ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.6
А.А. Арасланова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ
В статье показано, что современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие определяется наукоемкими технологиями и уровнем интеллектуального развития его членов. Инновационное развитие отечественной экономики возможно лишь на основе ее оптимального взаимодействия с системой высшего образования. В статье приводится анализ вузов нового типа, способствующих экономическому развитию конкретного региона.
Инновационное развитие, экономика знаний, система высшего образования, инновационные, предпринимательские, исследовательские, инновационно-предпринимательские учебные заведения.
The paper demonstrates that modern stage of the world and domestic economic development is supposed to create a society based on the knowledge where the prosperity is determined by high technologies and intellectual development of people. Innovative development of the domestic economy is only possible on the basis of its optimal coordination with the system of higher education. The paper presents an analysis of higher schools of a new type assisting in economic development of a specific region.
Innovative development, economy of knowledge, system of higher education; innovative, entrepreneurial, researching, innovative-entrepreneurial educational institutions.
С конца 1990-х гг. в западной и отечественной науке устойчивое распространение стали приобретать термины «new economy», «innovation economy», «knowledge economy», «knowledge-based economy» («новая экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний», «экономика, основанная на знаниях»). Переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственно связан с возрастанием роли фундаментального теоретического знания, развитием высокотехнологичных отраслей, увеличением доли сферы услуг, усилением влияния информационно-коммуникационных технологий (сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения и радио, глобальной сети Интернет и др.). Переход от «материальной» экономики, основанной на физическом труде, механизации и автоматизации, к «интеллектуальной» экономике, характеризующейся значительным повышением роли человеческого и «социального» капитала, инноваций, информации, креативного труда (творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна, индустрии развлечений и др.), институтов и в целом нематериальных активов, рассматривается как глобальный структурный сдвиг, который, охватывая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяет ее масштаб, динамику и внутреннее содержание.
Исследованию специфики экономики знаний как новой парадигмы общественного развития, выражающей синтез современных идей, институтов и практик, получивших свое воплощение в экономических, философских, социально-правовых, политологических и других теориях, посвящено значительное
количество работ, опубликованных зарубежными и отечественными учеными.
Взгляды на феномен новой экономики постоянно эволюционируют. Ф.А. фон Хайек первый предложил в 1945 г. рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы,
A. Даунсон, основываясь на работах Ф.А. фон Хайе-ка, в 1957 г. разработал первую классификацию новых знаний. Вопросы производства новых знаний одним из первых начал анализировать Ф. Махлуп, обосновавший значимость влияния научных знаний на развитие производственной деятельности экономических субъектов. П. Друкер рассматривал экономику знаний уже как тип экономики, в котором знания играют решающую роль. И. Нонака и Х. Такеучи в 2003 г. обосновали подходы к оценке эффективности деятельности по производству новых знаний (Цит. по [2]).
В российской специальной литературе решению проблем производства новых знаний посвящены работы Д.С. Львова, В.Л. Макарова, Г.Б. Клейнера,
B.Л. Иноземцева, Е.В. Попова и др. Так, Д.С. Львов отметил объективную необходимость совершенствования методологического аппарата и практического инструментария экономики знаний, В. Л. Макаров исследовал основные аспекты экономики знаний, характеризующие их высокую значимость в деятельности предприятий. На важность исследования проблем производства и внедрения новых знаний указывает в своих исследованиях Г. Б. Клейнер, становление оценки институтов экономики знаний в разрезе микроэкономики исследовал Е.В. Попов [Там же].
Необходимо отметить, что экономика знаний -это, прежде всего, инновационная экономика, осно-
ванная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.
Формирование экономики знаний происходит под влиянием трех объективных факторов - человеческого, технологического и информационного.
Воздействие человеческого фактора исследуется в «теориях постмодернити» Ж. Бодрийара, А. Турена, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, К. Ясперса, в «концепции индивидуализированного общества» З. Баумана и «третьей волны» Э. Тоффлера. П. Друкер и Ф. Махлуп констатируют появление интеллектуального труда. Экономическая оценка поведения рационального интеллектуального работника приводится в «концепции человеческого капитала» Т. Шульца (1971) и Г. Беккера (1994). И. Нонаки и Х. Такеучи в «концепции формализации скрытых знаний» предлагают механизмы выявления и фиксации личностных и коллективных знаний. П. Сэнге обращает внимание на необходимость регулярного поиска знаний, саморазвития и перманентного образования для усиления личной интеллектуальной мощи [Там же].
