Научная статья на тему 'Основные этапы определения места и роли предпринимательства в экономике'

Основные этапы определения места и роли предпринимательства в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпович Наталья Викторовна

Произведено обобщение теоретических представлений современных школ менеджмента к проблемам становления предпринимательства. Прослежены преемственность и неоднородность теоретических представлений об экономике предпринимательства. Определены место и роль предпринимательства в экономической среде. Выделены особенности предпринимательства как инновационно активной подсистемы современной социально-экономической системы рынкаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article produced synthesis of the theoretical concepts of modern schools of management to the problems of becoming of business. The continuity and the heterogeneity of the theoretical ideas about the economy of enterprise. The place and the role of entrepreneurship in economic environment. Peculiarities of entrepreneurship as innovation-active subsystem of the current socio-economic system of the market

Текст научной работы на тему «Основные этапы определения места и роли предпринимательства в экономике»

УДК 336.33

Н.В. Карпович

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Необходимость реформирования экономической политики России с целью реализации имеющегося потенциала преимущественно на инновационной основе признается сейчас многими. По оценкам специалистов, представивших в 2009 г. отчет «Восприимчивость российской политической системы к инновационным импульсам», одним из очевидных позитивных моментов очередного глубокого кризиса мировой экономики безусловно следует считать практически единодушное, хотя и несколько запоздалое, признание экспертами ведущих «мозговых центров» правоты, казалось бы, давно лежащей на поверхности идеи о том, что главной движущей силой устойчивого экономического развития являются инновации, а не стимулирование роста сбережений или, тем более, пресловутая рыночная капитализация.

Инновационная основа является главным приоритетом предпринимательства. В процессе поступательного развития экономических процессов внутри страны особую роль играют предпринимательские структуры, формирующие скелет единой структуры производственных и сбытовых цепочек взаимодействия предприятий региона. Совокупность предпринимательских структур региона, государственных, муниципальных, частных организаций, обеспечивающих бесперебойность хозяйственной деятельности в регионе, представляет собой региональную систему предпринимательства в общем виде.

Более полные определения системы предпринимательства можно найти в научной литературе, результатах исследований деятельности предпринимательских структур в отдельных отраслях. Так, авторский коллектив под руководством профессора А.Н. Асаула [1] выделяет предпринимательскую деятельность строительных организаций как «продукт социально-

экономического развития общества, который требует постоянного и пристального внимания со стороны общества. В целях поддержки предпринимательства возникают негосударственные общественные профессиональные организации, которые могут опосредованно влиять на управление экономикой регионов, а иногда и стран. Общественные профессиональные организации выступают объединяющими органами для разрозненных, самостоятельно действующих предпринимательских структур в одной или родственных областях экономики, формируя общую систему предпринимательства региона».

Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [2].

Итак, предпринимательство принято определять следующим образом:

- деятельность, направленная на максимизацию прибыли;

- инициативная деятельность предпринимателей, заключающаяся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

- процесс организационной новации;

- прямая функция реализации собственности;

- действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянную реализацию этих изменений;

- стиль хозяйствования;

- процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;

- взаимодействие субъектов рынка, и т. д.

Рассматривая предпринимательство как

продукт рыночного хозяйства, в историческом аспекте, мы видим, что развитие рыночного хозяйства является катализатором изменений в предпринимательстве, а именно: организационных форм, предпринимательских функций, масштабов и сфер применения.

Соответственно и терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

В западной экономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают не только с Р. Кантильоном, но и с А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж.Б. Сэем, а также с К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И. Кирцнером, М. Ве-бером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства - несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка пред-

принимателями («предприниматель» в переводе с французского - «посредник»), а новые явления хозяйственной деятельности - предпринимательством.

Процесс развития теории предпринимательства проходил на основе осмысления практики предпринимательства в четыре этапа.

На первом этапе внимание концентрировалось на риске предпринимателя. Р. Кантильон (XVIII в.) впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства.

Утверждалось, что предприниматель - это любой индивид, обладающий предвидением и желающий принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются не только надеждой получить доход, но и готовностью к потерям. Последователями этой теории были представители немецкой класс-сической школы XIX в. И. Тюнен и Г. Ман-гольдт, а также американский экономист Ф. Найт.

