных комбинаций производственных ресурсов
Й. Шумпетер уделял большое внимание динамике экономической системы, но первым поставил вопрос о различии роста в статической и динамической системах Дж.Ст.Милль, выделивший качественные факторы экономического развития [3, с. 8-12]. Вслед за ним Дж.Б. Кларк выделил пять факторов динамики национального хозяйства: увеличение численности населения; рост объемов капитала; улучшение методов производства; изменение форм организации производства таким образом, что менее производительные предприятия устраняются, а более производительные выживают; изменение отраслевой структуры общественного производства, происходящее под влиянием всех предыдущих факторов [2, с. 72]. Все перечисленные факторы влияют на сферу образования и должны учитываться в предпринимательском управлении.
Рост экономики, идущий от увеличения населения и капитала, Й.Шумпетер связывал с ростом, а развитие - с качественными, а не только количественными изменениями и, прежде всего, с новыми комбинациями производственных ресурсов, которые осуществляют предприниматели. Идеи Ж.Б. Сэя и исследования Й.Шумпетера позволили рассматривать предпринимателя как:
П
и ь о (О X СП
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
I—
^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф ш н О
а о
£ о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
0
1
о 0)
- активно действующего на рынке хозяйственного субъекта, использующего информацию и знания к своей выгоде и прибыли путем осуществления новых комбинаций ресурсов, реализующего нововведения;
- субъекта, который пользуется авансированным капиталом и в этом смысле не несущего полного риска потерь (убытков);
- субъекта, вносящего в производственный процесс особый вид ресурса - предпринимательские способности или предприимчивость и создающего особые условия (фактор) экономического роста;
- центральный элемент социально-экономического прогресса общества и качественного роста (развития) предприятия и национальной экономики;
- человека обладающего специфическими чертами и мотивами поведения.
Все перечисленные элементы могут быть использованы для идентификации предпринимательского типа университета и в деле совершенствования структуры и методов управления вузом.
Приведенные известные теоретические положения важны для разделения понятий «инновационный» и «предпринимательский тип» университета. Поскольку инновационная функция присуща предпринимательскому типу поведения и является признаком выделения предпринимательства, то оправдано использовать термин «инновационный тип университета» или «инновационный университет», когда речь идет о процессах создания инноваций от зарождения идеи до ее практической реализации. Инновационный вуз должен разрабатывать и иметь в своем арсенале процессы, механизмы, технологии, в том числе закрепленные внутренними правовыми документами. Он должен иметь практические результаты действия инновационных процессов, механизмов и технологий, т.е. реализованные во внутренней и вне-П шней среде инновации. Это, пожалуй, единственный признак, который позволяет выделять вуз «иннова-л ционного типа».
0 Вместе с этим практическое использование инноваций характерно для предпринимательства, поэтому ® отождествлять вуз с «предпринимательским типом» следует как по наличию инновационных процессов,
механизмов и технологий и их результатам, так и наличию более широкого набора признаков предпри-а нимательского поведения и управления, которые описаны выше. Оправдано говорить о предприниматель-Й ском управлении, стиле руководства и предпринимательской культуре, которые университету еще пред-СО стоит сформировать.
2 В ходе развернутой дискуссии по поводу понятия «предпринимательский университет» его содержа° ние трактуют в двух направлениях:
□ - предпринимательский университет как вуз, обучающий предпринимательству;
□ - предпринимательский университет как субъект предпринимательской деятельности [4, с. 12]. Первое вряд ли стоит рассматривать всерьез, поскольку мы не выделяем исторический или физический
тип университета только потому, что в нем обучаем историков или физиков. Хотя в обоснование первого на-^ правления приводится довод, что обучение предпринимательству в этом случае подразумевает вовлечение ф студентов в предпринимательскую деятельность, однако, это только слова, попытка выдать желаемое за дейс-ё твительное. Еще ни один вуз не предоставлял студенту возможность практически проявить свои предприни-о. мательские способности (которые у него могут отсутствовать) и при этом рисковать чужим капиталом, реа-® лизовывать подготовленные кем-то к рыночному использованию инновации, вкладывать предоставленные
1 деканатом или кафедрой финансовые средства на организацию производства товаров и услуг и т.п. Известны о лишь факты (они достаточно многочисленны) привлечения студентов к выполнению отдельных элементов
0 инновационных процессов, которые могут завершаться практической и коммерческой реализацией иннова-
1 ций, а не только научными исследованиями и проектированием опытных образцов.
со Второе толкование направление термина «предпринимательский университет» вполне обосновано и о выделяет особые черты университета, которые связаны с предпринимательством в сфере образования и о научной деятельности.