Доминирование различных технологий в социально-экономическом развитии вызывает оформление научных концепций технологического характера: «кибернетическое развитие» в идее Р. Тибольда и Н. Винера воспринимается как научный фундамент вычислительной техники и автоматических устройств, революционизирующих развитие научно-технических областей и экономики. «Новому индустриальному обществу» Дж.К. Гэлбрейта свойственны массовая занятость, высокая оплата труда, развитая система социальной защиты, утверждение новых демократических форм управления. Отличительной чертой «постиндустриального общества» в концепции Д. Белла является смещение экономики от товаропроизводящей деятельности к обслуживающей. Источник экономического роста он видит в нововведениях, основанных на теоретическом знании. В концепции «БШЮ»1 Т. Кадзумо качественные изменения труда, жизни, быта вызывают встречный процесс в развитии науки и технологий, изменение в одной из сфер является причиной или следствием изменений в другой [Там же].
Информационный фактор становится одним из ключевых ресурсов экономики и общества: в концепциях «информационного общества» Ф. Махлупа и Й. Масуди производство информационного продукта доминирует над производством материальных ценностей, а информационные технологии замещают и усиливают умственный труд людей. М. Кастельс в концепции «сетевого глобального общества» показал необходимость разработки новых информационных технологий, Д. Тапскотт в «технологической концепции», исследуя проблему способности Интернета
'Термин SINIC происходит от первых букв английских слов seed - зерно, innovation - инновация, need - потребность, impetus - побег, cycle - цикл. Слова соединены в метафоре «От зерна инновации - к побегу-потребности».
менять бизнес и общество, отметил, что общество, компания и технология - это неразрывное единство со взаимообусловленным влиянием и т.д. [5].
Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы - НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии.
Основными составляющими экономики знаний являются: научно-методологическое обеспечение инновационного развития, разработка национальной инновационной политики, формирование национальных и региональных инновационных систем, особенности которых проявляются в формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства, в формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т. п., в разработке и реализации региональных инновационных стратегий, оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий, мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций. При этом государственные структуры основное внимание в сфере инноваций уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.
Кардинальное изменение экономической модели развития России, связанное с переходом от ресурсно-сырьевого (экспортно-ориентированного) на инновационный путь развития признано единственно правильным, что нашло подтверждение в многочисленных программах, концепциях и стратегиях федерального и регионального уровней, призванных создать условия для реализации существующего экономического потенциала страны (региона) и его перспективного роста, предполагающих поиск направлений активного использования накопленного инновационного потенциала и определение возможностей, путей и форм его наращивания и совершенствования.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие определяется наукоемкими технологиями,
инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития его членов. Общепризнано, что инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, генерирующих новые идеи и осуществляющих их реализацию.
Выдвижение на первый план человеческого капитала как доминирующего фактора экономического роста обусловлено:
- движением современной цивилизации к информационной, наукоемкой, высокотехнологичной и инновационной экономике, при котором во все большей степени роль движущей силы приобретает творческий (креативный) характер труда, знания как непосредственная производительная сила, информация как важнейший производственный ресурс;
- возрастанием роли человеческого капитала в связи с глубокими качественными изменениями в воспроизводственном процессе, когда все большую значимость приобретает сфера услуг, непосредственным образом связанная с развитием человека, формированием его как всесторонней личности.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в современных условиях инновационное развитие отечественной экономики возможно лишь на основе ее оптимального взаимодействия с системой высшего образования, сочетающей образовательные, воспитательные и научные функции. Поэтому в настоящее время в России объективизировалась острая необходимость в привлечении вузовского сообщества страны (регионов) к решению общественно значимых задач, участия вузов в разработке исследовательских и практико-ориентированных проектов, направленных на социально-экономическое и культурное развитие страны (регионов). Таким образом, уровень и качество высшего образования превращаются в стержневые ресурсы экономического развития страны (региона), укрепления социальной стабильности и интеллектуального потенциала гражданского общества.
В сложившихся условиях необходимо, чтобы российское образование, прежде всего, его высшая школа обеспечивали адекватный мировому уровень культурного развития общества, воспроизводство и рост кадрового потенциала, формировали у обучающихся соответствующую современному уровню знаний и уровню образовательных программ картину мира, способствовали активной интеграции личности в национальную и мировую культуры.