В исторической ретроспективе исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность, связанная с перемещением товаров с рынка на рынок, а источником ее дохода служила разница в ценах. В этот период предпринимательство играло вспомогательную роль, а его функциональное содержание ограничивалось поиском сфер прибыльного приложения капитала, притом в условиях практически полного отсутствия институциональной организации рыночного хозяйства. В этих условиях доминирующими признаками предпринимательства были высокая степень риска и соответственно стремление к максимизации прибыли, а предпринимательская функция являлась монополией собственника, единоначально определяющего все стороны своей деятельности и возлагающего на себя полную ответственность за ее результаты. Не случайно именно эти признаки и были зафиксированы экономистами XVIII в. как определяющие сущность предпринимательства.

По мере усложнения предпринимательской деятельности и обособлений функций собственности и управления содержательный момент

предпринимательства переносится в сферу организации и управления им.

Развитие этих представлений неоклассической теории привело к интерпретации предпринимателя как менеджера, комбинирующего факторы производства, а предпринимательства -как управленческой функции, которая, как утверждает Д.Б. Кларк, не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит целиком в установлении и поддержании эффективных взаимодействий между факторами производства.

Второй этап научного осмысления предпринимательства концентрирует внимание на личности предпринимателя. В. Зомбарт и Ж. Пи-левский рассматривали предпринимателя и предпринимательство в исторической перспективе, акцентируя внимание на преимуществах обществ, где действуют люди с предпринимательскими способностями. Однако в целом эту волну связывают с именем Й. Шумпетера, полагавшего, что в основу экономического развития положена специфическая функция предпринимателя, которая проявляется всякий раз в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. Если вместо количества факторов мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение. Трактовка предпринимательства как новаторства, а предпринимателя - как лица, являющегося движущей силой прогрессивных изменений в экономике, соответствовала этапу развертывания

итя.

На третьем этапе, со второй половины XX в., в результате теоретических исследований Й. Шумпетера, а также представителей новоавстрийской школы Л. Мизеса и Ф. Хайека возникла многофункциональная модель предпринимательства. Они впервые предпринимательство рассматривали как процесс развития идеи, а их последователь И. Кирцнер построил теорию предпринимательства как процесс перехода от одного равновесного состояния «арбитражных» сделок к другому.

С точки зрения Й. Шумпетера, специфическая роль предпринимателей состоит в преодолении инерционности экономической системы

и стремления хозяйственных субъектов действовать согласно установившейся практике [5]. Сама по себе экономическая система обладает, по Шумпетеру, колоссальным инерционным потенциалом. Любая инновация в хозяйственной сфере сопряжена с определенным риском, которого большинство экономических субъектов стремятся избежать. В результате они чаще склонны действовать традиционно, а не новаторски, даже в ущерб собственной выгоде: бизнесмены не спешат вкладывать капитал в новые предприятия (даже если их рентабельность не вызывает сомнений), управляющие предпочитают сохранять профиль корпоративной деятельности (даже если другие отрасли представляют возможности для роста), работники не любят менять место работы (даже если им предлагают более выгодные условия).

Поскольку такая инерционность является свойством социально-экономической среды, субъекты хозяйствования часто не склонны к инновациям не в силу собственной неадекватности, а как раз наоборот - по причине рациональной природы их действий. Стремление адаптироваться к устойчиво функционирующей среде заставляет отказываться от выгодных капиталовложений, внедрения новых технологий, кадровых комбинаций и т. п. «Наилучшие с экономической точки зрения и технически наиболее совершенные комбинации [производительных сил], - пишет Й. Шумпетер, - хотя и с неизбежностью, но все же очень часто не совпадают, причем вследствие приспособления экономики к правильно распознанным условиям, а не просто в силу отсутствия знаний или инертности» [5].

При этом И. Шумпетер указывает, что наибольшие прибыли и убытки получаются в результате стихийных, заранее непрогнозируемых изменений внешней среды. В результате именно таких изменений возникают новые ситуации, приспособление к которым требует некоторого времени. «И до того, как это произошло, в народном хозяйстве можно наблюдать значительное число случаев положительной или отрицательной разницы между издержками и доходами» [5, с. 412]. Речь идет о возможности получения определенным предприятием

конкурентного преимущества в условиях неожиданного изменения внешней среды. Логика И. Шумпетера заключается в том, что предпринимательство представляет собой деятельность по сознательному внесению возмущений в хозяйственную среду в расчете на получение конкурентного преимущества и, как следствие, высокого дохода.

С переходом к индустриальной стадии приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не игра на разнице рыночных цен, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов, т. е. эффективного способа производства, становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение в соответствии с управленческой структурой хозяйственной организации. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника, а содержательная сторона предпринимательства усматривается в комбинировании факторов производства с целью их наиболее эффективного использования.