Как известно, предпринимательство делят на антрепренерство, направленное во внешнюю среду, и о интрапренерство (внутрифирменное предпринимательство). Оба вида требуют создания особых методов о и механизмов управления, часть из которых может быть построено по подобию апробированных в других о отраслях, в том числе в промышленности.
о Не следует забывать, что антрепренерство университета должно быть направлено на три сектора эко-о номики: рыночный, общественный и некоммерческий, существующего за счет пожертвований, благотво-о рительности спонсоров и добровольного неоплачиваемого труда .
Следует ожидать, что с преобразованием университета в автономное учреждение рыночный сектор
Ш
О
ф
о
т
будет занимать все большее место в структуре его деятельности и источниках финансирования.
Следует отметить, что для государственных университетов «освоение» предпринимательского типа поведения представляет достаточно большие трудности, в то время как негосударственные вузы, изначально лишенные бюджетного финансирования, научились конкурировать в рыночном секторе. Примеров тому может быть найдено много, например, НОУ ВПО «Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и
ф информационных технологий» существует уже более 20 лет.
Общественный сектор и государственное финансирование в современных условиях занимают важней-о шее место в деятельности федерального университета и финансовом обеспечении. Велик объем заказов
I
о на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых госбюджетом. (Т) Университету необходимо укреплять свои позиции в этом секторе.
Некоммерческий сектор только начинает формироваться. Именно поэтому Программа развития университета предусматривает диверсификацию источников финансирования и создание базы для становления и развития эндаумента. Следовательно, одно из направлений антрепренерства должно создавать методы и механизмы эндаумента, применяемые во многих странах мира. П. Друкер посвятил одну из своих монографий методам и формам такой работы [1].
Интрапренерство необходимо развивать и широко использовать его плоды в программах модернизации университета. При организации интрапренерства в университете целесообразно применять морфологический анализ и известные классификации, которые могут помочь в выборе конкретных управленческих решений и форм реализации инстрапренерства (табл. 1).
Таблица 1
Классификация функций интрапренерства [6, с. 88, 89]
Признак класси- Наименование класса
фикации функций Функция
инновационная;
Первичные: риска;
организаторская.
Вторичные:
- дополняющие - консолидирующая;
- повышения производительности ресурсов, в том числе производи-
тельности труда;
- проводника научно-технического прогресса;
га - совершенствования и реструктуризации микроэкономической
13 ^ системы;
о т о - функции-следствия - экологизация микроэкономической системы;
>. - выявления и ликвидации дефицита товаров и услуг;
о. ш - улучшение результатов хозяйственной деятельности и повыше-
Ег га ния прибыльности (рентабельности) предприятия;
с га - накопления капитала;
X о - повышения образовательного уровня населения;
с - повышение экономической активности персонала;
в том числе - реструктуризации экономики;
интегративные - повышения жизненного уровня населения;
- обеспечения экономического роста и устойчивого развития;
- повышения эффективности производства и конкурентоспособнос-
ти предприятия и товара;
- селекции;
- совершенствование этики бизнеса
>. Функции инновационного - творца идеи;
5 о процесса - оценки плодотворности идеи;
X X - оценка потребности в ресурсах для реализации идеи;
о - определение возможных сроков коммерциализации идеи;
га т - прогнозирование выгоды;
- 8 - планирования проекта (включая бизнес-планирование);
1 £ - инвестирование проекта;
^ о - реализация проекта (как процесс подготовки производства);
1 с х - реализация нововведения;
ф з - оценка результатов проекта;
о х использование производственных и рыночных преимуществ, полу-
1- о чение выгоды и завершение финансового (инвестиционного) цикла
о с внедрения как достижение полной окупаемости проекта и получение
плановой прибыли или получение прибыли в плановые сроки.
^ Функции процесса подготов- - формулирование идеи в форме технического задания;
т о ки производства - научно-исследовательские работы (как совокупность однородных
1- о функций);
^ о - опытно-конструкторские работы (как совокупность однородных
с функций);
^ го о ¡5 - технико-технологическая подготовка производства (как совокуп-
о. <3 ^ ч ность однородных функций);
о ° ш - подготовка персонала научно-исследовательские работы (как
ьг „ о совокупность однородных функций);
2 а. ^ с - создание опытного образца;
X ш - создание опытной партии;
3 о - оценка перспектив нововведения;
X н - внедрение нововведения;
о - полномасштабное практическое (в том числе коммерческое)
с использование нововведения.