По мнению автора статьи, исключительная роль высшей школы обусловлена тем, что современный вуз выступает и хозяйствующим субъектом, аккумулирующим значительные материальные средства, осуществляющим инвестирование в собственное развитие и разрабатывающим собственную стратегию развития; и уникальным институтом, формирующим множество рынков товаров и услуг (образовательных, информационных, консультационных и экспертных услуг, высококвалифицированных специалистов, научно-прикладных разработок, открытий, изобретений и т.д.). Следовательно, рост инновационной активности в различных областях человеческой деятельности может получить дальнейшее эффективное
развитие только в условиях становления инновационной системы образования на основе информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на новые образовательные результаты (инновационные знания, достижения и прорывные направления развития науки, техники и гражданского общества).
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (М., 2008) ориентирована на повышение доступности соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным потребностям общества и каждого гражданина качественного образования. Реализация этой цели предполагает решение таких приоритетных задач, как обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей; участие в международных сопоставительных исследованиях.
Автор статьи разделяет точку зрения, согласно которой инновационная деятельность высшего учебного заведения характеризуется образовательными, учебными, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, производственно-вспомогательными, экономико-управленческими и социокультурными составляющими. Организация инновационной деятельности высшим учебным заведением, носящая многовариантный и многоаспектный характер, означает, прежде всего, повышение его инновационной активности, связанной с радикальной перестройкой научно-образовательного процесса, созданием собственной инновационной инфраструктуры, активным участием в формировании региональной инновационной инфраструктуры. Таким образом, повышение инновационной активности высшего учебного заведения опосредовано проникновением рыночных отношений в образовательную среду (ростом конкуренции между вузами, становлением и развитием образовательных учреждений, способных к саморазвитию, их включенностью в систему различных институтов и межфирменных взаимодействий). «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», заложенная в основу реформы российского образования, предусматривает формирование вузов нового типа, к которым в мировой практике принято относить инновационные, предпринимательские, исследовательские и инновационно-предпринимательские учебные заведения1.
К инновационным учебным заведениям автор статьи относит инновационно-активные образователь-
1 Традиционные образовательные учреждения, не использующие в своей деятельности различного рода инновации, в отличие от образовательных учреждений развивающего (инновационного) типа, относят к классу функционирующих (пассивно-приспособительных).
ные учреждения высшей школы, которые, руководствуясь нормативно-правовыми и законодательными документами, разработанными на мировом, федеральном, региональном, муниципальном и вузовском уровнях, обладают значительным инновационным потенциалом и необходимыми материально-техническими ресурсами, развитой инновационной инфраструктурой, высококвалифицированным инновационным кадровым потенциалом, принимают инновационно-ориентированные административно-управленческие решения, способствующие росту их инвестиционной привлекательности (см. схему).
Предпринимательские учебные заведения (от англ. entrepreneurial university)1: высшие учебные заведения, систематически прилагающие усилия по преодолению ограничений в сферах генерации знаний, преподавания и преобразования знаний в практику путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой [1].
Предпринимательские университеты как типичные бизнес-структуры предполагают высокую долю самоорганизации и самоуправления, ориентацию на саморазвитие. Поэтому этот вид учебных заведений часто характеризуется термином «саморазвивающиеся университеты», указывающим на метод и цели преобразований [6].
Предпринимательские университеты активно обучают предпринимательству, помогают обучаемым
стать предпринимателями, реализуют программы бизнес-инкубаторов и технопарков, способствуют созданию стартапов и началу активной производственной деятельности. Предпринимательские университеты создают условия для интрапренерства и антрепренерства научного и профессорско-преподавательского персонала, развивают университетскую инновационно-предпринимательскую инфраструктуру, формируют «фабрики мыслей», центры трансферта технологий, консалтинговые структуры и т. п.
Кроме того, в условиях становления экономики знаний интенсифицируется развитие такой особой формы предпринимательства, как знаниевое предпринимательство, предполагающее интеграцию науки, образования и производства [3], [4].