Производить, в концепции И. Шумпетера, означает «комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы» [5]. Производственная инновация - это создание новой комбинации такого рода. Рыночная конкуренция представляет собой не что иное, как конкуренцию таких комбинаций, одни из которых оказываются сильнее и приносят их авторам (или хозяевам) доходы и почести, другие - не оправдывают возлагавшихся на них надежд, их инициаторы не получают вознаграждения, а часто и компенсации за вложенные силы и средства,

Вклад этого ученого в развитие теоретической базы исследования феномена предпринимательства определяется двумя факторами: Й. Шумпетер 1) представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, не сводимого напрямую к феномену капиталистического производства, 2) дал развернутое обоснование позитивной роли предпринимате-

лей в экономической системе, положив тем самым начало развитию конструктивных теорий предпринимательства.

К четвертому этапу можно отнести современный период развития теории предпринимательства. Постиндустриальная стадия развития общества, с характерным для нее ростом роли новаторства и социализации производства, установила иные приоритеты хозяйствования. Не рационализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования становится ключевым звеном предпринимательской деятельности. Целевые устремления связаны с обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной организации, а не с максимизацией частного результата. Ключевую роль играет не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования в соответствии с тенденциями развития общественных потребностей и производства. Поэтому в постиндустриальной экономике инновационная деятельность становится определяющим признаком предпринимательства, а само оно начинает играть главенствующую роль в общественном производстве. В трудах П. Друкера [2] рассматриваются не только сущностные, но и управленческие аспекты предпринимательской деятельности с переходом на междисциплинарный уровень анализа. Работы Г. Пиншота положили начало формированию современных концепций внутрифирменного предпринимательства, укрепили понимание предпринимательства как глобального процессного явления, не обязательно ассоциируемого с понятием «собственность».

На научное осмысление предпринимательства оказали влияние и достижения институциональной теории, рассматривающей организации (в том числе и предпринимательские) как открытые системы. Создание синергетической экономической теории, описывающей неравновесное динамично эволюционирующее сообщество разнообразных открытых экономических систем, повлияло на понимание самого понятия «предпринимательство».

Синергетический подход, исходящий из открытости системы, акцентирует взаимосвязь

предпринимателя и среды его деятельности -определяет предпринимательство как процесс самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляемый во взаимодействии с внешней и внутренней средой. Этот процесс преследует цель максимизации возможностей предпринимателя удовлетворять комплекс его социально-экономических потребностей (а не максимизации прибыли) в рамках неравновесного динамического баланса противоречивых социально-экономических интересов участников этого процесса - индивидуумов, организаций и общества в целом. Принципиальная особенность синергетического подхода к теории предпринимательства содержится в учете единства предметно-материального и идеально-творческого начал в предпринимательской деятельности [4].

В сущности, специфика предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. Между тем, сам по себе обмен становится источником предпринимательства только тогда, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Роль обмена в генезисе предпринимательства трудно переоценить. Во-первых, обмен выступает исходным и конечным пунктами предпринимательства. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

Наконец, изменение условий обмена выступает определяющим фактором развития предпринимательства. Все это свидетельствует о том, что именно в обмене предпринимательство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения, а стадия обмена становится определяющей. Анализируя экономическую природу предпринимательства с этих позиций, мы

видим, что принимаемые внешние его проявления в качестве сущностных черт - инициатива, риск, комбинирование факторами производства и новаторство - на самом деле отражают лишь различные функциональные стороны деятельности по осуществлению предпринимательства и могут рассматриваться лишь в качестве его признаков [5].

Предпринимательская инициатива имеет экономическую природу связана с наличием рыночной неопределенности и экономической свободы. В этом смысле она должна рассматриваться не как свойство человеческой натуры, а как стремление к реализации предоставляемых самим провесом рыночного обмена возможностей извлечения выгоды. Поскольку такой обмен осуществляется к взаимной выгоде участников этого процесса, предпринимательскую инициативу следует ассоциировать с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей, поэтому содержательным моментом предпринимательства является не механическое перераспределение в свою пользу существующих благ, а создание дополнительных. Благодаря предпринимательской инициативе происходит нарушение рыночного равновесия как в сфере обращения, так и в сфере производства.