П
л ь о (О X СП
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
1—
^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф ш н О
а о
£ о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
0
1
о
о
Как следует из таблицы, организовать интрапренерство достаточно сложно, но, прежде всего, необходимо позаботиться о формировании новой для университета предпринимательской организационной культуры. Это особенно сложно, поскольку для государственного вуза предпринимательство не только нехарактерно, но и конфликтно с его традиционными методами и структурами управления, законодательно закрепленной финансовой системой, культурой и традициями. Предпринимательство в вузе не может восприниматься и не воспринимается многими, если не большинством сотрудников, привыкших работать в рамках плановых заданий и гарантированной заработной платы. Но главная сложность заключается с том, что предпринимательская культура - это фетиш, который используется только как модель описания желаемого поведения. В реальной хозяйственной практике существует органическая культура как некий сплав административной и предпринимательской культур [7] и необходимо найти гармоничное и эффективное сочетание этих взаимодополняющих друг друга культур, помня о том, что административная культура цементирует вуз жесткой организацией, а предпринимательская приносит хаос изменений и инноваций, но вместе они должны обеспечить выживание, рост и развитие университета.
Представленные, хотя и краткие, обоснования отношения авторов к «предпринимательскому типу» университета позволяют трактовать этот термин с общепринятых позиций экономической теории, а также сформулировать некоторые рекомендации, направленные на совершенствование его системы управления и модернизации научно-образовательной деятельности.
1. Университету необходимо развивать инновационные структуры, создавать и закреплять в правовом отношении инновационные процессы, регламентирующие отдельные стороны деятельности. Многие инновационные структуры уже созданы и большая их часть эффективна. В этом направлении могут быть успешно использованы технологии и структуры научно-исследовательского аутсорсинга [8], включая Мозговые ^ центры и Центры превосходства (учебно-научно-инновационных центры мирового уровня). Инновацион-Ь ные процессы должны пронизывать науки и образование, а предпринимательство обеспечит практическую ^ реализацию и коммерческое использование инноваций. Это позволит:
J - повысить эффективность научного и образовательного процессов, создать условия для их широкой ин-(7] теграции, в том числе путем развития учебно-научно-инновационных комплексов (департаментов);
□ - решить задачу создания конкурентоспособной на мировом уровне инновационной системы, разви-^ тия научно-педагогических школ.
^ 2. Оправдано использование в управлении методов оценки предпринимательских рисков и механиз-^ мов их страхования, в том числе в форме страхования и самострахования.
I- 3. В условиях постепенной трансформации в автономное учреждение федеральному университету по-00 надобится всемерно развивать частно-государственное партнерство, сохранять и усиливать свои позиции в О общественном секторе экономики, но применять новые методы работы с государственными структурами. СУ 4. Несмотря на успехи коммерческого направления образовательной деятельности, федеральному «а, университету предстоит провести громадную работу по организации антрепренерства и интрапренерства, ö созданию и коммерческому использованию конкурентных преимуществ, которые позволят организовать ф поиск и практическое использование новых конкурентоспособных на мировом уровне направлений науч-s ной деятельности и подготовки специалистов.
о. 5. Целесообразно активизировать работу по освоению некоммерческого сектора экономики, создать iE структурные элементы, методы и механизмы для привлечения средств населения, предприятий и органист заций.
о 6. Разработать и настойчиво реализовывать планы формирования новой организационной культуры
0 федерального университета, адекватной предпринимательскому типу управления и в необходимой мере поддерживающей антрепренерство и интрапренерство.
ф
§ ЛИТЕРАТУРА
q 1. Друкер П. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. ^ Вильямс», 2007 . 304 с.
2. Курс предпринимательства / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 439 с.
3. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. Т.3. М.: Прогресс, 1980. 448 с.
4. Перминова О. Трансформация государственного вуза: современные тенденции // Высшее образование в £ России, 2007. № 10. с. 10 - 16.
5. Предпринимательство в конце ХХ века / Дынкин А.А., Стерлин А.Р., Гулин И.В. и др. М.: Наука, 1992. 312 с. £ 6. Сербиновский Б.Ю. Организация интрапренерства на промышленных предприятиях / Б.Ю. Сербиновс-g кий, А.Н. Дулин, Н.Б. Аниконов. Ростов н/Д : Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк., 2003 - 214 с.
1 7. Сербиновский Б.Ю. Организационная культура: структура понятия и подход к измерению и моделированию / Б.Ю. Сербиновский, О.А. Кракашова. Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк., 2002. 72 с.
8. Сербиновский Б.Ю. Научно-исследовательский аутсорсинг / Б.Ю. Сербиновский, Б.Б. Сербиновский, s Т.Г. Гусенко; Юж. федеральный ун-т. Новочеркасск: Оникс+, 2007. 146 с. 9. Современные тенденции раз-(3 вития инновационно-предпринимательского университета: Сб. ст. / Под ред. В.Г. Захаревича. Таганрог: ¥ Изд-во ТРТУ, 2005. 210 с.
1 10. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капи-§ тала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 455 с.
9 11. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. А.М. Румянцев. Т.3. М.: «Советская О энциклопедия», 1979.
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
О ф