Исследовательские учебные заведения - одна из форм интеграции высшего образования и науки, пользующаяся за рубежом наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства для проведения научной и образовательной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации создается сеть федеральных (ФУ) и национальных исследовательских университетов (НИУ) как база развития отечественной высшей школы и основа поддержки инновационной экономики России. Федеральные и национальные исследовательские университеты создаются для содействия динамичному развитию научно-технологического комплекса страны иобеспечения его необходимыми кадровыми ресурса-
Схема
Модель регионального инновационного университета
Региональные и Минобрнауки - Местное сообщество:
местные органы руководящий население, бизнес-структуры,
власти управляющий орган органы СМИ
Законодательная и нормативно-правовая база
J_£
ВХОД
Абитуриенты Информационные ресурсы Материально-технические
ресурсы Источники финансирования Кадровое обеспечение
РЕГИОНАЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инновационная научно-образовательная деятельность
ВЫХОД
Квалифицированные кадры с высшим образованием (различных уровней)
Научно-методическая продукция Социально-культурные результаты
Система превентивных и упреждающих обратных связей
1 Четкого определения понятия «предпринимательский университет», используемого во множестве работ, опубликованных с середины 1990-х гг., до сих пор не выработано, существуют лишь качественные описания. За рубежом концептуальные принципы формирования наиболее разработанной модели предпринимательского университета сформулированы Б. Кларком, К. Камероном, Г. Минцбергом, Г. Стивенсоном, Р. Ковеном и др.
ми, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов обновления и долгосрочных потребностей инновационной экономики.
Инновационно-предпринимательские учебные заведения - высшие учебные заведения, деятельность которых основана на синтезе идей инновационного и предпринимательского университетов.
Следует отметить, что в современных условиях развивающиеся на принципах инновационности университеты достаточно непросто отнести к какому-либо одному из указанных типов. Главные задачи типичного регионального университета, сочетающего исследовательские и предпринимательские функции, как правило, направлены на решение проблем многоуровневого образования, фундаментальных и прикладных исследований, трансферта новых знаний и технологий, участия в программах и проектах экономического, социокультурного и инновационно-технологического развития своего региона.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью ее максимальной адаптации к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема и состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов, модификация характера взаимоотношений преподавателя и обучаю-
щегося и т.д. как имманентные характеристики высшего образования, вытекающие из его смысла, сущности и назначения, задают объективную направленность и инновационность педагогики, открывают пути и направления дальнейшего поиска, способствуют воплощению педагогических новшеств в повседневную практическую учебно-воспитательную деятельность.
Список литературы
1. Константинов, Г.Н. Что такое предпринимательский университет / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49 - 62.
2. Попов, Е.В. Институциональный анализ развития экономики знаний / Е.В. Попов, М.В. Власов // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3 (23).
3. Сербиновский, Б.Б. Знаниевое предпринимательство в инновационной экономике / Б.Б. Сербиновский // Финансы, денежное обращение и кредит. Организация финансовых систем: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 4 июня 2009 г. - Новочеркасск, 2009. -С. 77 - 94.
4. Сербиновский, Б.Ю. Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг / Б.Ю. Сербиновский, А.М. Оз-доева. - Новочеркасск, 2010.
5. Танскотт, Д. Электронно-цифровое общество / Д. Танскотт. - М., 1999.
6. Хохлов, А.Ф. Проектно-ориентированный университет / А.Ф. Хохлов, Р.Г. Стронгин, А.О. Грудзинский // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С. 3 - 11.
УДК 37.01(082)
Р.В. Ардовская
ЕЩЁ РАЗ О ДЕФИНИЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
В статье методом частотного анализа рассматриваются сорок две дефиниции «компетентности» и четырнадцать дефиниций «профессиональной коммуникативной компетентности», выводится рабочее определение профессиональной коммуникативной компетентности.
Компетентность, коммуникация, профессиональное образование, дефиниция, образование, личность.
The paper analyzes forty-two definitions of "competence" and fourteen definitions of "professional communicative competence"; a working notion of the professional communicative competence is then defined.
Competence, communication, professional education, definition, education, personality.
Для современного этапа развития педагогики характерна ориентация на компетентность как ожидаемый результат образования человека на разных ступенях возрастного развития. Активно ведутся исследования по выявлению коммуникативной компетентности у людей разного возрастного и статусного уровня [1, с. 327 - 343].
Все словари указывают на латинский язык как единственный источник происхождения термина «компетентный». Компетентный (лат. сотре1е^, сompetentis - подлежащий, способный) - знающий,
осведомленный в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо [2, с. 169].
Толковый словарь С.И. Ожегова под словом «компетентный» понимает: 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь отрасли; 2) обладающий компетенцией. Производным словом является «компетентность» [3, с. 242].
«Компетенция» и «компетентность» передается на английский язык одним словом competence. По-видимому, этим объясняется нечеткое разграничение