Другой признак предпринимательства -коммерческий риск, отличающийся от простого риска тем, что связан с нацеленностью на обращение рыночной нестабильности и неопределенности (возникающих не только в силу изменчивости рыночных условий - изменения конъюнктуры, цен, предложений, но и как реакция на инициативы предпринимателей) в свою пользу, в форме определенного вознаграждения, а не со склонностью предпринимателей к риску.

Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений.

Побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес - прибыль, которая может быть получена в результате рыночного обмена и является ре-

зультатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота.

Новаторство, ставшее символом предпринимательства в XX в., как элемент присутствует в нем всегда, поскольку деятельность в условиях нестабильности и неопределенности требует от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода [5]. В этой связи особенно важно подчеркнуть, что с экономической точки зрения новаторство представляет собой не открытие и не изобретение, а практическую реализацию предпринимательской идеи, точнее говоря, коммерциализацию новых технических, технологических, организационных и иных достижений. Новаторскую роль предпринимательства вряд ли правомерно ограничивать только нововведениями, как полагал И. Шумпетер. Она обязательно включает в себя распространение нововведений.

Как форма проявления творческого потенциала личности новаторство, безусловно, связано с человеческим фактором. Однако как бы сильно ни зависела склонность к новаторству от личностных качеств человека, как явление экономической жизни новаторство, прежде всего, обусловлено характером предпринимательской деятельности [5].

Таким образом, экономическое содержание новаторской функции предпринимательства заключается в расширении рыночного спроса. Предпринимательство как особый вид хозяйственного поведения реализует свои свойства (инициатива, риск, комбинирование и новаторство) в условиях конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Поэтому содержательный момент предпринимательской деятельности будет проявляться не только в завоевании преимуществ, но и в создании для себя лучших условий хозяйствования (главная специфическая черта предпринимательства как типа хозяйственного поведения). Результатом будет предпринимательская выгода как отражение реализованных конкурентных преимуществ.

В этой связи предпринимательство наиболее правильно определять как процесс, воздействующий на материальную культуру. В силу новаторства и посредством использования новых

технологий создаются новые товары и стимулируются новые потребности.

В некоторых работах предпринимательство противопоставляется хозяйственной деятельности, что лишено здравого смысла. Ибо совершенно ясно, что вся хозяйственная деятельность не может быть новаторством, так как новаторство выступает формой проявления накопленных результатов в процессе хозяйственной деятельности, что впоследствии генерирует идею.

В нашей стране термины «предпринимательство» и «бизнес» употребляются как синонимы (предпринимательство - русское название бизнеса). Терминологическое отличие в том, что бизнес для своей деятельности использует нарушение рыночного равновесия, вызванного предпринимательством. В этом случае бизнесмен получит дополнительный доход как результат реализованной инициативы. С течением времени, когда все большее количество бизнесменов внедрит новейшие технологии, использует технологии предпринимателя, рынок выровняет условия для производства и обращения, и в соответствии с законом полезности дополнительный доход будет сокращаться. Снижение доходов заставляет бизнесменов проводить диверсификацию, способствуя восстановлению рыночного равновесия.

Таким образом, предпринимательство отличается от бизнеса только одним существенным свойством - новаторством, приводящим к нарушению рыночного равновесия.

Предпринимательство, в широком смысле, в отличие от бизнеса встречается значительно реже, «предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в обычной жизни не бывал хоть немного предпринимателем» [5], т. е. мы имеем дело с бизнесом. Бизнесмен может всю жизнь заниматься бизнесом и не быть предпринимателем, однако вся рыночная экономика без предпринимательства как социально-экономического феномена существовать не может.

В обиходе допускается равнозначность этих терминов, ибо узкий термин «предпринимательство» соответствует термину «бизнес»

в широком смысле этого слова. В конкретном случае, когда речь идет о принципиальном различии между этими понятиями, необходимо это уточнять.

Таким образом, предпринимательство - это особый вид хозяйственной деятельности, суть

которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов посредством рыночного обмена, направленной на завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асаул, А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства [Текст] / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев, Е.Г. Гу-жва, А.А. Петров, Р.А. Фалинский - СПб.: ИПЭВ, 2008. - 280 с.

2. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение [Текст] / П. Друкер. - М.: Фаир-пресс.

3. Колесникова, Л. Предпринимательство: от

«максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем [Текст] / Л. Колесникова // Вопросы экономики. - 2001. - № 10.

4. Тарануха, Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике [Текст] / Ю.В. Тарануха. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 368 с.

5. Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст] / И. Шумпетер. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.